Научный коммунизм приятно щекочет мозг. А уж то что все это из Аристотеля выросло, вообще откровение.
А то что каких-то 100 лет назад этого Аристотеля розгами "вбивали" в учеников. Захотелось собственноручно прикоснуться (несмотря на вузовскую философию). Можно ли разместить ссылки на хорошие материалы Аристотеля упомянутые гостем?
Не понравилось. Гость часто употребляет фразы "это позволяет понять", "отсюда вытекает", "если..., то", но не приводит никаких доводов, что из одного утверждения действительно следует второе. Либо просто делается какое-то совершенно недоказуемое утверждение, например:
> все, что происходит в пробирке физика, все, что происходит в пробирке химика и все что происходит в человеческом обществе, оно все подчиняется одним и тем же законам
, после чего следует фраза
> это важно понять
Как я могу это понять, если меня физики, химики и социологи уже научили, что это совсем не так.
Понятно, что автор имеет ввиду, что есть некая "философская" (шаманская?) общность процессов количественных и качественных изменений, но категоричность утверждений автора "напрягает".
Создается впечатление некоторого шаманства, а не научности. Я конечно понимаю, что такое впечатление у меня сложилось из-за моей неграмотности в этом вопросе. Но, хотелось бы все-таки, более "человечного" (с более подробными объяснениями) изложения материала.
Хорошая лекция. Стимулирует что-то вспомнить, что-то восполнить. У нас в вузе (1967 г.) научный коммунизм шел отдельным предметом, помимо истории КПСС, политэкономии и философии, несмотря на то, что специальность была чисто техническая.
Спасибо, товарищ!!! Разжевал и объяснил на человеческом языке, а то дебаты Михаил Васильевича с Борис Витальевичем поставили в ступор, приуныл чутка))) а тут взбодрился, и сразу в бой:
ложка дёгтя - в конце про потерю таланта - это мимо, при всём уважении, причём тут советское кино в виде критерия, а шедевры античности при рабовладении - статуи всякие безрукие, феодализме - картины, писанина всякая по которой Иван Диденко тащится, ах да, любовь Клима Жукова - вендель и просто куча шедевров при буржуазном строе (добавляя песни, стихи, кино, музыка, ставшая классической), причём и среди махровой пропаганды - это аргумент в пользу присутствия таланта, независимо от устройства общества.
Спасибо
один их немногих роликов, в которые заглядываю ознакомится перемоткой, и задерживаюсь на весь хронометраж
час пролетел незаметно и с огромным удовольствием
Мозжечковой подкоркой чувствую, что все эти Аристотели-Платоны весьма полезны для правильного мыслешевеления. А можно как-то коротко развернуть про практическую пользу от таких фундаментальных знаний? Или тут именно фундамент, и польза его только опосредованная, пользой крепких стен и не протекающей крыши.
Благодарствую.
А читать надо в оригинале или есть толковые переводы?
Я так понимаю раньше древнегреческий и латинский учили только чтобы классиков в оригинале читать, а не просто из любви к древностям.
А есть ли, не только перевод, но и подробный разбор (типа комментариев к ТК РФ)?
Вся проблема в восприятии подобных выступлений, на мой взгляд, в том, что они идут против принципа фальсифицируемости Поппера.
Т.е. для подтверждения гипотезы выступающий приводит пару примеров (причем, нередко еще и неточных) и объявляют гипотезу законом. А из такого закона делаются далекоидущие выводы.
Но один или два примера не делают гипотезу научной. Научной ее делает возможность опровержения. А вот с этим проблема, потому что тут вступает в дело "диамат", которым можно объяснить все что угодно. Исключений больше, чем правил? Это единство и борьба противоположностей или что угодно еще.
С помощью такого подхода можно объяснить и предсказать все, что захочется. А значит это не наука, а очковтирательство
Клим Саныч, при всем уважении к вам и Михаилу - он, увы, плохой рассказчик. Было тяжело слушать (даже тяжелее, чем Игоря Леонардовича, так любимого тут за манеру подачи материала!), а тема - крайне интересная и актуальная. Соло или с Дмитрием Юрьевичем вы куда бодрее выступаете.
Про Аристотеля вы говорили в общем-то в том смысле, и с тем акцентом, что Гегель его в себя вобрал и развил, вынося тем самым Аристотеля как бы за скобки и делая необязательным для изучения. Ровно то же мнение высказывает ваш учитель уважаемый Михаил Васильевич.
Вадим же транслирует несколько иное мнение и в частности указывает, что в некоторых аспектах Гегель не только не развил, но и не понял древних греков. И в целом дает такую картинку, что Аристотеля за скобки уже не вынесешь.
Не берусь судить, правильно ли это, но отличие в подаче материала как говорится налицо!
Гость рассказывает интересно, приятно слушать, материал подобран грамотно, но напрягают моменты про "реинкарнацию Руси", "русскую идею", "касту волхвов" и вообще чрезмерный упор на Аристотеля с Платоном. у всех теорий есть некие исходные точки и фундаментальные труды, но у нас 21 век, и теория ушла далеко вперёд в силу понятных причин. будет ли продолжение по более актуальным работам, ну века 20 или нынешним?) спасибо!
Вадим, такой к вам вопрос - по изучению философских трудов Аристотеля, Платона да и Гегеля, наверное тоже - когда вы говорите о дореволюционных гимназистах и их насыщенной греками программе, стоит заметить, что они же еще учили греческий и латынь и читали и изучали философов на языке максимально близком к оригиналу. Как быть современному читателю, языками не владеющему - насколько оно важно для понимания?
Другой аспект старинных философских трудов - это язык, которым они написаны, он, мягко говоря, несовременен даже в переводах. Понятийный аппарат от нашего привычного далек. Да и в целом древние греки мыслили несколько иными категориями.
Как быть современным читателям, желающим понять эти труды? Читать их, просто взяв с полки, как-то не слишком эффективно получается, ведь выявить истинный смысл трудов и выразить его для себя в доступной форме - это фактически работа по дешифровке получается. Если этим профессионально не заниматься как основной деятельностью, ни сил не времени найти невозможно.
Есть ли какие-то академические издания с комментариями, с акцентом на главном, адаптированные для современного читателя? Что посоветуете желающим разобраться в вопросе для упрощения процесса? Понимаю, что ваши разведопросы задуманы как раз как такая помощь, однако м.б. есть и другие, дополнительные инструменты?
Ну и в целом - огромное спасибо за разведопрос - у вас очень хорошая подача материала - с одной стороны, взвешенный и корректный научный подход, с другой стороны, достаточно популярная форма изложения, вполне доступная для понимания неспециалисту.
> и вообще чрезмерный упор на Аристотеля с Платоном. у всех теорий есть некие исходные точки и фундаментальные труды, но у нас 21 век, и теория ушла далеко вперёд в силу понятных причин.
Нужно понимать, что единожды открытое знание не устаревает и за миллион лет, не говоря уже о паре тысяч. А без понимания фундамента и основ нет смысла идти дальше. Не зная алфавита читать не научишься.
> Клим Саныч, при всем уважении к вам и Михаилу - он, увы, плохой рассказчик. Было тяжело слушать (даже тяжелее, чем Игоря Леонардовича, так любимого тут за манеру подачи материала!),
Честно говоря, я тоже некоторых постоянных гостей Тупичка слушать не могу. Бесит манера разговора. И что я делая в таком сулчае? Беру и читаю расшифровку, если тема интересная.
ЕСли же воспритяие материала (Капитала того же) зависит от личного отношения к докладчику, то дела плохи. Я часто всречался с мененим "Маркс пишет длинно и непонятно - это фигня кака-то. Поэтому я не марксист".
> Про Аристотеля вы говорили в общем-то в том смысле, и с тем акцентом, что Гегель его в себя вобрал и развил, вынося тем самым Аристотеля как бы за скобки и делая необязательным для изучения.
При Арситотеля мы говорили в аспекте, что он ввел основные экономические понятия: потребительная стоимость (полезность) и меновая стоимость, разделение труда, , хремаистика и прочее. Тем самым заложил основы большинства будущих экономических теорий.
P.S. При этом я услышал и принял к сведенью критику камрадав на счет недостатков моих первых выступлений в кадре. Веду работу над речью. Вроде, постепенно начинат получаться. https://oper.ru/news/read.php?t=1051621651#comments
После комментария Дм. Юрьича о фильме, бросил слушать лекцию и прочитал "Бросок на Приштину" Ивашова. Смысл событий стал понятным - хотя, в конечном счете все профукали.... Как сказал поэт "за попытку - спасибо".
Что-то мало пользы от такого глубокого философствования, если на полном серьёзе идут рассказы про исключительную русскуюЪ духовность и и поголовно бездуховный Голливуд.
Было бы не плохо еслиб вы с Климом Санычем сделали ролик по диалектическому материализму. Это очень интересная тема и поможет многим. Без этого - просто многое вообще не понять, а рассматриваемая тема, довольно сложна и требует знаний и подготовки.
Камрад, нам бы первый том Капитала закончить. Задержка во мне, а меня держат всякие обстоятельства. Да и в диамате я не так компетентен, как в политэке.
Так что Климу с кем-нибудь еще на это тему надо выступить.
