Выпуск миллионного велосипеда на Горьковском автозаводе. На Горьковском автомобильном заводе имени Молотова выпускаются не только автомашины, но и дорожные велосипеды. Сборочный цех. Уже в первые месяцы этого года коллектив цеха дал сотни машин сверх плана. Недавно с конвейера сошел миллионный по счету велосипед с маркой Горьковского автомобильного завода. Киножурнал Новости дня, №19 за 1954 год.
Гостевал давеча на даче и нашёл в сараюшке как раз такой ГАЗовский велосипед. Выкатил его на двор да и отснял со всех сторон. Как верно отметил один очень знающий человек, такой велосипед, независимо от марки, в советском детстве безошибочно именовался детворой как «взрослый». На таких великах ездили вторым номером, усевшись на раму или на багажник, а по праздникам и самостоятельно. Конечно, с разрешения отца, деда, старшего брата. Просовывали ногу в раму и, виляя рулём, мчали по двору.
В сельской местности ценность такого велосипеда увеличивалась в разы, если хозяин водружал вместо штатного руля руль от автобуса или троллейбуса, непременно обмотанный специальной светлого оттенка лентой. До сих пор так и не знаю — откуда она бралась, такая? Да и вообще, дворовый «сделай сам»-тюнинг велосипедов мог потрясти воображение современного юного велосипедиста. Чего только не измысливали!
До сих пор не забуду, как впервые самостоятельно проехал на таком "под рамкой". Наверное, ощущения сравнимы с каким-нибудь Дисней-лендом для современного пацана.
> До сих пор не забуду, как впервые самостоятельно проехал на таком "под рамкой".
Я до сих пор помню, как впервые проехал на отчимовском "Спорте". Сам! На раме!
Ощущения от гнутого руля и педалей с упорами - непередаваемые! Пацаны во дворе смотрели на меня как на космонавта!
"У тебя было детство?"
"Да! Я был пионером и жил в Советском Союзе!" (с)
В детстве, в деревне гонял. Потом ремонтировал, потом собирал из 2-х 3-х ломанных - один рабочий и опять гонял. Слабые у них были подшипники на центральной втулке, да и не только. От нажатия на педали всем детским весом (при езде в горку) рассыпались быстро. Родители из Питера бандеролями мне подшипники засылали в деревню, т.к. в сельпо не продавались и в райцентре тоже. Чтобы заказать подшипник, надо было сгонять на телеграф в райцентр (18 км), позвонить матери или отцу в Питер и терпеливо ждать полторы недели!
В заметке не указано, что еще можно было мягкое седло от "Салюта" или "Камы" раздобыть - тогда будет вообще мерседес!!! Только у них трубка крепления и регулировки высоты была с меньшим диаметром. Но мы мастрячили переходники.
АААА!!! Отцовский "Урал".
Руль этот бараном с коричневыми ручками. Ремнабор. УХ.
Как же я себе яйцы на нём разбил, когда через раму уже ногу перекинуть мог, а до сиденья достать - нет.
А "бардачок" на нем, кстати, подседельный. Висит неправильно.
Подрамный был со скошенным бортом.
А на моем "Уральце" было три "бардачка"!
[важно прохаживается]
Еще из кастомайзинга - руль ставили вертикально (он проворачивался, для регулировки под ездока), получался штурвал. Понтово, но с обычным ездить было удобнее.
Тоже такой в деревне есть, ездит до сих пор, и ключей куча. Тут как-то что-то понадобилось открутить в деревне, а ключей с собой нету - два "семейника" выручили.
> АААА!!! Отцовский "Урал".
> Руль этот бараном с коричневыми ручками. Ремнабор. УХ.
> Как же я себе яйцы на нём разбил, когда через раму уже ногу перекинуть мог, а до сиденья достать - нет.
мой Урал до сих пор жив. на даче стоит. и до сих пор на ходу. а ему больше 30 лет уже. помню картошку мешками на нем возили. и ничего. жив.
