Клим Саныч, так как Вы приближаетесь (но в рамках данного цикла не приблизитесь) к 17 веку, задам-таки вопрос:
Не случалось ли Вам читать "Барочный цикл" Нила Стивенсона? Эдакая полуфантастическая эпопея с конца Английской Революции по примерно 20-ые годы 18 века. Понятное дело, в угоду сюжету там много отступлений от исторической правды, но крайне увлекательно описано становления капитализма в Англии и весьма занятные описания примет времени во Франции, в американских колониях и в немецких княжествах. Уровень историзма - ну примерно, как у Сапковского в цикле про гуситов, насколько я могу судить. Если случалось ознакомиться, - не могли бы пару слов сказать?
И второй вопрос, тут уж по теме доклада. Из Костера помню, что Карл срыл городские стены Гента, то есть была какая-то серьезная заваруха еще до Филиппа. Это когда он конституцию первый раз продавливал и анабаптистов громил? Или по другому поводу?
> Кому: ЧГКшник, #10 >
> > Дмитрий Юрьевич, а не зачитать ли вам Онегина целиком?
>
> чтобы получилось высокохудожественно - надо с музыкой
>
> а я не знаю, с какой
Вильяма Оранского грохнули в городе Делфт, и, чтоб далеко не возить, там же и похоронили. До сих пор туристам показывают дырку в стене, якобы от пули, убившей Вильяма.
Голландский сепаратизм, помимо прочего, имеет еще и чисто географические корни. Они живут в дельтах Рейна и Мааса, которые бьются на огромное количество рукавов. Плюс для мелиорации естественные речные рукава приходится дорабатывать под свои нужды каналами. Появляются естественные водные барьеры. Когда я узнал, что в голландском языке есть диалекты, был крайне удивлен - страна ж крохотная. Но мне тут же объяснили, что даже при такой скученности народа, из-за естественных водных барьеров, житель сельской общины с одного берега встречает жителя сельской общины с другого берега раз в году, на яаар-маркт (ярмарке по-нашему).
Клим Саныч, Вы опять удревляете "чистый капитализм"? Даже английская буржуазная революция это еще не чистый капитализм, а только начало мануфактурного, а нидерландская революция была еще более консервативной чем английская.
В стандартном полутарочасовом ролике, как правило, утирал пот от накала страстей до трёх раз за ролик. В этом трёхчасовом ролике пришлось утирать пот от накала страстей ажно до шести раз!!!
Спасибо Клим Саныч! Спасибо Дим Юрьич! Замечательно! День - супер. Вот где сериалы снимать, а не игру престолов.
Ка смогу - занесу. Предложение по напиткам - в силе.
> Представляю что будет, когда Клим до 30-летней войны дойдет - можно будет дачу под это дело построить.
Цикл лекций "Тридцатилетняя война: поминутный разбор"
(я - строго "за". У Клима Алексаныча отлично получается даже без темы говорить, а уж по интересной теме - вообще огонь)
У Михаила Васильевича Попова есть ролик с ответами на вопросы продолжительностью в четыре с половиной примерно часа. Не на опер.ру, правда, а на Ленинградском интернет-телевидении.
Скачал это я аудиоверсию, выехал из Москвы в Иваново, и как раз на 300 км дороги хватило.
Принципат Оранж - владение на юге Франции, недалеко от Авиньона. Суверенная от Франции, вассальная от Священной Римской империи германской нации, на момент излагаемых событий. В 1713 году ушел к Франции. Титул принца Оранского остался за наследником Голландского престола.
Всех приветствую. Благодарю за интереснейший рассказ.
Уважаемый Клим Александрович. Могу ошибаться про 15-16 век, но согласно собранной информации, древесину для судостроительных целей ВМФ в 17м категорически запрещалось сплавлять, дабы не допустить преждевременного гниения. Вымачиванию в проточной воде (в притопленном состоянии), подвергали древесину которая не должна была растрескиваться при сушке (но вымачивание это строго контролируемый технологический процесс, а не сплав по реке). Но при вымачивании она теряла до 30% прочности. Кроме того вымоченная немного хуже гнила.
Исходя из этого, я могу предположить, что в 15-16 веках предки тоже плотами древесину старались не возить. Это не касается строительства кораблей из "сырого леса", но они жили очень недолго.
Это не значит что не возили, но должны были возить кораблями.
На истину не претендую, если не прав, прошу поправить.
С Уважением.
Черный цвет для тканей в то время был двоякого происхождения:
а)-растительный, который зачастую быстро вылинивал в пятнистую тряпку:;
б)_черный, полученный из моллюсков обитавших в Атлантике как раз около берегов Испании и у Карибов (инфа из книжки А.Васильева).
Естественно черная моллюсковая краска была очень дорогая.