> Вся проблема в восприятии подобных выступлений, на мой взгляд, в том, что они идут против принципа фальсифицируемости Поппера.
Принцип фальсифицируемости Поппера крайне субъективен и идеалистичен. Если строго придерживаться этого принципа, то наука должна не пытаться объяснять непознанные явления, а заниматься попытками опровергнуть действующие теории. Что малость не подтверждается всей историей науки. Принцип фальсифицируемости противоречит самой идее развития и накопления научного знания, и переход от старых теорий и гипотез к новым у Поппера превращается в произвольный выбор между гипотезами на основе... метода проб и ошибок. Познание превращается в орлянку - повезет/не повезет.
Определенная ценность у него есть - принципиально не опровержимые утверждения, то есть такие утверждения, которые мы не можем соотнести с какими-то фактами, действительно должны отбрасываться из мышления и в первую очередь из научных теорий. Но по Попперу получается, что теория не может иметь научный смысл, не потому, что она принципиально недоказуема, а в первую очередь потому, что она неопровержима (вводился принцип фальсификации как противоположность принципу верификации). Но это открывает широкий простор для творчества - нетрудно спекулятивно построить такую абсурдную псевдотеорию, которая не будет соответствовать некоторому заданному набору фактов, неважно, реальных или воображаемых. И эта абсурдная теория, по принципу Поппера, будет считаться научной. Очень передовой научный метод. Об истинности теорий/гипотез или о возможности их применения он ничего сказать не может, зато позволяет позволяет сочинить, какую-нибудь лабуду и назвать ее начной теорией.
> А есть ли, не только перевод, но и подробный разбор (типа комментариев к ТК РФ)?
Сейчас переводы в принципе все хорошие. Ищите книжки с примечаниями. Есть куча лекций по Античной философии в интернете.
Дмитрий Гусев прекрасен https://www.youtube.com/watch?v=BV2pR6ZxFUY&list=LL23j6lvtRhdPP7fzesPhETg&index=11&t=0s Я вообще как брался: сначала прочитал пару учебников (советских) по истории философии там в общих чертах дискурс раскрывается. Хороший у Спиркина (читать издания сугубо советского периода), есть большая книжка под редакцией Ойзермана (аналогично - издания советского периода). Для логики особенно хорош учебник Гетмановой, у неё как раз для юристов есть учебники. Опять же логика как математика - нужно делать упражнения.
По-моему, один из самых сильнейших видео по коммунизму!
Настолько неожиданно, но настолько логично всё изложено - докладчику низкий поклон.
Столько простых понятных и живых примеров для каждого понятия я ещё не слышал!
"всякое благо имеет двоякое употребление — одно, свойственное самой вещи, как таковой, другое же не свойственное ей; так, например, сандалия может служить обувью и, в то же время, может быть обмененной на чтолибо другое: и в том и в другом случае сандалия служит предметом для удовлетворения потребностей, так как, если ктолибо и променяет ее на чтонибудь необходимое ему, на деньги или пищу, все же употребит в дело сандалию, как сандалию, хотя и не соответственно ее настоящему назначению, ибо сандалия вовсе не предназначена для обмена" (с)
Вот это вот - "результат -> действие -> цель -> субъект" - чистой воды идеализм. Тот же капитализм расчеловечивает человека, разрушает производство в России и т.п. по объективным законам, а не потому что злые капиталисты так хотят. Плюс, даже там где есть целеполагание, результат может не соответствовать цели, по ряду объективных причин.
Или я что-то не так понял?
Прошу прощения, но ... это же типичная "теория всего", к тому же идеалистическая.
Кроме того, гость демонстрирует психические странности: очень уж серьёзно он к самому себе относится, "теория всего" объясняет всё, в то числе голубой цвет небес, не может удержаться от частных (раз в 3-5 минут) попыток "научить" или "изобличить" кого-то неназываемого (что само по себе странно, разоблачаешь, так называй конкретно, а не ходи вокруг да около).
Ты пришёл рассказать о телеологии Аристотеля - ну так и расскажи о ней.
Вместо этого выходит нечто вроде: "Разрыв сознания всех людей, кроме моего, привёл к тому, что никто в России не может вывести пятно от манго с одежды. А телеология Аристотеля даёт нам понять, что пятна манго отстирываются двухсуточным замачиванием в овечьем молоке".
Аристотель отличный. Но гость - мягко говоря, странный.
> Честно говоря, я тоже некоторых постоянных гостей Тупичка слушать не могу. Бесит манера разговора. И что я делая в таком сулчае? Беру и читаю расшифровку, если тема интересная.
