Контингенту Тупичка — пламенный привет! Сегодня попытаюсь рассказать про игру Mass Effect. Некоторые спросят – что ж так рано, игра-то вышла в 2008 году. И я отвечу: Опергеймера тогда ещё не было – это раз. К тому же, интернет не стоит на месте, каждый день в сеть приходит множество людей. То, что для одних – махровый баян, для других – полная неожиданность.
Mass Effect, то есть «Эффект Массы» — творение конторы Bioware, авторов всяких популярных штук. Уже поэтому от ME ждали чего-то интересного. Интриговали масштабы проекта, заявленные разработчиками: десятки планет, много классов персонажей, свобода прохождения, всякие способности, возможность разрулить конфликты либо отчаянно нахамив, либо пафосно продекламировав «я вас защищу!», либо довольствоваться усреднённым ответом. Кстати, одной из упомянутых выше интересных штук от конторы Bioware была знатная игра Star Wars: Knights of the Old Republic. Поэтому смелым заявлениям игроделов хотелось верить. Интерес умело поддерживался роликами, скриншотами и даже книгой, написанной одним из авторов сценария игры Дрю Карпишиным. И вот, в 2008 году свершилось – продукт вышел для PC. Правда, для буржуйской консоли Xbox 360 вышел, как водится, ещё раньше.
Игра встречает нас интерфейсом спартанского облика. Лично я был слегка разочарован: «лучшая РПГ года», а тут на тебе – всё синенькое, скромные пунктики меню, никакой помпы. Ну и ладно, решил я, потыкав в стандартные кнопки, даже не глядя на возможности создания своего собственного персонажа. И вам при первом прохождении советую сделать так же. Ибо по умолчанию мы играем за солдата, солдат в данном случае – это класс, зовут солдата Джон Шепард. Данный Шепард по умолчанию родился на Земле в трущобах и, как только ему стукнуло восемнадцать, записался в джыдаи. Почему я так много раз употребил «по умолчанию»? Потому что солдат – довольно лёгкий для прохождения класс, владеющий всеми видами оружия, а вот правильно выбрать героя «не по умолчанию» без общего понимания вселенной Mass Effect проблематично, ибо все они ограничены либо ношением какого-то одного типа брони, либо в выборе стволов, либо в прокачке здоровья... Это всё весело и интересно, но не сразу. А вот со второго раза есть смысл дать волю фантазии, можете обозвать персонажа любым именем (фамилия останется, игра полностью озвучена и заточена под фамилию Шепард), поменять лицо, биографию, историю, выбрать всякие классы и многое другое.
Основных классов три, остальные гибридные:
• Солдат – мастерски стреляет, живуч, таскает любую броню.
• Биотик – мастер по части применения того, что у джедаев (опять они, да) называется Силой. Только лёгкая броня, только пистолет. Ну и Сила, понятное дело.
• Технарь – умеет взламывать оружие и щиты противника, вызывая перегрев, неплохо лечит свою команду, может ломать ящики, сейфы и прочее. Из оружия пользует дробовик и пистолет.
• Гибридные классы из вышеуказанных трёх.
Коммандер Шепард
Пардон, не в джыдаи Шепард записался, а в космическую пехоту Альянса. То бишь, это в русском переводе она «космическая пехота», а в оригинале – Marines. Русской озвучки нет, но игра оборудована субтитрами на великом и могучем. Советую играть именно так. Английский очень чёткий, понятен на слух, плюс – актёры не подкачали.
Вот тут надо сделать лирическое отступление и рассказать, что к чему во вселенной Mass Effect.
Пришельцы среди нас
Итак, в далёком-недалёком будущем, в одной недалёкой галактике, в системе с центральной звёздой хреновастенько-жёлтого цвета, на одной красной планете аборигены откопали инопланетную базу слежения. С этой базы, как выяснилось, за этими самыми аборигенами в своё время наблюдали. Но потом хозяева куда-то подевались, оставив много всякого интересного, в том числе космический корабль. Случилось это примерно 50 тысяч лет назад, причины исчезновения непонятны: то ли кто-то уронил валенок на пульт системы жизнеобеспечения, то ли персонал вышел покурить и забыл надеть скафандры — это краснопланетной науке пока неизвестно. Естественно, находка вызывает всеобщую истерию в родном мире аборигенов, который, кстати, называется Земля. Вот тут на экране начинаешь замечать торчащие уши придурковатой толерантно-демократической вселенной «Звёздных войн». Уж кто-кто, а посетители Тупичка, как никто другой, знают, что в будущем рулить будут либо американцы, либо китайцы, о других претендентах речь, увы, не идёт. Хотя если бы массовые расстрелы, да как в револю… Простите, занесло. Короче, в реальной жизни всем этим бы завладел тот, кто первый нашёл. Ведь понятно, кто первый встал – того и тапки. Потом бы всё засекретили, но разведка других государств клювом не щёлкает, а докладывает куда следует, и поскольку речь шла о некоей полностью новой технологии, то всё закончилось бы резнёй. А может быть, даже тотальным уничтожением планеты. К счастью, сценарий писал не я. В игре всё не так. Надо понимать, что в будущем, конечно же, торжество демократии и толерантности, поэтому находка сплотила вокруг себя развитые страны и заставила создать некую организацию, обозванную Альянсом Систем. Данный Альянс, проведя ряд научных изысканий, за короткое время совершил прорыв во всех областях науки и техники, по большей части благодаря обнаруженной технологии Эффекта Массы (тот самый Mass Effect). Эффект массы, как следует из названия, позволяет воздействовать на гравитационные поля и, согласно истории игры, позволяет забить на релятивистскую концепцию вселенной, нагло превысив скорость света. Советую погуглить, например, «эффект близнецов» (как пролетарию, мне близки призывы Главного воткнуть пылающий факел знаний в немытую жопу невежества!). Но теперь космические корабли землян, свободные от этой несправедливости, стали бороздить не только нашу Солнечную систему, но и осваивать полёты к другим звёздам. Помимо прочего на пыльных тропинках далёких планет, точнее над ними, нашли интересную вещь, которая оказалась ещё одним артефактом древней расы. Древнюю расу обозвали протеанцами, а вещь — Масс реле (а перевели как масс-ретранслятор, да). Масс-реле было основано на всё том же эффекте массы, но вот понять принцип его работы так и не удалось. Впрочем, решено было заслать разведчиков. Разведчики, что удивительно, вернулись, и даже живыми.
Масс-ретранслятор Харон
Масс-реле было каналом в другую звёздную систему (поклонники Старгейтс насторожились), где стояло ещё одно такое же масс-реле. Осваивая сеть этих устройств, человечество начинает колонизацию космоса, но тут случается страшное! Оно и понятно – если страшного не случается, сюжет считать шедевром трудно. В общем, очередная разведгруппа из нескольких военных фрегатов и кораблей снабжения прыгнула через масс-реле в новую систему от человеческой колонии Шаньси, там начала поиск новых ретрансляторов, обнаружила, и попыталась активизировать. В это время группу атаковал патруль неизвестной доселе расы, завязался бой… В общем, к Шаньси вернулся только один корабль. С крупнейшей станции Альянса Арктур на разборки был направлен цельный флот. Флот бодро прыгнул от Шаньси обнаружил супостата, зверски его аннигилировал, после чего занял оборону в окрестностях многострадальной, упоминаемой четвёртый, но не последний раз Шаньси. И не зря – враги прибыли в таком количестве, что пришлось отступать, окопов на орбите не выроешь. Гарнизон Шаньси, оставшись без припасов, и стремясь сохранить жизнь населению колонию, капитулирует после пары ударов с орбиты. Но земляне, как выяснилось, достойно приняли вызов — объединённый флот Альянса дал аспидам прикурить по полной. Но тут в начавший разгораться уже по настоящему конфликт вмешивается некий Совет Цитадели, дико извиняется за действия турианцев (а супостатов звали именно так), назначает землянам репарации за войну. А также гасит на корню толком не начавшуюся резню землян, ибо у турианцев самый огромный флот во всём пространстве Цитадели и, (сюрприз!) всеобщая воинская повинность для мужчин призывного возраста. «Солдатом можешь ты не быть, но КМБ пройти обязан!»- примерно такая надпись красуется на стенах турианских военкоматов. И добрый совет (ну чисто Галактический сенат в Звёздных войнах) объясняет землянам местные заположняки. Например, что нефиг активировать масс реле, если понятии не имеешь, куда он ведёт, ибо последний раз такая активация закончилась войной на пару- тройку столетий, геноцидом целой расы, восстанием, созданием биологического оружия-генофага, и вообще, оттянулись они тогда по полной. В общем, нехорошо так делать. Земляне сказали «Ага!», прогнали пургу про: «мы ж не знали, само так получилося» и «мы готовы быть частью галактического сообщества, когда нас примут в Совет?». На что им вежливо ответили, что помимо рас Совета в галактике немеряно других рас, и никого ещё в Совет не приняли, а в Совете сейчас три нормальные советские расы, и земляне в Совете никому никуда не упёрлись. Земляне, естественно, в Совет всё равно очень хотят и всячески стараются доказать, что достойны. За это их не очень любят и считают выскочками. Плюс, некоторые турианцы затаили злобу лютую. Несмотря на то, что в «войне Первого контакта» потери людей составили около 700 человек, а потери турианцев лишь немногим больше, проигрывать они не любят, и смирились с такой вот концовкой войны не все.
Примерно в такой непростой политической ситуации придётся действовать оперуполномоченному войск Альянса Систем, вышеупомянутому спецназовцу Джону Шепарду. Игра начинается с краткого описания находки на Марсе, после чего мы видим шествующего по космическому кораблю главгероя. Большинство роликов сделано на движке игры, но благодаря революционной системе подвеса камеры выглядят – чисто ураган. Ощущение, что смотришь кино, не покидает до конца игры. Тут тебе и мастерские заходы, и смена плана, и прекрасно проработанная анимация лиц. Стоит ли упоминать про очень приличную графику? Да ещё и эффект «зернистой плёнки». Оный эффект придаёт огромный шарм диалогам и роликам, но игровому процессу мешает. Впечатление усиливает интересно подобранная музыка – от простеньких, но удачно вписывающихся тем до бравурных композиций. Недоработки, понятное дело, тоже есть. Например, однообразие планет, пригодных для высадки, однообразие квестов (хотя это скорее придирка, ибо всё одинаково во всех играх: пойди-убей, пойди-найди- принеси), ну и разительная стерильность интерьеров – выглядит всё как-то не вполне натурально. Однако наличие интересных, нестандартных решений позволяет свести значимость всех этих недочётов к минимуму.
Расы Mass Effect
Сюжет развивается стремительно и беспощадно, хоть и не блещет оригинальностью. Описывать не буду – вдруг кто-то решит поиграть, хе-хе. Но по верхам, пожалуй, пройдёмся: итак, вас собираются принять в СпеКТРы- специальный корпус тактической разведки. Тактичные Разведчики – чисто джыдаи при Галактической Думе: могут творить что хотят, адски круты, и ни перед кем, кроме этой самой Думы, не отчитываются. Для людей это очень значимое событие, так как до этого их туда не принимали. Однако с самого начала всё пошло вкривь да вкось. Миссия срывается, объект, который нужно было забрать, испорчен, присматривающий за вами спектр убит. Постепенно начинаем разгребать всё это, выходим на мятежного спектра Сарена, приключения которого описываются в той самой книге, выпущенной до выхода игры. Далее предстоит уничтожить полчища синтетической расы Гетов, говорящее злобное растение-гигант, взвод коммандос-азари вместе с матриархом, ну и так, кто под руку подвернётся.
Надо всё-таки сказать, что несмотря на ужасающую незамутнённость мудрого Совета, джыдайские замашки и прочее, сюжет вполне достоин экранизации. Я вот всё собираюсь написать письмо Тимур Бекмамбетову с просьбой заснять фильму по игре, но пока так не отправил. Коммандер (читай, капитан 2-го ранга или подполковник) Шепард бодро бороздит галактику на приданном ему фрегате «Нормандия» и ловко разруливает разные проблемы. Нас ждёт набор разношёрстного отряда, полёт по десяткам планетарных систем, множество однообразных, но всё-таки захватывающих заданий, заезды на БМП – и, конечно же, бодрые перестрелки в стиле Шестерёнок Войны.
Через пару минут кого-то из них придётся цинично бросить умирать
Отдельно стоит заметить, что Mass Effect одна из очень немногих игр, где вам предстоит сделать нелёгкий выбор, который повлияет на дальнейшее прохождение игры. То есть, не просто «пойти налево или направо» а, например, решить – кого из двух попавших в западню членов вашего отряда спасти, а кому дать возможность откинуть копыта. Или убедить двухметрового зверски воинственного ящера из вашего отряда не поддаваться на провокации буржуев, и если усилия не увенчаются успехом, придётся его убить. Хотя вариант «заболтать одного из центровых злодеев и довести его до самоубийства» тоже присутствует, и это даже несмотря на то, что он вовсе не эмо. Также сможете выбрать себе боевую подругу, с которой потом можно разнузданно совокупиться (но только раз и только с одной ?). Кстати, одной из кандидаток в боевые подруги будет синяя инопланятенка, что не может не радовать. Всё-таки не каждый день выходят игры, где можно огулять синее инопланетное существо.
Концовка игры — прямо-таки чистый Quake. Масштабная заруба в космосе верхом на боевых фрегатах, крейсерах и т.п., которая по вашему желанию может превратиться в бойню либо для флота дружественного Совета, либо для кораблей Альянса.
В смысле, добро-то всё равно победит, но вот как – решает игрок. А смысл решать, спросите вы, если это финиш? А смысл есть. Ибо данное решение повлияет на вторую часть игры, так как сейвы от первой надо будет скормить продолжению Mass Effect (выход которого запланирован на первый квартал 2010 года). Примет ли на себя удар флот Альянса, спасая Совет, или пройдёт над сражением, сосредоточившись на другой цели? Как отреагирует Совет, если Альянс всё-таки вступит в бой и ценой своих потерь спасёт шкуры советников? Кто из вашего отряда доживёт до конца игры? Кто будет представлять землян в новом или войдёт в состав старого Совета? Разработчики бодро докладают, что эти и многие другие решения повлияют на вторую часть. А вот и ролик про неё, который надо смотреть в обязательном порядке. Дважды.
Купить игру Mass Effect на OZON.ru с доставкой по России: