Название Minecraft многие наверняка слышали. Неудивительно — количество адептов новоиспечённого культа быстро пополняется, а новости по теме регулярно всплывают то тут, то там, причем одна чуднее другой. Шутка ли — квадратно-кубическая игра, берущая начало с кустарной поделки, уже соперничает по популярности с иными коммерческими монстрами рынка ММО.
Майнкрафт — творение некоего Маркуса "Notch" Прессона, шведского программиста, музыканта, члена общества людей с повышенным IQ (Mensa) и пиратской партии Швеции. На данный момент разработка ведется усилиями основанной Нотчем инди-студии Mojang AB и проходит стадию длительного бета-тестирования.
Основная платформа — Java. Поэтому желающим поиграть придется озаботиться установкой java-машины, если таковой в наличии нет.
Первое, что бросается в глаза при просмотре скриншотов и видеозаписей — абсолютно умышленная "пиксельность" и общая ненавязчивость графики. Авторы не пытаются сделать игру визуально реалистичной, даже наоборот: абсолютно всё, вплоть до небесных светил, состоит из кубиков и квадратиков.
В то время, как неустанная битва разработчиков современных игр за реалистичность порождает таких монстров, как Crysis 2 и Battlefield 3, подход авторов Minecraft поначалу вызывает лёгкое недоумение. Даже цветовая гамма отбрасывает нас лет на пятнадцать назад, в эпоху Дума, Дюка Нюкема и первых Квейков. Стиль меню тоже сделан под игры тех времён. Это наводит на мысль, что авторы черпали вдохновение именно оттуда. Впрочем, несмотря на полнейшую визуальную простоту, они приложили усилия, чтобы всё вместе выглядело гармонично, целостно, и даже, не побоюсь этого слова, красиво.
Ты уже наверняка хочешь спросить: так о чем же, собственно, игра? Какова цель? Внятно сформулировать её просто, и в то же время сложно. Сперва (будь то одиночная игра или сетевая) никто не дает никаких заданий, не рассказывает печальных историй, обременяя главгероя спасением Галактики. Вас просто выпускают на волю в некий трехмерный мир, чем-то похожий на детский конструктор-лего. Основная функция персонажа — убирать или ставить кубики.
Здесь нужно сделать небольшое лирическое отступление.
Во-первых, организация серверов для многопользовательского режима полностью отдана на откуп игрокам и их сообществам. Серверная платформа распространяется бесплатно, и теоретически может быть запущена кем угодно. Один такой сервер рассчитан на компании игроков от нескольких до пары сотен человек.
Во-вторых, Minecraft распространяется в двух версиях. Версия первая, бесплатная — "Сlassic". В ней ты один или с друзьями можешь строить всякую всячину, на которую хватит фантазии, ибо на руках бесконечное множество всевозможных блоков, а про "здоровье" персонаж вообще не слыхивал. Этот режим в первую очередь интересен тем, у кого богатое воображение, и кому хочется реализовать свои амбиции в области архитектурного монументализма. Если нет сил или знаний для организации своего сервера, то на выбор игрока прямо на сайте можно найти большое количество серверов, учреждённых различными сообществами.
Но наибольший интерес вызывает продвинутая версия Survival. Она не бесплатна и стоит аж 15 евро, но при этом предоставляет массу продвинутого контента и, собственно, режим Survival. От классического режима он в первую очередь отличается тем, что это уже именно игра, а не песочница-конструктор. Когда игрока высаживают в здешний мир, первая задача возникает как бы сама собой — для начала необходимо научиться выживать. У героя теперь есть шкала здоровья (отмечаемая старыми добрыми сердечками!), день примерно за десять минут сменяется ночью, а в темноте, если ты не озаботился источниками света и хоть каким-то шалашом для ночевки, начнут из ниоткуда появляться злобные твари, стремящиеся нанести тяжкий вред персонажу и постройкам.
При этом у героя игры изначально нет ничего, кроме пары собственных рук. Что же делать? Очевидно, для начала нужно построить хотя бы хижину, и снабдить ее светом. А чтобы добывать всякие полезные ресурсы, нужны инструменты. Как ни странно, ни то, ни другое на дороге не валяется и нигде не продаётся. Выход ясен — воспользовавшись известным правилом о хорошем результате, всё сделать самостоятельно. Из чего? Из дерева. Как добыть первую порцию дерева, не имея топора? Руками. Да, примерно вот так:
Отлично, теперь в инвентаре есть немного кусков квадратного дерева! Может быть, даже камня, если на его добычу хватило времени и терпения. Настал момент поговорить про вторую часть названия игры.
Несмотря на обилие всевозможных вещей, которые можно передавать из рук в руки, товарно-денежных отношений нет. Дело в том, что большинство предметов игроки производят сами из других предметов. Делается это с помощью крафтинга. Обычно составляющие помещаются в специальную сетку из четырех или девяти клеток, а на выходе получается результат.
Чем-то это похоже на Horadric Cube из Diablo II, но тут ещё крайне важно расположение предметов друг относительно друга. Поставил три железные болванки с двумя палочками буквой Т — получи железную кирку. Поставил буквой Р — получи железный топор. И так далее: лопаты, мотыги, мечи, мебель, доспехи, особенные кубики, еда — всё это делается руками персонажа методом крафтинга.
Крафтинг может производиться прямо на коленке — в инвентаре персонажа сверху справа есть сетка 2х2. Там можно собирать, как правило, самые простые вещи. Либо, если нужно что-то посерьёзнее, придется воспользоваться верстаком — специальным кубиком, позволяющим крафтить в сетке 3х3.
Помимо верстака в игре наличествует термическая обработка. Проще говоря, на верстаке можно собрать печь, внутри которой есть два слота — верхний и нижний. Зарядив вниз порцию угля или дерева, а наверх какой-нибудь предмет, можно попытаться его "испечь". В случае успеха печь сама собой начнет процесс, задорно светясь пламенем из топки. Вернёшься после кружки чая — вуаля, свинина зажарилась, песок переплавился в стекло, а руда — в железные болванки.
Естественно, для всех процессов крафтинга, запекания и прочих манипуляций есть рецепты. Так как игра страдает патологическим отсутсвием подсказок, в интернете организован спецресурс, где про неё всё расписано и рассказано.
Занятие для игрока есть практически в любой момент. Построил дом, сварил поесть? Возведи особняк попрострнее, займись ландшафтным дизайном, чтобы и двор был нормальный. Отгрохал огромные хоромы? Вырыл адские шахты и нашёл кучу ресурсов? Теперь можно построить железную дорогу до игроков-соседей, которые почему-то далеко поселились. Или завести фермы по выращиванию грибов, пшеницы и тростника. Что не просто прихоть, а необходимость, ибо с версии 1.8 жрать что-то надо регулярно, иначе начнет давить голодуха.
Если у тебя гибкий и пытливый ум, можешь с помощью особого материала — красной пыли — строить собственные механизмы.
Красная пыль — местный аналог электричества с рядом интересных свойств. Не буду вдаваться в подробности, но отмечу ключевой момент. С помощью красной пыли реализуемы все необходимые логические операции (привет программистам!). То есть, можно собственноручно строить весьма хитроумные устройства, от полуавтоматических систем уборки урожая до... ну вот, например, человек хвастается 8-битным процессором размером с Красную площадь:
Атмосфера в целом имеет любопытные особенности и своеобразие. Так, к примеру, пока на поверхности царит благодать, а солнце в ясную погоду светит труженикам, под землей в кромешной тьме бродят порой на редкость мерзкие (хоть и квадратные) монстры, обожающие неожиданно появляться из тёмных углов. А ночью те же самые гады выходят на поверхность. Отсюда некоторые игроки склонны, несмотря на общую внешнюю безобидность игрушки, периодически относить ее к жанру survival horror. Лично пару раз подпрыгивал на стуле от неожиданности. Так что сердечников призываю к аккуратности.
Радуют интересные фишки вроде возможности завести собаку или найти сгенерированную автоматически деревню. А местами фантазия авторов делает весьма захватывающие виражи. Так, например, можно открыть портал в ад и побродить там (т.н. Нижний Мир, по-местному).
Майнкрафт — игра, которая, несмотря на кажущуюся простоту, чрезвычайно разнообразна и многогранна. Она отнюдь не идеальна с точки зрения баланса и, тем более, юзабилити. Но игровой процесс оказывается чертовски захватывающим и затягивающим, хотя, как сказано выше, от игрока никто ничего не требует. Единственный мотиватор, помимо выживания — воображение и амбиции. А этому есть где развернуться, потому что ни одна из виденных мною построек, созданных игроками, не была похожа на другие — почти всё ты создаешь, руководствуясь лишь фантазией и разумом. Или безумием.
Во время игры в Майнкрафт невольно вспоминается золотая эпоха зари компьютерных шедевров, за которыми мы просиживали ночи напролет. Они пусть и непритязательны с технической стороны, но гениальны с точки зрения игрового процесса. Цепляют чем-то, что ускользает от теоретиков гейм-дизайна, сделаны с душой. Майнкрафт — именно такая игра.
Если помнишь и любишь то время, если ценишь геймплей выше оформления, у тебя богатая фантазия и пытливый ум, нравится добывать и мастерить — обязательно попробуй.
P.S. Релиз намечен на 11 ноября, то бишь уже вот-вот. После него игра будет стоить 20 евро. А пока (на стадии Beta) денег просят USD 21.95, либо EUR 14.95.
Как правило - админ построенную землянку блокирует для разрушений. Конечно, для этого надо с ним связаться :-) Если землянка не заблокирована, то да, можно. Как-то так.
Неплохо было бы, но народ от чего-то не приемлит тамошних подлянок с огнём и прочими подкопами, по этому на мой вкус так себе.
КареБиирское ММО, продвинутый вариант "Домика/Дворика Петонца" :)
Да, в игре присутствует динамит. Сила взрыва зависит от количества заложенного. Можно даже мины ловушки с помощью его делать. Также присутствует моб который при приближении к персонажу взрывается. Для игрока без брони - последствия от взрыва зачастую фатальны. =) эти сволочи очень любят подкрадываться сзади.
Собранный 8-битный процессор меня поразил, так что слов почти не осталось.
Собрать процессор из кубиков задача титаническая... проклятые задроты!
Как теперь в игрушки играть с чувством неполноценности?
Игра отличная. Но так и не смог побороть свою нелюбовь к играм-песочницам 'развлеки себя сам'. Пару недель побегал с друзьями, помог им в постройках и бросил. И еще - джава джавой, а ресурсы жрет немерянно. Слабые пк бывает пыхтят при игре.
Отличная игра, "строй, копай, убивай". Но графика действительно непритязательная, поэтому есть куча фанатских модов с паками текстур, тот же Mixcraft, смотреть на которые гораздо приятнее а олдскульная атмосфера не нарушается.
Dwarf fortress, Terraria - они похожи на Minecraft, но тут как-то эффект присутствия сильнее. Однажды, заблудившись в сети подземных пещер ощутил натуральную панику спелеолога )) А уж эмоции, когда прокопавшись из пещер наверх в середине озера, выплыл вслепую(факелы-то смыло) против потока воды на свежий воздух - вообще описанию не поддаются!
В версии "классик" мир - просто воксельный редактор, никаких процессов, кроме растекания воды, там не происходит. Соответственно, ничего не растет, красной пыли нет как класса. Кроме того, мир небольшой и ограничен стенками.
В "полной версии" есть уровень сложности "peaceful", в котором агрессивные монстры не спавнятся. Но тут затык - порох для динамита, например, выпадает только с криперов и гастов. Поэтому некоторые переключают сложность "на ходу" или читерят.
Есть дополнения, позволяющие наладить автоматический крафтинг какого-то ресурса.
"Из коробки" - автоматически можно только выращивать и собирать. Самодвижущихся персонаженй не припомню.
очень, очень странные механизмы обсчета игрового мира. В частности, сигнал с севера на юг распространяется не так, как с юга на север; направление стекания воды с уступа пересчитывается только если рядом с этим уступом что-то определенное произошло.
Исследование этих багофич, меняющихся в каждом новом выпуске (местами с джавадекомпилятором) и построение механизмов на их основе (большинство ловушек, например) доставляет немалый процент кайфа от игры.
Да, это "писишная" игра, заодно портированная на приставки.
> Дык, не удивительно. Джава гораздо медленнее и прожорливее сишки.
[потирает руки] Есть мнение, подкрепленное тестами, что слова "джава" и "гораздо медленнее сишки" уже не совместимы. Хотя эти тесты опять же доказывают, что в разных случаях оно по разному, дык что не все так однозначно как ты говоришь.
> В версии, в которую играл я, было можно. Игра отличная, затягивает. Скорее бы на стим.
В связи с какими-то своими домыслами Notch говорил, что политика распространения Steam ему не нравится, соответственно игры на Steam не будет. Зато на Steam есть двухмерный аналог - Terraria, рекомендую к ознакомлению.
> Дык, не удивительно. Джава гораздо медленнее и прожорливее сишки.
Java отличная платформа. Плохой программист любую программу прожорливой сделает. А хороший - вот посмотри на "Танки Онлайн" - их вообще на Flash-е умудрились в 3D сделать.
Причём глядя на исходники майна и на то как он работает, могу сказать что Нотч неплохой программист. Ты хоть представляешь как сложно сделать мир полностью динамическим? Возьми любой 3D-шутер, там же очень много статичных элементов, для которых всё что можно уже предрасчитано. А тут один динамический свет уже отжирает прилично ресурсов, вот попробуй реализуй оптимальней.
Что касается красот minecraft, вот хорошее видео: http://www.youtube.com/watch?v=lJhWJ9c9Jt4 В нем использован мод water shader alpha v4 для отражений в воде.
И ещё, для тех кто хочет поставить моды, но не хочет долго разбираться с их установкой, вот мой собственный модпак с наиболее популярными клиентскими модификациями, причём в него по желанию можете сами добавить свои любимые моды. В нём также лежит скрипт, запуская через который minecraft будет гораздо реже выпадать в OOM (тут спасибо платформе Java за то что её можно настраивать учитывая особенности приложений):
http://minecraft-mccity.ru/forum/index.php/topic,789.0.html
Похожая но попроще и в 2д Terraria, в стиме стоит 120 рублей за копию *при покупке комплекта на 4 человек) Поиграл 3 дня и надоело. копать 4 часа в шахте это блин странно.
Игра - мегарулез. Почти полгода уже шпилю, до сих пор не надоело. Тем, кто еще не приобщился, настоятельно рекомендую устраивать свои сервера и играть с друзьями-знакомыми: одному не так интересно (хотя первые пару месяцев бегал в одиночку и не жаловался), а на "общественных" серверах вечно присутствуют толпы мудаков, чья основная радость - раздолбать то, что ты неделями строил.
Нужно попробовать, порой пиксельная картинка получше иной сглаженной. Мне например намного больше нравятся 2D RPG на Супер Нинтендо чем их ужасно выглядящие продолжения на Плэйстейшн. Например Final Fantasy VI на Супер Нинтендо намного более выразительна и приятна глазу чем Final Fantasy VII с уродскими низкполигональными моделями и примитивными эмоциями ГГ. Тоже можно наблюдать и во многих 3D продолжениях 2D игр, потому что в 3D очень часто разрабы не напрягают себя созданием нормальных текстур и моделей, а в 2D красивую картинку создать намного проще.
> В связи с какими-то своими домыслами Notch говорил, что политика распространения Steam ему не нравится, соответственно игры на Steam не будет. Зато на Steam есть двухмерный аналог - Terraria, рекомендую к ознакомлению.
> вот мой собственный модпак с наиболее популярными клиентскими модификациями
Вопрос: Оптифайн под 1.8.1 старый подходит, или уже новый склепали? Скачал бы твою сборку, да только мне оттуда ничего, кроме оптифайна, не нужно, а выковыривать его руками очень лениво.
> а другой игрок может сломать то что ты построил?
Да, может. Решаются эти проблемы по разному. Где-то принимаются жесткие администраторские меры. А можно играть на сервере, где люди в основном знают друг друга не только по игре, так что никто никому старается не гадить.
> Жаль, образ милиционера намного более приятный чем в сериалах получался и в то же время не лубочный, как в хреновой пропаганде.
Он не милиционер (ну и не полицейский тоже ;)) судя по поводам описанных выездов - следствие Следственного комитета РФ.
закрыл ЖЖ, и не удивительно - нас сразу предупредили об этой херне никакой работы на публику. Театралов видимо об этом не предупреждали.
Физика там очень своеобразная и избирательная. То есть упасть насмерть можно запросто. Но при этом кубики, лишившись опоры, не падают, то есть воздушные острова вполне возможны. Жидкости там тоже ведут себя необычно - закон сообщающихся сосудов не действует, и вполне реально сбацать коридор в водоеме а-ля Моисей-style. А в остальном, авторы уделяют много внимания мелочам. Например, неосторожное обращение с огнем в деревянной постройке может закончиться неиллюзорным пожаром, а если на втором этаже кто-то устроил бассейн, то на первом с потолка начнет капать вода.
да ее вроде даже на что-то переносное портировать собирались??? Ну и потом консольшка без Пк представить не в пример сложнее чем пк фанбоя без консоли.
> 14,987,263 registered users, of which 3,798,056 (25.34%) have bought the game.
> In the last 24 hours, 58,765 people registered, and 12,056 people bought the game.
> Игра - мегарулез. Почти полгода уже шпилю, до сих пор не надоело. Тем, кто еще не приобщился, настоятельно рекомендую устраивать свои сервера и играть с друзьями-знакомыми
Женись, нарожай детей, купи квартиру в ипотеку. И всё, нет игры, только жизнь, пазлов - замучаешься разгадывать.
> Ктулху можно в отличной игрушке Scribblenauts зафигачить.
Любителям хтонических чудищ Нижний мир придется по душе - там есть аналог макаронного монстра, плюющийся фаерболами. Он на скриншоте засветился как раз.
> Женись, нарожай детей, купи квартиру в ипотеку. И всё, нет игры, только жизнь, пазлов - замучаешься разгадывать.
Мне вот интересно, зачем в каждую новость про интерактивные развлечения, ломятся обличители эскапизма и поборники реальности? Откуда у них при такой занятости (см. семья, ипотека) столько времени на проповедование правильного, с их точки зрения, образа жизни?
> Вопрос: Оптифайн под 1.8.1 старый подходит, или уже новый склепали? Скачал бы твою сборку, да только мне оттуда ничего, кроме оптифайна, не нужно, а выковыривать его руками очень лениво.
Я положил туда старый Optifine, потому что новый не имеет соответствующего патча для работы с водными шейдерами. Что в принципе не мешает скачать новый вот отсюда:
http://www.minecraftforum.net/topic/249637-181-optifine-hd-b-fps-boost-hd-textures/ (эта ссылка также была на странице модпака)
и добавить его в список mcpatcher-а самостоятельно, нажав кнопку "+".
Этот модпак скорее руководство к тому, как создать свой удобный список модов используя mcpatcher, чем некий стандарт. Ребятам с сервера mccity очень понравился водный мод, поэтому список модов пака именно такой.
> Женись, нарожай детей, купи квартиру в ипотеку. И всё, нет игры, только жизнь, пазлов - замучаешься разгадывать.
Не сгущай краски, все по списку выполнил, детей не рожал, в силу анатомии могу только зачинать и воспитывать - обоих двух, но играть в видео игры не перестал
И до тупичка Майнкрафт добрался! Тут стоит упомянуть про титаническое количество разнообразных модов к игрушке - позволяющих создавать машины, имитирующих электросети, автоматизирующие процесс постройки и еще множество всяких приятностей. С ними игра становится в разы интереснее.
Чувства, испытываемые, когда кладешь последний блок в здоровенной крепости или наблюдаешь за работой собственноручно собранного механизма, имеют в компьютерном мире мало аналогов.
Камрад, нельзя ли добавить в заметку информацию для контингента -- релиз намечен на 11/11/11, то бишь осталось недолго. С момента выхода релиза ценник поставят EUR 20.
Пока что (на стадии Beta) денег просят USD 21.95, либо EUR 14.95.
Отважные покупатели Alpha отделались еще меньшей суммой.
В случае survival какую часть игрового времени обычно тратят на забой монстров? Могут ли они напасть на постройки когда хозяин оффлайн?
Крафтинг происходит не сразу? Если да, то как быть в случае развитого производства, когда надо делать много предметов? Можно ли крафтинг автоматизировать пылью?
Что необходимо для создания собственного сервера? Насколько он требователен к софту, железу, интернет-каналу? Должен ли быть включен круглосуточно для нормальной работы? Что требуется для перенесения с одной машины на другую?
Кстати, про досуг: тут пробегала ссылка на "обезвоженный" "Капитал" Маркса. В связи с поломкой компьютера потерял ссылку, теперь даже названия вспомнить не могу. Ни у кого не завалялась?
> В случае survival какую часть игрового времени обычно тратят на забой монстров?
Зависит от того, как ты предпочитаешь играть. Если любишь шастать в темное время суток по дремучим лесам, то готовься к постоянным приключениям.
> Могут ли они напасть на постройки когда хозяин оффлайн?
Нет. Мобы агрятся исключительно на игрока, попавшего в поле зрения. Исключение для постороек составляют эндермены, но они не нападают, а просто имеют привычку изредка выдирать из ландшафта случайные кубики. Иногда им под руку попадаются построийки.
> Крафтинг происходит не сразу?
Крафтинг происходит мгновенно. А вот термическая обработка требует времени, да. Обычно, если нужно запечь или расплавить много, ставят несколько печей одновременно - они будут работать столько времени, сколько топлива в них загружено.
> Что необходимо для создания собственного сервера?
Статический IP, по которому к тебе смогут обращаться друзья. Файл конфигураций достаточно простой, в куче мануалов написано, как его настроить. По меркам серверных приложений майнкрафт не склишком требовательный, но на домашнем компе при загрузке больше 10 чел онлайн все навернется. 3-4 юзера онлайн тащит обычно нормально, и этого, как правило, хватает для простой компании друзей. В основном требования к процу и оперативке.
Ворлды (миры, создаваемые игроками) портируются легко, едва ли не копипастом.
"Цепляют чем-то, что ускользает от теоретиков гейм-дизайна, сделаны с душой. Майнкрафт — именно такая игра" -- вся _настоящая_ работа делается за интерес, деньги только винды пишутся.
> Статический IP, по которому к тебе смогут обращаться друзья. Файл конфигураций достаточно простой, в куче мануалов написано, как его настроить. По меркам серверных приложений майнкрафт не склишком требовательный, но на домашнем компе при загрузке больше 10 чел онлайн все навернется. 3-4 юзера онлайн тащит обычно нормально, и этого, как правило, хватает для простой компании друзей. В основном требования к процу и оперативке.
Надо добавить что сервер еще очень активно работает с винчестером.
При 3-4 игроках идет практически постоянное обращение к винту.
Лично я дома поставил программу РАМ Диск - создает раздел диска в оперативной памяти и разместил там файлы сервера. Сервер теперь работает с этого диска, а в настройках рамдиска поставил сохраняться каждые 5 минут.
> для виртуальных винтов размером до 4Гб - версия бесплатная и никак больше не урезана.
Это не правильнй, буржуинский РАМдиск, для нас есть русский бесплатный Ентерпрайз, там под х64 и с /PAE можно использовать сволько угодно памяти:
http://ramdisk.nm.ru/ramdiskent-rus.htm
> Член перацкой партии Швеции, а денег за игру хочет.
Ну так ведь всем известно, что это поделки от Microsoft и Adobe, над которыми годами работают сотни высококлассных специалистов, не стоят ничего и должны распространяться бесплатно среди всех желающих. А вот если конкретный член пиратской партии жопу отсидел, отлаживая код, то, понятное дело, надо денег затребовать.
Пираты не против того, чтобы за игру/прогу/кино платили деньги. Но между правами производителя контента и правами потребителя должен быть некий баланс. Сейчас этот баланс сильно смещен в сторону производителя и гайки продолжают закручиваться. Вот против этого и выступает Пиратская партия, требуя вернуть права потребителю (например право на некоммерческое использование контента).
Сам же Нотч говорит (http://notch.tumblr.com/post/1121596044/how-piracy-works), что он конечно за то, чтобы за игру платили деньги. Но он понимает, что мир в котором забороли пиратство намного хуже мира с пиратством. Поэтому относится к нему, как к естественному явлению природы и вместо того, чтобы заставлять мир соответствовать бизнес-модели, приспосабливет бизнес-модель к миру. И как видно - очень успешно. Например он считает, что недополученная прибыль от пиратов - мифическая, поскольку большинство пользователей-пиратов либо впоследствии покупают игру, либо не купили бы ее в любом случае. Соответственно, если каким-то образом полностью забороть пиратство, то оно повысит прибыль незначительно, но сильно понизит число игроков. Более того, раз пиратское распространение игры увеличивает охват, то оно также и увеличивает прибыль из-за тех игроков, что познакомились с игрой через пиратские каналы и впоследствии решили ее купить.
Так что, позиции Нотча и Пиратской партии вполнее гармонично сочетаются.