Честно говоря, перечитав список акунинских добродетелей, я полез уточнять, есть ли у Г.Ш.Чхартишвили хотя бы один ребёнок. Оказалось, точно: детей нет и никогда не было. Жён было две, а детей никого. Так что глубокомысленные пассажи о том, что «альтруизм – это качество святых», видимо, оттуда, из бездонного жизненного опыта писателя. Впрочем, чего возьмёшь с человека, недавно открывшего, что любовь русским занесли с Запада.
Подведём итог «акунинских добродетелей». Это добродетели существа, которое живёт в сложившемся и худо-бедно обслуживающем существо обществе, но «не обязано ставить общественное выше личного» и даже как-то стойко противостоит диктату взрослых, то есть начальства. Существо занимается саморазвитием (дело хорошее, но саморазвитие имеет в реальности смысл только тогда, когда оно для других; однако Акунин уже сказал, что обществу аристономическое существо ничего не должно и перед ним ответа не несёт). Существо никого не добивает (вернее, надеется на то, что его никто не станет добивать – ведь существо ничего не решает). И существо обладает развитым самоуважением.
Согласно Конституции РФ, у нашей Родины официально нет государственной идеологии. Но это не значит, что у нас нет идеологии антигосударственной. Напротив: в этом рыночном сегменте оживление. Конечно, лучше всего развита антигосударственная мысль у высших каст общества. У них есть малочитаемые, но влиятельные кастовые журналы, издаваемые членами семей олигархов – от которых вниз т.н. «смыслы» стекают к тем, кто попроще. То есть ребятам из мужских гламурных журналов и девчатам из «Афиши» и «Сноба».
Но сегодня я хотел бы поговорить о массовой антигосударственной идеологии. Милой, уютной и симпатичной антигосударственной идеологии, которую недавно предложил своим читателям известный писатель и общественный деятель «Борис Шалвович Акунин» в своей последней на сегодня книжке. Ну, вроде бы последней – Борис Шалвович творит как из пулемёта, так что никогда не знаешь.
Эта книжка называется «Аристономия». Настоящим интеллектуалам – которые понимают то, что написано в неудобочитаемых кастовых журналах, – эта книжка не понравилась и показалась довольно глупой.
Это так. Но ведь должна же быть идеология не только для элиты, но и для пехоты. Для людей, которым не светит быть ни сыном члена совета директоров, ни его чикой, у которых нет ни славы в широких кругах, ни известности в узких, ни даже минимального залога уверенности в завтрашнем дне – большой родительской московской квартиры. Эти люди – младшие менеджеры Ольги и старшие корреспонденты Антоны – тоже хотят быть уверены, что живут не бессмысленно. Они тоже хотят услышать, что движутся вперёд, к совершенству. И свою страну тоже двигают своими удивительными качествами.
В конце концов, Борис Шалвович уже звал толпы на улицы – ради прогресса и перемен к лучшему. Интересно же, как эти перемены и этот прогресс будут выражаться.
А выражаться он будет так. «Сущностное различие между жителем более и менее цивилизованной страны заключается в некоем внутреннем качестве, концентрация которого определяет стадию развития общества». Это качество Акунин называет аристономией (сам придумал) – от античных корней «аристос», то есть наилучший, и «номос», то есть закон. Автор достаточно ясно выражается о тех, у кого этой самой аристономии нет. Он называет их «серыми» (98%, у которых завидного качества нет, но его можно выработать) либо «тёмными» (1% индивидов, вообще не способных к саморазвитию). А тех, у кого аристономия есть, – «светлыми» (их тоже 1%).
А теперь – главное: что за качество аристономия, от количества носителей и концентрации которой зависит цивилизованность страны.
Автор объясняет, что Качество состоит из семи частей. Сейчас будет обширная цитата с минимальными сокращениями:
«Первым и притом основополагающим признаком такого человека является нацеленность на развитие, на самосовершенствование, то есть осознание цели своей жизни, стремление к Расцвету. Это качество может проявляться в служении некой миссии или просто в увлеченности своей профессией – при условии, что ты ею хорошо владеешь и желаешь добиться в ней максимального совершенства.
Во-вторых, аристоном всегда обладает развитым самоуважением.
Третий элемент – чувство ответственности за свои поступки. Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в собственных глазах), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей.
Далее следует умение владеть собой, способность к самоконтролю.
Пятое: связанное с самообладанием, но все же особое и очень важное качество – стойкость перед лицом испытаний. Аристоном отказывается капитулировать перед обстоятельствами или врагами, даже если те гораздо сильнее.
Кстати об альтруизме. Это качество – одно из самых привлекательных в человеке, но является ли оно обязательным для аристонома? Словарь Брокгауза и Ефрона определяет альтруизм следующим образом: «Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы ближнего и общее благо выше личных интересов». После некоторых колебаний я пришел к выводу, что требовать соблюдения этого правила от аристонома будет эксцессией. Он не обязан ставить интересы общества или другого человека выше своих – это уже атрибут святого, а святости и постоянного самопожертвования от аристономичного человека не требуется. Будет вполне достаточно, если он добивается своего Расцвета, не нанося ущерб окружающим.
Теперь перейдем ко второй группе качеств, определяющей отношение аристонома к другим людям. Пожалуй, эта статья аристономической «конституции» состоит всего из двух пунктов. Первый – уважение к окружающим. Кант прекрасно сформулировал смысл этого принципа: нельзя относиться к окружающим как к средствам для достижения твоей цели. Совершенно нормально осуждать плохие поступки, противостоять им даже похвально. Но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта; тот, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом (Борис Шалвович уже забыл, что недавно делил людей на «светлых», «серых» и «тёмных» - прим. авт) Но одного нейтрально-отстраненного уважения, пожалуй, недостаточно. Аристоном не может оставаться равнодушным или бездеятельным, когда рядом кто-то остро нуждается в помощи. Эта способность к активному состраданию у аристономического человека сочетается с великодушием по отношению к побежденному противнику, как бы виноват и как бы гадок тот ни был. Аристоном не бывает жестоким или мстительным. В современной психологии весь этот комплекс качеств получил название «эмпатия».
Вот, собственно, и весь список.
Что в нём бросается в глаза, уважаемые читатели? Правильно: это список добродетелей для тех, кто ничего не решает. То есть вообще ничего.
На акунинском «аристономе» не лежит никакой ответственности. Вернее, лежит ответственность перед каким-то внутренним «самим собой» – автор специально подчёркивает, что не перед окружающими. Что бы это мог быть за зверь такой – чувство ответственности, но не перед окружающими, а только перед собой – лично я не знаю.
Аристоном не обязан ставить общественное выше личного, это же качество святых (во как).
Он не может рассматривать других как инструменты достижения своих целей. (Попробуем примерить данную заповедь даже не на маршала Рокоссовского – на любого начальника, хотя бы совсем небольшого. Обалдеем).
А ещё никого нельзя добивать. То есть, выражаясь проще, все драки – до первого фингала.
А ещё нужно быть стойким перед лицом испытаний. Если учесть, что вышеописанным аристономам никто никогда в жизни не доверит никаких судьбоносных решений, – то под «испытаниями», видимо, нужно понимать решения, прнинимаемые взрослыми.
...Честно говоря, перечитав список акунинских добродетелей, я полез уточнять, есть ли у Г.Ш.Чхартишвили хотя бы один ребёнок. Оказалось, точно: детей нет и никогда не было. Жён было две, а детей никого. Так что глубокомысленные пассажи о том, что «альтруизм – это качество святых», видимо, оттуда, из бездонного жизненного опыта писателя. Впрочем, чего возьмёшь с человека, недавно открывшего, что любовь русским занесли с Запада.
Подведём итог «акунинских добродетелей». Это добродетели существа, которое живёт в сложившемся и худо-бедно обслуживающем существо обществе, но «не обязано ставить общественное выше личного» и даже как-то стойко противостоит диктату взрослых, то есть начальства. Существо занимается саморазвитием (дело хорошее, но саморазвитие имеет в реальности смысл только тогда, когда оно для других; однако Акунин уже сказал, что обществу аристономическое существо ничего не должно и перед ним ответа не несёт). Существо никого не добивает (вернее, надеется на то, что его никто не станет добивать – ведь существо ничего не решает). И существо обладает развитым самоуважением.
По-моему, это совершенно симпатичный и нормальный портрет десятиклассника. Но как постарше и поглавнее – это ходячая гуманитарная катастрофа. Если же учесть, что это инфантильное взрослое существо ещё имеет аккаунт в Фейсбуке и считает себя средним классом, – то портрет такого «двигателя прогресса» становится окончательно угрожающим.
...Закончить этот обидный памфлет на беллетриста Акунина хотелось бы цитатой из его же книжки. Лирический герой – альтер эго автора, живущее в 50-х, – вспоминает революционные и военные годы и констатирует:
«Когда-то вокруг меня таких людей было множество, во всяком случае во много раз больше. Но Качество (аристономия – прим. авт), благотворное при движении общества вверх, становится смертельно опасным для своего обладателя, когда история делает рывок вспять, в пучину дикости и насилия. В этих джунглях эффективны лишь самые примитивные законы выживания, и Качество делается обузой. Поэтому те, кто не пожелал или не смог им пожертвовать, за редчайшими исключениями покинули родину или погибли».
Да-да, уважаемые читатели. Именно так они и мир и себя в нём и видят. Сидит куча прекрасных добродетельных людей, настоящих интеллигентов, общественное выше личного не ставят, саморазвиваются на зарплату, профессионалят. А потом вдруг бац – «история делает рывок вспять», и уютное вчера общество оборачивается джунглями, а добродетельные массово гибнут. Прямо непонятно, с чего это всё так.
Величественный, как Будда, Акунин наблюдает цветение сакуры на склонах Фудзи. Но если его немного пнуть, то быстро убегает и прячется, либо продолжает с тем же невозмутимым величием любоваться звездами через дырку в сортире.
> «Сущностное различие между жителем более и менее цивилизованной страны заключается в некоем внутреннем качестве, концентрация которого определяет стадию развития общества». Это качество Акунин называет аристономией (сам придумал)
вот сидел сегодня на стуле, чистил картошку и безо всякого якого вспомнилась мне чтой-то "юность волосатая" (ц), ейные идейки и всякое такое... вспомнилось безо всяких душевных переживания - было и прошло. и тут - такая оказия - акунинский опус
решил закоментить, да. тем более, что вспомнилось.
а что вспомнилось?
а то и вспомнилось, что подобные мыслёшки посещали меня в юности, а тут оказывается, что взрослый седомудный дядя вышел на поля широких философских обобщений.
что это - вторая молодость дряхлеющего организма (со вставленными яичниками обезъяны)?
"здравствуй децтво" начинающего маразматика?
или напряженнейшая умственная работа человека раумного, который на 6м десятке лет дотумкал наконец до глубин мысли свойственных отроку на 15м годочке жизни?
> Да-да, уважаемые читатели. Именно так они и мир и себя в нём и видят. Сидит куча прекрасных добродетельных людей, настоящих интеллигентов, общественное выше личного не ставят, саморазвиваются на зарплату, профессионалят. А потом вдруг бац – «история делает рывок вспять», и уютное вчера общество оборачивается джунглями, а добродетельные массово гибнут. Прямо непонятно, с чего это всё так.
Причем, судя по всему все изменения производят те 2% быдляка (серые и черные). А гламурные аристономы в количестве 98 процентов ничего не могут поделать. Вот такие жизни хозяева, венцы развития и элита, my ass.
> что это - вторая молодость дряхлеющего организма (со вставленными яичниками обезъяны)?
> "здравствуй децтво" начинающего маразматика?
> или напряженнейшая умственная работа человека раумного, который на 6м десятке лет дотумкал наконец до глубин мысли свойственных отроку на 15м годочке жизни?
Ага. Это значит, что пейсатель руками Акунин инфантил, застрявший в возрасте 10-классника.
Дозрел до нетленных учений нaконец. Вероятно уже приглядывает подходящую возвышенность. С воскрешением так вообще проблем не будет: твитер на автопилот и всех делов то.
"Аристоном", слово-то какое, без поллитры не поймёшь!!! Раньше энтот Акунин про "благородного мужа" задвигал, а вот теперь какой-то "аристоном", то в политику этого Акунина тянет, то в философию, лучше бы и дальше про Фандорина нетленки кропал (но видать исписался :) ).
Кажется, где-то я похожие слова уже видел... Ах, да, у Алисы Зиновьевны Розенбаум, aka Ayn Rand. Борис Шалвович плагиатом балуется? Последние 30 страниц Атласа очень уж напоминает. Тоже совершенно независимый Человек, без обязательств, кроме себя любимого - вот венец творения.
Конечно, когда в обществе и экономике все зашибись, подобные аристономы живут как планктон-балласт (в лучшем случае) или тунеядцы-паразиты (в стандартном случае). Запасов жира общества хватает на их прокорм. Когда приходится затянуть пояса балласт и паразитов выкидывают из теплых мест и заставляют работать на общество - вот тут-то говно и лезет "да как вы смеете меня заставлять работать, общество быдл не достойно моей заботы, я круче всех и т.д)
Так как аргументов в обоснование своей такой особой крутости у аристонома нет, приходится выдумать "религию", где темные пацаки тяжело работают, а светлые чатлане сладко кушают только потому, что лампочка показала, что они "светлые".
В общем, типичная попытка представить свой порок добродетелью.
> «Сущностное различие между жителем более и менее цивилизованной страны заключается в некоем внутреннем качестве, концентрация которого определяет стадию развития общества».
Акунин велосипед изобрёл.
Это внутреннее качество называется "дерьмо".
Чем цивилизованнее страна, тем лучше питаются её жители, а следовательно тем больше у них внутри говнеца!!!
> Это качество Акунин называет аристономией (сам придумал) – от античных корней «аристос», то есть наилучший, и «номос», то есть закон.
Афедрозудия лучше бы назвал.
> Автор достаточно ясно выражается о тех, у кого этой самой аристономии нет. Он называет их «серыми» (98%, у которых завидного качества нет, но его можно выработать) либо «тёмными» (1% индивидов, вообще не способных к саморазвитию). А тех, у кого аристономия есть, – «светлыми» (их тоже 1%).
- Тогда бери и сам крась! А меня здесь нет!
- [Аристоном...] Аристофан! Аристофан!
(с)Мимино.
Грузины всегда такие затейники - слова новые, загадочные придумывают.
> «Первым и притом основополагающим признаком такого человека является нацеленность на развитие, на самосовершенствование
Как у Акунина с развитием? Становятся ли его последующие книги умнее, интереснее, историчекски достовернее предыдущих?
Кто читал, тот знает - нет, не становятся. Достаточно сравнить первые книги про Фандорина и говённый Алтын-толобас.
Т.е. имеем деградацию вместо развития.
> то есть осознание цели своей жизни, стремление к Расцвету. Это качество может проявляться в служении некой миссии или просто в увлеченности своей профессией – при условии, что ты ею хорошо владеешь и желаешь добиться в ней максимального совершенства.
Хорошо ли владеет своей профессией Акунин?
Можно прочитать например заметку про "Шпиона" и убедиться, что такое количество ляпов, глупостей и вранья позволяет себе мало кто из самых скверных литераторов.
Так что первый пункт - мимо.
> Во-вторых, аристоном всегда обладает развитым самоуважением.
Уважают себя не просто так, а за достойные дела. Иначе это получается гордыня или мания величия.
За что Акунину себя уважать? За то, что он латентный грузин и гадит на страну, которая выделяет ему бабло на издание и экранизацию говношедевров?
Это нравственное поведение? Нет, это поведение безнравственное. Безнравственного человека не за что уважать.
Второй пункт - тоже мимо.
> Третий элемент – чувство ответственности за свои поступки.
Человеку, который открыто поддерживал госпереворот в своей стране, говорить об "ответственности" вообще не стоит. Он как дитя малое - ушибся об табуретку, табуретка бяка, Хабуретка - пуй, табуретка должна уйти!!!
На полпарсека мимо.
> Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в собственных глазах), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей.
Оправдание своим поступкам как дырка в жопе - есть у каждого.
Ответственность это немного другое.
> Далее следует умение владеть собой, способность к самоконтролю.
Наконец овладев собой, Штрлиц уснул. (с)
> Пятое: связанное с самообладанием, но все же особое и очень важное качество – стойкость перед лицом испытаний.
Вот например, когда тебе в Жан-Жаке наливают явно лишнюю порцию уиски. Но ты стойкий писатель, ты с честью выдержишь это испытание!!!
В этом плане круче всех Михалков, который в детстве сцепив зубы выдерживал страшное испытание - вручную развязывал верёвки на тортах. Они с Акуниным прошли сквозь ад нечеловеческих испытаний, и выдержали!!!
Наши творцы - настоящие герои, испытаниям их не сломить!
Данный аффтар мастерски владеет пером - откровенную нудятину может написать так, что читается на лету. Эрудирован, талантлив. Можно было бы его использовать для общественной пользы - учить студентов сопромату или там разъяснять смысл текстов песен ДДТ широким массам.
Но, в силу того, что Акунин, видимо, аристоном и на широкие массы ему насрать, так и останется рядовой гражданин необразованным.
> Он не обязан ставить интересы общества или другого человека выше своих – это уже атрибут святого, а святости и постоянного самопожертвования от аристономичного человека не требуется.
Угу.
> Аристоном не может оставаться равнодушным или бездеятельным, когда рядом кто-то остро нуждается в помощи.
Ага.
А если интересы Того Кто Нуждается В Помощи строго противоречат интересам гражданина аристона (кстати, "Аристон" это вроде такая фиртма-производитель стиральных машин, нет?)? Ведь свои интересы завсегда выше.
Непонятно, как тогда аристон станет, скажем, сотрудником полиции или хирургом - не в интересах его аристонсого разума суваться под пули или делать рискованную операцию, в процессе которой пациент может помереть, а ему отвечай.
Ну и родители из таких аристнов, конечно, любопытные получатся.
> Это внутреннее качество называется "дерьмо".
> Чем цивилизованнее страна, тем лучше питаются её жители, а следовательно тем больше у них внутри говнеца!!!
> Согласно Конституции РФ, у нашей Родины официально нет государственной идеологии. Но это не значит, что у нас нет идеологии антигосударственной. Напротив: в этом рыночном сегменте оживление.
Мараховский умеет с первых строк обозначить тенденцию момента!
" Продолжалось обсуждение эстетствующего грузинского писателя, творящего под псевдонимом Буба Акынин, чьи произведения приводили в ужас нормальных людей"(С) По памяти цитирую, из Черкасова, ногами не бейте.
> А потом вдруг бац – «история делает рывок вспять», и уютное вчера общество оборачивается джунглями, а добродетельные массово гибнут. Прямо непонятно, с чего это всё так.
Сидят себе блохи на собаке ни кого не трогают ,а добродетельствуют. А тут она их зубами клац клац- массовая гибель. И действительно, прямо непонятно, с чего это всё так.
