Устройство, на котором я поднимался в воздух с целью проведения аэрофотосъёмок, называют дельталётом. Или моторным крылом. Или мотодельтапланом. Но
сами лётчики употребляли слово дельталёт. Что это вообще такое?
Летательный аппарат довольно несложной конструкции. Крыло — главный элемент в системе. Лёгкое, яркое. К крылу прилагается т.н. "трайк". Трайк ещё главнее крыла, потому как вмещает в себя пилота, движок, бак с топливом и всё остальное, что может пригодиться в полёте. Сам летательный аппарат на первый взгляд кажется не шибко надёжным: тряпки, тросики, какие-то металлические трубочки, пластиковое креслице, минималистичная приборная доска и несколько ремней. Но если всей совокупностью перечисленного управляет умелый пользователь — получается надёжно, безопасно и захватывающе.
Так что главнее всех в этом комплексе всё же пилот. Он ловко управляет крылом и двигателем, регулирует высоту, скорость, крен, скольжение и руками показывает раззявившему от удовольствия пасть пассажиру куда интереснее всего посмотреть. В моём случае дельталётом заведовал лётчик–инструктор ВВС, один из основателей применения дельталётов в отечественных ВВС — Андрей Николаевич Бабкин.
Перед вылетом Андрей Николаевич провёл краткий инструктаж, в основном сводившийся к тому, что вертеться и фотографировать можешь сколько влезет, а вот руками ничего трогать не надо. В воздухе может случиться болтанка, на неё внимания можно не обращать. Если в полёте выключится двигатель — значит так и надо. Когда возникнет какой вопрос по делу — можно задать, предварительно постучав пилота по плечу. Нагибаться к нему не получится, ремни не пустят. Придётся орать. Так что лучше с вопросами нападать на земле. Фотографировать пилотский коллектив тоже лучше после посадки.
День для полётов выдался годный: тепло, небольшой ветерок, отличная видимость. Погрузился в кресло позади пилота, пристегнулся, нахлобучил шлем и очки, закрепил на руке камеру спецремнём, прикрутил поляризационный фильтр и изготовился снимать. Мягко разогнались
по травянистой полянке с пасущимися лошадками, энергично набрали метров 150-200 высоты и пилот заложил первый вираж. С чем сравнить это ощущение — на знаю даже. Недостаточно мощно овладел русской речью, чтобы выразить всю гамму чувств. А может я просто такой впечатлительный попался.
Более осмысленные впечатления: аппарат лёгкий и его здорово бросает в воздушных ямах. В остальном — чистый восторг. В жаркий летний день количество восторга утраивается — на высоте очень ласково обдувает тёплым ветерком. Небольшая скорость воздухоплавательного аппарата добавляет в этот коктейль ноты плавности. Чуть не забыл про фотографирование!
Приземлились. Пока невнятно мычал, силясь поблагодарить — получил очень своевременное приглашение провести в небе над Озернинским водохранилищем ещё четверть часа. Тут уж я не зевал. Камеру выключил и наслаждался аналоговым методом: глядел во все глаза.
А там и вечер опустился. Самое время искупаться, принять кружечку чаю и предаться увлекательной беседе у костерка. Так и поступил.
Не без оснований считаю: лето удалось!