Впервые на «Олдтаймер-Галерею» Ильи Сорокина я попал только в прошлом году. И немножко расстроился. Даже дважды. Сначала взгрустнул обо всех мероприятиях этой серии, прошедших без моего деятельного участия, а после взгрустнул вторично — теперь ведь каждый год придётся сначала терпеть до очередной «Галереи», а потом всё отменять ради долгожданного посещения Сокольников. В день открытия 28-й по счёту «Олдтаймер-Галереи» предлагаю насладиться лёгкой ностальгией, ненадолго вернуться на выставку образца 2018 года и пройтись по экспозиционным залам вместе с организатором — Ильёй Сорокиным.
Цвет технической победы
Выставка 2018 года в Сокольниках могла бы, как выяснилось, стать жёлтой, точнее жёлто-синей, а вовсе не красной, как это сложилось исторически. Коллектив организаторов долго вынашивал плодотворную идею — планировалось целиком посвятить 27-ю «Олдтаймер-Галерею» преимущественно милицейской тематике. Грядущее 100-летие советской милиции изо всех сил намекало на правильность именно такого выбора. Однако, по ряду причин достичь продуктивных договорённостей с основными «держателями» ранне- и позднесоветского милицейского авторетро в срок не получилось. Так «красные» одержали убедительную техническую победу над «жёлто-синими» и наполнили цветовую палитру дивными оттенками: коралловыми, гранатовыми, терракотовыми, карминовыми и амарантовыми.
— Тематика каждой галереи выбирается всегда при помощи, если хотите, чутья. Но с обязательной поправкой на интерес к выставке так называемого «массового зрителя». Дело тут не совсем в желании заработать и направить посетительский поток через кассу. Наверное, для многих это прозвучит удивительно, но больше половины посетителей приходит к нам по бесплатным пригласительным билетам. Это наши друзья и соратники, участники прошедших выставок, члены многочисленных автоклубов, реставраторы, коллекционеры, их семьи и дети. В 2018 году очень много приглашений мы распространили среди пожарных, это ведь их юбилей. Коллеги и сотрудники, профессионально занимающиеся выставочной деятельностью, каждый год мне выговаривают — очень много бесплатных приглашений раздаёте, Илья! А я уверен в необходимости поддержания нашего авторетродвижения и при всякой возможности стараюсь поступать именно так.
Хорошим маркером, указывающим на успешно выбранную тему Илья Сорокин без раздумий называет количество мальчишек и любителей «сэлфи» в залах и на площадках. — Как отец пятерых детей скажу, что мальчишек, например, никакими коврижками не заманишь на выставку только ЗиЛов или только фаэтонов, при всём уважении и к тем и другим. Спорт, пожарная или милицейская техника — другое дело. А «сэлфи» — отличный шанс для наших гостей запечатлеть себя на фоне редчайших автомобилей, никогда не собиравшихся под одной крышей, а то и вовсе ни разу не покидавших пределов частных коллекций и не представлявшихся широкой публике. Специалисты и энтузиасты традиционно благодарят за редкую возможность вдумчиво обойти машины со всех сторон. Обычно, на местах постоянной дислокации, это невозможно, ведь у большинства музеев и выставочных площадок банально нет места для нескученной расстановки.
Обратил на себя внимание примечательный факт — часть пожарных машин, представленных на выставке, до сих пор числится на боевом дежурстве. — Конечно, это техника «второй очереди», они на грани списания, хотя и до сих пор в строю. Специально ездил по частям и договаривался об участии этих экземпляров в выставке. Покрасил, заправил их за свой счёт, машины приехали сюда своим ходом, а пожарные надраили их до блеска, отнеслись с душой. Честь им и хвала за такое неравнодушное отношение. Да, по возрасту и регламентам эти пожарные машины пора уже списывать и утилизировать, но участие в выставке даёт автомобилям шанс. Диплом с выставки «100 лет пожарной охране СССР» — весомый аргумент для высокого начальства, теперь эти машины стали частью истории профессии и страны!
