Балабанов – порождение советского народа, а не выморочной интеллигентской псевдокультурной фигни. То, что он из хорошо образованной семьи, ни о чем не говорит. Люди – это не собаки на выставке, которых оценивают по родословной. Те, кто судит о тебе по семье — социальные расисты. И Балабанов наглядно опровергал их воззрения.
Он жил среди своего народа. Работал там, работал здесь. Общался со всеми. При этом есть такой с одной стороны печальный момент, с другой необходимый. Как бы это помягче сказать – любил выпить. А ничто так не способствует проникновению друг другу в душу советских людей, как совместное употребление спиртных напитков. Это пересекается с задачей режиссера следить за окружающими, замечать, как они себя ведут и почему, что говорят и как, а после переносить увиденное на экран. В результате герои фильмов получались живыми. Никто ж не говорит про его фильмы: «Смотрите, как прекрасно сыграл этот актер». Сергей Бодров не сыграл Данилу Багрова, а просто был самим собой, как Арнольд Шварценеггер в боевиках. В этом и был залог успеха, в понимании задач и адекватных способах решения.
С Алексеем Балабановым по жизни пересекался. В друзья себя записать его не могу, был просто знакомым. Но об этом мне не хотелось бы говорить. Моя точка зрения такая (не применительно к нему, а вообще) – когда рассматриваешь произведение, творца лучше не знать. Как говорила гражданка Ахматова, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Это касается абсолютно всех.
Обычный зритель воспринимает произведения отдельно от их создателя. Творец все, что хочет сказать, говорит в произведении, а не в личном общении. В задачи автора не входят объяснения зрителю, что он должен увидеть и что понять. Если требуются комментарии, значит, произведение сделано плохо.
Как подобает советскому человеку, Алексей Балабанов хорошо понимал свой народ. Именно поэтому его фильмы так популярны у массового зрителя. Обратите внимание: наша так называемая интеллигенция его своим не признавала. Как не был для них своим Владимир Высоцкий, который сочинял песни про войну, работяг, уголовников и пьяниц. На фестивали и «Оскары» тащили идеологическую блевотину вроде фильмов «Поп» или «Край», а настоящий талант был никому не нужен. Ведь с этими он не дружит, с теми не бухает, на тусовки не ходит, и в результате выпадает из обоймы – зачем нашей элите фильмы про народ?
Балабанов – порождение советского народа, а не выморочной интеллигентской псевдокультурной фигни. То, что он из "хорошо образованной семьи", ни о чем не говорит. Люди – это не собаки на выставке, которых оценивают по родословной. Те, кто судит о тебе по семье - социальные расисты. И Балабанов наглядно опровергал их воззрения.
Он жил среди своего народа. Работал там, работал здесь. Общался со всеми. При этом есть такой с одной стороны печальный момент, с другой необходимый. Как бы это помягче сказать – любил выпить. А ничто так не способствует проникновению друг другу в душу советских людей, как совместное употребление спиртных напитков. Это пересекается с задачей режиссера следить за окружающими, замечать, как они себя ведут и почему, что говорят и как, а после переносить увиденное на экран. В результате герои фильмов получались живыми. Никто ж не говорит про его фильмы: «Смотрите, как прекрасно сыграл этот актер». Сергей Бодров не сыграл Данилу Багрова, а просто был самим собой, как Арнольд Шварценеггер в боевиках. В этом и был залог успеха, в понимании задач и адекватных способах решения.
Редкий случай - Алексей Балабанов в своих фильмах ставил такие проблемы, что это оказывалось близко всем. Подавляющее большинство нынешних творцов обладают интеллектом восьмиклассника. Наркотики, клубы, беспорядочные половые связи, барахло, отдых и жратва – вот все, что их интересует. А героев фильмов Балабанова, даже бандита Багрова, мучают совсем другие вопросы. И решают они их по-другому. Балабанов мог заставить людей думать. За всю перестройку у нас никто ничего подобного не снял. Да и аналогов Балабанова в мировом кино нет – он специфический русский режиссер, ни на кого не похожий. Я ничего подобного не встречал.
Как уже говорил, творческая интеллигенция его не любила и старалась не замечать. Единственный момент помню, когда на него обратили внимание. Он снял свой «Груз 200», и началась настоящая вакханалия. Сторонники Ельцина, которые еще минуту назад его ненавидели из-за того, что фильм «Брат» очень хорошо показал перестройку, вдруг стали поклонниками. Они вопили: «Ах ты боже мой, какая обжигающая правда! Вот это настоящий фильм! Последний гвоздь в крышку гроба СССР». Вони было – до неба. Хотя кино в общем-то не об этом. Фильм про Россию, а не про СССР. Про людей, а не про коммунистов. Это же не документальный фильм, это художественное произведение. Но это был единственный всплеск внимания наших кинокритиков и формирователей общественного мнения, обусловленный исключительно идеологическими соображениями. А так – все мимо.
Что касается меня, то, неловко сказать, когда смотрел «Груз 200», два раза смеялся в голос. Кино специфическое и очень хорошее. Внешняя сторона фильма так отталкивает зрителей, что дальше и смотреть не хочется. Тем не менее, снято мастерски. Балабанов говорил, что этот фильм – про любовь. В чем-то с ним соглашусь.
Мне из его фильмов больше всего нравится «Война» - картина очень правдивая, как и все остальные. Это страшный фильм, и чем больше времени проходит с момента его создания, тем он страшнее.
«Жмурки» получились значительно ниже, чем он умел делать. Конечно, там есть идеальные моменты, вроде роли Михалкова. На мой взгляд, это просто гениально. Никита Сергеевич – монстр. Сумел же Балабанов разглядеть в нем такое, а Никита - плюнуть на свой пафос и величие, и сыграть так, как он может.
В его работах есть один очень важный момент - бюджеты на съемки у Балабанова были микроскопические, даже по нашим меркам. Все сделано крайне скупо и не затратно. Это наложило свой отпечаток – там нет гениальных пролетов камеры, восьми планов на съемках одной беседы. Получалась чуть ли не театральная постановка – три героя и одна неподвижная камера. Но при этом он писал искрометные диалоги. Поэтому смотришь, не отрываясь, и на всю жизнь запоминаешь.
На похороны я не ходил. То, что он не захотел гражданской панихиды – вполне в его духе. Все, что Балабанов публике хотел сказать – он сказал в своих фильмах. Приходить смотреть на труп никакого смысла не имеет. Смотрите лучше кино.
> Мне из его фильмов больше всего нравится «Война» - картина очень правдивая, как и все остальные. Это страшное кино, и чем больше времени проходит с момента его создания, тем он страшнее.
> Редкий случай - Алексей Балабанов в своих фильмах ставил такие проблемы, что это оказывалось близко всем. Подавляющее большинство нынешних творцов обладают интеллектом восьмиклассника. Наркотики, клубы, беспорядочные половые связи, барахло, отдых и жратва – вот все, что их интересует. А героев фильмов Балабанова, даже бандита Багрова, мучают совсем другие вопросы. И решают они их по-другому. Балабанов мог заставить людей думать. За всю перестройку у нас никто ничего подобного не снял. Да и аналогов Балабанова в мировом кино нет – он специфический русский режиссер, ни на кого не похожий. Я ничего подобного не встречал.
Так точно. Однозначно лучший режиссер постсоветской России.
> «Жмурки» получились значительно ниже, чем он умел делать. Конечно, там есть идеальные моменты, вроде роли Михалкова. На мой взгляд, это просто гениально. Никита Сергеевич – монстр. Сумел же Балабанов разглядеть в нем такое, а Никита - плюнуть на свой пафос и величие, и сыграть так, как он может.
Эпизоды с Михалычем вырезал в отдельный файл (есть у меня такая веселящая спецпапка в компе, с нарезками из разных фильмов). При грустном настроении включаю - уже через пять секунд забываешь о всех невзгодах и просто ржешь, хлопая себя по коленям!
"Ну усё, Церетели... карачун тебе пришел" (с)
Ну и "Брат-2" - засмотрен до дыр на флешке. Вот, кстати, Сухоруков именно в этой части фильмы прямо, как написал Главный:
> В результате герои фильмов получались живыми.
Старшой брат-бандит - это нечто фееричное! Ведь фактически всю роль обаятельнейшего и гнуснейшего подонка Татарина на цитаты растаскали, от "вы нам еще за Севастополь ответите" и "одно слово - румын" до "ты "Мойдодыра" читал?" и "да ладно, я сам милиционер".
Видел работы Сухорукова и раньше, но так ярко впечатлил именно в работе Балабанова.
А у меня вот такая история была. Ну, как я Балабанова узнал. Приезжал к нам автостопом(!) американец. Немецких корней, техасец вроде или рядом. Своё ранчо, всё как полагается, но он младший сын, его в колледж и тд. И он на "трэвэлерс чеки" мотанул сначала в Польшу, потом в Россию.
На сайтах находил принимающих "на вписку" и ездил по стране стопом. Начал с нас, а это крайний север. Но речь не о том, это просто для понимания ситуации.
И вот как раз только вышел Брат-2. И сели с ним и еще 4-мя нашими смотреть. На буржуйском только я сколько-нибудь, потому переводил, ну, скорее пересказывал.
Он был в восторге и отдельно попросил переписать ему в записную книжку фамилию режиссера латиницей и кириллицей. Так я понял, что народное, оно не только нам близко. Ну и запомнил Балабанова.
Потом Гейлэна расспрашивал о фильме, тот сказал "очень точно показано, но у нас бы засудили".
"— Буржуев ненавидите? Это ненависть классовая или органическая?
— Органическая. Я вообще капитализм не люблю. Не люблю людей, которые живут только ради денег.
...
— Всегда ли надо любить родину, даже если она не нравится?
— Мне моя родина нравится. Я родился в Свердловске. У меня там друзья, я там школу закончил. Не могу сказать, что это отличный город. Там все сломали, разрушили. Ельцин постарался. Но я все равно люблю это место.
...
— А какую родину удобнее любить — образца «Груза 200» или теперешнюю?
— А родина — она и есть родина. У меня отношение к ней с течением времени не меняется."
> Мне из его фильмов больше всего нравится «Война» - картина очень правдивая
"Перед тем как снимать «Войну», я часто беседовал с ребятами, которые в ямах сидели у чеченцев. Меня больше всего поразила одна история. Похитили сына одного московского финансиста. Посадили его в фуру со стекловатой и биотуалетом. Почему со стекловатой? Ее трудно выгрузить полностью, и она звуконепроницаема. Мальчик долго сидел в плену, пока его папа не заплатил всю сумму. И вот эти люди, которые живут за счет взрывов и разбоя, вот они для меня — черножопые гниды. И точка."
Посмотрим, будут ли хотя бы через 10 лет пересматривать его фильмы. В художественном смысле фильмы полное говно. А эти малобюджетные фильмы, кто финансировал, показывал и пеарил так широко,ась? Данила Богров - это фундаменталистская пародия на советского человека. Багров - просто двойник Царнаева: русские откровенные бандюки, которые могут добраться до Америки. За груз 200 ему отдельный кол в могилу вместо креста. "Водку он пил" - щас пойду расплачусь.
> Обратите внимание: наша так называемая интеллигенция его своим не признавала.
В документальном фильме с ведущим Кириллом Набутовым прозвучала фраза: Балабанов, как и Герман, боролся за каждый свой кадр. Это, мол, признак высоты полета. Это их и роднит.
Представил себе, что режиссеры, снимавшие А. Серову, тоже, наверное, боролись за каждый свой кадр. Дадут дуба - встанут в один ряд.
> Посмотрим, будут ли хотя бы через 10 лет пересматривать его фильмы.
Например: Брат 1997 года;Брат-2 2000 года; Война 2002 года.
Сам посчитаешь сколько лет прошло или подсказать?
> Данила Багров - это фундаменталистская пародия на советского человека.
Данила- герой своего времени. По ряду аспектов- былинный богатырь, который творит добро налево-направо безо всякой жалости.
Ну и хотелось бы услышать, какие фильмы не являются говном в художественном смысле? Вышеупомянутые "Край" и "Поп"? Или мелодрамы с Александрой Серовой в главной роли?
> Посмотрим, будут ли хотя бы через 10 лет пересматривать его фильмы.
Уже новое поколение на них вырастает. Ты о чем?
А еще через 10 лет да, будут пересматривать исключительно "Цитадель" и "Штрафбат". Хотя оттуда еще ни разу в народе ни одной хотя бы цитаты не слышал. Из балабановских фильмов - десятки, если не сотни каждый день звучат.
После шедеврального (именно шедеврального, ибо фильм пробирает до костей, как в говно макнули) "Груза 200" отходил 3 дня. Потом был так себе "Кочегар" и откровенно слабый "Я тоже хочу". Видно было, что режиссер сильно пьет. Жалко, что гений утопил талант в стакане.
> — И чё такого? Я тоже – верующий.
> — И какой у вас в Эфиопии бог? Вуду? (с)
Вот это еще смешнее:
- Ты не слишком его?
- В самый раз.
- А чё он не очухается никак?
- Негр.
- Как бы международного конфликта не вышло.
- Он сказал, что он русский.
- Соврал...
> После шедеврального (именно шедеврального, ибо фильм пробирает до костей, как в говно макнули) "Груза 200" отходил 3 дня
Пересмотреть (что всегда происходило с фильмами Октябриновича) в этом случае не смог. Не хочу сравнивать (слишком разные картины, но как пример эмоционального воздействия), но ровно так же было с "Иди и смотри".
Но такие фильмы - они сразу в память врезаются. И в голове часто ты их все равно пересматриваешь. Дословно. Докадрово.
А я жду не дождусь, когда уже пацанам можно будет начать показывать Брата. А пока смотрим фильмы типа "Они сражались за Родину!". Интересно смотреть на реакцию пятилетнего пацана - хорошая реакция, долго описывать, но такое ощущение, что всё понимает и гораздо лучше некоторых взрослых.
> Мне из его фильмов больше всего нравится «Война» - картина очень правдивая, как и все остальные. Это страшное кино, и чем больше времени проходит с момента его создания, тем он страшнее.
>
> Подпишусь.
>
> Пересматривал раз 10.
Мало там правдивого, пристрелили бы чечены этих героев и точка. Война на то и война, что там по одиночке или парами даже диверсанты не воюют.
Хороший дядька, был. Культовый режиссер современности, наш, русский. Стал понимать это, только когда его не стало. Снимал независимо и метко. Много хорошего после себя оставил. Его б на место Михалкова в свое время. Вечная и светлая ему память.
В марте был на Украине, ехал из Киева в Сумскую область на маршрутке. Включили второго Брата. Пассажиры местами ржали в голос. Сам пересматривал этот фильм уже раз -дцатый, а вот фраза "Мальчик, ты не понял, мы домой летим. Водочки нам принеси" только в этот раз пропечаталась.
> Мало там правдивого, пристрелили бы чечены этих героев и точка.
Да-да, политкорректностью тут и не пахнет. Фильм не про пресловутую "правдуЪ".
> Война на то и война, что там по одиночке или парами даже диверсанты не воюют.
Да что ты? А диверсант, в одиночку закладывающий мину под рельсы - уже не воин?
Пересекался с ним на съемках "Груз 200". Ни разу не замечал его тогда за приемом спиртных напитков (бывало проводили рядом не одни сутки), да и вообще - не произвел он на меня впечатления сильно пьющего человека. А тут эвона как.
Д.Ю., хорошо, хлестко написали, по существу. Спасибо.
А по поводу фильмов "Брат" и "Брат 2", могу сказать уверенно, что подростки смотрят эти фильмы и считают их правильными, классными и т.п., фактически растут на них. Героев нет в кино последних времен, а Данила понятен, доходчив, и, не побоюсь этого слова, эффективен.
"Вот он лежит - встать не может. А мне все равно как-то спокойнее. Командир."
Ради одних этих слов стоило снимать всю историю. Это ведь 2002 год - все кругом уверены, что побеждаем только закидыванием мяса и вопреки тупому руководству.
Опять же русский паренек, охотник из Сибири, и хитростью побеждает и силой. Такого не встретить было ни в книгах ни в кино.
"Don't think at war, think before war!"
"Война из пацана мужика делает, а мужиком быть правильно, на нем все держится".
> Пересмотреть (что всегда происходило с фильмами Октябриновича) в этом случае не смог.
Вот я пересмотрел "Груз" на перемотке. Когда домотал до мертвого десантника и зека, а сзади висел портрет Гагарина - плюнул и выключил. После этого предложения с осиновым колом не столь безосновательны.
Октябриныч был настоящим честным русским творческим человеком. Он любил и понимал Родину. Спасибо ему за его произведения. Беда в том, что подобных режиссёров пока что-то не видно на горизонте.
В далекой древности к нам в общагу заглянул переконтоваться хлопец из "западенцев" - едущий домой дембель. И под "стакан чаю" буквально слово в слово пересказал весь фильм "Брат", даже песни из него что смог напел. Мы с друганом с таким увлечением слушали этот изумительный пересказ, что даже забывали закусывать огурцом. И случилось странное, фильм стал для меня классикой еще до того, как я его посмотрел.
Вот в чем сила, брат.
Про груз 200, это единственное кино, которое я, человек 36 лет, майор запаса с кучей наград боюсь смотреть.... просто боюсь
Все "Великие мастера ужасов" не смогли внушить в меня той жути что внушила сцена с мертвым десантником...
Великий был человек раз смог снять то, что пробило напрямую в душу, земля пухом.
> я, человек 36 лет, майор запаса с кучей наград боюсь смотреть.... просто боюсь
Кучей наград не козырну. Так, пара-тройка имеется. Но бояться эхтих не научился. Не воевал, да, Но бил их, гадов, и бить буду.
ЗЫ. Подполковник милиции.
Меня груз 200 затронул так, что отголоски этого фильма жили в голове еще 2 дня. По ощущениям сравнился со Списком Шиндлера и Реквиемом по мечте. Когда фильм обсуждали в 'закрытом показе' Гордона в присутствие режиссера, на вопрос режиссера ' белорусского вокзала'-Алексей,фильм снят талантливее некуда, я когда посмотрел, у меня в голиве это 3 дня жило, что вас сподвигло снять такой фильм', Алексей ответил фразой из которой следовало, что фильм снят на уровне интуиции, жесткая притча что-ли. Последние фильмы не для детей и подростков (Груз 200, Морфий, Кочегар) и классикой российского (советского) кинематографа и обязательными к просмотру не являются .
> Багров - просто двойник Царнаева:
Царнаев замочил негров-сутенеров и торговцев Снафф-видео?(последних вообще надо жарить намедленном огне, вместе с клиентами) Странные у вас аналогии. Цанаев -не Багров, Царнаев - бедненький беженец от злобных русских. Ну, пока жало не выросло.
Балабанов талантливый режиссёр и за такие фильмы как:"Брат", "Брат-2", "Война", "Жмурки", "Кочегар" отдельная благодарность.
Но так же не могу не отметить "Груз 200", нет мне не страшно его было смотреть, просто чувство мерзости возникло. Мастер, он во всех фильмах мастер и жаль, что он прикладывал руку к такого рода продукту.
> Как известно, в прошлую субботу скончался режиссер Алексей Балабанов («Брат», «Груз 200»), подобно Алексею Герману-старшему, оставив после себя незавершенный проект – картину под рабочим названием «Мой брат умер».
> И, как и в ситуации с Германом, работу отца жаждет довести до конца сын. Вот только «Трудно быть богом» Германа был уже практически готов, оставалось навести последний лоск, у «Мой брат умер» же есть только черновой вариант сценария. Кроме того, Герман-младший – состоявшийся режиссер, а Балабанов-младший – 23-летний экономист. Причем сам сценарий Федор Балабанов (сын) пока не видел, но в курсе, что играть там должны Рената Литвинова и Ингеборга Дапкунайте.
> > > Да что ты? А диверсант, в одиночку закладывающий мину под рельсы - уже не воин?
>
> Не смей даже думать о таком! Минимум - подразделение прикрытия необходимо. С Соса-солой. Иначе - никак.
Вы хоть раз эту мину таскали?, нет, а я таскал, а до кучи оружие, боекомплект, аптека, еду, средства связи, батареи к средствам связи, гранаты, сигнальные средства, шансовый инструмент и тд. и если вы такие умные, что собираетесь в одиночку тащить все это на себе то без боевого ишака как минимум вам не обойтись. И да еще, после совершения диверсии нужно еще себе обеспечить отход, тут ишака бросить придется и бежать, бежать, бежать, а то противник не оценит такого героизма и подымет по возможности весь резерв дабы изловить героя.
Еще раз повторю, с точки зрения правдоподобности фильм полное фуфло (это про "Война"), с художественной точки зрения один разок посмотреть можно.
Нет, не таскал. А еще изучал русский язык. И прекрасно понимаю слово "сарказм", хоть и не русское. ЗЫ,Как же много народу перестало понимать сарказм....
> Для сравнения — чтобы рассказать зрителю о любви отца и дочери Никите Михалкову потребовались огромный бюджет, многоуровневая история и исторический абсурдизм. Чтобы показать крыс в одёжках нацистов, режиссёру Андрону Кончаловскому понадобился ещё больший бюджет и 3D в придачу. То, чем занимается модный режиссёр Звягинцев, и говорить неприлично.
"Война" просто потрясла откровенностью и погружением в тот конфликт. Как будто Балабанов сам был в плену и воевал. Наверное лучший фильм о той войне. Я, по крайней мере, лучше не видел.
Ну а дилогия Брат - это классика. Если хочешь вспомнить лихие 90-е - самое то
А вообще, можно смело соединить 3 фильма в повесть о Багрове - сначала война, потом лихая гражданка той эпохи. И с хеппиэндом!!