Про транспорт в бессмертной дилогии рассмотрели. Феерия, чего уж там говорить. А вот буквально третьего дня коллегам зачитывал эссе про пешехода (ну, это вот: "Пешехода надо любить.") - эта феерия ведь не менее феерична, чем та, которая про транспорт. Мы ж всем коллективом слезами умывались при прочтении!60
Мои любимые авторы и мои любимые книги были, спасибо!
Если будет продолжение, будет круто!
Издание с аннотациями и комментариями вообще огненное!
Начиная с политического контекста появления романа «12 стульев» (тот слой остался сейчас абсолютно за кадром, а осталось гениально написанное литературное произведение), истории про литературных негров, решивших всё-таки опубликовать роман под своими именами и описания жизни того времени, одежды, выдумок и бытовых приспособлений.
Я когда читал романы, сложилось впечатление, что Ильф и Петров — ярые критики власти и антисоветчики.
Когда я прочитал всё собрание сочинений, с рассказами, фельетонами, стало понятно, что они горой за советскую власть, и выстёбывают перегибы на местах, головотяпство, воровство.
> Сложно представить себе такие материалы в советской газете конца 20-х.
В конце 20-х -- ещё не сложно, в конце 30-х сложнее. Хотя, если начинать закапываться, то местами крайняя суровость компенсировалась необязательностью и пофигизмом.
Узнал новое слово - метельник. Был зело фраппирован оным, тем паче что имея таки профильное образование никогда доселе не слыхивал оного, справедливо полагая названием данного приспособления на локомотиве общепринятое - скотоотбойник. Которое вероятно является несколько модифицированным переводом с английского..вот.
В 1928, когда был опубликован роман "Двенадцать стульев", даже Троцкого уже вывели из Политбюро, не говоря о настоящих контрреволюционерах. Из-за внутрипартийной борьбы роман получил несколько критических отзывов, и некоторое время его судьба оставалась неопределённой, но уже в 1931 был опубликован "Золотой телёнок", а после него - ещё несколько произведений - значит, авторы двигались вдоль тогдашней линии партии, а не поперёк.
> Из-за внутрипартийной борьбы роман получил несколько критических отзывов, и некоторое время его судьба оставалась неопределённой, но уже в 1931 был опубликован "Золотой телёнок", а после него - ещё несколько произведений - значит, авторы двигались вдоль тогдашней линии партии, а не поперёк.
Тут неплохо помнить, что у Евгения Петрова был брат - Валентин Катаев. Человек со связями. Наверняка помог с продвижением романов.
Разумеется, и он бы не стал рисковать карьерой (а в течение 1930-х, жизнью) ради желания брата с приятелем высказать что-то особенное. Всё было запланировано с самого начала.
> Разумеется, и он бы не стал рисковать карьерой (а в течение 1930-х, жизнью) ради желания брата с приятелем высказать что-то особенное. Всё было запланировано с самого начала.
Валентин Петрович всегда помогал брату, да и не было на тот момент никакого риска. А к 37ому(года через полтора после поездки в штаты) Илья Файнзильберг умер от туберкулёза. И ему уже ничто не грозило. Евгений Петрович благополучно пережил конец 30х и погиб в 42м в авиакатастрофе, будучи военкором. Что тут запланировано? Так жизнь сложилась.
Я тут под влиянием ролика решил аудиокнижку переслушать, зашёл на известный сайт, а там на десятки страниц идёт спор, является ли автором 12 стульев Катаев или Зощенко :)
Был риск: как раз в 1927-м году левую оппозицию начали прижимать и исключать из партии. Шпионов уже активно искали, контрреволюционеров. А братья Катаевы в 1920-м уже побывали в ЧК, и вряд ли на этом фоне Валентин хотел бы помогать Евгению с публикацией антисоветского произведения.
> Что тут запланировано?
Публикация романа: первая часть "Двенадцати стульев" была написана осенью 1927-го года, а опубликована уже в январе 1928-го. Скорее всего, с редакцией "30 дней" Валентин Катаев договорился заранее, а потом пошёл к брату и другу с сюжетом и предложением поработать.
> а там на десятки страниц идёт спор, является ли автором 12 стульев Катаев или Зощенко :)
Ну... Это словесный срач очередной. А вот то, что старший Катаев мог повлиять на какие то фрагменты текста исключать нельзя. Впрочем, если и повлиял, то только на пользу. Валентин Петрович - талант.
> Публикация романа: первая часть "Двенадцати стульев" была написана осенью 1927-го года, а опубликована уже в январе 1928-го. Скорее всего, с редакцией "30 дней" Валентин Катаев договорился заранее, а потом пошёл к брату и другу с сюжетом и предложением поработать.
> По признанию самого Валентина Катаева имено так и было. Об этом можно почитать в его автобиографическом романе "Алмазный мой венец".
Возвращаясь к началу дискуссии, сложно себе представить, что при такой подготовке к написанию книги авторы бы оказались "ярыми критиками власти и антисоветчиками".
Если Евгений Онегин - "Энциклопедия русской жизни" (с) Белинский. То "12 стульев" и "Золотой телёнок" - "Энциклопедия советской довоенной жизни". Наверное, эти великие произведения рассказывают об ежедневной жизни того времени больше, чем целая кипа научных исторических работ.
> Я когда читал романы, сложилось впечатление, что Ильф и Петров — ярые критики власти и антисоветчики.
> Когда я прочитал всё собрание сочинений, с рассказами, фельетонами, стало понятно, что они горой за советскую власть, и выстёбывают перегибы на местах, головотяпство, воровство.
А можно поинтересоваться, как такое вообще могло в голову прийти от прочитанного? В смысле, правда узнать хочу, почему такое мнение сложилось? Мне-то "12 стульев" и в юные годы (а познакомился я с ними довольно рано) казались очень даже просоветскими.
Очень здорово. Для меня открытием и "Одноэтажная Америка" стала. Поразил фрагмент про рассуждения американца о надвигающейся мировой войне. По по поводу стихов товарища Зубила (или Зубилы. Он же Олеша) - действительно показатель эпохи. Его же впоследствии тоже творческое забвение ждало. Выпивать стал (точнее - пить). Болезнь наша - крушить прошлое без разбору. Благо оказались у руля мудрецы в лице Сталина, которые прекрасно понимали, что нельзя строить сильное государство отрицая многовековую историю. В 91 таких не оказалось, к сожалению.