Так уж исторически сложилось, что тема зомбей невыразимо популярна. Пишутся книжки, снимаются фильмы, а игроделы регулярно радуют нас новыми забавами, посвященными борьбе с самоходной тухлятинкой. Пользователи системы онлайн-дистрибуции Steam (а также контингент Тупичка), конечно, в курсе, что Корпорация Зла Valve выпустила сетевую зарубу Left 4 Dead, в которой четверо храбрецов весело уничтожают толпы быстро бегающих зомби (или четверых не менее храбрых заражённых). Однако цена лицензии ($50 за границей и 500 рублищ внутри границ) радует не всех.
Так вот, если тебе мило общение с кровожадной нежитью, а в олигархах пока не числишься, почти то же самое можно получить совершенно бесплатно. В прошлом году Valve выложила в Steam для свободного распространения пятерку лучших модов на движке Source. В их число входит и сетевая игра Zombie Panic! Source от небольшой группы геймдевелоперов-любителей Zombie Panic Team. Идейно мод является реинкарнацией на новом движке их же игры Zombie Panic, сделанной в 2004 году на движке Half-Life, так что можно быть уверенным, что разрабы сожрали на зомбях уже не одну собаку. Уровень мода вряд ли ниже большинства коммерческих проектов – как по части игрового процесса, так и в плане стабильности работы.
Первый шаг для знакомства с ZPS — загрузка мода через Steam. Запустить его можно, если есть любая другая игра на движке Source (нужны файлы движка, поскольку в свежеустановленном Steam их нет). Мод имеет полную поддержку, т.е. после того, как разработчики выпускают обновление или заплатку, она загружается и применяется автоматически. Списки серверов тоже видны через serverbrowser, поэтому с поиском игровых площадок проблем не возникнет.
No-o-o! Get away!
Смысл игры совершенно прост: есть команда людей и команда зомби (кто бы мог подумать). Тем не менее, игра значительно отличается от той же Left 4 Dead. Во-первых, здесь все присутствующие на карте персонажи управляются игроками. Во-вторых, игра может идти не только 4х4, но и много на много. Это определяется только количеством слотов сервера. В-третьих, серьёзно отличаются цели игры. В зависимости от режима идёт либо кровавый deathmatch (zps_ карты), либо люди должны выполнить последовательность заданий на карте, а зомби — им помешать (zpo_ карты). Стандартных карт достаточно много, а сообщество регулярно выпускает еще и кастомные, так что поиграть есть где.
Система deathmatch’а не совсем стандартна – люди не возрождаются. А вот у зомби есть счётчик возрождений. С каждым убитым человеком он увеличивается на единицу, а сам погибший присоединяется к команде зомби. С каждым убитым зомби он уменьшается на единицу, после того как зомби появится снова. Если счетчик на нуле, зомби на карте больше не появляются, и после добивания оставшихся люди выигрывают. Зомби же выигрывают, если слопали всех выживших. Люди на карте появляются вместе, и лучше им дальше вместе и держаться; зомби же – поодиночке в углах и нычках. Люди не знают, сколько зомби остались на карте, и где они. Зомби же видят, кто из игроков в какой команде, и сколько людей осталось. Назвать режим deathmatch'а особо интересным не могу, потому что какого-либо внутриигрового механизма, побуждающего к действиям, фактически нет. Как правило, люди баррикадируются в какой-либо комнате или на возвышении, и ждут, пока зомби начнут атаку, после чего жестоко отстреливают всех нападающих. Радует хоть то, что зомби в ZPS – не чета хилым лефтфодедовским, у них двести единиц здоровья (против сотни у выживших), и они могут просто взять числом. Или измором, когда у людей закончатся патроны.
Режим заданий гораздо интереснее – тут надо выполнить на карте серию действий, чтобы спасти выживших (например, на вызванном транспортном средстве), или уничтожить логово зомбаков. Здесь счетчик возрождений у зомби неограничен, поэтому люди вынуждены действовать быстро и командно, чтобы успеть спастись, пока не пали под натиском полчищ озверевших упокойничков. Ведь каждый погибший человек – это новый монстр в команде противника. В результате волей-неволей приходится работать сообща.
Rule #1: Stick together!
В команде людей играешь персонажем с сотней единиц здоровья (дополнительно можно найти бронежилет, дающий 50 брони, но их очень мало и на всю команду явно не хватит). Моделей игроков несколько, но фактически они ничем не отличаются. Из вооружения в начале игры есть пистолет и пара обойм патронов, а также холодное оружие, будь то сковородка или клюшка для гольфа. Оружия в игре значительно больше, чем в Left 4 Dead: автоматы, пистолеты-пулеметы, дробовики, пистолеты, двуствольное ружье, гранаты; самодельная взрывчатка, активирующаяся с мобильника; баррикады и масса образцов холодного оружия разного радиуса действия (как правило, чем длиннее, тем реже лупит).
Самое важное при игре за людей – сплоченность. Об этом убедительно повествует официальный трейлер ZPS Survival guide:
Правило первое – надо держаться вместе. Одиночка не выживает никогда, потому что не может смотреть сразу во все стороны. Рано или поздно его съедят. Вдобавок на некоторых картах очень темно (например, zps_town). На улице ни черта не видно за кругом света от фонаря или горящей машины, шарахаешься от каждой тени. Да еще фонарик то и дело мерцает, норовя погаснуть. А учитывая, что в процессе игры тихонько наигрывает невыразимых достоинств мрачный эмбиент от товарища KillahMo (я даже выцарапал музыку из ресурсов игры с целью помещения в плейлист), то при одиночных забегах становится очень не по себе.
