Выход продолжения нашумевшей в свое время игры Метро 2033 под названием Метро: Луч надежды — событие яркое. Трудно не сказать о ней пару слов — и хвалебных, и с обратным знаком.
Для начала краткий экскурс в историю. Началось всё в середине прошлого десятилетия, когда широко известный в узких кругах демократический журналист Дмитрий Глуховский начал строчить и выкладывать на своем сайте главы опубликованной впоследствии книги Метро 2033.
И вот подросток Артем, проживающий на станции ВДНХ, получив указания рэмбо-интеллигента, пробирается в местный аналог Братства Стали с целью поведать о новых мутантах «чёрных», атакующих его станцию. Попутно подросток решает важные для подростков вопросы – кто я? Зачем я? Для чего и как нам теперь жить? Под конец определяется с самым важным – тварь ли я дрожащая или право имею?
Всё это приправлено изрядной долей мистики, а также отсутствием банального жизненного опыта и технического образования у автора. В ночное время суток читать следует осторожно – есть шанс потревожить родственников и соседей громким хохотом. Тем не менее, многим нравится – книга претерпела не то три, не то четыре переиздания суммарным тиражом около трехсот тысяч экземпляров, что говорит о многом.
Сама концепция метро, не затопленного за десятки лет грунтовыми водами по самые входы, вызывает недоумение. Есть и другие странности — к примеру, откуда в изолированный от внешнего мира метрополитен поступает столько электроэнергии? Откуда топливо и боеприпасы в таких количествах? Как население банально не дохнет на диете из грибов и свинины? Вопросы, одни вопросы.
Есть мнение, концовку переписывали несколько раз – по слухам, первоначальная сильно не понравилась поклонникам и была стремительно переписана, переписанная сильно не понравилась издателям. В результате появилась концовка, которая не нравилась всем одинаково.
В общем, книга сильно на любителя. Скорее всего, возраст любителя — старший школьник или около того. Литературную ценность произведения обсуждать бессмысленно – оно полно «роялями в кустах», натянутостями, нелогичностями и нестыковками. Дуги характеров просматриваются очень слабо, если о них вообще имеет смысл говорить. Картонные персонажи то и дело выпадают из образа.
Собственно, первая часть игры и была создана на этой благодатной почве выходцами из команды авторов Сталкера, которые расположились в Киеве и обозвали себя А4 Games. Издавать игру взялись сразу две конторы – отечественная Акелла и обанкротившаяся уже THQ. Издавалась игра для PC и Хbox 360, а версия для консоли Sony была отменена «по стратегическим соображениям».
Метро 2033 — это линейный шутер якобы с элементами РПГ. Элементы эти заключались в разных вариантах экипировки и оружия, призванных разнообразить варианты прохождения, но на практике самым оптимальным методом был «врыв с двух ног» и вынос всех несогласных в зоне видимости. Ибо враги имели какое-то своё, совершенно отличное от нормального представление о стелсе, и на любой шорох кидались всей толпой, причем иногда даже и без этого самого шороха.
Да и обнаружение практически в самом начале «рельсы», выносящей всех и вся, фактически, ставило на балансе оружия крест.
Не будем забывать так нежно любимый многими момент в Д6, с «амебами» — многие запомнили его надолго!
Графика радовала глаз, хотя и нагружала иногда компьютерное железо просто непомерно, и это несмотря на скромный размер замкнутых пространств.
Публика приняла игру вполне благосклонно, в связи с чем назрел вопрос о продолжении.
В продолжении мы видим развитие удачных идей оригинала и отсечение неудачных. Как говорится – тех же щей да погуще влей!
Сюжет игры оторвался от книжной вселенной и является логическим продолжением событий первой части. Прошло несколько лет. Артём, теперь в составе Спарты, несет доброе, светлое, вечное на острие штыка тёмному населению подземелий.
Из игры выбросили за ненадобностью спецэкипировку для стелса или для штурма – теперь что стелсить, что штурмовать будем в одном и том же наряде.
Идея модернизации оружия получила развитие – теперь можно собрать своими руками ствол своей же мечты. Хотя вариантов на самом деле не так уж и много – практически все дополнительные элементы разрешают прицепить на пушку одновременно.
Ассортимент орудий убийства расширился незначительно – практически всё взято из первой части.