У нас в Беларуси такое счастье выпускалось Минским мото-велозаводом под маркой "Аист". Но аистов было 2 - "раскладушка" и вот этот самый "взрослик". Качество последних велосипедов заметно упало, к сожалению, но данная модель выпускается до сих пор.
ГАЗ-овских в наших краях (Казахстан) не припоминаю, но абсолютно аналогичные (внешне) велосипеды были. Назывались "Урал". Сам гонял на "Каме", а самыми популярными во дворе были "Салюты".
> До сих пор не забуду, как впервые самостоятельно проехал на таком "под рамкой".
Точно. В детстве на лето ездил в деревню, и с пацанами гоняли купаться под рамой. Потом после института был у бабушки, и не мог понять как такое возможно. Тяжелый зараза, а до пруда 3 км.
Любопытно, почему если в СССР чего-то "измысливали" с велосипедом, то это в известных кругах известный признак бедности людей в СССР и невозможности купить чего нибудь такое, чего у других нет.
А если чего нибудь измысливают в демократических и рукопожатных странах, то строго положительно - люди увлекаются, большие придумщики и вообще это интересно.
> До сих пор не забуду, как впервые самостоятельно проехал на таком "под рамкой". Наверное, ощущения сравнимы с каким-нибудь Дисней-лендом для современного пацана.
Впечатления огонь.
Я, я, я мелкий, на взрослом велике. Завидуйте мне, а потом можно даже меня потрогать!
Эээх.
> У нас в деревне было популярным разноцветной тонкой проволокой спицы в колесе заматывать.
Эх, вы, деревня!!!
А по пять катафотов на колесо не хочешь? А бахрома со старых диванов на седле? А антенны, сделанные из самых длинных ползунков настольно хоккея, да еще с катафотами на них? А брызговики из статической авторезинки? А уздечка из витого провода от сломанных наушников? И самое главное - индеец на переднем крыле!
Куда там доморощенным тюнерам!!!
Добротный агрегат был. Сам в деревне сначала спереди на перекладине катался (правда опасно это, был случай - отправил отца в лицевую хирургию, когда на скорости всунул ногу в переднее колесо), затем, повзрослев, "права" получил =))
> Слабые у них были подшипники на центральной втулке, да и не только.
Про ГАЗ возможно, сам не знаю. У меня с братом ХВЗ был (Харьковский ВелоЗавод). Против ПВЗ (Пензенский ..) Считался просто шиком. Фигачили в горки аж судорга икры сводила - и это при моём весе за 50 кг. Да еще старший брат добавлял! Когда спустя 10-15 лет выбрасывали все втулки были родные.
> Слабые у них были подшипники на центральной втулке, да и не только. От нажатия на педали всем детским весом (при езде в горку) рассыпались быстро.
Советские подшипники были нормальными :) дело всегда было в регулировке, очень тяжело сделать так чтоб и люфта не было и чрезмерного зажатия тоже... от люфта рассыпается обойма, от зажатия деформируются шарики, плюс сезонные температурные колебания :) в общем если интенсивно ездишь надо часто регулировать иначе да рассыпется, а кому охота постоянно возится... нас то тренер заставлял ну и я всему двору ТО делал раз сезон.
А у меня в детстве был сперва "Орленок" (детский велосипед такой, уменьшенная копия "взрослого" велосипеда, с раздваивающейся рамой), а потом -- "Украина" (выпускался Харьковским велозаводом, полная копия российского ГАЗа), а затем "Минск".
Минский велосипед был особо добротен и качественно собран.
А несбывшаяся мечта детства -- раскладной велосипед "Десна" (как "Салют", только на еще меньших колесах)
Меня брат на руле и на раме катал. Как то ногу чуть не сломал, сунув в спицу. Это наверное у всех, кого на раме возили, бывало. А когда ноги стали до педали дотягиваться, стал сам ездить подсаживаясь на велик со скамеек.
> ГАЗ-овских в наших краях (Казахстан) не припоминаю, но абсолютно аналогичные (внешне) велосипеды были. Назывались "Урал". Сам гонял на "Каме", а самыми популярными во дворе были "Салюты".
