43:59 | 135020 просмотров
| скачать
Беседа с известным художником Васей Ложкиным.
Изобразительное творчество Васи Ложкина
Вася Ложкин в ЖЖ
Вася Ложкин в Фэйсбуке
Купить альбом "Жизнь — веселый карнавал"
Д.Ю. Я вас категорически приветствую! Третьего дня, посещая книжный магазин, приобрёл замечательную книгу, называется "Жизнь — весёлый карнавал". Автором указан Вася Ложкин. И вот сегодня художник Вася Ложкин у нас в гостях.
Вася Ложкин. Здравствуйте.
Д.Ю. Вася, в двух словах: почему решил рисовать картинки?
Вася Ложкин.Ой, в двух словах это не опишешь. Ну смотрите, сейчас я понимаю, почему я это сделал, тогда это было такое подсознательное решение. Сейчас я понимаю, что, на мой взгляд, это самая лучшая работа на свете — рисовать картинки. На прошлой выставке у меня был такой большой кот, он был сделан из пластмассы, но по моим эскизам, и он был огромный такой, серого цвета, и мне надо было его раскрасить. Я помню, поздно вечером я сидел в мастерской и раскрашивал кота в оранжевый цвет, и поймал себя на мысли, что кто-то сейчас там под пулями ловит банду, кто-то ведёт трамвай, кто-то в замёрзшем состоянии долбит лёд на крыльце, кто-то сидит и какой-то отчёт пишет...
Д.Ю. А ты красишь кота!
Вася Ложкин.А я крашу кота в оранжевый цвет. В этом весь кайф. Тогда я этого не понимал, но что-то мне сверху сказало: иди и крась кота.
Д.Ю. Только позавидовать!
Вася Ложкин.Только да!
Д.Ю. А вот небезызвестный художник Сальвадор Дали говорил, что художники-абстракционисты и прочие за вот этим вот прячут свои попытки, так сказать, неумение рисовать. Ты умеешь рисовать или только котов?
Вася Ложкин.Я рисовать не умею вообще.
Д.Ю. Я считаю, что это основа таких хороших картинок.
Вася Ложкин.Насчёт абстракционистов и прочих таких, мне всегда было странно, что человек учился в институте на художника, он учился рисовать, он умеет, а потом рисует какие-то зелёные кружочки и красные палочки — смысл был тогда учиться? С другой стороны, если бы я умел рисовать, может быть, я и рисовал бы что-то совсем другое. Но иногда мне кажется, что не хватает мастерства, техники, умения. Но в моём случае, я никогда не скрывал то, что я не умею рисовать. Я не занимаюсь искусством...
Д.Ю. А хотел бы научиться?
Вася Ложкин.Сейчас, наверное, уже поздно. Во-первых, боюсь, что я бы не смог, я же всё-таки понимаю, что у меня нет таланта. Во-вторых, учиться любой науке я уже... я и в институте-то учился еле-еле.
Д.Ю. А на кого?
Вася Ложкин.На юриста. Государственное право.
Д.Ю. Необычно.
Вася Ложкин.Диплом был: "Муниципальная реформа Московской области" — что-то такое.
Д.Ю. Серьёзный переход. Я бы со своей стороны добавил, что до тех пор, пока не придумали фотографию, имело смысл что-то там тонко вырисовывать. На мой взгляд, с тех пор, как появилась фотография, рисовать стало надо мысли.
Вася Ложкин.С тех пор, как появилась фотография, стали рисовать, но я не думаю, что это связано с фотографией, конечно, но рисовать то, чего нет на самом деле. Ты рисуешь нечто, чего нет в природе, создаёшь что-то такое. А если надо запечатлеть действительность, момент торжественный, радостный, горестный и так далее, просто нажал на кнопку, и всё.
Д.Ю. Конкуренты фактически. Поэтому мне так кажется, уклон в другую сторону.
Вася Ложкин.Мы на кнопочку нажать, может быть, и не можем, с другой стороны, они такое сделать тоже вряд ли... Хотя фотошопы сейчас всякие разные есть.
Д.Ю. Мне очень нравится, что многие картинки снабжены поясняющими "надписями". Например, моя любимая картинка — это кот, которого моют под душем: "Я буду мстить". Замечательная! Ты их как-то отрываешь от надписей или нет?
Вася Ложкин.Ну, иногда надпись бывает веселее, чем сама картинка, а во-вторых, это, наверное, наша традиция лубочных картинок, когда какая-то забавная картинка снабжена какой-то забавной надписью — это может быть стишок какой-то...
Д.Ю. "Коты хоронят Петра Первого"...