Из новичков серьезный интерес представляет только автоматический дробовик «Сайга» — после апгрейда на барабанный 20-зарядный магазин все проблемы с ордами монстров снимаются как бы сами собой. Да ещё, возможно, РПК – существенных преимуществ перед "калашом" у него нет, кроме более низкого темпа стрельбы. Это ощутимо экономит боезапас во время беспорядочной пальбы во все стороны.
Однозарядный пистолет-дробовик «Ашот» местного производства можно применять исключительно с эстетическими целями — противники как правило выбегают в количестве куда большем, чем число зарядов в его магазине. Самодельная снайперская винтовка «Вентиль» практически бесполезна, ибо ко времени, когда патроны для неё появляются в достаточном количестве, уже есть более интересные варианты вооружения.
Появилась убер-винтовка под названием «Превед» от местных производителей, слизанная, судя по всему с ПТР Симонова – и меня гложут смутные сомненья, уж не играл ли кто из авторов в «Санитары подземелий»?
Достигнуть успеха через стелс стало проще, под него сделаны специальные маршруты на местности. Хотя «врыв» остаётся более оперативным и простым методом прохождения игры.
По мере прохождения мастерски нагоняют жути — многие места вызывают натуральную оторопь и мурашки по коже, а порой удаётся испытать приступ добротной жути. Гражданам с клаустрофобией, арахнофобией, спектрофобией и другими фобиями лучше всего иметь под рукой графин холодной воды, чтобы перепуганным родственникам было чем отливать слишком погрузившегося в игровую атмосферу незадачливого игрока.
Дизайнерам нужно сказать отдельное спасибо: подбор текстур, исполнение моделей, дизайн локаций и объектов – всё выполнено на очень высоком профессиональном уровне.
На поверхности же «красоты» местами такие, что непроизвольно останавливаешься и любуешься видами постапокалиптической Москвы.
Кат-сцен в процесс прохождения теперь насовали значительно больше. Сделаны они на гораздо более высоком профессиональном уровне, добавляя просто-таки тонны атмосферности. Порой напряжение возрастает настолько, что особо трепетный геймер начинает дёргаться даже от звука перезарядки. Взять хотя бы пробег по рухнувшему посреди Москвы авиалайнеру Москва-Майорка – мало кто сможет закончить уровень, сохранив нормальный пульс.
Благодарности достойны также сценаристы – захватывающие сюжетные перипетии, непредсказуемые сценарные повороты, количество и качество диалогов, посредством которых подаётся история – всё достойно восхищения, профессионализм авторов не вызывает ни малейших сомнений.
Количество монологов второстепенных персонажей выросло значительно. Зачастую интересно просто остановиться и послушать о чем болтают NPC – обычно это до боли приземленные, простые и близкие простому человеку вещи, которые не оставляют равнодушным.
Особо стоит отметить отличную музыку. Мелодии ненавязчивы, не мешают и не отвлекают, но создают атмосферу и способствуют погружению в игру.
Интересно внедрен элемент интерактивности – музыка динамически указывает на развитие окружающих событий. Если враги насторожились, музыкальное сопровождение даст знать, подготовит игрока. Конечно, это не ноу-хау в игровой индустрии, но такая добротная реализация встречается нечасто.
Повторюсь – вся игра сделана на высоком профессиональном уровне. То бишь, выглядит, звучит, говорит, читается на крепкую пятёрку.
Графика уже так не поражает, как в первой части, но остается всё еще весьма и весьма на уровне даже по современным высоким меркам. Модели имеют приличный вид, «буратины» в глаза не бросаются, картинка возможно фотореализмом похвастать и не может, но откровенных нареканий не вызывает.
К тому же оптимизация намного улучшилась. Теперь даже на достаточно среднем железе игра летает довольно бодро и не тормозит в каждой кладовке.
Ну а теперь поговорим о самом интересном – об идеологической начинке произведения.
Дальше будут спойлеры – чувствительным просьба удалиться от экранов.
Итак, сюжет повествует о конфликте идеологий.
Вот Четвертый Рейх – идеологические нацисты. Меряют людям головы, не попадающих в «таблицу» без затей уничтожают. Уничтожают массово, поточным методом без малейшей жалости.
Вот Бандиты. Идеология банальна – грабь, убивай, насилуй. Без жалости и сомнений – женщин, детей, всех слабых унижай, топчи и издевайся. Разврат и животные инстинкты. Кто сильнее, тот и прав. Без предела.
Вот Ганза с не менее простой идеологией – всё ради наживы. С самого тяжелого горя ближнего надо нажиться. Ничего не может быть сделано без выгоды. Отбирай последнее, используй все возможности поставить соседей в жёсткую зависимость. Натуральный капитализм.
Красные – идеология коммунистов. Всем всё поровну, без голодных, без нуждающихся, без богачей – все должны работать и не должны голодать. Всё ради выживания сообщества, пусть и в ущерб отдельному индивидууму.
И кто же из этих основных группировок становится «врагом всего человечества»? Кто тот кровожадный упырь, который готов уничтожить всех выживших и утопить мир Метро в крови невинных и непричастных? Кто должен быть истреблён, дабы остальные выжили?
Конечно, Красные! Не безумные нацисты, не бандиты-отморозки, не барыги-капиталисты, а именно коммунисты.
Вот это поворот!
Некоторые скажут – да какая разница? Это же всего лишь игра, что такого-то?
Ответ прост — любое художественное произведение влияет на внимающего ему и оставляет в человеке след. Вот играет неокрепший разумом подросток любого возраста в такую игру про «красных упырей», и у него в башке откладывается всякий шлак. Про «массовые расстрелы». Про коммунистических предателей, потому как оба встреченные по сюжету мега-предателя — красные. Про лагеря с невинно осужденными и кровожадных комиссаров.
Игра подразумевает два варианта концовки – «хорошую» и «плохую». Для достижения «хорошей» можно брать, к примеру, нацистов «в плен», не убивая затравленных служителей Рейха. При этом красных солдат в плен брать не предлагают, да те и не сдаются – очевидно, дабы не вводить игрока в сомнения относительно своей кровожадности и тупости.
Кстати, «плохая» концовка подразумевает, что Артем, героически жертвуя собой, спасает всё Метро. Т.е., когда самопожертвование — «плохая», а «хорошая» — это если выжить любой ценой. По мнению авторов, вот так.
Пропаганда в действии. Некоторым кажется, что пропаганда – это брызжущий слюнями с трибуны фюрер. Да, но не только. Пропаганда — это ещё и когда тебе незаметно навязывают нужную точку зрения.
На одном из зданий в игре, кстати, написано «ROISSYA V PERDE» — огромное человеческое спасибо, уважаемые творцы!
Как говорится, на фотографии чётко видны уши фотографа. Тут хочется вернуться к персоне автора.
Дмитрий Глуховский родился в Москве, в 1979 году, то бишь при советской власти. Был этой властью бесчеловечно воспитан и коварно выучен в особой школе имени Поленова, где ему тоталитарно преподали углублённый курс французского. После чего уехал учиться в Израиль, после работать в Германию, Францию, снова в Израиль. Вернувшись на Родину, написал о ней, о её людях, ведь все персонажи – русские, вот такое великолепное произведение Метро 2033. Обдал со всех бортов, так сказать.
За что получил, кстати, в Европе премию Еврокон 2007. Демократический журналист, что тут ещё скажешь.
Подводя итог, скажем про Last Light правду — весьма красивая и интересная конфетка с крайне сомнительной начинкой из того самого содержимого той самой ложки, которая портит килограмм варенья.
И ты спросишь – а стоит ли играть? Конечно, стоит! С тем, как красиво штампуют пропагандистскую «красную клюкву» по западным шаблонам граждане Украины ознакомиться, безусловно, стоит.
> А по поводу стоит ли давать играть в такое детям из-за присутствующей в игре антисоветщины, то, я думаю, пускай поиграют, всё равно ведь ничего не поймут и не придадут ничему значения. К тому же, для детишек эта игра и создавалась.
Это если речь про лично твоих детей.
Которые, очевидно, такие же интеллектуалы, как родители.
> Имя Павлика Морозова авторы игры зря затронули. Прочитал сейчас его биографию и реально пацана жалко стало. В 13 лет зарезали, когда собирал в лесу грибы или ягоды. А папашка - то не агел был у него, алкаш и садист, от негодовать в детстве натерпелся, вот и -заложил батяню.
он подтвердил на суде показания матери, а не "заложил батяню"
> Проводил я аналогии вовсе не между двумя идеологиями. Я лишь показываю, что если человек не согласен с действиями своих предков - это не значит, что он враг, а значит, что он в состоянии критически мыслить.
[смотрит мутными глазами]
давай поговорим про армян и про турков?
кто и что думает про предков, кто мыслит критически?