У всех, кто открывает эту книгу, просто захватывает дух. Оторваться невозможно, и другой реакции встречать не приходилось. Прежде всего, это уникальный исторический документ. Автор подробно рассказывает, как грузинские власти и спецслужбы, причем задолго до прихода к власти одиозного Михаила Саакашвили, сотрудничали с ичкерийскими боевиками и исламскими террористами всех мастей в организации и проведении спецопераций против России и Абхазии. Среди них – взрывы домов в Москве членами «карачаевского джамаата» в 1999 году, рейд Гелаева в Кодорское ущелье (2001), «Норд-Ост» (2002) и создание «Имарата Кавказ» (2007). Каждая тема раскрывается в отдельной главе.
Ценность книги, прежде всего, в огромном количестве информации, дающейся из первых рук. Автор называет адреса, пароли, явки, должности, звания, бесконечные факты, факты, факты – все, что так радует сердце любого историка и политолога-прагматика. Еще бы ему их не знать: Ислам Сайдаев — не просто наблюдатель, но в недавнем прошлом активный участник описываемых событий. Он — актор, а не объект новейшей истории российско-грузинских отношений. Неудивительно, что у Ислама получилась очень энергичная книга.
В этой скромной работе я хочу поведать читателю, о том, как складывалась моя судьба в период с 1999 по 2011 годы, когда Чеченская Республика была объята пламенем войны, разожженной международным терроризмом, поддерживаемой некоторыми западными странами вкупе с «пятой колонной», осевшей на разных уровнях Российской политической элиты. В то время, когда враги России уничтожали нашу страну, ввергнув ее народы в братоубийственную войну, судьба (Бог) забросила меня в соседнюю Грузию, где я стал невольным свидетелем того, как с ее территории велась работа по уничтожению Российского государства.
В ноябре 1999 года самопровозглашенная Чеченская Республика Ичкерия (сокращенно – ЧРИ) стояла на пороге новой войны с Россией. По сути, это была гражданская война, развязанная идеологами развала Советского Союза, начавшаяся в 1994 году и продолжавшаяся вплоть до отмены контртеррористической операции в 2009 году.
Назревал новый виток военной кампании. За годы правления Дудаева, Яндарбиева и Масхадова, взращенный на идеях свободы и независимости, я, как и большинство сынов чеченского народа, готовился к мобилизации на борьбу с «агрессором», каковым мы считали Российскую Федерацию.
Я стоял перед выбором: «продать корову», как завещал нам Джохар Дудаев, и купить АК-47, тем самым сменив свое перо на более грозное оружие, или же продолжить свою прежнюю деятельность, но уже за пределами Чечни. Надо сказать, что второе мне было больше по нраву, так как к началу 1999 года я уже понимал всю утопичность поставленной перед нами цели и неспособность наших руководителей даже на пядь приблизиться к этой цели. Но уйти, бросив все и всех: своих родных, друзей и свою родину, я не мог. Не покладая рук, днями и ночами, я со своими товарищами предпринимал титанические усилия, чтобы не допустить развития событий, которые произошли в августе 1999 года, после вторжения отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан. Но все было тщетно. На дворе был октябрь 1999 года, я должен был сделать свой выбор. Однако вышло так, что решение пришло само собой, а точнее говоря – за меня все решили наверху.
Экс-президент Чеченской Республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев, с которым мы давно были знакомы, прислал «хабар» (весть), что эта война будет более затяжная, чем предыдущая, а это означало, что следует найти поддержку у соседей и срочно наладить каналы информационной поддержки «чеченского сопротивления», рассчитанные на мировую аудиторию. Сделать это возможно было, только организовав базы в соседних регионах, неподконтрольных России. В общем, следовало немедленно выезжать в Азербайджан или в Грузию.
Согласовав наши дальнейшие действия, и дополнительно заручившись поддержкой Ахмеда Закаева, в те годы бывшего министром по информации и печати ЧРИ, я с группой своих единомышленников стал собираться в дорогу.
Пока мы собирали оборудование и готовились отъезду, в качестве своего представителя мы отправили в Грузию нашего товарища Сурхо Идиева, сына бывшего Министра юстиции ЧРИ Эльзы Шериповой. Получив официальное распоряжение от Ахмеда Закаева об организации в Грузии информационного центра ЧРИ, Идиев в ноябре 1999 года отправился в Грузию, и спустя буквально несколько дней вернулся обратно. По приезду Сурхо доложил, что лично встретился с нашим представителем в Грузии Хизри Алдамовым и договорился с ним о создании информационного бюро при представительстве ЧРИ в Грузии.
Мы считали это большой удачей и были уверены, что едем в братскую республику, где нас примут и поддержат. Сомнений не было, ибо прах первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия покоился в городе Грозном, символизируя братские связи двух народов.
В течение нескольких дней мы свозили свое офисное оборудование: компьютеры, видеомагнитофоны для монтажа фильмов, камеры и т. д. к российско-грузинской границе в Аргунском ущелье, чтобы впоследствии со всем этим скарбом переместиться в столицу Грузии город Тбилиси.
И вот здесь, на границе, нас и ждало первое разочарование.
> У меня специфичное ощущение от книги - с одной стороны, автор как диктофон - сухо, внятно и безоценочно излагает череду событий, в которых принимал активное участие. Он был посредником между МГБ Грузии и боевиками, укрывавшимися в Панкисском ущелье. В том числе и с его помощью отряды Гелаева, Хаттаба, Абу Хавса, Мажидова и прочих получали от грузинской стороны оружие, деньги, боеприпасы, медикаменты и связь. С его помощью их протаскивали через наши блок-посты. Потом его прижали. Прижали его те самые грузины, с которыми он работал. И он сбежал в Россию, против которой он работал много лет. В книге чувствуется обида на МГБ Грузии: "Как же так, Вы меня обманули, ведь так нельзя!!!"
> Потом его прижали. Прижали его те самые грузины, с которыми он работал. И он сбежал в Россию, против которой он работал много лет. В книге чувствуется обида на МГБ Грузии: "Как же так, Вы меня обманули, ведь так нельзя!!!"
Возможно, эта книга написана не по собственной инициативе.
Читал у одного бывшего разведчика, не буду здесь упоминать этого предателя, как он завербовал какого-то офицера иностранного флота, имеющего доступ к нужной информации. Так на вопрос "а что мне надо делать?" офицеру был дан простой ответ: особо ничего делать не надо, просто напишите книгу о вашей работе, о кораблях, разработках и т.д.
Но это всего лишь моё предположение.
> Читал у одного бывшего разведчика, не буду здесь упоминать этого предателя, как он завербовал какого-то офицера иностранного флота, имеющего доступ к нужной информации. Так на вопрос "а что мне надо делать?" офицеру был дан простой ответ: особо ничего делать не надо, просто напишите книгу о вашей работе, о кораблях, разработках и т.д.
Ну в любой книге можно найти какие-то интересные и полезные вещи. Особенно, если автор книги имеет специальные навыки и знания. Пользу для себя можно и нужно извлекать из всего, такое моё мнение.
В данном конкретном случае, по поводу мотивов написания книги у меня никакой уверенности нет и быть не может, о чем я дал понять сразу.
> Ну Резун расскажет, да.
>
> Ну в любой книге можно найти какие-то интересные и полезные вещи. Особенно, если автор книги имеет специальные навыки и знания. Пользу для себя можно и нужно извлекать из всего, такое моё мнение.
В таком случае согласись, что нельзя утверждать с абсолютной уверенностью, какие методы ведения разведывательной деятельности выдуманы автором, а какие существуют в реальности? Т.е. всё там наврано или только часть.
> нельзя утверждать с абсолютной уверенностью, какие методы ведения разведывательной деятельности выдуманы автором, а какие существуют в реальности?
Да вообще что можно знать наверняка? Все сомнительно, ни в чем нельзя быть уверенным до конца!
Примерно так в частных беседах различные либералы начинают опровергать все что ни попадя, начиная с "Германия напала на СССР" и заканчивая "Ходорковский осужден за дело".
Цитата из книги:
"Где-то в мае 2004 года я решил отправить жену и дочь в Грозный, так как содержать семью уже не было никакой возможности. Я находился в блокаде, как со стороны чеченцев, которым было плевать на мою судьбу, так и со стороны грузин, которым я был нужен лишь в качестве «тарана» против России."
То есть здесь явный переход на сторону России. Ведь как же можно перевозить семью на сторону противника!? Грузины были правы в том, что он был с этого момента завербован.
> Я находился в блокаде, как со стороны чеченцев, которым было плевать на мою судьбу, так и со стороны грузин, которым я был нужен лишь в качестве «тарана» против России."
Рецензия предвзятая.
Книга полезная во многих отношениях. Особенно чеченцам.
Хотя, хорошо бы почитать ее парням с Дагестана, Башкирии и Татарстана.
Из тех, кто за "........-стан для .......".
Да и русским тоже.
Впечатления довольно смешанные. Автором пользовались вообще все, решая свои проблемы. Впрочем, личные проблемы автор тож не дурак порешать, чего стоит только вскользь упомянутая история вывода семьи в Турцию. Все чтение книги не отпускало ощущение чтений мемуаров приспособленца. Он вроде с боевиками, с грузинами, но в итоге с Россией, ах да - ныне работает в Чечне начальником-of-чего-то-там, деньги, как водится, дает Аллах.
В целом же мысль - наши свободные либеральные журналисты, они тоже вот такие?
> Нет. Очень даже можно. Нет, наверное, и пункта книги где Резун не соврал бы. Ну кроме того факта, что ГРУ и ВДА действительно существуют.
Довольно точно описал методы работы резидентуры ГРУ.
Это по словам человека, учившегося в ВДА ГШ на два курса позже, также работавшего нелегалом (в другой резидентуре), и впоследствии преподававшего в ВДА ГШ, и волею судьбы приходящегося мне родственником.
Вытянуто с большим трудом в застольных разговорах.