Эпоха викингов, часть 3: Корабли викингов

02.04.19 13:18 | Zhukoff | 44 комментария »

История

01:28:56 | 804976 просмотров | текст | аудиоверсия | вконтакте | rutube | скачать


Ждёшь новых лекций Клима Жукова? Поддержи проект!

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 44

CitizenIvanov
отправлено 02.04.19 13:27 # 1


Спасибо за выпуски!


stary_dobry
отправлено 02.04.19 13:56 # 2


Сегодня просто праздник какой-то!


Winged_Dog
отправлено 02.04.19 15:15 # 3


Клим Саныч конечно не яхтсмен, а реконструктор, поэтому ему путать бакштаг с бейдевиндом простительно. ;)


Паноптикон
отправлено 02.04.19 15:44 # 4


Спасибо за выпуск. Клим Александрович, как относитесь к даркфолк бандам скандинавским? Wardruna, Forndom, например. Оно вообще имеет отношение к реальной музыке того времени или просто старые инструменты с современными гармониями?


Vitalius
отправлено 02.04.19 17:12 # 5


Спасибо за выпуск, никогда особо не любил эпоху викингов, но уже начинаю иначе на нее смотреть).

А как викинги и им подобные на Византию и Иран ходили: на плоскодонках вдоль берега моря или дракары строили уже в Черном море и Каспии?


Hemeg
отправлено 02.04.19 19:03 # 6


Ветер в скулу не бакштаг, а бейдевинд, и да полный бейд пойдет, острый нет. И галфвинд (сбоку) оптимальный галс даже для прямого паруса (именно при вымпельном галфвинде достигается максимальная скорость), а отнюдь не фордевинд, парус работает как крыло лучше, чем как доска в которую давит ветер.


Сын кузнеца
отправлено 02.04.19 19:11 # 7


Не бимс а стрингер наверное (продольный набор).
Бимс - поперечный набор же.


gshaldaev
отправлено 02.04.19 19:47 # 8


Прошу прощения за оффтоп.
Клим Александрович подскажите, пожалуйста, насколько оправдано будет прочтение книги профессора Дворниченко Андрея Юрьевича "Российская история с древнейших времен до падения самодержавия" (в рамках изучения отечественной истории) и через какую "призму" осуществлять это прочтение?


tihprogrammist
отправлено 02.04.19 20:01 # 9


Интересно, как так получилось, вроде как, парус еще древние египтяне знали. А у викингов получается, что парус появился через несколько тысяч лет. Они же все друг с с другом пересекались, так или иначе.


Nikolai
отправлено 02.04.19 20:30 # 10


Кому: Hemeg, #6

Это для любого вида парусов справедливо?


Lis_in
отправлено 02.04.19 20:54 # 11


Дементий храпит?


LSN
отправлено 02.04.19 23:15 # 12


Спасибо Клим Александрович. Вопрос мечи, с топорами в предыдущих сериях разобрали, а как обстояло дело с метательным оружием.


NHm
отправлено 02.04.19 23:15 # 13


Клим Саныч, а линк на книжку про секреты кораблестроения подвесить?
Уж больно интересно. А старую книжку про корабли викингов читал.


ЧГКшник
отправлено 02.04.19 23:15 # 14


Кому: Nikolai, #10

> Это для любого вида парусов справедливо?

Я моряк ненастоящий, бескозырку на стройке нашёл, но это же физика. Если ветер дует точно в спину, то, с одной стороны, отражённый поток ветра гасит прямой поток и суммарное воздействие на парус уменьшаться, а с другой стороны, огромное полотнище паруса, поставленное перпендикулярно направлению движения, вызывает сильное сопротивление воздуха, что тормозит корабль.

Если же ветер дует сбоку, то парус отражает поток по принципу "Угол падения равен углу отражения" и направляет его назад. Потоки не смешиваются и суммарное воздействие на парус возрастает, даже несмотря на необходимость домножить вектор силы на косинус угла, под которым падает ветер. И развёрнутый под 45 градусов парус имеет вдвое меньшую площадь проекции, а значит создаёт вдвое меньшее сопротивление воздуха. Бермудский парус яхты, расположенный практически вдоль движения, вообще почти не создаёт сопротивления.

Другое дело, что не любой парус можно легко и безболезненно вращать на произвольный угол вокруг мачты и эффективно управлять им. Треугольный парус к этому хорошо приспособлен, а огромное прямоугольное полотнище фиг повернёшь так просто, не порвав при этом все ванты.


кукуштв
отправлено 02.04.19 23:15 # 15


Вопрос к Климу Александровичу, по итогам разбора вооружения, кораблей и предстоящего разбора заруб - что он скажет об этом всем в советско-норвежском фильме "И на камнях растут деревья"?


Hemeg
отправлено 02.04.19 23:15 # 16


Кому: Nikolai, #10

Почти. Все лавировочные паруса, прямоугольные или косые (бермуд, латина, стаксель, джонковый, гафельный, крабклау и тп) ставятся под углом к потоку ветра (оптимальный угол атаки 15-20 гр.), образуется подъемная сила как у самолета. Работает понятие аэродинамического качества. Сила создаваемая парусом больше его "лобового" сопротивления в разы, боковому сносу судна препятствует киль под водой (в наше время у парусников этот киль/шверт имеет вид крыла). Современные паруса (н.п. бермудский с латами) обладают очень высоким аэродинамическим качеством, у исторических (прямой, латина и тп) оно много ниже.
Когда же ветер просто давит в парус сзади картина меняется. Крыло не работает, по мере разгона судна сила давящая на парус быстро падает и двигаться можно только значительно медленнее скорости ветра. Чтобы избежать потери скорости на фордевинде, на гонках ходят галсами (не путать с хождением галсами против ветра) перекладываясь с левого бакштага на правый и обратно, это быстрее. К тому же на фордевинде, судно начинает рыскать, и тут кстати длинный киль драккара очень хорош.

Исключение специальный парус спинакер, он напоминает парашют, специально сделан для попутных ветров и он огромный, в полтора - два раза больше всего остального парусного вооружения.

Кстати про длину. Большая длина драккаров, это еще один фактор большой скорости хода. Волновое сопротивление движению судна растет в квадрате от скорости (так называемое число фруда), но в знаменателе формулы стоит длина лодки, чем длиннее лодка, тем при той же скорости сопротивление ниже. То есть у судна шириной 5 метров и длиной 15 метров, волновое сопротивление движению больше чем у судна шириной 5 метров и длиной 25 метров, как это и не покажется странным.


Hemeg
отправлено 02.04.19 23:15 # 17


Кстати на Большом Соловецком острове у Морского музея, стоит сделанная нашим русским умельцем в 2003 году точная реплика поморской шняки (потомка норвежских снек), шитая(!) еловым корнем. Кто будет на Соловках, обязательно загляните в Морской музей.

Клим Александрович, огромное спасибо за рассказ!
Было бы отлично, если бы когда нибудь нашлось время рассказать о покорении Крайнего Севера поморами и об освоении Сибири, эти темы плотно связаны.


Технарюга
отправлено 03.04.19 00:13 # 18


Кроме вышевысказанных корректировок и свои 5 копеек вставлю - насколько мне известно, паруса не делали сверхплотного плетения всю парусную эпоху, ткань для парусов была похожа на современную мешковину, т.е. речь о непродуваемости не шла никогда.
По запросу в Гугле "Viking_woolen_sails pdf" - пруфы.


Winged_Dog
отправлено 03.04.19 01:28 # 19


Кому: Hemeg, #6

Это современный, какой-нибудь бермудский, парус работает как крыло. Прямой парус работает как современный спинакер, а для того, чтобы идти на нем в галфинд придется оттягивать наветренную шкаторину вперед булинями. Не знаю, кстати, были ли тогда уже изобретены булини.