Вася Ложкин.Типа того, да. Потом, конечно, вот эти ваши ленинградские митьки — у них были тоже на некоторых картинах надписи. Плакаты, которые мы все с детства... помните, в книжных магазинах продавались в наборах разные плакаты, в которых были какие-то побудительные, ещё что-то. В любом месте, заходишь в поликлинику, ещё куда-то — вот эта вот картинка с надписью. Мне нравится, в общем-то. Хотя мне многие говорят, что ты зря это делаешь, потому что всё-таки зритель-то не дурак, может, я хочу сам додумать. Вот ты нарисовал какого-то мужика с бородой и написал что-то такое, а, может быть, хочу что-то другое увидеть в этом. А ты вот этой надписью меня вот в это узкое пространство загоняешь. С другой стороны, сейчас я понимаю, что надо обязательно это делать, потому что люди видят и слышат то, что хотят увидеть и услышать, и иногда они видят чёрт-те что! Это их право, но я туда не рисовал этого, что они увидели, поэтому для особо одарённых — вот вам здесь написано, что здесь нарисовано.
Д.Ю. Я думаю, в этом есть некий элемент кривляния со стороны этих граждан, которые пытаются объяснить, что они гораздо умнее, что они видят глубже и понимают тоньше, что на самом деле не так. А кто является вдохновителем? Глядя на кого тебе пришла мысль в голову взять и начать рисовать картинки?
Вася Ложкин.Я вот такой серьёзный весь, потому что... ну я не знаю, я серьёзный какой-то.
Д.Ю. Сейчас или вообще?
Вася Ложкин.Сейчас, да. Хочется пошутить, но в силу своей глупости я не могу собрать мысли в кучу. Ну ладно. Вообще я музыкант. Ну как, музыкант — я такой же музыкант, как художник, я всегда играл в панк-группе, а это накладывает отпечаток на психику. Соответственно, картинки тоже такие, оттуда. Когда я смотрел обложки каких-то рок-групп, они тоже с каким-то весёлым моментом. Ну есть и серьёзные, дракон там какой-то...
Д.Ю. "Iron Maiden ", да?
Вася Ложкин."Iron Maiden ", да. Хотя "Iron Maiden " всё-таки с юмором, там есть какая-то тётка с топором...
Д.Ю. Это же Эдик!
Вася Ложкин.Эдик? Ну неважно, кто-то с топором на фоне ядерного взрыва или чего-то такого — это здорово. А чтобы нарисовать какую-нибудь морду, я, как многие мультипликаторы, берешь зеркало, корчишь рожи, смотришь, как это выглядит и ... Собственно говоря, всё это сплошной автопортрет.
Д.Ю. Мощно!
Вася Ложкин.Я серьёзно, это так и есть — все эти рожи. Конечно, там утрированно несколько, но в целом это всё с меня срисовано: носы огромные, лысины...
Д.Ю. Специфический вопрос: просматривая всякое разно, они у тебя разные есть — есть цветные, есть чёрно белые, мне сразу забрался вопрос — а ты как к алкоголю относишься?
Вася Ложкин.С алкоголем у меня, конечно, высокие отношения.
Д.Ю. Как и у всех, по всей видимости, да? Или выше?
Вася Ложкин.Тут степень может быть у всех по-разному, но дилетантом в этом вопросе меня точно не назовёшь. Сейчас я не пью уже лет 8.
Д.Ю. А есть ли какая-то разница в картинках, когда серьёзно употребляешь и нет?
Вася Ложкин.Вот то, что представлено в интернете или в книжке, нет ни одной картинки, нарисованной по пьяни. Были какие-то, но это было давно, и их нигде нет. Они были нарисованы на бумаге и куда-то... Здесь такой момент: мне кажется, что алкоголь, конечно, действует на психику по-любому, нейроны мозга отмирают, и всё такое. Но это, мне кажется, не связано... Спьяну же нельзя, допустим, если ты сильно пьяный, то нитку в иголку вдеть очень трудно.
Д.Ю. Нет, я не про это, я про само настроение: когда мрачное, подавленное — из этого ли рождаются чёрно-белые картинки, а коты цветастые, яркие, красочные — не из этого?
Вася Ложкин.Нет, это никак не связано, потому что я ничего не употребляю, поэтому к этому никак не привяжешь.
Д.Ю. Удивительно, честно скажу!
Вася Ложкин.Чёрные мрачные картинки откуда, вот там есть такая серия — у меня есть живопись, а есть графика. Графика делается очень интересным способом, это как компьютерная графика или электрогравюра, как я их называю. На белой бумаге рисуется чёрным карандашом, затем сканируется это дело и инвертируется в фотошопе. И получается чёрный фон, белое свечение. Поэтому чёрный фон, и всё это мрачно. Ну, достаточно интересно, всё это круто, мрачно. Я же мрачный человек сам-то.
Д.Ю. А страну родную ты любишь, нет?
Вася Ложкин.Очень, очень!
Д.Ю. Без шуток?
Вася Ложкин.Без шуток. Тут какой момент, просто я почему так: буквально сегодня меня один человек доконал этим вопросом по поводу патриотизма, мол, как ты можешь делать такое непатриотичное и тем самым лить воду на мельницу наших извечных недругов?
Д.Ю. Я как раз про это, да.
Вася Ложкин.Нормальный человек, поглядев на эти картинки беглым взглядом, может подумать: ужас, это же русофобия, это поклёп. А если посмотреть более внимательно, то это очень патриотично.
Д.Ю. С моей точки зрения, да, но граждане видят почему-то...
Вася Ложкин.Граждане видят всё, что угодно, я же говорю, я рисую рыжего кота — гражданин видит Путина, Крым, вот это вот всё...
Д.Ю. Ты про это ещё ничего не нарисовал?
Вася Ложкин.Нет, не рисовал и не собираюсь. У меня вообще практически нет картинок, посвящённых каким-то событиям извне. И потом, может быть, в силу своей скромности я не могу мыслить за всех, за весь народ: вот мы, русские, вот такие! Потому что я такой, вы другой, мой сосед совсем третий. Мне бы с собой разобраться. Я же не Солженицын, я не могу — "Как нам обустроить Россию". Поэтому, если я рисую какую-нибудь бабушку с топором, то это бабушка с топором, это не Россия, стоящая на грани катастрофы. И для более точного определения я ещё напишу на ней подпись: "Это бабушка с топором" или там... Всё равно: ты нас не проведёшь! Ты на самом деле вон что имел в виду!
Ну а что касаемо любви к Родине, это естественно, мы же живём здесь.
Д.Ю. А если Родина позовёт в военкомат, возьмёшь автомат, побежишь на передовую?
Вася Ложкин.Ну, как вам сказать... Жизнь заставит — пойдёшь куда угодно. Одно дело, если Родина скажет: а не захватить ли нам, скажем, Аляску?
Д.Ю. Тут, безусловно, полный вперёд!
Вася Ложкин.Тут в атаку, вообще! Или например, а не разбомбить ли нам Вашингтон?
Д.Ю. Другое дело.
Вася Ложкин.Да, тут за деньги люди будут записываться. Я не знаю, если говорить серьёзно, война — это такая штука, неизвестно, как поведёшь себя в экстремальной ситуации: либо ты будешь вынужден защищаться, либо если уже всё, кирдык, надо будет сваливать, подстраиваться, я не знаю, в партизаны уходить... Война это очень страшная штука, поэтому сложно сказать.
Д.Ю. Согласен.
Вася Ложкин.Ну вот как, была война — люди шли на войну. Наверное, пойду, что ж делать-то. Если скажут, ну не то, что скажут, а если будет понятно, что если это не сделаешь, то кирдык...
Д.Ю. А наш кровавый режим для тебя как — достаточно кровав или не очень?
Вася Ложкин.Недостаточно, мне кажется, надо ещё подзатянуть немножечко гаечки.
Д.Ю. Есть ещё ход.
Вася Ложкин.Да-да-да. Ещё есть какие-то — вякают там.
Д.Ю. А вот люди по жизни делятся на собачников и кошатников. Ты кто — собачник или кошатник?
Вася Ложкин.Это хороший вопрос, потому что я как бы кошатник, но у меня собака. Я всю жизнь жил, в нашей квартире всегда были кошки. Я к ним привык, собак вообще не воспринимал никогда. Но так получилось, что вот сейчас у нас оказалась собака, причём она взрослая к нам попала, уже 3-летняя. И вот собачка у меня. Хочу кота завести, но просто мы сейчас переезжали с квартиры на квартиру, поэтому, я думаю, немножко там обживёмся, и кота я заведу. К нам приходил рыжий кот в гости, он от прошлых хозяев. Они продали нам квартиру и переехали буквально в соседний подъезд. И прибежал кот, а у меня собака. Меня там не было, жена рассказывала — боялась, что сейчас что-нибудь будет, но они понюхали друг друга, всё хорошо. Ребёнку страшно кот понравился. Очень хочу кота, да. Люблю, люблю. Ну у меня вон там кошки нарисованы.
Д.Ю. А в кошачьих повадках хорошо разбираешься?
Вася Ложкин.Отлично, конечно. Я же говорю: я всю жизнь с малых лет... Когда мы жили в Солнечногорске, у нас там было даже миникладбище домашних животных. Бабушка хоронила их всех, клала в коробку из-под обуви, записывала: кот Барсик.
Д.Ю. Всё по-людски.
Вася Ложкин.Нет, ну а что. Повадки — да, конечно. Я никогда не держал хомячков, никогда не держал черепашек или чего-то такого, а коты... Кот — это вообще русский народный зверь. В деревне в каждом доме он есть.
Д.Ю. Очень сильно зверь себе на уме.
