Далеко не всех интересует кино, которое снимает Ларс фон Триер. Многие граждане сразу плюются, отчаянно жестикулируя кричат про "трясущуюся камеру" и утверждают, что это невозможно смотреть. Наверно, так оно и есть — многие действительно смотреть не могут. При этом меня всегда удивляет: вот есть нечто, о чём разумные и неплохо образованные люди отзываются положительно. Неважно, что это: фильм режиссёра Тарковского, книга братьев Стругацких, спектакль гражданина Гришковца. То есть совершенно очевидно, что фильм, книга и спектакль — как минимум заслуживают внимания. На мой взгляд, такой фильм и спектакль — надо немедленно посмотреть, а книгу — прочитать.
Другое дело — вовсе не обязательно, что они тебе понравятся. Люди — они очень разные, голова у многих работает несколько иначе, образование — серьёзно отличается, жизненный опыт — совершенно разный. В результате получается некая "призма", через которую тот или иной гражданин разглядывает "предмет". Ну и если ты серый, как пожарные штаны, ты видишь в произведении одно. Если немного соображаешь — видишь уже совершенно другое. Через это, кстати, принципиально невозможно взаимопонимание образованных и необразованных: одним хочется чего-то для ума и воображения, а другим водки стакан да девку помясистее. Страшнее этого может быть только жизнь персонажа, получающего удовольствие и от того, и от другого. Такой — везде чужой, ему никто не рад. Пролетариев бесит никчёмная заумь, интеллектуалов — пугают уголовные замашки, а дальше ни те, ни другие ничего видеть и слышать не хотят. Как страшно порой жить...
Неважно, если в процессе ознакомления "предмет" тебе не понравится. Жизнь наша протекает на определённом "культурном поле", в рамках которого необходимо знать определённые вещи. Ибо оно, поле это, возникает только тогда, когда все вокруг понимают, о чём вообще речь. Например, нельзя не прочитать Гамлета, нельзя не посмотреть Хичкока. Дело не в том, нравятся они тебе или нет. Дело в том, что для начала их надо прочитать и посмотреть, потом как следует подумать, и уже только после этого выдвигать мощные тезисы типа "отстой". А после того, как выдвинул, не мешает внимательно ознакомиться с тем, что по данному поводу пишут специализирующиеся на "предмете" граждане. У одного почерпнёшь одно, у другого наткнёшься на ссылку к третьему, у третьего — на что-то такое, о чём даже не подозревал, и таким образом получается "кустообразное познание". Кстати, по результату творение всё равно может оказаться для тебя отстоем на всю жизнь, но это сущности процесса не меняет.
Ни одно произведение не живёт само по себе. Любой творец испытывает влияние других творцов, которые творили прежде. Любой творец пользуется тем, что сделано до него. Одни называют это вдохновением, другие клеймят как воровство и плагиат, третьи вообще говорят что так и надо — взять много чужого, порезать на куски, склеить, и получить уже своё. Спорить можно сколько угодно, но отрицать взаимосвязь и влияние глупо. А знать про это необходимо. Ну, если ты не пещерный, конечно.
В общем, не удаляясь в дебри и возвращаясь к началу — есть такой датский режиссёр, Ларс фон Триер. И решил я его как-то раз посмотреть, ибо все видели, а я, как дурак, не смотрел. Взял художественную фильму "Рассекая волны" и приступил к просмотру. Сначала пошло как-то не очень, но к середине сидел перед телевизором как кролик перед удавом. Пересказывать не берусь. Произведение настолько мощное, что по окончании будто доской по башке огрели. Не буду лицемерить — после просмотра желание смотреть остальные творения автора отпало напрочь. Не потому, что плохо снято. Как раз наоборот — уж слишком хорошо.
И, тем не менее, через некоторое время посмотрел "Танцующую в темноте". В главной роли талантливая исландская исполнительница Бьорк, которую лично я на дух не переношу. Для многих это, кстати, непреодолимый барьер: если кто-то не нравится, смотреть не будут. Но в хорошем кино рулит режиссёр, а не актёр. А припадать к прекрасному себя надо заставлять. Так и тут — вторая фильма оказалась ничуть не менее мощной. А Бьорк под руководством Триера отожгла практически напалмом, плюс он ещё и песни её заснял так, что смотреть можно только лёжа на полу, чтобы не упасть. Потом пошёл в кино, посмотрел Догвилль. Дал себе зарок: никогда не смотреть такие фильмы в кино, ибо стая беснующихся вокруг павианов испохабит творение любой мощи. Ну а потом посмотрел вообще всё, до чего смог дотянуться. И ни разу не пожалел.
Потом много всякого читал в сети — благо по-английски чутка понимаю. Потом чутка читал нашего, хотя у нас не богато. Естественно, познания в предмете ширятся и перед тобой внезапно открываются вещи и люди, о существовании которых ты ранее и не подозревал (типа манифеста Догма-95). И это всегда здорово, потому что с радостью от познания и узнавания нового вообще мало что может сравниться (если не считать водки и девок, конечно).
А сегодня вот приобрёл книжку:
Стиг Бьоркман
Ларс фон Триер. Интервью
Издательство: Азбука-классика, 2008 г.
Твердый переплет, 352 стр.
ISBN 978-5-91181-674-2
Тираж: 7000 экз.
Формат: 84x108/32
Автор написал книжку небыстро. Начал в 1995 году, закончил в 2005, то есть уложился всего в десять лет. Поскольку беседы велись на протяжении такого срока, то это не столько интервью, сколько, повторюсь беседы. Беседы двух хорошо знакомых людей. Темы охвачены практически все — и что хотел, и как снимал, и что хотел сказать, и что в итоге получилось.
В предисловии есть хорошая цитата из самого фон Триера:
Живопись началась с первого наскального рисунка на стене пещеры. Затем человечество продолжало заниматься этим ещё сотню лет. Вначале это были неловкие штрихи, но постепенно техника совершенствовалась. Линии приняли очертания быка или другого животного. Зная уровень, которого достигло искусство к настоящему моменту, бесчисленные столетия спустя, мы можем сравнить киноискусство с живописью. Технике кино всего сто лет. Так что мы только научились рисовать быка. Впереди долгий путь. Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее".
Мнения людей, которые двигают это самое киноискусство вперёд — знать полезно.
Как всегда — вне зависимости от личного отношения.
Прочитал книгу Берроуза с повестями "Джанки" и "Гомосек",решил,что человек хорошо пишет и надо
пойти ещё прикупить его книгу,покоробило правда некоторое кол-во "мальчиков с эрегированными членами",
но как говорится из песни...Взял "Пространство мёртвых дорог",начинаю читать, а там эти мальчики уже
толпами ходят.Бегу в книжный,так мол и так,говорю,типа дайте что нибудь новенькое из серии "Альтернатива",
а то вот не угадал с книжкой.Выбирай,говорят. Смотрю реклама: книга легендарного режиссёра Гаса Ван Сента
"В розовом".Имя известное,купил.Купил,бля!
Я поначалу "Танцующая в темноте" из-за Бьорк решил посмотреть,но впечатление произвёл весь фильм целиком. Тогда и обратил внимание на режиссёра.Догвиль и Мандерлей уже смотрел вдумчиво.Ценю за нешаблонно-творческий подход.
Кстати,а "Идиоты"- тоже его фильм?
Здравствуйте.
Хочется выразить вам свою признательность, за ваш труд на ниве переводчика, за меткие статьи (с которыми пусть не всегда согласен, вообще «всегда согласен» вещь несколько мне непонятная, но которые весьма интересны и познавательны) и за сайт в целом.
Я, как-то привык говорить спасибо тем людям, от которых получаю какую-то пользу, чья деятельность мне, так или иначе, интересна. Что удивительно, зайдя на интересный сайт, я своими кликами по банерам, стараюсь принести какую-то материальную пользу создателям сайта. Ваш сайт, в данном вопросе, никак не может быть исключением.
Некоторое время являюсь постоянным Вашим читателем и достаточно давно знаком с Вашим творчеством и со временем потребность высказать своё спасибо, которое, хоть и не принесёт никакой прямой материальной выгоды (но вполне может принести хотя бы немного душевного удовлетворения), не пропадает, более того, нарастаёт самым неприличным образом. :)
Спасибо Вам за Вашу деятельность.
На сим – всё.
> Хочется выразить вам свою признательность, за ваш труд на ниве переводчика, за меткие статьи (с которыми пусть не всегда согласен, вообще «всегда согласен» вещь несколько мне непонятная, но которые весьма интересны и познавательны) и за сайт в целом.
Недавно я посмотрел фильм Smiley Face режиссера Gregg Araki.
Режиссер американский, фильм об американской жизни.
Как водится, снаружи видится одно, внутре подразумевается другое.
Что-то я "Рассекая волны" прощелкал. Видимо, из-за того, что нарушил правильную последовательность и посмотрел "Танцующую.." после Догвиля. Тяжело было :(
Кому: Goblin
Спасибо за хорошую статью.
Смотрел "Рассекая волны", "Танцующую в темноте", но "Догвилль" - это просто нечто! И смотреть физически тяжело, и оторваться невозможно.
Ларс фон Триер - мастер, однозначно.
При прочтении мелькнула было мысль, а потом гляжу в комментах благодарность выражают.
Имея некоторый опыт общения с людьми, хочется отметить, что изложение доходчивым языком про восприятие информации (см "призма") и т.п. приведет к некоторым положительным результатам, учитывая количество тех, кто прочитает эту заметку. Больше людей (среди молодых) возможно раз задумаются, два, а там и во вкус войдут.
Шире сеешь - больше всходов. За что спасибо :)
Как говорится, прочёл заметку до конца - вернее ссылки по заметке. В одной из них говорится
> Сотовый оператор подтвердил доставку сообщения на мобильный номер, зарегистрированный за должником.
Т.е. сработала привязка к паспорту. Правда я не уверен, что где-либо написано, что гражданин России обязан носить телефон с собой. Однако, полагаю, утрясут.
> T.е. сработала привязка к паспорту. Правда я не уверен, что где-либо написано, что гражданин России обязан носить телефон с собой. Однако, полагаю, утрясут.
Присоединяюсь. Меня тоже Догвилль пронял до самых костей. Хорошее кино на тему либерастических заблуждений относительно всеобщего торжества гуманизма и чем эти заблуждения для обоих сторон заканчиваются. Фон Триер несомненно гений. Николь Кидман, в общем-то, тоже, да и просто - красавица :)
> Страшнее этого может быть только жизнь персонажа, получающего удовольствие и от того, и от другого. Такой - везде чужой, ему никто не рад. Пролетариев бесит никчёмная заумь, интеллектуалов - пугают уголовные замашки, а дальше ни те, ни другие ничего видеть и слышать не хотят. Как страшно порой жить...
[перечитывает несколько раз, тяжело вздыхает, молча уходит спать]
По одному, просмотренному мною фильму, "Танцующая в темноте" - сложилось впечатление, что главный эффект достигается приемущественно трагичностью повествования, постоянным сгущением красок и, в финале, жирной точкой в образе человеческого героизма. Возможно, не все мне открылось сразу. Безусловно стоит продолжить ознакомление с предметом.
Странно, что не упоминаются старые фильмы Ларса: "Королевство"(1994) и "Европа"(1991)
"Европа" очень неодназначный взгляд на американскую оккупацию Германии в 1945...
Антиамериканизм и определенный антисемитизм фон Триера уже тогда разил наповал..
Атличные, атличные датские фильмы.
"идиоты" тоже его.
"Мандерлей" увы стал большим разочарованием - слабее "Догвилля", как-то вторично и неинтересно...
Ждем третий фильм из этой серии - "Вашингтон"!
Что ж Дмитрий, приятно почитать было - здравый подход. А то иногда кажется что вы жутко субъективны и резко заносите в отстой :).
У самого подход такой же ну плюс кроме тормоза что актера не любишь еще и прибавляется нелюбовь к режиссеру или еще что-то там но преодолеваю и со злостью порой смотрю на тех кто такие предрассудки ну никак не может преодолеть. Не знаю, на ослов похожи упрямых.
Да, и приятно что такие здравые мысли в таком возрасте, а то мои родители вроде не такие старики, но...труба уже в этом плане.
P.S. Кстати смотрели такие вещи как Куб, Гиперкуб?
> это не столько интервью, сколько, повторюсь беседы.
Как-то Дмитрий Юрьич рекомендовал книжку "Так говорил Лем", беседы со Станиславом Лемом. Отличная книга!
Беседы умных людей - это всегда познавательно. Так что, думаю, надо брать!
Ээ-хххх ! Умеет же ДЮ выразить мыслю чётко и ёмко . [люто завидует] Очень похожие впечатления от фильмов фон Триера остались . Именно как "доской по башке". Упрощённо , фильмы делю ( как и многие ) на те , что пересмотреть хочется через какое-то время и на те , что неохота никогда. А ЛФТ - совершенно особый случай . Пересматривать его нет желания - себя жалко , что-ли . Настолько мощно снято. Отличный режиссёр.
Знакомство с фильмами Триера начал с малоизвестной "Эпидемии" (если не ошибаюсь 1989 года выпуска). Не скажу, что особо понравилось, но всё-таки заинтересовало. Потом была "Танцующая в темноте" и "Догвилль" - вот это уже вставило серьёзнее.
Говорят, что очень неплох фильм "Дорогая Венди" - там Триер не режиссёр, но автор сценария. И ещё есть желание поглядеть самый последний фильм Триера "Самый главный босс" (типа комедия, как ни странно!).
Вообще, хорошо что ещё есть такие режиссёры, как Ларс фон Триер или Ким Ки Дук. Они вроде как лекарство - невкусно, но полезно.
Дмитрий Юрьевич... Безотносительно к непосредственной теме заметки (то бишь режиссеру фон Триеру) - очень. очень правильно все изложено. В голове-то давно крутится, но вот почитал - и все как по полочкам разложилось. Гран мерси.
А я Танцующую не осилил, а Догвилль смотрел как "кролик на удава". Смотрел дома, в тишине. Периодически паузил фильм и ходил туда сюда по комнате. Сильный фильм получился, по мозге бьет активно. После просмотра ходил как ушибленный. Заставил родителей посмотреть - их тоже поразил. Считаю что Ларс фон Триер - просто мега-режиссер.
P.S.
>Так мы, пожарные!!!
[танцует в пожарных сапогах] Сбылась мечта детства! Всегда хотел пожарным быть!
Триера смотреть тяжело.
Смотрел все фильмы какие смог но с перерывом в полгода - иначе депресняк больно накатывает.
Аналогично и Линча (кроме "простой истории").
У меня вопрос к Д.Ю.:
Вы как в книжном магазине книги находите всякие такие интересные?
Ибо число продаваемых книг сильно пугает. Через 10 минут пристального
просмотра названий и авторов - всё сливается в "кашу".
Щас тупо стал подходить к "информация" и говорить список, рекомендованный камрадами
или о которых узнал здесь.
Странный он все таки человек это Ларс, как завернет прям аж жуть, всегда интересно, но чувства вызывает смешанные.
За книжку огромное спасибо надо брать и читать, читать, читать!!!
"Рассекая волны" - мега-фильм. Догвилль не догнал. Главный, а знаком ли ты с творчеством такого режиссёра Михаэля Ханеке? Конкретно с его произведением "Забавные игры"?
Riget, причем в оригинале а не в дурацком дубляже - это шедевр просто, на мой личный взгляд, какая жалость что актер ЙАрегард не вовремя умер. В итоге все оборвано на самом интересном месте.
Там, как ни странно, и из практики повседневной жизни больницы много правильно снято, клюквы развесистой мало. Особенно радует образ шведа-нейрохирурга, до того похоже на целую серию граждан той же профессии!
>Большинство заметок пишется в специально идиотском стиле.
>На мой взгляд, это понятно.
Большинство да, видно. Но иногда все же непонятно, плюс проблема с восприятием текста в и-нете, плюс порой задеваются любимые вещи. Да еще и у самого стиль общения совсем другой, а потому и воспринимаю чужие тексты по-другому. Вот так примерно :)
Вот есть же такие фильмы, которые смотреть надо обязательно. Но только один раз. Как-то сильно по психике неустойчивой бъет.
Дмитрий Юрьевич, касательно фон Триера, у вас после просмотра возникало желание повторно насладиться: целиком или эпизодами?
> одним хочется чего-то для ума и воображения, а другим водки стакан да девку помясистее. Страшнее этого может быть только жизнь персонажа, получающего удовольствие и от того, и от другого. Такой - везде чужой, ему никто не рад.
И вот так всю жизнь. Остается только расслабиться и получать удовольствие. И, что характерно, часто самого "универсала" раздражают и те и другие.
>радость от познания и узнавания нового вообще
или есть ещё "счастье в неведении"
вообще положительные эмоции - это замечательно, как у той
>стаи беснующихся вокруг павианов
лишь бы закон не нарушали, хотя быть может некоторые преступники - "самые счастливые люди на земле"
А мне показалось что в кино "Догвиль" очень героиня главная надуманная. Такую дуру можно конечно сыскать в реальной жизни, но смотреть на ней совершенно неинтересно - и так всё понятно.
"Когда командир корабля говорит, что ему нравится си-бемоль минорная фуга Баха, так и хочется ему сказать: "Не выё...ся, водку тебе жрать нравится"."
(с) Один вице-адмирал.
"Танцующую в темноте" смотрели с братом, когда мне было лет 14, а ему 15 поздно ночью по зомбоящику. Смотреть тяжёло было, да, но хер оттянешь. Очень, очень сильно вшибло.
Многое его закупил на ДВД, но вот только не доберусь никак.
"Забавные игры", упомянутые тут тоже фильм жёсткий: скрипишь зубами, но до конца досмотришь. Пересматривать желания особого нет. Его, кстати, данный режиссёр переснимает сейчас в Голивуде.