Среди немногочисленной категории игр, известной под условным наименованием "мега-шедевры", есть проекты откровенно невезучие — популярность, увы, обошла их стороной. За примерами далеко ходить не надо: Ico, Shadow of the Colossus, Okami, Genji — с мировым господством у них как-то не сложилось. То же самое, причем в усилительной степени, можно сказать и про Folklore, один из стартовых эксклюзивов на PlayStation 3. Т.н. профессиональные критики не удостоили её высокими оценками, выкатив какие-то совершенно идиотские претензии, и не удивлюсь, если окажется, что 95% электората про эту игру не знают ничего. Попытаюсь в меру сил и способностей исправить ситуацию.
Если честно, положа руку на сердце, именно Folklore я бы взял с собой на необитаемый остров. Это эксклюзив не только в смысле платформы, но и в некотором смысле по части игрового процесса. Такого геймплея вы не найдете более нигде. Если, скажем, Tomb Raider можно теоретически сравнить с Uncharted, Halo с Resistance, а Dante's Inferno с God of War, то Folklore — исключительно самобытная, затейливо изготовленная вещь.
Начнем с того, что это практически единственная полноценная игра, на полную катушку, грамотно и в обязательном порядке использующая чувствительность к движению беспроводного контроллера SIXAXIS, то есть различные наклоны и встряхивания геймпада. Без выполнения этих нехитрых трюков пройти её просто не удастся. Это реально настолько редкая возможность, и настолько хорошо и по делу реализованная, что игру можно купить только из-за неё. Подробности для тех, кто ещё не побежал в магазин — ниже.
Folklore — игра японская, но как можно догадаться из названия, колорит у нее западноевропейский, а если еще точнее — ирландский. Японцы сильно прутся от всякого западного и большие мастера создавать соответствующие синтетические сеттинги, пропуская их через некий аниме-фильтр. (В аниме вы, может быть, замечали неодолимую тягу к совершенно непроизносимым по-японски именам типа Лукреция.) В результате имеем добротный, со вкусом сделанный западный колорит с легким японским шиком, и не пугайтесь — никаких зеленых волос и блюдчатых глаз вы не увидите, а вот весьма годную по нашим стандартам девч0нку в кожаной куртке, шерстяной клетчатой юбочке и с русой косой почти до ядреной попы будете видеть постоянно, так как она есть главная героиня по имени Эллен.
На этом месте самые понимающие должны уже сорваться в магазин, так как игры с главными героинями-девками — наше всё. И не надо вот этих вот "как я могу себя ассоциировать с девкой?" А как себя ассоциировать с потным низколобым мужиком в броневаленках, давно ли в зеркало гляделись? На самом деле, мы это мы, а герои игры — это герои игры, и проблем самоидентификации у нормального человека быть не должно, так как они отсутствуют даже у обезьян.
Вернемся к нашей Еленке. Чем она занимается? Занимается она, если вкратце, поиском своей мамы — но, конечно, будут там и проблемы существенно покруче. Сюжет в Folklore типично японский, уже без оглядок на Запад. Если взять саму идею, то там есть некая тайна, есть мистика, которая держит в напряжении до самого конца и даже после него, некое выстроенное миропредставление, то есть в принципе все достаточно интересно и стройно. Если же брать реализацию, то здесь определенная критика имеет смысл. В первую очередь это мотивации героев, которые или несуразно преувеличены, или наоборот совершенно подавлены. Стиль "так не бывает", как в детских страшилках — типа, ночью умер папа, следующей ночью мама, потом брат... Ага, и типа всё путём. Или, например, преступник признаётся в содеянном, и... уходит куда-то каяться — понятно, что никакие аресты и отсидки ему не нужны. В общем, встречаются такие вольные допущения, но делаются они скорее для красоты, да и сюжет-то, считай, сказочный.
Про детские страшилки и сказки тут речь зашла не зря, так как Folklore состоит из фольклора, в основном страшилкообразного типа. Атмосфера игры напоминает ужастик. Ужастики японцам вообще удаются хорошо благодаря собственной богатой культуре. Стоит вспомнить фильмы "Проклятие" и "Звонок", а также игры типа Siren, Silent Hill и Rule of Rose. Но в данном случае это лишь отголосок — общая недобрая атмосфера полузаброшенной деревеньки Дулин, где и происходят основные события, не особо нуждается в дополнительных, так сказать, нагнетателях жути.
Надо сказать, что и сюжет передается в виде молчаливых полузастывших сцен, сделанных на движке, подписанных текстом и сменяющихся навроде страниц слегка ожившего комикса. Учитывая общее высокое качество графики в игре, выглядит бедновато, но с другой стороны это всё-таки стилистическое решение, и его можно принять. Кроме того, в ключевых моментах игры все-таки присутствуют реалистично отрендеренные видеоролики со звуком.
Итак, прибыв на место, Еленка вскоре знакомится с загробным миров т.н. фолков — существ из различных преданий. Их в игре ни много, ни мало, а более ста штук! Повторю еще раз — более ста разновидностей фантастических существ! Не просто одна модель, покрашенная в разные цвета, а все разныe. Каждое кропотливо задизайнено, отрисовано, смоделировано, снабжено различными атрибутами, поведением и историей. Типа, если бы это была русская игра, то там были бы тот самый волчок, который придет и схватит за бочок, Харыбай, Кот Баюн, Угрюмище, Овинник, и т.п. Это — второй аспект эксклюзивности Folklore.
Загробный мир населяют специальные существа, которые аккумулируют в себе воспоминания когда-то живших людей, поэтому Еленке нужно спуститься туда, чтобы эти воспоминания добыть, и понять, что же произошло с ее матерью семнадцать лет назад. Каждое такое существо является по сути боссом уровня, которого надо победить.
Тут самое время описать, как все происходит. У героя нет ни пушек, ни мечей, ни магии. Эллен, как и положено девке, не умеет драться. Но она находит спецкостюм, который позволяет впитывать души побежденных фолков. А однажды впитав душу, можно затем вызвать ее копию и послать драться с другими фолками, и в свою очередь высосать душу из них, пополняя арсенал своих возможностей. Ведь каждый тип фолка имеет специфическое действие — у кого-то в активе физическая атака, у кого-то магия вроде огня или воды, а кто-то связывает, отравляет или усыпляет, или создает зашитный пузырь. Разные фолки имеют разные уязвимости и, обратно, неуязвимости. То есть, на самом деле мы имеем дело с системой боя, характерной для ролевых игр. Прилагаются и соответствующие параметры персонажа, такие как здоровье и мана.
Первых фолков набрать достаточно легко, а дальше в игре появляется некий квестовый аспект. Чтобы высосать душу из фолка, надо определенными атаками довести его до такого состояния, когда над ним замаячит полупрозрачный призрак. После этого немедля хватать его геймпадом и в буквальном смысле слова вытрясать душу! Чутко реагируя на прекрасные порывы, требуется наклонять геймпад влево и вправо, двигать вверх и вниз, держать неподвижно и ровно, тянуть к себе, и т.п. Данный момент сделан просто гениально, степень погружения в процесс выше всяких похвал. И наконец, когда душа достаточно измотана, мощным рывком геймпада мы подсекаем её и отправляем на хранение в свой костюм.
Надо сказать, что и костюм будет не один. Обмундирование можно будет как найти, так и скачать в виде дополнений к игре. Опять же в соответствии с механикой ролевых игр разные костюмы будут давать владельцу разную защиту, уровень маны, и т.д. Процесс переодевания позволит нам рассмотреть Еленку во всей красе, а среди костюмов попадаются достаточно... эээ... открытые. Вы еще не в магазине?
Так вот, для определённых фолков очень сложно подобрать атаки, позволяющие вынуть душу — они или не наносят никакого вреда, или фолки просто умирают, не показав призрака. А ещё фолки могут иметь два состояния — для одного нужны одни атаки, а для другого другие. Вполне может оказаться, что сейчас сделать ничего нельзя и надо будет вернуться в это место потом. Мало того, и переход в определенные места может быть закрыт спец-камнями, которые необходимо разрушить, но пока не удаётся. Получается своего рода квест. Просто прикиньте, сколько возможных сочетаний фолк-фолк можно получить, имея их больше сотни. Да, и все открытые местности — а всего в загробном мире семь царств с уникальным дизайном и фауной — доступны для повторного посещения.
А ведь собранных фолков можно ещё и прокачивать, собирая определённые материалы и выполняя определённые задания. Задания могут быть весьма хардкорные, без дураков. И на время, и на выживание, и на умения. Кроме того, в свободное от посещений загробного царства время надо заниматься поисками ключевых вещей и подсказок. В общем, игровая механика очень разнообразна, интересна, и предоставит массу возможностей проявить характер игрокам, любящим планку повыше. Это ни в коей мере не казуальная игра. Битвы с фолками вызывают ощущение правильно построенного трудового процесса, приносящего вполне заслуженное удовлетворение. Возможны разные подходы, не слишком легко, не слишком трудно, а когда трудно — значит, делаешь что-то не так, и нужно подумать. Также хорошо и интересно сделаны боссы.
Ну и напоследок, как будто всё еще мало, надо сказать, что Еленка — не единственный персонаж в игре, которым вы будете управлять. Есть еще и непростой журналист Китс, которого тоже занесло в Дулин. Совместно с Эллен они решают проблему, причем по сюжету вам часто предоставляется выбор, кем идти — Еленкой или Китсом. И в зависимости от того, кем пойдете, вы получите разный результат! Который будет заметен в последующих сюжетных сценах! Добавлю, что для Китса существуют свои костюмы, свои модификации фолков и свои атаки, а также спецрежим типа берсерка. И свои квесты. И все это — в одной игре!
[делает каменное лицо]
А еще там можно строить и загружать пользовательские уровни.
В общем, Folklore — очень необычная и красивая игра. Невозможно сказать, что в ней нравится больше — игровой процесс, арт или захватывающая детективная драма, которая разворачивается перед нашими глазами от лица двух персонажей. Так что Uncharted и прочие Гири Войны — это, конечно, круто, но по типу известной американской пирожковой — нажористый килограмм еды, который стопроцентно оставит нас сытыми и довольными. А Folklore — изысканное блюдо, которое не обязано нравиться всем, но которое непременно стоит попробовать хотя бы для разнообразия. Тем более что стоит оно сейчас чуть больше тысячи рублей.
> пидорское слово "плойка" обозначает электрические щипцы для закручивания волос
>
> [испуганно смотрит] >
> А почему - пидорское?
>
> Никогда не слышала, чтобы называли по-другому это пыточное устройство :(