Мда, кено, канешна... Данила явно играет сам себя. Уникальная, блин, снежинка. А Машков настолько картонный "мудрый наставник", что зубы сводит.
Старый "Экипаж" хоть и вводил людей, знакомых с авиацией, в предкоматозное состояние, но там где про человеческие отношения всё было в полном порядке. И героизм, и решимость, и сила характеров показаны как надо. А здесь что?
Всегда было любопытно - а как оно всё у граждан на еродроме устроено? Вот и узнал, спасибо Ивану.
Единственное, что хотел бы дополнить - на торцах ВПП жилые постройки не то чтобы "не строят", там вообще всё запрещено - к ВПП примыкают торцевые и боковые полосы безопасности (так они назывались в 90е, как сейчас - не знаю, граждане нынче живут по другим нормативным документам, а тогда были - по нисходящей - Воздушный Кодекс СССР, Основные правила полётов в воздушном пространстве СССР и основной ведомственный документ: Наставление по производству полётов в ВВС СССР (а у граждан, наверное, НПП Гражданской авиации СССР). И как вишенка на местном торте - Инструкция по производству полётов в районе аэродрома (для каждого еродрома, разумеется, своя)). Вот эти документы и регламентировали все перечисленные в ролике моменты - и как обустраиваются аэродромы, и как организуются районы аэродромов, и как вести себя по отношении не только к грозовым тучам, а и вообще к кучево-дождевой облачности, и даже к самой простой из убийственных облачности - облакам вертикального развития. Всё расписано "влоть до цвета трусов". А не то чтобы "просто не строят".60
Перечисленные документы имели статус законодательных актов и за нарушение их требований предусматривалась ответственность, зачастую вплоть до уголовной.
И, кстати, не так давно пересмотрел старый "Экипаж" (который с сиськой тогда ещё Яковлевой), полез выковыривать из инета саунд к фильму. Не нашёл. Грустно. Саундтрек к старому "Экипажу" был выдающийся. Весь.
Я бы даже отметил, что и фильм тут не главное (для меня). Фильм здесь скорее выступил скелетом, для обсуждения пассажирской авиации. Было позновательно и интересно слушать. Ивану спасибо за экспертное мнение и любопытный рассказ. Очень приятный, уравновешенный мужчина со здоровым чувством юмора. Всем еще раз спасибо. Посмотрел с удовольствием.
Списанный командир в исполнении актёра Жжёнова гуляет в Архангельском. Я там тоже гулял, когда реабилитировался после операции, и тоже зимой, это место ни с чем не спутать.
И огромное спасибо авторам ролика за финальный вальс из старого "Экипажа". Аж прослезился, вспомнив, как под этот вальс стюардесса целовала мокрый асфальт.
А вот авторов нового "Экипажа" хочется спросить: "Вам что, действительно на всё насрать? Что, ну ни капельки, ну совсем-совсем не стыдно?"
Эх вы, бездари.
По поводу потушить водой керосин: ходила байка, что одного кадра попросили зимой почистить тротуар у входа магазина ото льда, кадр был "умный", он решил полить лёд бензином и поджечь, а уклон был как раз в сторону магазина.
Кстати, про касание в середине ВПП.
История про начало 90х. Полоса на нашем еродроме была козырная, 1го класса. Длинная, широкая, асфальтобетонная. Не такая, как на Юбилейном, что сработана была под Буран, но Ил-76 принимала лехко, а вот Руслан - уже нет, слишком уж у него максимальный взлётный вес велик, не положено по ИПП.
Так вот. Наши и чужие военные лётчики всегда старались притирать борты в т.н. "месте точного приземления", что почти в самом начале ВПП, а один ветеран так вообще всегда чуть не на самый торец садился - старые методы. Говорят, это из тех времён, когда еродромы были маленькие, с короткими взлётками, которых для винтовых самолётов было вполне достаточно. Это уже потом, с появлением реактивных самолётов (у реактивных по сравнению с винтовыми взлётно-посадочные характеристики были ни в... Красную Армию - скорость огромная, пробег-разбег чудовищные, потребная длина ВПП получалась больше в 1,5-2 раза - пришлось по всей стране модернизировать аэродромную сеть). Поэтому и теснились поближе к торцу, да так старая метода в ВВС и осталась.