Правило второе – жадничать плохо. Перегруженный оружием персонаж быстро устает и еле-еле тащится. Степень усталости видна на HUD. Жадину не догонит только ленивый зомби. Единственный его шанс спастись – это применить последнее правило выжившего: «если ничего не помогает – паникуй!». При нажатии на кнопку P завопит от страха, расшвыряет во все стороны честно украденное оружие и, роняя кал, рванёт в неизвестном направлении. Возможно, даже получится убежать.
Однако гораздо лучше просто выменять лишний ствол на горстку патронов к своему оружию. Патронов четыре вида: пистолетные, автоматные, для дробовика, для револьвера. Запас носимых патронов строго ограничен (все они тоже имеют вес и влияют на тонус!), поэтому приходится делиться. С патронами в игре вообще напряг: их не очень много на карте и они быстро кончаются. Поэтому не стоит лупить, как умалишенный, во всё, что движется – в критической ситуации стрелять будет уже нечем. Хорошим тоном считается снабжение ненужными патронами товарищей по их просьбе и благодарность за помощь. Плохим – кража всего, что плохо лежит, даже если это не нужно лично тебе. У игрока есть голосовые команды, выполняющиеся по горячим клавишам Z, X. В круговом меню можно выбрать нужную реплику мышкой, и персонаж её произнесет, поэтому общаться можно даже без микрофона: вас поймут.
Третье правило – надо разделять обязанности и не совершать бессмысленных телодвижений. Например, для включения генератора достаточно одного-двух человек. А вот для обороны какой-нибудь важной комнаты охраны надо уже ставить 4-5 человек с автоматами. Ключевые позиции должны занимать хорошо экипированные, остальные могут оказывать поддержку в тяжелой ситуации или подтаскивать патроны из общих запасов (часто при обороне все сваливают найденное в кучу, откуда патроны разбирают по мере надобности). Если патронов мало, прикрывай спину камраду, восстанавливай разрушенные баррикады из мебели: можно толкать не приколоченные к полу и стенам объекты клавишей H. Например, блокировать дверь диваном, а окно – шкафом. Есть ещё специальные препятствия в виде досок, которые крепятся к любой ровной поверхности. При их наличии можно заколотить ненужные двери и окна. Ломается такое препятствие довольно долго, а так как доска неширокая, то можно спокойно вести огонь по виднеющимся в щелях зомбарям.
Кроме оружия на карте есть аптечки и таблетки. Аптечек мало, их надо отдавать страдающим. Таблеток тоже мало, ими надо кормить заражённых товарищей.
Все полезно, что в рот полезло
Зараженными товарищи становятся потому, что группу зомби возглавляет особо опасный деятель, известный как whitey. Этот зомби-альбинос имеет на 50 больше здоровья, чем обычный, т.е. 250 единиц. К тому же при атаке у такого зомби есть некоторый шанс заразить человека (базовый infection rate – 10%, но администратор сервера может менять его, обычно от 10 до 40%). Заражённый сперва чихает и кашляет (в это время его можно вылечить), а потом ловко трансформируется в зомби прямо за спиной у не слишком бдительных товарищей. Тут уж приходится его мочить, хотя и жалко.
Из умений у зомби, кроме атаки когтистыми лапами, имеется так называемая пробежка. У каждого зомбаря есть feed-o-meter (индикатор уровня сытости), пополняющийся при атаках. Подкрепившись, зомби под твоим управлением может делать короткие быстрые рывки, от которых у человека есть шанс спастись, лишь пристрелив атакующего или убежав в панике. При рывке наносится дополнительный урон. Голодный же зомби, как правило, передвигается медленнее человека, поэтому тут приходится использовать хитрость: нападать из-за угла, прыгать с крыши или выпрыгивать из темноты, благо у зомби есть ночное зрение.
Ночное зрение подсвечивает красным силуэты людей, которые перемещаются (неподвижных и с выключенными фонариками не видно). К тому же немного светлее становится сама темнота при наличии где-нибудь источников света. В полном мраке, конечно же, ни фига не видно. А вот на ярком свету ночное зрение, наоборот, мешает, приходится его выключать, а так люди гораздо менее заметны. К тому же ночное зрение позволяет увидеть заражённых игроков, они светятся зеленым. А если его отключить, можно случайно убить заражённого, вместо того, чтобы порадовать зомби-сюрпризом команду выживших.
Если зомби сумеют скооперироваться в одном месте, потрепать нервы, заставив людей тратить патроны, а потом выскочить всей шоблой – останется лишь сожрать неудачливых беглецов. Хорошо также прятаться возле ключевых мест, куда кто-нибудь рано или поздно заглянет. Самое важное – быстро собраться в начале игры, потому что начинается она с численным перевесом людей. Как правило, если игроков больше двадцати, то зомби будет всего трое-четверо. Если команда людей успеет разжиться оружием и будет перемещаться организованными группами, пополнить свои ряды зомбям не удастся.
Panic!!!
Подводя итоги, могу сказать, камрады, что мод получился неплохой (хотя с Team Fortress 2 не сравнить, конечно). Ему вполне можно уделить некоторое время, и провести это время с удовольствием. Но чтобы игра порадовала как следует, крайне важно найти хороший сервер с живыми админами и чёткими правилами. Ни для кого не секрет, что МД в интернетах очень много, и они не стесняются портить нервы вменяемым игрокам.