Спасибо за выпуск. Клим Александрович, как относитесь к даркфолк бандам скандинавским? Wardruna, Forndom, например. Оно вообще имеет отношение к реальной музыке того времени или просто старые инструменты с современными гармониями?
Ветер в скулу не бакштаг, а бейдевинд, и да полный бейд пойдет, острый нет. И галфвинд (сбоку) оптимальный галс даже для прямого паруса (именно при вымпельном галфвинде достигается максимальная скорость), а отнюдь не фордевинд, парус работает как крыло лучше, чем как доска в которую давит ветер.
Прошу прощения за оффтоп.
Клим Александрович подскажите, пожалуйста, насколько оправдано будет прочтение книги профессора Дворниченко Андрея Юрьевича "Российская история с древнейших времен до падения самодержавия" (в рамках изучения отечественной истории) и через какую "призму" осуществлять это прочтение?
Интересно, как так получилось, вроде как, парус еще древние египтяне знали. А у викингов получается, что парус появился через несколько тысяч лет. Они же все друг с с другом пересекались, так или иначе.
Я моряк ненастоящий, бескозырку на стройке нашёл, но это же физика. Если ветер дует точно в спину, то, с одной стороны, отражённый поток ветра гасит прямой поток и суммарное воздействие на парус уменьшаться, а с другой стороны, огромное полотнище паруса, поставленное перпендикулярно направлению движения, вызывает сильное сопротивление воздуха, что тормозит корабль.
Если же ветер дует сбоку, то парус отражает поток по принципу "Угол падения равен углу отражения" и направляет его назад. Потоки не смешиваются и суммарное воздействие на парус возрастает, даже несмотря на необходимость домножить вектор силы на косинус угла, под которым падает ветер. И развёрнутый под 45 градусов парус имеет вдвое меньшую площадь проекции, а значит создаёт вдвое меньшее сопротивление воздуха. Бермудский парус яхты, расположенный практически вдоль движения, вообще почти не создаёт сопротивления.
Другое дело, что не любой парус можно легко и безболезненно вращать на произвольный угол вокруг мачты и эффективно управлять им. Треугольный парус к этому хорошо приспособлен, а огромное прямоугольное полотнище фиг повернёшь так просто, не порвав при этом все ванты.
Вопрос к Климу Александровичу, по итогам разбора вооружения, кораблей и предстоящего разбора заруб - что он скажет об этом всем в советско-норвежском фильме "И на камнях растут деревья"?
Почти. Все лавировочные паруса, прямоугольные или косые (бермуд, латина, стаксель, джонковый, гафельный, крабклау и тп) ставятся под углом к потоку ветра (оптимальный угол атаки 15-20 гр.), образуется подъемная сила как у самолета. Работает понятие аэродинамического качества. Сила создаваемая парусом больше его "лобового" сопротивления в разы, боковому сносу судна препятствует киль под водой (в наше время у парусников этот киль/шверт имеет вид крыла). Современные паруса (н.п. бермудский с латами) обладают очень высоким аэродинамическим качеством, у исторических (прямой, латина и тп) оно много ниже.
Когда же ветер просто давит в парус сзади картина меняется. Крыло не работает, по мере разгона судна сила давящая на парус быстро падает и двигаться можно только значительно медленнее скорости ветра. Чтобы избежать потери скорости на фордевинде, на гонках ходят галсами (не путать с хождением галсами против ветра) перекладываясь с левого бакштага на правый и обратно, это быстрее. К тому же на фордевинде, судно начинает рыскать, и тут кстати длинный киль драккара очень хорош.
Исключение специальный парус спинакер, он напоминает парашют, специально сделан для попутных ветров и он огромный, в полтора - два раза больше всего остального парусного вооружения.
Кстати про длину. Большая длина драккаров, это еще один фактор большой скорости хода. Волновое сопротивление движению судна растет в квадрате от скорости (так называемое число фруда), но в знаменателе формулы стоит длина лодки, чем длиннее лодка, тем при той же скорости сопротивление ниже. То есть у судна шириной 5 метров и длиной 15 метров, волновое сопротивление движению больше чем у судна шириной 5 метров и длиной 25 метров, как это и не покажется странным.
Кстати на Большом Соловецком острове у Морского музея, стоит сделанная нашим русским умельцем в 2003 году точная реплика поморской шняки (потомка норвежских снек), шитая(!) еловым корнем. Кто будет на Соловках, обязательно загляните в Морской музей.
Клим Александрович, огромное спасибо за рассказ!
Было бы отлично, если бы когда нибудь нашлось время рассказать о покорении Крайнего Севера поморами и об освоении Сибири, эти темы плотно связаны.
Кроме вышевысказанных корректировок и свои 5 копеек вставлю - насколько мне известно, паруса не делали сверхплотного плетения всю парусную эпоху, ткань для парусов была похожа на современную мешковину, т.е. речь о непродуваемости не шла никогда.
По запросу в Гугле "Viking_woolen_sails pdf" - пруфы.
