Ударные средства — наружка, телевизор, радио и Интернет. Помните, несколько лет назад буквально на всех заборах Москвы красовалась гигантских размеров обложка антиутопии "Метро", которая затем успешно "пошла в серию"? Мало кто знает, что первое издание будущего бестселлера, опубликованного крупным издательством, прошло незамеченным. Вот уж действительно "почувствуйте разницу" — когда название книги попадается на всех углах, на билбордах, растяжках, в вагонах метро и на остановках общественного транспорта. Но это исключение, подобных агрессивных многомиллионных кампаний за последние лет десять единицы. Книгу, как продукт интеллектуальный, все-таки не принято впаривать так откровенно.
Масштабной телерекламой — так, чтобы ролики на всех каналах, — еще ни один книжный проект у нас не отметился по понятным причинам: дорого, не окупится. Зато мягкие контекстные варианты — сплошь и рядом. Автор кочует из программы в программу на престижных каналах, рассказывает всевозможные истории из своей жизни, комментирует чужие. Самое желаемое — сюжет в новостях плюс бонус за показанную в эфире обложку. Еще особенно ценится, когда писатель становится героем популярной программы.
Дальше — Интернет. Он просто создан для продвижения книг в массы. Вешают баннеры, размещают анонсы, выкладывают фрагменты текстов из готовящихся изданий, "листалки" уже готовых. Многие издательства и авторы завели свои ЖЖ, поддерживают профили на фейсбуке, где напрямую общаются с читателями, рассказывают о планах, обсуждают новинки. Недавно одна крупная издательская группа совершила прорыв, сопроводив выход остросюжетного романа Алексея Маврина "Псоглавцы" буктрейлером с настоящими актерами и профессиональной режиссурой. Другой пример — сделали оригинальное интервью с популярным европейским детективщиком Ю Несбё, который приехал к нам на премьеру своей новой книги. Сняли ролик. Ноу-хау в том, что ролик сняли в 3D-формате. Такого у нас еще точно не было.
Издатели и книготорговцы идут на всевозможные уловки ради увеличения продаж. "Профиль" составил краткий перечень приемов, с помощью которых нас заставляют раскошелиться
С недавних пор на сайте одного из крупных интернет-магазинов в разделе "Книги" вместо привычной рубрики "аннотация" обозначено: "от производителя". Резануло. Хотя ведь с точки зрения несентиментальных деловых людей книга - это такой же товар, как зубная паста, шоколадный батончик или прокладки. И продавать книги с каждым годом становится все труднее. Публика разборчива и капризна. Конкуренция в сфере развлечений - а чтение все-таки идет по этому ведомству - высокая. Ну и кроме всего прочего, книжный рынок перенасыщен - это уже не просто выбор, а выбор-выбор-выбор. Зайдешь в книжный магазин - глаза разбегаются в буквальном смысле.
У начинающего писателя вышла первая книга, без гонорара, зато и не за свой счет, тираж - 2000 экземпляров. С тортиком и бутылкой он помчался за авторскими экземплярами, прикупил еще пару пачек - раздать друзьям и знакомым. Потом, смущаясь, поинтересовался: как дальше? Редактор пожал плечами: "Да никак". "Как же ее продавать?" - спросил дебютант. Слизывая крем с ложечки, редактор ответил: "Рассосется". Реальная история, вполне типичная. Искушенный редактор был прав: при хорошей дистрибуции года четыре назад мог разойтись 3-тысячный тираж. Теперь при тех же условиях - от силы 1000. В этом случае доход минимален, затраты издательства едва окупаются. В этом первая и одна из главных особенностей книги как товара. Усилий тратится много, особой прибыли ждать не приходится. Чтобы хорошо продать книгу, надо очень постараться. Как?
Первое и самое очевидное - выделиться "фантиком". Помните? Аляповатое, крикливое оформление с полуголыми красотками, монстры с бластерами, уроды с пистолетами или слащавый лубок. Это вчерашний день и дурной тон. Такие "маргиналы" еще изредка попадаются, но уже стали знаком совсем уж бульварного чтива, их еще носят по электричкам, но уже почти не продают в приличных магазинах. Даже для откровенной попсы стараются разработать что-то пооригинальнее. Впрочем, можно и не оригинальничать. Издатели по-прежнему очень любят кинообложки. Выход фильма, если удается договориться с правообладателями, - подходящий случай для издания или переиздания. Берем выразительный кадр из картины, обычно со "звездой" крупным планом и… "делаем кассу". Расчет очевидный: человек подсознательно реагирует на узнаваемое изображение, особенно если это лицо любимого актера.
Второй способ подогреть интерес к книге - броский интригующий слоган и готовые оценки: заманчивые фразы из рецензий и откликов. Особенно ценится, если удалось заполучить на обложку что-то благосклонное от VIP-персоны, которая "зачиталась" и "не могла оторваться". Разновидность подобного "бантика на упаковке" - "Знаменитость рекомендует". Явно вступает в противоречие со здравым смыслом обещание "бестселлер" на еще не проданной книге, но и это не редкость! И уж совсем смешно - "номинант премии", если больше написать нечего. Удивительно, что пока не додумались до фишек вроде "Гомер был бы в восторге" или "Лев Толстой не прошел бы мимо". Впрочем, "новый Булгаков" или "современный Оскар Уайльд" встречаются. Вот, собственно, и вся боевая экипировка. Дальше начинается рыночная жизнь, не менее богатая событиями.
Маркетинговые стратегии у крупных и небольших издательств принципиально разные. Небольшие издательства стараются "отработать" каждое свое детище. Что и понятно: вложились, надо получить по максимуму. Но, как правило, в какой-то большой затратный пиар они не вкладываются.
У "монстров", заполняющих значительную часть рынка, тактика иная. В месяц может выпускаться несколько сотен наименований, очень небольшая часть книг (от силы десяток-полтора) попадает "на продвижение". Это значит, что именно с ними прицельно работают PR-службы: готовят специальные пресс-релизы, которые рассылают СМИ, проводят презентации, организуют встречи в магазинах и автограф-сессии.
Отчего кому-то - все, а другим - ничего? Чтобы не распыляться, маркетологи определяют приоритеты: либо громкое имя, либо подходящий информационный повод, либо проект представляется издателям настолько перспективным, что прогнозируется серьезный тираж и допечатки. Серьезный по нынешним временам - 50 тысяч. Хотите больше - надо вкладываться капитально.
Ударные средства - наружка, телевизор, радио и Интернет. Помните, несколько лет назад буквально на всех заборах Москвы красовалась гигантских размеров обложка антиутопии "Метро", которая затем успешно "пошла в серию"? Мало кто знает, что первое издание будущего бестселлера, опубликованного крупным издательством, прошло незамеченным. Вот уж действительно "почувствуйте разницу" - когда название книги попадается на всех углах, на билбордах, растяжках, в вагонах метро и на остановках общественного транспорта. Но это исключение, подобных агрессивных многомиллионных кампаний за последние лет десять единицы. Книгу, как продукт интеллектуальный, все-таки не принято впаривать так откровенно.
Масштабной телерекламой - так, чтобы ролики на всех каналах, - еще ни один книжный проект у нас не отметился по понятным причинам: дорого, не окупится. Зато мягкие контекстные варианты - сплошь и рядом. Автор кочует из программы в программу на престижных каналах, рассказывает всевозможные истории из своей жизни, комментирует чужие. Самое желаемое - сюжет в новостях плюс бонус за показанную в эфире обложку. Еще особенно ценится, когда писатель становится героем популярной программы.
Дальше - Интернет. Он просто создан для продвижения книг в массы. Вешают баннеры, размещают анонсы, выкладывают фрагменты текстов из готовящихся изданий, "листалки" уже готовых. Многие издательства и авторы завели свои ЖЖ, поддерживают профили на фейсбуке, где напрямую общаются с читателями, рассказывают о планах, обсуждают новинки. Недавно одна крупная издательская группа совершила прорыв, сопроводив выход остросюжетного романа Алексея Маврина "Псоглавцы" буктрейлером с настоящими актерами и профессиональной режиссурой. Другой пример - сделали оригинальное интервью с популярным европейским детективщиком Ю Несбё, который приехал к нам на премьеру своей новой книги. Сняли ролик. Ноу-хау в том, что ролик сняли в 3D-формате. Такого у нас еще точно не было.
На волне моды на виртуальные примочки начали появляться ушлые ребята, которые задорого предлагают адресную "раскрутку" в социальных сетях: создается группа или фан-клубы с иллюзией бурной активности. На такие "разводки" идут состоятельные графоманы, убежденные, что популярность можно купить не напрягаясь. Как правило, подобные имитации желаемого эффекта не дают. Публика, может, и дура, но обмануть ее не так просто.
Летом мне позвонил бывший коллега, когда-то довольно известный журналист. За то время, пока не общались, его угораздило написать детективный роман. Сложилось удачно: знакомый редактор как раз перешел в крупное издательство, текст всем понравился, подписали договор, книга вышла довольно быстро. Зная правила игры, коллега попытался произвести некоторые телодвижения: дернул старые связи, провел пару презентаций в магазинах. Когда через полгода принес продолжение, ему, смущаясь, объяснили, что распродано чуть меньше половины тиража, а это полностью исключает дальнейшее сотрудничество. "Ты понимаешь, - захлебывался он от возмущения, - вроде бы все честно: есть во всех крупных книжных. Но знаешь где? В дальнем стеллаже на нижней полке (он, само собой, выразился позабористей). Кто ее там увидит?! Ну скажи мне, по какому принципу какие-то книги выкладывают, а другие сиротливо пылятся в углу?"
Самая горестная книжкина судьба - коротать скучные дни, стоя корешком к народу на своем законном месте. Ну а нижняя дальняя полка окажется или средняя у прохода, зависит от автора, точнее - от буквы, на которую начинается его фамилия. Статистическая вероятность, что возможный шедевр здесь найдут и к сердцу прижмут, просто вдумчиво перебирая томики, очень мала. Магазины маленькие, книг много, не продалась вовремя - уступи место подруге. Спустя девяносто дней ее вернут туда, откуда пришла.
Попасть в выкладку (хорошо бы еще специальный флайер) - важное условие успеха. Принципы отбора? Популярность автора ("долгожданная новинка"), ажиотаж ("сенсационная исповедь", "шокирующие подробности"), информационный повод ("к юбилею"), а также дружеские отношения с издательством, личные вкусы и симпатии. "Может ли издательство или богатый автор купить витрину или другое сладкое место?" - вопрос очевидный. Случается. Хотя уважающие себя магазины (а в Москве их подавляющее большинство) подобными возможностями не торгуют. Берегут репутацию. Кстати, таким образом они стараются… нет, не навязать, конечно, но чуть-чуть скорректировать интересы своих покупателей, акцентируя внимание на действительно достойных изданиях. Порой судьбу книги, особенно начинающего автора, может решить плакатик с надписью "яркий дебют". Кто-то заводит у себя полки с рекомендациями модных журналов, кто-то выбирает "книгу месяца", выделяет финалистов и лауреатов литературных премий. Все-таки литературу издавать и продавать приятнее, чем макулатуру.
Напоследок - любопытная издательская легенда. Говорят, что феноменальная слава Гарри Поттера, кроме всего прочего, - результат тонкой игры на бессознательном. Графика имени Harry в названии на обложке в точности повторяет написание замечательного английского слова happy, прочно ассоциирующегося с новогодними поздравлениями и прочим позитивом. Правда это или выдумка фанатов? Кто знает, кто знает…
ЭКСПЕРТЫ
Андрей Рубанов,
Писатель
Литературе реклама не нужна. Как не нужна она живописи или музыке. Но появление всякой более или менее значимой книги должно сопровождаться комментариями критиков и обозревателей. Для нынешней русской прозы фигура критика важна, как никогда. Критик, с одной стороны, сам является литератором, с другой - он легко выполняет рыночные функции, поскольку независимая экспертиза - непременный элемент любого рынка. На книжном рынке покупатель должен делать выбор, ориентируясь исключительно на мнение авторитетного критика. Так было и так будет, незачем изобретать велосипед. К сожалению, сейчас у нас авторитетных критиков мало, а площадок, где они высказываются, еще меньше. Весь прочий пиар не имеет отношения к искусству. Более того, сейчас у мыслящей части общества уже выработался иммунитет к пиару. В продвижении недопустимо все, что сделано без вкуса и меры. Недопустима назойливость и оголтелость. Недопустимо называть "романом" короткую повесть в четыре листа. Недопустимо считать читателя и покупателя ослом.
Елена Костюкович,
основатель литературного агентства "ЕЛКОСТ" (Барселона - Милан - Москва), литератор, литературный переводчик
Специфика в том, что книге стараются действительно помочь. Это норма. Книге, как правило, дают возможность отпраздновать день рождения.
В этот день все ее любят. Автора сажают на генеральское место, спонсоры приносят печенье. Издательский отдел рекламы неделю-две беспокоится об этой книге (и о вышедших в это время других). Тычет всем журналистам. Потом внимание обратится на выход следующей недели или месяца.
Но важно, что презентация была! И такое выпадает на долю почти каждой книжки. Совсем не только бестселлерной. Важно, что бестселлеры не назначаются заранее издательствами. Чисто волюнтаристского, насильственного закармливания публики тем, о чем она отнюдь не просила, ценой миллионнодолларовой кампании и уличных растяжек мне лично видеть пока ни разу не довелось.
То есть, конечно, существуют такие издания, о которых заранее ясно: продадут сотни тысяч. Их поддерживают соответственно. Печатают в газетах объявления об их скором выходе. Ставят щиты в магазинах.
Изготавливают рекламные тетрадки в восемь или шестнадцать страниц: портрет автора, обложка, аннотация и первая глава. И все же шанс стать знаменитой имеет даже скромная книжка и ее скромный, трудолюбивый автор. Спасибо системе за это.
На Западе, к примеру, для продвижения книги проводят много остроумных, хорошо организованных презентаций в разных удивительных местах - в лесах, в аптеках, на заброшенных фабриках.
Существуют ли абсолютно неприемлемые приемы в продвижении? Неприемлемы, по-моему, орфографические ошибки, которыми изобилуют рекламные и иные тексты.
Александр Лиманский,
директор по маркетингу издательской группы "Альпина Паблишер"
Специфика продвижения книги существует, так как средний тираж книги небольшой - около 3000 экземпляров, средняя оптовая цена, которую получает издательство, в пределах 200 рублей, т.е. средняя "капитализация" книги не такая уж большая, и существенную сумму на ее продвижение потратить невозможно.
Рассчитывать на постоянные допечатки этой книги, чтобы вернуть существенные вложения в рекламу, можно только с вероятностью 30%, причем не всегда удается угадать, какая именно книга "выстрелит".
Самые эффективные способы продвижения - это рассылки по собственной базе читателей, рецензии независимых журналистов в СМИ, отзывы, рецензии и активность читателей на страницах издательства в соцсетях, приоритетная выкладка в офлайновой рознице.
Если говорить о неприемлемых методах, в смысле неэффективности и пустой траты денег, то это прямая высокобюджетная реклама. В первую очередь это касается бизнес-литературы.
Сергей Рубис,
руководитель редакции № 1 издательства "Эксмо"
Практически про любой товар можно сказать, что в его продвижении есть своя специфика. Книга - товар особый. С одной стороны, это товар массового спроса, продается по обычным каналам. С другой стороны, книги также продвигаются по каналам специализированной книжной розницы. Безусловно, нельзя сравнивать книги с товарами первой необходимости, это товар, который развлекает и развивает людей. Они ближе по своей специфике к индустрии развлечений (кино, телевидение, игры, Интернет, газеты и журналы). Здесь книги стоят особняком. В Интернете возможны свои модели продвижения и свои способы получения прибыли, такие как продажи виртуальных продуктов (например, в компьютерных играх). В современном отечественном кино предполагается, что деньги должны приходить от проката фильмов либо от продажи телевизионным каналам. В первом случае рекламные кампании направлены на то, чтобы как можно больше зрителей пришло в кинотеатры, во втором они вовсе не требуются. В книготорговле же необходимо стимулировать людей на покупку конкретного товара, обладающего определенными свойствами, в различных местах продаж. Так что книги живут своей отдельной жизнью. Реклама книг - это всегда целый набор инструментов. Книжная индустрия - это живой организм. Не бывает статичной ситуации, когда мы сегодня что-то делаем, будем делать это и завтра, и оно всегда будет эффективно воздействовать на потребителя. Сегодня мы все больше уходим в Интернет, потому что при меньших или сопоставимых бюджетах там можно получить более таргетированную рекламу. В западных странах где-то предпочтение отдают прямой рекламе, где-то - PR-продвижению, например во Франции, а в Италии я видел, как книги рекламируют по ТВ. Там ситуация, зависит от маркетинговой политики конкретного издательства и от менталитета жителей страны.
Интересно как осуществлялось продвижение во времена Льва Николаевича и Федора Михайловича. Велики ли были тиражи, как осуществлялась реклама, делало ли отсутствие альтернативы книге в виде ТВ и Интернета образованную часть общества более читающей.
> Конкуренция в сфере развлечений - а чтение все-таки идет по этому ведомству - высокая. Ну икроме всего прочего, книжный рынок перенасыщен - это уже не просто выбор, а выбор-выбор-выбор.
По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти. И в смысле литературного мастерства тоже. А почему-то шлака становится всё больше.
>Берем выразительный кадр из картины, обычно со "звездой" крупным планом и… "делаем кассу".
Благодаря этому приёму посмотрел кино "Американец" с Клуни. Книжка дорогая была, не купил. Но запомнил обложку и кино посмотрел. Кино понравилось :)
> По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти. И в смысле литературного мастерства тоже. А почему-то шлака становится всё больше.
> Литературе реклама не нужна. На книжном рынке покупатель должен делать выбор, ориентируясь исключительно на мнение авторитетного критика. Так было и так будет, незачем изобретать велосипед.
> Самая горестная книжкина судьба - коротать скучные дни, стоя корешком к народу на своем законном месте. Ну а нижняя дальняя полка окажется или средняя у прохода, зависит от автора, точнее - от буквы, на которую начинается его фамилия. Статистическая вероятность, что возможный шедевр здесь найдут и к сердцу прижмут, просто вдумчиво перебирая томики, очень мала.
Это да, тут вообще могут быть парадоксальные ситуации - например, при закупке Ф.Броделя разные тома оказались в разных отделах! Одни я неожиданно обнаружил сам, а другой продавец нашла с трудом.
> Магазины маленькие, книг много,
Это было в достаточно крупном сетевом магазине, там ведется компьютерный учет имеющихся книжек, о наличиии необходимого можно узнать, обративших к консультанту. В нем же книжка К.Меннингера "История цифр" находилась на специальной выкладке, но все равно, без помощи продавца бы не нашел.
> Интересно как осуществлялось продвижение во времена Льва Николаевича и Федора Михайловича. Велики ли были тиражи, как осуществлялась реклама, делало ли отсутствие альтернативы книге в виде ТВ и Интернета образованную часть общества более читающей.
«Писатели с Никольской!» — их так и звали.
Стены этих трактиров видали и крупных литераторов, прибегавших к «издателям с Никольской» в минуту карманной невзгоды. Большей частью сочинители были из выгнанных со службы чиновников, офицеров, неокончивших студентов, семинаристов, сынов литературной богемы, отвергнутых корифеями и дельцами тогдашнего литературного мира.
Сидит за столиком с парой чая у окна издатель с одним из таких сочинителей.
— Мне бы надо новую «Битву с кабардинцами».
— Можно, Денис Иванович.
— Поскорей надо. В неделю напишешь?
— Можно-с… На сколько листов?
— Листов на шесть. В двух частях издам.
— Ладно-с. По шести рубликов за лист.
— Жирно, облопаешься. По два!
— Ну хорошо, по пяти возьму.
Сторгуются, и сочинитель через две недели приносит книгу.
За другим столом сидит с книжником человек с хорошим именем, но в худых сапогах…
— Видите, Иван Андреевич, ведь у всех ваших конкурентов есть и «Ледяной дом», и «Басурман» и «Граф Монтекристо», и «Три мушкетера», и «Юрий Милославский». Но ведь это вовсе не то, что писали Дюма, Загоскин, Лажечников. Ведь там черт знает какая отсебятина нагорожена… У авторов косточки в гробу перевернулись бы, если бы они узнали.
— Ну-к што ж. И у меня они есть… У каждого свой «Юрий Милославский», и свой «Монтекристо» — и подписи: Загоскин, Лажечников, Дюма. Вот я за тем тебя и позвал. Напиши мне «Тараса Бульбу».
— То есть как «Тараса Бульбу»? Да ведь это Гоголя!
— Ну-к што ж. А ты напиши, как у Гоголя, только измени малость, по-другому все поставь да поменьше сделай, в листовку. И всякому интересно, что Тарас Бульба, а не какой не другой. И всякому лестно будет, какая, мол, это новая такая Бульба! Тут, брат, важно заглавие, а содержание — наплевать, все равно прочтут, коли деньги заплачены. И за контрафакцию не привлекут, и все-таки Бульба — он Бульба и есть, а слова-то другие.
> нтересно как осуществлялось продвижение во времена Льва Николаевича и Федора Михайловича. Велики ли были тиражи, как осуществлялась реклама, делало ли отсутствие альтернативы книге в виде ТВ и Интернета образованную часть общества более читающей.
И какой процент населения в то время умел читать и писать.
> Это да, тут вообще могут быть парадоксальные ситуации - например, при закупке Ф.Броделя разные тома оказались в разных отделах! Одни я неожиданно обнаружил сам, а другой продавец нашла с трудом.
Вот за это я и уважаю магазин Озон - там Бродель нашелся весь и сразу. Но все равно люблю полазить по "живым" книжным.
Советская власть сильничила детей читать учебники по русскому языку и сдавать суровые экзамены по правильнописанию. Результаты кровавого тоталитарного режима забороть пока никак не могут, хоть и стараются. Но продвижки есть - нынешняя молодёжь не читает книг вообще.
А тем временем с мест сообщают:
"Издательство "Эксмо" обратилось в арбитражный суд Москвы с иском против компании "Яндекс", сообщают "Ведомости" в номере от 24 ноября. "Эксмо" требует от "Яндекса" удалить из результатов поиска ссылки на нелегально размещенные книги.
В "Эксмо" газете пояснили, что речь идет о сайте издательства "Алгоритм-книга", на котором были обнаружены нелегальные копии книг Дарьи Донцовой, Татьяны Устиновой, Ника Перумова и других авторов. Впоследствии "Алгоритм-книга" согласилось убрать книги со своего сайта, однако пользователи все еще могут найти их через поиск "Яндекса", указали в издательстве."
http://lenta.ru/news/2011/11/24/suit/
Только цензурированием поисковиков можно увеличить продажи Донцовой в сто раз. Не смогли с флибустой - куснём яндекс. Так победят, ага.
С одной стороны, хорошая книга и хороший автор найдут своего читателя, с другой стороны, все авторы мечтают об успехе Джоан Роулинг или Дэна Брауна, а это в первую очередь пример отличной рекламной кампании.
А.Рубанов в 90-е отсидел три года. Написал об этом хорошую книгу "Сажайте, и вырастет".
Из его интервью Захару Прилепину:
>Лучшие книги вернутся, когда в обществе спадет оголтелое отторжение социалистического периода, когда ярлык "годы застоя" исчезнет из обихода. Не было никакого застоя никогда.
> По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти. И в смысле литературного мастерства тоже. А почему-то шлака становится всё больше.
Напрашивается мысль - это не рыночный товар и стоимость его определяется по другим законам.
Он и производится, и потребляется коллективно, всем обществом.
> По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти. И в смысле литературного мастерства тоже. А почему-то шлака становится всё больше.
> Напрашивается мысль - это не рыночный товар и стоимость его определяется по другим законам.
Не совсем так. Книжный рынок, как и любой другой, просто не является тем самым идеальным свободным рынком, который проходят классе в восьмом :) Ведь необходимы неограниченное количество продавцов и покупателей и бесконечная их информированность. А в условиях реального рынка падение качества вполне нормально. Если пипл хавает, какой дурак будет что-то улучшать?
Да и в условиях свободного рынка возможно падение качества: а пусть никто не хочет слишком качественных товаров. Такое бывает. Мало ли, вдруг повышение качества будет слишком дорого стоить и будет давать слишком малый рост потребительских качеств.
А книжный рынок тем более не может быть свободен, что он, в частности, адски зарегулирован гражданским законодательством. Я, например, даже не могу продать "Войну и мир", подписавшись под ним своим собственным именем!
> Я, может, не понял чего - Метро же страшное говно?
Страшное бездарное говно. Прочёл только потому, что хороший человек подарил и настойчиво спрашивал мнения. Читал через силу. Очень скудный язык, примитивный сюжет, русофобские-антисоветские-либеральные пассажи. Развития характера героя нет.
первыми и последними рекламами книг в зомбоящике, до полного отказа от оного лет 8 назад, запомнились (ВНЕЗАПНО!!!) рекламы пелевинских "поколения" и "чапаева". и это по первому-то, кажись, каналу!
> Начал читать - бросил. Не вынес накала тонкости чувств и интеллигентности героев.
>
Слабак!!! Я вот дочитал, исключительно из любви к постапокалипсису, но тазики менял часто, да!
> Книжный рынок, как и любой другой, просто не является тем самым идеальным свободным рынком, который проходят классе в восьмом
[ловко и умело сам себя спускает с цепи, а второй лапой - снимает намордник] Хе-хе!!!
А как же Линукс - который "свободная обмена идеями."
И такой же Хацкель - который пишут ребята из M$ Research???
Ведь всё, что нужно, чтобы толково включиться в эту деятельность, в смысле книжек,
совершенно официально и открыто валяется в энтих ваших тырнетах :) Sic
> Да и в условиях свободного рынка возможно падение качества
Осьпадя!
Уж бог не весть чО подумал, а оно просто всё, оказывается.
Дык у нас русский язык и литературу преподавала в школе (Ленинград) городской методист по эфтаму предмету,
и человек десять было в классе таких, что пейсали сочинения лутше, нежели нынешние всякие свои рОманы,
про которых на растяжках и заборах поминают нынче.
ЗЫ Как удалось выяснить опытным путём, "Невидимая рука рынка" == "Деградация".
> Но мы-то знаем, что хорошая книга продаётся сама.
> Я, может, не понял чего - Метро же страшное говно?
Слабоватая книжка - если бы ее автор через интернет не пиарил я бы вряд ли прочитал
кроме того ИМХО интересна только первая книжка - большая же часть рекламы "Метро" касается разного рода продолжений
> По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти. И в смысле литературного мастерства тоже. А почему-то шлака становится всё больше.
С чего ему расти-то? По тем же законам экономического жанра качество может расти, если оно является критерием для формирования спроса. А чтоб оно критерием было, воспитывать надо литературный вкус. А кому это нафиг надо? Писателям? - так халтурить проще.
Читателям? - большинство устраивает и нынешняя жвачка для мозгов, вот эта, красненькая, вот эта черненькая и еще вот эта в горошек.
Правительству? - ну вы, думаю, и сами понимаете.
Единственное кто из заинтересованных приходит в голову - это родители, по старинке считающие, что хорошее образование, вкус и манеры крайне нужны будут любимому чаду на протяжении жизненного пути. И тех, если оглядеться в моем подвале, как-то вокруг не очень заметно.
> По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти. И в смысле литературного мастерства тоже. А почему-то шлака становится всё больше.
Как раз по всем законам экономики именно говна должно становиться всё больше, поскольку затраты на создание хорошей вещи ( абсолютно не важно, что это, книга или, допустим, самолёт ) растут сильно опережая рост качества. Поскольку в условиях капитализма оптимизация идёт по критерию масксимизации прибыли, то незначительное уменьшение качесства позволяет значительно увеличить сооношение прибыль/затраты. Как следствие с рынка быстенько вымываются качественные изделия ( они остаются только за безумные деньги для эстетов ), а основную массу составляет то, что балансирует на грани неприемлимости, т.е. говно. Откровенное говно, тоже отсекается.
Так что, удивляться остаётся только тому, что есть те, кто считает невидимую руку рынка и конкуренцию залогом хорошего качества. Они обеспечивают только лишь приемлемое качество.
Я это "Метро" приобрел году в 2006, в "Библиоглобусе", что на Мясницкой. Книжка в добротной твердой обложке, на хорошей бумаге стоила, не соврать, 156р. Прочитал и закинул в дальний угол ибо херня оказалась редкостная. А через некоторое время начали херню пиарить со страшной силой, забежал как то в книжный, гляжу лежит на полке "Метро 2033", в мягком переплете, на дерьмовой бумаге, но цена! 400р! И ведь покупали.
Я тут как-то многотомник Горького купил... Томов 6-10, точно не помню, в Москве он сейчас остался. Рублей на 300 все вместе потянуло. В букинистическом, конечно, но все-таки. Или вот Короленко — он тоже дешев. Кони подороже, рублей 800-900 за восьми- или десятитомник, помню, что четное число томов. Кстати, хотел вчера поплакаться, что Фейнмана родного не издают — как раз в этом году-таки издали. Перевод, правда, небось, все тот же дерьмовый, но все-таки :) Я не про лекции, понятно, лекции издавать еще лет сто, наверное, будут, а про "Surely, you are joking, Mr Feynman" и его продолжение. А ведь несколько лет не видать было, причем, вроде бы, полно народу с радостью б купило. Я таких не только среди физиков знаю :) Физики-то как раз уже все прочитали :) Так вот, этот самый Фейнман и тот стоит триста :)
> А через некоторое время начали херню пиарить со страшной силой, забежал как то в книжный, гляжу лежит на полке "Метро 2033", в мягком переплете, на дерьмовой бумаге, но цена! 400р! И ведь покупали.
Потом тихо появилась его книга "Сумерки" и утвердилось подозрения, что казачок засланный, отсюда и пиарят.
Как то подкинули мне игру Метро 2033, решил прежде чем сыграть прочитать книгу, скачал книгу. В итоге за год ни к чему ни притронулся, оказывается не зря.
Посоветуйте пожалуйста хорошую годную книгу в жанре фэнтези.
С тиражами ребятки прибедняются. Года четыре назад спец-ся на говне из-во Армада могло позволить себе издать откровенный отстой за пером начинающих графоманок, на который вообще без слёз взглянуть нельзя, тиражом в 8 тысяч.
Вчера купил книжку Пратчетта "Ночная Стража" за 400р - кроме раскрученного имени она похвастать ничем особым не может, и если её закинуть на Мошковский самиздат, она там просто утонет. Однако издано оно тиражом в 17 тысяч (причем в убогом оформлении, так что по прочтении она пойдёт в костёр, а не на полку).
Будучи жадным до легкого чтения, сам я выписываю журнал МФ - в нём регулярно проскакивают короткие рецензии на хорошие книги и обзоры творчества отдельных авторов. Когда совсем читать нечего, лезу в пиратские библиотеки - там, прочитав отзывы, можно получить исчерпывающее впечатление обо всём, что лежит на прилавках, ибо пираты - народ разборчивый, въедливый и читающий.
Так что я считаю, что хорошая книга даже без наружки имеет все шансы достичь своего читателя, и нытьё издателя - вопрос конкуренции на перенасыщенном рынке.
> Вчера купил книжку Пратчетта "Ночная Стража" за 400р - кроме раскрученного имени она похвастать ничем особым не может, и если её закинуть на Мошковский самиздат, она там просто утонет. Однако издано оно тиражом в 17 тысяч (причем в убогом оформлении, так что по прочтении она пойдёт в костёр, а не на полку).
Отличная книга, одна из лучших у Пратчетта.
> Будучи жадным до легкого чтения, сам я выписываю журнал МФ - в нём регулярно проскакивают короткие рецензии на хорошие книги и обзоры творчества отдельных авторов. Когда совсем читать нечего, лезу в пиратские библиотеки - там, прочитав отзывы, можно получить исчерпывающее впечатление обо всём, что лежит на прилавках, ибо пираты - народ разборчивый, въедливый и читающий.
Они не только охуенно разбираются в литературе, но ещё и так же качественно переводят книги и фильмы.
> Посоветуйте пожалуйста хорошую годную книгу в жанре фэнтези.
Читай Сапковского серию про Ведьмака. Роберта Джордана "Колесо Времени", правда она длинновата несколько но того стоит. Можно порекомендовать Прачетта серию про Плоский Мир. Выбор большой.
> Книжный рынок, как и любой другой, просто не является тем самым идеальным свободным рынком
Идеальный рынок существует только в теории.
> Да и в условиях свободного рынка возможно падение качества: а пусть никто не хочет слишком качественных товаров.
Однозначно - капитализм ставит целью максимизацию прибыли при продаже на свободном рынке. Концепция запланированного устаревания тому живое подтверждение.
> А книжный рынок тем более не может быть свободен, что он, в частности, адски зарегулирован гражданским законодательством.
Я о том речь и веду - авторское право есть попытка адаптировать нетоварную сущность в качестве рыночного товара.
> "Surely, you are joking, Mr Feynman" и его продолжение. А ведь несколько лет не видать было, причем, вроде бы, полно народу с радостью б купило. Я таких не только среди физиков знаю :)
Я нисколько не физик, но "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман" в подростковом возрасте в "Науке и жизне" читал с большим интересом! Если увижу - приобрету :)
В жизни многих восторженных юношей (и не менее восторженных девушек) наступает момент, когда у них появляется желание выплеснуть свои чувства на бумагу, точнее, на несчастную компьютерную клавиатуру. Юноша? Нет, я имею в виду не возраст, но состояние души - неожиданно клюнуть в темечко талант может и в сорок, и шестьдесят лет. К вящему прискорбию читать и писать в школе учат всех, и многим даже кажется, что они этот процесс успешно осваивают...
http://zhurnal.lib.ru/z/zlobnyj_y/devotee.shtml
и ответ:
Не надо заранее пугаться ужасов, красочно расписанных Злобным Ыхом. Давайте лучше посмотрим, как они смотрятся даже под самым слабым увеличительным стеклом...
http://samlib.ru/w/welichko_a_f/z-1.shtml
> Вчера купил книжку Пратчетта "Ночная Стража" за 400р - кроме раскрученного имени она похвастать ничем особым не может, и если её закинуть на Мошковский самиздат, она там просто утонет.
"Сумерки" автор по мере написания выкладывал на своем сайте. Как и "Метро", кстати. Просто тема постапокалипсиса довольно популярна. Даже музей забахали на Таганке, откупив бывший ЗКП ГО-42. Помнится в пиаре музея автор "Метра" принимал участие, в телевизоре мелькал.
> Ну классиков тоже издают, причем многотомники хорошего качества. Где то видел Пушкина с позолоченым "обрезом" и тиснением.
Это конечно хорошо, только малодоступно рядовому читателю. Мне повезло - родители, простые инженеры, в свое время собрали серии и отдельные произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
> По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти.
Нет.
Качество [рекламы] книжек должно расти. И оно растёт.
А уровень продаж от качества книг зависит чем дальше, тем слабее.
Более того, тут наметилась зависимость обратная - поскольку рекламируются книги тех серий, которые пишутся быстро, а быстрота и качество плохо совместимы - то рекламируются чаще некачественные книги.
Донцова тому примером.
Я наличия таких прибомбасов в книге не понимаю. Ну ладно бумага там хорошая, шрифт внятный. Видимо "позолоченые" тома изначально предназначены стоять в первом ряду дорогого книжного шкафа из ценных пород дерева.
> "Сумерки" автор по мере написания выкладывал на своем сайте. Как и "Метро", кстати. Просто тема постапокалипсиса довольно популярна.
Только каждый автор вкладывает в постапокалиптику свой смысл. Что мы имеем в "Сумерках"? Время от времени происходят катаклизмы связанный с некими плохими силами. При этом упоминаются пирамиды, зиккураты и [Мавзолеи]. В том числе и мельком Красная площадь. Катаклизмы происходят в течении пяти дней. Что по книге надо людям делать? Сидеть по квартирам, пока некие жрецы (?) не наведут порядок.
Интересная книга.
> По всем законам экономического жанра, качество книжек при этом обязано расти. И в смысле литературного мастерства тоже. А почему-то шлака становится всё больше.
Да я под впечатлением от "Метро 2033" с другими произведениями Глуховского решил не знакомиться, поэтому "Сумерки" не читал. Просто сайт видел. Там на форуме интересно бывало - автору указывали на лажу в текстах. Надо будет ознакомится с "Сумерками".
Глуховский совсем не фэнтези, так что связь неочевидная.
Фэнтези, как и космическая опера - жанры, где сконцентрирована вся литературно-фантастическая халтура и из тонн говен найти приличное не просто.
Читай классиков, если еще не всех прочел: желязны, брэдбери (на любителя), да и весь серебрянный век фантастики (с 60-х годов), из отечественных хорошо пишет лукьяненко, да и ранние вещи стругацких (прости господи) хорошие.
Зоричей тут в командировке слушал, "Завтра Война". Окончание двух первых книг - как обухом в лоб! Первая мысль: "Черт, не все записал на флэшку!", вторая - "Так, блин, не честно, обрывать на полуслове!". Побежал в книжный лабаз - закупил 3-ю книгу на бумаге.
А мне "Метро" (первую книгу) посоветовал знакомый машинист метропоезда, со словами "там само метро охуенно описано". Прочитал. Если фильтровать либерализмъ и психологизмъ - воспринимается ровно. Уровень - примерно Лукьяненко, на мой взгляд.
Потом прочел еще книгу про Питер, автора с нерусской фамилией - даже понравилось. Простой безыдейный экшн в родных локациях :)
> Побежал в книжный лабаз - закупил 3-ю книгу на бумаге.
Да! Зоричи пишут просто шикарно, одни из лучших.
Вот цитата из 3-й книги, я ржал над ней минут 10:
— «Воссоединение»… Гм… Что-то историческое? Вроде «Окопов Сталинграда»? — Полина близоруко сощурилась, старательно припоминая.
— Просто историческое. Без военного. Ну, Полинка… Напряги память! Двадцать первый век, воссоединение Украины с Россией, помпезная такая вещица. Как по мне, сюжет — скукота страшная. Мухи дохнут на лету. Конфликт надуманный, злодеи картонные… Там главный негодяй — какой-то американский «политический технолог» и его подруга, нефтяная магнатша… Во втором действии у папани запланирован хор мегакорпораций и танец медиаконцернов… Сама подумай, ну кто в такое поверит? Какие в Северной Америке мегакорпорации с политтехнологиями? Какие такие концерны? Не смешите меня, товарищи! (с)
> Видимо "позолоченые" тома изначально предназначены стоять в первом ряду дорогого книжного шкафа из ценных пород дерева.
Подарочные издания.
В советское время собрания сочинений классиков издавались в качественном переплете, на качественной бумаге и [главное] академически выверенные. При этом без всяких стразов.