Вообще, изначально никакой поездки никуда не намечалось. Как обычно, всё самое интересное случается внезапно.
Как всем известно, являюсь я большим любителем мототехники, но катаюсь в меру возможностей и наличия свободного времени. А есть у меня друг Сергей, по кличке Фара – фанат мототехники и всего с этим связанного. Не настолько крут, конечно, как Слава-Лютый, да и до настоящего байкера Егора не дотягивает, но тоже что-то из себя представляет :)
И вот в пятницу вечером, около 22:00, возвращаясь с работы, решил заскочить к парням в гараж – чаю попить, поговорить о всяком. По приезду обнаружил расстроенного Серёгу, сильно ругающегося на всех матом. Причиной тому явился отказ народа как-либо активно проводить выходные, а душа требовала.
Поговорив несколько минут, пришли к мнению, что в выходные в Москве делать нечего, и надо бы куда-нибудь умчать, пока позволяет погода. Один и тот же маршрут Гараж-Смотровая-Крылатское-Гараж уже всем изрядно надоел, и надо придумать что-то новое.
Прикинув наличие свободного времени, приняли решение – мчать в Рязанскую область, откуда Сергей родом, покататься там по старым деревенькам, навестить родню, пообщаться с местным населением, да поглазеть на всякое.
Тут же загрузили в автобус два Эндуро КТМ 690, закидали палатки, спальники, канистры, шлемы да одежды, и выдвинулись. Некоторое время пытались отыскать мои кроссовые мотоботы, да только так никто и не вспомнил – кто, куда и когда их засунул. Решил мчать в кроссовках.
Пару слов об автобусе.
Автобус строили всем миром. Установили новый турбо-дизель, новую подвеску, дополнительную систему обогрева, кондиционер, телевизор, аудиосистему, автономную печь в салоне, подогрев двигателя. Сам салон выложили рифлёным алюминием, установили крепежи для мотоциклов, крутящиеся кресла, складной столик. Личный мой вклад – это внешний вид. Т.е. поиск рисунков, их распечатка, вырезка и нанесение на борта. Помнится, потратил 3-4 дня отпуска. На следующей неделе займусь покраской сдвижной двери.
В салон помещается аккурат два мотоцикла, и необходимые вещи.
Около 01:00 субботы выскочили на Липецкую улицу, от туда на М-4, и помчали в сторону Рязани – в старый добрый город Скопин, славящийся красивыми девками, мотокроссовой трассой, годным тушняком и амортизаторами для отечественных автомобилей.
При выезде за МКАД поменялись местами – я прыгнул за руль, а Сергей благополучно уснул, указав предварительное направление. Мол, мчи всегда прямо километров 200, а там разберёмся. Ясное дело, что поскольку дорогу в тех краях я знаю плохо, а точнее не знаю её вообще, то бодро пролетел нужную развилку на трассу М-6 в районе Каширы, и помчал в сторону Ростова. Пришлось потом крутиться, уходить с трассы, и мчать какими-то огородами. Вобчем, около 04-00 добрались до Скопина, а там через Большак и Поплевинский устремились к цели – в деревню Садовая.
Деревня Садовая не разочаровала. Из всей деревни осталось только два двора, один из которых использовался как дача. К своей радости обнаружили, что около дачи стоит машина. Значит, дядя Вова на месте, значит – утром дадут пожрать. Ура!
Дали круг по деревне, поглазели, попугали собак. Сергей показал пальцем на одни кусты, потом на другие, мол, вот тут был дом такой, а вот тут такой. Рассказал, как в детстве наматывал на велосипеде по 20 километров до Милославского, после чего вернулись обратно к даче.
Решили, что заночуем около дома на полянке, выпали из автобуса, достали по баночке Козла, и в это время из темноты появился дядя Вова с ружьём и фонариком в руках. Так я с ним и познакомился. Дядя Вова оказался суровым мужиком под 120 кило весом, но крайне гостеприимным и весёлым.
На следующее утро, отожрав заботливо приготовленной дядей Вовой ухи, быстро расчехлились, заправились, оделись, и выдвинулись, предварительно прикрутив к башке Сергея камеру GoPRO – а ну как что-нибудь интересное получиться заснять! Сергей помчал впереди, я позади. Ехали без навигации, ориентируясь примерно в направлении. Конечной целью обозначили церковь в Марчуках-1, где хотели пообщаться со священником, которому батя Сергея оказывал активную помощь в становлении прихода.
А погода шептала :)
Вообще, ранее опыта путешествий на Эндуро у меня никогда не было – катался только по городу, лихо объезжая пробки по бордюрам да трамвайным путям, модно влетая в повороты с выносом заднего колеса. Но это город – далеко ездить не нужно, по говнам пробираться необходимости нет. До этого много раз ездил, в разные места и на разные расстояния. Максимальное, что было – 1700 километров в Республику Коми. Но это всегда были трассы и дорожные мотоциклы – едешь себе, и едешь, ничего интересного. Тёлки ёлки, ёлки тёлки. А тут целью было забраться в говны, и промчать по полям да огородам, посетив заброшенные места.
Езда на мотоциклах такого класса разительно отличается от всех остальных, но очень похоже на мотокросс. Приходится много стоять на ногах, нагружать руки и спину, от чего очень быстро устаёшь и натурально выдыхаешься. После первых 20 минут пришлось остановиться, дабы придти в себя. Да-да, привет сигаретам и отсутствию тренажёрного зала. Хорошо, что опыт на кроссовых мотоциклах имеется, но там 5-10 минут, и на покой. А тут едешь и едешь.
Да и само поведение мотоцикла порой вызывало натуральный шок. Спасибо Сергею, который в мотокроссовой теме давно, и когда-то дал единственный верный совет: «Когда не понимаешь, что происходит – не ссы, и выкручивай газ до упора. Главное – не останавливаться, иначе жопа». В тех местах, где я должен был 100-процентно падать, мотоцикл продолжал мчать, рявкая и прыгая в разные стороны. Один раз даже руль вырвало из рук, когда шёл через свежую пашню на скорости около 70 км/ч.
КТМ 690 Эндуро. Знающие люди говорят, что это лучший мотоцикл в своём классе. И я с этим полностью согласен :)
В целом, забегая наперёд, маршрут сложился вот такой, по кругу, начиная от Садовой:
Где красная линия – грунт и асфальт, синяя – поля и направления. Красного получилось в разы больше по понятным причинам. Да-да, снова привет сигаретам и отсутствию тренажёрного зала.
Вобчем, от Садовой сразу углубились в местные леса – на поиски короткого маршрута до деревни Большое Подовечье. О том, что придётся переходить ручей бродом, знали, но сразу через мост не пошли, и направились вдоль ручья – в сторону заброшенных Мякишево и Титомши. В районе Мякишево обнаружили заброшенную церковь, где немедленно остановились, и побежали поглазеть.
Внутри нашли пару иконок на подоконнике. Над центральным, не знаю что это, может, алтарь, бросилось в глаза место, где раньше висел крест. Потом пообщались с местными. Говорят, что раньше там было большое поселение, потом народ начал уходить, церковь забросили. В советские времена организовали колхоз, и помещение использовалось в качестве зернового ангара, потом в качестве гаража. Затем колхоз умер, и помещение осталось никому не нужным. А крест отодрали недавно – в советские времена он был просто шпаклей замазан, все про него знали, но никто не трогал. А тут на тебе – кто-то украл.
Оттуда помчали дальше, но упёрлись в болото. Пришлось разворачиваться, и двигать обратно – в сторону старого моста, который от времени превратился в железную яму с водой. Мост преодолели вброд и выдвинулись через поля в сторону Большого Подовечья.
Вот тут-то я и проникся прелестью Эндуро. 80-100 км/ч выпучив глазки по тракторной колее – это прекрасно! Единственное – каждый раз страшно кричал и жмурился, когда впереди неожиданно появлялась лужа с грязной жижей – мотоцикл выкидывало на соседнюю колею, а фонтанами воды обдавало ноги по колено. Тогда я и пожалел, что не нашёл свои кроссовые ботинки.
Добравшись до Подовечья, испили чайку у Сергеевской тётки, покушали, пообщались. Тётка рассказала, что деревня приходит в себя – провели газ, дали денег на ремонт домов, установили счётчики, вновь открыли школу, обеспечили работой во вновь открывшемся колхозе. Сожрав тёткиного омлета, рванули в сторону Марчуки-2, через них на Ряжск и далее до Марчуков-1. По пути заметили ещё одну церковь, и немедленно остановились зафотографироваться.
Внешне и внутри – внушающая конструкция. Учитывая, как раньше строили, вообще не понимаю, как они умудрялись кирпичом выкладывать такие своды, и как они до сих пор стоят.
Внутри обнаружили ряд икон, и самодельный алтарь.
Далее по дороге поглазели ещё на одну церковь, в таком же состоянии.
По дороге оттормаживались по деревенькам, спрашивали людей, как проехать. Те всегда включались, показывали, рассказывали. При этом снабжали яблоками и грушами в дорогу.
Спустя некоторое время езды и поисков, добрались до Марчуков-1, где нашли церковь и вытащили из дома отца Сергия.
Отец Сергий оказался интересным дядькой, и рассказал много интересного. Обсудили всякое – и Московских попов, и их покатушки на купе БМВ, и прыгающих прошмандовок, и о том, как мовилить ВАЗ-2104, и как сено хранить зимой. Рассказал про отца Серёги, как он Сергия в гости приглашал, как в гараж водил, как хвастался мотоциклами, как переживал за Серёгу. Рассказал про то, как народ из деревень уходит, и от чего церкви заброшенными становятся. Я-то по наивности своей полагал, что во всём виновата советская власть, всех разогнала, да от церкви отлучила, а тут оно вон как оказалось! Просто люди рвутся в города за деньгами.
Проводил нас в церковь, показал всё, что там нажито. Везде разрешил полазить, на всё посмотреть, всё потрогать. Даже плащаницу достал! Единственное, о чём попросил – обходить алтарь слева направо. С удивлением для себя узнал, что каждый приход платит налоги в центральный аппарат, а те распределяют деньги по собственному усмотрению. Все, что в церкви нарисовано и куплено – на деньги прихожан, которые передают бабло лично в руки. Копилки опечатаны, деньги изымает специально обученный гражданин. К ним отец Сергий не притрагивается, и денег у центра не просит.
Вобчем, общение с отцом Сергием понравилось – ничем не грузит, ничего не просит, рассказывает складно и интересно. Хороший он человек, честный и добрый. Через это становится понятно, что люди ищут и находят в церквях. Распрощались, договорились заехать как-нибудь вновь, и помчали в сторону Скобина.
На повороте с Ряжска на трассу в сторону Скобина решили подзаправиться, и залетели на АЗС ТНК. Залили горючего, я завёлся, откатился, смотрю – Сергей мотоцикл мучает, а тот не заводится.
КТМ 690 Эндуро! Знающие люди говорят, что это лучший мотоцикл в своём классе! И с этим сложно не согласиться, до тех пор, пока он не перестаёт заводиться :)
Начали разбираться.
Закралось подозрение, что накрылась свеча. Открутили седло, сняли пластик, воздушный фильтр, выдернули свечу. Свеча белая, искрит, как положено, но абсолютно сухая. Закралось подозрение, что не поступает топливо. Отсоединили магистраль – при включении зажигания всё исправно брызжет. Закралось подозрение, что засорилась мембрана – надо с бака скрутить топливный насос. А ведь мы только заправились! Метнулся в магазин, привёз банку из-под воды, и часть топлива удалось слить через трубку выпуска картерных газов, которую открутили от фильтра. Дабы избавиться от остальной горючки пришлось мотоцикл валить, и переворачивать. Пока туда-сюда, начало темнеть и холодать.
Слили горючее, скрутили лишние детали, извлекли бензонасос и мембрану – всё чистое. Закралось подозрение, что бензонасос сдох, и ему не хватает мощей продавить топливом клапан в магистрали. Расстроились, собрали всё обратно, и решили договариваться с дамами на АЗС, дабы оставить мотоцикл до утра. Напоследок залили топливо из банки обратно, и решили ещё раз крутануть. Завёлся!
КТМ 690 Эндуро! Всё-таки это лучший мотоцикл в своём классе! Правда, сам по себе живёт.
Поскольку на разборки и сборки ушло около 4-х часов, было принято решение мчать в сторону лежбища. Тем более, что дядя Вова настойчиво требовал явки для посещения бани и апробирования волшебного напитка на основе спирта и чаги – гриб такой есть, растёт на берёзах. А ведь только что половину горючего слили на асфальт, и надо бы заправиться. Но Сергей выдал эксклюзивное: «По идее, бенза не хватит, но так интереснее!», и тут же помчали на Скобин.
В Скобине удалось заметить местных дам. И правда – красивые. Так же в Скобине у Сергея загорелась лампа топлива – но так же интереснее! А ещё я промёрз насквозь, да и мокрые ноги давали о себе знать, жалобно поскуливая, мол, хозяин, нам кранты!
До дома вваливали под 130-140, ориентируясь только на свет встречных машин – настолько сильно хотелось поесть, погреться в бане, и завалиться спать. Благо, мотоциклы позволяли ехать не глядя и как попало, тупо пролетая все ямы и колдобины. Тут всё просто – мчишь, смотришь на фары встречных машин, прикидываешь, что справа от неё есть место, и давишь в темноту, слегка приподнявшись на подножках, обходя попутный поток по обочине. Пожалуй, это один из тех редких моментов в жизни, когда удалось потерять страх.
Примчав на место, немедленно употребили, пропарились в бане, и упали спать в автобусе, под песни Сектора Газа.
На следующий день собрались, зачехлились и помчали обратно на Москву. Новый турбо-дизель выказывал чЮдеса – никто ни разу нас не обогнал, вплоть до трассы М-4. На Каширке заехали в Макдональдс, где обнаружили двух девчонок на машине с дохлым аккумулятором, и номерами 21-го региона. Домчали до гаража, взяли аккумулятор, вернулись, завелись, и разъехались по домам. Девчонкам посоветовали не глушить машину часа полтора и обязательно поменять аккумулятор.
Так что, если заприметите белый Фольксваген-Транспортёр в наклейках из кроссовых мотоциклов, знайте – там сидят люди, которые чем смогут, тем помогут.
Отличные выходные, отличные люди, отличные места. В общей сложности порядка 300 километров на мотоциклах и 500 на машине. Папка Серёги был бы счастлив – земля пухом.
Видео с GoPRO выложить не получается – слишком объёмные файлы. Да и мат-перемат там стоит эксклюзивный. Но красивая картинка – атас!
Но в класс Эндуро я влюбился. На следующее лето обязательно приобрету. А пока планируем проехаться по Владимирской области, с заездом в Покров, Петушки, Скобинку, Суздаль, Владимир.
Есть кто?