Вася Ложкин.В этом-то его очарование, за то его любят, он необычный. Хрен-то его заставишь что-то делать, если он не хочет.
Д.Ю. Я когда мелкий был: Советский Союз, дворы, все дела... Вот тогда было почему-то очень модно котов мучить, убивать, топить — массово занимались.
Вася Ложкин.Было,да. Я не скажу, что массово, но у нас были случаи. Я помню: трое ребят играли в фашистов, замучили насмерть кота в подвале. Ну и что: один потом разбился на мотоцикле, второй сел в тюрьму, и жизнь его повернулась очень плохо, третий умер от наркотиков.
Д.Ю. Я думаю, что это не карма, а задатки проявляются дальше.
Вася Ложкин.Может быть, но я не могу сказать, что это было массово.
Д.Ю. "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст" — так и тут с котами.
Вася Ложкин.Я думаю, что это всё-таки исключение, я не думаю, что это массово.
Д.Ю. Меня удивляет другое. Поскольку, когда я мелкий был, у меня всегда жили коты, я вот эти мучения и прочее никогда понять не мог, зачем это делается. А сейчас полный интернет котов. И тут у меня появилась такая мысль, что что-то поменялось в людях, если раньше вот это было нормой, то теперь почему-то все их любят, фотки постят.
Вася Ложкин.Нет, я думаю, вы ошибаетесь, это просто интернет стал интернетом. До интернета вы могли зайти в любой магазин сувениров, например, и везде там статуэтка котика, открыточка с котиком, тарелочка... Все любят даже не котов, а изображение котов — фотография кота приносит радость. И люди в целом, есть отморозки какие-то, упыри, но в целом-то люди хорошие, поэтому и котов любят. Блоги в интернете для многих — это такое личное пространство, и вот он там своё пространство украшает котиками. Хорошо же. Хотя не у всех, да. А потом, это Фейсбук ещё, он американский, там директор Цукерман, он гомосексуалист, насколько я знаю, во всяком случае, Фейсбук гомосексуальный в целом. За сиськи банят, а... Раньше были сиськи ещё, а в Фейсбуке сисек нету, остались одни коты, поэтому кажется, что только коты. Если бы не было такого жёсткого...
Д.Ю. Больше скажу: у меня была фотография с обнажённой дамой, сфотографированной сзади, сидящей на табуреточке и играющей на рояле, там вообще ничего не видно, кроме половины зада — тоже забанили. Удивлён был сильно!
Вася Ложкин.Был бы мужик — не забанили бы.
Д.Ю. А работа художником материально позволяет жить или не позволяет? Повышает уровень жизни?
Вася Ложкин.Ну конечно. Я же богат сказочно. Я сюда приехал на личном вертолёте позолоченном.
Д.Ю. То есть, до вертолётов дело не доходит?
Вася Ложкин.Пока нет, но в целом нормально. Я человек взрослый, я мужчина — я могу жить в берлоге, в общем-то, и спать на куске соломы — нормально. Есть семья, которую надо кормить. В целом нормально. Не скажу, что это что-то вот такое, но как все, в общем-то.
Д.Ю. Приемлемый уровень жизни обеспечивает?
Вася Ложкин.Когда как, нельзя сказать, что это стабильность.
Д.Ю. Ну, капитализм, тут неизбежно, наверное.
Вася Ложкин.Ну и потом, это временно всё, потому что сейчас эти картинки интересны людям, все перепощивают их, а пройдёт пару лет — и всё. Возможно такое, во всяком случае.
Д.Ю. Возможно, но мне так не кажется.
Вася Ложкин.Я не знаю. Я думаю, что то, что я делаю, это для того, чтобы здесь и сейчас, а не для того, чтобы через 200 лет в музее.
Д.Ю. Одно дело,какие ты задачи ставишь для себя, а другое дело — как оно отдельно от тебя.
Вася Ложкин.Это да, отдельно оно живёт ого-го как! Принимает иногда весьма причудливые формы.
Д.Ю. Мне, например, больше всего нравится картинка про деревянную сабельку, где сзади горят православные церкви, а коты стоят с деревянной сабелькой. Это кто там идёт? От кого тени злые?
Вася Ложкин.Ну там такие с рогами — черти, демоны, враги...
Д.Ю. Олицетворение зла? Никто конкретный, просто зло.
Вася Ложкин.Зло, да. Всех взрослых убили, всё сожгли. Остались вот эти три котёнка: один с сабелькой деревянной, у одного шлем такой большой. Вот они вышли, им страшно ужасно, но они встали, вот последние.
Д.Ю. А если я захочу такую картинку? Ты её уже один раз нарисовал, а я захочу такую.
Вася Ложкин.А я ещё раз нарисую!
Д.Ю. Это правильно. Можно ли на тебя напасть?
Вася Ложкин.Я же не принтер. Я ещё раз говорю: я не умею рисовать. Один — в один она всё равно не получится.
Д.Ю. Это только к лучшему, на мой взгляд. Но в целом на тебя можно напасть, если чего-то захочется?
Вася Ложкин.Ну нападайте, чего.
Д.Ю. Отлично! На мой взгляд, это необычный подход, но сугубо правильный.
Вася Ложкин.Ну, смотря какую картинку. Просто есть какие-то вещи, которые вообще никак не сделаешь, а есть... ну вот та же самая "сабелька" — кто-то у меня купил, но вот хочется. Ну чего бы не сделать-то? Одно дело распечатать, даже в хорошем качестве. Могу дать файл с хорошим разрешением, напечатаете — тоже вариант. Либо могу нарисовать, но это ручная работа уже, это кропотливая вещь, на самом деле.
Д.Ю. А женщин ты любишь?
Вася Ложкин.Очень.
Д.Ю. Да, как положено нормальному человеку. А тебе не хочется нарисовать что-нибудь такое, красоту такую?
Вася Ложкин.Очень хороший вопрос!! Я б с удовольствием — умел бы рисовать, рисовал бы вот это всё. Но не умею, у меня получается вот так. С другой стороны, может, оно и к лучшему. Если сравнить живопись с магазином колбасы: человек приходит за колбасой, покупает эту колбасу, откусывает и говорит: "Чёрт возьми! А почему же это не огурцы? Почему же это не варенье? Почему это не хлеб?" Надо пойти в другой отдел магазина, и там хлеб и прочее. Если кому-то нужен натюрморт, вот это вот, батальная сцена с Наполеоном скачущим, реализм — этого много. В интернете, на улице, где угодно... У меня вот это. Каждый должен заниматься своим делом — я рисую вот такое.
Д.Ю. Согласен. Особо на данную тему понравилась картинка на стыке, о чём говорили раньше, картинка — я, как переводчик — называется "Запах женщины". Фильм в оригинале называется "Scent of a Woman ", что по-русски значит "Аромат женщины". Будучи переведённым на русский как "Запах женщины", она ни с чем другим, по-моему, точнее понимания названия... "Запах женщины" сразил наповал!
Вася Ложкин.Я помню, что это фильм, но я не помню, о чём. Я сейчас не могу вспомнить, и тогда не помнил, но само словосочетание "запах женщины" — в этом что-то зоологическое есть.
Д.Ю. Что характерно, людям невозможно объяснить. Когда начинаешь говорить, что это не запах, это аромат — какая разница? Ну, не знаю...
Вася Ложкин.Какая — большая, да. Запах — это под хвостом понюхать.
Д.Ю. А смотришь ли ты ролики небезызвестного профессора Савельева? Ну, если знаешь, кто такой профессор Савельев.
Вася Ложкин.К сожалению, не знаю.
Д.Ю. Это такой специалист по развитию мозга, в хорошем смысле...
Вася Ложкин.А где эти ролики-то?
Д.Ю. В интернете лежат. В хорошем смысле мизантроп, который рассказывает, как природные инстинкты руководят людьми. Что самое главное, чего хочет человек, это ничего не делать, сладко есть, совокупляться непрерывно и, самое главное, доминировать. Вот у тебя картинка "Доминирующий самец".
Вася Ложкин.Я не уверен всё-таки, что человеку надо доминировать. Хотя, профессору по мозгу, может быть, виднее.
Д.Ю. Весь спорт на этом построен, войны, конкуренция, бизнес.
Вася Ложкин.Войны, да, кстати, власть — это такая штука, она манит не только тем, что у власти можно поиметь много денег, но ещё можно просто иметь эту власть. Даже какой-нибудь директор ДК, например, который распределяет зарплату сотрудникам, уборщицам и т.д., — доминирует.
Д.Ю. Как в "Кин-дза-дзе", помнишь: "А мы будем на них плевать." — "Зачем?" — "Молодой, не понимает".
Вася Ложкин.О чём картина "Доминирующий самец" — об этом. Там здоровенный мужики с маленькими пиписьками, а тут страшный и горбатый, но вот с таким вот членом. И как бы, понятно, кто из них доминирует. А потом, у нас столько было всяких по телевизору и в интернетах, причём даже с правильной стороны, скажем так, тем по поводу альфа-самца. Меня это всегда ужасно заводило и смешило. Ну вот я думал, что надо тоже что-то такое, про доминирование в стае. И потом, даже не в этом смысле. У меня был один знакомый, не буду называть фамилию, такой мужчина-красавчик, с причёской, такой дамский любимец. Такой красивый, модный, все девушки его любят. Он всегда с таким серьёзным лицом, а мы всегда такие разгильдяи, и от нас все шарахаются. И мы его обзывали как раз "доминирующим самцом", "альфа-самцом". Он придёт такой, на девушку посмотрит и потом с ней уходит. А мы такие -ааа, и кто с такими пойдёт? Но в том-то и дело, что мы всё-таки люди, и для нас доминирование не в сексуальном смысле выражается.
Д.Ю. Я думаю, в том числе. Это он нечто нащупал, какие-то повадки, которые в том числе на тёток воздействуют.
Вася Ложкин.Мы-то всё-таки приматы, у обезьян это в прямом смысле: самец всех перетрахал — всё, он главный. Кто кого трахает, тот и главный. Но в принципе, наверное, да, у нас то же самое, только, может быть, это несколько в ментальном смысле.
Д.Ю. Есть такие хорошие книжки про науку этологию.
Вася Ложкин.Про ЭТО?
Д.Ю. Да, я тебе обязательно подгоню — про поведение муравьёв, обезьян и всё на свете, и чем мы на них похожи с такими бытовыми повадками. Интересно.
Вася Ложкин.Ну да, мы похожи.
Д.Ю. Возможно, оно тебе ещё что-то навеет, ещё более зверское про доминирующих самцов. А откуда приходят идеи? Вот откуда пришла идея взять и нарисовать про деревянную сабельку?
Вася Ложкин.Не знаю. Это вдохновение, это как любовь — ей нельзя по заказу вызвать. Её не ждёшь, а оно само — раз так. Обычно происходит так: у меня всегда с собой блокнотик какой-нибудь. Я много езжу в электричке, в транспорте. Сидишь и рисуешь что-нибудь. В основном плясать начинаешь от образа — нарисовал какую-нибудь морду прикольную, если она тебе понравилась, ты уже стараешься её в какие-нибудь обстоятельства воткнуть. Вот так вот происходит. Не знаю... С потолка, что называется.
Д.Ю. Само?
Вася Ложкин.Само, да. Ну наверное, подсознательно, вот об этом как ты говорил, что это как сон, когда человек о чём-то думает, вот устроился он на новую работу (это у всех, кстати, такая фигня происходит) , а работа у него однообразная, например, мыть бутылки или на конвейере работать. Весь день отпахал, ложится спать, а ему этот конвейер снится. Так и здесь: о чём-то думаешь весь день, а потом подсознание тебе выдаёт в какой-то такой извращённой форме. Может быть, ты сам не понимаешь, что это из подсознания сыплется. Внешний фактор, наверное, как-то влияет, но не напрямую, типа, я что-то увидел и решил запечатлеть. Было пару раз такое, например, портрет Путина. Страшно мне понравился образ, как Путин спускался на батискафе на дно Байкала. И там была фотография, видимо, со дна Байкала делал водолаз — фотографировал Путина, который смотрит из иллюминатора батискафа. Мне ужасно понравилось, и я что-то такое нарисовал. Но это скорее исключение, подтверждающее правило. в основном нет, в основном это откуда-то само.
Д.Ю. На мой взгляд, творцы делятся на две неравные части: одни как Моцарт, мне кажется, что творчество само из тебя лезет, и ты его безжалостно во все стороны раскидываешь. А другие есть таки жлобы, которые сидят, им вдохновение то не приходит, то оно случайно приходит. Дальше они никому ничего не дают, всё продать норовят, денег с этого получить и прочее...
Вася Ложкин.Это мой случай, да.
Д.Ю. То есть, ты не Моцарт? Или Моцарт, но умеющий извлекать пользу?
Вася Ложкин.Понимаете, я сравниваю творчество с актом дефекации.
Д.Ю. Я постеснялся. Когда я говорил "лезет" — это оно и есть.
Вася Ложкин.Если ты это делать не хочешь, я имею в виду покакать, иди в туалет, сиди, тужься — только хуже будет. Поэтому, когда придёт срок, пошёл и сделал. Это со всем, не только с рисованием, особенно у писателей это часто.
Д.Ю. Ты так всё творчество к слову "высер" сведёшь.
Вася Ложкин.В общем, да. Но это я шучу. Хорошо,, это низменный вариант, это как бы со стороны ада посмотреть, со стороны днища дивана. Посмотрим сверху: благодать спустилась на тебя. Всё равно нельзя делать это по расписанию, надо ждать, когда оно само придёт. А что касаемо перевода этого в ништяки для себя — почему бы нет? Мне это нравится, вам это нравится, всем... Допустим, у меня есть котик, я его нарисовал и получил удовольствие от того, что я рисую кота. Блин, какой кайф — рисовать кота! Приходит ко мне дяденька и говорит: отдай мне этого кота, я заплачу золотом, он мне кайф доставит. Ну возьми. Он мне заплатил золотом, я ему кота, он получил кайф, я от золота получил кайф, я пошёл в свою комнату, где у меня лежит золото, ещё положил туда — вот это всё у меня происходит. Он получил удовольствие, я получил удовольствие, я выложил картинку в интернет — там люди получили удовольствие, нажали на кнопку "лайк". Всем хорошо! Я этим самым, пускай это звучит несколько пафосно, но стараюсь делать мир чуть-чуть лучше.
Д.Ю. Я считаю, это получается.
Вася Ложкин.Вот даже пример: сейчас все люди очень возбуждённые, очень полярные мнения у всех, очень ненавидящие друг друга часто. И например, картинка с каким-нибудь котиком нравится одному человеку, она нравится другому, они не друзья, они враги заклятые, но эта картинка нравится и тому, и другому, значит, я между ними протянул маленький мостик, который их чуть-чуть... Конечно, их много чего объединяет, но это одно их этого, пускай самая тоненькая, но тем не менее, моя совесть чиста, я сделал что-то такое... С возрастом уже понимаешь, что надо очень аккуратно это делать, не плодить демонов, наоборот.
Д.Ю. То есть, ты не относишься к тем творцам, которым наплевать на всё — я выкрикну то, что хочу, не думая ни о каких последствиях, спровоцировав что угодно?
Вася Ложкин.Ну нет, думаю, конечно. Это глупость такая молодёжная, в смысле, по молодости дурь такая. А вообще, конечно же, любой творец делает это не ради того, чтобы сделать этот мир лучше, а это сидит внутри и требует. Можно это назвать тщеславием — любой художник, музыкант и т.д. хочет иметь зрителя, ну подписчиков в ЖЖ, я не знаю... Соответственно, ему нравится, когда их много. И это потребность творческого человека — что-то показывать, что-то рассказывать, написать, сплясать, спеть, желательно на публику. А потом мы уже придумываем всякое разное: вот, я делаю мир лучше, я заостряю проблему на экологии, политике — это уже потом. Первая изначальная точка — это всё же внутренняя потребность человека.
Д.Ю. А вот такой ещё момент: некоторые картинки снабжены матерными надписями. Как относишься к нецензурной лексике?
Вася Ложкин.Я разговариваю таким языком.
Д.Ю. Ну как все нормальные мужчины.
Вася Ложкин.Сейчас мы так беседуем, потому что, во-первых, мы взрослые люди, мы практически не знакомы, кто-то будет смотреть... Но я запросто на этом языке, нет в этом ничего такого ужасного. Я работал на стройке, например.
Д.Ю. Как говорится: а если это увидят дети?
Вася Ложкин.Ох, если это увидят дети... У меня ребёнок тут выучил новое слово на букву "б", кончающееся на "ять", и оно ему страшно понравилось. Я катил его как-то в коляске ещё год назад, коляска налетела на какой-то камушек, и я непроизвольно ругнулся. Этот маленький человечек запомнил и при случае, ещё с таким вот -ах! — с оттягом это произносит. И жена мне говорит: он сейчас в детский сад пойдёт, а он в детский сад стал ходить вот совсем недавно, и он же там выдаст что-нибудь такое, и что про нас скажут? Я говорю: Алён мы живём в Ярославле, и дети, которые придут в тот детский сад, и люди, которые там живут, они все знают эти слова. В этом нет ничего ужасного. Конечно же, картинки не для детей. И не так уж много у меня там матерных слов.
Д.Ю. А как относишься к свежей государственной инициативе запретить нецензурную ругань в кино, в песнях, на публичных мероприятиях?
Вася Ложкин.А у нас можно, что ли, на публичных мероприятиях ругаться матом?
Д.Ю. Знаешь, я тебе так скажу: как-то раз меня друзья позвали на концерт группы "Ленинград", я тогда совсем недавно из милиции уволился. Мы пришли на концерт, там стоят бывшие коллеги в оцеплении, а на сцене Серёга поёт такие песни, что Серёгу надо немедленно упаковать на 15 суток — это минимум. А милиция в оцеплении стоит.
Вася Ложкин.А чего не упаковали? Приказа не было?
Д.Ю. Ну вот вчера не было, статью никто не отменил, а... Меня посетила мысль, что я живу в другой стране, потому что ещё вчера подобное было бы невозможно, а сегодня оно возможно, и даже милиция не реагирует.
Вася Ложкин.Помните, было время, когда сидел какой-нибудь Горбачёв, а с ним какой-нибудь преподобный Мун из... Было такое, что песни "Ленинграда", который на мой взгляд очень органично ругается матом, это не режет ухо, потому что это такой нормальный мужской язык, и он нормальный мужик, поёт мужскую песню. Не только он, кстати.
Д.Ю. Но теперь это хотят запретить всё.
Вася Ложкин.Сволочи. Но не знаю...
Д.Ю. Ты видишь в этом какой-то здравый смысл?
