Статья про "хороших" румын, озаглавленная почему-то "Оккупация Одессы румынской армией"
https://goo.gl/NV9nna А еще недавно в топе живого журнала была статья про то как румыны всё разумно устроили в этой же Одессе (но в параллельной реальности)
http://mi3ch.livejournal.com/3663401.html
Чехословакия еще немцам в последние годы войны помогала - немецкие заводы и инфраструктуру бомбили Союзники, а вроде как чехов нельзя. И чешские заводы как минимум технику выпускали, в том число противотанковые САУ, не самые плохие.
Чтоб разрушить некоторые идиллические оттенки по испанцам высказанные Игорем Васильевичем..
Из Владимир Рудинский
"Под Белым Крестом" N2, апрель; N3, сентябрь 1952г.
" Значительная часть коллекции, указывается в акте, пострадала от солдат испанской "Голубой дивизии". Испанцы вообще оказались страшным бичом новгородских древностей. Церковь Входа в Иерусалим (здесь была картинная галерея) они превратили в кузницу, дворец архиепископа - в морг. Большую часть хорошо сохранившихся церковных иконостасов испанцы пустили на дрова. Знаменский собор полностью сожгли "по неосторожности". "Особый случай, - писал доктор Роскамп в своем подробнейшем отчете уже в марте 1942 года, - церковь Михаила Архангела, единственный действующий в городе в годы советской власти храм. Эта церковь хорошо сохранилась, здесь были собраны произведения искусства из многих храмов. Испанские солдаты взорвали дверь ручной гранатой и проникли внутрь, из храма были украдены серебряная утварь и иконы". Надо заметить, что на дверях древних храмов были прибиты запретительные надписи на немецком и испанском языках, но испанцы не обращали на это никакого внимания и продолжали грабить церкви. От испанцев пострадали практически все храмы."
И до нас дошло достаточно много писем того же Пономарева в Берлин, в Ригу, обращенных к немцам, - с требованием, чтобы немецкая армия защитила культурные ценности. Чтобы около разрушенных, разбитых дверей древних храмов были поставлены немецкие часовые и чтобы библиотечные книги не сжигали - редкие рукописные книги, например, - не сжигали в печах. Потому что испанцы это делали. Он сам занимался реставрационными работами, и до сих пор в фондах новгородского музея есть иконы, на которых профилактические заклейки сделаны газетами 1942 года"... .. Выяснилось, что испанские саперы в поисках сувениров сняли крест с Софийского собора и увезли его в Испанию на память. ... "Любой человек, знающий ценность того или иного произведения искусства или просто той или иной вещи, - продолжает профессор Ковалев, - не может пройти мимо, видя, как испанцы иконами заставляют окна, или как ими мостятся дорожки к отхожим местам, или как они используются в качестве мишеней. .."
И отзыв Ивакина А.Г. (известный писатель и поисковик)
"приходилось работать на Водосском плацдарме и на Лезнинском - это недалеко от Чудово.
Даж испанский пистолетик "Астра" поднял как-то.
Разговаривал с жителями, пережившими оккупацию, в самом Чудово. Об испанцах очень плохо отзываются. Воровали все, что не приколочено, трахали все, что движется. Трезвыми не бывали. Воевали отчаянно, но совершенно бестолково. Эдакие махновцы. "
Короче воевали против нас все кому не лень. А после войны мы их пытались перевести на коммунистические рельсы, простили им все грехи, помогали поднимать образование, восстанавливать промышленность. Сами не уберегли наш строй, и эти при первой же возможности переметнулись. Как в прочем и во время войны. Умеют они переобуваться на лету.
Эх, не жалеете историков, не даете толком заработать трудовую копеечку. Бедняги записываются, стачивают глотки, а вы их по нескольку в день кидаете в огонь горящих глаз. Так и денег на школьные обеды для поощрения самых любимых рассказчиков не хватит))). У меня, увы, времени вечером дефицит - не удается просмотреть _даже_ исторические передачи.
Вижу! Не за горами те времена, когда наиболее маститые будут оговаривать ограничения на появление в эфире конкурентов по смежной тематике, будут ссориться, грозить уйти к альтернативному ведущему - свинопереводчику)).
Хотя такая конкуренция-монетизация, конечно, намного лучше, чем диктат пустых лиц и развлекательно-пугательного формата на телевидении. Собственно, за это и любим.
Ещё про Португалию можно было добавить. И вашим и нашим, за копейку спляшем.
С началом Второй Мировой войны Португалия заняла жесткую позицию нейтралитета, о чем было заявлено Салазаром в сентябре 1939 года. то же время Салазар, сохраняя нейтралитет, не забывал о тех выгодах, которые может получить страна, сотрудничая с противоборствующими сторонами. Португалия активно поставляла стратегические материалы и продовольствие воюющим сторонам, накапливая за счёт этого большие валютные резервы.
Салазар мудро запретил проведение в стране какой-либо антисоветской пропаганды, высоко отзываясь о мужестве и стойкости русского народа во Второй Мировой войне. В то же время Салазар сохранял последовательность и независимость своего внешнеполитического курса, объявив в мае 1945 года траур в связи с кончиной Гитлера.
Вопрос к Игорю.
Сколько в итоге в процентном соотношении воевало на Восточном фронте непосредственно немцев и сколько их союзников (включая финнов)? И, если можно, порекомендуйте какую-нибудь авторитетную книгу с такими подсчетами, если такие подсчеты производились.
И еще вопрос. Уже который раз слышу про мощь Чехословацкой предвоенной промышленности. Есть ли какая-либо литература, в которой эта "мощь" разбирается в цифрах и сравнивается, например, с немецкой промышленностью или советской. Чего производили, в каких количествах, какого качества, добывали, перерабатывали, выращивали?
Спасибо!
м-да... мне один испанец рассказывал, что его дед, воеваший в Голубой Дивизии привёз икону и самовар. уж не он ли гранатой ту дверь взрывал?..
вообще что характерно, Испании нефть продавал Стандарт Ойл, которой владел как известно Рокфеллер, кто он был по национальности думаю известно... про вольфрам, покупаемый Германией в США давно слышал, но не слишком верил, а тут вон какая двуходовая схема была...
про Португалию вообще интересно - самый первый как бы фашисткий режим, и самый глубокий нейтралитет, скользкие эти иберийцы в общем
У нас в воронежских краях этот евросоюз неплохо был представлен. Ведь тут мясорубка была , практически, как под Сталинградом: линия фронта в Воронеже проходила по реке. Берег левый - берег правый, долбили друг друга и от города ничего не осталось.
Кроме немцев были представлены и итальянцы с венграми.
Итальянцы по отзывам были наиболее лояльны к местному населению и раздолбаи.
В эпоху перестройки, когда всем проповедовали "мир-жвачка" на юг области в город Россошь потянулись гости из Италии на могилки своих предков. Для сотрудничества с местной администрацией построили детский сад, на месте захоронения своих - памятник. Приезжали с визитами регулярно, но потом вышел конфликт: пошли по улицам с песней, а это им запретили, сказали, чтобы не ходили со своими оккупационными песнями.
Венгры плохо относились к жителям, зверствовали. Наши крестьяне их знали, как "мадьяров". Это их отношение хорошо запомнилось и, вроде бы, осуществилась поговорка про "глаз - вон". Кому-то из приехавших на могилы предков венгру выбили глаз реально. Но это я знаю только по рассказам бабушек.
Не знаю, как тут выкладывать картинки, есть у меня кое-какие любопытные на примете времен оккупации.
Да, по белых и пушистых итальянцев я поторопился.
Вот здесь достаточно полная статья об итальянцах и их наследниках и о наших пособниках - тоже.
Ссылка
http://www.kompravda.eu/daily/26137/3027092/?cp=7
А как же братья прибалты? Литовцы, латыши, эстонцы?
Многих конечно под дулом загнали, но были и добровольцы в SS легионах служили.
А теперь все за независимость боролись и до сих пор маршируют!
Может надо продолжить и про оккупированные советские территории и про УПА тоже напомнить.
Вот Игорь Васильевич рассказывая про Бессарабию говорит, что возвращали своё.
Бессарабия-то понятно. А как же Северная Буковина? Почему она в рассказе была обойдена молчанием?
Пару замечаний на вскидку, не претендуя на истину в последней инстанции. Если найдутся специалисты по поднятым вопросам - было бы интересно прочитать их мнение.
Приведены достаточно интересные факты, вот только для понимания нюансов и, главное, истинной сущности и причин происходивших процессов было бы неплохо "поднять" экономические и властные перипетии Чехословакии. Во-первых, кризис 30-х годов вряд ли благотворно сказался на чешской промышленности. Германия при любых раскладах была (и, собственно, есть и по сей день) для них одним из приоритетнейших рынков. А уж военные заказы - это вообще золотое дно для промышленности. Таким образом, очень вероятно, что Чехословакия была сдана в свое время не только западными державами, но и как минимум частью собственной промышленной элиты.
И своеобразный "лирический" комментарий по замечанию о религиозном "клине" между сербами и хорватами, а также об их противоречиях в целом. Мне, кстати, как-то приходилось слышать, что сам язык их практически идентичен, только в сербском используется преимущественно кириллица и язык они называют сербохорватским, а в хорватском исключительно латиница и язык - хорватосербский...
Что же касается глубинной сущности их сербо-хорватских противоречий - это, по-видимому, обширная тема для серьезного исследования. Я же могу поделиться лишь одним небольшим наблюдением. Как-то раз смотрел я в Интернете информацию по битве на Косовом поле 1389 года. Похоже, что в истории сражения не просто множество белых пятен- его ход и непосредственные результаты практически неизвестны: в большинстве случаев там нет установленных фактов, а есть лишь догадки и предположения. Интересно было почитать на этот счет записи в Википедии на разных языках. Конечно, Википедия вряд ли может считаться авторитетным источником для научно-исторической стороны вопроса - зато дает неплохое представление об умонастроениях в разных странах.
Итак, сербский и турецкий варианты достаточно "предсказуемы".
У сербов: непосредственный исход сражения крайне неясен, это была скорее победа сербов или как минимум ничья. У турок: Османское государство - первоклассная держава того времени, его тогдашние серьезные успехи, а также политические последствия сражения дают все основания говорить об османской победе.
Но наиболее "эмоционально" интересными оказались хорватский и польский варианты. Напомню: ни Хорватия той поры, ни даже какие-либо ее политические деятели той поры к сражению никоим образом не причастны - то есть какие-то "исторические обиды" хорватов именно в этом вопросе исключены. Тем не менее, там сочли своим долгом "высказаться по наболевшему вопросу". О самом сражении практически ничего не сказано - зато есть указание, что несмотря на неясность с результатом битвы, сербы после нее не замедлили "прогнуться" под османов. А после поражения тех при Анкаре не замедлили предать своих недавних сюзеренов. Откровенно говоря, подобного антисербского "эмоционального заряда" нет даже в турецкой статье Википедии.
Но на этом "чудеса" не заканчиваются. Разумеется, в отличие от православных сербов хорваты являются католиками - но попробуйте поискать более рьяных католиков, чем поляки. Так вот, в польской статье Википедии подчеркнуты следующие детали. Сначала на основании не слишком внятного сообщения турецких источников об участии на сербской стороне славянских войск из северных стран делается вывод, что это были именно поляки. Затем особо подчеркивается напряженный характер сражения. То есть: четких подтверждений нет - но поляки участвовали в сражении с османами! И далее: скорее всего, битву проиграли - но зато как дрались!
Да, все это лишь мелкий штрих - но зато очень показательный. Например, после такого как-то не очень удивляют рассказы о зверствах хорватских усташей, на фоне которых меркнут даже деяния их германских покровителей.
Далее, как бы это странно ни звучало, но очень похоже, что для некоторых наших современников до сих пор "не окончены" сражения, давность которых исчисляется веками - причем при этом даже не обязательно участие там их предков. И фактор религии здесь может принимать самые причудливые формы: как-то приходилось слышать, что многие современные иранцы-мусульмане до сих пор не могут смириться с поражением сасанидского Ирана арабам в битве при Кадисии - по итогам которой, собственно, ислам в Иране и закрепился.
Немного арифметики: битве на Косовом поле сейчас более 600 лет, битве при Кадисии - уже почти полторы тысячи! Интересно было бы знать реакцию на события Второй мировой войны наших потомков через-тысячу другую лет - если, конечно, человечество к тому времени уцелеет, на что все же хотелось бы надеяться...
В этом смысле лично мне, сильно далекому от восхищения пропагандистами в принципе и советскими в частности, где-то становится понятнее "политика замалчивания" коллаборационизма в Советском Союзе: она вряд ли была [верна] - но в чем-то [правомерна].
> Немного арифметики: битве на Косовом поле сейчас более 600 лет, битве при Кадисии - уже почти полторы тысячи!
Сколько гражданских погибло в этих битвах, устраивался ли геноцин какого-либо населения тогда? слишком несопоставимые войны ты сравниваешь.
> В этом смысле лично мне, сильно далекому от восхищения пропагандистами в принципе и советскими в частности, где-то становится понятнее "политика замалчивания" коллаборационизма в Советском Союзе
Не любишь советскую пропаганду? Зря, она самая правдивая была:)
Как показала история - нельзя было замалчивать. Надо было периодически в морду тыкать и Европе, и аккуратно своим. А сегодня получается в Европе все хорошие, одни русские плохие. Плюс на Украине нацисты, а Евросоюз скромно молчит.
> А еще недавно в топе живого журнала была статья про то как румыны всё разумно устроили в этой же Одессе (но в параллельной реальности)
> http://mi3ch.livejournal.com/3663401.html
этож лютый пипец там, что сама заметка (типа, цитирование из книги А.Маляра), что комментарии к ней.
Как показало небольшое расследование, данный пост обычная агитка. да еще и плагиат
http://iwia.livejournal.com/780661.html
> Сколько гражданских погибло в этих битвах, устраивался ли геноцин какого-либо населения тогда? слишком несопоставимые войны ты сравниваешь.
Да по-разному бывало. Скажем, при взятии Иерусалима в свое время крестоносцы, по свидетельствам хронистов, устроили массовую резню. Периодически подобными вещами баловались монголо-татары. Иногда не было массовых убийств - зато всех поголовно обращали в рабство.
Скажем, указания еще Ветхого завета о возможности поголовного убийства врагов, вплоть до домашних животных, свидетельствуют если не об активном применении этого древними евреями, то как минимум о том, что такая практика не считалась в древности чем-то запредельным.
В конце концов, и сейчас где-нибудь, скажем, в африканских странах это нормальная практика - просто обычно на этом стараются не акцентировать внимание в наше политкорректное время. Да, там не всегда открыто провозглашаются соответствующие лозунги, но и целом тамошняя мысль пока еще не доросла до "глобальных высот" - а некоторые вещи даже и не проговариваются, поскольку проходят "по умолчанию".
Считать, что для всех без исключения древних или архаичных культур геноцид принципиально чужд (хотя порой попадаются и такие), мягко говоря, будет сильным преувеличением. Собственно, для многих нацисты и считаются "вершиной зла всех времен и народов" фактически потому, что пробовали ломать психику людей, которых веками пытались отучать от бессмысленной жестокости: над этим, при всех известных перекосах, работали и церковь (как ни крути, развернуть христианские заповеди на 180 градусоввсе же не получалось), и государство (резня в конечном счете подрывает экономику, политическую стабильность и пр.). И за века работы небольшие сдвиги в повседневном человеческом сознании все же успели произойти: убивать "просто так" нельзя было даже рабов в поздней Римской империи.
И, собственно, если добавить массовый геноцид к сугубо военным мероприятиям - что, о таких мерах будут меньше помнить?
> Не любишь советскую пропаганду?
Не люблю пропаганду в принципе. Причем самое страшное - "сращивание" пропаганды с наукой.
Сейчас читаю очень цикавую книгу. Старинов "Пройди незримым". Там довольно хорошо описывается о помощи испанских комарадов (на испанском товарищ кстати не комрад, а комарадо) в диверсионной деятельности. А что их менее сознательные земляки сожгли пару церквей так это хорошо, плохо что они в советских людей стреляли!
> Да по-разному бывало. Скажем, при взятии Иерусалима в свое время крестоносцы, по свидетельствам хронистов
Позволь укажу тебе на странность твоих рассуждений. Ты называешь две битвы не сопоставимые со Второй Мировой и даже Великой Отечественной ни по разрушениям, ни по жертвам, ни по масштабам. Я тебе на это намекаю, а ты начинаешь длительный экскурс в историю, Африку, Античность, Ветхий завет приплетаешь... Зачем, хочешь показать маштабность своих познаний и философский склад ума?
> И за века работы небольшие сдвиги в повседневном человеческом сознании все же успели произойти: убивать "просто так" нельзя было даже рабов в поздней Римской империи.
А унтерменшей-совков в 1941 можно стало. И даже с благословения церкви.
> Не люблю пропаганду в принципе. Причем самое страшное - "сращивание" пропаганды с наукой.
> Позволь укажу тебе на странность твоих рассуждений. Ты называешь две битвы не сопоставимые со Второй Мировой и даже Великой Отечественной ни по разрушениям, ни по жертвам, ни по масштабам.
Это не помешало этим сражениям оставаться "живыми" на протяжении поколений.
К слову, потери от японской агрессии вполне себе сопоставимы с потерями от агрессии германской - только вот своего Нюрнберга там не было. При этом характерно, что для многих жителей материковой Азии война на сегодняшний день "не окончена" - и речь не идет о каких-либо официальных заявлениях на высшем уровне: немало тех же китайцев или корейцев ненавидят японцев "по зову души". И ненависть здесь не отвлеченное понятие: скажем, конкретный китаец, узнав о совершенно не знакомом ему лично человеке, что тот японец, начинает вести себя с ним кардинально отлично от того, как он вел бы себя с представителем другой национальности. Я, например, знаком всего лишь с несколькими случаями, когда для человека из бывшего Союза узнать, что случайный встречный - немец, означало бы кардинально изменить свое отношение к нему. И в этой среде я прожил всю свою жизнь. Круг моего общения с китайцами на несколько порядков Уже - но япононенавистиников среди них, пожалуй, не меньше. Не далее как несколько дней назад слышал от одного китайца: "Мы ни с кем не стремимся враждовать, все сегодняшние противоречия будут решены. Проблемы у нас только с Америкой и Японией." Америка на сегодняшний день действительно несет основной источник рисков для Китая, - а вот Япония, похоже, пошла "фоново". Да, разумеется, границы, острова и прочее - но есть ведь подобные проблемы у Китая и с Вьетнамом, и с Филиппинами, и с Индией и т.д. - вот только как-то все они "выпали" из внимания.
При этом японская риторика периода Второй мировой ничем особо "выдающимся" вроде как не отмечена - и это, с моей точки зрения, довольно примечательный факт. Вся германская риторика по существу была направлена на снятие барьеров к изначальному негативу в отношении "чужаков". И вот создание подобных барьеров шло веками - а снимать их нужно было в экстренном порядке. А у японцев подобные барьеры были минимальными, массовый террор в отношении противников, включая мирное население, не рассматривался ими как нечто из ряда вон выходящее. И речь здесь не идет о некоем "изначальном садизме" японцев. Просто страна в XIX-XX веках начала "ускоренный выход" из средневековья, получившийся крайне неравномерным: "пошли вперед" экономика, военное дело, управление - а прочее было по остаточному принципу.
На сегодняшний день, скорее всего, в Японии все же произошли существенные изменения со времен Второй мировой войны - но зато есть немало социумов, которым даже до Японии времен Второй мировой, что называется, "как до Луны пешком".
> Я тебе на это намекаю, а ты начинаешь длительный экскурс в историю, Африку, Античность, Ветхий завет приплетаешь... Зачем, хочешь показать маштабность своих познаний и философский склад ума?
На сегодняшний день вопрос здесь гораздо более насущный. Да, со "снятием барьеров" для людей европейской цивилизации (в широком смысле этого слова: и тот же "Русский мир", столь часто упоминаемый в последнее время, - одна из вариаций европейских идеалов) есть проблемы, и серьезные. Но, пожалуй, главное в этом смысле сейчас - выстраивание формата отношений с людьми, у которых подобных барьеров никогда не было в принципе. С этой точки зрения, многие социумы и древности, и, скажем, современной Африки - явления одного порядка.
Подобные явления есть и внутри реального современного общества. Я, например, как-то слышал рассказ очевидца о процедуре одного задержания. Двое отморозков "из хорошей семьи" убили кого-то то ли из-за мотоцикла, то ли даже из-за более или менее приличного велосипеда, сейчас точно не вспомню. Но факт, что сделали они это практически в открытую - чуть ли не прилюдно. Соответственно, особого труда раскрыть дело не составило, и группа выехала на задержание. Искать "клиентов" также особо не пришлось: они со времени убийства были в собственном доме - бежать откуда, похоже, не собирались. Итак, вечер, семейство "изволит трапезничать", а к ним "на огонек" является группа. "Кто там? Чего, менты? Ну, заходите." "Брать кого будете? Этих? Забирайте!" Один из приехавших задал им, наверное, не слишком уместный вопрос: "И что, вот так их и брать? Вы бы им, может, с собой чего собрали?" Ответ был прост и, наверное, логичен для той обстановки: "Еще чего! Лишнее рыло - хуже пулемета!" Вот вам реальный случай "контакта цивилизаций" - причем непосредственно для него и "завозить" никого из дальних стран не пришлось.
> А унтерменшей-совков в 1941 можно стало. И даже с благословения церкви.
Опять же, ничего не имея против современных японцев, исключительно в качестве иллюстрации: насколько приходилось слышать, у японцев времен Второй мировой условностей было еще меньше немецких. Благословлял ли их при этом кто-нибудь - не знаю.
Про полмиллиона поляков, воевавших против нас на стороне немцев, "вставило" не по-детски. Вот это поворот! Игорю Васильевичу, с работами которого познакомился задолго до его прихода на "тупичок", я полностью доверяю, но нельзя ли подробностей и источников? Дело в том, что поляки в исторических дискуссиях любят как козырь выкладывать "...Во всяком случае мы массово с нацистами не сотрудничали. У нас "власовщины" не было. ..." А тут полмиллиона! Да не старост-полицаев, а в регулярных войсках! Чем бы их в споре теперь убедительно "припечатать"?
И ещё интересно, а как происходил набор поляков в эти самые дивизии вермахта? Насильная мобилизация? Добровольцы? Ведь трудно описать, насколько немцы поляков за людей не считали. Насколько я знаю, в своих рассовых теориях немцы для поляков никаких поправок (как для украинцев) не делали.
Azul по-испански означает "синий" и ничего,кроме "синий". Для обозначения голубого цвета используют слово Seleste ( Селестэ) Для обозначения оттенков синего- azul francesa ( французский синий) и Azul marino ( аквамарин). Есть еще Azul turquesa- турецкий синий а проще- бирюзовый. Возможно (возможно-я не специалист) мундиры испанских легионеров имели именно оттенок бирюзы оттого их дивизия и носила название Azul ведь для испанцев этот цвет именно- синий турецкий. Ну а для нас бирюза всегда была оттенком голубого да и в немецкой традиции из называли именно blau- отсюда лингвистическая путаница. Правильно называть Испанцев всё-таки Синяя дивизия.
Спасибо Игорю Васильевичу за отличные лекции!
Слушая про венгров, ожидал услышать несколько другое. Почему-то до сих пор обходится стороной битва за Воронеж. А ведь тут помнят еще зверства венгров, тут находится самое большое венгерское военное кладбище, собственно под Воронежем 2-я венгерская армия вся и "кончилась", потому что из-за их зверств по отношению к мирному населению была установка - "мадьяр в плен не брать".
Несколько ссылок на материалы:
https://topwar.ru/17711-maloizvestnye-stranicy-iz-istorii-voyny-bitva-za-voronezh.html https://www.youtube.com/watch?v=j4uvWO3XTTY А то как-то обидно за родной город, да. Не знаю в силу каких причин не очень говорят об этой битве, хотя значение ее было огромно.