В связи с произошедшим поступают вопросы относительно теракта — как такое получилось?
Это получилось очень просто. Для того, чтобы предотвращать подобное, в государстве должны присутствовать серьёзные спецслужбы. А это значит службу должно нести достаточное количество сотрудников высокого уровня подготовки. Ситуация в стране на данный момент такая, что ни в милицию, ни в ФСБ, ни в армию народ не ломится. Соответственно, ни о какой результативной работе речи быть не может.
Кто в этом виноват? Наверно, не я. Деньги платить надо не только учителям, врачам и скрипачам. Остальным тоже надо, они тоже люди. Рассказами о долге перед Родиной на службу уже никого не заманишь.
Вывод номер один, он же главный. Если отсутствует требуемое число оперативников, если не налажены агентурные сети, если не работает разведка — пиши пропало. Факт захвата заложников организованной и подготовленной группой — это уже "жирная точка". Плачевный итог недееспособности.
Кто за это ответит? А что, у нас кто-то за что-то отвечает?
Собственно захват. Противостоять подготовленным и обученным людям силами местной милиции невозможно. Постовые милиционеры террористов не остановят. Вывод номер два: если всё прозевали на стадии подготовки теракта, захват — неизбежен.
Освобождение заложников. Проводится длительно, путём переговоров. Цель переговоров — добиться психологической усталости, перегнуть ситуацию в свою пользу. Кажешься ты при этом окружающим тупым идиотом или нет — неважно, главное — вынуть как можно больше людей. Со стороны, то есть по телевизору, видно очень мало. Делать выводы из того, что показывают по телевизору — не смешно.
Штурм и жертвы. Мероприятие технически крайне сложное. Провести штурм так, чтобы не пострадали заложники, практически невозможно. Что произошло в данном случае — видно даже по телевизору, несмотря на выдающуюся работу СМИ в области сообщения исключительно странных сведений.
Домик осаждается как крепость: циркумвалация, контрвалация, коридоры для отхода. Никакая самодеятельность, никакие добровольцы недопустимы. Войсковые операции — они только для людей, которые обучены и умеют ходить строем. А не для тех, кто любит рассказывать какие же все военные идиоты.
Стало быть, часть подразделений идёт на штурм. Другая часть никого не подпускает к объекту штурма. Третья часть принимает и фильтрует выбегающих, отлавливая переодетую сволочь. В данном случае ничего подобного не было — вооружённые люди в цивильной одежде стояли везде и жаждали принять участие в расправе. Разъярённые местные жители никаких москвичей слушать не желали. Такого допускать нельзя, но не все знают и понимают — что такое Кавказ и что такое разъярённый кавказец, у которого отняли детей.
Кроме того, как обычно, "прекрасно" сработали межведомственные связи, "успешно" скоординировавшие действия участников штурма. Местная власть принимала свои решения, ФСБ действовало отдельно от военных, военные — отдельно от милиции, а милиция — тоже сама по себе, безо всех. Единого личного руководства — не заметно никаким боком. А в родной стране если у руля нет личности, если нет "железной руки", направляющей процесс и берущей на себя ответственность за происходящее — неизбежно получается так, как в Беслане.
Когда у кого-то не выдержали нервы, началась стрельба. Раздался первый взрыв, после которого побежали дети, а террористы начали расстреливать детей.
И всё получилось так, как получилось.
Познавательная заметка