— Особая для меня тематика — военная. Считаю, любой юбилейный год, пусть он заканчивается на 5 или на 0 — необходимо посвящать технике Победы. Мальчишки ведь растут, взрослеют и напоминать им о войне и нашей Победе нужно. Скромно надеюсь, что побывав на такой «победной» выставке, они что-то, да запомнят. И никогда не нарисуют «Тигр» на открытке для наших ветеранов. Ещё одна интереснейшая для выставочной деятельности область — спорт. Особенно советский автоспорт 30-50-х годов. Машины из ГОНа (Гараж особого назначения — структурное подразделение Федеральной службы охраны Российской Федерации) — просто кладезь интереснейших экспонатов. Мы давно и прочно дружим с ФСО, а они свои автомобили и мотоциклы содержат в блестящем во всех смыслах этого слова состоянии и не отказывают публике в возможности полюбоваться на них. Ленинская, сталинская, хрущёвская, брежневская и позднесоветские эпохи — по каждой из них в гараже ФСО найдутся потрясающие экспонаты.
На низком старте
Несколько дней до открытия выставки бывают традиционно посвящены доставке, выгрузке и расстановке экспонатов. — Каждый из них по отдельности я, естественно, видел. В том числе и по гаражам, иногда заваленными всяким хламом, иногда ржавыми или некомплектными, но их же готовят специально для выставки и в дни работы выставки они предстают в совершенно ином виде. А какое могучее впечатление машины производят даже на искушённого и подготовленного зрителя, будучи собранными вместе! Честное слово — когда впервые захожу в зал, каждый раз наслаждаюсь и удивляюсь.
У многих экспонатов «Олдаймер-Галереи» найдётся в запасе яркая личная история: вот, например, пожарная машина АЛГ-17 модели ЛЧ с выдвижной лестницей — по такой на ходу карабкался артист Миронов в «Приключениях итальянцев в России». Пожарные уточнили — это категорически запрещено, но для фильма сделали исключение. Собирая автопредставителей императорского гаража для выставки 2016 года, посвящённой 110-летию Собственного Его Императорского Величества гаража, «сорокинцы» отыскали более 25 редчайших экспонатов, да не абы каких, а соответствующих и эпохе и географии. Разыскивали именно те машины, что колесили по нашим дорогам более века тому назад, это о них писали дореволюционные газеты, это их рисовали на рекламных плакатах. — В тот раз в силу малочисленности тематических экспонатов основная часть выставки разместилась в малом зале, обычно же бывает наоборот. Тем не менее, не без оснований считаю именно «Первые моторы России» одной из самых удачных своих выставок.
— Самый тёплый для меня момент наступает, когда выставка наполняется людьми и оживает. Тут реставратор рассказывает о живописных ржавых руинах, превратившихся в хромированное и никелированное чудо, здесь уголок посвящён околоавтомобильным ретро-аксессуарам, там участники клуба любителей «Москвичей» завлекают гостей на свою тематическую площадку. Живое разнообразие всякой всячины при доминирующей основной теме — прекрасная возможность для наших посетителей существенно расширить свой кругозор.
Игрушки для больших
— Ретровыставки я провожу с 2002 года, до тех пор издавал журнал «Игрушки для больших», целиком и полностью посвящённый ретротехнике. И журнал, и выставки и все наши прочие мероприятия — своего рода очаги распространения «олдтаймер-вируса». До сих пор нередко слышу в свой адрес от разных людей слова благодарности за приобщение к увлечению старинной техникой. Мы друг за друга держимся, встречаемся, меняемся опытом. Не обходится, конечно, без мальчишек, то и дело стремящихся отвинтить какую-нибудь гайку, но кто знает — не они ли вольются в наши ряды через 10 или 20 лет?
— Кто из именитых гостей у нас бывает? Президента Путина пока не принимали, но знаем, что «Запорожцем» он владеет и нашей тематикой интересуется. Виктор Черномырдин приходил несколько раз, у него была своя личная ретроколлекция, Юрий Чайка бывал, Евгений Алексеевич Муров, директор ФСО — наш частый гость, заглядывали мультипликатор Александр Михайлович Татарский, Леонид Ярмольник, Николай Фоменко, Алексей Лысенков, Никас Сафронов — да многим ретроавтомобили любопытны. Ко всем гостям из числа «сильных мира сего» можно относиться по разному и занимать, например, разные политические позиции, понимая, что объединяет нас общий интерес. Но в жизни иногда приходится занимать чёткие позиции и как организатор «Олдтаймер-Галерей» я не расстроился, когда узнал, что на открытие одной из наших выставок не позвали Михаила Сергеевича Горбачёва. Не грустил и когда отменилось награждение какими-то медалями от лица группы потомков Романовых.
Авторетротрудности
Для непосвящённых в тематику владения старинными автомобилями не очень заметно с каким количеством препонов сталкиваются коллекционеры и владельцы олдтаймеров. На старом, точнее — старинном автомобиле, будь он даже в безупречном техническом состоянии, передвигаться по родной стране нельзя. Необходимые сегодня средства безопасности отсутствуют как класс, светотехника драматически далека от принятых стандартов, стало быть и эксплуатировать такой «недоавтомобиль» на дорогах общего пользования запрещено. — Установка на автомобиль, скажем, выпущенный в 20-х годах прошлого века хотя бы современных ремней безопасности, «стопов» и поворотников по-настоящему убивает не только коллекционность машины, но и её детально продуманный внешний облик. Сохранение аутентичности или, если хотите, первозданности старых автомобилей — это вся «соль» нашего увлечения. Невольно позавидуешь, например, британцам. «У них», в Великобритании, проводится ежегодный автопробег London Brighton Veteran Car Run. На 60-мильную трассу выходят автоветераны, выпущенные до 1905 года и ни у кого не возникает даже мысли о проверке технического состояния средств безопасности, и в помине не существовавших на заре автомобильной эры.
— В части расходов, помимо выставочно-оформительских, существенное место занимает транспортировка экспонатов. Доставка и возврат машин влетает в копеечку, большая и тяжёлая пожарная техника в этом смысле побила все рекорды. Вложения значительные, но поскольку много лет со своей компактной командой из 3-5 человек мы занимаемся именно организаторской работой, то научились действовать не в убыток себе. Здесь же, в Сокольниках, дважды в год, весной и осенью проводим «Ретро-фесты» с бесплатным участием и входом, делаем ралли, например Bosch Moskau Klassik и некоторые юбилейные мероприятия. Раз в месяц-полтора событие той или иной величины случается, а в целом придерживаюсь в бизнесе «бразильской системы» — заработать больше, чем потратить, проявить изворотливость ума, сэкономить и в чём-то ужаться. Но ни в коем случае не в ущерб зрелищности. В конечном счёте посетителям важна именно она.
Не удержался и задал Илье вопрос: государство как-то помогает или, может быть, проявляет заинтересованность? — Не припомню такого. Но и обид нет. «Лодка» у нас маленькая, стоит пригласить столь значительного партнёра и всё может непоправимо перекоситься. Но опасения даже не в этом, а в неизбежных ограничивающих рамках, этой неотъемлемой части партнёрства с государством. Когда-то давно я не был знаком с системой подобных взаимоотношений и убедился, что скромная надпись «при поддержке такой-то государственной структуры» на всех моих афишах приносит не поддержку, а вовсе наоборот — поток неплодотворного документооборота, заявлений, справок, протокольных встреч и пожирает массу времени. За всё это, повторю, имеем только лишнюю надпись на своих же афишах. Работают только личные хорошие отношения — с ГИБДД, МЧС, ФСО, но они никогда не финансовые и заключаются обычно в помощи экспонатами.
«Колхоз» — дело добровольное!
Цель настоящей, ортодоксальной реставрации — привести немолодой уже автомобиль к такому виду и состоянию, в каком машина когда-то сошла с конвейера. Посвящённые не удивятся, если после даже самой тщательной реставрации автораритет окажется внешне неказистым. Не блестит? Да, зато соответствие полное! Часть машин попадает к реставраторам в виде ржавых руин или неполного набора запчастей. Как тут действовать? Можно позволить себе восстановить прогнившее крыло ГАЗ-АА «на глазок», как говорится — «приколхозить». Это не самый правильный подход. Можно зайти дальше: ГАЗ-АА, это, по сути, «Форд». Заказываем в интернете оригинальные комплектующие, они до сих пор производятся и найти их несложно. — Истинно ортодоксальный реставратор, например Евгений Шаманский, сделает иначе, пусть и в убыток себе. Он закажет фордовское крыло, отдаст своим мастерам и проследит, чтобы вся кривизна была дотошно вымеряна, а прогнивший до «кружева» металл, залатанный и заплатанный будет восстановлен до оригинального состояния! Понятно, что комплекс работ над одним старым крылом стоит дороже, чем целый комплект новых, по сути настоящих фордовских крыльев. Но ведь ни про одно из них нельзя сказать — «100% оригинал»! Не всем понятно такое стремление, не зря ведь в своё время журнал об автостарине «Игрушки для больших» называли «Игрушками для больных».
