Тотальная слежка: как устроен рынок торговли пользовательскими данными

23.03.18 12:30 | Goblin | 39 комментариев

Политика

Цитата:
Накануне президентских выборов в России газеты The Guardian и The New York Times опубликовали расследования про деятельность британской компании Cambridge Analytica, с которой сотрудничал штаб Дональда Трампа накануне выборов 2016 года. По данным изданий, Cambridge Analytica через онлайн-тест собрала информацию о 50 млн пользователей Facebook и использовала полученные профили для политической рекламы.

В конце февраля россияне увлеклись приложением GetContact — сервисом для проверки незнакомых телефонных номеров. Чтобы получить доступ к услуге, нужно разрешить доступ к своим контактам. Приложение быстро превратилось в сетевое развлечение — посмотреть, под каким именем ты записан в телефонах друзей и знакомых, потом выложить забавный скриншот со своими именами в соцсетях.

К середине марта турецкая Teknasyon, создатель GetContact и партнер сотового оператора Turkcell, собрала по всему миру более 3,5 млрд номеров с именами владельцев, указано на сайте приложения. Согласно пользовательскому соглашению эти данные разработчики могли использовать в маркетинговых целях или передавать третьим лицам (1 марта из документа исключили такую возможность).
Тотальная слежка: как устроен рынок торговли пользовательскими данными

Всем отважным борцам с Системой — к изучению.
Вконтакте
Одноклассники
Telegram

Смотри ролики Гоблина на канале YouTube

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 39

Цитата
отправлено 23.03.18 12:31 | ответить | цитировать # 1


Накануне президентских выборов в России газеты The Guardian и The New York Times опубликовали расследования про деятельность британской компании Cambridge Analytica, с которой сотрудничал штаб Дональда Трампа накануне выборов 2016 года. По данным изданий, Cambridge Analytica через онлайн-тест собрала информацию о 50 млн пользователей Facebook и использовала полученные профили для политической рекламы.

В конце февраля россияне увлеклись приложением GetContact — сервисом для проверки незнакомых телефонных номеров. Чтобы получить доступ к услуге, нужно разрешить доступ к своим контактам. Приложение быстро превратилось в сетевое развлечение — посмотреть, под каким именем ты записан в телефонах друзей и знакомых, потом выложить забавный скриншот со своими именами в соцсетях.

К середине марта турецкая Teknasyon, создатель GetContact и партнер сотового оператора Turkcell, собрала по всему миру более 3,5 млрд номеров с именами владельцев, указано на сайте приложения. Согласно пользовательскому соглашению эти данные разработчики могли использовать в маркетинговых целях или передавать третьим лицам (1 марта из документа исключили такую возможность).

История с Cambridge Analytica и всплеск популярности GetContact породили множество инструкций и заметок о том, как избежать передачи посторонним личных данных. Но бурно растущий рынок торговли пользовательской информацией устроен так, что не делиться этими данными почти невозможно.

«Все почему-то любят говорить о слежке, которую ведут спецслужбы, хотя им, грубо говоря, надо найти сотню террористов среди 7 млрд людей, остальные им неинтересны. Зато они интересны другим организациям, которые хотят на них заработать», — описал принцип этого рынка владелец крупной российской платформы по продаже автоматизированной рекламы.

Журнал РБК изучил российский рынок сбора и торговли личными данными, вычислил его крупнейших участников и попытался оценить его объем, пройдя по всем этапам и способам коммерческой слежки.

В интернете: сookies

«Интернет — это как зеркальный пол, а пользователи ходят по нему в ботинках и оставляют за собой следы в любом случае», — говорит сопредседатель отраслевого комитета по Big Data IAB Russia Дмитрий Егоров.

В 2017 году почти 80% всех сайтов мирового интернета были оборудованы счетчиками, виджетами и другими устройствами, собирающими информацию о действиях юзеров, на каждом десятом ресурсе их работает более десяти одновременно, следует из отчета немецкой Ghostery. Основной продукт Ghostery — расширение для браузера по обнаружению этих устройств, которые устанавливают поисковые системы, социальные сети, рекламные агентства или сервисы статистики. Россия вместе с США и Великобританией — в лидерах по числу скрытых датчиков интернет-поведения.

Например, на начало марта 2018 года на Avito.ru работали шесть уникальных трекеров, на HH.ru — семь, на Gismeteo — девять, трекеры были в личных кабинетах нескольких крупных банков, в картотеке арбитражных судов, на страницах министерств и силовых ведомств. Самым популярным «жучком», получающим информацию о поведении пользователей, в Рунете является сервис веб-аналитики «Яндекс.Метрика»: по данным Ghostery, он работает на 52% всех сайтов. На втором месте — трекеры Mail.Ru Group (42%), на третьем — счетчик посетителей Liveinternet (почти 40%).


Через трекеры третьим лицам утекает информация о cookies — данных о поведении юзера на сайте, зашедшего через определенный браузер. Если бы каждый пользователь посещал интернет только с одного устройства, число cookies было бы равно количеству активной аудитории Всемирной паутины. В реальности один человек выходит в Сеть с телефона, планшета, ноутбука, рабочего компьютера, а иногда еще и комбинирует браузеры. В итоге к осени 2017 года в Рунете насчитывалось около 1,8 млрд cookies, следует из данных Mediascope. Столько же cookies видит «Яндекс», сказали журналу РБК в пресс-службе компании.

Для создания картины, более или менее релевантной всему населению страны, необязательно быть ИT-гигантом. Российские DMP-компании (от англ. data management platform — платформы по сбору, сегментации и продаже пользовательских данных) аккумулируют не менее нескольких сотен миллионов cookies. Например, Aidata видит 1,1 млрд, а DCA через свой счетчик Openstat получает 600 млн cookies, рассказали журналу РБК собеседники в компаниях. «Мы видим весь интернет», — говорит глава DCA Александр Зверев.

До 2016 года на рынке первичных данных о пользовательском поведении в Сети был также широко представлен clickstream (буквально «поток кликов») — данные о поведении юзеров, которые продавали интернет-провайдеры. Для этого посредник устанавливал на стороне оператора оборудование, которое автоматически передавало информацию — всю, кроме конфиденциального https-трафика. Но в конце 2015 года управление Роскомнадзора по ЦФО оштрафовало МГТС, «Сумму Телеком» и принадлежащее «Ростелекому» ПАО «Центральный телеграф», усмотрев в этой практике нарушение закона «О связи» (данные арбитражных судов). После этого массовая продажа clickstream прекратилась, хотя он все еще представлен на рынке, рассказали журналу РБК два собеседника в отрасли. В МГТС сообщили, что больше не продают clickstream, в «Сумме Телеком» и «Центральном телеграфе» не ответили на запросы журнала РБК.

Таким образом, игроки рынка аккумулируют колоссальную информацию о поле, возрасте, семейном статусе, профессиональных интересах, потребительских привычках и желаниях всех россиян, постоянно подчеркивая, что используют только обезличенные персональные данные. Интернет-следы служат основой для построения аудиторных сегментов — многоуровневых портретов групп населения, используемых для рекламы, скоринга или поиска сотрудников.

Как из cookies создать портрет человека

В рамках работы над статьей корреспондент журнала РБК купил на одной из барахолок Москвы базу пользователей портала Freelance.ru на 2015 год. Из нее были извлечены 27, 5 тыс. e-mail сервиса «Яндекс.Почта», которые затем были загружены в рекламную платформу «Яндекс.Аудитории». Через два часа сервис выдал результат: построен портрет 70% людей из списка, 62% — мужчины, большинство — из Москвы и Санкт-Петербурга, покупки совершают в основном в интернете, любят путешествовать и заниматься спортом, только 4% пользуются планшетами.

Разрозненные cookies приводятся к единому идентификатору в результате так называемого мэтчинга (от англ. matching, сопоставление), рассказывает директор компании Aidata Евгений Жданов. Проще всего гигантам вроде Google, «Яндекса» или Mail.Ru Group: если пользователь залогинен в их почтовом сервисе, все его поведение привязывается к этому общему знаменателю, рассказывает топ-менеджер одной из DMP-компаний. Гиганты объединяют cookies не только вокруг почты: рекламные площадки «Яндекс.Аудитории» и myTarget от Mail.Ru Group принимают для построения аудиторных сегментов также телефонные номера и ID мобильных устройств, следует из внутреннего интерфейса систем.

Независимым игрокам рынка для построения сегментов приходится либо мэтчить одинаковые cookies, либо использовать связки «cookies плюс e-mail» или «cookies плюс телефон», которые в основном поставляют интернет-магазины, рассказывают собеседники в DMP-компаниях. В итоге получается подробный портрет человека, основанный на его интернет-поведении. Для примера: в список примерных аудиторных сегментов (таксономию) старейшего игрока российского рынка данных DCA входят такие характеристики, как возраст и пол человека, наличие детей (нет, планирует, ждет), намерение купить автомобиль (новый или подержанный), состояние здоровья (интересуется симптомами болезней, ищет информацию о лекарствах, недавно посещал лечебное заведение), предпочтения в покупках (важны бренд, цена или качество), напитках (пиво, вино, вода, сок), досуге (театрал, ходит в кино, клубы), еде (вегетарианец, гурман, адепт здорового питания) и даже «цели»: благотворитель, карьерист, получает образование. В DCA подчеркивают, что это не максимально возможное описание человека, а лишь примеры для конкретных заказчиков.

Cookies дают не только возможность создать портрет человека для показа ему рекламы. С лета 2017 года московская компания Reffection оказывает услугу под названием «ретаргетинг в звонок». На сайте заказчика устанавливается невидимый код, собирающий информацию обо всех посетителях, потом Reffection через свою платформу данных мэтчит cookies с номерами телефонов реальных людей, рассказал журналу РБК исполнительный директор компании Шариф Одинаев. Затем оператор звонит «пойманному» клиенту и в случае его согласия связывает с отделом продаж заказчика, среди которых есть крупные московские застройщики и автодилеры. Поставщиками связки «cookies плюс телефон» выступают агрегаторы купонов и скидок, говорит Одинаев.

«Ретаргетинг в звонок» — пример того, как онлайн-активность человека догоняет его в офлайне. Есть и обратная история: наши действия в «реальном» мире фиксируются, а затем монетизируются в интернете.

На улице, в торговом центре, в метро

«Охотный Ряд» — 734 тыс. человек, «Авиапарк» — 665 тыс., «Мега Химки» — 602 тыс., «Европейский» — 1,3 млн, «Галерея» — 900 тыс., «Мега Дыбенко» — 440 тыс. Это списки постоянных посетителей московских и петербургских торговых центров, загруженные компанией «НПО «Аналитика» в платформу myTarget для открутки рекламы в интернете. «Аналитика» — одна из нескольких компаний на рынке, которые «ловят» людей в торговых центрах, автосалонах, кафе.

Сенсоры компании предназначены для сбора и систематизации информации о смартфонах посетителей торговых центров, говорит директор «Аналитики» Михаил Могилевский. Сейчас они установлены примерно в 260 ТЦ по всей стране, в том числе в 135 торговых комплексах столицы. Датчики «ловят» физический адрес (mac-адрес) телефонов с включенной функцией поиска сети Wi-Fi, и этот адрес становится идентификатором владельца телефона. Для таргетированной рекламы собранные mac-адреса стали использовать в конце 2016 года, говорит Могилевский, уверяя, что передача mac идет в хэшированном (шифрованном) виде.

Сейчас у мобильных устройств есть защита от такой слежки: по умолчанию они выдают рандомные, то есть случайные mac-адреса. Но обойти ее несложно, объясняет топ-менеджер крупного рекламного агентства. Wi-Fi-роутер, собирающий mac, постоянно меняет названия, мимикрируя под самые распространенные — default, FreeWiFi или MT_FREE. Попадая в зону действия такой сети, телефон может «узнать» ее и отдать свой физический адрес, рассказал журналу РБК руководитель одной из компаний этого рынка.


Функция поиска Wi-Fi включена примерно на 70% всех телефонов, из этой группы в 70% случаев удается установить настоящий mac-адрес, говорит директор фирмы HotWiFi Дмитрий Степаненко (портфельный стартап Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). HotWiFi начинал с услуги по обеспечению доступа к Wi-Fi для малого и среднего бизнеса, компания уже оборудовала по стране более 3 тыс. точек, в основном в кафе и ресторанах, рассказывает Степаненко. Для получения доступа к Wi-Fi пользователь авторизуется через телефон и соцсети, эта информация остается у владельца точки, в том числе для дальнейшего таргетирования рекламы в интернете. Например, HotWiFi помогла сети «Додо Пицца» собрать информацию о 200 тыс. клиентов.

Компания «Максимателеком», оператор бесплатного Wi-Fi в метро Москвы и Санкт-Петербурга, в наземном транспорте столицы и нескольких аэропортах, также собирает информацию о пользователях, но в отличие от коллег по рынку не загружает их в сторонние рекламные площадки, вроде myTarget. «Уникальное богатство, которые мы сами монетизируем», — говорил об этих данных «Деловому Петербургу» совладелец компании Алеко Крихели.

Иногда ловля клиентов больше напоминает охоту. «Максимателеком» установила в кофейне «Капучинка» у станции метро «Автозаводская» свои сенсоры и затем поймала телефонные идентификаторы всех, кто проходил мимо, указано в презентации компании. Из них был выделен список тех, кто постоянно подключается к Wi-Fi на этой станции, то есть либо живет, либо работает рядом, и они видели рекламу «Капучинки» при заходе в сеть «Максимателеком». Отследив вместе с заказчиком их дальнейшие передвижения, оператор установил: привлеченные клиенты сразу стали постоянными, совершив три покупки в течение трех недель, указано в презентации, посвященном этому кейсу.

Для того чтобы установить, дошел ли человек до магазина после просмотра таргетированной рекламы, необязательно расставлять хитрые сети из роутеров. Эффективнее продолжать слежку на кассе магазина.

На кассе

Тинькофф Банк первым из банков официально предложил заработать на своих клиентах, вспоминает руководитель крупного рекламного агентства. В 2013 году была запущен сервис «Тинькофф Таргет», через который ресторан или магазин может персонализировать предложения о кешбэке на основе анкетных данных клиента (возраст, пол, наличие автомобиля и т.д.), транзакционной информации и геопозиции. С системой работают несколько сотен активных партнеров, вся аналитика происходит внутри банка, заявил журналу РБК руководитель отдела развития программ лояльности банка Максим Филигаров.

Полноценные сторонние рекламные кампании на своих пользователях первым стал строить Сбербанк. В 2015-м он купил контрольный пакет Segmento, одной из старейших в России платформ по автоматизированной закупке рекламы в интернете на основе данных о пользователе. Segmento получает от Сбербанка cookies клиентов, пользовавшихся онлайн-услугами банка, затем мэтчит их с существующими аудиторными сегментами для показа таргетированных предложений. E-mail и телефоны не используются, подчеркивает директор компании Роман Нестер.