И возможность ходить в одежде из черных тканей покрашенных моллюсковой краской могли только очень авторитетные люди. Т.е. это все равно, как на кренделе фольга из серебра))).
И возможность ходить почти всей страной в черном платье-показатель мега-могущественности державы.
> б)_черный, полученный из моллюсков обитавших в Атлантике как раз около берегов Испании и у Карибов (инфа из книжки А.Васильева).
Хм.
Из брюхоногих моллюсков для покраски ткани с античности активно использовали мурицид, но это пурпур, никак не черный цвет.
Из головоногих - сепия, но, во-первых, это не для ткани, а, во-вторых, тоже совсем не черный.
А чернила (в том числе для окрашивания ткани), это различные растительные дубильные вещества в сочетании с чернильными орешками (которые на самом деле не орешки, а образованные личинками насекомых галлы) и сульфатом железа в разных пропорциях.
Интересно было бы уточнение, что за моллюсков упоминал А. Васильев?
> Тридцать трёхчасовых роликов на каждый год войны!!! [мечтает]
[переиначивая анекдот] На девяностом часу Клим Саныч скажет: "Все, не могу говорить больше, устал!"
А мы ему такие: "Дарагой, да ни нада ничыво гаварить, ты просто туда-суда хады, туда-суда хады!!!"
Клим Саныч, а вы собственно сам цикл Перес-Реверте, по которому "Алатристе" снят, читали? По мне так он гораздо лучше экранизации, в которую все таки далеко не все книги вошли.
Ладно. я понимаю, почему туда "Чистую кровь" не запихнули, по причине ее антисемитской тематики, но почему туда не попали "Корсары Леванте" - загадка, одна из самых интересных книг в серии. Да и из "Испанской ярости" дуда только самый конец попал. А там например шикарное описание бунта в испанских полках было...
> The place name Orange has a separate etymology. The Roman-Celtic settlement was founded in 36 or 35 BC and originally named Arausio, after a Celtic water god. The Principality of Orange was named for this place and not for the color. Some time after the sixteenth century, though, the color orange was adopted as a canting symbol of the House of Orange-Nassau. The color eventually came to be associated with Protestantism, as a result of the participation by the House of Orange on the Protestant side in the French Wars of Religion, the Irish campaigns, and the Dutch Eighty Years' War.
Клим Саныч, Вы сказали что это первая удавшаяся буржуазная революция в Европе. То есть далее, после битвы при Рокруа испанцев всё таки отправили по адресу "вокзал - чемодан - Мадрид", и вся эта свободная от всех Голландия счастлива зажила при Капитализме?
Напомните тезисно, почему буржуазная революция "оформлялась" именно РЕЛИГИОЗНЫМИ войнами?
Почему в те времена не мог звучать лозунг типа: "У нас тут товарно-денежные отношения, и производство конопли в промышленных масштабах, а эти Ваши Феодалы с нас налоги дерут и торговать мешают! Да коли мы будем это терпеть !? Хватит кормить феодалистических марионеток!", а была необходимость религиозного противостояния?
Народ у нас остроумный - Рамштайн, понимаешь. Не патриотично. Нужно было Баскова с Киркоровым или Басту предложить.
Даже в английском, дважды лауреатном "Онегине" 1999 г. Татьяна с Онегиным (или Ольга с Ленским, не помню точно) исполняют дуэтом песню Исаака Дунаевского "Ой, цветет калина" из советского к/ф "Кубанские казаки".
А если серьезно - Чайковский, Свиридов.
Клим Саныч, тут наткнулся на свежее исследование одного датского историка.
Так вот он с цифрами и выкладками на голубом глазу доказал, что викинги в историческом контексте освоения английской территории были чуть ли не ангелами. Да, воевали, но массово население не трогали, а летописные факты - это выдумки местных церковнослужителей, которым как раз и доставалось в первую очередь.
Варварами были англо-саксы, колонизировавшие остров и истребив местное кельтское население, местами под ноль, двумя веками ранее.
То есть, ореол "викинги идут!" это не более, чем монашеская метафора. Так ли это?
> Да, воевали, но массово население не трогали, а летописные факты - это выдумки местных церковнослужителей, которым как раз и доставалось в первую очередь.
Клим Саныч, что-то в описании битвы я так и не понял, а что делала третья линия испанцев? Пехота, я имею в виду.
Конницу из третьей линии расстроил удар флангового обхода конницы Оранского, это понятно.
Пехота второй линии испанцев поддержала "бульдозер" первой линии и увязла в основной драке.
А пехота третьей линии что? Стояла, пока не стало понятно, что пора уходить, или поддержала пехоту 1-2 линий? А Вы просто забыли это упомянуть?
ОООчень круто! Прям вообще наикрутейше! Сидела-слушала-смотрела, мои аж подбегали и интересовались, что это мама за такой сериал три часа смотрит и только ахает :)
В моих представлениях комплект из рапиры и даги с военным делом как-то плохо ассоциируется. Можно прокомментировать, это неправильная картинка, или такое было, или как-то ещё?
Просто часть народа поняла, что речь идёт об Онегине в "правильном переводе" Нестора Бегемотова (откуда и была зачитана цитата в начале ролика), а часть - нет.
Жабо́ (фр. jabot — «птичий зоб») — отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди. (википедия)
У Дмитрия Скирюка есть серия книг про травника Жугу (фентези, что-то вроде Ведьмака), одна из которых разворачивается на фоне борьбы Нидерландов и Испании.
> Интересно сколько святые отцы списали матценностей под крики "Викинги идут". Учета то с той стороны никакого.
А кто будет их проверять? От Святого престола не приедут, а от местного архиепископа скажут: "это вам за грехи, платите десятину полностью что бы не повторилось".
Может, это персонаж комедиа дель арте?
В неаполитнском набре масок есть такой - Капитан. Говорит на ломанном итальснком с сильным испанским акценом, носит одежду утрированного испанского покроя. Трус, дурак и фонфарон.
Интересно насколько ценным историческим матералом для исследователя эпохи Нидерландской революции являются картины Питера Брейгеля Старшего? Напимер: Избиение младнцев, Обращение Савла, Безумная Грета, Три солдата, Триумф смерти, Самоубийство Саула, Морская битва у Неаполя и т.д..
Или, скажем, "Сдача Бреды" Веласкеса?
Клим Александрович, Вам не приходилось бывать во Львовском оружейном Арсенале? Там довольно немало инструментария для смертоубийства именно эпохи позднего средневековья, на которой вы специализируетесь. Если бывали - можете сказать, есть там что -то интересное (уникальное) или там "ширпотребное" железо выставлено?
> Интересно было бы уточнение, что за моллюсков упоминал А. Васильев?
Камрад.. Я поубивала толику времени)) но Нашла!! ту статью.. Вот из нее выдержка
"А ведь когда-то испанская мода, как и итальянская, была цветная и красочная. Но потом в Европе стало набирать движение Мартина Лютера, и лютеране подвергли испанцев критике: вот, говорят, что они божьи дети, а тратят деньги на ерунду – золото, кружева, перья. Лютеране заявили, что они, как истинно верующие, будут в черном в противовес. На что испанцы сказали: нет, это мы – оплот католицизма – и есть истинно верующие, мы будем еще черней. И началась эпоха религиозных войн, когторая в истории костюма отразилась соревнованием, кто кого перечернит. Испанцы после открытия Америки уже могли себе это позволить. Ведь раньше, в средние века, черные ткани были самыми дорогими. Их красили чернилами каракатиц, которые водились только на севере Испании, в ограниченном количестве. Ну а когда были завоеваны далекие Карибы, оказалось, что в Карибском море этих каракатиц полным-полно. Поэтому если в XV веке в черном ходили только самые богатые люди, то в XVI веке уже – все повально. "
Этого эксперта самого надо проверять и перепроверять:
> испанцы покорили Америку и привезли оттуда очень много продуктов, которых Европа до того не знала: какао, сахарный тростник, картофель, подсолнечное масло, помидоры
Сахарный тростник, наоборот, был привезён в Америку европейцами. Подсолнечник попал в Европу не в виде масла, а в виде семян. Масло из него стали делать много позже, и масличные сорта подсолнечника появились уже в Европе.
> Камрад.. Я поубивала толику времени)) но Нашла!! ту статью.. Вот из нее выдержка
Спасибо, камрадесса, уважаю подход!
Но вот это:
> Их красили чернилами каракатиц, которые водились только на севере Испании, в ограниченном количестве.
Что-то очень странное.
Во-первых, нет никакого особенного вида каракатиц "на севере Испании" (Это вообще что за север - атлантическое побережье или средиземноморское имеется ввиду?), а обычная, самая крупная и распространенная каракатица обыкновенная Sepia officinalis, прекрасно водится по всему ареалу как Средиземного, так и Атлантического побережья, прекрасно использовалась начиная с античности, как греками, так и римлянами. То есть, никак не может считаться ресурсом, доступным лишь испанцам.
Насчет клондайка карибских каракатиц также имеются определенные сомнения - каракатицы там не сильно другие, не сильно больше, добыча их тоже не может быть быть значительно больше, так как они животные не стайные, а методы промысла были весьма примитивные.
Далее, мне еще ни разу не встречалось что-то, покрашенное сепией в радикальный и устойчивый черный цвет (кроме еды). Само название означает мягкий коричневатый оттенок (с оттенками от зеленоватого до красноватого). Чернила имеют свойство приятно блекнуть и выцветать.
Исторически, ткани окрашивали с помощью дубильных веществ растительного происхождения, чернильных орешков и сульфата железа (которым, кстати, испанцы до сих пор красят низкокачественные маслины).
В общем, у меня очень серьезные сомнения касательно изложенного. Особенно учитывая, как легко и огульно автор прошелся по каракатицам.
Наконец ))) Клим очень крут в исторических обзорах. Жду Ливонскую войну и битвы ( Клушино второй год уже)
Жду продолжения по битвам , и надеюсь продолжите серии со Лобиным и Смирновым. И пригласите как нибудь Олега Федорова на тему исторического рисунка( может удастся) , было бы очень приятно его увидеть , так как он мне очень помогает в реконструкции))
> Далее, мне еще ни разу не встречалось что-то, покрашенное сепией в радикальный и устойчивый черный цвет (кроме еды). Само название означает мягкий коричневатый оттенок (с оттенками от зеленоватого до красноватого). Чернила имеют свойство приятно блекнуть и выцветать.
Несколько лет назад по Культуре был фильм о истории моды и факторах влияния.. Там в одной серии было, что до появлении химии качественные черные ткани были доступны только богатым (долго не выцветали и имели отлив в синету), а простонародье ходило в черных тканях зеленоватых оттенков.
Запомнилось все это мне еще потому, что у нас на работе полетел струйник (на тот момент в нем был только черный картридж). Так вот мы с коллегой были в сильном изумлении, что разлившиеся черные чернила были зелеными. И мастер нам потом подтвердил, что черная краска зачастую получается из загущенного зеленого.
> речь идёт об Онегине в "правильном переводе" Нестора Бегемотова
Нестор Бегемотов - это, несомненно, классик. Его должен знать каждый интеллигентный гражданин. Ежели бы не он, откуда тогда простые отечественные обыватели услышали бы про Евгения Онегина?
> Интересно насколько ценным историческим матералом для исследователя эпохи Нидерландской революции являются картины Питера Брейгеля Старшего? Напимер: Избиение младнцев, Обращение Савла, Безумная Грета, Три солдата, Триумф смерти, Самоубийство Саула, Морская битва у Неаполя и т.д..
> Или, скажем, "Сдача Бреды" Веласкеса?
Весьма, весьма информативны.
В плане мат.культуры источники бесценные.
> Так вот мы с коллегой были в сильном изумлении, что разлившиеся черные чернила были зелеными.
Это вот наверняка черный пигмент на основе оксидов железа был. Железный купорос как раз в ту сторону окрашен.
> качественные черные ткани были доступны только богатым (долго не выцветали и имели отлив в синету)
Ну, может, их красили по два раза - чернильными орешками, а потом еще индиго, для верности?:)
> И мастер нам потом подтвердил, что черная краска зачастую получается из загущенного зеленого.
При печати на аппаратах, использующих четырехцветную автотипию (CMYK) черный получается наложением друг на друга голубого, магенты и желтого (так называемый субтрактивный синтез цвета).
Для художественных чернил еще бывает, что мешают красные с зелеными:)
> чтобы получилось высокохудожественно - надо с музыкой
Дмитрий Юрьевич, так Чайковский уже все придумал, лучше варианта вряд ли найти.
Жабо , если верно помню,( давно, еще в ВУЗе , по истории костюма ) с французского- зоб, имелась ввиду некая птица. Так сказать анималистика в костюме.
> Исторически, ткани окрашивали с помощью дубильных веществ растительного происхождения
Так не скажу за исторически. На практике, я окрашиваю и тонирую для некоторых дизайнов ткани и нитки. Темные цвета получить гораздо проще и без современной химии. Отвар дубовой коры, грецкие орехи, луковая шелуха, черника. Температура раствора, концентрация и время, т.е чем выше температура и время воздействия дольше, тем темнее. По практике 10 минут в кипятке насыщенного отвара дубовой коры или грецкого ореха и очень темная ткань (черную получают грецким орехом, но отвар долго готовится и черную получать мне просто не требовалось). Натуральные ткани, не сложных переплетений прекрасно красятся в темное, главное обезжирить. Сложнее всего получать светлые яркие цвета. Синий, голубой натуральными красителями получить проблематично.
> В неаполитнском набре масок есть такой - Капитан. Говорит на ломанном итальснком с сильным испанским акценом, носит одежду утрированного испанского покроя. Трус, дурак и фонфарон.
это про него же говорили в фильме "Капитан", когда издевались над ГГ в исполнении Жана Маре?
Похоже. Во французском варианте комедиа дель арте - это Капитан Фракас.
Есть наш фильм "Капитан Фракас" с Меньшиковым и Ярветом в этой роли.
Французы позаиствовали несколько итальянских персокнажей. Например, Польчинелла превратился в Полишинеля. И т.д.