Современная Россия предоставляет простолюдину не так уж много поводов гордиться собой и своими деяниями. Живём мы теперь все порознь, каждый в своём углу. Встречаемся в основном на работе и в интернетах. Идеологии у нас теперь нет — ни национальной, ни интернациональной. Как фундамент для патриотизма предложено использовать, собственно, сам патриотизм. Это было бы смешно, если бы про кого-то другого, а не про нас самих.
Однако остались островки былого советского великолепия, которые иногда позволяют нам вспомнить, что предки умели не только гнать природные ресурсы на продажу, но и формировать технологические тренды своего времени. Наряду с оборонкой, атомной промышленностью и ещё несколькими направлениями это, безусловно, космос. Старт каждой ракеты, особенно с людьми на борту — это напоминание, что наша страна ещё интересуется чем-то, кроме быстрых денег. Что есть интерес к осуществлению дерзких перспективных проектов типа МКС. Что лет через пятьдесят на орбите по-русски будут разговаривать не только туристы-олигархи, но и отечественные космонавты, исследователи, военные.
Поэтому неудачи отечественной космической программы воспринимаются обществом очень болезненно. По ходу очередного экономического кризиса правительство, состоящее из министров-капиталистов, вполне может зарезать космическую курицу, неспособную нести золотые яйца здесь и сейчас. Особенно учитывая, что прогресс не стоит на месте. Чтобы сделать свои многоразовые ракеты или всемирный спутниковый интернет, нужны очень серьёзные деньги. А откуда их взять, если даже олигархам не хватает, да и церковь ещё не в каждом селе имеется? Поэтому если оптимизируют, удивляться не надо. И к сожалению, каждый провальный запуск приближает нас к этому скорбному дню.
Ты уже, понятное дело, догадался, что речь про аварию ракеты-носителя “Союз-ФГ”, которая случилась после запуска с космодрома “Байконур” 11 октября. Корабль “Союз МС-10” должен был доставить на МКС космонавта Александра Овчинина и астронавта Ника Хейга, а также ценный груз. Был ли запуск должным образом освящён, не сообщается. Однако на высоте 85 километров случилась нештатная ситуация. Находившийся на борту Овчинин ехидно заметил:
Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели.
В итоге экипаж был вынужден вернуться на родную планету досрочно. Приземлились без потерь и травм. Уже весной космонавт и астронавт теоретически смогут штурмовать околоземное пространство вновь.
Исполнительный директор “Роскосмоса” Сергей Крикалёв сообщил:
Произошло столкновение одного из боковых элементов, который является частью первой ступени. При разделении фактически первой и второй ступеней произошло соприкосновение. Не исключено, что произошло, во-первых, отклонение от штатной траектории, и, похоже, произошло разрушение нижней части второй ступени.
Разумеется, возбудили уголовное дело. Найдут виновных, привлекут к ответственности. Но это только одна сторона.
Вот в прошлом году окончился неудачей пуск с космодрома Восточный. Тогда по интернетам ходили любопытные скриншоты вакансий на разные технические должности в предприятиях отечественной космической промышленности. Главному инженеру во ФГУП ЦНИИмаш, помнится, угрожали зарплатой аж в 30 тысяч рублей (пятьсот баксов). Но к счастью, опыт работы от соискателя не требовался. Как тебе такое, Илон Маск?!
Есть циничная народная присказка:
Летела ракета, упала в болото. Какая зарплата, такая работа.
Недавно мы выяснили, что Владимир Владимирович Путин считает нецелесообразным вытаскивать ради пенсионных выплат деньги из резервных фондов, которые пополняются за счёт нефтегазовых доходов. Интересно, а для выплат инженерам эти деньги подойдут? Ну, чтобы отечественный инженер получал хотя бы половину зарплаты инженера в NASA? Чтобы был суровый конкурс, чтобы в отрасль стекались лучшие умы?
Или рациональнее тратить дополнительные деньги уже потом, после неудачных запусков?