Это современный, какой-нибудь бермудский, парус работает как крыло. Прямой парус работает как современный спинакер, а для того, чтобы идти на нем в галфинд придется оттягивать наветренную шкаторину вперед булинями. Не знаю, кстати, были ли тогда уже изобретены булини.
На одном из слайдов у Клима Александровича, была изображена модель драккара,на которой парус стоял в положении для бейда и правая (в этом положении передняя) шкаторина была оттянута к носу некой оттяжкой.
Сам видел как на той же шняке у Соловков ребята ходили в бейд оттягивая шкаторину на ветер. Не сомневаюсь, викинги использовали такой же прием.
Но, мне кажется, Вы недооцениваете способность прямого паруса идти острыми курсами, конечно это хуже почти любого косого паруса, но вполне себе крыло. В интернете масса видео, где корабли с прямым ПВ идут остро к ветру, про вымпельный галфинд даже говорить нечего. Надеюсь тут можно использовать ссылки на ютуб, вот тут видно как барк идет бейдевинд под прямыми парусами: https://youtu.be/0VM2qbdvoIE?t=863
Кстати если драккары действительно ходили больше 10 узлов, то при такой скорости истинный бакштаг превращается в вымпельный галфвинд, а истинный галфвинд в вымпельный бейд.
> Интересно, как так получилось, вроде как, парус еще древние египтяне знали. А у викингов получается, что парус появился через несколько тысяч лет. Они же все друг с с другом пересекались, так или иначе.
Вот тоже интересно, почему сие достижение не было известно европейским мореходам так долго. Вроде как, связи с Востоком хоть какие то да были.
Кому: Madnum, #22 В одном из предыдущих роликов Клим Саныч говорил про это. Причина чисто экономическая - не было возможности производить ткань для парусов в нужных объемах.
особенность скандинавских лодок была в том, что у них не было силового набора , кроме киля и штевней. Сама клинкерная обшивка была силовым набором. Шпангоуты не крепились к килю.Наоборот, сначала на киле и штевнях формировалась клинкерная обшивка из гнутых на пару досок, затем к доскам пришивались или прибивались деревянными гвоздями шпангоуты. Отсюда понятно назначение высоких штевней- для крепления изогнутых досок. Чем больше доска изогнута в разных плоскостях-тем больше у корпуса прочность и сопротивление на кручение.
> особенность скандинавских лодок была в том, что у них не было силового набора , кроме киля и штевней.
Драккар из Гокстада с тобой категорически не согласен. У него полноценный силовой набор. Вот способ крепления шпангоутов к обшивке - да, интересный был.
> Вопрос к Климу Александровичу, по итогам разбора вооружения, кораблей и предстоящего разбора заруб - что он скажет об этом всем в советско-норвежском фильме "И на камнях растут деревья"?
Я не Клим Саныч, и про вооружение вообще ни в зуб ногой. А корабли там воссоздавались очень тщательно и точно, по образцу реальных раскопанных дракаров. Долгое время после съёмок стояли в Выборге, кажись, под открытым воздухом на постаментах.
> Вопрос к Климу Александровичу, по итогам разбора вооружения, кораблей и предстоящего разбора заруб - что он скажет об этом всем в советско-норвежском фильме "И на камнях растут деревья"?
Для своего времени - это был мегапрорыв. Теперь - без слёз не взглянешь.
> особенность скандинавских лодок была в том, что у них не было силового набора , кроме киля и штевней. Сама клинкерная обшивка была силовым набором. Шпангоуты не крепились к килю.Наоборот, сначала на киле и штевнях формировалась клинкерная обшивка из гнутых на пару досок, затем к доскам пришивались или прибивались деревянными гвоздями шпангоуты.
> Обратите внимание, я писал именно про вымпельный ветер.
Вымпельный при этом получается аж полный бейдевинд. По крайней мере по индикаторам на вантах так кажется. Я под парусом с 1984 года хожу.
Но что крутой бакштаг, что полный бейдевинд - к галфинду довольно таки близки. А с учётом того, как сбивает с курса волна - всё это довольно таки относительно.
в детстве в кинотеатре смотрел - медитативный корабль в фоне фьорда офигенно красиво выглядел.
однако, шило в некотором месте требовало экшена,
поэтому лазание Кирка Дугласа по топорам и хождение его по вёслам оставило в памяти более яркий след!
Лет 10 назад по культуре был фильм про кораблестроение эпохи викингов, очень много рассказывали реконструкторы-корабелы. Запомнился такой момент: доски для обшивки получали не распиливанием бревна, а расщеплением их при помощи клиньев. Это особенно подчеркивалось и обьяснялось тем, что колется бревно вдоль волокон, а пилится с рассечениием этих самых волокон. И демонстрировалась колотая и пиленная доски, после чего демонстрировалась их устойчивость на сгибание - пиленная ломалась, колотая нет.
Вопрос про паруса. Почему нельзя было купить парус? Ведь денег то было в достатке.
Ну и глупый вопрос, возможно ли сделать парус из кожи, и были ли какие-то исторические находки?