Вася Ложкин.Нет, я не вижу в этом никакого смысла, потому что... Ну хорошо, можно так сделать: например, концерт группы "Ленинград", если мы уж о нём заговорили, ну хорошо, там написано... А по-моему, там и написано так, сколько раз я покупал пластинки, ещё в то время, когда было можно вообще всё, на них написано: "Содержит ненормативную лексику". Ну и нормально всё, тебя это пугает — не бери. То же самое на афише напиши: "Здесь будут ругаться матом" — всё.
Д.Ю. Ну и детей не пускай.
Вася Ложкин.А не надо пускать. Когда я был маленький, бабушка меня водила в театр, на вечерние спектакли не пускали до 16 лет. Кино "детям до 16"... Чего теперь надо...? Должны быть фильмы для взрослых и должны быть фильмы для детей, или песни. Если взрослые люди, которые зарабатывают, которые платят налоги, ну адекватные люди хотят собраться вместе и послушать, как такой же взрослый человек поёт матом, почему кто-то им это должен запрещать? Они же там не убивают никого. Они не совершают ничего такого, что может третьих лиц задеть. Пришли в клуб, поорали матом, выпили, напились пьяные, повеселились, разъехались по домам, началась трудовая... о это один вопрос. Другой момент: ну может быть, я же в интернете присутствую, мне делают замечания очень часто, что ты материшься ужасно. Ну наверно, да, надо поменьше. Может быть, действительно это кого-то сильно коробит, есть люди разные. Можно и без этого, в общем-то. Но если того требует художественный замысел, допустим, кино про войну, и там идёт бой,всё грохочет — на как там не ругнуться? Если это нужно, то нужно. Просто это надо делать грамотно, уместно и красиво. Как голое тело, например. Можно снять порно-фильм, хотя я очень хорошо отношусь к порно-фильмам, просто надо их показывать в специально отведённых местах. А есть картина с какой-нибудь голой тётей — всё прекрасно, висит в музее. Хотя у нас может дойти до того, что и голую тётю в музее закроют.
Д.Ю. Уже на подходе, да.
У тебя сейчас проходит выставка. Расскажи, про что она.
Вася Ложкин.Это выставка собранных картин, они в Петербурге, петербуржцы в своё время у меня эти картины приобрели, как-то к ним попали они. Они собрались вместе и повесили эти картины в одном месте. Эти картины, кстати, никогда не показывались на вставках, хотя там парочка была. Но можно прийти посмотреть на картины из частных собраний любителей живописи в "Тиоиндиго". Ну и я приехал поулыбаться всем, да — вот видите, это я нарисовал, да! Хотя, честно говоря, я всегда очень стесняюсь, я не очень люблю, что называется, торговать мордой. Вот картинки свои я с удовольствием показываю, а сам не очень люблю светиться.
Д.Ю. Да это и правильно, наверно. Всё, что хочешь сказать, есть в произведениях.
Вася Ложкин.Хотя это немножко меня печалит, что начинают от меня требовать, когда разговариваешь с кем-то, высказать мнение о чём-то таком... Я не могу сказать, что я очень известный человек — широко известный в узких кругах. А раз ты стал широко известный в узких кругах, значит, ты уже моральный авторитет, на которого могут ориентироваться. Или, например, хотят от него услышать то, что созвучно их...
Д.Ю. Я бы сказал: хотят тебя использовать для обоснования своей точки зрения.
Вася Ложкин.Возможно, и так. Ну да, выставка. Если есть возможность и желание, приходите в "Тиоиндиго". Выставка, книжка.
Д.Ю. А у тебя на выставке лежит книга отзывов?
Вася Ложкин.А вот это я не знаю.
Д.Ю. А есть ли у тебя какой-нибудь отзыв, даже не из книги, а в сети, чтобы кто-нибудь такое написал, что тебя потрясло?
Вася Ложкин.В книжке есть отзывы, но книжку не я делал, Михаил Ярцев, и на его вкус он какие-то цитаты использует. У меня была такая мысль ещё давно, когда у меня несколько лет назад была идея издать какой-нибудь каталог. Я тогда ещё Фейсбуком не пользовался, обратился к аудитории ЖЖ: типа, ребята, я хочу сделать книжку, не могли бы вы сказать пару слов, и мы в начале книги это всё зафигачим. Ну, там довольно много всякого. Самое весёлое, что мне понравилось, но это было не связано с живописью вообще, это было связано с музыкой, это было "ужасный киберпространственный имбецил". Меня это дико смешило, и у меня в ЖЖ так и написано: Ужасный киберпространственный имбецил Вася Ложкин.
Д.Ю. В общем вот. Сегодня у нас в гостях был Вася Ложкин. Приходите в галерею, смотрите работы, покупайте картины. Всего хорошего.
Вася Ложкин.До свиданья.