Hemeg
отправлено 03.04.19 09:24 # 20


Кому: Winged_Dog, #19

На одном из слайдов у Клима Александровича, была изображена модель драккара,на которой парус стоял в положении для бейда и правая (в этом положении передняя) шкаторина была оттянута к носу некой оттяжкой.
Сам видел как на той же шняке у Соловков ребята ходили в бейд оттягивая шкаторину на ветер. Не сомневаюсь, викинги использовали такой же прием.
Но, мне кажется, Вы недооцениваете способность прямого паруса идти острыми курсами, конечно это хуже почти любого косого паруса, но вполне себе крыло. В интернете масса видео, где корабли с прямым ПВ идут остро к ветру, про вымпельный галфинд даже говорить нечего. Надеюсь тут можно использовать ссылки на ютуб, вот тут видно как барк идет бейдевинд под прямыми парусами: https://youtu.be/0VM2qbdvoIE?t=863

Кстати если драккары действительно ходили больше 10 узлов, то при такой скорости истинный бакштаг превращается в вымпельный галфвинд, а истинный галфвинд в вымпельный бейд.


OsadVadim
отправлено 03.04.19 09:24 # 21


Клим Саныч, что вы можете сказать о книге Гвин Джонс - Викинги. Потомки Одина и Тора? Заслуживает ли она внимания?


Madnum
отправлено 03.04.19 09:24 # 22


Кому: tihprogrammist, #9

> Интересно, как так получилось, вроде как, парус еще древние египтяне знали. А у викингов получается, что парус появился через несколько тысяч лет. Они же все друг с с другом пересекались, так или иначе.

Вот тоже интересно, почему сие достижение не было известно европейским мореходам так долго. Вроде как, связи с Востоком хоть какие то да были.


Schwert
отправлено 03.04.19 10:00 # 23


Кому: Madnum, #22
В одном из предыдущих роликов Клим Саныч говорил про это. Причина чисто экономическая - не было возможности производить ткань для парусов в нужных объемах.


astepin
отправлено 03.04.19 13:01 # 24




astepin
отправлено 03.04.19 13:05 # 25




happydreamer
отправлено 03.04.19 13:49 # 26


особенность скандинавских лодок была в том, что у них не было силового набора , кроме киля и штевней. Сама клинкерная обшивка была силовым набором. Шпангоуты не крепились к килю.Наоборот, сначала на киле и штевнях формировалась клинкерная обшивка из гнутых на пару досок, затем к доскам пришивались или прибивались деревянными гвоздями шпангоуты. Отсюда понятно назначение высоких штевней- для крепления изогнутых досок. Чем больше доска изогнута в разных плоскостях-тем больше у корпуса прочность и сопротивление на кручение.


Basilevs
отправлено 03.04.19 15:12 # 27


Кому: happydreamer, #26

> особенность скандинавских лодок была в том, что у них не было силового набора , кроме киля и штевней.

Драккар из Гокстада с тобой категорически не согласен. У него полноценный силовой набор. Вот способ крепления шпангоутов к обшивке - да, интересный был.


Basilevs
отправлено 03.04.19 15:12 # 28


Кому: Hemeg, #6

> И галфвинд (сбоку) оптимальный галс даже для прямого паруса (именно при вымпельном галфвинде достигается максимальная скорость)

Уточню - не совсем галфинд, а крутой бакштаг, это самый быстроходный курс к ветру. Это из-за эффекта вымпельного ветра получается.


Basilevs
отправлено 03.04.19 15:13 # 29


Кому: кукуштв, #15

> Вопрос к Климу Александровичу, по итогам разбора вооружения, кораблей и предстоящего разбора заруб - что он скажет об этом всем в советско-норвежском фильме "И на камнях растут деревья"?

Я не Клим Саныч, и про вооружение вообще ни в зуб ногой. А корабли там воссоздавались очень тщательно и точно, по образцу реальных раскопанных дракаров. Долгое время после съёмок стояли в Выборге, кажись, под открытым воздухом на постаментах.


Zhukoff
отправлено 03.04.19 18:22 # 30


Кому: кукуштв, #15

> Вопрос к Климу Александровичу, по итогам разбора вооружения, кораблей и предстоящего разбора заруб - что он скажет об этом всем в советско-норвежском фильме "И на камнях растут деревья"?

Для своего времени - это был мегапрорыв. Теперь - без слёз не взглянешь.


Zhukoff
отправлено 03.04.19 18:23 # 31


Кому: happydreamer, #26

> особенность скандинавских лодок была в том, что у них не было силового набора , кроме киля и штевней. Сама клинкерная обшивка была силовым набором. Шпангоуты не крепились к килю.Наоборот, сначала на киле и штевнях формировалась клинкерная обшивка из гнутых на пару досок, затем к доскам пришивались или прибивались деревянными гвоздями шпангоуты.

Это ты сам придумал?


Xravn
отправлено 03.04.19 20:14 # 32


Клим Александрович с прошедшим ДР. По теме, попалась в руки книжка И. фон Фиркс, " Суда викингов ", 1982 год. Можно читать? Спасибо.


Hemeg
отправлено 03.04.19 21:25 # 33


Кому: Basilevs, #28
Обратите внимание, я писал именно про вымпельный ветер.


Basilevs
отправлено 03.04.19 21:25 # 34


Кому: Xravn, #32

> По теме, попалась в руки книжка И. фон Фиркс, " Суда викингов ", 1982 год.

Камрад, в самом начале ролика Клим Саныч её упоминает и даёт ответ на твой вопрос.


кукуштв
отправлено 03.04.19 21:25 # 35


Кому: Zhukoff, #30

> Для своего времени - это был мегапрорыв. Теперь - без слёз не взглянешь.

Это да...
Спасибо!


Xravn
отправлено 03.04.19 22:58 # 36


Кому: Basilevs, #34

Видимо прослушал, спасибо.


Basilevs
отправлено 03.04.19 22:58 # 37


Кому: Hemeg, #33

> Обратите внимание, я писал именно про вымпельный ветер.

Вымпельный при этом получается аж полный бейдевинд. По крайней мере по индикаторам на вантах так кажется. Я под парусом с 1984 года хожу.

Но что крутой бакштаг, что полный бейдевинд - к галфинду довольно таки близки. А с учётом того, как сбивает с курса волна - всё это довольно таки относительно.


Димыч
отправлено 03.04.19 23:50 # 38


Клим Саныч, а как на кораблях перевозилось приличное количество рабов (особенно сочных девах).

Места таки совсем мало на дракаре.


AvatarSane
отправлено 04.04.19 09:01 # 39


Спасибо. Можно попросить прикреплять ссылки на предыдущие выпуски данной тематики, для удобства, так сказать?


rezcho
отправлено 04.04.19 15:08 # 40


Кому: кукуштв, #15

> "И на камнях растут деревья"

в детстве в кинотеатре смотрел - медитативный корабль в фоне фьорда офигенно красиво выглядел.
однако, шило в некотором месте требовало экшена,
поэтому лазание Кирка Дугласа по топорам и хождение его по вёслам оставило в памяти более яркий след!


doktorkurgan
отправлено 07.04.19 10:51 # 41


Лет 10 назад по культуре был фильм про кораблестроение эпохи викингов, очень много рассказывали реконструкторы-корабелы. Запомнился такой момент: доски для обшивки получали не распиливанием бревна, а расщеплением их при помощи клиньев. Это особенно подчеркивалось и обьяснялось тем, что колется бревно вдоль волокон, а пилится с рассечениием этих самых волокон. И демонстрировалась колотая и пиленная доски, после чего демонстрировалась их устойчивость на сгибание - пиленная ломалась, колотая нет.


Apprentice
отправлено 10.04.19 12:45 # 42


Добрый день, Клим Александрович.

Вопрос про паруса. Почему нельзя было купить парус? Ведь денег то было в достатке.
Ну и глупый вопрос, возможно ли сделать парус из кожи, и были ли какие-то исторические находки?


кукуштв
отправлено 11.04.19 22:08 # 43


Кому: rezcho, #40

> в детстве в кинотеатре смотрел - медитативный корабль в фоне фьорда офигенно красиво выглядел.

Это да!

> лазание Кирка Дугласа по топорам и хождение его по вёслам оставило в памяти более яркий след!

А мне как-то не зашло


ПалПалыч
отправлено 12.04.19 18:26 # 44


Спасибо, очень познавательно!



cтраницы: 1 всего: 44



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк