На субботнем концерте в клубе Milk артист Игорь Растеряев исполнил новую песню. Называется — «Георгиевская ленточка». Камрад VSM заснял видео с концертным выступлением, если надо — оно в full HD имеется, можно хоть во весь экран смотреть.
Послушав песню несколько раз, забрался в архивы. Выбрал картинки из разных поисковых заездов. Самые старые из 2004 года, самые свежие — прошлогодние. Особо впечатлительным натурам смотреть не надо. Там про места, «где человек – главное богатство недр, где ещё с войны бойцы лежат по трое на один квадратный метр».
«… Теперь я даже понимаю, осознаю не умом, не сердцем, а каким-то другим надчеловеческим и вечным чувством, почему вдруг кто-то из бойцов того времени мог не рационально просто остановиться, оглянуться, посмотреть на всё и вдруг остаться и окопаться в одиночестве на холмике и отбиваться до последнего. За эту землю, леса, поля, холмы, за наше небо и цвета листвы и почвы. Ни за человеческие моменты (государство, нация, идеалы, физическое выживание), а из-за красоты нашей земли. Нашей и только нашей. И чем больше ты ходишь на двух ногах по земле, чем больше перелопачиваешь тонны и тонны, рубишь корни, отводишь воды, разбираешь завалы, прокладываешь тропы, проливаешь свой пот, тонешь в болотах, осматриваешь миллионы пейзажей, травинок и облаков – тем больше ты укореняешься в этой земле. Пропускаешь по-настоящему её через себя, прокручиваешь, вдыхаешь. Она въедается в твою кожу, зрачки, впитывается в порезы, попадает в лёгкие. Ты становишься её частью. И потом неделями тебе сниться, что ты и есть земля и на тебе растёт лес и по тебе текут реки. Это чувство надо пережить и только коп может дать такой опыт.
У копа же всегда есть своя внутренняя цель – проявление прошлого, протягивание тросов между прошлым и настоящим, визуализация истории, оживление мертвых и освобождение духа того времени, восстановление памяти и дезинфекция болезней нашего времени. На одном сравнении даже видно, какая пропасть лежит между людьми разных эпох. Коп дает перспективу, оценку нашей жизни. Технически всё, конечно, выглядит более банально — разработка квадрата, поднятие тех или иных объектов, отработка прошлых заделов или обкатка новых маршрутов, но всё равно – внутреннее содержание копа ни с чем не сравнить.
Коп погружает в атмосферу войны с головой. Можно прочитать терабайты книг и воспоминаний о войне, стать академиком и знатоком, можно провести десятки встреч непосредственно с ветеранами, но всё же ничто не даст настоящей картины войны, как коп. Коп не обманешь. Здесь видно всё: кто и как бросал оружие, соотношение потерь, интенсивность боя, планировка позиций, бросали ли раненых, как погибали отдельные бойцы, какие у них были характеры и где они были до войны, что любили, кто много бухал в каком блиндаже, какие страны работали против нас, какое на самом деле было оружие и были ли вообще боевые ситуации там, где теперь вовсю разгулялось мифотворчество, и т.д. Всё как на ладони, настоящая живая история, трагедии и будни. Меня это поражает до глубины души. Для меня это лучше любого другого способа познания Великой Войны. И самый большой подарок судьбы, потому что только на копе ты примеряешь свои силы, встаешь в строй с теми людьми, частично проживаешь настоящие ситуации, понимаешь больше, чем мог бы. Всё становится живым. И лично мне более понятным и близким…»
Главный редактор военно-литературного альманаха «Искусство Войны» Илья Плеханов.