Бархатное подполье

21.04.11 13:06 | Goblin | 273 комментария »

Политика

Цитата:
— То есть это подполье было скорее культурным, чем политическим?

— Я бы не сказал. Скорее политика рассматривалась как часть культуры. Даже на Южинском переулке, в мистическом «Южинском кружке», строились планы убийства первых лиц государства. Мамлеев называл Ленина «красной обезьяной». Как-то я решил познакомить его со своим отцом, видным представителем номенклатуры и большим, по тем временам, либералом. Папа стал ему что-то говорить о Ленине. Свой ответ Мамлеев начал: «Вы понимаете, красная обезьяна…» На что мой отец предложил: а давайте-ка мы с вами лучше водки выпьем.

— Обитатели салонов мыслили себя новой аристократией. А легко ли было попасть в этот круг?

— Легко. Это вообще была разомкнутая система, никакого герметизма. Везде сидели одни и те же люди. Все ко всем ходили. Мы могли встретиться на бульваре и еще долго выбирать, кому оказать честь своим посещением. Двести-триста квартир ждали нас каждый день, только раскрой записную книжку. Каждый день! И никаких предварительных звонков! Звонили только новым, еще незнакомым людям, а к знакомым все ходили запросто! Это была другая страна, другая планета, с другой системой общения и коммуникации. Я шел по улице Горького, и у меня язык уставал здороваться — половину прохожих я знал по именам.
Бархатное подполье

Ну а сейчас-то развернулись в полную силу.
Нарисуй хер на мосту — получишь государственную премию.

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 273, Goblin: 11

Goblin
отправлено 21.04.11 13:06 # 1


Среда, в которой родилось и существовало неофициальное искусство и диссидентское движение второй половины ХХ века, формировалась буквально из ничего — из дружеских застолий, посиделок в мастерских художников, стихийных философских и поэтических кружков. Во времена хрущевской оттепели на карте Москвы обозначились энергетические центры этой среды — сеть квартир, бараков, подвалов, в которых знакомилась, общалась, влюблялась и спорила русская советская богема и интеллигенция. О буднях советского подполья вспоминает писатель и журналист Игорь Дудинский.

Общие положения

— Вообще, давай сразу обозначим, чем салоны второй половины ХХ века отличались от всего остального — периодических застолий, клубов, кружков, сквотов, тусовок хиппи или бардаков золотой молодежи. Андеграундный салон всегда был на квартире или в мастерской художника — никаких кафе или тому подобных общедоступных мест. Во-вторых, в салоне никто никогда не растворялся — там царила здоровая интеллектуальная состязательность, выражавшаяся в тонкой пикировке, а не в базаре, гоне и телегах. Именно эту состязательность советский салон заимствовал из XIX века. Зачастую пикировка имела эротическую подоплеку — мужчине было важно произвести впечатление на женщину, женщине — на мужчину. Ну и, наконец, люди тех салонов если и чувствовали себя маргиналами, то избранными, а не обиженными аутсайдерами. Эти люди считали себя элитой — причем это не проговаривалось, а подразумевалось. И еще, во многих таких местах постепенно стали торговать — живописью, антиквариатом, предметами искусства. Иногда это происходила помимо воли хозяев.

— Как это?
— В любом салоне рано или поздно появлялись иностранцы. И начинали интересоваться: а есть у вас что купить? А где иностранцы, там гэбэшный хвост. Весь дипкорпус, естественно, был под наблюдением КГБ.

— Держатели салонов контактировали с КГБ?
— Как правило, вступали в вынужденные, сложные и запутанные отношения: держать салон и не быть связанным с гэбухой было почти невозможно. Где-то КГБ курировал бизнес, который шел в салонах (после хрущевских чисток на место энкаведешников пришли люди с развитой хозяйственной жилкой), где-то просто следил за тем, что делается и говорится. Где-то люди, связанные с Комитетом, имели свой частный интерес, скажем так, к коммерции отношение не имевший. А где-то просто появлялись стукачи. А иногда, например, приходили люди и говорили: «А можно мы вас пофотографируем?» И все фотографируемые относились к этому спокойно: не боялись, наверное. Хотя именно Контора салоны и срезала на корню в самом конце семидесятых. Любой хозяин понимал — расплата обязательно придет, хотя не всегда понятно, когда и какой она будет.

— Что там было важнее, на ваш взгляд — магия места или люди, которые эти салоны держали и посещали?
— Да уж какая там магия места. Находились они, в основном, в центре, но были исключения, например, Лианозово. Салоны, особенно ранние, были неотличимы от интеллигентских кухонь. Только на кухне собирались время от времени, а салоны никогда не пустовали, там ежедневно кипела жизнь. Что касается людей… Московские салоны — это живой пример диалектики. Они прошли путь от глухого подполья до места встречи представителей власти и диссидентуры. И если в Долгопрудном у Кропивницких самыми высокими гостями были иностранные послы, то у Ники Щербаковой, скажем, могли вести беседы инструктор ЦК и махровый антисоветчик, которого скоро турнут на Запад.

— То есть это подполье было скорее культурным, чем политическим?
— Я бы не сказал. Скорее политика рассматривалась как часть культуры. Даже на Южинском переулке, в мистическом «Южинском кружке», строились планы убийства первых лиц государства. Мамлеев называл Ленина «красной обезьяной». Как-то я решил познакомить его со своим отцом, видным представителем номенклатуры и большим, по тем временам, либералом. Папа стал ему что-то говорить о Ленине. Свой ответ Мамлеев начал: «Вы понимаете, красная обезьяна…» На что мой отец предложил: а давайте-ка мы с вами лучше водки выпьем.

— Обитатели салонов мыслили себя новой аристократией. А легко ли было попасть в этот круг?
— Легко. Это вообще была разомкнутая система, никакого герметизма. Везде сидели одни и те же люди. Все ко всем ходили. Мы могли встретиться на бульваре и еще долго выбирать, кому оказать честь своим посещением. Двести-триста квартир ждали нас каждый день, только раскрой записную книжку. Каждый день! И никаких предварительных звонков! Звонили только новым, еще незнакомым людям, а к знакомым все ходили запросто! Это была другая страна, другая планета, с другой системой общения и коммуникации. Я шел по улице Горького, и у меня язык уставал здороваться — половину прохожих я знал по именам.

Лианозово (конец 50-х — начало 70-х)

— Ядром этого салона была семья художников Ольги Потаповой и Евгения Кропивницкого, которые жили в Долгопрудном, плюс породнившийся с ними Оскар Рабин, который с женой Валентиной Кропивницкой поселился в Лианозово. А идеологическим фундаментом было лагерное изгойство шаламовского толка. Это был такой форпост поколения, ужаленного войной и лагерями, и если в целом по Москве это было размыто — во дворе моего детства на Плющихе, например, кто-то воевал или сидел, а кто-то нет, но внимания на этом никто не акцентировал, — то в Лианозово это все было в концентрированном виде. И в бараке Рабина, и в квартире Кропивницких этот концентрат рванул. Люди с активными протестными настроениями, вынужденные выживать и не могущие забыть свой экстремальный военно-лагерный опыт, собрались и стали философствовать, чтобы просто осознать себя.

Там впервые появился и проявился Игорь Холин, великий поэт. Он шел в библиотеку, брал сборник Исаковского и сам, интуитивно, начинал доходить до того, как пишутся стихи. А потом писал: «Кто-то выбросил рогожу, кто-то выплеснул помои, на заборе чья-то рожа, надпись мелом — „Это Зоя“. Выходной, начало мая, скучно жителям барака…» Потом он приносил эти стихи Кропивницкому, а тот говорил: смотри, а есть ведь еще и другие размеры, рваный стих, белый. И Холин писал: «Умерла в бараке, сорока семи лет, детей нет, работала уборщицей в мужском туалете, для чего жила на свете?»

Тут же пишут картины, тут же пишут стихи, приходят новые гости, люди знакомятся…

Это возникло и пошло в рост так быстро и неожиданно, что КГБ просто не успел ничего с этим сделать. Они могли только отслеживать, но салон появился и зажил самостоятельно. К тому же на дворе стояла хрущевская оттепель, могли только контролировать и договариваться.

Южинский переулок

— Этот кружок сформировался в читальном зале Ленинки, точнее, он зародился в тамошней курилке. Книги по философии, мистике, эзотерике (КГБ тогда еще не осознавал степени их влияния, и вся эта роскошь еще стояла в открытом доступе, люди их читали и обсуждали). Постепенно все со всеми перезнакомились, и Мамлеев стал приглашать народ к себе в гости. Просто он жил ближе всех.

— Как выглядела его квартира?
— Ха, квартира. Это был барак! Общие кухня и удобства. Мамлееву надо было звонить шесть раз. В конце длиннющего коридора у Мамлеева были две маленьких смежных комнатки, в одной из которой окно смотрело в стену соседнего дома. Никакой особенной салонной обстановки, книги и книги. И очень тесно.

Этот салон носил отчетливый мистический оттенок. Люди, собиравшиеся там, называли себя «шизами» или «шизоидами», чтобы обозначить: еще не совсем сумасшедшие, но от нормы далеки. Создавались и вывешивались стенгазеты «Вечная женственность» и «Ее слезы»… Можно было увидеть такую картину — входит профессор в пиджаке и галстуке, его поддерживают под руки два бомжа. И он с этими бомжами ведет диалог, причем они в плане интеллектуального потенциала ни в чем ему не уступают.

— Люди собирались там каждый день?
— Каждый. Причем вопрос денег не волновал никого, если вдруг не было водки, сидели без водки. Но водка была всегда. Если хотелось есть, шли во двор магазина, где по желобу в подвал загружали картошку. Собирали паданцы и варили. Вопрос о том, что поесть или чего выпить, не стоял никогда. Было так тесно, что люди во время заседаний сидели на шкафу, туда передавали стаканы и тарелки.

— Говорили, что Южинский был своего рода штаб-квартирой для тех, кто участвовал в знаменитых поэтических чтениях на площади Маяковского, базой этого сообщества.
— Конечно. И здесь, как ни странно, снова играл роль географический принцип, просто к Мамлееву было ближе. Конечно, нельзя приравнивать завсегдатаев Маяковки — Вадима Делоне, Леонида Губанова — к южинским «шизам», между ними шли захватывающие пикировки и подколки (доходившие порой до смешного: после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник). Но Южинский был интеллектуальным тылом Маяковки, если так можно выразиться.

— Кто вышел из этого кружка?
— Буквально все. От Александра Проханова до Владимира Буковского — вот в таком диапазоне. Головина, Дугина и других без южинского салона просто не было бы. Южинский стал точкой отсчета для следующих поколений, аккумулятором идей, который всех потом питал. Там учили идти во всем до предела. Там бредили, освобождая ум. Там обожествляли процесс, верили что Бог — это постоянный поиск. Это была упертая, экстатическая антисоветчина в чистом виде, без всяких прилагательных. И людей этой закваски и сейчас видно по их делам. Посмотрите на тех же Проханова и Буковского.

Елена Строева и Юрий Титов

— Когда возник салон Строевой-Титова?
— Примерно в 1957 году. Их квартира находилась на углу Васильевской и Тверской. Она представляла собой большое сталинское жилище с высокими потолками. У них там было две комнаты. Обстановка внутри довольно простая, тогда все жили одинаково. Но на стенах, как и в любом салоне, висели картины, подаренные друзьями-художниками. Юра сам был художник, рисовал такие… импровизации на религиозные сюжеты.

Это был первый салон с отчетливой, сформулированной идеей. Там проповедовали антисоветчину через монархизм. Там были четкие правила игры: не дай Бог сказать что-нибудь неодобрительное о Государе Императоре. Я бы сказал, что этот салон перенял у мамлеевского кружка его экстатическую энергию, они принципиально записывали в свои «попутчики» тех, кого советская власть называла врагами.

— То есть в этом салоне, в отличие от Южинского, царили строгие нравы?
— Наоборот. Строева могла выйти к гостям с наволочкой, повязанной вместо бюстгальтера, с торчащей из декольте розой. Нет, это было богемное место, там жили эмоциями, интуицией. Именно это эмоциональное начало салон Строевой-Титова унаследовал от Южинского. Плюс махровое диссидентство — эти двое добивались отъезда на Запад, и их выпустили из страны в то время, когда не выпускали почти никого.

Фальковские старухи — Раиса Вениаминовна и Александра Вениаминовна жили в доме за магазином «Чай» на Кировской, Раиса Вениаминовна была вдовой художника Фалька. Это был чопорный, интеллектуальный салон. Там занимались просветительством: пропагандировали, если можно так выразиться, пост-Серебряный век. Туда ходили все. Там я, пятнадцатилетний, узнал, кто такой Андрей Платонов (он в доме сестер вообще был предметом культа), а потом доказывал, что есть в Москве кое-кто покруче автора «Котлована», имея в виду Мамлеева. И когда Юра пришел, чтобы почитать там, у старух просто яблоку было негде упасть…

Вообще, вместимость маленьких комнат — это какая-то загадка геометрии. По пятьдесят-шестьдесят человек на пятнадцать-двадцать квадратных метров! И еще одна загадка, как за один день завсегдатаи успевали объездить полгорода, чтобы выпить, пофилософствовать и заняться любовью!

— Как сестры реагировали на произведения Мамлеева?
— За глаза, конечно, «ужас, ужас, какой ужас». Но если он соглашался у них читать, то всегда были рады.

Василий Ситников, Нина и Эдмунд Стивенсы — Ситников жил в подвальной квартире на Лубянке, под носом у КГБ. Этот человек был реинкарнацией Распутина. У него была отдельная молельная комната, обитая мехом. Он был художник, у него было много учеников и, подчеркну особо, учениц. Ситников всю жизнь мечтал о «домашней академии» и вот, наконец, реализовал свою мечту. Собирал и продавал иконы, был богатым человеком. Каждая икона висела в золотом окладе.

— Чем он жил? Торговлей иконами?
— Нет. Он без конца рисовал Лавру или Кремль (он его называл «Кремь») со снежинками. Выписывал каждую снежинку по несколько дней. Получался такой суперкитч. И продавал их дипломатам и другим иностранцам, которых, кстати, не очень жаловал. Его любимым развлечением было собирать своих домашних клопов в спичечную коробочку и выпускать их во всякого рода официальных местах, например, в американском посольстве. Экстравагантный был человек. Ситников существовал под крылом Нины Андреевны Стивенс…

— Что значит «под крылом»?
— Была некая структура, своеобразный центр обмена информацией, созданный нашими совместно с американцами. Советские разведчики вообще-то вели войну против иностранных разведок, но в чем-то с ними сотрудничали. Муж Нины, Эдмунд, работал в Москве корреспондентом одной провинциальной американской газеты. Я уверен, что это было прикрытие. У той газеты не было корреспондента даже в соседнем штате, а в Москве почему-то был. И в их доме торговали всем: информацией, картинами, антиквариатом, даже советскими художественными фильмами. На Запад, разумеется. Покупалось задешево, продавалось задорого.

— Так это был такой торговый центр с галереей.
— Нет, это был салон. Там кипела жизнь, там выпивали, знакомились, жили… То есть занимались всем тем же, чем и в других салонах. Летом сборища проходили в саду, а на заборе висели полотна авангардистов.

— А где это все находилось?
— В особняке на улице Рылеева (ныне Гагаринский переулок). В их распоряжении был весь особняк. Собственно, там я по-настоящему вошел в эту жизнь. Меня называли «барменом» этого салона, что неверно, я был чем-то средним между ассистентом и пажом. Молодой журналист, любимец хозяйки, я пользовался всеми благами, которые только мог дать дом иностранного корреспондента. Например, новостной лентой агентства Evening News или телетайпом. Доступ к телетайпу в то время значил то же, что в середине 90-х — доступ в Интернет.

Олег и Римма Трипольские (1960-е — 1972-й )

— Олег и Римма жили в пятиэтажке на Войковской, окна квартиры выходили на железную дорогу. Римма Заневская до Олега была женой поэта Генриха Сапгира, их общая дочка спала в одной комнате, а мы гудели в другой. Там, конечно, шла торговля антиквариатом и иконами, причем шла бойко. Среди главных тамошних фарцовщиков был один нынешний церковный диссидент.

Хозяев все называли «Олежек» и «Римуля». Туда очень любили ходить Холин и Мамлеев. Холин был квинтэссенцией Лианозовской школы, Мамлеев — Южинского кружка. Римма и Олег любили и принимали обоих — просто потому, что умели ценить настоящий талант.

Мамлеева, кстати, в квартире на Войковской познакомили с его женой Фаридой (сейчас она стала Машей), которая в ту пору была женой филолога Хоружего, переводчика Джойса. У них тогда, видно, уже отношения остывали, и Фарида увлеклась Мамлеевым… А потом уехала вместе с ним в эмиграцию.

Это был самый спокойный салон из всех, которые мне довелось увидеть. Там царила терпимость, и на ней все держалось. Там садились за стол трезвыми и вставали трезвыми. Хотя выпивки было сколько угодно. Просто это было такое приличное и, в хорошем смысле, чопорное место. Олег был верующим человеком, кроме того, в доме был ребенок. Там никогда никаких дикостей не происходило.

Аида Сычева (середина 60-х — середина 70-х)

— Это был человек-салон, современная княгиня Волконская. У Аиды было двенадцать мужей и, наверное, девять детей, всякий раз она брала фамилию своего нового супруга. Быть ее мужем было сложно — приходилось соответствовать. Если ты не выдерживал накала этой жизни, тебе указывали на дверь. Ее дом всегда был полон народа. Сейчас она живет в Париже, где недавно развелась со своим очередным мужем фотографом Володей Сычевым.

— А у этого места была какая-то генеральная идея?
— Идея? Примерно такая. Прихожу я как-то к Аиде, ко мне подходит ее ребенок, лет двух-трех, и произносит: «Дядя, мы умлем на баррикадах!» Потом оказывается, что это были его первые слова! Можете себе представить, о чем там говорили? Ребенок в своих первых словах выразил общее настроение всех салонов того времени.

— Все, кто приходил к ней, были в нее влюблены?
— Нет! Она была красива — копия Анны Ахматовой в молодости, длинные пальцы, черные волосы. Но ее не слишком интересовали поклонники. Ей было важно, чтобы здесь и сейчас что-то происходило. Чтобы было «общество», настоящее, живое. Куда могли прийти все — от дипломата до дворника, от партийного до православного. Ситуация немыслимая для ранних салонов, но вполне распространенная в позднюю их эпоху.

— А где еще такое могло быть?
— Например, в салоне Ники Щербаковой.

Ника Щербакова (70-е)

Ника была суперженщина. У нее встречались все, кого только можно себе представить. Я уверен, что это место было под колпаком. Салон располагался в квартире с выходом на крышу, в шикарном доме на Садовом кольце около Малой Бронной. Это было светское место. Там появлялись, скажем так, совсем не диссиденты. Например, Вася Аксенов. Многие его ненавидели, не принимали, считали совком. Сапгир и Холин печатались как детские поэты, это считалось нормальным, не пособничеством совку, а просто средством заработка. А любого, кто печатал свое, что-то важное для себя, в «Новом мире» или любом другом месте, вместо того, чтобы публиковать это в самиздате и читать в салоне, вот их ненавидели животной ненавистью. Андеграунд должен был оставаться в подполье, чтобы сохраняться в чистоте.

Рубина Арутюнян (70-е)

— Рубина была моей женой, так что это был отчасти и мой салон тоже. Он находился в небольшой наркомовской квартире (ее отец и мать в свое время были важными людьми) на Лесной улице. Была такая странная закономерность: чем более высокого (в номенклатурном отношении) положения была дочка, тем охотнее она пускалась во все тяжкие. Рубина была человеком без преград, и она меня этим абсолютно очаровала. До меня у нее было несколько мужей. Миша Каплан, мой ближайший друг, король Маяковки (их развели родители, пригрозив отправить обоих в тюрьму). Потом был Никита — человек, который посадил всю богемную Москву на фенамин. Он знал секрет его изготовления и снабжал всех шизоидов. Он покончил самоубийством, когда его пришли арестовывать. Четвертым, но не последним мужем стал я.

Это был такой… нарко-декадентский притон. Когда мы с ней познакомились, она делала квартирные выставки, мне кажется, она их чуть ли не первой в Москве стала организовывать. И превращала их в масштабные события: звала дипломатов и богему. В какой-то момент мы отдали квартиру на Лесной моей бывшей жене и переехали на Профсоюзную. Казалось бы, к черту на рога, но к нам все так же продолжали ездить. Квартира была двухкомнатная, мы с Арутюнян и поженились во многом для того, чтобы туда прописаться: одного в две комнаты не прописывали ни под каким видом.

Конец

— А когда и почему салонное движение сошло на нет?

— Во второй половине 70-х. Оно не сошло на нет, его свернуло КГБ. Людей просто выпихивали из страны. Но душить начали раньше, начиная с отъезда Мамлеева в 1974 году…

— Но Титов со Строевой уехали двумя годами раньше.
— Они уехали сами, хотя им и намекали, что пора, мол. У них тогда было представление о Западе буквально как о крае молочных рек и кисельных берегов. Лена Строева погибла там, не выдержав испытания реальностью. Когда в их квартире шла очередная пьянка, она поднялась на чердак и повесилась. Титов сразу слег в дурдом, потом скитался, жил в парижских богадельнях. Люди не имели никакого опыта жизни и быта, кроме советского, но шли до конца за то, во что верили. Аида Сычева тоже уезжала целенаправленно. Ее муж еще здесь начал работать на всевозможные западные СМИ, и они себе базу готовили заранее.

— А что значил отъезд Мамлеева?
— А вот это было уже целенаправленное сворачивание. Там была инсценирована целая история, и никто не знает, какова была его ситуация на самом деле. Был инспирирован обыск, во время которого нашли мамлеевские рукописи. И все «друзья» стали его убеждать: тебя сейчас в дурку упекут или в тюрьму, подавай заявление на выезд, тебе не откажут. Ну, он испугался и подал.

— А кто еще уехал?
— Да буквально все. Та же Ника Щербакова, правда, уже в восьмидесятые, сейчас она проживает в Голливуде.

— Так это же было место «под колпаком»?
— Ну и что? Были одни гэбисты, которым выгодно было, что все у нее собираются, а потом пришли другие, которые решили это все прекратить. Нике намекнули, что надо бы собираться — либо за границу, либо в тюрьму…

Ситникова выгнали за границу, не дав вывезти с собой ничего, ни одного образа, ни одного холста. Он там сошел с ума и умер в нищете. Уезжал вообще без вещей: взял авоську, в нее положил редьку, картофелину, морковку и луковицу, и с ней пошел на таможню. Рубина Арутюнян уехала по той же самой причине и при тех же обстоятельствах. Перед отъездом КГБ подожгло ее дачу. Я не мог ехать с ней, это бы погубило не только карьеру моего отца, но и его самого. Но уже к 1978 году начался застой, настоящее безвременье и запустение, пойти было просто некуда.

— То есть в 80-х салонов как таковых уже не существовало?
— Нет, один я все-таки помню, салон Виктора Романова-Михайлова.

Виктор Романов-Михайлов (середина 80-х — начало 90-х)

— Это был единственный салон эпохи перестройки, самый последний, такой постскриптум салонного движения. Художник Виктор Сергеевич Романов-Михайлов жил на улице Рылеева, по иронии судьбы, всего в двух домах от особняка Нины Стивенс. У него там, скажем так, образовалась квартира. Он получил ее через целую цепочку браков и прописок. Там царил перестроечный и постперестроечный угар в чистом виде. В этой квартире, кроме него, постоянно обитал Анатолий Зверев и вся его алкогольная банда. Он здесь и работал, и спал, и пьяный валялся. Потом наступил упадок — роковые женщины соседствовали с бизнесменами, неотличимыми от бандитов, дипломаты пили водку с художниками. Тем не менее там шла жизнь. Люди, несмотря на уже совсем черное пьянство, там думали и спорили, в том числе и о новых временах. Это место прошло всю эволюцию эпохи перемен. В порядке «расселения» Романова-Михайлова выкинули из этой квартиры и дали ему жилье где-то на окраине, но он туда не поехал. Вместо этого поселился в строительном вагончике около Зачатьевского монастыря, и все завсегдатаи стали приезжать туда! Люди жгли во дворе костры и вели разговоры о путях искусства и судьбах Родины, новые богатые и старые бомжи-художники! Кстати, почти все «новые русские» из «романовского» салона погибли в разборках. Но и те и другие в его квартире, а потом и у его костра, чувствовали себя одной крови, одним обществом. Только представь себе! Такое сейчас и помыслить невозможно.

А все очень просто — никаких социальных страт не было, общество не было поделено на классы, а было одним большим бульоном. На улицу выходила то интеллигенция, то маргиналы, то все вместе. И люди еще могли спокойно друг с другом выпить, поговорить, не принимая во внимание социальное положение и уровень дохода собеседника-собутыльника.

Действительно конец

— Есть мнение, что салоны умерли со смертью советской власти — некому стало себя противопоставлять и не от кого отгораживаться.

— Э, нет. Нельзя все сводить к одной политике, да она здесь и ни при чем. Салоны были убиты клубами. Незачем стало сидеть по квартирам, когда можно всем вместе встретиться в клубе. Незачем искать чьи-то хоромы, когда есть хоромы общего пользования.

— И только?
— Не только. Есть еще один важный фактор. В салонах деньги не играли никакой роли, можно было жить вообще без денег. А в клубной культуре стало стыдно быть бедным.


rodionov
отправлено 21.04.11 13:15 # 2


> Люди, несмотря на уже совсем черное пьянство, там думали и спорили, в том числе и о новых временах. Люди жгли во дворе костры и вели разговоры о путях искусства и судьбах Родины, новые богатые и старые бомжи-художники!

Прелестно, прелестно. Только таким можно позволить обустройство страны, без сомнения.


DiggMih
отправлено 21.04.11 13:17 # 3


Блин, после прочтения, как в помоях вывозился!


Хромой Шайтан
отправлено 21.04.11 13:20 # 4


> после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник

Как это по интеллгентному нассать в чужой чайник


madbear
отправлено 21.04.11 13:24 # 5


Кому: Хромой Шайтан, #4

> Как это по интеллгентному нассать в чужой чайник

Опередил!


Goblin
отправлено 21.04.11 13:25 # 6


Кому: DiggMih, #3

> Блин, после прочтения, как в помоях вывозился!

Высокая культура.


Nemesis
отправлено 21.04.11 13:26 # 7


Кому: Goblin, #1

> между ними шли захватывающие пикировки и подколки (доходившие порой до смешного: после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник).

Однако очень смешно: санье в чайнике.

> Эти люди считали себя элитой — причем это не проговаривалось, а подразумевалось.

Напомнило анекдот про Неуловимого Джо.


Gurann
отправлено 21.04.11 13:26 # 8


Кому: Goblin, #1

> если вдруг не было водки, сидели без водки. Но водка была всегда.

В показаниях путается!


d_test
отправлено 21.04.11 13:27 # 9


> Если хотелось есть, шли во двор магазина, где по желобу в подвал загружали картошку. Собирали паданцы и варили.

Нормально. Вот откуда современные бомжи пошли. Ну и "водка была всегда"!


Шантажист
отправлено 21.04.11 13:27 # 10


Считаю, что элита общества — бизнесмены. Есть несогласные?


Человекъ
отправлено 21.04.11 13:30 # 11


Упомянутый Мамлеев это как бы отец известной Гай Германики.


Nemesis
отправлено 21.04.11 13:31 # 12


Кому: Goblin, #6

> Высокая культура.

Почему то ничего кроме слова дегенераты на ум не приходит.


Артем
отправлено 21.04.11 13:31 # 13


Кому: DiggMih, #3

> Блин, после прочтения, как в помоях вывозился!

А мне не удалось дочитать. Испачкал клавиатуру.

Сейчас зато в качестве "подполья" - "арт-группа" Война. Достойную смену взрастили.


ushak
отправлено 21.04.11 13:32 # 14


> Люди, собиравшиеся там, называли себя «шизами» или «шизоидами», чтобы обозначить: еще не совсем сумасшедшие, но от нормы далеки.
> вопрос денег не волновал никого, если вдруг не было водки, сидели без водки. Но водка была всегда.
> после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник

Элита!!!

> Если хотелось есть, шли во двор магазина, где по желобу в подвал загружали картошку. Собирали паданцы и варили.

А потом рассуждали, в том числе, об экономике. А потом их рассуждения стали идеологической основой "строительства свобдного рынка".

> Рубина была моей женой, так что это был отчасти и мой салон тоже. Он находился в небольшой наркомовской квартире (ее отец и мать в свое время были важными людьми) на Лесной улице. Была такая странная закономерность: чем более высокого (в номенклатурном отношении) положения была дочка, тем охотнее она пускалась во все тяжкие. Рубина была человеком без преград, и она меня этим абсолютно очаровала. До меня у нее было несколько мужей. Миша Каплан, мой ближайший друг, король Маяковки (их развели родители, пригрозив отправить обоих в тюрьму). Потом был Никита — человек, который посадил всю богемную Москву на фенамин. Он знал секрет его изготовления и снабжал всех шизоидов. Он покончил самоубийством, когда его пришли арестовывать. Четвертым, но не последним мужем стал я.

Кровавый совок, зажим свободы, кагэбэ сажает на кол всех, не читавших "Малую землю"!!!
Почему, блядь, их всех не пришли арестовывать, и почему они все не покончили с собой?


Дадли Смит
отправлено 21.04.11 13:32 # 15


>У них тогда было представление о Западе буквально как о крае молочных рек и кисельных берегов. Лена Строева погибла там, не выдержав испытания реальностью. Когда в их квартире шла очередная пьянка, она поднялась на чердак и повесилась.

Ты подумай, на Западе оказывается работать надо, деньги зарабатывать. Такого жестого столкновения с реальностями жизни душенька интеллигентши не снесла


Goblin
отправлено 21.04.11 13:32 # 16


Кому: Nemesis, #12

> Почему то ничего кроме слова дегенераты на ум не приходит.

Когда будешь наслаждаться искусством - вспомни об этом.


Crusad3r
отправлено 21.04.11 13:32 # 17


фу, бля...
пойду в душ


Артем
отправлено 21.04.11 13:34 # 18


> Во второй половине 70-х. Оно не сошло на нет, его свернуло КГБ. Людей просто выпихивали из страны.

Блядь, ну почему не всех? И почему так поздно ? И почему в конце концов из страны, а не в Коми, в общий барак ?


Яныш
отправлено 21.04.11 13:34 # 19


Прылестно. Такой накал богемного дерьма раньше только у Милана Кундеры видел.


Человекъ
отправлено 21.04.11 13:35 # 20


А интервьюируемый Дудинский, оказывается, тоже отец известной Гай Германики! Только биологический.

Как у них там все интересно.


bqbr0
отправлено 21.04.11 13:36 # 21


Такая непросредственность в описании! Как тут не вспомнить слова Ленина про интеллигенцию.


Артем
отправлено 21.04.11 13:36 # 22


Кому: Goblin, #16

> Когда будешь наслаждаться искусством

Это которое какашечкой по шву ?


Zorch
отправлено 21.04.11 13:36 # 23


Прочитал с трудом, исключительно, чтобы знать, что такое тоже было. Экая мерзопакость. Опарыши.


Spectaz
отправлено 21.04.11 13:38 # 24


Кому: DiggMih, #3

> Блин, после прочтения, как в помоях вывозился!

кормад, мне вообще после первых двух абзацев захотелось удавится
ну, едрёны пассатижи, интеллектуальная элита.

>Обитатели салонов мыслили себя новой аристократией

да блядь!

Извините.


Майкл_С
отправлено 21.04.11 13:38 # 25


Слышал, что была какая-то разница между московским и ленинградским видом этих салонов.


Человекъ
отправлено 21.04.11 13:40 # 26


> Он находился в небольшой наркомовской квартире

Впадаю в когнитивный диссонанс.

Верно, хотел сказать "в огромной, роскошной наркомовской квартире"?


b1aze
отправлено 21.04.11 13:41 # 27


Кому: Шантажист, #10

А ты сначала сформулируй - что такое элита общества в твоем понимании.
Ты тут говоришь о факте власти бизнесменов в капиталистическом обществе и соответственно их статусе элиты или ты говоришь, что бизнесмены - лучшие представители рода человеческага по определенным параметрам.
Те которые в статье - они по второму признаку себя элитой считают и если ты по аналогии бизнесменов также туда записал, то камрад, ты глубого ошибаешься.


bqbr0
отправлено 21.04.11 13:42 # 28


Кому: Goblin, #1

> Это был человек-салон, современная княгиня Волконская. У Аиды было двенадцать мужей и, наверное, девять детей, всякий раз она брала фамилию своего нового супруга.

[воет]
Княгиня, майн арш!


Lady_Alia
отправлено 21.04.11 13:42 # 29


Испражнение в неположенные места, пьянство и блядство. И эти люди считаются культурной элитой. Опарыши они, а не элита.
Тьфу!


ushak
отправлено 21.04.11 13:43 # 30


Кому: Хромой Шайтан, #4

> после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник
>
> Как это по интеллгентному нассать в чужой чайник

Жил я как-то (года полтора с небольшими перерывами) в общаге "Спецстроймонтажтреста" в г. Калининград (ныне Королёв) Моск.обл. Во время одной лютой пьянки в соседнем "нумере", один из гостей мероприятия, не желавший тащиться в сортир (в дальнем конце коридора), нассал в хозяйскую кастрюлю. Гость улетел из окна ласточкой (5 этаж, внизу асфальт, труп). В общаге жила не элита, а просте совковое быдло, иначе ссаньё в пищевую ёмкость было бы воспринято как элегантный и нестандартный полемический приём.


Niklaus_K
отправлено 21.04.11 13:43 # 31


Если почитать мемуары поэтов Серебряного века (и вхожих в эти круги) - там еще круче получается. Сравните - http://oper.ru/news/read.php?t=1051606706


Lady_Alia
отправлено 21.04.11 13:43 # 32


Кому: Zorch, #23

Апиридил!


Человекъ
отправлено 21.04.11 13:43 # 33


Кому: Шантажист, #10

> Считаю, что элита общества — бизнесмены. Есть несогласные?

Были ли "бизнесмены" в Древнем Риме или Средневековой Европе, и какое место они там занимали в обществе?

Боюсь даже спрашивать про СССР.


ushak
отправлено 21.04.11 13:45 # 34


Кому: Человекъ, #11

> Упомянутый Мамлеев это как бы отец известной Гай Германики.

Кому: Человекъ, #20

> А интервьюируемый Дудинский, оказывается, тоже отец известной Гай Германики! Только биологический.
>
> Как у них там все интересно.

Коллектив авторов, так сказать. Какие авторы, такое и изделие.


furbogrande
отправлено 21.04.11 13:46 # 35


Кому: Человекъ, #11

> Упомянутый Мамлеев это как бы отец известной Гай Германики.

Почему как бы? Доподлинно не известно, кто, так сказать, в чайник прыснул?


W0wik
отправлено 21.04.11 13:47 # 36


тунеядство, пьянство, разврат.

Омерзительно!


Niklaus_K
отправлено 21.04.11 13:50 # 37


Кому: Человекъ, #33

> Были ли "бизнесмены" в Древнем Риме или Средневековой Европе, и какое место они там занимали в обществе?

Собственники средств производства - были, конечно. И место в обществе они занимали самое почетное. Просто назывались они иначе.
В СССР собственником средств производства было государство, а граждане являлись служащими на его предприятиях.


Пан Головатый
отправлено 21.04.11 13:51 # 38


Цирк уродов, бля.


Чинга
отправлено 21.04.11 13:53 # 39


Прочитал. Только один термин подходит для этих "культурных"- задроты....


bqbr0
отправлено 21.04.11 13:53 # 40


Кому: Niklaus_K, #37

> В СССР собственником средств производства было государство, а граждане являлись служащими на его предприятиях.

И снова здравствуйте.
Собственность на средства производства в СССР была общенародной. Не государственной — общенародной.


dead_Mazay
отправлено 21.04.11 13:54 # 41


[Завернувшись в ложноклассическую шаль] Когда б вы знали, из какого сора.
Извините.

Кстати, салонами теперь называют бордели.
С чего бы это?


Niklaus_K
отправлено 21.04.11 13:54 # 42


Кому: Goblin, #1

> — Чем он жил? Торговлей иконами?
> — Нет. Он без конца рисовал Лавру или Кремль (он его называл «Кремь») со снежинками. Выписывал каждую снежинку по несколько дней. Получался такой суперкитч. И продавал их дипломатам и другим иностранцам, которых, кстати, не очень жаловал. Его любимым развлечением было собирать своих домашних клопов в спичечную коробочку и выпускать их во всякого рода официальных местах, например, в американском посольстве.

Загадочно. Богатый человек - а дома живут клопы.


KM 2000
отправлено 21.04.11 13:56 # 43


Кому: Шантажист, #10

> Считаю, что элита общества — бизнесмены. Есть несогласные?

Элита общества - это тот кто двигает развитие общества вперед. Нынешняя "элита" - только может орать на всех углах, что она таки элита.


Niklaus_K
отправлено 21.04.11 13:57 # 44


Кому: bqbr0, #40

> Собственность на средства производства в СССР была общенародной. Не государственной — общенародной.

Как ты себе это представляешь технически?
Собственник потому и собственник, что он может распоряжаться своей собственностью (в случае коллективной собственности - через представителей, например через избираемый на собрании акционеров совет директоров), а также получать доход от владения собственностью (например, в виде дивидендов).
Как "весь народ" управлял "общенародной" собственностью и получал с нее доход? Были ли общенародные "собрания акционеров"?


Digger
отправлено 21.04.11 13:58 # 45


Какая ахинея. Лучше бы шлюх окучивали и молчали в трубочку. Уже рефлекс. Как вижу "деятеля (дятла) культуры", сразу включаю 2х2.


KelDazan
отправлено 21.04.11 13:58 # 46


Ну теперь то всё по-другому.
Во-первых посторили ЖЖ, где можно обсуждать всё, что раньше обсуждалось на кухня, плюс демонстрировать это общественности.
А во-вторых, благодаря техническому прогрессу, появилась масса камер раpных габаритов, на которые можно снимать пьянки, испражнения и разврат.

Преимущество демократии на лицо, да.


Человекъ
отправлено 21.04.11 13:59 # 47


Кому: ushak, #34

> Коллектив авторов, так сказать. Какие авторы, такое и изделие.

Кому: furbogrande, #35

> Почему как бы? Доподлинно не известно, кто, так сказать, в чайник прыснул?

Нет, память подвела. Мамлеев, так сказать, духовный отец.


ВКП(б)
отправлено 21.04.11 13:59 # 48


Кому: Артем, #18

> Блядь, ну почему не всех? И почему так поздно ? И почему в конце концов из страны, а не в Коми, в общий барак ?

Очень гуманные организации КГБ-НКВД, очень.


timur_photo
отправлено 21.04.11 14:00 # 49


> в которых знакомилась, общалась, влюблялась и спорила русская советская богема и интеллигенция.

Так бы и сказали, что бухали, е#лись и какасладились всякие тунеядцы и шизофреники.


Человекъ
отправлено 21.04.11 14:01 # 50


Кому: Niklaus_K, #37

> Собственники средств производства - были, конечно. И место в обществе они занимали самое почетное. Просто назывались они иначе.

Не "бизнесмены"? Может, "вольноотпущенники" или там "третье сословие"?


G-git
отправлено 21.04.11 14:03 # 51


Воистину - просто дай людям свободно говорить и внимательно их слушай! Раскрываются по полной! Лень комментировать подробно, но чОтко наблюдаем: блядство, пьянство, наркомания, явная работа некоторых осведомителями КГБ (параллельно с воплями о "душителях свободы"), нечистоплотность моральная и просто бытовая, спекуляции... Ну и просто психические отклонения, без этого, похоже, нашим "диссидентам" было никак не обойтись.

P.S. В последних двух абзацах наблюдаю логические нестыковки я. "Почему не стало салонов?" - "Все ушли в клубы" - "Только поэтому?" - "Нет, в клубах стало стыдно быть бедным." Что тогда мешало вернуться в салоны, где деньги не имели значения? Стесняемся сказать, что в нынешней жизни "салоны" нахер не нужны?


bqbr0
отправлено 21.04.11 14:06 # 52


Кому: Niklaus_K, #44

> Как ты себе это представляешь технически?

Я себе это очень легко представляю.

> Как "весь народ" управлял "общенародной" собственностью и получал с нее доход? Были ли общенародные "собрания акционеров"?

Благосостояние народа — это и есть доход. Управление собственностью осуществлялось различными методами, в основном выборов представителей. Например, выбором председателей колхозов. «Собрания акционеров» — дурацкая аналогия, совершенно неуместная.


Дадли Смит
отправлено 21.04.11 14:08 # 53


Кому: Шантажист, #10

> Считаю, что элита общества — бизнесмены. Есть несогласные?

Есть.

Бизнесмен калибра Форда или Эдиссона - да, элита, спору нет. Таковых в нашем обществе не наблюдаю. Так что - не про наше обшество. А про обшество где-то там меня не интересует


Niklaus_K
отправлено 21.04.11 14:09 # 54


Кому: bqbr0, #52

> Управление собственностью осуществлялось различными методами, в основном выборов представителей. Например, выбором председателей колхозов

Ты уверен, что руководителей крупных предприятий именно выбирали, а не назначали сверху?

Кому: Человекъ, #50

> Не "бизнесмены"? Может, "вольноотпущенники" или там "третье сословие"?

А чем тебе феодал не собственник основного средства тогдашнего производства - земли?


Майкл_С
отправлено 21.04.11 14:11 # 55


Он еще знаете, чего не сказал?
Этим кругам свойственно особое почтение к сумасшедшим. Справка из психбольницы там типа аккредитации. Их там процентов 50, с этими справками. Кто обделен "божьей милостью", чувствуют себя неполноценными.
Гомосексуалисты, естественно, также предмет поклонения.

Про Проханова для меня - новость. Наверное оттого он особо непримирим именно к этой части общества.


Дадли Смит
отправлено 21.04.11 14:12 # 56


[Только в чайники ссать они и годились. Вот нет чтоб взять и написать нормальные стихи, навроде этого, подсмотренного у Главного :)]

Два эстонца из города Таллина
Обосрались в приёмной у Сталина
И сбежали домой
Через лаз половой,
А у Сталина стало навалено.

Потеряли евреи у Берия
ЕАО и остатки доверия.
И билеты купив
Он их всех в Тель-Авив
Отослал из Российской империи.

Говорят, что у Ленина в Кракове
Все запои закончились драками.
Он пинал, говорят,
Всех поляков подряд,
Чтоб ходили с разбитыми сраками.

В день рожденья Дзержинского Феликса
Две сотрудницы нагло разделися.
Демонстрируя пол,
Залезали на стол,
И никто их прогнать не осмелился.

Члены партии мерили членики,
Но сказала наука евгеника:
- Только Ленина член
В мавзолее нетленн,
Остальные лишь прутья для веника.

Декабристы, под жОсткие муки
Разбудили Ульянова, суки.
Тот пришел на вокзал
И из танка сказал,
Что застрелит царя из базуки

В совнаркоме по праздничным датам
Выдавали эсерам мандаты,
Лишь у Фани Каплан
Был испорченный бланк
С визой Ленина «Фаня, манда, ты».

Горбачева ругали товарищи:
- Сотона ты и аццкая тварища
Ты зачем, Михаил,
СССР развалил
И оставил бардак и пожарища.

На Урал прилетали пришельцы к нам
И случайно забыли там Ельцына,
А обратно забрать
Не хотят, иху мать,
И трясутся зелёными тельцами.


Spectaz
отправлено 21.04.11 14:16 # 57


Кому: Goblin, #1

> Это была другая страна, другая планета, с другой системой общения и коммуникации.

Вот она, где собака зарыта.

> (доходившие порой до смешного: после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник)

ах, какой забавный фельетон! Юморесочка!


D.M.G.
отправлено 21.04.11 14:16 # 58


Кому: Goblin, #1

> Ситников существовал под крылом Нины Андреевны Стивенс…
>
> — Что значит «под крылом»?
> — Была некая структура, своеобразный центр обмена информацией, созданный нашими совместно с американцами. Советские разведчики вообще-то вели войну против иностранных разведок, но в чем-то с ними сотрудничали. Муж Нины, Эдмунд, работал в Москве корреспондентом одной провинциальной американской газеты. Я уверен, что это было прикрытие. У той газеты не было корреспондента даже в соседнем штате, а в Москве почему-то был. И в их доме торговали всем: информацией, картинами, антиквариатом, даже советскими художественными фильмами. На Запад, разумеется. Покупалось задешево, продавалось задорого.

Отличный текст! Можно просто резать на куски и иллюстрировать "Специсторию" Кургиняня по вопросам предательства московской интеллигенцией и номенклатурой своего народа.


AlexS
отправлено 21.04.11 14:16 # 59


Интересно, каково было с таким находится рядом соседям?


Добрый_Сибиряк
отправлено 21.04.11 14:25 # 60


>О буднях советского подполья вспоминает писатель и журналист Игорь Дудинский.

Советское подполье уничтожало фашистов. К этой братве интеллектуалов, ссущих в чайники, применимо другое слово - убогие.


Дмитрий М.
отправлено 21.04.11 14:25 # 61


"...между ними шли захватывающие пикировки и подколки (доходившие порой до смешного: после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник)..."

Какая захватывающая и смешная пикировка - нассать в чайник. Интересно - ответный ход (ну, там, насрать в хлебницу) - воспоследовал? Такие "пикировки" в студенческой общаге-то редко увидишь. А тут... Ну и в целом, конечно - прекрасно. Вот где вершины духа-то!


Asal
отправлено 21.04.11 14:25 # 62


Вот из-за таких деятелей культуры и мало у нас этой самой культуры.


Яныш
отправлено 21.04.11 14:25 # 63


Кому: AlexS, #59
> Интересно, каково было с таким находится рядом соседям?

Гордились, наверное. Всё-таки не пьяное быдло рядом живет, а богема.


Doctor_Rauf
отправлено 21.04.11 14:34 # 64


Да уж... Это называется перекормили антиллегенцию... Вследствие перекорма случилси у них панкреатит и обосрали они на весь мир ту власть которая их взрастила и вскормила типично панкреатическим дерьмом. Тьфу! Эх зря не посадили их всех еще до Хрущева на низкожировую и не так богатую белком и спритом товарищи из НКВД на диету, а то походу те кто с "хозяйственной жилкой" и просрали все.


hel`g
отправлено 21.04.11 14:34 # 65


>И в их доме торговали всем: информацией, картинами, антиквариатом, даже советскими художественными фильмами. На Запад, разумеется. Покупалось задешево, продавалось задорого
>В салонах деньги не играли никакой роли, можно было жить вообще без денег.


Определились бы уже. То деньги не играют никакой роли, а то вдруг продают всё что под руку попадается


des_renards
отправлено 21.04.11 14:35 # 66


>>Где-то КГБ курировал бизнес, который шел в салонах (после хрущевских чисток на место энкаведешников пришли люди с развитой хозяйственной жилкой)

Про развитую хозяйственную жилку очень понравилось.


Гонzа
отправлено 21.04.11 14:39 # 67


Кому: Артем, #18

> Блядь, ну почему не всех? И почему так поздно ? И почему в конце концов из страны

Потом многие ве.рнулись


Niklaus_K
отправлено 21.04.11 14:41 # 68


Кому: Майкл_С, #55

> Этим кругам свойственно особое почтение к сумасшедшим. Справка из психбольницы там типа аккредитации. Их там процентов 50, с этими справками. Кто обделен "божьей милостью", чувствуют себя неполноценными.
> Гомосексуалисты, естественно, также предмет поклонения

Откуда дровишки, камрад?


Jjk
отправлено 21.04.11 14:42 # 69


Кому: Goblin, #1

> — Обитатели салонов мыслили себя новой аристократией.

Отличное подтверждение недавней статьи http://oper.ru/news/read.php?t=1051607974


Honim
отправлено 21.04.11 14:42 # 70


Постоянные звонки в дверь в любое время дня и ночи, шляющиеся по коридору в сортир и обратно немытые "интеликтуальные" личности. Гул голосов 60 человек за стенкой, которые спорят, пьют водку, покупают и продают - я считаю это прекрасно для соседей. Именно в таких условиях взрастает любовь быдла к элите общества.

И ведь автор то сам в это верит, с ностальгией и умилением рассказывает о таком, что иначе как мерзейшей грязью не назовешь. Брррррррррр!


JCF
отправлено 21.04.11 14:43 # 71


Вот бы, где Достоевский "тусовался" почитать.


Niklaus_K
отправлено 21.04.11 14:44 # 72


Кому: D.M.G., #58

> Советские разведчики вообще-то вели войну против иностранных разведок, но в чем-то с ними сотрудничали. Муж Нины, Эдмунд, работал в Москве корреспондентом одной провинциальной американской газеты. Я уверен, что это было прикрытие. У той газеты не было корреспондента даже в соседнем штате, а в Москве почему-то был. И в их доме торговали всем: информацией, картинами, антиквариатом, даже советскими художественными фильмами. На Запад, разумеется. Покупалось задешево, продавалось задорого.
>
> Отличный текст! Можно просто резать на куски и иллюстрировать "Специсторию" Кургиняня по вопросам предательства московской интеллигенцией и номенклатурой своего народа.

Камрад, в чем предательство? Разведки разных стран всегда не только воюют друг с другом, но и обмениваются информацией тоже.. ну а что касается продажи картин и антиквариата, то, если ты оные предметы не украл - ты всегда был волен делать с ними что угодно, что при СССР, что сейчас.


Гонzа
отправлено 21.04.11 14:45 # 73


Кому: JCF, #71

> Вот бы, где Достоевский "тусовался" почитать.

Его-то за такие тусовки упаковали быстро и качественно.


Lady_Alia
отправлено 21.04.11 14:48 # 74


> "...между ними шли захватывающие пикировки и подколки (доходившие порой до смешного: после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что гости помочились в его чайник)..."

Кстати, не могу не вспомнить старый анекдот: была одна коммуналка, где помимо прочих жильцов жил еще и китаец. Тихий такой, спокойный. И над ним эти остальные жильцы постоянно издевались - то ножку стула подпилят, то ручку дверную клеем намажут. А тот все терпел. Ну и стало жильцам стыдно, что издеваются над безобидным человеком. Позвали его на кухню и всем коллективом попросили прощения за все эти мелкие гадости. А китаец говорит им: "Хоросо. Тогда я больсе не буду пысать вам в цай"
Видимо, основано на реальных событиях)


victus
отправлено 21.04.11 14:52 # 75


Почему-то мало кто обратил внимание на то, что из этих кружков вышел Проханов, и ещё вроде Шафаревич с Кожиновым.
Там ведь ещё и славянофильские кружки были.

И ещё почему-то никто не вспомнил, что в таких же кружках зарождалась революция 17-го года...

И самое грустное, что никто не задаётся вопросом - а что КГБ и вообще Советская власть предлагала в качестве коммунистической альтернативы этим кружкам?
Ведь главная беда в том, что коммунизм тогда перестал быть авангардом, а стало авангардом разное барахло, за редким исключением.

Вот я про движение МЖК знаю, где класснейшие идеи были, но это уже в перестройку.
Что-то рассказывал Кургинян про "новых коммунистов" с Прокофьевым и Шениным, но это опять же перестройка.
Из просоветских 70-х же я только бардовско-туристическое движение знаю, но оно нейтрально было к политике, по-моему.

А ведь в такой неформальщине и в таких кружках зарождаются могучие движения, низовые, или элитные...
Я вот с социалистической тусовкой в моём городе был знаком (там троцкисты в основном, но не только) - так там такое же бурление...
Если ролевую тусовку взять - и там не ангелы, и там страсти кипят, но не в них же дело: главное, чтоб там творческие люди собирались, и чтоб в итоге что-то дельное получалось.
А пьянки и б..дки - они в любой тусовке бывают так или иначе - в плохой или в хорошей, неважно.


Пан Головатый
отправлено 21.04.11 14:57 # 76


Кому: Lady_Alia, #74

Слышал тоже о духе и дедушках.

Кому: victus, #75

> И ещё почему-то никто не вспомнил, что в таких же кружках зарождалась революция 17-го года...

Большевики в чай друг другу не ссали. Меньшевики и эсэры тоже. В таких кружках зарождалась не революция 17-го года, а поэзия серебряного века.


browny
отправлено 21.04.11 14:57 # 77


Кому: Человекъ, #26

> Верно, хотел сказать "в огромной, роскошной наркоманской квартире"?

Извините!

Кому: victus, #75

> а что КГБ и вообще Советская власть предлагала в качестве коммунистической альтернативы этим кружкам?

Ты полагаешь, что скотство - единственно возможная альтернатива?


Yozhik
отправлено 21.04.11 15:02 # 78


Помои общества. Ну почему их всех в своё время не выплеснули на запад чтобы они там сторчались или перевешались?


W.Kin
отправлено 21.04.11 15:11 # 79


Кому: Goblin, #1

> У них тогда было представление о Западе буквально как о крае молочных рек и кисельных берегов. Лена Строева погибла там, не выдержав испытания реальностью. Когда в их квартире шла очередная пьянка, она поднялась на чердак и повесилась. Титов сразу слег в дурдом, потом скитался, жил в парижских богадельнях.

Рванули шаблоны.


bulkinted
отправлено 21.04.11 15:12 # 80


>Я напьюсь не просто, скажем так, абы напиться, –
>Я напьюсь в контексте общей скорби мировой...


Эх-х-х, вот была же в стране мощнейщая элита, интеллигенция, культура андеграунда.

"Фаллос на мосту" внушает надежды на возрождение этого пласта культуры.


CheKisst
отправлено 21.04.11 15:15 # 81


> А все очень просто — никаких социальных страт не было, общество не было поделено на классы, а было одним большим бульоном. На улицу выходила то интеллигенция, то маргиналы, то все вместе. И люди еще могли спокойно друг с другом выпить, поговорить, не принимая во внимание социальное положение и уровень дохода собеседника-собутыльника.

> Есть еще один важный фактор. В салонах деньги не играли никакой роли, можно было жить вообще без денег. А в клубной культуре стало стыдно быть бедным.

Это ж получается, что при советской власти и диссидентам с маргиналами лучше жилось, чем при либеральном капитализме.


Svart
отправлено 21.04.11 15:19 # 82


Кому: W0wik, #36

> тунеядство, пьянство, разврат.
>
> Омерзительно!

вы просто завидуете


victus
отправлено 21.04.11 15:22 # 83


http://oper.ru/visitors/rules.php

После строки "Кому" надо оставлять пустую строку, иначе неудобно читать.


http://oper.ru/visitors/rules.php

Между цитатой и своей репликой надо оставлять пустую строку, иначе неудобно читать.



victus
отправлено 21.04.11 15:27 # 84


Кому: browny, #77
>> Ты полагаешь, что скотство - единственно возможная альтернатива?

А ты там только скотство увидел?
Это один эпизод.
Они же ведь туда явно не за тем ходили, чтоб в чайники гадить.
Точно так же, как люди на игры к группе JNM и дяде Славе (это в ролевом движении светилы) идут не для того, чтоб под кустом пьяными валяться вместо красивой игры.
Вот в нашей ролевой тусовке было до фига классных творческих людей, увлечённых историей, мифологией, фантастикой..
И один чел по кличке Двадцать Пятый. Один, но какой!
И если по нему судить о ролевом движении - то это, конечно, помойка.
Да, и в кружках Серебряного века кокаин жрали, и на Капри у Горького не только маркса читали - читай Булгакова или Пелевина, на худой конец.

Но суть-то у движения не в кокаине и б..дках.
Разгильдяйство в любых неформальных тусовках было, есть, и будет.
Однако это не делает их менее ценными.


Zepp_1313
отправлено 21.04.11 15:28 # 85


че за херня?! какие салоны?! что за блядство такое?! какая на хрен элита?! Эта шлюха Аида чтоль элита?! 12 мужей и 9 детей,а родителей у нее сколько было? небось человек 15. Элита ё. Читаешь такое и шерсть на загривке вставать начинает от злости к этой элите.


timur_photo
отправлено 21.04.11 15:31 # 86


Кому: victus, #84

Имеешь личный опыт участия в таких тусовках?


UNV
отправлено 21.04.11 15:32 # 87


> Можно было увидеть такую картину — входит профессор в пиджаке и галстуке, его поддерживают под руки два бомжа. И он с этими бомжами ведет диалог, причем они в плане интеллектуального потенциала ни в чем ему не уступают.

Это пять!


CheKisst
отправлено 21.04.11 15:34 # 88


Кому: victus, #75

> а что КГБ и вообще Советская власть предлагала в качестве коммунистической альтернативы этим кружкам?

Предлагала, к примеру, художественную самодеятельность, народные театры, шахматные, спортивные, туристские клубы.


bulkinted
отправлено 21.04.11 15:38 # 89


Кому: victus, #84

> Но суть-то у движения не в кокаине и б..дках.
> Разгильдяйство в любых неформальных тусовках было, есть, и будет.
> Однако это не делает их менее ценными.

А в чем суть движения? Расскажи,друг!
Что делает тусовки такими ценными?

Роскошь человеческого общения?


bqbr0
отправлено 21.04.11 15:42 # 90


Кому: CheKisst, #88

> Предлагала, к примеру, художественную самодеятельность, народные театры, шахматные, спортивные, туристские клубы.

Вплоть до таких занятий, которые на так называемом западе являлись и являются прерогативой очень небедных слоев населения. Например, парусные и конно-спортивные секции.


Цзен ГУргуров
отправлено 21.04.11 15:51 # 91


Кому: dead_Mazay, #41

> [Завернувшись в ложноклассическую шаль] Когда б вы знали, из какого.

[задумчивао подхватывает]... сыра пекут сырки, не ведая стыда...


Майкл_С
отправлено 21.04.11 15:55 # 92


Кому: Niklaus_K, #68

> Откуда дровишки, камрад?

Знал таких. Правда, уже в наше время. У здоровых людей они вызывают отторжение, как видно из примера писателя Проханова.
Кстати, у Довлатова реалистично показан этот круг.


Goblin
отправлено 21.04.11 15:56 # 93


Кому: Майкл_С, #92

> Кстати, у Довлатова реалистично показан этот круг.

У Довлатова только сам Довлатов не показан.


Goblin
отправлено 21.04.11 15:56 # 94


Кому: CheKisst, #88

> а что КГБ и вообще Советская власть предлагала в качестве коммунистической альтернативы этим кружкам?
>
> Предлагала, к примеру, художественную самодеятельность, народные театры, шахматные, спортивные, туристские клубы.

Разве это может быть интереснее наркотиков и анального секса?


UNV
отправлено 21.04.11 15:58 # 95


Теперь понятно, о чём пишет Кургинян в 10-й главе книги Исав и Иаков.

> Глава X. Нормальность и диссидентская революция тела
>
> Вы живете в СССР и копите ненависть ко всему, что вас окружает. Идиотские речи генсеков, тошнотворная пропаганда, парткомы, психушки, очереди у прилавков... Но ведь вы живете в этой стране... Живете и не уезжаете... Если вы уехали, то эта реальность прекращает на вас воздействовать.
>
> В каких еще случаях эта реальность на вас не действует? Если вы монах и настолько отстраняетесь от реальности во-обще, что вам барабир... Хоть ненавистный «совок», хоть упоительная Швейцария... Вы со всем этим не контактируете... Хороший мир, плохой... Вы из мира вообще ушли.
>
> Но это, как мы понимаем, не тот случай. Вы человек мирской... Мир, который вас окружает, вас категорически не устраивает... Вы в нем жить не перестаете. Вы наращиваете отчуждение от него.
>
> Если вы нормальный человек, то вашей психике, вашему сознанию, вашему «я» нужен определенный объем подпитки. Причем получить эту подпитку вы можете только из системы «эта страна». Вы перекрыли первый, непосредственный, канал, по которому идет такая подпитка. Этот канал – реальность. Вас не интересует то, что интересует ваших сверстников. Вы не соединяете свои сенсоры, свои датчики разного рода с тем, что реальность из себя источает. Вы попадаете в депривацию, недоподпитку. Чем ее компенсировать? Чтением книг? Каких? Советских? Они пропитаны тем, от чего вы хотите отстраниться.
>
> Вы перекрываете и этот канал. Остается великая русская литература. Можно, казалось бы, ненавидеть «совок» и обожать... Толстого, Достоевского, Пастернака, Мандельштама, Пушкина, Гоголя. Но это не так просто, как кажется.
>
> Потому что вся эта литература (а также музыка, живопись и т.д.) диктует вам определенное отношение к миру. Именно то, которое для вас неприемлемо. Литература говорит вам о вашем долге перед народом. О том, что вы должны отречься от «себя для себя», но не «для России» (Гоголь), что «не для того ли разночинцы рассохлые топтали сапоги, чтоб я теперь их предал» (Мандельштам). На вас обрушиваются тысячи пронзительных строк. «Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной»... Ну, и так далее. И вам нужно, чтобы выстоять, отключить и этот канал. А как это сделать?
>
> Тут-то и появляется нормальное и ненормальное. Они все ненормальны – эти Блоки, Бунины, Пастернаки, Мандельшта-мы, Пушкины, Гоголи... Любящие «совдепию», не любящие ее... Это они своей ненормальностью, своими страстями по на-роду, своей совестливостью, своей исступленной морально-экзистенциальной проповедью подготовили «зловонный совок», от которого вы должны оградиться.
>
> Это все – ненормальное.
>
> А есть – нормальное. Вы, ограждающийся от ненормального, нормальны. И вам нужны связи с нормальным миром.
>
> Нормальным миром... Уехали бы вы в тот же Израиль (и из него куда угодно еще, спотыкаясь все время о ненормальности – израильскую, американскую и другие – и добираясь до чего-нибудь нормального, то есть мертвого), вы бы вступили в контакт с этими иными мирами. Уловили бы их ненормальность. И приняли бы ее. Добрались бы до подлинно нормального и вместе с ним умерли заживо. Но поскольку все это от вас далеко, то, во-первых, та ненормальность не улавливается и именуется нормальностью. А во-вторых, она вас не может ни подпитать, ни разочаровать. Она находится от вас слишком далеко.
>
> По-английски, вы, может быть, и хорошо читаете, но и не настолько уж хорошо... Да и в любом случае Шекспир, Мильтон и Чосер не заменят вам (куда от архетипов-то денешься!) Пушкина, Карамзина и «Слово о полку Игореве». И наконец, начнешь впускать их нормальность в душу – повеет их ненормальностью. «Что значит человек, когда его заветные желанья – еда да сон? Животное – и все». Почти как «самое дорогое у человека – это...». Тьфу! В итоге отвернувшаяся от своего и не прикоснувшаяся к чужому душа покрывается своеобразным панцирем... То, что под панцирем, болит. И больше всего вы начинаете завидовать – сначала тайно, а потом и нет – тем, у кого не болит. Надо, надо научиться у них. Надо, чтобы не болело.
>
> И постепенно возникает нормальность-3: когда нет души, точнее, когда она не болит. А что происходит с чувствами, когда надо их отключать от души? Их надо переключать на тело. Тело – это большая система. Она включает в себя не только тело как таковое. Но и всю подключенную к телу среду. Глаза хотят радоваться красивым вещам. Кожа – элегантному белью. Ноги – туфлям, голова – шляпам. Задница – креслу и унитазу. Зубы – щетке. Желудок – пище...
>
> И тут вы, наконец, понимаете, за что вы ненавидите «совок». За то, что он не дает радоваться вашему телу. И вся культура – такая же, как «совок». Чувства есть. Пищи для них нет. И всю силу чувств вы переносите на совокупное тело.
>
> Нормальность-3 – это культ широко понимаемого тела, тела как такового плюс его продолжения в виде вещей.

Исав и Иаков, страница 54


madbear
отправлено 21.04.11 15:59 # 96


Кому: Niklaus_K, #72

> что касается продажи картин и антиквариата, то, если ты оные предметы не украл - ты всегда был волен делать с ними что угодно, что при СССР, что сейчас

А разве не "Незаконное предпринимательство" в случае торговли внутри страны и "Контрабанда" в случае вне? Сейчас ещё и лицензии требуют.

Вроде, известного Шалву Чигиринского по ним в 1980-е закрывали, тоже был любитель антиквариата.


Майкл_С
отправлено 21.04.11 15:59 # 97


Кому: Goblin, #93

> У Довлатова только сам Довлатов не показан.

В смысле - похлеще был?


Goblin
отправлено 21.04.11 16:00 # 98


Кому: Майкл_С, #97

> У Довлатова только сам Довлатов не показан.
>
> В смысле - похлеще был?

Это надо спросить у его друзей.


Dr.Aiboleath
отправлено 21.04.11 16:01 # 99


Кому: Goblin, #1

Текст - само очарование.

Персонажи, ситуации, детали - всё просто отлично.

Элита, ссущая в чайники, княгини от богемы с 12 мужьями, повешанье в Париже, написание детских книг - как вынужденная мера, торговля, наркотики, заслуженные советские предки - в виде фона.

В общем, шедевр.


bqbr0
отправлено 21.04.11 16:04 # 100


Кому: Niklaus_K, #54

> Ты уверен, что руководителей крупных предприятий именно выбирали, а не назначали сверху?

А самых верхних кто назначал?



cтраницы: 1 | 2 | 3 всего: 273



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк