На связи студия
D63. Сегодня расскажем про модель советского дальнего двухмоторного бомбардировщика ИЛ-4. Самолёты эти наиболее известны тем, что бомбили Берлин летом 1941 года.
Наша модель воспроизводит борт с заводским номером 54039041 из 3 Гвардейского авиаполка дальнего действия по состоянию на март 1945 года. Всего на данном бомбардировщике совершено не менее 30 боевых вылетов, общий налёт за время эксплуатации — 300 часов. Самолет выпущен заводом № 39 31 марта 1944 года. В июне 1944 зачислен в состав 3-й эскадрильи 3 Гвардейского авиаполка Дальнего Действия. Его получил командир эскадрильи Сергей Данилович Комлик. В течение четырех месяцев он совершал на нём боевые вылеты вместе со штурманом Цукаревым, стрелком-радистом Подольским и стрелком Бондаренко.
В начале 1945 г. бомбардировщик был принят новым экипажем в составе летчика В. Поспелова, штурмана Попова, стрелка-радиста Заславского, стрелка С. Корсунского. Экипаж совершил на самолете 4 боевых вылета по бомбардировке Данцига и Пиллау.
В марте 1945 г. на Ил-4 № 44 был передан летчику П. Ларцеву. 27 марта 1945 года он совершил свой первый боевой вылет на этом самолете, при возвращении из которого потерпел аварию на посадке. Самолет после нее не восстанавливался.
Несколько слов по внешнему виду. За закабинным гаргротом изображена плашка черного цвета с силуэтами бомб белого цвета — обозначение ночных боевых вылетов. Подобная иллюстрация боевых заслуг экипажа была распространена в полку в начальный период войны, но в 1944 году практически не использовалась. Из 98 боевых вылетов С.Д. Комлика 95 ночных, поэтому вероятнее всего низ самолета был окрашен в чёрный цвет.
Главная внешняя отличительная черта нашего ИЛ-4 — надпись “Сережа партизан”, потому что его первый командир, Сергей Данилович Комлик, некоторое время воевал в партизанском отряде.
1 мая 1943 года лейтенант Комлик вылетел на выполнение боевого задания — бомбометание по железнодорожной станции Минск. На обратном маршруте, в районе Борисова, был сбит немецким ночным истребителем, «работавшим» с Оршанского аэродрома. Лётчик выпрыгнул с парашютом. Приземлившись в брянских лесах, вышел к партизанам отряда имени Ворошилова. Более полугода провёл в отряде, участвовал в боевых операциях, за что в 1944 году его наградили медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
16 декабря 1943 года был вывезен из партизанского отряда на самолете У-2, вернулся в свою часть, был зачислен в состав 2-й эскадрильи и приступил к полётам. В 1944 году гвардии капитана Комлика перевели в 3-ю эскадрилью, командиром которой он вскоре и стал. Как уже было указано, за время войны С. Д. Комлик совершил 98 боевых вылетов (из них 95 — ночью). Награждён орденами: Красного Знамени (30.03.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (17.09.1944 г.), Александра Невского (18.07.1945 г.). Также получил медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944 г.).
После окончания войны продолжал службу в дальней бомбардировочной авиации в должности заместителя командира полка. В ноябре 1956 года, после происшедшей в полку катастрофы с потерей двух Ту-4, был понижен в должности до командира эскадрильи. Правда, вскоре был переведён в 250-й Гвардейский БАП с повышением — на должность заместителя командира полка по лётной подготовке. В 1958 году Сергей Данилович Комлик был уволен в отставку. Впоследствии, до ухода на пенсию, работал в «Аэрофлоте», в наземной службе.
Модель бомбардировщика в масштабе 1/48 строил Роман Ярлыков. За основу взят безальтернативный набор от Xytong Model.
Несмотря на свежесть разработки, набор далек от идеала современных требований к достоверности стендовой модели такого крупного масштаба. Его наиболее заметные внешние несоответствия: маленькие по диаметру капоты двигателей, колеса не соответствуют указанному периоду, неверные рулевые поверхности и коки винтов. Внешний вид модели сильно улучшила замена этих деталей набора на продукцию фирмы Комплект ЗИП, отлитую из полиэфирной смолы.
Опечалило отсутствие клепки и слишком гротескные стыки листов обшивки, а также замыленные мелкие детали интерьера. “Обмылки” при постройке были заменены на металлические детали изготовленные методом фототравления чешской фирмой Эдуард.
На собранный планер самолета была нанесена имитация клепки.
Затем модель была покрыта металликом для выявления дефектов поверхности.
Список дальнейших доработок выглядит так:
- добавлена оплетка на штурвалах;
- добавлены шланги и проводка в кабине;
- стойка антенны изготовлена из латунной трубки;
- штоки амортизаторов сделаны из игл;
- добавлена деревянная конструкция гаргрота;
- сделана антенна из синтетической мононити;
- исходные пластиковые стволы пулеметов заменены на сделанные из медицинских игл;
- добавлена проводка на двигателях;
- балансир руля направления сделан из проволоки и эпоксидной шпаклевки;
- сделаны тормозные шланги;
- рассверлены патрубки;
После этапа сборки модель была окрашена акрилом, нитроэмалями и масляными красками различных производителей. Подробно про технологии покраски и тонировки Романа можно почитать
тут.
Стройка длилась более трех месяцев. Есть основания считать что это одна из наиболее точных моделей ИЛ-4 в 48-м масштабе среди всех, что были опубликованы в интернете.
Другие работы Романа Ярлыкова можно посмотреть в его
блоге.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Купить работы студии D63
Источники:
Журнал "Мир авиации" 1999 № 01
Материалы ЦАМО РФ:
1. ф. 2 Гвардейской БАД, оп.1, д.73;
2. ф. 3 Гвардейского БАП, оп. 250047, д. 5,6; оп. 250048, д. 1,2: оп. 589343с, д. 1; оп. 589344с, д. 1, л. 10–11.