Самое главное — используя данные банка, Segmento может связать онлайн-активность человека с его действиями в офлайне. По такой схеме Segmento провела рекламную кампанию «Макдональдс»: получив данные о нескольких миллионах человек, посещавших фастфуд-рестораны и плативших картой Сбербанка, Segmento прокрутила им в интернете ролики нового сэндвича CreekMac. А затем еще и проанализировала, кто из видевших рекламу попробовал новинку. Таким же образом компания использовала информацию банка в рекламной кампании сети «Снежная королева» и туши от L’Oreal, следует из презентации компании. В 2017 году у Segmento было около 300 корпоративных клиентов, рекламные кампании которых были построены на сочетании онлайн-данных с обезличенными данными банка, говорит Нестер.

Сбербанк может сотрудничать с Segmento на условиях, при которых аналитика происходит на стороне финансовой организации, подчеркивают в компании. Остальные банки, если и монетизируют свои данные, то делают это на «полупубличной основе», говорит топ-менеджер крупного рекламного холдинга. «Неформально на этом рынке работают многие банки и платежные системы», — подтверждает директор крупного игрока по монетизации офлайн-данных.

Из ретейлеров на рынок данных официально вышла X5 Retail Group, в конце 2017 года объявив о сотрудничестве с платформой myTarget. Пользователи платформы Mail.Ru Group уже могут таргетировать рекламу на тех, кто покупал определенные продукты и, например, предъявлял карту лояльности. Среди доступных сегментов: владельцы посудомоечных машин (280 тыс. человек) или покупатели премиальных сигарет (1,4 млн). Корреспондент журнала РБК зарегистрировался в myTarget и отправил заявку на построение сегмента «покупатели кефира в Москве». Менеджер X5 Retail Group в ответе подтвердил готовность построить такую аудиторию. В самом холдинге X5 сообщили, что уже доступно более 1 тыс. сегментов, за последние полгода было проведено более 20 рекламных кампаний с их использованием.

Другой способ связать онлайн-таргетирование с офлайн-покупками — работа с операторами фискальных данных, которые начали активно выходить на рынок в середине 2017 года, рассказали журналу РБК топ-менеджеры нескольких рекламных агентств. В соответствии с законом такие операторы отвечают за передачу данных о покупках в ФНС и вправе монетизировать обезличенные данные. В чистом виде они представляют собой список покупок в конкретном городе, районе, магазине без привязки к конкретному клиенту. Но связать фискальные данные с человеком можно через карту лояльности, активация которой происходит с использованием мобильного телефона, говорит топ-менеджер крупной DMP-компании.

В обозримом будущем к процессу идентификации должны подключиться посредники, отслеживающие транзакции, например банки и платежные системы, добавляет Евгений Жданов. Еще одним посредником является сотовый оператор: оплатив покупку картой, клиент получает СМС от банка — в нем есть время, сумма и место покупки, что позволяет без труда смэтчить эти данные с чеком.

Телефон сам по себе является идеальным устройством для слежки: человек всегда носит его с собой, используя все чаще и для все большего количества задач.

В телефоне

Сообщение было получено вне рамок рабочего времени, «отвлекло от необходимых дел, вызвало беспокойство, раздражение, привело к формированию негативных ощущений и эмоций и дискомфортному состоянию в целом». Так описал свои моральные страдания от рекламного СМС новосибирский юрист Александр Жданов, подавая в 2016 году иск в местный суд. Эмоциональные подробности и отсутствие согласия абонента впечатлили судью, и она постановила заплатить Жданову за мучения 10 тыс. руб.

Мобильные операторы очень осторожно выходят на рынок данных из-за жестких требований закона «О связи», рассказали журналу РБК топ-менеджеры DMP-компаний. Даже на привычном рынке СМС-рекламы они исторически работают через сторонние технологические платформы, которые в первую очередь специализируются на нейтральном СМС-информировании клиентов банков или интернет-сервисов — о снятии денег или коде для восстановления пароля. Рекламные СМС для них — второстепенная услуга, рассказал журналу РБК руководитель одной из таких компаний.

Но сами платформы также не являются конечными заказчиками рассылки. В 2017 году УФАС по Москве и УФАС по Свердловской области потратили полгода, чтобы установить цепочку, по которой житель Екатеринбурга получил СМС с рекламой местного автоцентра. Схема похожа на сказку про репку: автоцентр заключил контракт с ООО «Моби-Сервис Урал», та — с компанией Instam, последняя — с родственной ей платформой «Крафт Телеком», у которой, в свою очередь, были заключены договоры с операторами связи. Из-за отсутствия согласия абонента нарушителем была признана «Крафт Телеком» (штраф — 250 тыс. руб.), следует из решения антимонопольной службы.

Адресная база для рекламной рассылки формируется двумя способами, говорит управляющий директор в регионе СНГ платформы Infobip Петр Якубович. Первый — клиент сам загружает в платформу телефоны, на которые нужно отправить сообщение. В этом случае получать согласие адресата должен заказчик, предварительной проверки не ведется, добавляет Якубович. Второй способ — список получателей формируется на основании баз сотовых операторов.


Рассылка по базе ведется тем абонентам, у которых в договоре есть пункт о согласии получать рекламные сообщения от операторов. Сейчас таких примерно 80% от общей базы, утверждает Якубович. Список получателей рекламных сообщений формируется на основании «таргетов». К примеру, у «МегаФона» их 11, указано в коммерческом предложении оператора: возраст и пол, средний размер счета за мобильную связь, операционная система телефона, интересы в интернете, конкретные адреса. Количество клиентов этой услуги растет на 20% ежемесячно, рассказали в пресс-службе оператора.

Например, компания Infobip для рекламы фитнес-центра таргетировала сообщения на мужчин и женщин в возрасте от 25 до 44 лет, проживающих или работающих в радиусе 5 км от местоположения заказчика (презентация компании). А дочерняя структура «Ростелекома» в конце 2016 года заказала через сайт госуслуг СМС-рассылку с рекламой своих офисов продаж в нескольких городах Урала абонентам МТС. В техническом задании указано: адресаты рассылки должны жить или работать в 3 км от офисов, обозначен их пол, возраст, образование, а также приведен перечень поисковых запросов в мобильном интернете — «перевести деньги», «если у банка отозвали лицензию, что будет с кредитом», «затопили соседи, как получить деньги» и даже «укус клеща страховка».

Иногда вводятся дополнительные, еще более конфиденциальные таргеты. В 2015 году московская технологическая платформа Instam отправила 250 тыс. MMS с рекламой сети ювелирных салонов, один из критериев при определении выборки — исходящие звонки в загсы и компании по организации свадеб. В своей презентации Instam предлагает также выбрать такие офлайн-атрибуты, как количество «нотификаций», то есть сообщений от служб такси или спортивных организаций.

В Instam не ответили на запрос журнала РБК, идет ли речь об информационных СМС, но сразу три игрока на рынке данных рассказали, что ряд технологических платформ по рассылке коротких сообщений предоставляет услугу по аналитике платежеспособности клиента на основе получаемых им СМС. Но используются такие сервисы не в рекламе, а в скоринге — второй по популярности сфере применения пользовательских данных. На нее, по мнению руководителя удостоверяющего сервиса IDX Светланы Беловой, приходится 30% потенциальных покупателей информации о гражданах.

Не только реклама: скоринг

В 2016 году Сбербанк провел эксперимент по использованию внешних пользовательских данных для оценки заемщиков. К пилотному проекту привлекли солидный пул поставщиков: сотовых операторов, Mail.Ru Group, технологического оператора по рассылке СМС компанию MFMS и ООО «Дабл Дата», которая специализируется на сборе информации из соцсетей и с общедоступных сайтов. Не у всех был высокий процент нахождения нужного клиента, но вместе они давали точную оценку его реального дохода, рассказывал на отраслевой конференции начальник отдела моделей оценки рисков розничных клиентов Сбербанка (репортаж с мероприятия опубликован в журнале «Директор информационной службы»).

Сбербанк выбрал для своего пилотного проекта все существующие на рынке варианты. Мобильные операторы выходили на рынок скоринга постепенно: «МегаФон» — примерно с 2014 года, МТС — с 2016-го, писал отраслевой портал Futurebanking.ru. Tele2 стал работать в этом сегменте в начале 2017-го и уже сотрудничает не только с банками, но и со страховщиками, рассказали журналу РБК в пресс-службе компании.

Весь анализ происходит на стороне оператора путем выставления так называемых скоринговых баллов. В октябре 2017 года банк «Российский капитал» заключил с «МегаФоном» контракт на предоставление справочных услуг по проверке благонадежности заемщика, следует из материалов сайта госзакупок. Согласно техзаданию, получив от заказчика номер телефона, оператор отвечает на вопросы: количество блокировок номера и их длительность, размер ежемесячных начислений, использование роуминга, частота смены телефонного устройства, район основной нагрузки на аппарат абонента в ночное и дневное время (то есть место работы и жительства). Оператор не выдает со своей стороны конкретные данные: в техническом задании заранее прописаны числовые диапазоны или варианты ответов, каждый из которых соответствует определенному баллу. Например, ежемесячный платеж от 500 руб. до 1 тыс. — это балл 3, а более 3 тыс. — 5.

Используется для оценки заемщиков и информация о поведении в интернете. DCA поставляла для «Хоум Кредита» и Альфа-банка поведенческую информацию о клиентах в интернете, аналогичная услуга есть и у CleverDATA, следует из презентаций компаний. Работает на этом рынке и Mail.Ru Group: в 2016 году холдинг заключил контракт с Почта Банком на «информационные услуги» по оценке платежеспособности клиентов, указано на сайте госзакупок. В 2017-м Mail.Ru Group подписала договор со Сбербанком стоимостью свыше полумиллиарда рублей, но какая-либо документация на портале госзакупок отсутствует. В Сбербанке сообщили, что холдинг «оказывает услуги по анализу данных», их результаты «используются для лучшего понимания потребностей клиента». В Mail.Ru Group добавили, что этот анализ осуществляется «с использованием математических моделей, построенных с помощью методов машинного обучения».

Наконец, банки работают с компаниями, специализирующимися на сборе и систематизации информации из соцсетей без установки трекеров (data mining): у крупнейшего представителя этого сегмента, компании «Дабл Дата», — 24 партнера из числа крупнейших финансовых организаций, рассказал директор компании Максим Гинжук. Скоринг — не единственное применение технологии data mining, собранные роботами данные также используются для построения клиентских портретов и даже для надзора за детьми.

Не только реклама: HR, маркетинг, медицина

Осенью 2017-го московская компания Social Data Hub, специализирующаяся на сборе информации из соцсетей, запустила сервис «Родительская опека»: всего за 150 руб. в месяц можно получать предупреждение, не начал ли ваш ребенок писать посты экстремистского содержания или не вступил ли в группы с запрещенным контентом. Сервис вызвал бурное обсуждение в соцсетях, но по состоянию на февраль 2018-го у него уже было около 30 тыс. клиентов, рассказал журналу РБК основатель Social Data Hub Артур Хачуян.

Компании активно используют пользовательские данные в маркетинге и сфере HR, говорит директор CleverDATA Денис Афанасьев. К примеру, его DMP помогала набирать продавцов для крупного ретейлера, указано в презентации компании. Сначала заказчик, имя которого не разглашается, проставил оценки 3200 действующим сотрудникам. После этого CleverDATA через свои алгоритмы построила их портреты, используя информацию из социальных сетей, от платежных систем и операторов по рассылке СМС. Полученные портреты накладывали на соискателей, обогащая информацию о них по тем же принципам, а затем получали «прогноз успешности продавца».


Около 60% компаний приходят к «Дабл Дата» за построением портрета своей аудитории, который потом используется, например, при создании новых продуктов, рассказал журналу РБК ее директор Максим Гинжук. Результат анализа похож на отчет по итогам традиционного устного опроса, но только формируется на основе данных о миллионах реальных покупателей и содержит тысячи показателей, говорит он. Среди заказчиков услуги — ретейлеры, телекоммуникационные компании, автодилеры, фарм-компании, заключает Гинжук.

Основанная выходцами из «МегаФона» компания oneFactor использует для маркетингового анализа данные мобильного трафика. Например, на основе информации о распределении нагрузки телефонов на сеть oneFactor сделала предложения для крупной фастфуд-сети по предпочтительным локациям новых торговых точек. Сейчас такие услуги занимают треть в выручке компании, говорит ее директор Роман Постников. Исторический партнер компании — «МегаФон», но oneFactor использует данные и других сотовых операторов, утверждает он.

В США пользовательские данные активно используются в медицине, в частности при составлении анамнеза, говорит Афанасьев: интернет скажет о предпочтениях и привычках пациента больше, чем он сам. В России этот сегмент рынка еще не развивается, добавляет он. «Ко мне несколько раз приходили ребята, предлагали монетизировать данные об анализах, но как?» — вспоминает топ-менеджер рекламной платформы. Страховые компании уже используют пользовательские данные для оценки реального состояния здоровья клиента: Social Data Hub готовит для них отчеты на основании информации из соцсетей, например, не увлекается ли клиент, пришедший за медстраховкой, экстремальными видами спорта.

Сфера применения пользовательских данных все время расширяется, но на рынке данных при этом происходит «отрицательная динамика», говорит директор Segmento Роман Нестер — рынок консолидируется вокруг площадок, которые собирают информацию, но не делятся ею. «Данные — квазивалюта XXI века», — объясняет такой подход Постников.


Кто владеет данными

Ни глобальные ИT-гиганты, вроде Google или Facebook, ни «Яндекс» и Mail.Ru Group не продают свои данные. Сотовые операторы, банки, ретейлеры тоже не выставляют на рынок информацию о своих пользователях. Все заинтересованы в том, чтобы использовать одну и ту же клиентскую базу на своей стороне для решения конкретной задачи заказчика, а не продавать сырую информацию, объясняет Светлана Белова.

В итоге поставщиками данных становятся те, для кого они вторичный ресурс, говорят участники рынка: интернет-магазины, владельцы счетчиков посещений, геоинформационные сервисы, службы по установке кнопок «поделиться в соцсетях» — все, кто ведет сбор cookies. Их основные покупатели — независимые DMP-компании, которые занимаются анализом данных и передачей аудиторных сегментов клиентам для открутки рекламы, скоринга или HR.

По версии отраслевого объединения IAB Russia, выпустившего в 2016 году первый обзор рынка, в России пять основных DMP-компаний: Aidata, CleverDATA ИT-холдинга «Ланит», DCA культуролога и девелопера Александра Долгина, российское подразделение французской Weborama и AmberData, входящая в Национальную медиа группу. Но совокупная доля этих и других независимых игроков на рынке не превышает 5–10%, говорят директор по маркетинговым технологиям группы компаний OMD OM Сергей Ефимов и руководитель платформы Hybrid Дмитрий Чеклов.

При этом крупные держатели данных только наращивают свои возможности, выстраивая сотрудничество по принципу общего акционера. Так, Mail.Ru Group обменивается обезличенными данными с «МегаФоном», рассказали журналу РБК два игрока рынка и подтвердил участник последней телеконференции холдинга для инвесторов, посвященной выходу отчетности по МСФО за 2017 год. «Ничего не отдают, только обогащают свои сегменты», — пересказал он слова представителей холдинга. В «МегаФоне» и Mail.Ru Group не прокомментировали эту информацию. («МегаФон», основным акционером которого является USM Group Алишера Усманова и его партнеров, владеет 15,2% Mail.Ru Group.)

Другой пример потенциально сильного конгломерата — Segmento. В конце 2016 года партнером Сбербанка в компании стал венчурный фонд АФК «Система», которая является основным владельцем МТС. Пока «Система» не монетизирует свои данные через Segmento, но такая возможность остается открытой, говорит Роман Нестер. Пилотные продукты по проектам МТС могут быть представлены уже в 2018 году, добавил президент Sistema VC Алексей Катков.

Оценить объем рынка пользовательских данных крайне сложно, говорят все собеседники журнала РБК — очень многие сделки по продаже и покупке такой информации не афишируются. Реклама является наиболее прозрачной сферой применения информации о людях, но опрошенные игроки считают, что в оборот этого сегмента нельзя включать рекламные доходы таких компаний, как «Яндекс», Mail.Ru Group и Google. «Через свои платформы они предоставляют бесплатный доступ к своим данным», — поясняет основатель платформы Auditorius Геннадий Нагорнов.

Такого же мнения придерживаются в самих ИT-гигантах. Отдельного «рынка данных» в Mail.Ru Group не видят, «есть рынок рекламы на данных», подчеркивает первый замдиректора холдинга Дмитрий Сергеев. «Яндекс» не закладывает стоимость данных в стоимость контракта, заявили в пресс-службе компании.

В этих условиях остается только оборот маленьких независимых игроков. В 2016 году выручка поставщиков данных на рынок интернет-рекламы составила лишь 180 млн руб., подсчитали ранее в IAB Russia. По мнению Нагорнова, емкость этого рынка не превышает 200 млн руб., примерно та же оценка у Ефимова. Глава лаборатории данных Dentsu Aegis Network Russia Михаил Шкляев называет цифры в 300–400 млн руб.

Еще более приблизительными получаются денежные оценки других сфер. Объем скоринговых и маркетинговых услуг в 2017 году достиг 3 млрд руб., полагает Шкляев. Отдельно скоринговый рынок мог вырасти до 1 млрд руб., говорит исполнительный директор Skolkovo Ventures Дмитрий Щиголев. Наконец, по мнению управляющего партнера «TMT Консалтинг» Константина Анкилова, операторы связи заработали в 2017 году на Big Data менее 1 млрд руб.

Потенциал рынка выглядит гораздо серьезнее. В перспективе пяти-семи лет объем маркетинговых услуг на основе точных знаний о гражданах составит около $500 млн, рынок скоринга вырастет до 5 млрд руб., заказы государственного сектора в этой сфере могут составить $500 млн, подсчитали ранее в Skolkovo Ventures. В IDX потенциал рынка оценили в 30 млрд руб. — если бы у нас был правильный или хотя бы сравнимый с европейским правовой ландшафт, отметила директор компании Светлана Белова. Пока же рынок фактически работает в серой юридической зоне, заключать прозрачные сделки и делать точные подсчеты затруднительно.

Законно ли все это

Все компании, работающие на этом рынке, при любом удобном случае подчеркивают, что работа с персональными данным ведется в «обезличенном» и «безопасном» виде. Но в Роскомнадзоре не признают термина «обезличенные персональные данные» по отношению к сookies, информации о перемещениях гражданина на основе геолокации, данных о поведении на страницах интернет-магазинов.

Эту информацию следует рассматривать как «пользовательские данные», косвенно относящиеся к человеку, объяснил позицию ведомства начальник управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Юрий Контемиров. А хэширование — основа основ при передаче данных от поставщика к DMP-компании — не может считаться способом «обезличивания» информации, так как относится к криптографическим средствам защиты информации, добавил он.

В Роскомнадзоре подчеркивают, что согласие пользователя на обработку его данных можно получать в любой форме, в том числе просто включив такой пункт в пользовательское соглашение сайта (если иное не предусмотрено законом). Нельзя лишь нарушать принцип целеполагания, продолжает Контемиров: персональные данные должны использоваться для тех целей, для которых собраны.

Правда, последний принцип не соблюдается постоянно: проданные интернет-магазинами cookies применяются, например, для скоринга. Российское законодательство в области персональных данных зачастую сложно соблюдать в том виде, в котором его трактует Роскомнадзор, замечает старший менеджер по оказанию юридических услуг Deloitte CIS Александр Тюльканов. Собрав и истолковав все законы и подзаконные акты, можно отладить систему работы компании на этом рынке, но в итоге «казуистика» может закончиться конфликтом с регулятором, уверен управляющий партнер петербургского офиса Dentons Виктор Наумов. «Все это шито белыми нитками, и Роскомнадзор может прихлопнуть кого угодно», — заключает Белова.

В Роскомнадзоре, однако, обещают не проводить широкомасштабные проверки в данной сфере. Задача ведомства — просвещать и предостерегать, и ситуация меняется: игроки рынка настроены на то, чтобы работать в существующем правовом поле, уверен Контемиров. Последнее громкое решение ведомства — запрет собирать информацию со всех соцсетей, Avito.ru и Auto.ru, полученный «Национальным бюро кредитных историй» в 2016 году.

В конце 2017 года правительство России утвердило план модернизации нормативной базы в рамках программы «Цифровая экономика». По плану к маю 2018-го должен быть готов законопроект по регулированию доступа к общедоступным данным, к августу — об уточнении порядка обезличивания данных и получения согласия пользователей. Окончательное принятие документов отнесено на декабрь 2018-го и май 2019-го соответственно.

Подготовкой предложений занимаются структуры, указанные в правительственном документе в качестве соисполнителей: ФРИИ и центр компетенций фонда «Сколково». В феврале рабочие группы ФРИИ и «Сколково» даже собирались вместе, чтобы скоординировать работу. Внести изменения в закон «О персональных данных» намерен и Медико-коммуникационный союз, который разрабатывает документ под названием «Информационный кодекс».

Обновление законодательства необходимо, чтобы вывести торговлю данными из серой зоны, говорит замдиректора ФРИИ Сергей Алимбеков. Сейчас не так важно, какая именно концепция будет принята, — рынку необходимо любое регулирование, отвечающее на основные вопросы его игроков, считает Евгений Жданов.

По мнению собственника компании DCA Александра Долгина, время для нормотворчества еще не наступило: «Невозможно прописать нормы по отношению к тому, что находится в динамичном изменении. Большие данные быстро меняются, и пока непонятно, от чего нужно защищаться».

Большие игроки рынка данных должны сами регулировать свою работу через СРО, говорит Дмитрий Сергеев из Mail.Ru Group. Идея создания Ассоциации больших данных обсуждается крупными компаниями с 2017 года, сейчас идут «внутренние консультации», отмечают в Mail.Ru Group. В «Яндексе», чьи представители принимают участие в рабочих группах, предлагают ввести «кодекс добросовестных практик» для компаний рынка данных и выступают за «системную просветительскую работу, которая закрепит в сознании разных людей базовые понятия безопасного поведения в новой среде».

Сохранить конфиденциальность уже невозможно, считает глава одной из компаний, занимающихся data mining. «Я стараюсь не оставлять лишних следов в Сети, пиццу заказываю в соседний дом, не регистрируюсь в GetContact. У меня есть телефон на случай, условно говоря, атомной войны, его знают 50 моих друзей, и на него все равно звонят спамеры».

Автор: Андрей Захаров.


nikolkas_spb
отправлено 23.03.18 13:23 | ответить | цитировать # 2


В очередной раз радуюсь своей паранойе. А так, да, остается только смириться и учитывать при поведении, покупках и т.д.


nonamezero
отправлено 23.03.18 13:57 | ответить | цитировать # 3


Кому: nikolkas_spb, #2

Это пока B2B закономерно не перейдет в розницу и не начнет перепродаваться более опасным для среднестатистического гражданина лицам - квартирным ворам, шантажистам, педофилам и прочим.


Zx7R
отправлено 23.03.18 13:57 | ответить | цитировать # 4


Как страшно жЫдь!!!


Taransv
отправлено 23.03.18 14:14 | ответить | цитировать # 5


И как то без "Русских хакеров" обошлось. Обидно понимаешь! )


AMD
отправлено 23.03.18 14:14 | ответить | цитировать # 6


если у вас паранойя, то это не значит, что за вами не следят(с)


M0D
отправлено 23.03.18 14:14 | ответить | цитировать # 7


Браузер Tor, кусок пластыря на камере ноутбука и шапочка из фольги - наше всё. Ну или просто шапочка из фольги.


nikolkas_spb
отправлено 23.03.18 14:16 | ответить | цитировать # 8


Кому: nonamezero, #3

> Кому: nikolkas_spb, #2
>
> Это пока B2B закономерно не перейдет в розницу и не начнет перепродаваться более опасным для среднестатистического гражданина лицам - квартирным ворам, шантажистам, педофилам и прочим.

У них нет столько денег, да и не надо. С минимумом мозгов и так можно все найти.
Просто однажды супермегакорпорация это все объединит, приплюсует психологов, маркетологов и юристов, и получит абсолютное оружие, которое будет со 100%-ным результатом оказывать требуемое действие на любого человека. Т.к. психология - это наука и никуда ты не денешься от просчитанного по тебе воздействия (см. вербовка).
А если это вести с самого детства и подсовывать правильное, то получаешь полностью управляемого гражданина, заключенного в нужную капсулу (см. Матрица). Он просто не узнает и не попробует ничего лишнего и будет смертельно бояться всего нового и неизвестного. Лишенный самостоятельности и разума.


ДобрыйКедр
отправлено 23.03.18 14:42 | ответить | цитировать # 9


Писать про тайну частной жизни, постить картинки, что каждый по конституции имеет право на тайну переписки, а потом слить все контакты в GetContact. Путь интеллектуала.


Medved153
отправлено 23.03.18 14:48 | ответить | цитировать # 10


Кому: Цитата, #1

> The New York Times опубликовали расследования про деятельность британской компании Cambridge Analytica, с которой сотрудничал штаб Дональда Трампа накануне выборов 2016 года. По данным изданий, Cambridge Analytica через онлайн-тест собрала информацию о 50 млн пользователей Facebook и использовала полученные профили для политической рекламы.

Вот и раскрыты путинские интернет-боты, вмешавшиеся в выборы в США!
Британцам надо повнимательнее присмотреться к кремлевским агентам у себя на родине!


Alexey_asu
отправлено 23.03.18 14:55 | ответить | цитировать # 11


Интересно, как бы аналитики определили меня: на почту заходит раз в неделю, чтобы удалить спам, в соцсетях отсутствует, через интернет ничего не покупает?


Bookcaneer
отправлено 23.03.18 15:25 | ответить | цитировать # 12


Кому: Alexey_asu, #11

Ходишь на тупичок с определенной частотой. При этом посещаешь ещё какие-то сайты с того же браузера. Выведут сначала пол, потом возраст. Может ещё чего выведут. Они не зря пишут, что большинство данных "обезличены". Для того, что бы что-то впарить, им не нужно знать, что ты (условный ты, не лично ты) Вася Пупкин. Это работает также, как закон общественного развития - "Общественное бытие - определяет общественное сознание". Лично тебе они может не продадут, но массе продадут легко, и именно на эту массу и работает бигдата.


Щербина307
отправлено 23.03.18 15:25 | ответить | цитировать # 13


Кому: Alexey_asu, #11

> Интересно, как бы аналитики определили меня: на почту заходит раз в неделю, чтобы удалить спам, в соцсетях отсутствует, через интернет ничего не покупает?

Ты же наверняка ещё как-то с миром общаешься, месенджеры или иным образом. Через интернет покупать не обязательно, достаточно расплачиваться картой. Иной раз просто достаточно телефона с собой, смотрят за передвижениями.

Запись к врачу через инет (там почта уже нужна) ну или самому ходить в медучреждение и записываться у электронного болвана. Если есть машина, значит есть страховка а там и телефон имеется. В общем, много вариантов как и что можно узнать о человеке, держать в тайне личную жизнь довольно сложно. Что не отменяет необходимости следить за собой и не облегчать жизнь нехорошим людям.


Medved153
отправлено 23.03.18 16:00 | ответить | цитировать # 14


Кому: Bookcaneer, #12

> Они не зря пишут, что большинство данных "обезличены".

Вот только, например, закон о защите персональных данных считает персональными данными любые данные, позволяющие определить лицо, к которому они относятся.
И если не написано, что это Вася Пупкин, но написано что это белый мужчина 45 лет, проживающий по адресу ул. Ленина, д. 45, и это единственный белый мужчина 45 лет в этом доме, то... Ну, вы поняли, короче.


BeatNIK
отправлено 23.03.18 16:42 | ответить | цитировать # 15


1984


sclock
отправлено 23.03.18 16:42 | ответить | цитировать # 16


Интересно, это как-то связано с развалом Союза? Или железный занавес никак бы не помешал развитию такого социума?


Medved153
отправлено 23.03.18 17:15 | ответить | цитировать # 17


Кому: sclock, #16

> Интересно, это как-то связано с развалом Союза? Или железный занавес никак бы не помешал развитию такого социума?

Только усугубило бы. В интересах национальной безопасности, демократии и т.п.


Alexey_asu
отправлено 23.03.18 17:15 | ответить | цитировать # 18


Кому: Bookcaneer, #12

> Ходишь на тупичок с определенной частотой. При этом посещаешь ещё какие-то сайты с того же браузера.

Я не хожу на сайты с определённой частотой. Все сайты, которые мне нужны, открыты постоянно (сильно сомневаюсь, что посещение ftp сайтов HP, D-Link, Lenovo и т.д. что-то обо мне расскажут).


Кому: Щербина307, #13

> Ты же наверняка ещё как-то с миром общаешься, месенджеры или иным образом.

Только телефон.

> Запись к врачу через инет (там почта уже нужна) ну или самому ходить в медучреждение и записываться у электронного болвана.

Никуда не записываюсь. О том, что мне надо пройти флюорографию и общий осмотр, узнаю с места прописки, когда "повестка" приходит, либо медсестра звонит на сотовый, с ультиматумом)


Fleeceboar
отправлено 23.03.18 17:23 | ответить | цитировать # 19


Кому: Alexey_asu, #11

> Интересно, как бы аналитики определили меня: на почту заходит раз в неделю, чтобы удалить спам, в соцсетях отсутствует, через интернет ничего не покупает?

Гугл уже давно провел анализ внутренних сетей - пинганул и переписал все домашние роутеры (база естественно постоянно актуализируется). Кроме того ты скорее всего входил в почту с телефона. Таким образом, как минимум, ты для них "тот-чел-который входит в интернет через телефон с таким-то номером, живущий по адресу с таким-то роутером". В итоге они, как минимум, могут определить дом, в котором живешь и, учитывая тотальную слежку через телефонные программы, способны определить: твои маршруты передвижения, интересы, знакомства и т.д.

Говоря проще - человек для западных компаний относительно анонимен только если у тебя нет смартфона, вообще никакого доступа в интернет, нет официальной работы. В остальных случаях - о человеке известно практически все, что имеет значение для транснациональных силовиков.


Bookcaneer
отправлено 23.03.18 17:51 | ответить | цитировать # 20


Кому: Alexey_asu, #18

> Все сайты, которые мне нужны, открыты постоянно

Они же не в статике у тебя висят, обновился - новая сессия. В зависимости от браузера/ сайта, разные механизмы обновления. Посещение фтп, указанных тобою сайтов, расскажут о твоих интересах и/или профиле, а ещё о том, что ты вероятнее всего мужчина. Все это успешно свяжут с почтой, которая посещается один раз в неделю. Ещё раз подчеркну, анализ бигдаты позволяет определить статистические данные, не конкретные, а я о нём. Как итог, аналитики определят тебя как абстрактного мужчину, интересующегося чем-нибудь (леновой или ещё чем, неважно).


Кваздопил
отправлено 23.03.18 18:58 | ответить | цитировать # 21


Пора детям в школе ввести новое ОБЖ по кибербезопасности. Чтобы с самых ранних лет знали, как себя не следует вести в сети.


Соник
отправлено 24.03.18 10:13 | ответить | цитировать # 22


Кому: nikolkas_spb, #8

Причина по которой, на мой взгляд, психологов необходимо теснее интегрировать с медиками и тех и других по возможности отвязывать от бизнес-модели.

Кому: Alexey_asu, #11

> Интересно, как бы аналитики определили меня: на почту заходит раз в неделю, чтобы удалить спам, в соцсетях отсутствует, через интернет ничего не покупает?
>

Как любил с сарказмом повторять один мой преподаватель: "Но вы-то конечно не такие. Вы - умные, с вами это не пройдёт."


zagor
отправлено 24.03.18 10:30 | ответить | цитировать # 23


Кому: Alexey_asu, #11

> Интересно, как бы аналитики определили меня: на почту заходит раз в неделю, чтобы удалить [спам], в соцсетях отсутствует, через интернет ничего не покупает?

Спам у тебя в почте самозародился, да? Ты никуда не ходил, нигде ящик не оставлял, оно само тебя нашло и спамит.


Киевлянинъ
отправлено 24.03.18 10:33 | ответить | цитировать # 24


Тут вспомнили небезызвестный рассказ «1984». У нас в щэнэвмэрлой перспективы ещё круче чем в фантазиях Оруэла. Например: с врачом теперь нужно будет заключить декларацию, делается это через некую навязанную минздравом фирму с щироукраинским названием Helsi (в спонсорах которой запрещённая в РФ контора USAID). Пациент, что бы получать мед помощь, вынужден будет слить как минимум ФИО, адрес и телефон, а как максимум идентификационный номер и скан паспорта, для детей обязательно свидетельство о рождении. Плюс указать минимум одного близкого человека и его телефон на экстренный случай.
В дальнейшем через эту контору планируют вести обработку статистической информации — то есть будут учтены и привязаны к телефону все визиты, диагнозы и проведенные манипуляции. А так же пойдут электронные рецепты и больничные. Что бы на местах не отвертелись от такого счастья прежние бумажные формы отменены, благо министр здравоохранение американка.

И самое интересное — приписная капмпания официально начнётся только со 2 апреля, но доверчивые граждане уже сами добровольно несут все свои персональные данные.


Halyluya
отправлено 24.03.18 13:04 | ответить | цитировать # 25


Кому: Киевлянинъ, #24

> > И самое интересное — приписная капмпания официально начнётся только со 2 апреля, но доверчивые граждане уже сами добровольно несут все свои персональные данные.

Стартовать она должна была с НГ но как у нас принято, всё провтыкали.
Что касается персональных данных - ты тоже понесешь, никуда не денешся. И рискуешь оказаться в ситуации, когда у всех нормальных терапевтов уже по 2К клиентов (максимальный лимит на врача), а остались только хреновые. Но зато ты на 2 недели(месяца, не важно) позже свои данные отдал!!!

Уточнение т.к. щас капитализм и свобода - ты можешь проигнорировать всё, но потом окажется что тебя даже скорая забрать не сможет т.к. ты не приписан к больнице, договора с "семейным врачем" у тебя нет и вообще лечить тебя не имеют права.
Так что вариант будет только в частные клиники, где с тебя возьмут теже самые данные и побольше денег.

Опять же, твои персональные данные, внезапно, есть в налоговой, есть в милиции и еще ряде гос учереждений.
А с учетом наших реалий, уверен, что все данные хостятся\дублируются на "надежных американских" серверах.

Так что стоит разделять неизбежный слив данных (типа прописки, пересечения границ и т.д.) и то чего можно измежать (виндовс телеметрия, телефоны\номера кредиток и т.д. и т.п.).


Киевлянинъ
отправлено 24.03.18 13:58 | ответить | цитировать # 26


Кому: Halyluya, #25

Лично я не понесу. Увы, но меня наоборот вынудят этих доверчивых граждан регистрировать, т.к. в медучреждении работаю(следовательно помощь и так получу от кого пожелаю, плюсы профессии). 2 тыщи клиентов(это в городе, в селах и горных районах другие нормы) - это потолок после которого врач официально имеет право отказать следующим пациентам. Но он в этом заинтересован только если конкретный пациент ему не приятен. И реально 2 тыщи набрать сложно будет даже хорошему спецу, т.к. не все граждане столь доверчивы, некоторые напрямую посылают даже директоров(бывших главврачей).

Подобное уже было в 12-13 годах, только тогда всё хранилось локально. Были граждане которые отказывались, а были и те кто наоборот отдавал даже ту информацию о которой их не просили. (Например: указывали должность и место работы - СБУ). В итоге медучреждениям оно не пригодилось совсем. Наоборот понесли огромные затраты.

В этот раз будет продуманнее и соберут больше. И да, официально хранить данные будут "в облаках" (т.е. реально скорей всего на серверах в США). Медиков подстёгивает начальство - за каждого прикрепившегося заведению будут дополнительно доплачивать, вот за эти деньги начальство и будет бороться заставляя всеми правдами и неправдами выманивать у пациента информацию. Само руководство подгоняют из минздрава, отказаться - не вариант. Бабки за пациента будут доплачивать из бюджета, оргтехнику и зарплату работникам вынудили покупать сами медучреждения, а вот прибыль от использования информации в бюджет наверняка не пойдёт.

Трижды СУГС! :-(((


bw-de
отправлено 24.03.18 14:08 | ответить | цитировать # 27


Кому: M0D, #7

> Браузер Tor,

этот тот, который сделан фирмами контролируемыми ЦРУ и ФБР и использует серверы ЦРУ?


Halyluya
отправлено 24.03.18 16:06 | ответить | цитировать # 28


Кому: Киевлянинъ, #26

Благодарю, немного больше узнал, но имха, ты слишком однобоко смотришь на это. В этом конкретном случае сбор инфы - сугубо побочный процесс, прописка, фио, возраст, паспорт\код и т.д. всё спокойно лежит в паспортном столе, а значит в общей БД.


Alexey_asu
отправлено 24.03.18 16:06 | ответить | цитировать # 29


Кому: zagor, #23

Камрад, заведи почту на яндексе или мэйле и зайди на любой их сервис. По сто писем в день получать не будешь, но за недельку накопится.


Киевлянинъ
отправлено 24.03.18 17:07 | ответить | цитировать # 30


Кому: Halyluya, #28

Да, это есть в паспортном столе и в банке(как минимум). Но там нет привязки к лечащему врачу, диагнозам, назначениям, нет родственных связей. В том же банке нет данных о тех кто проживает в квартире но не имеет банковских карт.

Здесь всё это будет. Гораздо больший массив данных для обработки. Плюс прелесть этих баз в их сопоставлени.

Например: сотрудница не имеет большого дохода и практически не ездит на такси. Регулярно (практически каждый день) получает спам на телефон - преимущественно реклама такси и реже магазинов. Теперь вот догадываюсь о причинах - она регулярно ездит в другой город(пускай и на маршрутке, но это передвижение на большие расстояния, геолокатор скорей всего не знает на чём человек едет). Работает в медучреждении, рядом с местом проживания крупный торговый центр, по дороге куча магазинов, фитнесс-клубов, Макдональдс и т.п. Я живу и работаю в очень схожих условиях, на такси изредка, но всё же езжу, а вот такого спама не получаю вовсе - причина телефон примитивный, без интернета. Конкретно с ней заказчик спама лохонулся, но алгоритм для больших масс населения вполне правильный и имей он больше данных для анализа - можно бить в точку.

Так что вероятно в ближайшем будущем собирать будут всё более разнообразную и полную информацию. Тем более что это уже не ручной ввод данных оператором, самую сложную часть делает машина(программа). А обработка стандартизированной, одинаково собранной информации не настолько сложное дело. Если собранный массив данных уже выражен в цифрах, то для анализа этих данных хватает логического мышления старого компьютера и обычной программы Майкрсофт Ексель.


Coolaz
отправлено 24.03.18 21:57 | ответить | цитировать # 31


Кому: Alexey_asu, #11

> Интересно, как бы аналитики определили меня: на почту заходит раз в неделю, чтобы удалить спам, в соцсетях отсутствует, через интернет ничего не покупает?

Ты пополнил бы статистику "треш" в одной из колонок.


Coolaz
отправлено 24.03.18 21:57 | ответить | цитировать # 32


Ждём криков дебилов "да кому я нужен?"


Coolaz
отправлено 24.03.18 21:57 | ответить | цитировать # 33


А теперь представим, что к описанным инструментам имело бы доступ такое учреждение, как Госплан. И план обновлялся бы не раз в год, а 3 раза в день на основе Big Data.

СССР сильно опередил своё время.


Shurik
отправлено 24.03.18 22:29 | ответить | цитировать # 34


Телефон, личный, древний, тока СМС можно слать и звонки... :) Несколько почтовых(электронных) адресов для регистраций и левых клиентов и один для проверенных и по работе. Шифруюсь как могу :)


Zx7R
отправлено 25.03.18 00:34 | ответить | цитировать # 35


Кому: Shurik, #34

> Телефон, личный, древний, тока СМС можно слать и звонки... :) Несколько почтовых(электронных) адресов для регистраций и левых клиентов и один для проверенных и по работе. Шифруюсь как могу :)
>

"Шифруется, что-то скрывает. В интернете не покупает, смартфона нет. Взять под колпак = true;"


nikolkas_spb
отправлено 25.03.18 10:33 | ответить | цитировать # 36


Забыл очевидно. Компьютерные игры. Как, во что и сколько играешь. Главное: уровень агрессии, анализ принятия решений в игры, особенно ролевых, всякие психологические особенности. Полный портрет.


nikolkas_spb
отправлено 25.03.18 10:33 | ответить | цитировать # 37


Кому: Shurik, #34

> Шифруюсь как могу :)

Камрад, шифроваться можно только в берлоге посреди тайги!
Смотри, работа - данные, меня тупо обязали, сменив три работы у меня уже есть: телеграм, ватсап, скайп. Если ты откажешься - идет в жопу. Родные/близкие - у половины вообще все сети и т.д. Пошел ты на день рождения двоюродной сестры - фоточка! Скидочные карты - у меня штук 8, у боевой подруги - несколько десятков. Какие магазины посещали по территории, что покупали, какие продукты, размеры и фасон одежды и т.д. Автомобиль - камеры - где, когда и как ездил. Скоро - с кем (распознавание лиц). И т.д.
Смирись.


Shurik
отправлено 25.03.18 15:27 | ответить | цитировать # 38


Кому: nikolkas_spb, #37

> Кому: Shurik, #34
>
> > Шифруюсь как могу :)
>
> Камрад, шифроваться можно только в берлоге посреди тайги!
> Смотри, работа - данные, меня тупо обязали, сменив три работы у меня уже есть: телеграм, ватсап, скайп. Если ты откажешься - идет в жопу.

"телеграм, ватсап, скайп" - не пользуюсь, без надобности... а ша на оборонку тащат двумя руками, а там это вааще не в моде :)

> Родные/близкие - у половины вообще все сети и т.д. Пошел ты на день рождения двоюродной сестры - фоточка!

Фоткаюсь тока в проверенных компаниях, которые эти фотки никуда не выкладывают :)

> Скидочные карты - у меня штук 8, у боевой подруги - несколько десятков. Какие магазины посещали по территории, что покупали, какие продукты, размеры и фасон одежды и т.д.

Скидочных нет, деньги с банковской карты сразу в карман. Расплачиваюсь тока кешем! :)

> Автомобиль - камеры - где, когда и как ездил. Скоро - с кем (распознавание лиц). И т.д.

Ну, авто нет, ничего не скажу...

> Смирись.

Смирился... но зачем врагам помогать? :)


Дмитрий С.
отправлено 26.03.18 13:44 | ответить | цитировать # 39


Кому: Цитата, #1

> В конце февраля россияне увлеклись приложением GetContact — сервисом для проверки незнакомых телефонных номеров. Чтобы получить доступ к услуге, нужно разрешить доступ к своим контактам.

Вот насколько надо быть НЕпараноиком, чтобы в такое вляпаться?



cтраницы: 1 всего: 39

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит


интересное

Новости

Заметки

Картинки

Видео

Переводы

Проекты

гоблин

Гоблин в Facebook

Гоблин в Twitter

Гоблин в Instagram

Гоблин на YouTube

Видео в iTunes Store

Аудио в iTunes Store

Аудиокниги на ЛитРес

tynu40k

Группа в Контакте

Новости в RSS

Новости в Facebook

Новости в Twitter

Новости в ЖЖ

Канал в Telegram

реклама

Разработка сайтов Megagroup.ru

Реклама на сайте

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru


Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк