Из представления к званию дважды Героя Советского Союза (орфография сохранена):
19.4.45 г. в ожесточенных боях в районе Ниски /Германия/ тов. ПЕТРОВ вновь показал свое безграничное мужество, геройство и умение руководить подразделениями в любой обстановке. Противник сосредоточив крупные силы пехоты и танков предпринял ряд сильных атак в направлении шоссе Роттенбург-Ниски с задачей перерезать дорогу по которой двигались наши наступающие войска на Дрезден. Гвардии майор ПЕТРОВ с целью занятия выгодного противотанкового рубежа обороны повел две штурмовых батареи в атаку на населенный пункт занимаемый противником. Благодаря умелого сочитания огня орудия прямой наводки с автоматно-пулеметным огнем орудийных расчетов и исключительной храбрости командира полка гвардии майора ПЕТРОВА Кол.Вильгельминенталь было взято и полк закрепился на выгодном рубеже. Противник несколько раз переходил в яростные контратаки но полк, руководимый т.ПЕТРОВЫМ, стойко отразил все атаки. Было уничтожено: 8 танков, до 200 человек пехоты.
Редкий случай: в "заключении старших начальников" описание подвигов продолжено:
В последнем бою 27.4.45 года в напряженный период боя лично поднял в атаку 1-й батальон 780 СП и в это время был тяжело ранен в обе ноги.
Он искал смерти в бою. И тогда, за неполных две недели до конца войны скорее всего не был рад, что, пусть и с тяжёлым ранением обеих ног, но остался в живых. Дело в том, что вот уже полтора года у 22-летнего Героя Советского Союза, командира 248 гв. ИПТАП гвардии майора Василия Степановича Петрова не было обеих рук.
Он родился в Дмитриевке Приазовского района Запорожской области, по самой распространённой версии — 22 июня 1922 года. В 17 лет поступил в Сумское артиллерийское училище,которое закончил лейтенантом в 1941 году. К началу войны он уже целых две недели командовал батареей 152-мм гаубиц 92-го отд. артдивизиона Владимир-Волынского укрепрайона.
Война началась тяжело: приказ на открытие огня пришёл поздно, тяжёлым орудиям несколько раз приходилось лихорадочно менять позиции под огнём наступавших танков. В итоге артиллеристы оказались в болоте без матчасти и некоторое время выходили к своим по-пехотному. А после выхода Петрова назначили в ИПТАП — истребительный противотанковый артиллерийский полк. Артиллеристы-истребители всегда встречали врага первыми. Подробнее про их службу можно прочитать в весьма познавательной книжке «Я дрался с Панцерваффе» из известной серии сборников интервью, которые собирает Артём Драбкин.
Он был иптаповцем и в 1942, и в 1943. В 1942 о комбате Петрове заговорили после вошедшей во фронтовые легенды переправы батареи через разбитый и подожжённый немецкими бомбардировщиками мост через Дон, после которой батарея мгновенно развернулась на огневую позицию и отбила от переправы немецкие танки. 14 сентября 1943 года подвиг практически повторился — только река была другая, Сула. Через два часа после переправы на дивизион капитана Петрова пошли 13 танков при поддержке батальона пехоты. Иптаповцы уже успели уничтожить семь танков и до двух рот пехоты, когда рота автоматчиков зашла в тыл артиллеристам. Несколько орудий дивизиона, развернувшись, встретили их картечью, а Петров повёл взвод управления и всех свободных артиллеристов в контратаку. После двухчасового боя, получив очередное ранение — в плечо, — Петров уничтожил ещё до 90 гитлеровцев и вывел свои батареи из окружения, прихватив семерых пленных.
А уже через неделю капитан Петров заменяет выбывшего командира полка — причём в ответственнейший момент: на переправе через Днепр. Именно стволы Петрова стали первой артиллерией Букринского плацдарма. 1 октября он встаёт за пушку со своим ординарцем — огонь немецких танков разметал весь расчёт одной из батарей. Личный счёт артиллериста увеличился на 4 танка и 2 шестиствольных миномёта.
Через неделю на плацдарме исчез друг Петрова, начальник разведки бригады майор Болелый. Петров отправился на его поиски — и исчез сам. Как потом оказалось, он нашёл тело погибшего друга и начал выносить его, когда попал под вражеский обстрел.
Командованию сообщили: оба артиллериста погибли, эвакуированы за Днепр и похоронены. Домой Петрову пошла похоронка. Но настолько велика была слава Петрова в бригаде, что командир распорядился найти его тело, чтобы предать земле со всеми воинскими почестями под салют из всех стволов бригады. Тело искали около суток. Раскопали братскую могилу у медсанбата. И в конце концов нашли его — в морге, под трупами умерших и погибших красноармейцев. Хирург отказывался класть безнадёжного капитана на операционный стол, чтобы не тратить впустую время — но прибывшая на розыск с плацдарма группа товарищей заставила медицину заняться капитаном под угрозой применения оружия.
Одна рука у Петрова была оторвана ещё на плацдарме, на сильно повреждённой второй успела начаться гангрена. Через некоторое время придя в себя, он обнаружил, что у него нет обеих рук. Трудно представить себе силу удара, обрушившегося на 21-летнего артиллериста. Известие о присвоении ему звания Героя Советского Союза (Указ был подписан 24 декабря 1943 года) особого облегчения не принесло.
Наверное, именно тогда по его просьбе добрые люди немного «похимичили» с его документами, изменив место рождения на Тамбов (там ему потом и поставили бронзовый бюст, кстати) и убрав сведения о семье: капитану категорически не хотелось, чтобы близкие ему люди узнали о том, что он стал самым беспомощным инвалидом, какого себе только можно представить — безруким. Пожизненно зависящим от посторонней помощи в самых простых человеческих делах.
Но друзья-артиллеристы его не забыли. Его звали обратно в бригаду, в полк — и на полк. Тогда, наверное, он и принял решение: добиться возвращения на фронт. Опыта на десятерых, да и, опять-таки, велик шанс погибнуть.
Через полгода после ранения гвардии майор Петров вернулся на фронт и стал командовать своим 248 гвардейским истребительным противотанковым артиллерийским Львовским ордена Ленина полком. И без рук дошёл с ним до Германии, умножая свою славу героя. Пока не был тяжело ранен — в ноги — в своём последнем бою с врагом 27 апреля 1945 года, когда лично поднял пехоту в атаку на удерживаемую немцами высоту. Новую выгодную позицию полк занял уже без него. Указ о присвоении ему звания дважды Героя, выдержки из которого процитированы в начале заметки, был подписан ровно через два месяца, 27 июня.
То самое представление к званию дважды Героя.
И начался новый бой — с инвалидностью, отношением некоторых окружающих, с завистниками. Казалось бы — великий герой войны, инвалид, сиди в кресле, пользуйся патронажными сёстрами и горя не знай. Ан нет. Коммунист Петров, хоть и неспособен даже расписаться в ведомости за уплату членских взносов, продолжает служить Родине. Поначалу даже и с понижением после послевоенного сокращения армии — 14 лет (!) в должности замкомполка, сначал в ЦГВ, потом в ПрикВО. А вот приехать инвалидом домой он отважился только через 10 лет после Победы.
Генерал-майором он стал в 1963 году в должности заместителя командира 35-й бригады оперативно-тактических ракет. Потом получает назначение заместителем командующего артиллерией ПрикВО. В 1977 году ему присваивают звание генерал-лейтенанта артиллерии. Как ему рассказали в 1982 году, он был пожизненно зачислен в кадры Вооружённых Сил СССР по личному распоряжению Сталина. И, кстати, настолько велика была сила сталинского приказа, что уже в 1994 году его действие фактически подтвердил Кучма, оставив Петрова пожизненно в рядах украинской армии.
Петров борется с угрожающей ему после неоднократных ранений атрофией мышц ног, занимаясь футболом, бегая по часу и приседая по 1000—1500 раз в день. Он заканчивает истфак Львовского университета, защищает диссертацию («Князь Бисмарк и возникновение Германской империи 1860-1871 годов») в Военно-артиллерийской командной академии в Ленинграде, становится кандидатом военных наук, пишет два тома мемуаров «Прошлое с нами». Пишет всё сам — сначала зажимая ручку в зубах, потом научившись держать её ногой, а потом — с помощью специального крепящегося к телу держателя.
После развала СССР Василий Степанович Петров остаётся на Украине, где прошла вся его мирная жизнь и немалая часть боевой. Его назначают заместителем командующего Ракетными войсками и артиллерией сухопутных войск украинской армии, в 1999 году присваивают звание генерал-полковника. Хотя далеко не всё на закате его жизни было безоблачно. Под конец жизни здоровье подводило его всё чаще (от одних только боевых ранений 17 шрамов, да ещё несколько так и не удалённых из груди осколков), с 1994 года стало портиться зрение. Говорят, власти обещали ему особняк в Киеве, но свои последние годы генерал прожил за городом в простом деревянном доме-даче.
Кавалер двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, трёх орденов Красной Звезды, многих медалей, ордена Дружбы (Россия), ордена Богдана Хмельницкого (Украина), польских орденов «Виртути милитари» V класса и «Военный крест» Василий Степанович Петров умер 15 апреля 2003 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
В июле 2010 года именем В.С.Петрова названа 55-я отдельная артиллерийская Будапештская орденов Красного Знамени, Богдана Хмельницкого и Александра Невского бригада Вооруженных Сил Украины. Есть и музей — «Музей-усадьба дважды Героя Советского Союза Василия Степановича Петрова». Это хата Петровых в его родной Дмитриевке. Под экспозицию приспособлена одна комната, в двух других живёт сестра героя Александра Петрова, она же смотрительница музея, в котором ещё в 2005 году не было ни воды, ни телефона. А дом, в котором генерал прожил последние годы, снесли через год после его смерти — видимо, чтобы не портил окрестности правительственных дач.
Генералу Петрову приходилось в жизни отступать, но сдаваться — никогда. Вы можете увидеть его живым и борющимся — в отличном документальном фильме, снятом на Киевской студии в 1973 году. Настоятельно рекомендую потратить 20 минут личного времени на его просмотр.
На фоне таких людей как герой заметки, жалкие потуги нынешних червей от власти по выдумыванию непризнанных героев (Шухевич, Бандера, Власов и иже с ними) выглядят по самой меньшей мере поступками продажнейших гнид. Хотя чего удивляться - какие люди такие и поступки и подвиги.
Героям вечная слава и память!
Каждый раз как заметки о Победе читаю, даже иногда не верится, что такие люди жили. Настоящие герои.
> > Казалось бы — великий герой войны, инвалид, сиди в кресле, пользуйся патронажными сёстрами и горя не знай. Ан нет. Коммунист Петров, хоть и неспособен даже расписаться в ведомости за уплату членских взносов, продолжает служить Родине.
> На фоне таких людей как герой заметки, жалкие потуги нынешних червей от власти по выдумыванию непризнанных героев (Шухевич, Бандера, Власов и иже с ними) выглядят по самой меньшей мере поступками продажнейших гнид.
Камрад,да так и есть,чему удивляться!Рыбак рыбака видит издалека.
Дважды герою-вечная память,скоро буду в Киеве,зайду поклониться.
>Иптаповцы уничтожили семь танков и до двух рот пехоты, когда рота автоматчиков зашла в тыл артиллеристам. Несколько орудий дивизиона, развернувшись, встретили их картечью, а Петров повёл взвод управления и всех свободных артиллеристов в контратаку.
Несколько несогласованные предложения. Наверное, уместно вместо точки поставить запятую: "...когда рота автоматчиков зашла в тыл артиллеристам, несколько орудий дивизиона, развернувшись, встретили их картечью...", - примерно так. Гораздо осмысленней предложение получается.
Давайте поставим вопрос по другому — А он вообще-то хотя бы что-то читал, использовал документальные свидетельства, хотя бы что-то?
Складывается ощущение, что он использовал метод под названием "Какая хрен разница о ком и что, кино же про войну". ;(
Вот взять хотя бы Брестскую крепость. Достойный фильм, показывает характер и выдержку тех людей, которые защитили нас с вами. А михалков что показал? Паучков и мистику? Тьфу, противно.
"Под экспозицию приспособлена одна комната, в двух других живёт сестра героя Александра Петрова, она же смотрительница музея, в котором ещё в 2005 году не было ни воды, ни телефона. А дом, в котором генерал прожил последние годы, снесли через год после его смерти — видимо, чтобы не портил окрестности правительственных дач."
Это в продолжении темы — Бабло побеждает все остальное.
"Народ без прошлого не имеет будущего" (c)
Сейчас деньги важнее, лучше построить два торговых центра на том месте.
Людям стало наплевать. А почему? Потому, что они не знают что сделано и кто все это сделал. Зато есть возможность посмотреть фильмы типа Цитадель. Фильм ни о чем. О героях, да? Но каких-то странных, малоизвестных.
Ценности меняются — меняется будущее людей.
Не знаю прав я или нет.
Более скажу: вольфрамовый и победитовый. Если уместно - можно сравнить лишь с первым терминатором, только по-русски: нет ног, нет рук, а всё равно строго вперёд - за Родину, за Сталина, за Советский Союз.
> Если уместно - можно сравнить лишь с первым терминатором, только по-русски: нет ног, нет рук, а всё равно строго вперёд - за Родину, за Сталина, за Советский Союз.
Несгибаемый человек! Думаю тут лишние слова излишни, простите за тавтологию.
Таким людям можно только кланятся.
Обалдеть! Действительно, чего про таких Людей фильмы снимать, лучше про ублюдков 90-х, в 90-х ведь складывалась "наша" история, а не в тех же 40-х. Да и вообще, то было давно, можно и херни всякой напороть, типа "пипл схавает", ан нет оказывается, пипл нахавался говна, и отказываться начал, дык неужто идиотам от целлулоидного искусства этого не понять никак?..
Отличная статья, про Героя, мое почтение!..
>Несгибаемый человек! Думаю тут лишние слова излишни, простите за тавтологию.
>Таким людям можно только кланятся.
Базальтовый кремень, поражаюсь подвигам. Каждый день на войне - как последний, из всех сил и из всех сухожилий (с); - Ты живи, ты дотянешь, - доносилось свкозь гул... - это если б он был лётчиком.
Моему деду, ветерану-фронтовику, полковнику авиации, вот уж в августе девяносто исполнится. Сил, здоровья и долголетия Сталинским соколам и всем ветеранам фронта и тыла!
Кстати, генерал оставил очень интересные воспоминания. "Прошлое с нами". Особенно запомнился рассказ, как комбат Петрова предложил ему почитать Лукреция "О природе вещей". Такие они, советские люди.
Ничего странного - орден Ленина вручался при первом присвоении звания "Герой Советского Союза", при втором и третьем вручалась только медаль "Золотая звезда".
> Кому: Irsha, #67 >
> > а орден Ленина - ОДИН ?!
>
> Ничего странного - орден Ленина вручался при первом присвоении звания "Герой Советского Союза", при втором и третьем вручалась только медаль "Золотая звезда".
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза" от 1 августа 1939 г. (опубликован в "Ведомостях Верховного Совета СССР" № 28 за 1939 г.)
"Склеили" награждение повторными званиями Героя с орденом Ленина только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 г. (опубликован в "Ведомостях Верховного Совета СССР" № 20 за 1973 г.
"Дело в том, что вот уже полтора года у 22-летнего Героя Советского Союза, командира 248 гв. ИПТАП гвардии майора Василия Степановича Петрова не было обеих рук."
После этих слов некоторое время не мог читать дальше - пытался осмыслить. Силу духа такого человека не могу даже вообразить.
> "Склеили" награждение повторными званиями Героя с орденом Ленина только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 г. (опубликован в "Ведомостях Верховного Совета СССР" № 20 за 1973 г.
http://krasnoetv.spb.ru/index.php?mod=pages&page=zsin - цикл лекций, направленных на защиту исторического и культурного наследия страны о Великой Отечественной войне.
Лекции читает кандидат исторически наук, доцент, Назаренко Кирилл Борисович.
Слава Герою!
А вот после ознакомления с такой биографией можно взять роман "Самовар" толерантного 3,14дараса Веллера и сжечь на святом костре инквизиции.
Думаю если вы больны и нет возможности спастись .. вспромните про то что ваша смерть не должна быть напрасной.
Чубайс, Боровой,Новодворская, Алексеева....
Камраду Редактору очередное спасибо,
ну и вопрос: у меня есть книга "Говорят погибшие Герои 1941-1945" там опубликованы предсмертные записки и письма бойцов, можно ли каким-либо образом их опубликовывать на сайте? Очень уж душу трогают те слова и хочется поделиться ими с камрадами.
Камрад Редактор, мой вопрос снят.
Нашел в интернете электронный вариант книги "Говорят погибшие Герои 1941-1945".
http://www.bibliotekar.ru/encGeroi/ Всем рекомендую ознакомиться!
>Эту книгу невозможно читать как повесть о чужих судьбах. Десятки раз мысленно пробегаешь и собственную жизнь, чтобы еще и еще раз проверить, что же в ней было достойного, заслуживающего человеческого уважения, что было отдано людям, отдано самоотверженно, без тайного расчета на воздаяние и славу. Вероятно, так и должна действовать на читателей книга, рожденная не прихотью и даже не литературным талантом, а высшим мужеством и ценою всей жизни. (с) А. Борщаговский