Несмотря на технический прогресс, самым дешёвым способом доставки грузов на большие расстояния по-прежнему остаётся способ морской. Контроль морских путей и проливов — важная слагаемая благосостояния многих держав. Суэцкий канал, через который принято ходить из Европы в Азию и обратно, приносит государству Египет миллиарды долларов ежегодно.
Однако если ты хочешь доставить груз из Европы в Корею, в Японию или в Китай, кратчайший путь пролегает вовсе не через Средиземное море, Красное море и Индийский океан. Например, из голландского порта Роттердам в японский порт Йокогама через Суэцкий канал судну придётся идти более одиннадцати тысяч морских миль. А по Северному морскому пути — то есть, через Мурманск и Берингов пролив — всего семь тысяч. Разумеется, природные условия в полярных морях — не забалуешь. Но разница расстояний в 37% — это разница в 37%. Не считая отсутствия необходимости платить в среднем четверть миллиона долларов за проход через Суэцкий канал. На котором ещё и очереди — самое обычное дело.
Советский Союз на протяжении всей своей истории пытался использовать Северный Морской путь с максимальной отдачей. В годы Великой Отечественной по нему шли и грузы, и военные корабли, внёсшие в Победу свой вклад. В шестидесятых-семидесятых годах создан атомный ледокольный флот, благодаря которому таскать грузы через Арктику можно и зимой.
Разумеется, в 90-е годы выяснилось, что коммунисты ничего не понимали в мореплавании и грузоперевозках. Централизованное материально-техническое снабжение было ликвидировано, советская система завоза товаров на Север приказала долго жить. Большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного Морского пути, оказалось в сложном финансовом положении — невидимая рука рынка показала им хорошо понятный жест. Поэтому в 1996 году количество арктических морских перевозок оказалось почти вчетверо меньше, чем в 1986, при тупых совках.
С тех пор, однако, многое поменялось. В 2011 году по нашей транспортной артерии прошло три миллиона тонн грузов, а в 2017 году — уже десять миллионов тонн. Показатели стремительно растут, динамика роста — чистый термояд. Учитывая, что шапка льдов на полюсе становится всё меньше год от года, упрощаются и условия, в которых приходится действовать грузоперевозчикам.
И тут раздался голос из-за океана. Командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт на днях высказал агентству ТАСС авторитетное мнение касательно перспектив развития Арктики:
Подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода — по мере того, как мы видим этот участок освобождающимся от льда. Но сейчас нет установленного плана, предусматривающего проведение учений по обеспечению свободы мореплавания в этом районе.
По мнению США, двухсотмильная зона исключительного экономического пространства любого государства должна быть свободна для прохода любых судов, в том числе и военных. В Южно-Китайском море, например, это приводит к систематическим конфликтам с государством Китай, у которого почему-то другое мнение. Если в обозримом будущем сияющая демократия примется и за нас — удивляться не надо.