Георгий Розов. Как снимать. Искусство фотографии.

04.08.06 15:25 | Goblin

Разное

Будучи фотографом с мировым именем, в своё время очень сильно любил журнал Советское фото. Нельзя сказать, что журнал был очень хороший. Просто других не было, потому приходилось любить его.

Журнал, само собой, был с претензиями на высокое. Типа игра света и тени, непростой замысел, оригинальное решение и всё такое. Рядовые граждане, они ведь что фотографируют? Ну, перво-наперво – любимого кота сто раз во всех ракурсах. Потом, понятно, себя, ненаглядного. Потом девок, потом голых девок, потом жену, потом детей, и дальше – непрерывные пьянки/застолья. Какой там свет и где там тень?

Но журнал Советское фото призывал к высокому: там были мега-фотки битвы за урожай, портреты толковых пролетариев, разное про любовь. Не будем лицемерить – местами были чудесные фотки, я до сих пор ничего подобного заснять не способен. Соответственно, было на что посмотреть и было чему поучиться.

Самый простой способ обучения – общеизвестен, практикуется во всех армейских подразделениях и называется «делай, как я». Видишь работу мастера (он же сержант) – и пытаешься повторить. Смотришь, как у тебя получилось, вносишь коррективы, пробуешь снова, и так до тех пор, пока не получится как следует.

Ну, в художественных академиях точно так же будущих гениев дрючат: а нарисуй-ка мне вот эту каменную башку! А теперь вот эту страшную бабу голую! А теперь всё то же самое, но маслом! А если молодой гений хочет проявить себя иначе, хочет показать своё умение в изготовлении шедевров, бывалые академики сразу ставят его в позу «бегущий кабан» и прописывают хорошего пендаля – потому что сначала «делай, как я», а уже потом – шедевры.

Всем был хорош журнал Советское фото, только не было в нём уголка для дебилов, где объясняли бы как правильно снимать котов и голых баб. Это чудесно – тянуться к высокому и думать о прекрасном. Но кота ведь тоже надо фотографировать постоянно. А этому не учили, нет.

А тут, стало быть, иду это я, никого не трогаю, и вдруг – глядь! В продаже книжечка известного советского фотографа:

Георгий Розов
Как снимать. Искусство фотографии.

Издательства: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005 г.
Твердый переплет, 416 стр.
ISBN 5-17-024691-9, 5-271-09124-4, 5-9578-2195-0
Тираж: 3000 экз.
Формат: 84x108/16


Потянул с витрины – чуть не уронил, такая увесистая. Когда в милиции проводят пытки незаконно задержанных граждан, их обычно бьют по башке справочником Жёлтые страницы. Книга увесистая, прикладистая, даёт хороший результат. А вот если стукнуть по башке книгой автора Розова, допрос может прекратиться сразу – она хоть и тоньше справочника вдвое, но тяжелее ровно втрое – настолько серьёзное и качественное издание.

Внутре, понятно, фотографии. Не могу сказать, что я от всех фотографий в нечеловеческом восторге. Как раз наоборот, лично мне далеко не все работы данного автора нравятся. Но интересно в книге другое: богатые пояснения что и как снято, чем снято, когда снято и при каких обстоятельствах. Практически каждая фотография – со своей историей.

Охвачены все жанры: пейзаж, портрет, репортаж, натюрморт и всё такое. То есть написано специалистом, но написано так, что и лохам читать очень интересно и познавательно. Что вызывает симпатии к автору.

Сам автор, понятно, советский интеллигент – в тексте масса упоминаний о том, как советская власть не разрешала ему давить на кнопки фотоаппарата в полную силу. Местами читать как-то даже неловко. Но в целом книжка по-человечески хорошая. А это, на мой взгляд, значительно важнее и ярче.

Например, про фотографию Любовь:
Не знаю, имеет ли фотограф моральное право снимать людей в моменты, когда впору стыдливо отвернуться. Я это сделал. В 1975г. я снял плачущую женщину в Бресте на праздновании тридцатилетия победы над Германией, куда съехались приглашённые музеем ветераны.

Накануне праздника вечером мемориал был пуст. Я издалека увидел фигурку одинокой женщины с букетиком цветов в бутылке из-под молока. Она нетвёрдой походкой шла вдоль выбитых на граните фамилий. Мне показалось, что она вот-вот упадёт. Когда я подбежал к ней, она уже стояла на коленях и горько рыдала.

Было неловко поднимать аппарат, пришлось сделать над собой некоторое усилие. Я решил, что срежиссированная фотография – не документ. Но с другой стороны, кто дал фотографу право вторгаться в чужую личную жизнь? Так или иначе, но я снял вдову рядового Рябова. Через несколько минут после съёмки она рассказала мне свою историю.

Молоденькой девушкой влюбилась она в односельчанина. Забеременела, а суженого взяли в армию. Рожать хотела непременно рядом с мужем, и потому, вопреки уговорам родных, уехала в далёкий Брест, где в крепости служил её муж. Родила в военном госпитале за несколько дней до начала немецкого наступления. 22 июня 1941 года Ваня прибегал к ней в самоволку на сына посмотреть. А через два часа немцы уже взяли Госпитальный остров. Разъярённые солдаты расстреливали всех мужчин. Для них все пограничники были гэбэшниками и коммунистами. На её глазах немецкий офицер застрелил крошку сына.

Она не помнила, как оказалась в подземелье, где прятались чудом уцелевшие больные, которые спустя несколько дней решились ночью переплыть через канал и пойти вдогонку за нашими отступающими войсками. Месяца через два она стала медсестрой и провоевала до победы.

В конце войны стало известно, что Вани в живых нет. Она вышла замуж за однополчанина, родила троих сыновей, но первую свою любовь так и не забыла. Накануне Дня Победы муж отпустил её в Брест – выплакаться.

Сегодня, спустя почти три десятка лет, я не жалею о том, что нажал на спуск своего «Салюта».
За такое – респект.
Несмотря на то, что в изложении автора бойца зовут Ваней, а на памятнике написано Фёдор.
Но вообще книжка понравилась.

Всем хороша – бумага, цветастость.
Только цена 1500 рублей.

Сайт автора

Подписывайся на наш канал в Telegram



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк