Есть такая замечательная страна Пакистан. Лучший друг США в отдельно взятом регионе и по совместительству обладатель ядерного оружия. Такая страна попросту не может быть недемократической. Правда, в последнее время не всё спокойно в демократическом Пакистане: то натовские грузовики с гуманитарной помощью Афганистану
подпалят, то в Индию специально обученных террористов со своей территории
подошлют, то Беназирку Бхутто подвзорвут. Плюс заботливо выращенные американцами талибы голову поднимают. В общем, жизнь в сугубо демократическом Пакистане бурлит.
Как обычно, экзотическими подробностями местного быта живо интересуется Голливуд. С мест сообщают, что Катя Лунд (сорежиссёр «Города бога» — отличного фильма о проживании в бразильской фавеле) чувствует необходимость обратиться к истории пакистанской женщины с экзотическим именем Мухтар Маи. У нас, кстати, был в армии дедушка из Горного Бадахшана, Ашуров его фамилия была. Рядовой Ашуров отнял у меня зубную щётку — чтобы вернуться в родной кишлак серьёзным дембелем, с козырной зубной щёткой. Все дедушки почему-то звали его Полкан. Я долго не мог понять — почему, вроде на собаку не похож. Потом случайно выяснилось, что по паспорту его звали Мухтар. Сильно смеялся – молодой был, горячий. Но тут у нас про другое.
Мухтар Маи проживала в сельской глуши района Музафаргар, что в провинции Пенджаб. 22 июня 2002 года, около полудня, её младший брат Абдул Шакур, которому на тот момент было 12 лет, был похищен тремя мужчинами из рода мастои. Следует упомянуть, что родовая община татла (читай — племя), к которой принадлежали Мухтар и её брат, имела гораздо меньше демократической власти и денег, нежели мастои. Когда на крики мальчонки обратили внимание, наглые и уверенные похитители уже волокли мальца в дом Абдула Халика — одного из фигурантов этой гнусной истории. Но ещё до этого (в дальнейшем показания подтвердила врачебная экспертиза) все трое похитителей успели изнасиловать Абдул Шакура на тростниковом поле. Чтобы скрыть содомию в отношении малолетнего, прибежавшим на шум родственникам мальчонки было объявлено: держат его исключительно потому, что он сам обесчестил женщину рода мастои, сестру Абдула Халика по имени Сальма. И чтобы ни у кого не возникало сомнений в правоте обвинений, к дому немедленно подтянулись мужчины мастои в количестве до двух с половиной сотен.
Против таких серьёзных аргументов выступать сложно, и обеспокоенные родственники Шакура попытались заключить соглашение, по которому Абдул берёт «обесчещенную» им Сальму в жёны, а его разведённая к тому времени сестра Мухтар Маи выйдет замуж за мужчину рода мастои. Плюс семье Сальмы должен отойти кусок земли. Однако под давлением общественности (племя мастои многочисленнее, сильнее и богаче, а значит лучше понимает что такое демократия) общинный суд, состоящий из трёх человек (особая пакистанская тройка), вынес куда более справедливое решение: следуя известному принципу «око за око, зуб за зуб», в соответствии с глубоко уважаемыми народными традициями, которые свято чтутся на древней земле Пакистана, решено было наказать сестру Шакура путём изнасилования.
Вердикт суда в отношении Мухтар Маи претворяли в жизнь на конюшне в течение часа. Затем жертву, облачённую в рванину (всё по сугубо справедливому приговору народного суда), отпустили. Таким образом было "убито два зайца": обеспечено торжество демократии и соблюдены священные традиции народов Пакистана. Ну а далее по древним и справедливым пакистанским народным обычаям обесчещенная похотливыми мастои Мухтар Маи должна была совершить самоубийство.
Иногда спрашивают: на что будет похож «справедливый» народный суд, если убрать ненавистное всем свободным гражданам государство из процесса? Вот на это он и будет похож. Даже не то что похож — это именно он и есть. У кого больше денег, у кого лучше и породистее родственники, или кого попросту больше — тот и прав. В этом вся суть демократического судопроизводства — кто богаче, у кого связей больше, у кого родственники влиятельнее, тот и прав.
Однако, опираясь на поддержку местного имама и прессы, Мухтар Маи совершила невиданный доселе шаг — она обратилась в полицию. После чего содомитов и любителей самосуда взяло за яйца государство. 1 сентября
2002 года антитеррористический суд Пакистана приговорил четверых насильников и двух членов панчаята (того самого народного суда-тройки) к смертной казни через повешение. Апелляция преступников, удовлетворённая в марте 2005-го года Верховным судом города Лахора, была отменена Верховным судом Пакистана. Три любителя мальчиков получили по пять лет на нарах каждый. Самой Мухтар Маи выплатили компенсацию в 500 тысяч рупий ($8,200), на которые женщина открыла в своей деревне две школы.
Особую прыть властям, конечно, придало освещение позорных событий в западной прессе. За дело взялась английская BBC, подтянулся журнал Time. Правозащитные организации как-то заволновались насчёт положения женщин в сугубо демократическом Пакистане. Целую серию очерков настрочил в газету New York Times репортёр Николас Кристоф, которому, возможно, найдётся роль в сценарии Кати Лунд. Она же станет режиссером проекта, а продюсерами выступят Джей Роуч («Остины Пауэрсы», «Знакомство с Факерами» — его рук дело) и Дженнифер Перини (занималась комедией Smother — у нас переведенной как «Мамаша»). Снимать будут под эгидой Everyman Pictures, а финансирование пойдет через ARY Digital (первая пакистанская независимая телесеть) и американский фонд Passport Capital.
Джей Роуч признавался, что дело только недавно сдвинулось с мёртвой точки — до этого денег под гениальный сценарий давать отказывались.
Похоже, назрела потребность немного расшевелить Пакистан — точно так же, как это сделал по другую сторону границы Дэнни Бойл с
Миллионером из трущоб.