Собственно, я так и делаю, когда время есть на чтение. Увы, не всегда оно есть. Приходится слушать аудио, муки принимать! Я в общем-то не о себе пекусь, я прослушал целиком, много ценного для себя почерпнул, за что тебе огромное спасибо. Без обид камрад - я ж с целью тебя задеть, м.б. критика тебе поможет улучшить навык говорения. Напрягла не дикция или там интонация, тут все норм. На мой взгляд, не хватает умения стройно и логично довести мысль до конца, не сбиваясь.
В целом надеюсь, что будут ещё твои ролики - тема интересная. Хочу пожелать всяческих успехов.
Критика в целом справдливая - поэтому обид не вызывает. Работаю над собой. Закнчиваю конспектиовать первый том. Скоро буду готов к очередным разведопросам.
> P.S. При этом я услышал и принял к сведенью критику камрадав на счет недостатков моих первых выступлений в кадре. Веду работу над речью. Вроде, постепенно начинат получаться. https://oper.ru/news/read.php?t=1051621651#comments >
> Но это открывает широкий простор для творчества - нетрудно спекулятивно построить такую абсурдную псевдотеорию, которая не будет соответствовать некоторому заданному набору фактов, неважно, реальных или воображаемых. И эта абсурдная теория, по принципу Поппера, будет считаться научной
Это было бы так, если бы принцип Поппера заменял, а не дополнял другие критерии научности. А он таки дополняет. Т.е если при соблюдении всех прочих признаков научности некая теория принципиально нефальсифицируема - то она ненаучна. При этом фальсифицируемая теория обязана помимо прочего соответствовать всем другим критериям научности, чтобы называться научной.
> Вот это вот - "результат -> действие -> цель -> субъект" - чистой воды идеализм. Тот же капитализм расчеловечивает человека, разрушает производство в России и т.п. по объективным законам, а не потому что злые капиталисты так хотят. Плюс, даже там где есть целеполагание, результат может не соответствовать цели, по ряду объективных причин.
> Или я что-то не так понял?
>
Рассуждения в этом духе про закулису тоже вызвали некоторое недоумение. Или я что-то не так понял.
Относительно того, что результат предполагает за собой наличие субъекта - мягко говоря, спорно.
Вот была чернобыльская катастрофа, когда реактор жахнул. Результат как-бы, налицо, а субъекта как такового нет. Причина аварии - стечение множества разных факторов, множества ошибок, которые каждая по отдельности не фатальны, а вот в комбинации - убийственны.
Собственно говоря, чем отличается мировой капитализм от этой ситуации? Ряд субъектов действуют в своих узких интересах вовсе не имея в виду расчеловечивать род людской, и прочий сатанизм, и всякое такое непотребное, а сумма их действий складывается в известный результат
Много интересного, спасибо. Однако название вводит в заблуждение. Это же о телеологии, ну или об истоках, а уж никак ни о самом научном коммунизме. Сопоставления идей античности с конкретными событиями 20го конечно очень занимательные, но причем здесь наука?
Приятно знать, что политэкономия возрождается в ВУЗах.
Жаль, что Наталья толком не раскрыла в интервью, что Маркс пошел гораздо дальше Адама Смита и через это политэкономия как наука лучше описывает реальность, чем это получается у последователей Смита. Из ее интервью выходит, что это некие равноправные ответвления от одного корня, что на самом деле не так.
Утрируя, Маркс - это Эйнштейн от экономики, а Адам Смит - Ньютон. Ньютоновская механика после открытия теории относительности работать не перестала, однако была загнана в четкие рамки, где ее можно применять, а где она работать перестает. На практике близкой каждому это выражается, например, в том, что корректное построение системы GPS невозможно в рамках только ньютоновской механики. Нужно учитывать некотороые релятивистские эффекты. И теперь ни один физик в здравом уме за эти рамки применимости выходить не будет. А вот некоторые экономисты почему-то упорно не хотят признавать более прогрессивное знание.
Камрады! После обсуждения в Тупичке ушел в обсуждение той же темы в фейсбук с забанеными, но давно знакомыми камрадыми. Вывел (хоть тема давно "ущла за горизонт" и вряд ли кто сюда заглянет) новое определение фашизма. Спасобо Юлину - указал путь в котором мыслить (но он узко определил рамки). Спасибо Попову - он правильно определил узость "расширенного" юлинского термина. Итак. Новая формула: " "Современный фашизм - это террористическая диктатура буржуазии (не только финансовой) опирающаяся на массовое движение с экстремистской идеологией".
Причем буржуазия может быть любой: доморощенной, копрадорсккой, иностранной. Идеологй тоже: расисткой, соцал-расисткой, религиозной и тд.д
Все остальное не укладывающееся в термин - парафашизм, авторитаризм, и тд. ТО есть "недофашизм".