Про морскую крепость

20.11.12 13:01 | Onepamop | 99 комментариев »

Путешествия


Летом этого года случилось мне впервые попасть на суверенную территорию сопредельной Финляндии. Будучи москвичом, да ещё и получившим паспорт гражданина несуществующего ныне СССР, от подготовки к поездке хорошего не ждал: немедленно вспомнил многочасовые очереди в посольство ФРГ, куда неоднократно выезжал ещё в 90-х годах прошлого столетия. Тогда получение визы в «капстрану» было сопряжено с гражданским подвигом: ранним утром, а то и с ночи надо было занять очередь, получить некий номерок на потную ладошку, постоянно отмечаться в неких мутных списках, толкаться, обсуждать нелепые слухи и внимательно следить за своими карманами.

Ничего подобного, конечно, больше нет. В визовом центре все процедуры по оформлению визы заняли каких-то пару часов. Часы ожидания даром не терял: читал красочный подрывной бесплатный журнал о Финляндии на русском языке. Из журнала удалось вынести многое: Финляндия обещала удивить лоном чистой природы, духом викингов и гармонией дизайна. С журнале довольно толково описывалось что и как в Финляндии надлежит делать, а чего не делать совсем. Например, очень строго был обрисован процесс поездки за рулём автомобиля: фар выключать нельзя, по мобильнику говорить нельзя, не пристёгиваться тоже нельзя. Мифы развеял первый же финский таксист, жизнерадостно болтавший в пути по телефону, а вместо ремня безопасности использовавший специально приготовленную «заглушку».

Не подкачал, кстати, и русский водитель маршрутного такси Хельсинки-Питер. Сразу же после возвращения на Родину, труженик, так сказать, руля, немедленно надавил на все доступные ему педали, лихо входил в закрытые повороты по встречной полосе и стремился заложить стрелку спидометра за отметку 120км\ч. На предложение уняться с недоумением поинтересовался «А вы спросили у остальных, может им надо в Питер пораньше?» Остальных, конечно, не спросил, думаю, они на меня не в обиде. Наши водители, в общем, оказались куда круче финских «тормозов», запросто и ногами вперёд доставят, лишь бы скорее. Но это я опережаю события.

Слышал, что питерские, например, в Хельсинки гоняют чуть ли не через день за бутылочкой-другой «Фейри» (небось, в Купчино реже заезжают!), но я не из таковских: к поездке отнёсся серьёзно: добыл подробную карту страны и почитал литературу. Отправляясь же в дорогу — приступил к волнениям: думал о том, как там встретят. Как финны относятся к русским? Надо ли действовать с особой осторожностью? С затаённым волнением пересёк государственную границу. Кажется, часа в 4 утра, сурового вида отечественная пограничница сменилась каким-то припанкованным финским хлопцем (натурально, с необычной причёской и вычурным пирсингом), лихо закатавшим мне в паспорт иностранный штемпель и пожелавшим чего-то на незнакомом языке.

Своё первое утро в финском Гельсингфорсе начал с выхода на балкончик и осмотра прилегающей к обычному жилому дому дворовой территории. По территории неспешно гулял заяц. Именно гулял, не обращая особого внимания на окружающую обстановку. Немногочисленные прохожие-финны отвечали зайцу взаимностью, т.е. абсолютно его игнорировали. Попробовал представить себе живого, гуляющего по Москве зайца. И не смог.

Чисто внешне очень сильно бросилось в глаза отсутствие на улицах Хельсинки дорогих автомобилей. Выглядит как-то совсем ненормально по московским меркам. Всё больше малолитражки и какие-то неприметные седанчики. Ни тебе лимузинов, ни джипов. То есть они бывают, конечно, но в качестве исключения, а не правила. И людей на улицах мало. В метро тоже мало. В магазинах — опять мало. Где все — не понял.

Метро, кстати, от нашего отличается здорово. Всё куда ярче, цветистее и тише. И туалеты на станциях имеются. Но в финском метро заметно грязнее. Ну и тамошние малолетние дебилы нашим таки нос утёрли: в вагонах фломастерами целые секции исчириканы. В основном какой-то корявой бессмысслицей. По вагонам бродят финские студентки с огромными пластиковыми мешками — собирают пустые бутылки и банки. Прибыльное, говорят, дело.

По сравнению с Москвой, жратва и напитки в Финляндии дорогие. А всякие вещи — дешёвые. Об чём и щебетали всю дорогу от Хельсинки до Питера две питерские барышни, успешно разжившиеся какими-то брючками, кофтами и прочий галантереей.

Разговоры про повальное (во всех, кстати, смыслах) финское пьянство не очень-то подтвердились. А один жизненный случай даже несколько пошатнул мою веру в эти рассказы. На обратном пути из Хельсинки в Питер в автобусе кончилась водка. Так вот финский водитель Микко лично предложил выдать нуждавшимся свой собственный шкалик «горькой». Даром.

За всеми этими бытовыми наблюдениями чуть было не запамятовали: Гельсингфорсу (как столице) в этом году исполняется ровно 200 лет. 8 апреля 1812 г. Александр I объявил Хельсинки столицей Великого княжества Финляндского. Отметить эту славную дату удалось, совершив очень интересную комбинированную мореходно-пешеходную прогулку в компании Баира. Целью осмотра стала морская крепость Суоменлинна – самая известная достопримечательность Хельсинки. Осмотреть её всю целиком не успели, придётся, видно, ещё раз мчать в Финляндию «с лейкой и блокнотом».

Лично мне подобные места для прогулок с камерой исключительно милы и любезны. Тут тебе и история с географией, и пейзажи, и скалы с приливом, а при случае можно искупаться или залезть хоть внутрь пушки. Ну и интрига была: спроектированная шведами, построенная финнами на французские деньги русская крепость!

Небольшие кораблики за умеренные суммы в евро перевозят всех желающих к причалу старой морской крепости. Крепость сначала была шведской, потом русской, а теперь стала финской. В девичестве названная Свеаборгом ныне именуется Суомелинной. Оба названия в ходу. Если двух покажется мало, можно применить слово Виапори — тоже поймут про то речь.

Крепость, конечно же, принадлежит к наиболее значимым достопримечательностям финской столицы, про которую туристы говорят мало хорошего. Мол, скучно в этих ваших Хельсинках. Мне лично скучно не было, а было, наоборот, остро интересно наблюдать за жизнью у соседей. В частности, морская прогулка становится увлекательной сразу же после посадки на борт кораблика. Примерно за полчаса пути можно всласть налюбоваться портом и проходящими мимо судами всех калибров и цветов, присмотреться к финским военным кораблям, прикинуть как живётся неведомо кому на совсем крохотных островках и, немного покачавшись на волне, причалить к живописному острову с крепостными валами.


Как и во всех нормальных демократических странах, гости столицы настойчиво предлагали пожертвовать им копейку малую. Пока отчаливали от пирса, гражданка в красных кедах окучила человек 10. Не менее интересны на вышеприведённом документальном кадры пиктограммы, нанесённые на билетный киоск: велосипеды, самокаты, ролики, скейтборды, собаки и кормление птиц (читай — чаек) вне закона.


А вот и сама чайка, регулярно допускавшая оскорбительные выходки в отношении отдыхающих. Я сначала не придал большого значения многочисленным предупреждениям «с чайками надо быть осторожным, при них ничего не есть и не пить, иначе они нападут и постараются что-нибудь выхватить из рук», а потом присмотрелся и понял — с чайками в Финляндии ситуация сложилась непростая. Чайки не щадят никого, даже монархам на головы гадят без зазрения. Чего ж говорить о простых гражданах, особенно из стран, к Евросоюзу не принадлежащих?


Выяснилось такое: финны и гости финской столицы Хельсинки очень страдают от регулярных грабительских действий пернатых бандитов. Стоит показаться на приморском бульваре, например, с мороженым в руке, наслаждаясь свинцовой тяжестью волн — всё. Со всех сторон слетаются чайки и, отчаянно бакланя, стремятся у тебя всё отобрать. В процессе отбора могут ещё и обильно нагадить. Ну и травму нанести.


Потому над киосками и прочими палаточками, торгующими снэками, приделаны специальные козырьки, а над площадью у причала натурально натянуты сети и кругом развешаны таблички, предписывающие птиц не кормить и, видимо, не злить. Мелкие и довольно длинные металлические шипы натыканы на самых неожиданных поверхностях, куда по мнению финнов, птицы могли бы присесть для отдыха и погадки. На шипы особенно не усядешься. Тем и спасаются. Пассивное какое-то отношение. Попробовал представить себе такую ситуацию в Москве и не смог. Да враз бы наглых чаек повывели, заодно с собаками и воронами. Видно, нордический меланхолизм всему виной.


В летнее время до Свеаборга или Соуменлинны можно добраться на небольших пароходиках. Наверное, их можно обозначить как «речные трамвайчики». Регулярные рейсы (раз или два в час) совершаются от причалов возле Кауппатори (Торговой площади) до причалов Тюкистёлахти (Артиллерийской бухты) и Кунинкаанпортти (Королевских ворот). Билет в пределах 5 евро. Вход на территорию крепости бесплатный, а плата за посещение музеев составляет от 2 до 5 евро. В процессе краткого морского путешествия к крепостным островам прошли через густо забитую всеразличными судами акваторию.


Прямо на скалах микроскопических островков выстроены большие и малые домики. Не очень понятно, доступны ли там достижения цивилизации в лице водопровода и электричества, но в целом провести выходные на скалах, любуясь проходящими мимо судами было бы, наверное, очень здорово. Желательно, конечно, в тёплую и безветренную погоду.


Ну а вот и цель непродолжительного путешествия морем — Суоменлинна. Сам остров отлично подготовлен к приёму туристов: везде установлены навигационные таблички, дорожки обозначены чётко и внятно, при желании, на свой страх и риск залезть можно вообще всюду, а если куда категорически нельзя — там стоят дополнительные таблички, в том числе и на русском языке.


Кроме больших и малых артиллерийских орудий разных эпох, военного музея, доступной для туристов подводной лодки, сухого дока, могилы основателя крепости и прочих чудес, на острове расположилась вполне современная тюрьма, по соседству с которой проживают обычным порядком обычные финские граждане. Гостей, конечно, предупреждают, чтобы излишне не галдели и развешанного для просушки на верёвках белья не брали. Но в целом, конечно, необычно: считай, в музее живёт тысяча обычных финнов, заключённые тюрьмы прибирают территорию, а вокруг них шастают туристы со всего мира.

Крепость с более чем 250 летней историей расположена на нескольких островах хельсинского рейда, точнее на «Волчьих шхерах» (Wargskären — так называли острова). Пять из островов: Кустаанмиекка, Сусисаари, Пикку Мустасаари, Лянси-Сустасаари и Исо Мустасаари, соединены между собой мостами или косами, а три острова — Лонна, Сярккя и Порместаринлуодот обособлены.


Строительство крепости было начато в 1748 году, когда Финляндия была частью шведской державы. Крепость была названа Свеаборгом, по-фински — Виапори. Безлюдные острова превратились в огромный гарнизон, где жителей было больше, нежели в самом Хельсинки. Предназначением Свеаборга было сдержать русские войска от вторжения на территорию Финляндии, которая входила в те времена в состав Шведского королевства. Укрепление Варгских шхер было поручено генералу Августину Эренсверду, при содействии архитектора Тунберга. В 1748—1758 годах был сооружён теперешний Густавссверд; все работы закончены в 1770 году и обошлись в 25 млн риксдалеров. Во время постройки крепости Швеция находилась в союзе с Францией, которая всеми силами старалась ограничить влияние России в Европе. Постройка этих укреплений отвечала стратегическим интересам Франции. Августин Эренсверд, строивший крепость, учился искусству фортификации во Франции, а по преданию, на постройку крепости Францией было выдано «девять бочек французского золота».


К началу войны 1808-1809 гг. первоначальный проект крепости так и не был завершен – отсутствовала защита тыла, со стороны материка. Крепость слыла Северным Гибралтаром и считалась недоступной с моря, но оказалась почти беззащитной со стороны материка, а особенно во время ледостоя! Ее осада продолжалась всю зиму 1808 г., причем количество осажденных периодически даже превышало количество противника. В течение всей блокады, как отмечает в «Общей истории Финляндии» Тауно Куоса (Jokamiehen Suomen historia. WSOY, Porvoo 1952, стр. 977), штатским жителям города, т.е. членам семей служащих крепости, разрешалось посещать крепость! В результате русской пропаганды, перемирия и переговоров парламентариев крепость в мае 1808 г. сдалась фактически без сражений: тысячи пленных, тысячи артиллерийских орудий, сотни военных судов и тонны запасов стали трофеями русских войск. В следующем, 1809 году Финляндия стала частью Российской империи в качестве Великого княжества согласно условиям Фридрихсгамского мира. Русское правительство обязалось сохранять действовавшие в Финляндии законы и сейм, а Свеаборг стал русской крепостью, сохранив прежнее название.


В 1855 году во время Крымской войны Свеаборг подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота. Летом 1855 года неприятельский флот, подошедший к Свеаборгу начал интенсивную бомбардировку. После двухдневного артиллерийского боя эскадра ушла от Свеаборга, потеряв несколько мортирных кораблей и произведя незначительные пожары и разрушения в крепости. Гарнизон крепости потерял убитыми нижних чинов 44, ранеными 110, штаб-офицеров два, обер-офицеров три, контуженными — штаб-офицеров четыре, обер-офицеров 12, нижних чинов 18.

После Крымской войны в крепости проведена реконструкция, построены новые укрепления и артиллерийские позиции, установлены более современные орудия. В начале 20 века в Свеаборге было около 1500 жителей, не считая гарнизона. Сообщение с Гельсингфорсом поддерживалось летом маленькими пароходами. В крепости располагались Станция русского военного флота, доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, пороховые погреба, резервуары пресной воды. Действовал православный собор.

В 1906 году в крепости произошло крупное восстание. Желающие подробнее узнать о восстании, могут посмотреть совместный советско-финский художественный фильм, посвящённый этому событию.

Название Суоменлинна (финск. Suomenlinna) было введено в обиход после получения независимости Финляндией, 12 мая 1918 года Регент Финляндской республики Свинхуфвуд с одобрения сената переименовал «Свеаборг» в «Суоменлинну», что переводится как «Финская крепость». В 1918 году в крепости был концлагерь для финских красногвардейцев. До 1972 года управление островами оставалось в ведение Оборонительных Сил Финляндии, после чего управление перешло к попечительному совету Суоменлинны. На острове Пикку-Мустасаари до сих пор расположена Военно-Морская школа. В настоящее время Суоменлинна в качестве жилого района входит в состав города Хельсинки.


Крепость со всех сторон окружена морем. И скалами. На скалах нередко встречаются «петроглифы», в том числе и относительно свежие. Несколько надписей, относящихся к середине девятнадцатого века, осмотрел лично. Гораздо чаще встречаются высеченные в камне надписи, датированные авторами началом ХХ века. Но есть и совсем современные, прошлогодние. Отдыхающие у моря не ленятся, работают по камню на радость исследователям будущих поколений.


«Свеаборг» – название крепости, которая более ста лет была местом базы для российского флота и являлась оборонительным сооружением на северном берегу Финского залива. За это время в ней отслужили десятки тысяч солдат, отработали тысячи каторжников, здесь жили сотни офицеров и их семей, десятки маркитантов и ремесленников; в Свеаборге находились в заточении семь декабристов, многим известно Свеаборгское восстание солдат и матросов 1906 года; в так называемом «Синем доме» в 1811 году родился и провел детские годы Белинский, а после окончания военно-инженерного училища в Свеаборг на полтора года был командирован старший брат Ф.М. Достоевского – М.М. Достоевский, впоследствии сам литератор, занимавшийся издательским делом. Может быть, кто-то даже читал описания крепости Свеаборг в записках русских литераторов Фаддея Булгарина и А.П. Милюкова, посетивших Финляндию в 1830-х и 1850-х годах, или в книге И. В. Егорова «От монархии к Октябрю. Воспоминания». Из деятелей советского периода со Свеаборгом связаны, безусловно, биографии академика-языковеда В. А. Гордлевского, теоретиков артиллерийской подготовки и аэроразведки В. Д. Грендаля и Д. Д. Грендаля.


В крепости постоянно проводятся разного рода культурные мероприятия, от парусной регаты до концерта какой-нибудь джазовой музыки. Для желающих работает Летний театр на острове Сусисаари (Волчьем) в бастионе Хювя Оматунто — «Чистая совесть». Интересно происхождение названия бастиона: однажды «главный строитель» Свеаборга был обвинён в финансовой нечистоплотности, мол, бюджет на строительство итогам строительства не соответствует. В ответ на такие заявления взял и построил этот самый бастион и назвал его «Чистая совесть». Кроме бастиона с приметным названием культурная жизнь кипит и в помещении бывшей пекарни Tenalji von Fersen, в которой раньше для всей крепости выпекалось 10 000 кг хлеба ежедневно. Пекарни не видел.


Зато заглянул в военный музей. Один из экспонатов, привлёкших моё внимание — трофейная советская счетверённая зенитная установка. Финны использовали наши «максимы», несколько модифицировав оные: кожухи, служившие для залива воды, охлаждавшей раскалённый ствол, были перфорированы. И пулемёты с водяным охлаждением превратились в пулемёты с воздушным. Что это даёт и к чему было сделано — обсуждалось экспертами здесь.


После музея отправились на крепостные стены, выходящие на пролив с мужественным названием «Меч короля Густава». Ближе к вечеру через довольно узкий пролив проходят громадные морские пассажирские паромы. Выглядит это чрезвычайно величественно, я бы даже сказал — торжественно.


На обратном пути обратил внимание на стоянку очень похожих друг на друга велосипедов. Может, служебные какие-нибудь? А потом внимательно осмотрел финское устройство из трёх щёток. Зимой, наверное, очень удобно обувь от снега очищать.


Увидев явно военные корабли — не удержался и маленько нашпионал, засняв их все без разбору. Если есть эксперты, способные классифицировать корабли финских ВМС — вэлкам. Интересно почитать что там у них к стенке пришвартовалось.



Для интересующихся:
Целиком, со всеми фотографиями

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 99

mexzyyy
отправлено 20.11.12 13:34 # 1


Бывал в Финляндии пару раз, очень приятная, спокойная и чистая страна. Ездил на машине, дороги у них просто сказка, зимой все дороги вычищены, даже во время снегопада техника тут как тут, даже в самых закутках. Путешествие за границу полярного круга, как в сказке побывал. Единственное когда возвращаешься, проезжаешь границу, и опять все по новой, моментально возвращает к реальности какой-то подрезавший идиот, огромная выбоина на дороге, после которой смотришь в зеркало, не отвалилось ли чего и полное отсутствие правил, разметки, знаков и дороги, к которым уже так привык за эти несколько дней...


Щербина307
отправлено 20.11.12 13:47 # 2


Кому: mexzyyy, #1

Ну а сам, всё делаеш по правилам и как положено? На работе работаеш без косяков?


ivan_foto
отправлено 20.11.12 13:53 # 3


> получение визы в «капстрану» было сопряжено с гражданским подвигом

Странное сравнение, ну на мой вкус.


Щербина307
отправлено 20.11.12 13:53 # 4


Кому: Щербина307, #2

> Ну а сам, всё [делаешь] по правилам и как положено? На работе [работаешь] без косяков?

Так правильно.


Ajaj
отправлено 20.11.12 14:00 # 5


Спасибо, камрад Оператор!
Про крепость особенно интересно. Интересно в Финляндии - чисто, аккуратно. Только чайки по площадям работают и названия для нашего уха труднопроизносимые =)
Увидев устройство из щёток, был шокирован: до чего просто и доступно, а ведь первый раз подобное вижу. В наших-то православных широтах такой снегоочиститель куда как пригодился бы.


mexzyyy
отправлено 20.11.12 14:01 # 6


Сам все делаю как считаю нужным, езжу по правилам как положено. На работе косяки бывают, но тут нужно отличать человеческий фактор от дебилизма. А ты?

Кому: Щербина307, #2


ivan_foto
отправлено 20.11.12 14:01 # 7


Кому: Щербина307, #4

> Так правильно.

Первый вариант много лучше. Колоритнее, многограннее.


Ajaj
отправлено 20.11.12 14:03 # 8


Кому: mexzyyy, #1

> и полное отсутствие правил, разметки, знаков и дороги

Камрад, ты из Финляндии сразу в Индию что ли попал?


ivan_foto
отправлено 20.11.12 14:05 # 9


Фотографии хороши!
А вот которая площадь (памятники, люди) - это с какой высоты снято? с полного роста или ниже?


Щербина307
отправлено 20.11.12 14:06 # 10


Кому: mexzyyy, #6

> Сам все делаю как считаю нужным

Я стараюсь делать всё хорошо.

> но тут нужно отличать человеческий фактор от дебилизма

А как ты его отличаешь?

> А ты?

А я не говорю что у меня на Родине всё плохо.


Щербина307
отправлено 20.11.12 14:08 # 11


Кому: Ajaj, #5

> В наших-то православных широтах такой снегоочиститель куда как пригодился бы.

У нас для этого веник используют.


mexzyyy
отправлено 20.11.12 14:13 # 12


Кому: Ajaj, #8

Есть у нас на границе чудный город Светогорск, а знака что там Индия нет!!!


Бармалейкин
отправлено 20.11.12 14:17 # 13


Кому: Onepamop,

>с чайками в Финляндии ситуация сложилась непростая. Чайки не щадят никого, даже монархам на головы гадят без зазрения.

Край непуганных птиц!


Vassisualy
отправлено 20.11.12 14:19 # 14


Был в Хельсинках прям буквально три недели тому, на концерте Расмусов. Город-понравился!

Так что многое из вышеописанного-подтверждаю:) Написано как всегда-очень хорошо!

Про щетки для обуви. Возле тренировочных полей в футбольных школах и клубах такие щетки-обыденность. Так что еще посмотреть какой Антти Ихалайнен у какого нашего Кулибина идейку слямзил:) Ну, или наоборот.

Кстати, еще одна спортивная зарисовочка. Все в курсе про дренаж и подогрев поля? так вот в Выборге, когда он еще Виипури был, под поле постелили...пробку! Ага! Тут самую, которую мы из бутылок выколупываем.
Почти 80 лет дренаж не меняли. Поле для этих широт-отличное!:) Хотя заливают там каток и морозюки глумятся, а дренаж - мое почтение!


cyan__
отправлено 20.11.12 14:19 # 15


> Название Суоменлинна (финск. Suomenlinna) было введено в обиход после получения
> независимости Финляндией, 12 мая 1818 года Регент Финляндской республики Свинхуфвуд
> с одобрения сената переименовал «Свеаборг» в «Суоменлинну»

1918 должен быть, видимо. Независимость же в 20-м веке объявили.


mexzyyy
отправлено 20.11.12 14:19 # 16


Кому: Щербина307, #10

А я и не говорю что все! Просто нашим дорогам еще очень далеко до хороших, и кое кому нужно стараться и делать все очень хорошо! Вот собственно к чему я об этом.


Onepamop
матёрый
отправлено 20.11.12 14:23 # 17


Кому: cyan__, #15

Точно!


Onepamop
матёрый
отправлено 20.11.12 14:25 # 18


Кому: ivan_foto, #9

> А вот которая площадь (памятники, люди) - это с какой высоты снято? с полного роста или ниже?

На корточки присел и щёлкнул.


Abscess
отправлено 20.11.12 14:30 # 19


> Чисто внешне очень сильно бросилось в глаза отсутствие на улицах Хельсинки дорогих
> автомобилей. Выглядит как-то совсем ненормально по московским меркам. Всё больше малолитражки > и какие-то неприметные седанчики. Ни тебе лимузинов, ни джипов. То есть они бывают, конечно,
> но в качестве исключения, а не правила.

Если обратить внимание на регистрационные номера машин по-богаче, то выяснится, что большинство этих транспортных средств принадлежит соотечественникам :)

Питер, Лен. область, Псков.

Ну и на границе очень бросается в глаза кто и на чём ездит.

Очень плохо в России с благосостоянием граждан!!!


Украинский
отправлено 20.11.12 14:33 # 20


Кому: mexzyyy, #1

Не знаю, камрад, мне все равно свое милее. Никто и никогда меня не переубедит, что есть на свете что-либо более величественное, чем проселочная дорога в родном черноземье ранней весной. Чувствуешь себя непосредственным свидетелем сотворения мира из первозданного хаоса.


Sweet Death
отправлено 20.11.12 14:35 # 21


По поводу пулеметов.
Читал книгу как раз таки пулеметчицы. Да не абы какой - а командира вот только не вспомню чего - взвода или как оно там называлось. Под командованием у нее было несколько пулеметов. И всякие передряги в том числе и с зимней ож были упомянуты.
Что примечательно - под командованием были вчерашние зэки - решившие искупить. Но без антисоветчины там. Книга из старых.
Увы, не помню ни фамилии автора ни названия книги. Может кто подскажет, у кого более хорошая память?
Пытался погуглить по запомнившися именам/эпизодам - без выигрыша.


Gerard
отправлено 20.11.12 14:46 # 22


Кому: Украинский, #20

> проселочная дорога в родном черноземье ранней весной. Чувствуешь себя непосредственным свидетелем сотворения мира из первозданного хаоса.

А когда колесом R12 проваливаешься в выбоину, размером 1/3 от этого колеса, мнешь штамповочный диск и рвешь бескамерную резину - тогда еще и творцом себя почувствуешь. Ибо творить кап. ремонт ходовой - это ли не счастие! :)


adam
отправлено 20.11.12 14:51 # 23


Кому: Onepamop,

>В летнее время до Свеаборга или Соуменлинны можно добраться на небольших пароходиках. Наверное, их >можно обозначить как «речные трамвайчики».

Паром ходит круглый год. Причем на нем действует обычный городской билет общественного траспорта. Это единственный способ попасть на остров, кроме собственного плавсредства, для людей которые там живут.
Есть еще тоннель, но он используется только для экстренных служб.


Sweet Death
отправлено 20.11.12 15:12 # 24


Кому: Sweet Death, #21

> Увы, не помню ни фамилии автора ни названия книги.

Гугл все же напомнил:
Валентина Чудаков "Чижик — птичка с характером"


Ajaj
отправлено 20.11.12 15:12 # 25


Кому: Щербина307, #11

> У нас для этого веник используют.

Веник быстро изнашивается, портит дизаен входа, веник могут спиздить. Наконец, веник требует приложения ручного труда. А тут - рраз, валенком провёл, и чеши себе в дом.

Кому: mexzyyy, #12

> Есть у нас на границе чудный город Светогорск, а знака что там Индия нет!!!

В Светогорске не был, потому интересуюсь: в нём действительно "полное отсутствие правил, разметки, знаков и дороги"?

Кому: Vassisualy, #14

> Про щетки для обуви. Возле тренировочных полей в футбольных школах и клубах такие щетки-обыденность.

Спасибо, не знал! Но то - для узко-спортивного применения, а у чухонцев, небось, повсеместно такое стоит.


Ajaj
отправлено 20.11.12 15:16 # 26


Кому: Украинский, #20

> Никто и никогда меня не переубедит, что есть на свете что-либо более величественное, чем проселочная дорога в родном черноземье ранней весной.

Разрешите заметить, что по раскисшему чернозёму даже пешком трудно ходить, а уж для машин просёлок в наших краях - кэмел-трофи. Но величественно, это да.


UNV
отправлено 20.11.12 15:16 # 27


А тем временем:

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/19/finskie_nacionalisty_obyavili_chto_ubyut_advokata_bekmana_6_de...
Финские националисты объявили, что убьют адвоката Бекмана 6 декабря
Группа финских националистов готовит особый «подарок» для президента Финляндии Саули Ниинисте ко дню независимости Финляндии - убийство правозащитника Бекмана.

Бекман занимался защитой семьи Анастасии Завгородней, у которой отняли четверых детей, в том числе грудного, якобы за телесные наказания:
http://www.rosbalt.ru/piter/2012/11/19/1060548.html


Щербина307
отправлено 20.11.12 15:18 # 28


Кому: Ajaj, #25

> Веник быстро изнашивается, портит дизаен входа, веник могут спиздить. Наконец, веник требует приложения ручного труда. А тут - рраз, валенком провёл, и чеши себе в дом.

Смею предположить, что ты с веником плохо знаком.

Он долго изнашивается, ничего не портит, а чтоб их пиздили даже и не слышал, они есть у всех и стоят копейки.
И ещё момент, эта конструкция плохо чистит верх мысков и что находится выше стопы. А веник эту траблу решает. Ну это если мы про снег говорим.


Shwart
отправлено 20.11.12 15:24 # 29


подскажите, кто знает, а правда, что в Финляндии в приграничных с Россией районах ходят рубли?


ivan_foto
отправлено 20.11.12 15:47 # 30


Кому: Щербина307, #28

> Он долго изнашивается, ничего не портит, а чтоб их пиздили даже и не слышал, они есть у всех и стоят копейки.

Любопытно, нешта в ваших краях перед каждым подъездом веники выставлены? или не про город с многоэтажками рассказ?


abel
отправлено 20.11.12 16:02 # 31


Спасибо, очень познавательно. Шесть лет уже в Питере, а посетить Финляндию так и не собрался.


Щербина307
отправлено 20.11.12 16:04 # 32


Кому: ivan_foto, #30

> или не про город с многоэтажками рассказ?

Точно. В городах так и не извозишся в снегу.
И да,в моём подъезде есть веник.


Щербина307
отправлено 20.11.12 16:06 # 33


Кому: abel, #31

На другой конец света смотаться, это ты запросто, а вот соседей посетить с дружеским визитом, всё некогда!!!


avottak
отправлено 20.11.12 16:11 # 34


>>Если есть эксперты, способные классифицировать корабли финских ВМС — вэлкам.

Плавали, знаем :)
Насколько я понял
-Слева сверху экологический патруль Louhi
-Справа сверху ракетный катер Tornio, тип Hamina
-Снизу минный заградитель Pyhäranta, тип Pansio
Про всех написано в википедии на английском, шведском и финском.


PiX
отправлено 20.11.12 16:11 # 35


Кому: Onepamop, #0

> Название Суоменлинна (финск. Suomenlinna) было введено в обиход после получения независимости Финляндией, 12 мая 1818 года Регент

возможно 1[9]18? если я правильно понял по контексту.


Fritz
отправлено 20.11.12 16:11 # 36


Отлично, спасибо за информацию. Надо всё-таки доехать до Хельсинки, а то дальше Котка никак пока не удалось прорваться.

Финские щетки для обуви - вещь! Я себе такую на дачу прикупил. Рекомендую!
Снег с валенок (и прочей зимней обуви) счищает превосходно, проверено лично!


fiber
отправлено 20.11.12 16:11 # 37


Кому: mexzyyy, #1

> Бывал в Финляндии пару раз, очень приятная, спокойная и чистая страна. Ездил на машине, дороги у них просто сказка, зимой все дороги вычищены, даже во время снегопада техника тут как тут, даже в самых закутках.

Я вам не скажу про самые закутки, но в феврале прошлого года, когда возвращался из Лапландии, была неслабая метель от Хельсинки и до самого Сестрорецка (раньше не могу точно сказать, т.к. ехал поездом - но под капотом был офигенный сугроб). Так вот столица Финляндии была завалена снегом по самые яйца - не хуже чем наш Питер. И скоростной автобан в сторону нашей границы был немного почищен только в правом ряду - остальная часть была полуметровым слоем покрыта, по которому время от времени проносились наши безумные соотечественники, из тех у кого нервишки не выдерживали движения в колонне со скоростью 80км/ч. И что удивительно - когда пересек границу, обнаружил что с нашей стороны дорога почищена сильно лучше. Да, снег не белый как в Финке - но зато он убран.
Так что по разному бывает. Но в целом, конечно, ездить у них сильно приятней.


ЗПСУ
отправлено 20.11.12 16:29 # 38


Кому: Shwart, #29

В Стокманне с недавнего времени по всей территории еще и доллары и кроны. Ну и самые продвинутые магазины по своей инициативе.


ЗПСУ
отправлено 20.11.12 16:33 # 39


Кому: Abscess, #19

> Если обратить внимание на регистрационные номера машин по-богаче, то выяснится, что большинство этих транспортных средств принадлежит соотечественникам :)

Есть конечно исключения, и их видно все больше. Но так да, если Mercedes S-Klasse финской регистрации, то он 320 :) и с тканевым салоном.


Ajaj
отправлено 20.11.12 16:45 # 40


Кому: Щербина307, #28

> Смею предположить, что ты с веником плохо знаком.

Не, камрад, как раз с вениками знаком прекрасно.

> а чтоб их пиздили даже и не слышал, они есть у всех и стоят копейки.

Когда?! Нет, я спрашиваю - когда это кого останавливало? От моего дома (в частном секторе) веники в свободных девяностых угоняли с пугающей регулярностью.

> И ещё момент, эта конструкция плохо чистит верх мысков и что находится выше стопы. А веник эту траблу решает. Ну это если мы про снег говорим.

Тут сдаюсь - действительно площадь обрабатываемой поверхности больше, чего я, восхитившись финской стационарной щёточной установкой, не учёл. Веничная концепция, таким образом, заруливает её в минуса.


ЗПСУ
отправлено 20.11.12 16:47 # 41


Кому: Щербина307, #32

> Точно. В городах так и не извозишся в снегу.

Решается местом для сгребания снега (за зиму метров до 3 сугробы можно соорудить) и вот таким приспособлением http://fin-fi.fiskars.com/Tuotteet/Lumityokalut/Lumikolat/143020-Lumikola


Щербина307
отправлено 20.11.12 16:55 # 42


Кому: ЗПСУ, #41

Типа если желаешь изваляться в снегу , то его можно сгрести?


ЗПСУ
отправлено 20.11.12 17:43 # 43


Кому: Щербина307, #42

Не, это если нужно сугробы со дворовых дорожек переместить в менее людное место. Обворачиваться в желтый снег я бы не стал (собачников зимой начинаю тихо ненавидеть).


estrige
отправлено 20.11.12 17:51 # 44


В Суоми мотаюсь в среднем 2 раза в неделю, из личных наблюдений - самое страшное нарушение ПДД для русских, это попасть на скорость, причем полицейскому. Штраф поистине впечатлит.
Про машины - достаточно часто вижу классические американские тарантайки, с расходом как у танка. Что при цене топлива просто обескураживает...
Алкоголизм у них признан болезнью, даже денег на опохмел дают, правда на работу приличную фиг устроишься вследствии такого диагноза.


Матрёшка
отправлено 20.11.12 17:51 # 45


> Финляндия обещала удивить лоном чистой природы, духом викингов и гармонией дизайна.
Не знала, что фины тоже викингами были.

В Питере одна строительная компания у построенных ею домов тоже такие щётки ставит. Удобно. Но есть одна загвоздка: в слякоть и грязь обувь надо чистить снизу вверх, потому что если сверху вниз, все, что отколупывается, вверх же и летит. Проверенно опытным путём.


adam
отправлено 20.11.12 18:04 # 46


Кому: Shwart, #29

> подскажите, кто знает, а правда, что в Финляндии в приграничных с Россией районах ходят рубли?

Не только. Стокман принимает рубли и еще какие-то крупные магазины. Только курс там вроде 50 рублей за евро.


adam
отправлено 20.11.12 18:11 # 47


Кому: fiber, #37

> И скоростной автобан в сторону нашей границы был немного почищен только в правом ряду - остальная часть была полуметровым слоем покрыта, по которому время от времени проносились наши безумные соотечественники, из тех у кого нервишки не выдерживали движения в колонне со скоростью 80км/ч.

Обычно, если снег не липкий валит, правый ряд сам чистится до асфальта, что ты и наблюдал скорее всего. Как раз ближе к весне во время вот таких снегопадов почти каждый год на одной из трасс машин по 50-100 складывается в кучу. Вот пример этого года как это обычно бывает: http://www.youtube.com/watch?v=orFpsK3l_Ug
И это не наши соотечественники, а что ни на есть настоящие финны (perussuomalaiset).


adam
отправлено 20.11.12 18:16 # 48


Кому: estrige, #44

> Про машины - достаточно часто вижу классические американские тарантайки, с расходом как у танка. Что при цене топлива просто обескураживает...

Все просто, это фанаты американских машин. Зимой подобных машин меньше так как зимняя резина для них дорогая, да и вообще берегут их они.


fiber
отправлено 20.11.12 19:22 # 49


Кому: adam, #47

> Обычно, если снег не липкий валит, правый ряд сам чистится до асфальта, что ты и наблюдал скорее всего.

Ну могу сказать что на приведенном видео дорого более-менее почищена таки - это хорошо видно когда встречку показывают. Про остальное - мдя, мне похоже повезло :). Про "правый ряд чистится сам" - как то сомнительно, там реально была как траншея в снегу, больше похоже на грейдер.


estrige
отправлено 20.11.12 19:22 # 50


Кому: adam, #48

> фанаты американских машин

ага, а продают финам этих монстров наши соотечественники...ХЕ ХЕ!!!
сам только по выходным выезжаю на Кадиллаке 82 года, и то не во все...


sharpshooter
отправлено 20.11.12 21:15 # 51


Кому: Sweet Death, #21

Чудакова, Валентина Васильевна ее звали.
http://militera.lib.ru/memo/russian/chudakova_vv/index.html
"Как я боялась генералов". Одна из моих любимых книг детства.


CompCon
отправлено 20.11.12 21:33 # 52


Кому: avottak, #34

> -Слева сверху экологический патруль Louhi

Назвать судно экологического патруля именем ведьмы - в этом есть некий изысканнй шарм.


Ушан
отправлено 20.11.12 21:37 # 53


Кому: abel, #31

> Шесть лет уже в Питере, а посетить Финляндию так и не собрался.

Ха! Сам житель Ленинградской области с 1979 года, а до Финлянлии так и не доехал.
Хорошо хоть, камрад Onepamop расскажет, что да как. Когда соберусь, буду хоть приблизительно маршрут знать.


eugene107
отправлено 20.11.12 21:48 # 54


Кому: adam, #47

> почти каждый год на одной из трасс машин по 50-100 складывается в кучу. Вот пример этого года как это обычно бывает: http://www.youtube.com/watch?v=orFpsK3l_Ug

Отлично, просто отлично !

Авторы ролика - видно, опытные - из машины мгновенно повыпрыгивали !


porter2
отправлено 20.11.12 23:58 # 55


Кому: CompCon, #52

> Назвать судно экологического патруля именем ведьмы

В Карелии поселок такой есть, например


drdem
отправлено 21.11.12 00:08 # 56


Кому: Onepamop, #18

http://ship.bsu.by/print.aspx?guid=104030
Миша, это про катер с бортовым номером 81


ogre1974
отправлено 21.11.12 00:08 # 57


как то раз купил я на этой площади мороженое за 2евро.успел 1 раз укусить...чайки меня тоже не пощадили.со спины зашли псы...


DoctorGrey
отправлено 21.11.12 00:45 # 58


Спасибо!


Chekar
отправлено 21.11.12 01:11 # 59


Кому: Onepamop,

Не, ну ладно, я уже привык, что Гоблин не раскрывает, какой прогой он делает переводы. Хорошо.
[держит весь себя в руках]
Но ты же не Гоблин, ну скажи, какой прогой ты делаешь фотки!
[уже визжит]
Так не бывает! Ну, из собственного опыта.
Понятно, когда ты (Оператор) снимаешь прыжок на танке с ракеты в водолазном костюме - это же армия, у них там такие приборы, плюс твой фотошоп, короче, все куплено.
Но вот так, даже срущих чаек при пасмурной погоде, и то кошерно. Как так? Без спец, программы явно не обойтись.
И не говорите мне про фотики за сто тыщь миллионов -вот уверен, стану аллигарьхомъ, куплю себе такой же - и нифига.

В общем, явно есть спец. программа! А то я даже вроде нормальную фоту ужму для Тупичка раз в 100 лет - и ничего хорошего не осталось, ни резкости, ни кайфу. Дурят, дурят нашего брата.

[весь завидует, но, кажись, белой завистью]
Таких гадостей в другие репортажи не писал, но вот тут -да я, да мне, да я бы тоже, смог, может быть! Но белое небо, а все равно ярко и сочно - скажите, где скачать забесплатно :-)


hobbit_24
отправлено 21.11.12 01:35 # 60


Кому: Chekar, #59

> В общем, явно есть спец. программа! А то я даже вроде нормальную фоту ужму для Тупичка раз в 100 лет - и ничего хорошего не осталось, ни резкости, ни кайфу. Дурят, дурят нашего брата.

Попробуй взять у знакомых какую-нибудь хоть самую плохонькую зеркалку и неторопясь, со штатива поснимать пейзажи. Будет тебе и резкость и кайф.

А если ещё и про HDR погуглишь, то можно сразу на обложку глянца. Но Оператор в своём репортаже эту спец.методику активно не применял, потому что с ней фотки получаются лучше, чем в реальности и, все сразу про фотошоп кричат.


Chekar
отправлено 21.11.12 02:04 # 61


Кому: hobbit_24, #60

Спасибо!
Это, видать, у меня херес перебил правильную передачу юмора.
Простенькая зеркалка есть, штатив есть - шедевров нет!

Тут вроде не ХыДыЭр, а выглядит красиво. Да и вопрос бал нечетко сформулирован (да я и сам его толком не могу обозначить, опыта мало) - вот есть красивое фото (на хорошем мониторе). Ужал его для Тупичка (а вроде нигде и не балуюсь более), а уже не так. А у автора - бомба, и ярко и резко.
Понятно,я ужал кривым фотожопом, но других способов вроде и не знаю.

А так, в жизни время для штатива остается в поездке только если пьян и настроен. Тогда да, шедевр. Но есть ведь жена, дети, цена вопрос а и т.д.. вот и ждешь супер-программу, типа, сделай для меня отпуск.

А так мой коммент (я редко пишу) - это попытка выразить автору респект за все классные фотки. Ну и вопль души, на который ты откликнулся, спасибо, хе-хе.


CompCon
отправлено 21.11.12 03:16 # 62


Кому: porter2, #55

> В Карелии поселок такой есть, например

> Именем Старухи Лоухи назван посёлок на севере Карелии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%85%D0%B0_%D0%9B%D0%BE%D1%83%D1%85%D0%...


adam
отправлено 21.11.12 03:22 # 63


Кому: CompCon, #62

Не просто поселок, а райцентр. Да и Калевала есть тоже в Карелии.


CompCon
отправлено 21.11.12 06:12 # 64


Кому: adam, #63

> Не просто поселок, а райцентр.

Раз вики говорит, что поселок, значит - поселок! Вики не врет!!!

> Да и Калевала есть тоже в Карелии.

Да и финны в Карелии тоже есть. Целых два: один [фин]инспектор, другой [Фин]кельштейн. Компетентные оргаyы установили, что это - одно и то же лицо (популярный анекдот 1956 года.)


Abscess
отправлено 21.11.12 09:30 # 65


Кому: Shwart, #29

> подскажите, кто знает, а правда, что в Финляндии в приграничных с Россией районах ходят рубли?

Нет, не ходят.

Даже в магазинах "для русских туристов" всё за евры.


Abscess
отправлено 21.11.12 09:41 # 66


Кому: estrige, #44

> Про машины - достаточно часто вижу классические американские тарантайки, с расходом как у танка. Что при цене топлива просто обескураживает...

Финны очень полюбляют американские авто, особенно старые и совсем старые, ездят на них экономно, чтобы не поломать.

Каждую весну в Хельсинки проходит выставка American Car Show где можно посмотреть на всяческие раритеты и адские результаты тюнинга.

Я по возможности стараюсь посещать эту замечательную выставку хотя к автомобилям равнодушен, но там и мотоцыклов достаточно выствляют.

Вот когда в следующем годе будет:

http://www.americancarshow.fi/fi/american+car+show+2013/

Рекомендую к посещению всем, в том числе и девочкам: моя жена неизменно с удовольствием рассматривает машинки :)


savar33
отправлено 21.11.12 10:15 # 67


хорошая заметка. спасибо!


Shwart
отправлено 21.11.12 10:30 # 68


Кому: ЗПСУ, #38, adam, #46, Abscess, #65

спасибо. получается выгоднее рубли на евро поменять и спокойно ездить по Финляндии


Abscess
отправлено 21.11.12 10:38 # 69


Кому: Shwart, #68

> олучается выгоднее рубли на евро поменять и спокойно ездить по Финляндии

Ненада их менять много т.к. значительно удобнее ездить с пластиком от приличного банка.

Налива в некотором количестве нужна если вдруг не приняли пластик.

Мою сберовскую визу почему-то упорно отказывались принимать в прошлом годе ихние автоматические заправки, потому заливал бензин за живые деньги.


fiber
отправлено 21.11.12 11:15 # 70


Кому: Abscess, #65

> подскажите, кто знает, а правда, что в Финляндии в приграничных с Россией районах ходят рубли?
>
> Нет, не ходят.
>
> Даже в магазинах "для русских туристов" всё за евры.

А вот поясните мне, почему многих так интересует про "ходят ли рубли в Финляндии"? Мне вот не совсем понятно - а какая разница, ходят или нет? Народ с чемоданами наличмана собирается заезжать, что ли? Банковские карты (всякие разные, в том числе зарплатные) вроде почти поголовно у всех - пользуйся не хочу. Не, надо рублей завезти. Про то что их например в паркомат не запихать например, никто как-то не догадыватся?


Abscess
отправлено 21.11.12 11:24 # 71


Кому: fiber, #70

> А вот поясните мне, почему многих так интересует про "ходят ли рубли в Финляндии"?

Я не поясню: не знаю патамушта :)

> в том числе зарплатные

Вот тут могут быть траблы: не всякая зряплатная карта у них принимается, лично проверял.

Но так-то да, пластик рулит.


fiber
отправлено 21.11.12 11:24 # 72


Кому: Abscess, #69

> отказывались принимать в прошлом годе ихние автоматические заправки, потому заливал бензин за живые деньги.

А вот еще вопрос - я как-то столкнулся с автоматической заправкой, которая упорно просила некую клубную карту - кредитку не принимала. Наличман собственно тоже не принимала - опять сначала просила карту. К сожалению не запомнил как заправка называлась, но из часто встречающихся каких-то местных. В чем прикол я так и не понял - типа бензин для избранных?


Edgewalker
отправлено 21.11.12 11:33 # 73


Прочитав про безмятежного зайца, сразу вспомнил про наглых павлинов, гуляющих по дорожкам Хельсинского зоопарка. Уж на что привычен, ибо в детстве провёл много времени посещая сочинский дендрарий, но поведение финских павлинов резко контрастирует. лично видел, как несколько птиц угрожающе окружили отбившегося от группы пацана с булкой в руке и не прибеги на подмогу мама, всё могло сложиться иначе (с).
Если кто планирует в Суоми с детьми - обязательно заехать в Eureca, море впечатлений малым гарантировано.


Abscess
отправлено 21.11.12 11:35 # 74


Кому: fiber, #72

> В чем прикол я так и не понял - типа бензин для избранных?

Я думаю там на ихней карте зачилено бабло с которого и списывается за заправленное, но, по идее, должен быть и вариант с оплатой альтернативным способом.

На тех же заправках-автоматах где моей карте давали отлуп, я спокойно на другой колонке расплатился наличными еврами.

Во Франции встречал автоматические заправки где наличкой расплатиться было нельзя - только картой.

Там ещё был фокус: залился на 25 евро, а "спиалось" 100.

В первый раз я изрядно охуел, правда потом выяснил, что они просто "заморозили" сотню и разницу потом вернули.

Наверное с этой же сети если заправляться дальше, то с этой сотни бы списывали.

Но всё равно был несколько удивлён: думал наебали!


fiber
отправлено 21.11.12 11:52 # 75


Кому: Abscess, #74

Да, с бензоколонками надо того - ухо востро!! Мой знакомый в Норвегии засунул в нее бабло - 100 евро типа, хотел полный бак залить - а залилось тока 20. И все - бензус кончился, а колонка сдачи и справок не дает. И тишина.


fiber
отправлено 21.11.12 11:52 # 76


Кому: Abscess, #71
> Вот тут могут быть траблы: не всякая зряплатная карта у них принимается, лично проверял.

Visa Electron и MasterCard Unembossed точно принимают - лично проверял и часто юзаю , ну то есть практически постоянно, т.к. давно забил на покупку валюты. А наличман добываю обналичивая инвойсы при заезде и такс фри - на парковку и "всякий случай" вполне хватает. Правда иногда финны глючат и карту не принимают - на этот случай у меня их две разные. То есть зависит не от самой карты, а от конкретного магазина/заведения и конкретного кассира - многие упорно требуют пинкод на Visa Classic например. Когда говоришь что фига вам, показывают чип на карте. На вопрос "ну и что?" впадают в ступор, и либо вообще пытаются отказать в продаже, либо ( но это продвинутые похоже) просят документы.


Abscess
отправлено 21.11.12 12:12 # 77


Кому: fiber, #76

> многие упорно требуют пинкод на Visa Classic например

У меня тоже такая карта и ваще-то они обязаны требовать пин-код - это подтверждает, что карта именно твоя, а не краденая например.

Собсно ты ж с машинки его сам вводишь.

Но ваще правила у всех разные канешна.


Zx7R
отправлено 21.11.12 12:30 # 78


Красивые картинки.


adam
отправлено 21.11.12 12:30 # 79


Кому: fiber, #76

> То есть зависит не от самой карты, а от конкретного магазина/заведения и конкретного кассира - многие упорно требуют пинкод на Visa Classic например. Когда говоришь что фига вам, показывают чип на карте.

В чем проблема пинкод ввести?


adam
отправлено 21.11.12 12:36 # 80


Кому: fiber, #72

> А вот еще вопрос - я как-то столкнулся с автоматической заправкой, которая упорно просила некую клубную карту - кредитку не принимала.

Это могла быть ABC, например. Скорее всего было что-то с автоматом, упорно они не требуют клубных карт.

Кстати, а при заправке с российской карточной, автомат просит ввести максимальную сумму?


adam
отправлено 21.11.12 12:42 # 81


Кому: Edgewalker, #73

> Если кто планирует в Суоми с детьми - обязательно заехать в Eureca, море впечатлений малым гарантировано.

Да. Правильнее искать Heureka. Сайт вот: http://www.heureka.fi/portal/englanti/russian/


Edgewalker
отправлено 21.11.12 13:54 # 82


Кому: adam, #81

Спасибо за правку. Писал по памяти, а она вон как.


Peisov
отправлено 21.11.12 13:59 # 83


Отличный репортаж! И фотографии атомные!!!


d1monn
отправлено 21.11.12 14:56 # 84


отличный обзор Михаил!


ЗПСУ
отправлено 21.11.12 15:06 # 85


Кому: Shwart, #68

> спасибо. получается выгоднее рубли на евро поменять и спокойно ездить по Финляндии

Я не знаю какой курс обмена. Личто я пользуюсь карточкой V..a. Курс не сильно хуже, но все проще в разы - бумагу носить не нужно. Терминалы практически везде есть, прям как в Белоруссии. Это ж в Россию нужно ехать со сменяными рублями.


ЗПСУ
отправлено 21.11.12 15:28 # 86


Кому: fiber, #72

> типа бензин для избранных?

Ты либо сунулся на заправку для грузовиков, где все только для избранных из класса 3 оси, либо не заметил кнопки "просто налить бензину". Ну или если оно было на суомен киели, то просто не понял что от тебя заправка требовала.


fiber
отправлено 21.11.12 18:04 # 87


Кому: Abscess, #77

> У меня тоже такая карта и ваще-то они обязаны требовать пин-код - это подтверждает, что карта именно твоя, а не краденая например.
>
> Собсно ты ж с машинки его сам вводишь.
>
> Но ваще правила у всех разные канешна.

Я вообще стараюсь пинкод вводить тока в крайних случаях - обычно просто документы показываю. Ну такой я вот, мнительный. Для карт а-ля Visa Electron в Финляндии без пинкода никак - терминалы такие карты по другому не обрабатывают похоже. А для полноценных карт - никаких проблем, показал паспорт и нормально. Просто продавец часто видя чип на карте, начинает ее пихать не туда куда положено. Приходится объяснять что карта не дебетовая, немного тупят но обычно все нормально заканчивается. У меня жена, например,пин код вообще не знает - потеряла, тем не менее картой пользуется. Проблемы были отмечены летом в Испании - тамошние продавцы через одного отказывались без пинкода работать. Но думаю это из-за кризиса - у них там и так херово, а тут еще вероятность наебалова с карточкой - вот и страхуются.


Кому: adam, #80

> Это могла быть ABC, например. Скорее всего было что-то с автоматом, упорно они не требуют клубных карт.
>
> Кстати, а при заправке с российской карточной, автомат просит ввести максимальную сумму?

Да, кстати на ABC похоже. Хз чего с ним было - я по менюхе полазил, никаких вариантов обхода не нашел.
При заправке карточкой никаких особенностей - просит ввести на сколько денег ты собрался заправиться и все.


Кому: ЗПСУ, #86

> Ты либо сунулся на заправку для грузовиков, где все только для избранных из класса 3 оси, либо не заметил кнопки "просто налить бензину". Ну или если оно было на суомен киели, то просто не понял что от тебя заправка требовала

Да нет, обычная заправка, в центре города почти. Менюха помню даже на русском была но кривая - я по английски понимаю, мне так проще.


adam
отправлено 21.11.12 18:19 # 88


Кому: fiber, #87

> Ну такой я вот, мнительный. Для карт а-ля Visa Electron в Финляндии без пинкода никак - терминалы такие карты по другому не обрабатывают похоже. А для полноценных карт - никаких проблем, показал паспорт и нормально. Просто продавец часто видя чип на карте, начинает ее пихать не туда куда положено.

Ну и зря. Ты только себе проблемы создаешь и ничего не выиграешь в плане безопасности.
В Финляндии уже практически везде ты карту вставляешь сам и пинкод набираешь.


> При заправке карточкой никаких особенностей - просит ввести на сколько денег ты собрался заправиться и все.

Ок, значит все тоже самое.
Это не сумма на которую ты заправиться хочешь (хотя можно и таким образом этим пользоваться), а максимальная сумма заправки. То есть выбрал 100 евро, а заправился, например, на 78,70 евро. Автомат с тебя снимет именно 78,70. Это сделали потому что раньше можно было заправляться даже если у тебя денег не достаточно на счету или придел почти достигнут. А теперь автомат запрашивает систему, есть ли у тебя 100 евро, и если есть то заправляет.


fiber
отправлено 21.11.12 18:32 # 89


Кому: adam, #81

> Если кто планирует в Суоми с детьми - обязательно заехать в Eureca, море впечатлений малым гарантировано.
>
> Да. Правильнее искать Heureka. Сайт вот: http://www.heureka.fi/portal/englanti/russian/
>

Для еще маленьких детей ( желательно - дошкольников)рекомендую муммитрольный остров под Турку http://www.muumimaailma.fi/. Работает правда только летом.
И тамже, буквально соседний - для детей постарше - остров Вяски.


Plohish
отправлено 21.11.12 21:34 # 90


Кому: CompCon, #52

> Назвать судно экологического патруля именем ведьмы - в этом есть некий изысканнй шарм.

Cutty Sark - обратно ведьма!

А чисто по жизни - уж лучше ведьма, нежели стерва. И не спорь с эфтой правдой жизни!!!


Дикие танцы
отправлено 21.11.12 21:47 # 91


Кому: UNV, #27

Да уж. Кто народ обедает, то его и того.


Дикие танцы
отправлено 22.11.12 03:28 # 92


Кому: fiber, #89

> Для еще маленьких детей

Вы эта. Прежде чем ехать - погуглите, не начали ли там не только у надолго приехавших, но и у туристов детей изымать. Ну их в баню.


fiber
отправлено 22.11.12 11:40 # 93


Кому: Дикие танцы, #92

> Вы эта. Прежде чем ехать - погуглите, не начали ли там не только у надолго приехавших, но и у туристов детей изымать. Ну их в баню.

Никаких проблем со своими дитем не испытываю вообще, и в Финке в частности.Финны походу тоже не испытывают. Испытываю в основном проблемы с финскими детьми - настолько иногда дикими для меня, что хочется сделать им чего-то нехорошее - типа пендаля.

А на счет бани - эт на любителя. Я вот не люблю особо, хотя бани у них хорошие. :)


fiber
отправлено 22.11.12 11:42 # 94


Кому: adam, #88

> Ну и зря. Ты только себе проблемы создаешь и ничего не выиграешь в плане безопасности.

Ну как сказать. Я исхожу из того, что чем меньше я его ввожу,тем меньше вероятность что у меня его узнают - подсмотрят, либо как-то технически спиздят. Украденный пинкод - верная жопа. Введя пинкод ты однозначно авторизуешь операцию, претензии к банку в этом случае предъявить уже не получится. Относительно Финляндии никаких особых волнений на эту тему не испытываю - просто единый подход к вопросу, не более того.

И воообще - "даже если у вас паранойя, это не значит что за вами никто не гонится" (С)автора не знаю. :)


adam
отправлено 22.11.12 12:52 # 95


Кому: fiber, #93

> в Финке

Завязывай с такими выражениями. Ты же "в Рашке" не говоришь надеюсь?


fiber
отправлено 22.11.12 15:50 # 96


Кому: adam, #95

> Завязывай с такими выражениями. Ты же "в Рашке" не говоришь надеюсь?

Не говорю, угадал. Ответно надеюсь что ты в курсе какие рекомендации здесь обычно следуют за подобные советы. Я сам разберусь, ага?


Башлам
отправлено 22.11.12 23:39 # 97


Я правильно понял -- у них Big Dog стоит 160 рублей?
Однако.


Trento
отправлено 23.11.12 18:05 # 98


отличная статься, как всегда на высоте! спасибо!


DimonRonD
отправлено 25.11.12 00:19 # 99


Паром выглядит как огромный город, благоговение вызывает. Рядом с ним стоишь, и хочется картузик снять и робко мять в руках. Так бы и сделал, да был с непокрытой головой.



cтраницы: 1 всего: 99



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк