Что является злом – расизм или негры? Гомосексуализм или гомофобия? Если негра не пускают в белую школу, то, конечно, зло – негр. Потому и не пускают. А если в эту школу отправляют негров под охраной национальной гвардии, то зло – расизм. Потому и нужна национальная гвардия, чтобы победить это зло. Если за гомосексуализм сажают на три года, то зло – гомосексуализм. А если за непочтительное отношение к геям выгоняют с работы, то зло – гомофобия.
Запад поставил производство Зла на промышленную основу. Идут бомбардировки Югославии, негры – уже не зло, их место заняли сербы. Но чаще крупные социальные группы предпочитают не трогать. Ведь в них могут найтись союзники, а если огульно демонизировать всю группу, им трудно будет переметнуться. Демонизировать предпочитают неугодных политиков: Саддама Хуссейна, Милошевича, Каддафи.
Наказание – это не обязательно тюрьма, полицейские дубинки, штрафы, увольнения. Для начала вполне достаточно публичного осуждения. Поэтому создание зла не является монополией сильных мира сего. Часто навязать обществу свои представления о зле может ничтожное меньшинство.
В христианской традиции принято считать, что «зло не бытийственно есть». Зло – это лишь отсутствие добра. Людей надо учить добру и карать за зло, порождаемое их несовершенством.
Американский социолог Джефри Александер показал, что зло, как и добро – сложная культурная конструкция. Зло создается активными усилиями людей. Время сейчас горячее, против безоружного населения поднимается опаснейший враг, вооруженный современным оружием, поэтому статья будет прикладная. Что-то вроде памятки «Смелому и умелому танк не страшен» образца 1941 года.
Преступление создается наказанием
Что является злом – расизм или негры? Гомосексуализм или гомофобия? Если негра не пускают в белую школу, то, конечно, зло – негр. Потому и не пускают. А если в эту школу отправляют негров под охраной национальной гвардии, то зло – расизм. Потому и нужна национальная гвардия, чтобы победить это зло. Если за гомосексуализм сажают на три года, то зло – гомосексуализм. А если за непочтительное отношение к геям выгоняют с работы, то зло – гомофобия.
Запад поставил производство Зла на промышленную основу. Идут бомбардировки Югославии, негры – уже не зло, их место заняли сербы. Но чаще крупные социальные группы предпочитают не трогать. Ведь в них могут найтись союзники, а если огульно демонизировать всю группу, им трудно будет переметнуться. Демонизировать предпочитают неугодных политиков: Саддама Хуссейна, Милошевича, Каддафи.
Наказание – это не обязательно тюрьма, полицейские дубинки, штрафы, увольнения. Для начала вполне достаточно публичного осуждения. Поэтому создание зла не является монополией сильных мира сего. Часто навязать обществу свои представления о зле может ничтожное меньшинство.
Юная В. И. Новодворская разбросала в театре антисоветские листовки, и советская власть стала «злом». Не важно, что сатрапы пытались ограничиться выговором на комсомольском собрании, и, чтобы попасть в тюрьму, комсомолке пришлось обзывать ветеранов в театре «холуями» и целый день хамить следователям на Лубянке. Не важно, что сокамерницы оказались не борцами за свободу, организовавшими подпольные рабочие кружки, а проворовавшимися работниками валютного магазина «Березка», которые приняли юную героиню за валютную проститутку. Важно то, что состоялся акт наказания, и СССР стал злом.
Все мы знаем, что «большевики довели страну»: дореволюционная Россия экспортировала зерно, а СССР – закупал за рубежом. Но, если вспомнить, что в СССР выращивалось в 2,5 раза больше зерна, чем до революции, а в 1911 году, когда экспортировали миллионы тонн зерна, в России от голода умерли тысячи крестьян, не трудно сделать злом спекулянтов зерном и правительство, не способное их обуздать. Но это надо делать. Сами они злом не станут.
Казалось бы голод – объективное зло. Но нет. Голод – объективный факт. А зло необъективно. Зло – символическая конструкция, которую еще надо создать. Ладно, для нас смертельный голод в царской России – забытая история. Но и в XIX веке, когда хронически голодал сосед крестьянин, сытым голод не всегда представлялся Злом. Письма из деревни А. Н. Энгельгардта напоминают глас вопиющего в пустыне:
«Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика, как смертность детей у мужика, то хозяйничать было бы невозможно. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску? Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше, и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаем кровь нашу, то есть мужицких детей».
Но уж если не кто-то другой, а сам голодаешь, весишь 35 кг, продал золотые коронки с зубов за полторы буханки хлеба, рядом чуть не помирают с голоду родственники и друзья, может, хоть это – объективное зло, понятное каждому? Вот так описывает в своем дневнике жизнь в немецкой оккупации русская диссидентка Лидия Осипова:
«В один из таких вечеров я спросила всех наших М.Ф., Витю (мальчик 15 лет), Колю: «А что, ребята, если бы сейчас пришел к нам какой-нибудь добрый волшебник и предложил бы нам перенестись в советский тыл? И там была бы довоенная жизнь и белый хлеб, и молоко, и табак, и все прочее. Или сказал бы, что и до конца дней наших будете жить вот так, как сейчас. Что бы вы выбрали?» И все в один голос, еще я не успела докончить фразы, сказали: остаться так, как сейчас. Ну, мы с Колей, понятно. Мы все предпочтем советской власти. А вот Витя, воспитанник этой самой власти. Я спросила у него – почему? Очень спутанно и сбивчиво он смог все-таки дать понять, что там, в прежней жизни, не было никаких надежд, а теперь он видит надежду на лучшее. А М.Ф., которой при советской власти уж совсем было неплохо жить... просто обругала меня, чтобы я не приставала с глупостями: «Всякому понятно, почему».
Борьба за зло
В недавнем интервью slon.ru Ксения Собчак высказалась в том духе, что нагнетать не надо. Массовых митингов в 100 000 человек быть не должно. Не буди лихо пока оно тихо. Реформы лишили будущего десятки миллионов людей. Прикормленной столичной тусовке лучше договориться с властью без посторонних:
«На сегодняшний момент, я считаю, задача думающей части общества – найти контакт с этой властью и заставить себя услышать. Другого пути нет. Другой путь – это, к сожалению, национализм, это Максим Марцинкевич по прозвищу Тесак, квачковцы и так далее, а этого пути для России я точно не хочу. Как думающий человек – независимо от того, как ты относишься к Путину, к власти – сейчас нужно включить все рацио, которое есть, и находить контакт, заставить себя услышать, объяснить, насколько важно вместе пытаться изменить ситуацию, вместе что-то строить».
«Думающими людьми» тут называются не конструктора ракет и самолетов, генштаб или какие-нибудь ученые, врачи и учителя. Речь идет о столичной богемной тусовке: диссидентах и правозащитниках на западных грантах, блоггерах, закончивших курсы «глобальных лидеров» в Йельском университете, миллиардерах-приватизаторах, мечтающих влезть в политику, журналистах, прикормленных нефтегазовыми кампаниями и т.п.
Не то чтобы вся эта публика действительно умела думать в общепринятом смысле слова. Мудрый инженер одного из ленинградских военных заводов очень точно охарактеризовал таких «думающих людей» с точки зрения строгого логического мышления:
«Гуманитарные мозги имеют дефект при образовании связи понятия с конкретными образами. Тут выходит на первый план чего-то иное. Например, музыкальность фразы. Вот вам творчество Набокова или какого-нибудь символиста. Или желание подчеркнуть свою образованность применением слов, вызывающих чувство неполноценности у профанов».
Но эти люди – мастера игры с символами. Стахановцы производства ЗЛА.
Вот картинка из ЖЖ видного представителя «думающей части общества» Митрохина. Яблочник с плакатом творит зло. Зло он решил сделать из российской армии. «Конфронтация с Западом стоит гораздо дороже, чем прагматический союз, а, значит, она намного привлекательнее в смысле распила».
Никто не сомневается, что Запад предложил Митрохину прагматический союз. Генералу Власову тоже предлагал. Но большинству населения России Запад предлагает остаться без средств к существованию. Нефть, газ, металлы должны принадлежать не государству, ответственному перед своими гражданами, а олигархам, не обремененным расходами на школы и больницы.
Запад ни в коем случае не допускает государственного регулирования цен на энергоносители и сырье внутри страны, и тем более, на свои автомобили, продаваемые в России. Все это – условия вступления в ВТО, которое тоже не зло, как и уничтожение рабочих мест, школ и больниц в России. «Думающие люди» это прекрасно знают. Представитель думского комитета по науке и образованию называет их:
«Россия уже не может содержать доставшуюся ей с советских времен дорогую «социалку». При СССР государство имело монополию на продажу нефти, металлов, водки и т.д., устанавливало высокие цены на предметы роскоши, например, автомобили, и за счет этого могло бесплатно лечить и обучать граждан. Сейчас ситуация в корне изменилась».
Но олигархи, перегоняющие ресурсы на Запад, – не зло. Также не зло – уничтожение школ и больниц, обслуживающих аборигенов. И уж, конечно, не зло – прагматический союз Митрохина с Западом против своего народа. Зло – российская армия и ее оружейники.
Большинство населения без конфронтации с Западом и олигархами тихо вымрет. А чтобы конфронтация не перешла в горячую войну по ливийскому сценарию, необходимо оружие, способное нанести вероятному противнику неприемлемый ущерб. Способность России защитить интересы своего народа в конфронтации с Западом нежелательна для Запада и неприемлема для его прагматических союзников. Им не за это гранты платят. А закрытие школ и больниц для них «совершенно нормально»:
«Это совершенно нормально, что чиновники ведут политику сокращения гособязательств, – говорит 1-й проректор Высшей школы экономики Лев Любимов, – системе образования для нормального функционирования сейчас необходим бюджет как минимум втрое больший, чем тот, который у нее есть сейчас. Наше финансовое положение сейчас сравнимо с положением США и Европы XIX века, когда государство гарантировало своим гражданам лишь три-четыре года в школе бесплатно, и нам надо перестать строить из себя сверхмогущественную державу».
Оставить миллионы русских детей без образования – не зло. Зло – «строить из себя сверхмогущественную державу».
В чем сила «Мозга нации»?
Сегодня «думающая часть общества» творит зло из синих ведерок, подтасовок на выборах, на которых «думающие» набрали 1,5%, ботокса Путина и прочей мишуры. Серьезные вопросы им лучше не трогать.
Серьезные вопросы должны ставить мы. Надеяться на «объективные законы общественного развития» в современной «демократии меньшинств» не приходится. Выживает только тот, кто постоянно и вдумчиво определяет ущемление интересов, представляет его как зло и драматизирует его в общественном спектакле.
Не боги горшки обжигают. Если прапорщик Чапаев гонял царских генералов, как зайцев, то и среди нас – ученых, инженеров, офицеров, чиновников, врачей и учителей – найдутся таланты, способные переиграть «мозг нации» на его поле. Будет и на нашей улице праздник!