Зато граждане на Тушках и Илах - те стабильно касались ВПП поближе к середине. Не, выравнивание ("последний дюйм") начинают красиво, почти у торца, зато потом пилит в горизонте чуть ли не до середины ВПП. Говорят, новая метода такая - а чо, взлётки хватает. То есть нихрена не ошибка - всё по методе. На длинном выравнивании они как только возможно больше гасят скорость, что как бы снижает износ катков шасси при касании. Ну и х... орошо, ВПП 3км, вполне хватает для скупердяйских фокусов.
Примечательный нюанс по взлёту. Я уже писал как-то, но повторюсь. Ту-134 (т.н. "маленькая Тушка") по жаре около 40 цельсиев разгонялись все 3 км и отрывались только "у последней плиты". Говорят, делали это не из-за невозможности оторваться раньше, а намеренно, чтобы разогнаться побольше. Звучит странно, но что уж тут поделать - такой уж самолёт, с особенностями. "Большая Тушка" отрывалась уже у самой середины ВПП, что неизменно восхищало.
Отличный разбор получился, именины сердца, как говорится. Опыт советский, опыт российский друг-друга дополняли, собеседники накрыли большой период времени - великолепно!
Консультанта нанять, такого, как, например, Иван, было, наверно, чудовищно дорого. Или как в случае с Клим Санычем, он рассказывал: он всё разложил до мелочей, как он умеет и как должно быть, а никто не принял консультации на исполнение. Халтурщики.
Это некая неуклюжая отсылка к первому "Экипажу". Там есть момент, когда летчики тренируются на тренажере (причем сначала мы, зрители, не догадываемся, что они на тренажере, выглядит как полет), к ним забегает стюардесса Тамара с сообщением о пожаре, на что командир реагирует: "А принеси-ка нам, Тамара, кофейку". Тут камера отъезжает, и мы видим, что это было на тренажере.
Летчики тех времен говорят, что после этого фильма по всему Аэрофлоту было: пилот просил стюардессу принести кофе исключительно фразой "Принеси-ка нам, Тамара, кофейку", вне зависимости от того, как звали стюардессу.
В фильме не так.
Они уже летели из Бидри, получив на разгоне по хребтине.
Когда Игорь разрезал драпировку там, где свистело, и в салоне поднялся ледяной сквозняк.
Тамара врывается в кабину:
- Андрей Василич, там пассажиры волнуются, некоторым дышать даже нечем! И холод в салоне. Что мне делать?
Командир развернулся, посмотрел внимательно на Тамару:
- Что делать?
Отвернулся:
- Что делать, что делать... Делать, Тамарочка, вот что. (Пауза) Принеси-ка нам кофейку.
Тамара, изумлённо так:
- Кофейку?
Командир буднично:
- Да, кофейку. И вообще... меньше волнуйся и бегай по салону. Ходи спокойно, мы снижаемся - дышать скоро станет легче.
Я кстати как-то летал одним рейсом, где команда бортпроводников (за исключением одной дамы) была мужская. С другой стороны понятно, в случае нештатных ситуаций с неадекватными пассажирами у сотрудников мужского пола, думаю больше шансов разрулить проблему.
Самый по мне момент в фильме - когда они взлетную карту отрабатывают - вроде так она называлась, мне в кружке юных летчиков в пионерлагере рассказывали ;) - вот там напряжение создано, мамадорогая..
Ну это кому как. Хотя я бы и не пытался назначать "самый" момент. Все хороши.60
А документ, что читают перед взлётом, на Ту-154 называется "Карта контрольных проверок". На других самолётах - по-разному: стартовая, предполётная, читалка, просто "карта". В эфир так и говорят: "Карту выполнил, прошу взлёт".
В полёте через грозу Ан-12 - ну чисто Командор и второй пилот Дринкинс. Только они специально дурачились, а не думали, что играют в высокохудожественном фильме.