Не смотрел, но посмотрю обязательно. Потом. Через неделю где-то. Вот это вот: "при Павии" напомнило мне собственную шикарную идею про Пауля Гульди (в картинке), которую я так и не доработал пока и не отправил автору на поржать. А может, и не отправлю. Но, блин, "Битва при Павии" - эх, хорошо!
Спасибо.
Всё-таки не понятно, почему именно за Павией закрепилась слава "Последней битвы Средневековья".
Пики, ручной огнестрел и полевая артиллерия, как основные средства вооружённой борьбы; колонны пикинеров, жандармы и группы стрелков, как её основные участники, - всё уже использовалось на полях сражений с последней четверти XV века. Марширующих терций и караколирующих рейтар под Павией тоже замечено не было, что же это за "Первое сражение Нового времени"?
Эх.. пока Клим Саныч рассказывал, даже мелодия "Йорг фон Фрундсберг, фюрт унс ан" где-то тихонечко наигрывала.
Унт дер ойх дес лидлайн занг,
Тра ля ля ля ля ля ля,
Вард айн ландскнехт генаннт,
Лерман фор Павия.
Спасибо Климу Александровичу за раскрытие темы Павианской битвы! Так глубоко еще ни один популяризатор истории не копал - всё какие-то обрывки попадались. В общем -большое спасибо!
Ты в какой-нибудь районный суд зайди после 10 апреля, посмотри как дети по наследственному делу делят мамину или папину однушку в хрущёвке и автомобиль ВАЗ 2106. узнаешь много нового про нравы современных граждан. От рукоприкладства и смертоубийства в таких процессах останавливает только наличие приставов с палками рядом с судьёй.
Спасибо за интереснейшую лекцию! Возник вопрос - а как фактическая полигамия королей и дворянства в целом, которые вполне себе объяснимы династическими соображениями и доступными возможностями вообще, оправдывались, если оправдывались, конечно, с точки зрения церковной морали? Из серии про прелюбодеяние.
А у средневековой аристократии с этим вообще проблемы были. Они же все поголовно - профессиональные военные, то есть - серийные убийцы, то есть люди, которые регулярно совершают смертный грех. А значит, прелюбодействуй не прелюбодействуй, всё равно после смерти тебя черти в аду будут сношать. Так что какая разница? Впрочем, всегда можно было купить индульгенцию :)
Стоп-стоп, не так быстро! Не надо путать просто убийство, и убийство, самим папой римским одобренное и запатентованное специальной бумажкой! За первое будут сношать, а за второе - сразу в рай и веночек на голову. Понимать надо)
Всё верно, камрад. Потому и ходили в Крестовые походы, как на праздник: тут тебе и делом любимым позаниматься (в смысле, поубивать и пограбить), и душу бессмертную в целости сохранить, и прощение всех грехов получить. Красота! Да только часто ли такой праздник жизни случался? А что после похода? А угораздило тебя родиться между ними, а если после их завершения? Что тогда? Не убивать и не грабить? А зачем ты тогда такой нужен? Нет уж, раз аристократ - будь добр соответствую, и смертный грех тебе никто не отпустит. Потому все Средневековые militaris (за относительно редким исключением тех, кому повезло преставиться прямо во время похода) твёрдо знали: в загробной жизни от сношений с чертями не отвертишься. А раз так - то, по крайней мере, в жизни земной самому насношаться вдоволь :)
Я, если что, не с целью поспорить, а так, шуткануть в меру сил )
Ну и кстати, очень интересно было бы послушать лекцию от Клим Саныча о том, что же творилось в башке средневекового человека, имеющего средства влиять на окружающий мир и иже с ними. То есть, про рыцарей, дворян, королей и т.п.
Оно, конечно, проскакивает фрагментарно в разных лекциях, но лекции, посвященной именно этому вопросу вроде бы ещё не было.
Да я тоже прикалываюсь :)
А по поводу религиозно-мистического знания средневекового человека - это да, было бы интересно.
Правда, я бы послушал не про баронов и графьёв (они хоть писать умели, и что-то о способе своего мышления в источниках оставили), а про тех, которые oratoris. Что творится в башке у человека, к которому всю жизнь объясняют, что он скот, ведут с ним себя соответствующе, и он с этим вполне согласен?
> то есть люди, которые регулярно совершают смертный грех
Это ошибка перевода на русский язык. Смертный грех это murder — т.е. предумышленное преступление. Для убийства на поле боя употребляется обычно другое слово. И так во всех языках, вплоть до древнеарамейского.
А нормативка имеется какая-нибудь, ну там решения соборов или рассуждения отцов церкви на тему?
Я это к тому, что в ролике про Мир Крестовых походов Клим Саныч высказался в том духе, что осознание греховности смертоубийства на войне у рыцарей всё-таки присутствовало. И даже некоторым образом их нервировало. Потому и понадобился тезис о Божьем мире и Божьей (справедливой) войне, чтобы в предстоящей мясорубке христолюбивое воинство излишне не рефлексировало по поводу массового избиения турецкоподданных.
Мнение Клима Саныча, конечно, не истина в последней инстанции, но представление о себе, как о человеке, который в предмете разбирается, он всё-таки создаёт.
Очень интересная тема и лекция. Жаль что Клим Саныч ушел в отпуск ( для слушателей, конечно же, а ему самому - хорошего отдыха и только с приятными сюрпризами ), возникло несколько вопросов по теме. В другой выпуск попробую задать, если не забуду...
Ай, Клим Саныч, может, во времена Павии Бургундия пивом и славилась, но не в недавней истории. С пивом в Эльзасе более менее, в остальной Франции дело швах. Классное пиво Дюшес де Бургонь (Герцогиня Бургундии) это бельгийское пиво, равно как и Бургонь де Фландр.
Бургундия - родина сорта винограда Пино Нуар, там из него и по сей день делают очень дорогие вина. Хорошее бургундское меньше 20-ки евро не стоит.