— Отдельные реставраторы увлекаются и несколько перебирают в блеске и внешней роскоши, предпочитая, скажем, куда более парадную глянцевую краску исторически достоверной, но неброской матовой. Отлично, если машина доведена до уровня «не хуже, чем с конвейера», и уже спорно, когда она становится «лучше». Бывает, в стремлении всё улучшить салон оборудуют «богатыми» кожаными сидениями. А ведь это ошибка, на заре автомобилизма кожаное сидение было только у шофёра. Как и кожаная куртка. Заляпанную маслом или сажей кожу можно было быстро привести в надлежащий вид, остальные сидения, пассажирские, имели дорогую тканевую обивку Это, естественно, более высокий класс отделки, любой грамотный реставратор об этом знает. Отмечу, что со временем любителей «колхоза» становится значительно меньше, в этом, надеюсь, есть и наш небольшой просветительский вклад.
Автомобиль как инвестиция
Купленный в автосалоне новенький современный автомобиль немедленно после оформления сделки теряет приличную часть стоимости, с каждым годом ситуация усугубляется. Тогда откуда же берётся фантастическая стоимость ретроавтомобилей? Оказывается, хитрый план «купить что-нибудь современное, подождать 100 лет и стать обладателем дорогостоящего раритета» — не очень годится в качестве инвестиционной стратегии. Автораритет нуждается в истории, в рекорде, в имени владельца или гонщика, например. Машина может стать значительно дороже с годами, но придётся соблюсти ряд условий. Чем меньше серия — тем шансы подрасти в цене выше. Прототип, который вообще один — идеальный случай. Переходные, изначально редкие модели? Тоже неплохо. Авто, принадлежавшие известным людям или принимавшим участие в известных событиях? Подходят. Несколько факторов, сложенных вместе и делают машину подлинной редкостью. В начале 2000-х за миллион долларов США была продана машина, в которой перед покушением ехал Кеннеди. Точно такая же машина, но не имевшая никакого отношения к Кеннеди стоила уже 40 тысяч долларов. Соотношение стоимостей «железа» и «истории» в отдельно взятом ретроавтомобиле сможет подсчитать даже школьник.
— В моей личной истории есть такой автомобиль — это малолитражка специальной сборки Aero Minor II в уникальной специальной комплектации. Машина была подарена братским чехословацким народом на 70-летие товарищу Сталину. Когда её нашли стоявшей на огороде в городе Ардатове, выкупили и занялись реставрацией, под крылом нашли записку, оставленную, видимо, чехословацкими кузовщиками: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949». Позже под обивкой нашли ещё одну картонку-записку похожего содержания. При помощи Пражского городского архива я позднее выяснил странное: работы по созданию этого автомобиля велись на заводе Rudý Letov в пригороде Праги в нерабочее время, сверхурочно. Комплектующие были приобретены на средства, заработанные на субботниках в каком-то сельхозпредприятии, шины и ряд деталей были поставлены смежниками бескорыстно. Помимо всего прочего, записки, найденные в машине натолкнули меня на мысль: вряд ли они были написаны чехословаками под штыками и дулами советских автоматов, как это преподносят нам в последние десятилетия.
Судьба жёлтого «Москвича»
На радикально «красной» выставке 2018-го года «жёлтые» всё же сумели занять господствующие высоты. Безусловным «гвоздём» программы был признан совсем не поражающий роскошью, довольно простецкого вида жёлтый автомобиль. Сергей Симонов, руководитель реставрационной мастерской Simonov Motors, любезно поведал кое-что из его любопытной биографии.
— В 1973 году в Москве был изготовлен единственный экземпляр автомобиля «Москвич-415С». Именно эта машина была направлена на государственные испытания и, к сожалению, их не прошла. Есть разные, в том числе и не очень красивые версии тех событий, но факт таков: предпочтение было отдано будущей «Ниве», кстати производящейся на «АВТОВАЗе» до сих пор. Как могла сложиться судьба советских внедорожников, если бы на месте «Нивы» оказался «Москвич», сказать трудно, однако по части проходимости «Москвич» с большим отрывом превзошёл конкурентку, уступив ГАЗ-69. Лёгкий внедорожник такого типа был нужен и в сельском хозяйстве и в Советской Армии. Цельные мосты «Москвича» отличались от независимой передней подвески «Нивы» бОльшим ходом, а «верховой» мотор «Нивы» на низких оборотах не мог дать такой же мощности и обеспечить высокий крутящий момент. «Нива» оказалась гораздо слабее «Москвича» в буксировке груза. Цельную крышу «Нивы», в отличии от тента на «Москвиче-415С» и недостаточно вместительный багажник я тоже отнёс бы к минусам. Список отличий можно завершить откидывающимся задним бортом «четырестапятнадцатого» и большей на 2 человека пассажировместимостью. Но победа, напомню, всё же осталась за «Нивой».
— Судьба этого «Москвича» в период после испытаний и до 1991 года толком неизвестна, но в 1991 году машина по договору списания и акту передачи «ушла» из музея АЗЛК вместе с ещё одним «Москвичом-407» в частные руки. Поскольку «Москвич-415С» не был укомплектован документами стандартного образца, позволяющими поставить машину на учёт как транспортное средство, то служил автомобиль полулегально на маршруте «от дома до леса и обратно». Никакого пиетета к машине хозяин не испытывал, и однажды на пути домой машина встала — заклинил задний мост. Эвакуировали «Москвича» при помощи трактора. Волоком. В пути сточили покрышку, диск, тормозной барабан, тормозной щит и часть полуоси. Позже машина сменила хозяина. Новый хозяин уже чётко представлял что именно оказалось в его руках и надеялся на «Москвича» как на свой личный пенсионный фонд. В планах нового автовладельца было восстановление и последующая продаже «Москвича» задорого. Пока же, в течение ещё десятка лет, «четырестапятнадцатый», укутанный тряпками, врастал в землю и прел под небом близ частного домика в Калужской области. Лучше ему с годами уж точно не становилось.
— Мой партнёр по этому проекту, один из идеологов автомобильного клуба «Москвич», Виктор Журлов вёл переговоры и регулярно делал хозяину «четырестапятнадцатого» разные предложения в течение 9 (!!!) лет. Были, конечно, и другие предложения, но я бы, зная историю этого экземпляра, назвал их просто «неприличными». Причина крылась, не в последнюю очередь, в плачевном состояния «Москвича». Вспоминаю иногда финальные переговоры — начались они со слов владельца «если вы приехали разговаривать о продаже этой машины, я вас всех пошлю прямо сейчас». О продаже мы и не говорили. Говорили о жизни. Пили чай. Крепкий, конечно. Встретили закат, хорошо, тепло посидели, пофантазировали на тему «как бы всё могло развиваться дальше». Аргументация у нас была простая: впереди маячит неясная перспектива с неиллюзорным риском, что машина просто рассыплется от старости. Уехали мы в тот вечер на такси, а на следующий день вернулись за своей машиной и разговор о продаже всё же состоялся. На вопрос «о какой сумме могла бы идти речь?» удалось дать единственно правильный ответ. Владелец оказался человеком уравновешенным и рассудительным, взвесил всё и принял наши условия. Сумму называть не хочу, но сделка состоялась к общему удовольствию. Мы получили «Москвича», бывший владелец сумму «икс», на которую он не очень-то и расчитывал плюс некоторый процент к ней.
— Наверное, значительную роль в этих переговорах сыграла сама личность хозяина машины — это крепкий, сильный мужчина, байкер, производственник со своими незыблемыми убеждениями. Фактически мы предложили даже не деньги за «Москвича», а возможность заниматься своим производством на своей территории. Чтобы и его мечта, наконец, сбылась и наша. Скажу, что в моей жизни это была самая приятная сделка — по-мужски крепкая и честная, с человеком, умеющим держать слово. Рад, что жизнь иногда сводит меня с такими людьми. При случае обязательно заеду к нему, чтобы так же, как тогда попить чаю под звёздным небом.
— После приобретения машина была отремонтирована, доукомплектована, задний мост от «Москвича-412» поменяли на правильный, от «Москвича-410». Приборы и руль ждёт та же участь. На втором этапе предстоит обзавестись чертежами и добыть (или создать) недостающие детали. В частности речь идёт о кабриолетном тенте и дугах для него, нет, дверных надставок, отрезаны спинки сидений. Прямо в ходе выставки нас проинформировали, что документы именно на эту машину существуют, их нашли хранящимися в архиве. Копии 85-и чертежей закажем в ближайшее время, за что благодарю нашего замечательного архивариуса Дмитрия Дашко.
— Не думаю, что реставрация отнимет много времени, машина простая, «ровная», много плоскостных деталей, с ними работать гораздо проще. Запчасти на ходовую поставим стандартные «москвичёвские», они до сих пор продаются. Планируем за год закончить восстановление этой машины, возможно, уложимся и за 5-6 месяцев, если как следует подготовимся и найдём всё недостающее. Что касается цвета, то проанализировав чёрно-белые фото, пришли к выводу, что в оригинале он был серым. С другой стороны, за время этой выставки от четверых человек получили информацию — наш «Москвич» был окрашен в заводской цвет «Янтарь». Да, он отличается от нынешнего жёлтого цвета, но он всё равно жёлтый. Поищем образцы краски, закажем выкраску, оценим, взвесим. Возможно, к следующей «Олдаймер-Галерее» успеем многое сделать.
И ведь, как сообщил мне Илья Сорокин, успели. И покажут обновлённый «Москвич-415С» на 28-й «Олдаймер-Галерее» в Сокольниках уже сегодня, 7 марта. Подробнее о том что там посмотреть и как туда попасть — на сайте мероприятия.
А для желающих попасть туда бесплатно заготовлены несколько тематических вопросов. Правильно ответившим на любой из них и приславшим ответ по адресу info(а)spezinform.ru первым полагается электронный билет на «Олдаймер-Галерею». Предложение действительно до исчерпания всех билетов или до окончания выставки.
Список вопросов:
1. Для чего в начале ХХ века рекомендовалось в дальнюю дорогу брать с собой мел?
А. для обозначения меловым кругом места аварийной остановки при поломке в дороге
Б. для ремонта сцепления
В. для устранения течи радиатора
Г. для устранения потливости ладоней и лучшего удержания рулевого колеса
Д. для беления переднего бампера для лучшей заметности автомобиля в ночное время
2. В каком качестве могла быть использована визитная карточка автомобилиста?
А. как инструмент диагностики систем автомобиля
Б. позволяла получать скидку при заправке топливом (маслом)
В. автомобилисты были обязаны обмениваться визитками в случае аварии
Г. служила удостоверением на право вождения автомобиля
Д. визитка за ремнем «шофферских очков» была признаком автомобильного шика
3. Какая из систем автомобиля зари ХХ века требовала постоянной обильной смазки?
А. ленточные тормоза
Б. дисковое сцепление
В. автоматический термостат
Г. жиклерная игла
Д. трубка Пито
4. Шина с белой боковиной сегодня воспринимается как символ «ретро». Но в свое время окраска боковин покрышек имела практический смысл. Какой?
А. улучшала прилегаемость покрышки к ободу
Б. делала автомобиль более заметным на дороге
В. защищала покрышку от грызунов
Г. увеличивала долговечность шин
Д. служила знаком для полиции – «не останавливать!»
5. Какую из передач трехскоростного автомобиля рекомендовалось использовать при движении в гору, если мощности мотора для въезда наверх не хватало?
6. Для лучшей сохранности и увеличения срока службы шин пол гаража в начале ХХ в. рекомендовалось:
А. посыпать опилками
Б. облицовывать полированным мрамором
В. посыпать смесью мела, сурьмы и талька
Г. устилать свежей травой в летнее время, зимой – свежим сеном
Д. минимум раз в неделю обрабатывать керосиново-спиртовой смесью
Был прошлым летом в Northeast Classic Car Museum, что в Norwich, штат Нью-Йорк, США. Думал, там пара десятков старых автомобилей. А там их - 150! Всё тщательно осмотрел, обфоткал. Посидел в Форд Т - дико неудобно залезать-вылезать, кстати. И ещё до меня наконец допёр смысл дизайна 1950-х - это ж подражание новомодной реактивной авиации было!
Что особенно понравилось - там не только автомобили, но и костюмы, в основном женские платья. Надеты на манекены и выставлены рядом с машинами тех же времён. В некоторые машины манекены одетые по моде той поры посажены. Создаёт гораздо более полное ощущение, когда рассматриваешь это всё вместе.