Пробный вылет
ЛаГГ стоит на полосе. Двигатель прогрет, но выключен. Рычаг тяги на себя, РПО на себя, оба радиатора закрыть. Запуск. Винт делает насколько оборотов, и двигатель глохнет. Что не так? Заглядываю в РЛЭ. Ага, забыл передвинуть рычаг смеси на полное обогащение. Фонарь не закрываю специально, уж очень хорош звук движка. Снова запуск. Отблески языков пламени из патрубков на мгновение отражаются в стёклах приборов. Перевожу РПО на малый шаг, приоткрываю радиаторы, выпускаю закрылки во «взлётное» и зажимаю гашетку тормоза. Плавно, но энергично даю полную тягу, сразу выжав педаль рулей направления наполовину. Обороты растут, самолёт начинает двигаться, преодолевая сопротивление тормозов. Отпускаю гашетку тормоза, ещё через секунду даю РУС от себя. ЛаГГ поднимает заднее колесо от земли, разгоняется. На скорости 170 отрываюсь от земли. Потихоньку разгоняюсь, убираю шасси, закрыли, закрываю фонарь, оглядываюсь. Под крылом деревня Лапино, рядом склад ГСМ нашего аэродрома. Оттуда как раз отъезжают три грузовичка, направляясь, наверно, в Степное — там ближайшая железнодорожная станция.
В авиасимуляторах я новичок. Из игрового опыта — год полетушек в War Thunder и когда-то в 90-х "F19 Stealth Fighter" от MICROPROSE. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Gaijin Entertainment за немало приятных минут, проведённых в «Тундре», а главное – за интерес к играм в самолётики, благодаря которому я узнал о существовании «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград».
БЗС сейчас на этапе раннего доступа. Это значит, что разработчики разрешили игрокам полетать в авиасим, купленный за несколько месяцев до выхода проекта в продажу. Да, такой вот кредит доверия. Ну, а я, как мне кажется, знаю о разработке игры чуть больше среднего благодаря паре бесед с продюсером проекта Альбертом Жильцовым (Loft), и коммьюнити-менеджером Андреем Шумаковым (Zak)...
Боевой контакт
Набираю высоту около километра, держу направление на Дубки. По рации передают о появлении самолёта противника. Внимательно рассматриваю переднюю полусферу, надеясь заметить его первым. Замечаю, но слишком поздно. Пули забарабанили по ЛаГГу, прицел и стёкла приборов посекло осколками, свист ветра врывается в дырявый фонарь. «Худой» с рёвом проносится подо мной. Ладно, хорошо хоть сам не ранен. Встаю в боевой разворот. Мессер поворачивает на меня снизу. Схождение без стрельбы, оба недотягиваем. Разворачиваясь, теряю 109-го из виду. Кручу головой, ожидая его очередей. Ага, вот он, идёт восходящей спиралью. Щас, я тебя… Пытаюсь задрать нос и дотянуть прицел до фрица, не получается. Скорость падает, дрожащий звук предупреждает о скором сваливании. Что ж я делаю? Он того и добивается, вытягивает скорость из моего ЛаГГа, чтобы развернуться и спокойно расстрелять беспомощно зависший самолёт. Переворачиваюсь, перехожу в крутое пикирование. Мессера не видно, надеюсь и он меня потерял. Разворачиваюсь, набираю высоту, возвращаюсь, держа солнце за спиной, авось не заметит. Сработало. 109-й летит прямо, меня пока не видит. Разгоняюсь пикированием, захожу чуть снизу, его бронеспинка надёжно перекрывает ему обзор. Даю очередь, попал! Вверх, переворачиваюсь, собираясь добить… Уже не надо. Отлетел колпак, за ним выпрыгивает пилот. Парашют открывается, мессер врезается в землю, и почти сразу наступает тишина. Двигатель ЛаГГа встал — ещё при первом контакте пробило баки, топливо вытекло. Что ж, поищем поле побольше да поровней…
Описан бой с ботом уровня «новичок». Иной вирпил с опытом «старичка» Ил-2 снисходительно хмыкнет, и… будет не прав. Фокус в том, что реалистичная флайт-модель БзС внезапно сделала новичками всех. Самолёты летают непривычно, не «по рельсам». Трудней удерживать противника в прицеле, сложней заметить, а потом не потерять из виду. Многие вирпилы, получившие ранний доступ к БзС, уже это осознали и учатся летать «заново».
Zak рассказал мне, что они "сажали" свой ИИ в радиоуправляемую модель, и ИИ вполне успешно летал на реальном, пусть и небольшом, летательном аппарате.
"Понимание того, что эта игра не сделает нас миллионерами, освобождает," — признается Лофт. "Можно, не оглядываясь на коммерческую успешность, делать свою игру. Используя технологии «честного» моделирования, мы погрузим пользователя в атмосферу настоящей, «несбалансированной» войны. Никакой клюквы, никакой голливудщины. Мы дадим эмоции, которые не дают существующие игры про самолёты. Для понимания, представь разницу между Battlefield и DAYZ. В других авиасимуляторах ты летишь, видишь противника и думаешь «Ага, вон он. Полечу-ка, перекручу-ка и собью-ка.» В БзС, найдя противника, ты скорей всего подумаешь — «Хм, он выше (или их двое). Свалю к своим, пока не заметили, попрошу подмоги.» Как в DAYZ, ты сначала пару раз выглядываешь из-за угла, а потом выходишь, так и в БзС до вступления в бой надо получить преимущество в виде численного перевеса, высоты или хотя бы неожиданности, иначе ты труп.
БзС — игра не про фраги, а про то, как остаться в живых, выполнив задание. Я хочу, чтобы после вылета, посадив дырявый самолёт, отпустив мокрую от пота рукоятку джойстика, игрок мог сказать «Ух, это было круто!» И не важно, есть ли на твоём счету сбитые. Фраги будут, но даваться они будут очень непросто.
А ещё я хочу рассказать о той войне. Передать то, что мы сами узнали, собирая материал для игры. На западе вообще мало что знают про наш фронт. Про битву за Британию, Тихоокеанские сражения и Нормандию им много рассказывают, а вот про наш фронт... Не просто рассказать, а дать в какой-то мере почувствовать эмоциональное состояние".
Ночная штурмовка
Вооружение: 2 бомбы ФАБ-100, авиапушка Ш-37.
Задание: найти и атаковать колонну бронетехники в районе села Разумное.
Ночь, погода ясная, луна огромная, видимость отличная. Высматривая основную цель, вижу свет фар грузовиков, въезжающих по главной улице в село. Решаю проштурмовать пулемётами, сэкономив снаряды пушек для танков. Строю заход на колонну. Головной грузовик успевает повернуть на перекрёстке, под обстрел попадают остальные четыре. Очередь легла удачно, два грузовика взорвались, один остановился задымившись. Теперь танки — вон их фары на поле, рядом с селом. Набираю тысячу сто, захожу на колонну сзади – танк проще повредить в заднюю часть, там броня потоньше. Крутое пикирование, метров с 700 открываю огонь из пушек, сброс бомб, ручку на себя, оглядываюсь. Одна из бомб попала в средний танк, он взорвался. Пушками промазал. Ещё два захода, подбит ещё один танк. Остановился, задымил, немного погодя — взорвался. Штуг, ползущий первым в колонне, выжил. Мелкий, зараза, трудно попасть. БК истрачен, беру курс на аэродром.
Есть ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть, рассказывая об игре «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград». Это всё-таки не просто игра про "самолётики и пиу-пиу", а правдивый рассказ о жестокой, беспощадной войне. Слово "беспощадность" следует понимать буквально. Именно это — "без пощады", стало понятно под Сталинградам белокурым асам Люфтваффе. Ещё недавно они были солдатами, пусть и жестокими, но людьми, сражавшимися над проливом с такими же солдатами на спитфайрах в битве за превосходство в небе Британии. Бомбардировщики, летящие высоко-высоко, истребители, забирающиеся ещё выше, воздушные бои, тактические уловки, мастерство пилотов и всё такое. Да, убивали. Да, сбивали над вражеской территорией. Да, попадали в плен. Такова уж солдатская работа.
На Восточном фронте всё изменилось. Русским плевать на превосходство в небе. Главной задачей, поставленной перед Советскими ВВС было нанесение максимального урона технике и живой силе противника. Именно эту задачу выполняли невысотные "летающие танки" ИЛ-2, и их защита была главной задачей истребителей прикрытия. Наверху немцам просто нечего было делать, приходилось спускаться вниз, туда, где уже не играло большой роли высотное превосходство немецких двигателей. А ещё орлы Геринга отчётливо поняли, что воюют над землёй, по которой прошли нацистские армии, причинив много бед живущему на этой земле народу. И воюют они теперь не просто с армией, а с советским народом. И народ этот не просто воюет, а УНИЧТОЖАЕТ врага. И если в кажущемся теперь гостеприимным небе над заливом можно было погибнуть, а можно было попасть в плен и надеяться на милосердие и Женевскую конвенцию, то в белых бесконечных степях вокруг разрушенного города погибнуть придётся обязательно. Плен? А возьмут ли в плен немецкого пилота?..
Я слышал аргументы "общечеловеков" про опытнейших пилотов Люфтваффе, про невероятно эффективные самолёты, про закидывание немцев трупами русских... А как же цифры потерь в 2 тысячи советских самолётов и 3 тысячи — немецких? Небоевые потери? Не смешите. Всё, что могло летать, улетело из "котла", набитое под завязку.
И вот что мне интересно. Великолепный 109-й во всём превосходит ЛаГГа, да и во многом Як-а, а западное сообщество вирпилов традиционно больше числом и склонно летать на "синих" самолётах... Да, менталитет у иностранной аудитории иной, они не любят (цитируя Лофта) "превозмогать". А наши? Получится ли у наших "превозмочь" и виртуально "перепоказать" историю той воздушной битвы? Посмотрим...
Есть мнение, что ген. продюсеру БзС Альберту Жильцову это тоже очень интересно. Иначе зачем ещё рисковать и делать игру, с его же слов, "обидную" для бОльшей части русских покупателей?