Действие фильма Смирнова, действительно, заканчивается сценами, изображающими антоновский мятеж в Тамбовской губернии. Но смысл его оказался не понят абсолютно. Теперь даже непримиримые эстетические оппоненты господина Пучкова, который включился в дискуссию о "Жила-была одна баба" на своем сайте, всерьез разделяют его точку зрения на фильм: мол, "картина и вправду антисоветская, действительно поклеп на большевиков, на..." — и дальше говорят что-нибудь невразумительное. И это при том, что на самом деле это кино пытается полностью абстрагироваться от идеологии и поговорить со зрителем о фундаментальных и общечеловеческих темах.
"Жила-была одна баба" удостоилась "Ники", но не внимания зрителей
Премию "Ника" - официальную награду Российской Академии кинематографических искусств - в этом году вручали в 25-й раз. Судя по первой реакции на прошедшую в воскресенье, 8 апреля, церемонию, она запомнится преимущественно скандалом с участием Ксении Собчак, Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова. Это грустно по двум причинам. Во-первых, никакого отношения этот скандал (как давно уже и сама Чулпан Хаматова) к кино не имеет. Во-вторых, из-за него фокус общественного внимания сместился с действительно значимого события - противостояния "Елены" Андрея Звягинцева и "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова.
В России кино снимают нечасто, зато киноакадемий у нас, как известно, целых две - Российская академия кинематографических искусств и Национальная академия кинематографических искусств и наук России. Про эти два института человеку, далекому от гламурных дрязг, стоит знать только то, что у каждой из академий есть своя премия и эти премии друг с другом соперничают.
В декабре 2011 года, когда своих претендентов на премию "Золотой орел" объявляла Национальная академия, стало известно, что "Елена" Андрея Звягинцева получила сразу 10 номинаций, в то время как "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова осталась не у дел. Своего рода издевательством смотрелось то, что в номинацию "Лучший фильм" попали "Два дня" дочери Андрея Смирнова Авдотьи. Что же касается "Елены", то выбор жюри "Золотого орла" был во многом предсказуем: у картины Звягинцева уже был приз "Особого взгляда" в Каннах, гран-при Гентского международного кинофестиваля и даже признание European Film Awards, выдвинувшей Надежду Маркину на звание "Лучшая актриса года". Так что не было ничего странного в том, что в январе 2012-го "Елена" получила награды "Золотого орла" за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль второго плана. Право слово, ну не "Шапито-шоу" же называть лучшим фильмом года?
Номинации на "Нику" были куда интереснее. С одной стороны, "Елену" и тут не обошли вниманием - ленте Звягинцева досталось 7 номинаций (не намного меньше, чем на "Золотом орле"). С другой стороны, "Жила-была одна баба" получила 9 номинаций, причем в большинстве важнейших из них, включая "Лучший фильм", картины сошлись лоб в лоб.
Победа, как мы знаем, осталась за лентой Смирнова: "Жила-была одна баба" получила награды в категориях "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль второго плана" (Роман Мадянов за роль Баранчика), "Лучший сценарий" (Андрей Смирнов), "Лучшая работа художника" и "Лучшая работа художника по костюмам". В свою очередь "Елене" Звягинцева достались "Ники" за лучшую режиссерскую работу (Андрей Звягинцев), лучшую операторскую работу (Михаил Кричман), лучшую женскую роль второго плана (Елена Лядова). Кроме этого в категории "Лучшая женская роль" жюри премии решило назвать победительницами актрис обоих фильмов - Надежду Маркину и Дарью Екамасову. Единственная из основных категорий, в которой "Ника" не досталась ни одному из двух фильмов, стала "Лучшая мужская роль" - здесь жюри отметило Сергея Гармаша за роль в фильме "Дом". Выступая на церемонии, Андрей Смирнов сказал: "Все, что я хотел высказать своим зрителям, вложено в картину, а прибавить мне нечего."
Здесь уместно будет сделать небольшое отступление. За день до церемонии в эфир вышел "Закрытый показ" Гордона, в котором как раз демонстрировали фильм Смирнова. Перед показом режиссер сказал очень интересную вещь - он назвал фильм первым и, вероятно, последним, которого не касалась рука цензора, то есть подчеркнул свою ответственность за все, что происходит в его фильме.
Обсуждение, которое последовало за фильмом, наглядно показало, что работа Смирнова - это представитель давно вымершего вида, динозавр, которому режиссер просто не дал умереть. Сними он сериал из 20 серий, к нему, наверное, не было бы никаких вопросов, но большое, цельное, сложное и тяжелое кино - это уже за пределами способностей даже таких уважаемых людей, как журналист "Огонька" Дмитрий Губин и главред "Литературной газеты" и писатель Юрий Поляков. Тот же Губин, например, в течение всего обсуждения настаивал на том, что "Жила-была одна баба" - это производственный провал и ничего с этим не поделаешь. А писатель Поляков говорил о том, что это произведение очерняет бойцов Красной армии и большевиков в целом.
Действие фильма Смирнова, действительно, заканчивается сценами, изображающими антоновский мятеж в Тамбовской губернии. Но смысл его оказался не понят абсолютно. Теперь даже непримиримые эстетические оппоненты господина Пучкова, который включился в дискуссию о "Жила-была одна баба" на своем сайте, всерьез разделяют его точку зрения на фильм: мол, "картина и вправду антисоветская, действительно поклеп на большевиков, на..." - и дальше говорят что-нибудь невразумительное. И это при том, что на самом деле это кино пытается полностью абстрагироваться от идеологии и поговорить со зрителем о фундаментальных и общечеловеческих темах.
Из всего этого можно сделать только один вывод: очень жаль, что фильм получил свои "Ники". Из-за наград фильм попал в категорию мейнстрима, как бы избито это ни звучало. А кто, скажите, захочет разбираться в мейнстриме? Остается лишь повесить на фильм ярлык и изредка демонстрировать его по центральным каналам, быть может, ночью - уж больно много в нем жестоких сцен.
Уж лучше бы, право слово, все призы достались "Елене" Звягинцева. Это прекрасно снятое современное кино с длинными красивыми планами, сочной картинкой и предсказуемым сюжетом (кто-то разве сомневался, что Владимира отравят?), кино, которое, вроде бы, заставляет задуматься, но не сильно. А фильм, который ведет к духовному катарсису, по-крайней мере в современной России, должен, да простит меня режиссер, оставаться в статусе андерграунда. Только затем, чтобы остаться в памяти надолго, а быть может, и навсегда.
> Сними он сериал из 20 серий, к нему, наверное, не было бы никаких вопросов, но большое, цельное, сложное и тяжелое кино - это уже за пределами способностей даже таких уважаемых людей
[представляет себе сериал про бабу из 20 серий, страшно визжит]
это что же получается - СССР развалили, худсоветы разогнали, а цензура никуда не делась? двадцать лет все снимаемое кино продолжает правиться напропалую?
> Сними он сериал из 20 серий, к нему, наверное, не было бы никаких вопросов, но большое, цельное, сложное и тяжелое кино - это уже за пределами способностей даже таких уважаемых людей
>
> [представляет себе сериал про бабу из 20 серий, страшно визжит]
надо чтобы в каждой серии баба - разная. и дерут ее разные люди!
>"Елене" Звягинцева. Это прекрасно снятое современное кино с длинными красивыми планами, сочной картинкой и предсказуемым сюжетом
Прекрасное, практически чудесное кино. Жаль, мало там общечеловеческих ценностей.. Воистину, выбор между клизмой и бутербродом с говном очень сложен. Сюжет действительно предсказуем - тут он прав.
>Тот же Губин, например, в течение всего обсуждения настаивал на том, что "Жила-была одна баба" - это производственный провал и ничего с этим не поделаешь. А писатель Поляков говорил о том, что это произведение очерняет бойцов Красной армии и большевиков в целом.
Надо понимать так, что эти господа глубоко неправы и вообще они не господа, а прости господи, товарищи?
> Надо понимать так, что эти господа глубоко неправы и вообще они не господа, а прости господи, товарищи?
Демократический журналист прекрасен - все у кого о данном "фильме" мнение, отличное от журналистского, дурачки, не способные понять замысел Режиссера. И только он один понял все, в том числе и сакральную сцену с восстанием.
Фильм уже мейнстрим? Не, тогда точно смотреть не буду!
Девушка как-то осмотрела отрывками этот "Закрытый показ смотрела". Говорит, одни изнасилования да избиения. Такое смотреть нужно все семьёй.
> надо чтобы в каждой серии баба - разная. и дерут ее разные люди!
> такое в Германии снимать любят, я видел.
Не, Смирнов так не сможет. Там же фантазию надо иметь, а однообразие эротических сцен фильма - враг такого сериала! Зритель не должен скучать. Кроме того - получится уже не про одну бабу, а про целый публичный дом - это уже не будет "большое, цельное, сложное и тяжелое кино".
> Своего рода издевательством смотрелось то, что в номинацию "Лучший фильм" попали "Два дня" дочери Андрея Смирнова Авдотьи.
О, у ТворцаЪ еще и дочка-режиссер есть! Непонятно про издевательство - у них там по старшинству что ли блага распределяются?
> А фильм, который ведет к духовному катарсису, по-крайней мере в современной России, должен, да простит меня режиссер, оставаться в статусе андерграунда.
> А фильм, который ведет к духовному катарсису, по-крайней мере в современной России, должен, да простит меня режиссер, оставаться в статусе андерграунда.
Эстетическое кино оно не для быдла!
> Только затем, чтобы остаться в памяти надолго, а быть может, и навсегда.
Уверен, что уже через год никто и не вспомнит. Если только режиссёр не сделает продолжение (или упаси Аллах сериал), где будет больше дерьма, грязи и изнасилований.
Ух. А вот за "эстетических оппонентов" - отдельное спасибо. Да, адекватные люди, у которых еще не атрофировались рецепторы, чуют говно и называют говно говном. А говноеды с отмершими нервными окончаниями лопают за обе щеки и добавки просят, главное, чтобы в красивой обертке это дело было.
Тоже обратил внимание. Автор рассуждает категориями подростка - кино тем лучше, чем сильнее ты становишься "не таким, как все" после того, как посмотришь его.
Не понимаю таких людей. Обосрался - сиди молча. Как можно выдвигать свое говно на премии своих товарищей или даже на оскар пихать как Бесогон не понимаю.
Лента ру, да. Один знакомый либерал, который посмотрел "Одну бабу" в кино, тоже мне рассказывал, про незаметные мощные аллегории и непонятого автора, про народные массы которые ходят на говёный Аватар и поганых Трансформеров вместо настоящего кино, над которым стоит задуматься и понять его глубокую природу и т. д. и т. п. То же самое он мне говорил про фильм "Цитадель". Либералу где-то 60 лет. Какие они там аллегории разглядели? Какой там катарсис? Извлечение, копившейся 30 лет известной субстанции с помощью клизмы?
К слову, другой либерал помоложе 30 лет, мне говорил, что я слишком близко принимаю к сердцу, что это всего лишь кино, и что автор просто высказал свою точку зрения. Диалог был про фильм "Царь". Типа нормальное такое, обычное кинцо. Как-то так.
Ленточный журналист Андрей Коняев прекрасен, "непримиримые эстетические оппоненты" это кто такие? Которые в смрадном куске говна видят прекрасное творение?
> Перед показом режиссер сказал очень интересную вещь - он назвал фильм первым и, вероятно, последним, которого не касалась рука цензора, то есть подчеркнул свою ответственность за все, что происходит в его фильме.
Любопытна логика режиссера: получается, что авторы не отвечают за происходящее на экране, раз уж их фильмов касаются рука продюсера.
> Обсуждение, которое последовало за фильмом, наглядно показало, что работа Смирнова - это представитель давно вымершего вида, динозавр, которому режиссер просто не дал умереть.
прочитал заметку, действительно непонятно, непонятно при чем тут Гордон с закрытым показом, при чем тут Гоблин, при чем тут премия - сплошной поток сознания
Камрады, а раскрытие этого тезиса в статье это вот такое:
> ... но большое, цельное, сложное и тяжелое кино - это уже за пределами способностей даже таких уважаемых людей, как журналист "Огонька" Дмитрий Губин и главред "Литературной газеты" и писатель Юрий Поляков. ???
> у всех рукопожатных духовных шедевров он будет зашкаливать!
Мы, когда маленькие были, с друзьями играли в "Трёх мушкетёров" и "Шелока Холмса". Интересно, в персонажей каких фильмов и книг (если они что-то читают) будут играть/играют дети либерастов. Вспоминается ребёнок ударенных из группы "Война", тычущий ножом в картинку с милиционером.
Отличный был бы фильм! Готов поспорить на любые деньги, что его посмотрит больше людей, чем "Елену", "Жила-была-баба" и еще десяток подобных им вместе взятых.
> Кому: razoom1, #7 >
> > Эстетические опооненты - это сильно. Можно было даже сказть - эстетствующие!
>
> Все эстеты - гомосексуалисты. Это вытекает из самой сущности эстетизма. (с) Повар-оккультист Юрайда.
Опередил, демон!!!
С прочтения цитаты на языке вертелось.
Мудр был пан Ярослав, мудр.
Неизменно радуют наши либеральные журналисты. Статья - чисто пост в уютном бложике. Особенно пассажи про скрытый смысл и "быдлу не понять" порадовали - то же самое наши упорные говноеды о "Цитадели" любят писать.
Вот чего я искренне не понимаю.
Г-ну Смирнову — 71 год. То есть, скорее всего, он больше не снимет вообще ничего, ибо не до съемок, надо к помирать готовиться. Но ведь и помирать режиссером «Белорусского вокзала» — без лишней скромности одного из лучших советских фильмов — намного приятнее, чем режиссером ЖБОБ, которая по факту никому не интересна, кроме коньюктурных вручателей кинонаград.
Ведь режиссер может не кривя душой про себя сказать: «Я памятник себе просрал нерукотворный». Зачем это делать, с какой целью — искренне не понимаю.
> Неплохое кино.
> >
> > Название только неудачное - надо было назвать "Животное", и всё встало бы на места.
>
> Ага, спасибо.
> Тема про "Животное" заинтриговала, надо будет глянуть фильм этот.
Звягинцев очень толковый.
Если бы ещё не пытался косить под Торковского - цены бы не было.
> Г-ну Смирнову — 71 год. То есть, скорее всего, он больше не снимет вообще ничего, ибо не до съемок, надо к помирать готовиться.
Че-та ты рано его хоронишь, вон Любимов - тот еще кадр - в 93 режЫссирует вовсю, причем в театре.
> Ведь режиссер может не кривя душой про себя сказать: «Я памятник себе просрал нерукотворный». Зачем это делать, с какой целью — искренне не понимаю.
Держу пари, он так не считает. Как и любой антисоветчик, продавший Родину за японский телевизор, он радуется и гордится сотворенным высером на свое прошлое. Кроме того, его творение поддержано лучшими, так сказать, людьми демократической России, с одним из которых он даже породнился.
Что ему писатель Поляков и контингент Тупичка, а также остальной русский народ?
Что тут скажешь....народ не тот. Не понимает он всю эстетическую глубину напряженной ебли и прочих фундаментальных общечеловеческих ценностей. Автора похоже как из душа окатило. Ну и конечно, feel the power...))