Аристономы в опасности !!!
> Вот и мне показалось, что у тов. Акунина в голове АтлантЪ плечики расправил...
Ну кстати есть несколько очень критичных различий:
1) Атлант роман-утопия (или антиутопия как посмотреть), отражающий идеологию капиталистического мира того времени, а тут говно какое-то недоделанное.
2) Атлант - книга про людей [принимающих решения] и [несущих ответственность], а не аморфных существ.
Что-то властители дум аж косяком потянулись к проповедованию. Давеча Быков умничал, теперь вот и Макар отмочил номер с письмом к Путину. Кто следующий?
Ставлю на Пёзднера
> 1) Атлант роман-утопия (или антиутопия как посмотреть), отражающий говно в голове автора, фантазирующего на тему капиталистического мира того времени
ух тыж еп это если есть светлые 1%,темные 1% и серые 98% то к кому относит он "святых" (ну там старушке сумки донести) если светлым оно не обязательно и в целом похер, а темным и серым как то по названию не положено?
> Атлант роман-утопия (или антиутопия как посмотреть), отражающий идеологию капиталистического мира того времени, а тут говно какое-то недоделанное.
Я раз пять пытался начать читать «Атланта». Унылое, скучное, навевающее сон произведение. В литературном плане гражданке Рэнд даже солженицынские писательские трусы до колен, если резинку подтянуть к шее.
> 1) Атлант роман-утопия (или антиутопия как посмотреть), отражающий идеологию капиталистического мира того времени, а тут говно какое-то недоделанное.
Гриша уверенно сочиняет книжки и про тоталитаризм и про капитализм, как будто жил и там и там. А почитаешь - стойкое ощущение, что жил он где-то на пятом кольце Сатурна.
> Я раз пять пытался начать читать «Атланта». Унылое, скучное, навевающее сон произведение. В литературном плане гражданке Рэнд даже солженицынские писательские трусы до колен, если резинку подтянуть к шее.
> 1) Атлант роман-утопия (или антиутопия как посмотреть), отражающий говно в голове автора, фантазирующего на тему капиталистического мира того времени
Дмитрий Юрьевич, я имел в виду, что в общую идеологию США того времени (1957 года) - "свободный рынок" vs "коммунизм и плановая экономика" этот роман ложился на все сто.
камрад, без обид, но ты слишком однообразно и предсказуемо пишешь. при взгляде на ник твой мгновенно представляешь и комментарий. с какой целью пишешь то?
> в общую идеологию США того времени (1957 года) - "свободный рынок" vs "коммунизм и плановая экономика" этот роман ложился на все сто.
Да, изображённые в романе капиталисты, все прекрасные как античные боги, умные как Сократы и талантливые как Леонардо да Винчи, а их противники (государственные чиновники) все уродливые как Новодворская, низкорослые как Шендерович и лживые как Эхо Москвы, прекрасно ложатся в идеологию США того времени. Да и нынешнего тоже. Да и не только США.
Желание лизать очко людям с деньгами - оно интернационально и вечно.
> камрад, без обид, но ты слишком однообразно и предсказуемо пишешь.
Зато ты такой непредсказуемый, такой загадочный весь.
Никогда бы не подумал, что можно такую херню писать!!!
> при взгляде на ник твой мгновенно представляешь и комментарий.
Тогда тебе прямая дорога на шоу "битва экстрасенсов".
> с какой целью пишешь то?
Да вот думаю, придёт камрад Полтинник, прочтёт угаданный им коммент, заскучает и раззевается, да и свернёт себе челюсть набок. И будет у него масса незабываемых приключений в травматологии. Разве ж это не весело???
Неправда ваша! Вот ежели бы он в каждом комменте про Божену, да в стихах, да про ее рацон писал, тогда - может быть)
А то, что камрад запоминается своими постами, так то - стиль, а не однообразие)