Когда-то меня спросили: "А если запустить Принц Персии на ДВК-2, он будет чёрно-белым"? Тогда это явилось поводом для адского глумления над вопрошающим, но сегодня, как ни странно, ответ обретает смысл.
Запустить, разумеется, нельзя. А вот поиграть — почему бы нет? Ведь всё, что нас интересует — картинка на экране, которая меняется от нажатия нужных кнопок. А откуда мы получим эту картинку — дело десятое. Например, с одного из серверов интернет-сервиса OnLive.
Вообще, наблюдать спиральные витки прогресса весьма забавно. Совсем недавно появление персонального компьютера считалось неким прорывом. Ведь среди первых ЭВМ был распространен принцип аренды машинного времени. Стоит огромный шкаф и считает сразу много задач с разных терминалов.
Пользоваться такими ЭВМ было очень неудобно. В первую очередь потому, что нужно было пяток километров зимой в гору добираться до вычислительного центра и там, дождавшись очереди, загружать колоду перфокарт в считыватель. Затем неопределенное время ждать, пока ЭВМ выполнит твою программу и выдаст результат. Пользователей было много, а ресурсов мало, поэтому делились они, как водится, несправедливо. Более приоритетным программам доставалось больше тактов процессора, а остальные в это время жутко тормозили. Радовало это только злых хакеров и близких друзей админа, остальных — наоборот.
Персональный компьютер стал действительно панацеей, потому что оказался воистину персональным — то есть, лично твоим. Его можно было поставить дома и запускать всё что хочешь, когда хочешь, без ожидания и нервотрёпки.
На этой почве бурно расцвела и заколосилась ПК-индустрия, ПК-культура, какой мы ее знаем. Казалось, ничего лучше придумать нельзя, и ЭВМ общего пользования должны лечь костьми в землю рядом с динозаврами. Ведь своё всегда лучше и ближе к телу.
Но всегда ли?
В сегодняшних реалиях многие неудобства давно перестали существовать. По каналам связи толщиной в ногу бодро журчит безлимитный интернет, оперативная память и хранилища данных нарастили гигантские объемы за сущие копейки, разработаны новые технологии кодирования контента.
Потому на старые задачи можно взглянуть по-новому. Если бы сейчас у нас возникла прихоть пойти в машинный зал и загрузить там свою программу, нам не нужно было бы вставать с кресла. Всё это было бы доступно не выходя из дома. Ту большую ЭВМ нынче можно представить своей, персональной, только находится она где-то далеко, присоединённая к нашим клавиатуре и монитору длинными-предлинными проводами. А мощности у неё такие, что никакие привилегии уже не нужны — их гарантированно хватит всем.
По сути, нам вообще неважно, существуют ли где-то там некие железки, сколько их, на какой платформе они работают, и прочее. Все это сокрыто за неким облаком. Ведь нас интересует только получение сервиса, обслуживание наших потребностей. Ровно для того же нужен и ПК. Его присутствие в нашем доме обусловлено только тем, что кто-то должен предоставлять этот сервис, а в остальном это просто ненужная шумная коробка.
Тут же становится очевидно, что при правильном подходе множество больших ЭВМ, или, как сейчас моднее говорить, облако, доставит этого сервиса в разы больше и качественней, чем ПК среднего пользователя.
Особенно сильно это может повлиять на интерактивные развлечения.
Идея лежала на поверхности, пожалуй, с самого начала времён — я до сих пор помню игру "попади тапком в таракана" на экране терминала ЕС-1120.
Количество и разнообразие уже выпущенных игр огромно. Они выходят на всём, у чего есть экран и кнопки, от брелоков-тамагочи до супернавороченных "геймерских" ПК и игровых консолей.
Год или два назад, когда всё только начиналось, разработчики били себя в грудь и делали весьма смелые заявления относительно возможностей сервиса. По сути, где-то ставится много мощных серверов с самыми разными играми. Сервер запускает игру на себе, получая команды от пользователя и отправляя ему видеопоток игры. Тем самым становится абсолютно неважно, что за конфигурация компьютера у пользователя — покуда он способен воспроизводить видеопоток, он является всего лишь терминалом, устройством ввода команд и вывода результата.
Большая часть публики, включая меня, крутизну идеи оценила, однако касательно перспектив практической реализации пребывала в сомнениях. Ожидалось, что "не взлетит". Но прошло некоторое время, и вот, оказывается, оно как-то взлетает. Что из этого вышло, сейчас рассмотрим.
Каковы основные преимущества "облачного" игросервиса?
1. Централизованный подход. Вам больше не нужно постоянно обновлять и поддерживать свой ПК, ставить на него новые видеокарты, версии ОС, драйверы и прочее. Всё это будет делаться в облаке, а вы будете пользоваться самой последней версией готовой рабочей среды.
2. Независимость от платформы. Играйте в PC-игру на чем угодно, в том числе на телефоне.
3. Гарантированная производительность. Картинка может быть сколь угодно навороченной, при этом практически не влияя на скорость передачи.
4. Социальные сервисы. Ваш профиль с историей игр, предпочтениями, достижениями, видеозаписями прохождений доступен онлайн. Друзья смогут заценить вашу крутизну в любой момент! Другой пользователь может присоединиться к вашему сеансу и посмотреть, как вы играете.
5. Лучшая из существующих защита от пиратства.
Главный же недостаток, который может перечеркнуть все остальное — это, конечно, наличие и качество связи. Даже самый толстый канал не способен надёжно избавить от т.н. лага, или задержки перед откликом на действия. Ведь одно дело просто смотреть кино, а другое — передать команду на сервер, обработать ее там и увидеть результат. Любители хардкорных FPS, в прыжке с разворотом делающие пять хэдшотов, это досадное обстоятельство наверняка заметят.
То есть, существует стойкое мнение, что дескать в пасьянсы и паззлы через OnLive играть можно, а вот в шутеры – очень проблематично.
Сама регистрация простая и быстрая, далее скачивается некое приложение, и спустя всего пару минут уже можно играть!
Основной затык — запуск приложения. В самый первый раз все прошло гладко, потом с десяток раз меня упрямо отфутболивало, дескать, сигнал у тебя плохой, причем приложение просто закрывалось, не давая возможности повторить попытку. Приходилось запускать его снова, что очень бесило. Не знаю, насколько это помогает, но если зайти на сайт и стартовать по ссылке с сайта, то количество успешных запусков возрастает, хотя и запускается ровно та же самая программа. Скорее всего, просто совпадение.
Что интересно, даже когда выдается предупреждение о плохом качестве связи, можно нажать кнопку "продолжить", и дальше всё будет работать как ни в чём не бывало.
Интерфейс OnLive — эдакий гибрид консольных и псевдо-эппловских меню. Разобраться в нём достаточно легко без подсказок.
Ну что ж, выбираю одну из демо-игр. Все демо-игры идут полноценно, но с ограничением времени в полчаса на каждую игру. Так что Quake 1, к примеру, можно было бы пройти аж целых два раза, хе-хе.
Наугад выбрал Abe's Oddworld. Последовала недолгая загрузка — и вот уже можно играть. Ощущается это всё как некоторая магия, и даже, как бы это повежливее сказать, надувалово. Действительно, вот реальная игра, и в неё можно играть, хотя её у меня нет.
Что сказать? Играется абсолютно ровно, никаких лагов. Однако графика, увы, весьма низкого разрешения. Ага, вот и приехали. Терпимо, конечно, но личный ПК, само собой, лучше.
Однако впоследствии выяснилось, что всё не так плохо. Очевидно, низким разрешением обладала сама игра или вроде того. Вторым этапом выбрал Metro 2033 — это, во-первых, настоящий шутер, во-вторых, я как раз хотел его заценить, но у меня только PS3 и ноут, который игру бы не потянул. Так что вот она, идеальная ситуация для проверки.
Метро пошло в разрешении ноута, то есть 1366*768. О качестве картинки можно судить по скриншотам. Лично меня всё устроило. Опять же, не чувствовалось никакого лага. Тут надо сделать более осторожное заявление: наверное, _почти_ никакого. То есть на комфорт, на играбельность ничего не влияло, но вот чувствоваться — возможно, что и чувствовалось. Короче, если себя умышленно не «накручивать», всё отлично.
Метро 2033 оказалась хорошей игрой, я потратил в ней все отведённые полчаса, о чём ни капли не пожалел. В процессе ко мне пару раз подцеплялись какие-то зрители. Правда сомневаюсь, что доставил им наслаждение от просмотра. Ведь в мои задачи входило исследование, поэтому я тыкался во все углы, рассматривал, как падает свет, пытался куда-то запрыгнуть и занимался прочими глупостями.
В целом, тест технологий будущего прошёл неожиданно успешно, во что до сих пор не очень верится. Надо же, только что поиграл в полноценную ПК-игру — и никакой мороки с покупкой, инсталляцией, настройками. Остался только один вопрос — сколько стоит всё это счастье?
Полный доступ к игре обойдётся в сумму порядка 50 долларов, или 1500 рублей. Это примерно столько же, сколько мы платим за приставочные игры не первой свежести. Однако в OnLive, как и везде, существуют варианты подешевле — это и ограниченный 3- либо 5-дневный доступ, и акции со скидками и распродажами, и оптовые пакеты по 100 игр сразу. Вообще, цены на игры стартуют от 5 баксов, а на пакеты в 100 игр — от 10 баксов в месяц. Туда входит и всякий кал, и солидные тайтлы вроде Батмана, Асcассина, Биошока и Бордырьленда. Так что при желании разорения, видимо, можно избежать.
Подытоживая, остается сказать лишь одно – лет через десять все там будем. А ещё через десяток годков появится очередной "персональный" компьютер, который начнёт очередной виток этой нескончаемой истории.
Тест сервиса OnLive производился на ноутбуке Toshiba Satellite L750D, quad-core AMD Phenom II P960 1.8 Ghz, 4 Gb RAM, видеокарта AMD Radeon HD 6330M, Windows 7 Home Premium.
Ноут работал через вайфай роутер, подключенный к каналу 16 Мбит.
Это за абстрактную игру. Цены стартуют от 5 баксов, но в целом большинство нормальных игр - по 50. В то же время Метро входит в пак 100 игр, который можно играть целый месяц за 10 баксов. В тот же пак входят Биошок, Бэтмен и многие другие хиты.
> Может, я страшный ретроград, но идея платиь деньги за возможность поиграть на чьем-то компьютере. Как-то не вдохновляет.
ты уже наверняка пользуешься почтовым ящиком на чужом серевере.
ты наверняка смотришь видеоролики с чужих сереверов.
про танчики и вов вообще молчу - может ты и не фанат, но скорей всего играл.
> Пока что при таком соотношении: 1500 за аренду и 799 за постоянное владение (Скайрим, цена в день релиза, продукт ААА класса) я однозначно выбираю второе.
ты неправильно выбираешь.
как уже неоднократно писалось, можно выбрать пак 100 игр за 10 баксов в месяц.
можно на распродаже ухватить за 5.
постоянное владение это идея-фикс.
ты не будешь хранить игру 20 лет, и 10, и вряд ли даже 5.
потому что ты раньше обновишь комп и выйдут новые игры, в которые тоже надо играть.
игры безнадежно устаревают, и их приходится пачками выносить на помойку.
ну и те, которые стоили 1500, через год будут стоить 500 или 100, так что нет никакого смысла брать их сразу по полной цене и навсегда.
> Так и у стима бывают распродажи с мега скидками :)
бывают.
а сам стим не смущает?
чтобы поиграть, стим не нужен, интернет не нужен?
а если стим закроется?
какая тогда разница?
> И, кстати говоря, а как там с модами? Те же древние свитки, серия тотал вар, фол 3 и нью вегас, они живут собсно за счет модов. Как там, в облаках, с этим делом?
допустим при запуске можно выбрать игру с каким-то модом.
думаю, что реализовать это смогут легко (если еще не)
> > постоянное владение это идея-фикс.
>
> Ещё бы нет. Одно дело покупать услугу, другое дело покупать товар, с помощью которого ты сам себе эту услугу окажешь в любое время, в любом объеме, причем дешевле (пока что).
ну вот это "в любое время, в любом объеме" и есть идея-фикс.
потому что оно только в теории.
на практике - объясняю на пальцах:
вот я купил скажем диск с игрой Ico для пс2.
казалось бы, играй-не хочу.
но тут выходит пс3, а вместе с ней HD-переиздание Ico.
все, старый Ico нахрен не нужен.
конечно, я все еще могу оказать себе услугу Ico в любое время и в любом объеме, но делать это уже влом.
второй момент это свободное время - чем дальше, тем его меньше.
если мы не предполагаем играть только в свои старые игры, то надо играть и в новые.
значит, объем оказания услуг старых игр уже существенно сокращается.
плюс дети, семья, работа и пр.
вот тебе и "неограниченная" услуга.
накинь время на доставку диска или походы в магазин, возможные проблемы с инсталляцией и пр., и вдруг получится, что драгоценное время ты потратил как-то впустую, просто заради возможности (подчеркиваю, только возможности!) иметь услугу в личном распоряжении.
> Тоесть мышка что в меню игры, что на десктопе в виндовс движется с одинаковой задержкой (а именно 0)?
Конкретно в меню игры Метро 2033 курсор мышки двигался с адскими тормозами. Но я так понял, что это как-то связано именно с меню.
Потому что в самой игре ничего подобного не было. Шевельнул мышку - на экране тут же все шевельнулось, монстры бегают, ты по ним стреляешь, в общем все как обычно.
Курсора мыши там не видно, поэтому сложно сказать, как он двигался бы.
> Тоесть мышка что в меню игры, что на десктопе в виндовс движется с одинаковой задержкой (а именно 0)?
проверил еще раз.
да, в меню игры, где видно курсор, есть заметная глазом задержка.
в самой игре она тоже есть, но воспринимается совсем по-другому.
а именно, создается полное ощущение, будто играешь с геймпада, но в то же время с "мышиной точностью".
как я ни заставлял себя почувствовать неудобство, не получилось.
ну вот играется нормально и все, хоть тресни.
например, точно так же играется в Киллзону 2-3 на пс3.
хотя понятно, это не 5 хедшотов в тройном тулупе.
> раньше в стиме была функция "играть в оффлайне", т.е. когда интернет отрубили (естественно, в сингл игры)
> сейчас нету?
ну, весь смысл сети-то в чем - чтобы отслеживать легальность покупки.
если есть возможность играть просто так, это автоматически означает пиратство.
а пиратство ведет к тому, что в результате будем играть в веселую ферму с чужого сервера, ну по крайней мере на ПК.
> Лично я (лично я) храню порядка 15 лет у себя UFO, слыхали про такую? Почему? Да просто потому, что не вышла еще настолько же гениальная смесь пошаговой тактической и риэл-тайм глобальной стратегии (на мой взгляд). И, о ужас, даже иногда в нее играю.
я тоже у себя храню Фантасмагорию, 7-дисковое издание.
> Так что повторюсь - шедевральные игры того стоят. Народ берет не из фанатизма, а на память. Коллекционируют и прочее.
Именно. На память. На память можно брать что угодно. А мы тут обсуждаем, сколько стоит поиграть. Поэтому одно другому не мешает - купи диск на память если хочешь, а поиграть в ту же самую игру можно будет и через много лет за 3 доллара.
> Графика - ну на телевизоре наверное нормально будет смотреться. Мне, избалованному fullhd не очень понравилось. Мыло какое-то, что в статике, что в динамике - смотрите сами:
> http://img31.imageshack.us/img31/3340/73908863.jpg
мыло, похоже, оттого, что картинка на самом деле 720п, но растягивается на 1080.
> Любой сферический мидл-эндовый компьютер прошлых лет выпуска года до 08-09го нормально вытянет на такую же сферическую консольную игру при практически одинаковой графике, а то и лучше.
ну взять ту же тошибу, на которой я тестировал.
ноут, да, но 2011 года как-никак.
я на нем пробовал новую Алису запускать.
в самом маленьком разрешении (чуть ли не 400*200) и с самой плохой графикой играется на пределе комфортности.
а ведь игра никакой не Кризис.
так я и не поиграл, неприятно просто.
> На недорогих или не игровых ноутах обычно интегрированное видео, оно действительно убогое и ни во что на нем не поиграешь. Убогое оно не только на ноутах, на PC картина та же самая, даже Windows Aero тормозит.
Интегрированная карта - это понятно, но 5 лет назад тоже были интегрированные карты, и были они в разы тормознее. Наврал я кстати, в 800*480 вполне играбельная Алиса, но все графические навороты отключены.