Большое спасибо! Благодаря таким роликам история из пунктирного рисунка карандашом на бумаге становится объемной, приобретает цвет, и даже вкус с запахом.
Еще интересует сколько галер бороздило и стояло в портах средиземного и черного понтов единовременно в то время. 2000 штук таких крупных как на 400 гребцов для 15 века - это слишком мало я воображаю?
По "уйти в пираты". Автономность и мореходность галер была невысока, все равно пришлось бы идти в чужие порты, на милость тамошнего правителя. Который, имея превосходящие силы, одиночный корабль мог просто-напросто отобрать, со всем имуществом. Плюс, разница в исповедании, поэтому в "пираты Магриба" они уйти не смогли бы. Прятаться на мелких островах Ионического моря, совершая дерзкие вылазки - тоже до поры до времени, задавили бы числом. Вообщем, не имея за спиной надежной базы, в чужих краях, без знания географии и местных лоций, сильно чревато.
Был конечно, но он был параллельно с гребными галерами - и видимо на количество рабов-гребцов не так сильно влиял. Раз уж Алексей говорит про гребные корабли в 17 веке.
Но тоже интересно - как изменялось соотношение гребных к парусным кораблям и судам в тот период о котором рассказывал Алексей.
Про Турецкую неволю очень интересно, большое спасибо авторам ролика. Но я наверное выражу общее мнение (своё уж точно), что рассказ про работорговлю и отношение "цивилизованных европейцев" к славянским невольникам будет интересен аудитории даже больше. В особенности интересно то, как славянских невольников (с каким презрением и уничижением) описывал видный деятель гуманизма Петрарка (такую расистскую скотину ещё поискать). Если есть возможность заснять такой ролик, то радости многих зрителей не будет предела!
Ну на сколько известно на рынках магриба, да и Царьграда тоже? невольники всякие попадались, не только славяне
С Английского побережья в 17 веке целые деревни рыбацкие пропадали. И это исторический факт.
Здорово, что источники сохранились, и есть кому об этом поведать. Но вопрос один остался - а зачем итальянцам и прочим королям, папам, герцогам и т.д. принимать у себя беглых рабов? Тем более, что они чуть-чуть другой веры. В чем был такой ажиотаж, раз явление было достаточно массовым? Могли бы просто отобрать все на чем приплыли и с чем, как испанцы те же, и топай пока не зарубили...
С нетерпением ждем про пушки, ибо пушки - это серьезный аргумент.
Очень интересно, спасибо. Жаль(досмотрев до половины), так и не описали коротко(образно), что это такое - "быть рабом на галерах". Выражение, кстати, до сих пор очень устойчивое - можно услышать из уст человека совершенно отвлеченного, поэтому и тут этому не придали значения, наверно. Тема очень интересная, и взгляд у Алексея по своему свежий.
> слишком много. Битва при Лепанто - это 600 судов со всей Средиземии.
Есть нюанс. Это именно что боевые галеры, которые, таки да, были максимально (но не полностью) сконцентрированы для сражения. Транспортных галер в Средиземноморье было куда больше.
***
Белые рабы, захваченные берберийскими пиратами
в период с 1500 по 1580 - 270 тысяч человек.
В период с 1580 по 1680 - 850 тысяч человек.
В период с 1680 по 1800 - 175 тысяч человек.
Для сравнения - в Северную Америку
за период с 1620 по 1700 год было ввезено.... 4500 рабов.
С 1726 по 1775 - примерно 100 тыс. рабов.
***
У меня возникает недопонимание, на каком языке они все общались. А то по лекции получается, что они и с турками, и с голландцами, и с испанцами, и с папой римским могли коммуницировать. И еще насчет навигации не ясно, как они продвигались по Европе, насколько были подкованы географически.
По названию сначала подумал - ролик из тех, после которых хочется нажраться, ну вроде Русско-японской войны. А нет, русские (и не очень) парни совсем не депрессивно мочалили мерзких собак.
Спасибо, очень интересно, даже не слышал никогда о подобном.
А вот Реверте все время в "Корсарах Леванта" пишет, что столько (30-40лет) вообще нереально было пробыть на галерах и выжить.
Наверное всё-таки русские и шпанцы не так уж похожи.
> У меня возникает недопонимание, на каком языке они все общались. А то по лекции получается, что они и с турками, и с голландцами, и с испанцами, и с папой римским могли коммуницировать. И еще насчет навигации не ясно, как они продвигались по Европе, насколько были подкованы географически.
Думаю на языке жестов - приплываешь к папе, а у тебя через плечо связка турецких бошек перекинута - и все всё понимают и одобрительно тебя похлопывают по плечу.
С турками тоже просто - лупят тебя плеткой - значит греби, если не гребешь, или не греби, если гребешь.
Я с Клим Санычем не поплыл бы, пошел бы пешком. Поскольку через Босфор мимо Стамбула на корабле (тем более угнанном) не прошли бы не в жизнь. Разве что в Черном море драпануть, да и там если честно на корабле не далеко и уплывешь (движуха между Турцией и Крымом немалая была). А на галере в северной Атлантике не сильно и поплаваешь, англичане по шапке надавать могут, а пешком идти в итоге дальше.
Интересно шо пзц , время уже за 24 кое как заставил себя остановится, завтра досмотрю. А шо так мало просмотров то ? Это же просто книга приключений натуральная.
>С Английского побережья в 17 веке целые деревни рыбацкие пропадали. И это исторический факт.
В Испании такая же беда. Они даже деревни в горах строили и малые города подальше от берега. Пираты были для них натуральным ппоклятиер. Ну пока арабы не подтянулись.
Изучать древнюю культуру методом глубокого погружения,
общаться с нативными носителями иностранного языка,
работать на свежем воздухе,
совмещать физические нагрузки с морскими путешествиями,
да это ж мечта дауншифтера!
> синдрома хронической усталости
Любопытно еще, много ли было среди гребцов людей с ожирением, ну, которым "меньше жрать и больше двигаться" не помогает, у которых "обмен веществ нарушен".
Кстати, этой темы, коснулся и Николай Васильевич Гоголь, в своем знаменитом "Тарасе Бульбе":
"«А вот есть же!» — сказал и выступил вперед Мосий Шило. Сильный был он козак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все выносили и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман Мосий Шило, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками. Много опечалились оттого бедные невольники, ибо знали, что если свой продаст веру и пристанет к угнетателям, то тяжелей и горше быть под его рукой, чем под всяким другим нехристом. Так и сбылось. Всех посадил Мосий Шило в новые цепи по три в ряд, прикрутил им до самых белых костей жестокие веревки; всех перебил по шеям, угощая подзатыльниками. И когда турки, обрадовавшись, что достали себе такого слугу, стали пировать и, позабыв закон свой, все перепились, он принес все шестьдесят четыре ключа и роздал невольникам, чтобы отмыкали себя, бросали бы цепи и кандалы в море, а брали бы наместо того сабли да рубили турков. Много тогда набрали козаки добычи и воротились со славою в отчизну, и долго бандуристы прославляли Мосия Шила."
> да это ж мечта дауншифтера!
>
> > синдрома хронической усталости
>
> Любопытно еще, много ли было среди гребцов людей с ожирением, ну, которым "меньше жрать и больше двигаться" не помогает, у которых "обмен веществ нарушен".
Раскольник по нашему дословно. Для православных схизматики это католики, для католиков строго наоборот. См. Раскол христианских церквей на латинский и восточный обряды.
Интересный разведопрос. Там вообще было очень интересно в те годы. Недалеко от этого времени отстоит и бытие русского великим визирем Османской империи. Звали его Каваноз Ахмет-паша. Правда он пришел к власти в результате янычарского бунта и правил менее полугода. Но ведь русский и пробился!!! Смещенного его не задушили шелковым шнурком, а отправили в ссылку на Хиос.
Пиратствовать в Средиземном море опасно было. Оно по площади чутка меньше Карибского, а по населенности значительно превосходило. Всюду цивилизованные европейцы и турки, каждые с хорошими флотами. Если в последний поход Дрейка последняя испанская собака в Новом свете знала, где, сколько и куда плывут, что говорить про Средиземноморье. Плюс пират вне закона везде, куда сбывать добычу? Уж гребцы галер точно понимали, что в этом кипящем котле ловить рыбку слишком опасно.
Чтобы что-то на галере делать нужна база, где еда, ремонт, отдых. То же самое при каботаже. Как местные относились - сказано. Галеас подогнали? Вот, спасибо. А сами пожалуйте на турма, мы вам там воду попродаём.
Это да, но в штиль парусный корабль замирал на месте. В этот момент удачно оказавшаяся рядом галера противника могла зайти с кормы, где на нее невозможно навести пушку, и продольным огнем уничтожить корабль или вынудить сдаться.
Всё, писец, надо вводить 6-часовой рабочий день себе и самообразовываться!
Нынче пашу 12-13 в сутки (мелкий буржуа) и сил моих больше нет смотреть, как люди умудряются все ролики отсматривать!
Спасибо!
Очень интересно.
Развить тему "военной антропологии", что в конце предлагается - вообще шикарная идея.
Всетаки человек на войне - интересней всего, в тч даже увлекательных пушек.
Психология. Мироощущение солдат разного времени.
Если есть, конечно, исследования.
Было бы очень интересно.
Сам только про ассасинов/гашишинов читал в этом плане. Ну и немного в викингских сагах просматривается. Плюс совсем немного в Галльской войне.
Происхождение "каторга" из турецкого вызывает сомнения.
ка́торга ка́торжник, др.-русск. катарга «галера», Новгор. 4 летоп., Хож. Игн. Смольн. (ок. 1389 г.) 12 и сл. и др., укр. ка- то́рга. Заимств. из ср.-греч. κάτεργον, мн. -α «галера, принудительный труд» (Дюканж); ср. Фасмер, Гр.-сл. эт. 82 и сл. (с литер.). Нет надобности предполагать посредство тур. kadyrɣa «каторга» (вопреки Мi. ТЕl. 1, 321; см. Мелиоранский, ИОРЯС 10, 4, 120). Неясно -х- в др.-русск. катарха — то же (см. Срезн. I, 1199, а также Гагара, 1634 г., стр. 77).
Если бы слушал внимательно, то услышал, что всех скопом записывали в "рутены". Могли выделять по государственной принадлежности. Т.е., были Польша/ВКЛ, была Московия, были люди, проживающие на территории современной Украины. А вот государства таково не было, см. карты.
> Если бы слушал внимательно, то услышал, что всех скопом записывали в "рутены".
Да ты шо? Если бы ты слушал вдумчиво, камрад, то ты бы обращал внимание, где чье-то мнение, а где факт. Факт - записаны как русские по-латински. Быстро пробежавшее мнение " Аааа, всех записывали!"
> Могли выделять по государственной принадлежности.
И выделяли. Московитов. Русские у которых было государство. А в ВКЛ был Великий Князь среди прочих "многих русских" (в современном написании).
> Если бы ты слушал вдумчиво, камрад, то ты бы обращал внимание, где чье-то мнение, а где факт. Факт - записаны как русские по-латински.
Бг-г-г... Ты так уверенно вещаешь, словно упомянутые реляции перед тобой лежат. Давай еще раз - в те времена на национальность (да и само понятие нации возникло позже) всем было пофиг, записывали или по подданству или выделяя крупные группы по иным признакам. Плюс, тогдашние "люди мира", в основном связанные с финансами и поэтому высокомобильные, которые кочевали по странам вслед за капиталом.
Что ты сказать хочешь - непонятно. Если отрицание "украинцев" как этноса, то это не так.
> Бг-г-г... Ты так уверенно вещаешь, словно упомянутые реляции перед тобой лежат.
Гы-гы-гы! Это не я вещаю, это рассказывает в ролике кандидат исторических наук, изучавший соответствующие источники.
> Давай еще раз - в те времена на национальность (да и само понятие нации возникло позже) всем было пофиг, записывали или по подданству или выделяя крупные группы по иным признакам.
В том числе, и по подданству-государству, например, московитов. Но и по устоявшемуся на тот момент и пришедшему из предыдущих эпох - русскими.
> Что ты сказать хочешь - непонятно. Если отрицание "украинцев" как этноса, то это не так.
Этнос, национальность, нация, историческая общность...что там ещё есть? В разных связях-разные смыслы.
Украинцы, как национальность есть, пишутся же люди. Украинцы, как граждане государства Украины тоже есть. Не так давно были украинцы, как русские - выходцы из территорий образовавших УССР.
Как национальность, образование недалекого прошлого. Но любой нормальный человек стремится узнать про предков, тем более ближайших.
Ты уж определись к кому и по какому поводу претензии выдвигаешь. К итальянцам 16-17 века не вносивших "украинцев" отдельной строкой или к Лобину, который "правду скрывает".
> Ты уж определись к кому и по какому поводу претензии выдвигаешь.
Я уже определился. К тебе. Это ты же не можешь принять, что по источникам с которыми работал Лобин, "украинцев" на тот момент не было, а люди, потомки которых населяют и нынешнюю Украину, и РФ, и много где ещё, в эпоху о которой речь в ролике, именовались "русскими"?
Так так бы сразу и писал, мол, не было таких людей, как украинцы, т.к. про них иностранцы ничего не пишут. А то, что им было глубоко пофиг на восточных варваров, кто там и как называется, тебе в голову не приходит. Вот Московия есть, в ней государь имеется, с ней какие-никакие а дипломатические и торговые контакты существуют, вера, опять же, общая. Как их не выделять? Это кто на хуторе близ Диканьки проживает, кого роду-племени, мало кого интересовало, а Московит и спросить за своих холопов может.
Схизматик - это раскольник. От греческого (и древнего, и нового) схизма - раскол, расщепление (отсюда же, кстати, шизофрения, она же схизофрения - буквально "расщепление головы").
Схизматиками называли всех православных. Называли, понятно, католики.
Гость как-то в начале заметил, что в этих интересных исторических документах каждый - готовое литературно-художественное произведение. Уж сдается мне, никто, кроме русских, про русских рабов чего хорошего никогда и не напишет, да и не снимет. Тупо из современных политических предпочтений. Только мы сами. Но, судя по "Викингу", исторические полотна о родимой земле и всего, что этого касается, зело напряжно сооружать в нынешнем буреломе рыночных отношений и сознании нынешних киноделов, которые при виде крупных денежных средств теряют головы напрочь.
> Если бы перед Великой Отечественной Войной активно развивали тему русских-рабов, а не других примеров героизма, война бы кончилась по-другому.
Не вижу связи. Была в моем советском детстве книга Кончаловской "Наша Древняя Столица", так там во втором томе подробно про мытарства Ивана Болотникова за границей - на галерах и в Венеции. Оттуда же но только из первого тома глава про разорение Москвы Тохтамышем "Как баюкала турчонка наша русская девчонка"