Все детство провел в Восточном Казахстане - весь этот модельный ряд был и в моем дворе :)
Помню в конце 90-х появился первый "китаец" с переключением передач. Воспринимался чисто как Бентли.
Я помню как в нашей конторе в фойе лежала катушка толстого многожильного телефонного кабеля.
Там было много цветных проводов так жизненно необходимых для деревенского велотюнинга.
И было на грани геройства проникнуть туда днем с ножом и незаметно отрезать кусок кабеля. А он был в свинцовой оболочке!!!
Подобный велосипед мне достался как бонус, когда покупал гараж у старого дедушки. Был на ходу, поменял только ниппель в одном из колёс. Используется несколько раз в год для того, чтоб без риска для жизни и здоровья добраться от гаража до продуктового магазина и обратно. Ни разу не подвёл. К нему бы ещё корзинку какую-нибудь прикрутить...
> ...Минским мото-велозаводом под маркой "Аист". Но аистов было 2 - "раскладушка" и вот этот самый "взрослик".
Взрослый ММВЗ-шный Аист счастливо возил меня лет 20 (с конца 80-х). И до сих пор на ходу. Новый велосипед "со скоростями" пришлось купить только потому, что на Аисте было трудно возвращаться после бани, там длинный подъём, а велик тяжелый и скорость понизить нельзя.
А я у деда в деревне обнаружил мопед ЗиС. Лет 10-12 было, долго ходил вокруг, но в итоге я его завел !!! Испугался жутко от треска и валившего дыма, но уже через полчаса отважно мчался по деревне счастливый как только может быть счастлив ребенок.
Вещь машина. В детстве гонял на школьнике старом, еще с рамой, а потом когда подрос ездил на Газ Прогресс. Он и до сих пор жив. На задней втулке еще ЗИС написано.
пока искал про номера, наткнулся на новость от 2008г. о том что:
> Не исключено, что в будущем на велосипедах появятся регистрационные номера, как на автомобилях.
Были специальные детские сидения, которые на раму ставились. И еще подставки для ног крепились на раму или на вилку переднюю. Меня возили на таком детском сидении в несознательном возрасте. Пережил три падения в малину при заезде на участок.
Вспомнил как в далеком 1978 году зашел в "Спорттовары" и гордо улыбаясь (сейчас понимаю, что это было не "гордо", а "по-идиотски", ну да все равно) сказал продавщице: "А мне "Старт-Шоссе", но только непременно третьего роста".
> Эх, вы, деревня!!!
> А по пять катафотов на колесо не хочешь?
Это не плохо, но у нас ценились катафоты скрученные с грузовиков!
Проволокой спицы не обматывали, потому что у соседа было два рулона алюминивой фольги (где он ее взял и для чего она не знаю)с одной стороны она красная с другой белая.
у нас в деревне такой Роваром называли. У меня был "АИСТ" и помню как мы с пацанами гоняли на перегонки изображая "Тур деФранс". И как в войнушки шишками на великах по лесу играли. этакие мотоциклетные войска.
> Пережил три падения в малину при заезде на участок.
Помню, на Десне мчали по улице. В повороты мы входили строго на полной скорости, отдельным шиком было если с заносиком. Ну значит мчу, вот он поворот. Колесо ударяется в кочку и руль скрочивает относительно своего крепления вниз (был так V тал так ^). А у меня на раме дружбан стоит. Получается что руки у меня полностью вытянуты, мордой я уперся в спину друга и повернуть уже никак. Ну и на полном ходу влетаем мы на огород только что вскопаный, прямо на глазах мужика который его копал. Там же и упали. Спасло что он немного ошалел и пока до него дошло крикнуть: шас блядь усих повбываю, мы в рекордные сроки выровняли руль, выталкали велик с огорода (дополнительно допахав покопанное), пассажир встал на раму и быстро телепортировались.
> В детстве безуспешно мечтал о таком, но ездить приходилось на трофейном, который дед с войны привез.
Трофейный тоже отличный. Это, скорее всего, один из тех, которые фрицы в Голландии у населения отняли. У отца такой есть, до сих пор на ходу. А из газовских у меня школьник был, тоже стремительный велосипед!
"Прогресс" у меня такой есть на даче. 1953 года выпуска. Откаталось на нем три поколения семьи начиная с деда. Я на нем еще пацаном гонял. Сначала именно ногу под раму просовывал. Лет 7 назад сломалась ось, которая педали соединяет. Стоит сейчас на чердаке как раритет!
> Про ГАЗ возможно, сам не знаю. У меня с братом ХВЗ был (Харьковский ВелоЗавод). Против ПВЗ (Пензенский ..) Считался просто шиком. Фигачили в горки аж судорга икры сводила - и это при моём весе за 50 кг. Да еще старший брат добавлял! Когда спустя 10-15 лет выбрасывали все втулки были родные.
У меня в деревне были ГАЗы, Уралы и Аисты. Втулку я перебирал раз в две недели.
Мне от отца достался именно такой, даже эмблема ГАЗ'овская сохранилась на раме, сейчас увидел и вспомнил.
Ездил на нем лет шесть, наверное.
У всех остальных друзей были велики поновее - Велла, Сура, Урал и у них было немного другое "передаточное" число, более высокое, поэтому они все ездили быстрее меня, но я зато заезжал на такие подъемы, куда они свои велики затаскивали исключительно руками, пешком.
> Советские подшипники были нормальными :) дело всегда было в регулировке, очень тяжело сделать так чтоб и люфта не было и чрезмерного зажатия тоже... от люфта рассыпается обойма, от зажатия деформируются шарики, плюс сезонные температурные колебания :) в общем если интенсивно ездишь надо часто регулировать иначе да рассыпется, а кому охота постоянно возится... нас то тренер заставлял ну и я всему двору ТО делал раз сезон.
Новых великов у меня небыло, всегда старые. Возможно посадочные места уже были разбиты, возможно еще что-то. Да и много-ли 10-ти летний пацан знал про то, как надо было затягивать правильно? Мог собрать и разобрать целиком велик, вынуть втулку, собрать рассыпавшийся подшипник или поставить новый, захерачить ложку солидолу туда и собрать всё обратно. Какие правила? Главное, чтоб крутилось!!!
знакомые пацаны на "украину" крепили хомутами самодельную боковую коляску , только заднюю звездочку меняли на большее количество зубцов, чтобы не "на скорость" а "на тягу" , иначе не укрутишь :3
> А по пять катафотов на колесо не хочешь? А бахрома со старых диванов на седле? А антенны, сделанные из самых длинных ползунков настольно хоккея, да еще с катафотами на них? А брызговики из статической авторезинки? А уздечка из витого провода от сломанных наушников? И самое главное - индеец на переднем крыле!
> Куда там доморощенным тюнерам!!!
Блин, а ведь все так и было! Ну еще конечно, ставил динамку с фарой, а потом и стопарь с какого-то мопеда ставил.
Токо у нас ЗИФы, в основоном были - в Пензе делались такие велики.
Блин, есть что вспомнить!
А я на Салюте отъездил больше половины жизни. Причем не салют-с (складная версия), а нескладной.В 6 лет залез на него первый раз. Сейчас сын старший осваивает.Только втулки часто ремонтировать приходится, качество кетайских запчастей никакое.
Первое транспортное средство, разбиравшееся и собиравшееся от и до. Зато своими руками и все время на ходу. А сколько окрестностей на нем изъезжено, сколько рыбалок, сколько грибок собрано. К вопросу о том, было ли у нас детство.
Во, у деда моего как раз такой был. Он на нем чего только не возил-дрова, навоз, колья на забор.Мы даже на двух великах (Зиф-салют) возили из леса желди на забор 10-метровые, по принципу жесткой сцепки. Такой мега-тандем получался))) Все-таки велосипед в СССР был больше, чем просто велосипед!
Сам я вообще веломан. Так вот седла на ГАЗе и на многих других велосипедах старых - точная копия самой известной марки - Brooks. Велотуристы - дальнобойщики утверждают что ничего лучше кожаного седла до сих пор не придумали.
Оно со временем принимает форму задницы ездока (ну или задница принимает форму седла :) )
И проехать на нем можно многие сотни без дискомфорта.
А уж с каким удовольствием, бывало, на пригорке подпрыгнешь, с сиденья вперед сдвинешься и на раму приземлишься, особенно если ростом еще невелик, и ноги не всегда достают до педалей. Словами не передать.
А у меня и по сию пору такой же ГАЗовский на ходу, с "козликом" впереди. Только подрамный футляр для ключей треугольной формы и тормоз ручной был, "Прогресс" зовётся. Куплен был ещё моим дедом в 1950-ом году. Что характерно - единственное, что за эти годы вышло на нём из строя - камеры и покрышки пришлось поменять, растрескались от старости, да крылья иногда подтягиваю. А так вещь машина, артефакт великой эпохи. На нём ездил дед, отец, брат старший, я катаюсь иногда, а с недавних пор и мой сын гоняет.
Кто-то умудрялся дважды сломать раму на "Украине" как мой старший брат? А перекинутся вверх тормашками при взятии трамлина с разгону на дыбы как я?
Самым интересным было падение на вираже с Тисы: слишком круто на слишком большой скорости. После пропахивания асфальта на хардкорной чОрной майке с пющим солистом АСDC осталась хуева куча дырочек как от попадания дроби. Не говоря уже о стёртых ладонях.
Только "Украина", только хардкор!
> Ну вообще-то велосипеды Спутник всегда были с переключением скоростей.
На Спутнике не катался. А вот на Туристе переключалка была очень неудобная по сравнению с современными. Рычажок располагался на раме внизу-спереди, фиксированных положений не имел. Для переключения приходилось на ходу нагибаться, одной рукой рулить, другой нащупывать рычажком нужное положение.
В детстве много катался на "Украине" "под рамой".
А ещё у меня есть велосипедный номер ленинградский. 1939 года. Сделан Кировским заводом.
> А у меня в детстве был сперва "Орленок" (детский велосипед такой, уменьшенная копия "взрослого" велосипеда, с раздваивающейся рамой), а потом -- "Украина" (выпускался Харьковским велозаводом, полная копия российского ГАЗа), а затем "Минск".
> Минский велосипед был особо добротен и качественно собран.
> А несбывшаяся мечта детства -- раскладной велосипед "Десна" (как "Салют", только на еще меньших колесах)
-у меня был "Десна". Правда там колесики маленькие были, много не поездишь. Зато выкрутишь винт с пластиковой ручкой из рамы и можно сложить в уголке :)
Ось главной звездочки в моем была кривая :( тогда не знал, как это полечить.
А когда сел на Турист (новодел послеперестроечный) с 4-мя звездочками - то офигел. Конечно переключалка на раме там была убогая...
> У меня в деревне были ГАЗы, Уралы и Аисты. Втулку я перебирал раз в две недели.
А я на своем Орленке внутрь втулок никогда за примерно 8 или 9 лет не заглядывал.
Только один раз разбили раму (вот такая изогнутая раздваивающаяся труба, в старой модели) -- пришлось варить.
Даже камеры никогда не прокалывал, хотя гонял на нем, не жалея велик.
И резину на педалях стер начисто.
Неубиваемый велосипед.
> Я до сих пор помню, как впервые проехал на отчимовском "Спорте". Сам! На раме!
> Ощущения от гнутого руля и педалей с упорами - непередаваемые!
А я с такого в первый день улетел кубарем тормоза перепутав, но ободрамшись кататься не бросил. Так и езжу на разных спортивных велосипедах до сих пор.
Ну и глупо! Рогов то у него нет. А у рогача есть целых два. По-моему, чтоб каретку разбирать. Там в какой то детали два пропила есть, в них эти рога вставлялись и деталь выкручивалась, вот!