Очень интересный гость! Темы раскрыты сложные и довольно глубинные. Уровни подсознания, сны, сюрреализм- просто будоражит сознание. Объемно, очень объемно развернута тема- пойду переваривать информацию.
Спасибо за столько художественный рассказ! Александр, приходите к нам почаще)))) Я из-за вас самостоятельно посмотрел работы Босха. И это со мной было впервые.
Поделюсь ассоциациями всякими, может кому-то будет интересно сопоставить со своими впечатлениями.
Таиров говорит про то, что "в нас ее немного женщины". Это хорошо соотносится с идеями Юнга и архетипом ("в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные базовые врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений") Анимы (у мужчин, ну и Анимуса у женщин), то есть женского начала мужчины. Мужское начало, понятно, у мужчины проявлено в явном виде :) Как правило.
Далее он говорит об эталоне женщины и снова увязывает это с мамой. Как раз концепция Анимы предполагает такой, собирательный, образ женщины, который формируется у мальчика и далее он с этим образом носится, пытаясь его найти в реальности, проецируя его на окружающих ему дам. И мать — первый и основной образ, который составляет Аниму. Но туда же входят и все другие женские образы, вплоть до плакатов суперзвезд, рекламы, сестер, теть, бабушек, соседок и все, что угодно, причем, не обязательно со знаком "плюс".
Про то, что слово - это не само понятие, тут видится отсылка к Дао дэ Цзин ("ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя").
При обсуждении "Целующихся" подумалось о том, что в паре партнеров психологи указывают, что полноценные отношения невозможны без определенного личного пространства и часто разводы происходят по причине того, что один "захавал" это пространство другого (к сожалению, чаще всего это модель поведения женщины, в силу разных причин).
Когда Таиров говорит о сказках и мифах это тоже хорошо бьется с работами Юнга, который "вытаскивал" архетипы из подобных вещей (плюс сны) в разных, чаще всего примитивных, культурах. То есть знаки в них — это базовые человеческие составляющие личности, проявленные в образах.
Говоря о натюрморте ("изображение в изображении") его рассуждения напомнили о работах Барта и Эко: текст — есть сумма цитат и он говорит о себе сам, в момент прочтения, и смыслы возникают из него самого, вне воли автора (хотя и могут совпадать с заложенным смыслом самим автором).
Спасибо, Дмитрий Юрьич! Спасибо, Александр Иванович! Наконец-то прозвучало слово "суфийский" и в этой связи - несколько слов. Общепринято считать, что алхимики - это граждане, одержимые идеей найти нужную пропорцию, в которой необходимо смешать ртуть, серу и свинец, чтобы в результате получилось золото. На самом деле, в контексте алхимии слова "ртуть", "сера", "свинец" и "золото" применяются в других значениях. Значения эти не являются секретом или тайной и ознакомиться с ними любой желающий сможет в книге Идриса Шаха "Суфий" (или в другом переводе - "Суфизм"). Здесь отмечу лишь, что в основе алхимии лежит очевидное и знакомое всем в обыденной жизни явление, - деятельность, которой занят человек, оказывает на самого этого человека определённое воздействие, инициируя в нём те или иные изменения. Иначе говоря, желая помочь человеку (или группе людей) развить в себе определённые качества, мы можем поручить ему выполнение некой определённой работы. При этом в качестве цели мы поставим этому человеку не развитие того самого качества, а соответствие результата неким "весомым" и "грубым" критериям. Важно: деятельность эта вовсе не обязательно должна быть связана с той областью, которую мы называем "искусство". В качестве задания может быть поручение освоить профессию торговца, бухгалтера или токаря... Человеку может быть предложено совершить некое путешествие или написание книги на определённую тему и т.п. Что же касается искусства, и в частности живописи,- обычай подписывать свои картины появился в среде художников относительно недавно. В качестве рабочей гипотезы предположим, что для огромного количества "неизвестных авторов" целью работы было не стремление заявить о себе миру. Возможно, что целью написания картины или создания фресок в каком-нибудь храме были те процессы, та "работа", которая происходила внутри самого автора.
Раньше считал, что лекции о живописи и искусствоведение вообще - это скучно и неинтересно. Сильно ошибался. Большое спасибо Александру Ивановичу за рассказы, большое спасибо Дмитрию Юрьевичу, за то, что приглашаете таких людей.
Спасибо!
Уже не помню, но по моему именно тут видел статью "Как смотреть картины", Максима Кантора. Про картины Петрова-Водкина в частности.
А также встречался разбор картины китайского художника Лю И "Пекин 2008".
Только и можно сказать, что "всё не так однозначно"...
Смысл за смыслом.
"При этом мы должны понимать, что мы живем в мире не разделимом по большому счету. Это мы в своем способе познания разделяем. Подобно тому, чтобы понять, как лягушка внутри устроена, ее берут и разрезают по живому. По сути дела ее убивают, чтобы исследовать, как она живет. И то же самое мы привыкли делать, я расставил все по местам, я знаю, это вот это, это, это. Я для себя в своем сознании их постоянно в дискретном варианте рассматриваю."
Отлично сказано! Жаль многие об этом даже не подозревают. Станислав Дробышевский в своих лекциях о происхождении и развитии человека тоже упоминает эту особенность человеческого мышления.
Как и коллега Кот Бегемот, я прежде считал искусствоведческую тематику малоинтересной. Потом как-то наткнулся на книгу "Искусство видеть" некоего Дж. Бергера, и понял что не зря люди в этом что-то находят. Но Александр Иванович покруче оказался - буквально раскрывает бездны. Про философский аспект вообще промолчу, слушал бы и слушал...
Ролик отличный, спасибо!
Поделюсь своими версиями восприятия.
На картине «Голконда» я вижу кристаллическую решётку, но не алмаза (кубическую), а графита (как справедливо сказал Александр, шестиугольную). И я воспринимаю такую символику: из атомов углерода можно составить как непрочный и рыхлый графит, так и прочнейший алмаз. Так и человеческое общество. Можно составить из индивидов современное общество (графит). А можно, если постараться, алмаз. Но стараться надо очень сильно, прикладывая неимоверное давление на эти самые атомы. И тогда мы сможем этот идеал построить. Но физика нас учит, что обратный переход осуществляется очень быстро: только слегка подогрей этот алмаз, и увы, мы снова вернёмся в графит.
И замечу ещё, что за счёт своего строения графит слоистый, то же можно сказать и о современном обществе: мы делимся на разные слои, и слои эти, как на картине Магритта, отчуждённые друг от друга и знать друг друга не хотят.
Так что картина эту вполне может служить символом к революционным роликам Егора Яковлева или Клима Жукова
И ещё пара мыслей.
В картине «Философия будуара» вижу отсылку на труд Маркиза де Сада «Философия в будуаре». Глубже погружаться не хочу, как не хочу и перечитывать данный труд. Потому что, как справедливо заметил Александр, ощущение несколько жутковатое. И от того, и от другого.
А вот по картине «Освобождение» (с разбитым окном): ведь на выпавших стёклах изображён тот же, рассыпавшийся паззлом, пейзаж! Получается, разбив окно, в надежде узнать, что за ним, мы снова ничего не знаем: видим мы реальный пейзаж или снова картинку на стекле? Загадка, и в ней загадка, и так до бесконечности. Сколько не срывай покровов, всегда останется непознанное. Это много столетий говорили мудрецы и философы, а подвёл черту (на мой взгляд) математик Гёдель, строго доказав этот тезис.