Чтобы как-то снизить накал впечатлений от китайского кинематографа, решил припасть к бразильскому. И немедленно посмотрел бразильский художественный фильм "Бизору" (Besouro). С бразильским кинематографом практически не знаком. Навскидку могу назвать ровно два фильма: древний американский фильм "Генералы песчаных карьеров" (The Sandpit Generals) и относительно новый бразильский "Город Бога" (Cidade de Deus).
"Генералы песчаных карьеров" в СССР был мега-блокбастером. Беспризорные дети в Рио-де-Жанейро, жрущие с помоек, вызвали всеобщий шок. Потом Фёдор Бондарчук успешно перенёс тезис "генералы не едят с помоек" в художественный фильм "9 рота" — у него советские дети тоже жрали с помоек. Одно из двух: или натерпелся в детстве в Москве, или вот она — великая сила кинематографа, заменившая реальность. Дикая нищета, голод, беспредельная преступность, проституция, продажная полиция — на всё это смотрели разинув рот, ибо вокруг нас ничего подобного не было и быть не могло. Все мы были одеты, сыты, у всех была крыша над головой (кроме Фёдора, конечно). Плюс в фильме была отличная рыбацкая песня, которую потом пересочинили на русском (Я начал жить в трущобах городских). Популярность у фильма была просто адская. Недавно пересмотрел — непередаваемый шлак. То, что любил в детстве, вообще пересматривать вредно. А недавно выяснилось, что в США его даже на двд не выпускали — видимо, настолько был успешен.
"Город Бога" — совсем другое дело. Снят недавно, и снят талантливыми бразильцами. Только смотрели мы его уже в демократической России, где полно своих беспризорных детей, где все помойки давно поделены между питающимися на них гражданами, где размаху преступности могут позавидовать многие. Фильм отличный, но теперь всё это есть и у нас — хотя и не в таком диком, конечно, виде. Но мы ведь только начали развивать у себя капитализм, у нас впереди модернизация, нанотехнологии — глядишь, скоро догоним и перегоним нищету бразильскую.
Однако вернёмся от радужных перспектив к предмету заметки. Бразильский фильм Бизору рассказывает про бразильского же паренька по кличке Бизору — легендарного капоэйриста. Капоэйра — крайне специфический негритянский мордобой, завезённый в Бразилию из Африки. Возможно, это жалкое подобие боевого гопака древних укров, которые, как известно, плясали по всей Африке сто тысяч лет назад. Эффективность капоэйры в свете постоянного хождения на руках и размахивания ногами вызывает серьёзные сомнения. Технику рук, к примеру, не видно вообще. Да и легендарные бразильские братья Грейси почему-то на руках не бегают, а всё больше руки-ноги выкручивают. Выступления капоэйристов выглядят примерно так. Но, понятно, с точки зрения бразильского народа, капоэйра — смертоносный вид единоборств, об чём и рассказывает фильм.
Ну и вот, стало быть, Бразилия. Понятно, в Бразилии царит наиболее эффективный общественный строй — капитализм. Поэтому рулят всем белые, а негры находятся в рабстве. Рабство выглядит чудесно: любой белый может дать негру в рыло, негры пашут на сахарных заводах, белые хозяева постоянно и с удовольствием насилуют негритянок. На фоне этого негры занимаются капоэйрой, заниматься которой строго запрещено. Старый негр учит капоэйре негритёнка, сопровождая обучение "философскими" пассажами типа "надо гордиться тем, что ты чёрный". Негритёнок вырастает толковым капоэйристом.
Подросшего негритёнка Бизору назначают телохранителем старого негра, но негритёнку интереснее махать ногами с товарищами. Товарищей у него двое: негритёнок Кера-Кера и его подружка Диана с мощной челюстью. Ну и пока они втроём машут ногами, пожилого наставника убивают злые белые. Белые в фильме — настоящие демоны. В детстве всегда удивляло: как можно держать в беспрекословном подчинении батальон здоровенных негров? В фильме наглядно показано — как. Лучшего негра надо убить, остальных негров надо жестоко пороть, публично ломать им руки-ноги, а негритянок — регулярно насиловать. В этом, собственно, и заключается успех европейских стран, граждане которых увлечённо занимались подобным по всему глобусу.
Плантацией рулит некий белый полковник. Полковник ведёт себя прилично, сам никого не бьёт и не порет, так — ежедневно трахает негритянок, но их ведь все кому не лень трахают. А вот его подручные расправляются с неграми со всей строгостью белого человека. Получается практически как в России: царь у нас хороший, бояре — сволочи! И вот когда белые бояре в очередной раз месили какого-то негра на рынке, прибежал Бизору и всех отметелил сам. Драки не сильно интересные: сплошные маваши-гери да мое-гери, руками почти не пользуются.
От мести белых негр сбегает в бразильские джунгли, где ему начинают являться ориша, они же боги вуду. В результате общения с богами негр учится летать — чисто китайский дедушка, преподающий секретное кун-фу. Беготня свободлюбивого негра по пальмам — жуткое зрелище. В свободное от полётов время негр выполняет разнообразные акробатические этюды, прыгая и кувыркаясь по всякому. Надо отметить, что исполнитель главной роли — по жизни матёрый капоэйрист-чемпион, поэтому ни о какой актёрской игре нет и речи — только угрюмые шевеления бровями да пристальные взгляды.
Цивилизованные европейцы пытаются изловить беглого негра, а он им поджигает плантации сахарного тростника. Белые заставляют других негров тушить пожар и выдавать двойную норму на сахарной фабрике. Полковник с удовольствием трахает прислугу женского пола. А распоясавшийся негр забирается на сахарную фабрику и суёт ломик в главный механизм водяной мельницы, после чего мельнице — кранты. Параллельно девица-капоэристка бросает своего дружка-капоэйриста Керу-Керу и сбегает к более геройскому Бизору, яростно совокупляясь с ним в лесу (сиськи не очень, челюсть здоровенная). Белые ловят негра, негр нападает на белых, белые убивают негра, но у него остался сын-капоэйрист.
Финальные титры: капоэйру долго запрещали, но теперь это национальный вид спорта в Бразилии. Таким образом в фильме раскрыты тема борьбы с рабством, борьбы с расизмом, борьбы за права человека и всё остальное. Честно говоря, такого отстоя давненько не встречалось. Гражданину режиссёру невдомёк, что всё перечисленное выше — неустранимые недостатки замечательного общественного строя, внутри которого он проживает. Точно так же как эскадроны смерти, фавелы, расстрел в бразильских городах детей и прочие прелести так называемого свободного общества. И сколько ты на руках ни прыгай и сколько ногами ни размахивай, ты навсегда останешься презираемым негром — что в США, что в Бразилии, что в Норвегии.
Снят фильм скучно, масса занудных сцен, драки неинтересные.
Идейная составляющая — образец подросткового идиотизма, стыдно смотреть.
Комментарии
Goblin рекомендует
заказать лендинг в megagroup.ru
Если разрешите - пять копеек:)
Видео, которое вы привели, является фрагментом фильма Never Back Down, так что его, как опорное брать весьма спорно. В свою очередь есть вот такое, к примеру http://www.youtube.com/watch?v=ORBokleaT4c
А непосредственно по фильму, тут надо ж понимать, что фильм аналог нашим старым и всеми любимым сказкам о богатырях, змеях горынычах, бабках ёжках и т.п. персонажах. И ничего более. Просто экранизация легенды о Бизору - мифическом мастере капоэйра, который достиг ней совершенства, закалил своё тело и дух тау, что стал неуязвим ни для какого оружия, кроме как резного деревянного кинжала (...а смерть то его на конце иглы, а игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...). У нас они были такие, у чернокожих ребят, которые зачастую рождались и умирали в этом самом рабстве, они, естественно, были иные. Не надо принимать, мне кажется, эту картину настолько серьёзно и так близко к внутренним органам.:)
Фильм Безуро является сказочкой про бразильского супермена-Робин Гуда того времени, боровшегося с системой путём нападения на полицейские участки и отпиздюливания плантаторов и их приближённых. Такой человек в действительности существовал, и по крайней мере часть из приписываемых ему вещей делал, так как в Бразилии до сих пор имеет статус народного героя.
Другое дело, что капоэйра, показываемая в фильме, имеет мало общего с "капоэйрой", которая существовала тогда. Вернее, тогда "капоэйры" как таковой не было. Традиция "боевого танца" берёт корни из религии Кандомбле, привезённой неграми-рабами из Африки. Понятно, что в танце перед участниками стоит задача не задуплить друг друга, а продемонстрировать свою ловкость и мастерство. Действо должно происходить под ритмичную музыку и непрерывно, а любой серьёзный физический контакт приводит к прерыванию структуры танца. В связи с этим движения и удары, применяемые в ритуальной капоэйре-ангола, изначально вообще не были ориентированы на физический контакт и причинение вреда.
Параллельно с этим отдельные элементы капоэйры были взяты на вооружение преступниками низших слоёв общества. Правда, это опять-таки была не та капоэйра, с широкими размашистыми ударами ногами и стойками на руках, а работа ногами, подсечки и броски, в основном в для применения в спарке с холодным оружием (например подсечь опорную ногу при движении и поймать на нож), и некоторые приёмы для применения с пола. Ну и конечно, как прямые, так и боковые удары ногами, но они схожи во всех боевых искусствах.
Преступные группировки часто состояли из беглых рабов, и соответственно, рабы, которые принимали участие в отправлении религиозных церемоний и сохранении традиций Кандомбле, то есть "капоэйристы", часто занимали высокие места в иерархии банд.
История капоэйры к тому же сильно романтизирована для лучшей продаваемости бренда. То удары-де ориентированы на то, что руки у тебя связаны, то лезвия там держали в пальцах ног, и другой подобный бред, в общем все пытаются её подать как инструмент борьбы народных масс, тогда как на самом деле она были инструментом в руках преступных группировок. До сих пор у бразильцев бытует мнение, что капоэйра - спорт бедных, а футбол - спорт богатых. И действительно, когда мы ездили на классы (если их можно так назвать) в Бразилию, то за уроками от мастеров приходилось забираться вглубь уж совершенно стрёмных трущоб.
Капоэйра в таком виде, в каком она существует сейчас, была создана как искусственная система в начале века. Изначально она не предназначалась для нанесения вреда, а теперь, и подавно далеко ушла от боевых искусств, превратившись в ипровизационную акробатическую без- или малоконтактную игру.
Так что насчёт практичности использования капоэйры в виде боевого искусства в общем понятно. Тех элементов, которые когда-то использовались бандюганами в практических целях, в ней давно нет. Более того, скажу как краевед, если некоторые удары из капоэйры нанести с полной силой, скажем, по мешку, то есть серьёзный риск повредить ногу (если не с первого удара, то со временем - уж точно).
С другой стороны, есть пара ударов и элементов, которые будут неожиданностью для представителей практически любых других би, но опять-таки для эффективности их нужно контактно отрабатывать, что не есть задачей капоэйры.
Другое дело, что сейчас капоэйра - это раскручиваемый бренд, и естественно, позиционируется ушлыми бразильскими мастерами как ниибаццо боевое исскуство. Поэтому в капоэйре большая текучка, так как большая часть народу сначала ведётся, потом разбирается, что боевым искусством здесь и не пахнет, и уходит заниматься другими вещами. Но зато те, кто остаются, остаются чтобы заниматься именно капоэйрой. Так же есть тенденция ещё более ушлыми мастерами вносить в капоэйру приёмы из контактных би, отрабатывать удары на мешках-макиварах или видоизменять удары, чтобы они наносились как в контактных би, или что ещё хуже, превращать игру в спарринг. Естественно, получается ни рыба ни мясо, игра от этого сильно страдает, и всё равно нет шансов против контактника. Мастера посовестливее просто параллельно ведут классы бразильского муай-тая и джиу-джитсу чтобы для тех, кто предпочитает практические аспекты, была альтернатива.
Но люди идут заниматься капоэйрой ради игры - того элемента, которого нет ни в одном из других боевых искусств.