Спасибо, очень интересно! Куперовские пары и теория сверхпроводимости - очень познавательно. В качестве одной из тем разговора, могу предложить обсуждение связи физики и математики. В одном из форумов, помню, были жаркие споры: является ли вообще математика наукой или просто удобной вспомогательной нотацией, причём в качестве аргумента приводился критерий Поппера (впрочем, "научность" самого этого критерия выносилась за скобки).
С другой стороны, есть и другое мнение, подробно изложенное, например, в книге М. Э. Тегмарка "Наша математическая вселенная", о единстве этих наук, что следует прямо из названия.
По-прежнему отлично.
Грустно конечно, про русскую науку в Германии.
Просьба рассказать все-таки, что ж там за установка на 4,4 млн атм? Как оно работает?
Одна из публичных мессенджеровских лекций Фейнмана из цикла "Характер физических законов" так и называется - О роли математики в физике. Крайне интересный взгляд физика на это.
Спасибо за замечательный разведопрос! Вспомнил молодость. Сдавал когда-то экзамен Абрикосову, когда он ещё работал в МИСиСе (ин-т стали и сплавов), и не был Нобелевским лауреатом. Выдающийся человек. Как и все действительно большие люди, он принимал экзамен очень великодушно, не то, что молодые злобные аспиранты.
Название, правда, неудачное: рассказ, в основном, про сверхпроводимость, а не про сверхтекучесть.
Помню "оживление в зале" в 1986-87 гг. по поводу высокотемпературной сверхпроводимости. Действительно, все в АН СССР бегали с выпученными глазами. И деньги на это давали, да.
Насчёт популяризации науки: я очень "за", но нужен талант -- уметь просто рассказать о сложном. Далеко не каждый учёный это умеет. Товарищ Соколов прекрасно это сделал.
В университете мне профессор по физике отличную фразу сказал по поводу значения математики в естествознании, она мне тогда открыла глаза.
Математика - это рафинированная логика. Можно фантазировать отличные теории, красиво и витиевато объяснять их суть на обычном языке, но доказать и объяснить всему миру можно только тогда, когда ваша теория записана на языке формул и не противоречит законам математики.
Пример: само по себе выражение V=S/T не имеет ценности для физики. Оно лишь говорит, что абстрактное V прямо пропорционально S и обратно пропорционально T. И так ровно до тех пор, как мы не договоримся о терминах, что V-это скорость,S-пройденное расстояние, а T- это время. Ценность математического написания в данном случае в том, что благодаря гигантскому пласту законов, инструментов, запретов и ограничений в математике у человечества есть основания считать такое математическое выражение «не противоречивым логике».
> В английской википедии пишут, что сверхтекучесть одновременно с Капицей открыл Джон Ф. Аллен. Насколько правдиво?
>
Так у них и Радио изобрел Маркони, поскольку он первый получил английский патент. Правда, через год после Попова, но какая разница?
А французы говорят, что первый открыл закон сохранения вещества не Ломоносов, а Лавуазье. Ну и что, что позже лет на 10, все равно.
Это повсеместная практика, со времен Ньютона и Лейбница. А то и раньше.
А ролик - просто шикарный.
Отличные ролики!
В детстве зачитывался разной науч-поп литературой на эту тему. Сейчас почему-то так не могут - все эти кварки и спины корпускулярно-волновые объяснить наглядно, понятно и доступно. Смотрю то, что в книжках у детей - либо примитивизм, либо перекручивают. Но оказывается ещё остались мастера научно-популярного слова!
Большое спасибо Александру Ивановичу за очень итересные рассказы очень доступным языком о сложных вещах - в принципе, достаточно школьного курса для понимания (заканчивал в середине 90-х).
Было бы очень интересно послушать про зарождение классической механики и термодинамики. С одной стороны это будет понятнее, а с другой не менее интересно.