Солнце встаёт рано. А злодей — ещё раньше! Настоящие же злодеи вообще спать не ложатся. Вот и я перед выездом вообще не поспал.
Насмотревшись на аккуратные финские домики минут двадцать, я, как подобает опытному джигиту, задрых. Правда, задрыхнуть в автобусе по-настоящему глубоко не получается. Экскурсанты постоянно хотят гадить, причём — в массовом порядке. Поэтому автобус каждые пару часов тормозится и честной народ облегчается. Вот в переменах между сладким сном и стремительными отливами я до Хельсинков и продрых.
Не могу похвастать тем, что являюсь большим знатоком и любителем Финляндии. Сибелиус, Нокия, сауна, турмолайнены, пурукуми ё, приезд дедушки Ленина от них на паровозе, как мы финнов победили и Карелию захапали, радость детства — жувачка Jenkki.
Старые боевые товарищи, в отличие от меня всё ещё гоняющие за кордон и обратно огромные грузовики, на вопрос 'Чего там можно посмотреть?' бодро ответили: здоровенную утку на въезде в Хельсинки! И больше ничего. Никаких других достопримечательностей не смог назвать ни один. Это меня сразу приободрило — люблю конкретику.
Утку на въезде я проспал. Глаза продрал уже когда заехали в город. Считай, главного так и не посмотрел. Сам же Хельсинки оказался городом крайне незатейливым. Ни тебе мега-дворцов, ни чудовищных памятников. Просто город, и всё. Но был у меня один финский интерес.
Город Питер славен исключительно паскудной погодой. Ну и соседняя Финляндия от нас в этом плане недалеко ушла. А, как известно, главное спасение от непогоды — это добротная крыша. Добротных крыш в некогда стольном граде не шибко много. Можно сказать, нет совсем. И дело тут вовсе не такое простое, как может показаться.
Все домики в центре города построены задолго до наших мега-революций, которых тогдашние идиоты-управители державы (пресловутые цари) допустили аж целых три. Неудивительно, что после трёх революций подряд жилищное хозяйство пришло в некоторый упадок. Большевики, понятно, больше налегали на светлое будущее в целом. До несущественных частностей типа ремонта старых домов руки у них доходили редко, потому что всё это фигня по сравнению с Мировой Революцией.
А частности были такие. Во времена проклятого царизма дома были оснащены печками, которые топили дровами. Большевики это прекратили, провели повсеместно паровое отопление. Большевицкое отопление повело себя в строгом соответствии с основными постулатами марксизма и ленинизма, то есть диалектически. С одной стороны — грело внутри домов. С другой стороны, горячая вода для отопления у нас сперва подаётся на чердак, а уже оттуда 'стекает' по квартирам. Чердак, само собой, при этом отлично прогревается (особливо при наших способах теплоизоляции).
От чердачного тепла нагреваются крыши. И как только они нагреваются, на них начинает таять снег. После чего стекающая вода образует здоровенные сосульки. Которые, в свою очередь, несмотря на пудовый вес, сперва незаметно висят, а потом стратежно падают на б0шки ничего не подозревающих граждан. Каковых благополучно убивают и калечат.
С этим делом пытаются бороться жилконторы. На крыши засылаются вооружённые лопатами зондер-команды из числа наиболее продвинутых дворников, которые сбрасывают снег и сшибают сосульки. Это не помогает, потому что продвинутых дворников мало, а сосулек — много. И постоянно множатся и растут новые. Сколько граждан у нас убивает и калечит ежегодно — не знаю. В принципе, если упадёт на меня — мне будет достаточно и одного.
В то же время ходили слухи, что в солнечной Финляндии такого бардака нет. Что крыши у них не гниют совсем, потому что хитрые финны нагло кроют свои крыши медным листом. И вообще у них с крышами всё не так, как у нормальных людей.
Хельсинки, как уже говорил выше, какой-то совсем незатейливый. Чисто, аккуратно, светло. Тротуары чистые, дома добротные, однако глаз ни за что не цепляется. Срочно начал смотреть на крыши. Крыши с виду не медные, а ч0рные такие. Вроде как покрашенные. Никаких тебе окислов не видно. На нашего Медного Всадника (который, ясен пончик, на самом деле бронзовый) колером не похожи совсем.
Тем не менее, вид у крыш исключительно аккуратный. Каждая оснащена массой водосточных труб. Трубы совершенно не такие, как у нас — очень тонкие и тоже ч0рные. Кривых и оторванных не обнаружил. Многие трубы смотрят своей нижней дыркой в специальную дырку в тротуаре, куда утекает вся вода. Где дома постарше, там гранитные лотки под сток пристроены. В общем, продумано как следует. Ну и в целом водосточные трубы есть везде — даже на строительных вагончиках, маленькие такие. Пустячок, а забота налицо.
Пока я смотрел на крыши и трогал трубы, обратил внимание на то, что вокруг бродят толпы подростков в каких-то белых фуражках. Оказалось, у них подготовка к какому-то студенческому празднику. По этому случаю все скубенты ходят в фуражках и каких-то стрёмных комбинезонах дикого вида. Сам я привык одеваться так, чтобы а) мне было удобно б) чтобы быть как можно меньше заметным. Нехорошо других замерять по себе, но когда люди рядятся как попугаи, испытываю сильное недоумение — для чего такая глупость?
Финские скубенты не только ходили в фуражках сами, но и нацепили 'фургоны' на все памятники, на которые их можно нацепить. Выглядит местами очень смешно, беззлобно и совсем не похоже на хулиганство. Смеялся.
Потом нас отвезли в какую-то подскальную церковь. Типа была посреди города скала, её заломать хотели, но потом расковыряли ей внутренности и забацали внутри церковь. Честно говоря, от современных церквей меня не очень прёт. Даже от выковырянных в скале. Я так понял, что нас туда привезли потому, что в церкве есть бесплатный сортир, где личный состав в очередной раз и отметился.
Возле церкви две мелкие финские девч0нки лет десяти прогуливали двух собак неопределённого возраста. Породу определить не удалось, это было нечто среднее между таксой и эрдельтерьером. Один из этих мутантов подобрался, сурово поднатужился и отвалил солидную кучу. И тут же девч0нка-хозяйка выволокла из кармана полиэтиленовый мешочек, схватила им собачье дерьмо и заскладировала в урну.
И тут я подумал: если здешние подростки руками убирают за собаками дерьмо — что-то здесь, в этой стране, совсем не так. В корне не так. То ли дело у нас! Идёшь по родному Лиговскому проспекту, впереди — элегантно одетая стройная дама, в руке — поводок, на другом конце которого раскорячился огромный дог. Это, конечно, в центре города, посреди тротуара. И лезет из этого дога ТАКОЕ, что не каждый носорог сподобится из себя выдавить не потеряв при этом рассудка и без разрыва задницы вдоль спины до самой башки. После того, как дог завершает оправку, дама непринуждённо продолжает прогулку. А центральный, можно сказать, прешпект великого города украшается огромной кучей собачьего говна. Странно, что эти милые дамы до сих пор не валят на улицах лично. А что тут такого? Спустила штанцы, присела, облегчилась, встала и дальше пошла. Дело-то житейское! Подумаешь, куча. Кому мешает — уберёт. Не в Финляндии, чай.
А когда жил в новостройках, то прямо перед моим домом был стадион (и сейчас есть). Для чего предназначены стадионы в Финляндии — узнать не удалось. Но твёрдо знаю, что наши стадионы предназначены для того, чтобы на них испражнялись полчища здоровенных псов. Особенно круто бывает там прогуляться по весне: всё тает и тысячи куч дерьма, наваленные в разные слои снега, вылезают наружу. На каждый квадратный метр стадиона приходится минимум десяток куч. И, стало быть, не менее кило промёрзшего говна. И чем становится теплее, тем омерзительнее поднимается вонь. Жил я на девятом этаже, но даже там форточку во время оттепелей предпочитал держать закрытой.
Отдельные граждане могут возмутиться: ну чего тебя про дерьмо понесло? Отвечаю: в повествованиях использую стиль 'акын'. То есть на что гляжу, про то пою. Естественно, не забываю про то, что меня задевает. Например, мне категорически не нравится, когда хозяева — козлы тупые, позволяют своим собакам срать на тротуарах. К собакам у меня претензий нет — животинка гадит там, где ей позволяют хозяева. А вот хозяев таких я уверенно полагаю за гнусных скотов. Ничего не могу с собой поделать, непременно вижу в скотине — скотину.
Пожалуй, тему дерьма и сортиров на примерах Финляндии завтра проработаю глобально. После чего продолжу.
Заграница, часть 1
Заграница, часть 2
Заграница, часть 3
Заграница, часть 4
Заграница, часть 5
Заграница, часть 6
Заграница, часть 7