> Почему бедные постоянно побеждают в длительной перспективе?
Немедленно вспомнилось:
— Чё ж твоё добро, побеждает, побеждает, а победить никак не может? — Произошла типичная подмена понятий. Ты не путай тёплое с мягким. Добро победит в перспективе, в отдалённом светлом будущем!
> что то я упустил, причина падения Рима в восстаниях рабов?
Из того, что я понял, эти два явления косвенно взаимосвязаны. Восстания рабов привели к тому, что рабство стало нерентабельным. По мере снижения накала угнетения рабов, повышался накал угнетения свободных граждан. В какой-то момент условия жизни под властью Рима стали так невыносимы, что население провинций предпочло гнёт варваров. Тут и закончился первый Рим.
> Из того, что я понял, эти два явления косвенно взаимосвязаны. Восстания рабов привели к тому, что рабство стало нерентабельным. По мере снижения накала угнетения рабов, повышался накал угнетения свободных граждан. В какой-то момент условия жизни под властью Рима стали так невыносимы, что население провинций предпочло гнёт варваров. Тут и закончился первый Рим.
Рабство стало нерентабельным не из-за восстаний рабов, а из-за развития производительных сил.
мне кажется не совсем так. именно недостаток производительных сил Рим пытался компенсировать увеличением количества рабов и завоеваниями (читай грабежами). потом оказалось, что богатую жизнь метрополии уже невозможно поддерживать только этими источниками.
> Производительные силы растут, а сними и доступность жизненных благ.
>
> Какое отношение ко всему этому имеет классовая борьба. Нет ли совсем других закономерных противоречий в общественном развитии.
Самое прямое. Чем более развитые производительные силы, тем больше производится жизненных благ, тем средняя температура по больнице выше, хотя все равно разница в уровне их предоставлении колоссальная, у кого-то суп жидкий, а у кого-то жемчуг мелкий. Но этот "жидкий суп" показался бы бедняку, живущему до нашей эры, манной небесной.
Это вор-в-законе Саша С-Е-вер. У римских императоров ударение на второй слог, что проверяется диакритикой циркумфлекс в греческих аналогах Σεβῆρος. Есть даже основание предполагать, что правильно было бы читать Сев-И-рус.
> Дмитрий Юрьевич, шутить изволите? Светоний заканчивает "Жизнь двенадцати Цезарей" правлением Домициана. До правления Коммода он вообще не дожил
Не все так плохо, как может показаться. Светоний обычно издается с т.н. "Авторами жизнеописаний Августов", латинским литературным произведением V-VI вв., больше относящимся к жанру исторических романов. Путаница объяснимая, но все равно досадная. Каша с императорами дальше значительно хуже. Нужно проверять ролики, чтобы не получалось так.
Дмитрий Юрьевич не в первый раз резонно интересуется, зачем была эта муторная возня с рабами на вилле. Хотелось бы все-таки услышать конкретный ответ от уважаемых товарищей историков. Потому что здравый смысл говорит, что ни зачем она не нужна. Рабский труд геморроен и неэффективен. Не будете вы по доброй воле с рабами заморачиваться, а наберете батраков, сезонных рабочих, или пустите арендаторов, и будет это проще и выгоднее. И римляне в массе своей также не дураки были. Поэтому рабов было много в самом городе Риме, а в целом по империи их были единицы процентов от населения. Притом, на минуточку, в доиндустриальной экономике более 90% всего населения занято в сельхозе. Так кто же там на самом деле на империю пахал, при этом самом «рабовладельческом способе производства»?
Далее, в Риме проживало порядка полумиллиона человек. Откуда взялись эти люди? Очевидно, что в основном, понаехали из окружающей сельской местности. Это бывшие местные земледельцы. Понаехали затем же, зачем и нынче в Третий Рим едут – за баблом. Город чудовищно богатый, и в нем заработать можно куда больше, чем в земле ковыряясь. А богатый он потому, что военную добычу со всего мира грабил. И как следствие, заодно и население со всей Италии в себя засасывал. Отчего на земле образовалась нехватка рабочих рук, которую пришлось вынужденно восполнять рабами – конкретно в этом регионе.
И ровно та же ситуация сложилась в Америке – работать на плантациях было некому, местные племена для этого использовать не получалось. Вот только в таких специфических случаях рабство в сельхозе и становится возможным. А в нормальной жизни работают обычные зависимые крестьяне, крепостные или арендаторы. Которых, вообще-то, не при феодализме изобрели – они всегда были. Да те же илоты по факту крепостные и есть, а не рабы – что это за рабы такие, со своими домами, семьями, инвентарем? Этак и Россию пришлось бы назвать рабовладельческим государством до середины XIX века, но это все-таки другое.
> Почему бедные постоянно побеждают в длительной перспективе?
Это феодалы -- беднее рабовладельцев, или капиталисты беднее феодалов? ИМХО -- носитель более производительной системы организации производства использует недовольство бедных, чтобы завалить тех, кто ему мешает. И в длительной перспективе богатеть более эффективно.
Да, продолжение написал некий Марий Максим (+12 Цезарей), но от него дошли крошечные фрагменты. Биография Коммода в "Истории Августов" является позднеримским художественным произведением, которое можно использовать в качестве источника только очень осторожно.
> уже в средневековой Венеции уровень урбанизации общества достигал 30%
Венеция (как и большинство тогдашних городов-государств на территории нынешней Италии) -- это и есть город-государство. К тому же крупный (и потому небедный) порт. Им не требовалось иметь собственное с/х производство, они могли все необходимое купить.
> Потому что здравый смысл говорит, что ни зачем она не нужна. Рабский труд геморроен и неэффективен. Не будете вы по доброй воле с рабами заморачиваться, а наберете батраков, сезонных рабочих, или пустите арендаторов, и будет это проще и выгоднее. И римляне в массе своей также не дураки были. Поэтому рабов было много в самом городе Риме, а в целом по империи их были единицы процентов от населения.
Это мягко говоря не так: организация труда на средней рабовладельческой вилле (управляющий вилик, под ним специалисты - виноградаря ветеринары в самом низу обычные рабочие) была очень успешной и производительной, в городах массовый перевод рабов на пекулий так же был выгоден всем и способствовал росту производства. И много - это сколько? в проценте от общего населения не так много, иначе нам был бы известен из источников античный ВОХр который бы их стерег, но таковых данных нет
> И как вы себе это представляете "развитие производительных сил"?
Да что там говорить, силы настолько развились, что без экспорта хлеба из Египта Рим без всякой войны мгновенно превращался в блокадный Ленинград. Ни хвалёные дороги, ни сицилийские колхозы не спасали.
> Венеция (как и большинство тогдашних городов-государств на территории нынешней Италии) -- это и есть город-государство. К тому же крупный (и потому небедный) порт. Им не требовалось иметь собственное с/х производство, они могли все необходимое купить.
Да ну? Таки 70% венецианцев пахали землю. Город-государство - это не просто город, это еще и некоторая территория вокруг. Даже сегодня на гугль-карте можно увидеть, что Венеция окружена со всех сторон аккуратными участками пашни. Даже острова в венецианском заливе распаханы.
Поправка по мелочи Борису Витальевичу: последняя страна, где отменили рабство — не Тибет, а Мавритания (официально 1981, неофициально некоторые кочевые племена практикуют до сих пор).
> Биография Коммода в "Истории Августов" является позднеримским художественным произведением, которое можно использовать в качестве источника только очень осторожно.
А "Закат и падение Римской империи" Гиббона можно использовать в качестве источника? Конечно, материала там совсем немного (ввиду огромного периода, описанного всего в семи томах), но все же.
> А "Закат и падение Римской империи" Гиббона можно использовать в качестве источника? Конечно, материала там совсем немного (ввиду огромного периода, описанного всего в семи томах), но все же.
В качестве источника можно использовать только источники. По рабству сохранилось огромное количество хозяйственных и правовых документов. Касательно римского рабства, переводы есть в сборнике: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Политиздат, 1990.