Защитное вождение
Как у нас готовят водителей? Человек заканчивает автошколу, получает водительское удостоверение, покупает автомобиль и начинает получать свой первый опыт. Собственно, здесь и начинается его обучение - когда он выезжает на дорогу общественного пользования.
При этом он оказывается предоставлен самому себе, ограниченный лишь сводом Правил Дорожного Движения и таблицей штрафов за их нарушения. При этом надо отметить, что даже беспрекословное соблюдение ПДД отнюдь не гарантирует безопасность. Потому что она лежит также и в сфере организации дорожного движения, культуры вождения и даже содержания дорожного полотна, которые в нашей стране разительно отличается от западных. И это существенно усложняет задачу любого водителя.
В автошколе учат базовым правилам и техникам управления автомобиля - не пересекать двойную сплошную, нажимать на педали и крутить руль. При этом минимальная необходимая для сдачи экзамена в ГИБДД программа оставляет за кадром тонкости взаимодействия с другими участниками дорожного движения. И именно это приходится постигать на собственных шишках и на протяжении продолжительного времени. Радует это исключительно работников автосервисов.
Именно от этого и нужно избавить водителей через популяризацию курса защитного вождения. Многие путают защитное вождение с контраварийным, навыки которого помогают с наименьшими потерями выйти из сложных дорожных ситуаций.
Защитное же вождение призвано научить своевременно увидеть и распознать опасность, для того, чтобы её предотвратить.
Таким образом, защитное вождение, как наука о тактике вождения, в сочетании с контраварийной подготовкой - техникой вождения - даст по-настоящему значимый результат.
Cодержание курса
“Защитное пространство” - определение и приёмы его создания
Активная и пассивная безопасность. Правильное использование систем активной безопасности автомобиля.
Тактика вождения автомобиля в городе
Тактика вождения за городом
Тактика вождения на магистралях
Правила ежедневного техосмотра автомобиля
Правила взаимодействия с пешеходами
Правила взаимодействия с мотоциклистами
Приёмы, позволяющие не отвлекаться от процесса вождения
Направление взгляда при управлении автомобилем
Влияние правильной посадки и руления на безопасность
Мониторгинг ошибок или преднамеренных действий других участников дорожного движения
Методики, позволяющие избежать небрежности при вождении
Правильная реакция на некорректное поведение других участников движения
Совершенствование собственного мастерства вождения
Особенности выбора автомобиля под себя - привод, размер, резина и прочее
Каждый из вышеуказанных пунктов будет детально разобран, снабжён примерами и рекомендациями, а также, где это возможно, комментариями специалистов.
В настоящий момент завершена почти половина методологической работы. Объём материала уже сейчас существенно превышает тот, что предлагается в автошколе FULLDRIVE. Сформировано содержание курса. Начата разработка онлайн-ресурса. Приступили к видеосъёмкам обучающего материала.
Проложительность онлайн курса составляет около 8 часов. Планируется проводить 5 занятий в формате вебинара по полтора часа + "разбор полётов" по пройденной теме в течении 1 часа каждый раз. В курсе используются подготовленный материалы - натурные съёмки, анимация, материалы с видеорегистраторов.
Продолжается подготовка персонала, задействованного в проекте. Прорабатывается возможность создания автоматизированного интерактивного тренингового курса. Проводится тестирование методики посредством обучения инструкторов дружественных автошкол.
В середине марта планируется запуск вебинаров по вводному курсу.
Как и говорилось ранее, планируемая стоимость полного курса обучения - 5000 рублей. Все поддержавшие проект, как можно заметить, имеют возможность получить существенные скидки и бонусы! Начало запуска проекта зависит в том числе и от интенсивности финансирования! Ведь организация правильного обучающего курса стоит существенных денег. Тем более, когда делаешь доброе дело для целой страны!
И если ты считаешь, что лучше потратить деньги на собственное обучение, чем в очередной раз отдать их кузовщику - помогай проекту!
> которым инстинкт собственного сохранения ничего не подсказывает
Полностью согласен!
Порой волосы дыбом встают от действий других.
Так и хочется спросить: "У тебя 10 жизней? Ты нажал волшебную кнопку "Сохранить игру"??
Согласно новым требованиям для месторождений РосНефть, мы для всех своих водителей проводили такие курсы, приезжали два грамотных инструктора, толково и доходчиво объясняли. Потом выдают карточку, без которой доступ в "поля" закрыт. Многое узнал, кстати. Например тормозной и остановочный путь...
Это он и есть - Defensive Driving Training Course. Сейчас в нефтянке повсеместно вводят, после того, как менеджеров по ОТ и ПЭБ завезли. Я думаю, со временем введут, как стандарт для перевозки опасных грузов.
> Про обгоне тоже самое - не пускают, прижмись и нажми на тормоз. Банальщина...
А еще угадай, что сделает длинномер справа - сбросит скорость или наоборот увеличит. Есть мнение, что узнаешь слишком поздно. В советское время объясняли проще (на всех автобазах висели плакаты) - "Не уверен - не обгоняй".
> А почему "защитное вождение"? Сильно похоже на кальку с defensive driving, в англоязычных странах подобный курс так называется.
>
> а как надо?
Кстати, у нас тоже при проведении курса возник вопрос - почему не "безопасное", не "безаварийное" или "экстремальное". Потом и выяснилось, что калька с "Defensive".
> Кстати, у нас тоже при проведении курса возник вопрос - почему не "безопасное", не "безаварийное" или "экстремальное". Потом и выяснилось, что калька с "Defensive".
английский язык оказывает чудовищное влияние
это при том, что т.н. переводчики и по-русски говорят с трудом
К слову сказать, учат хорошо. Два дня занятий, в форме лекции-визуализации, много видео с примерами. Потом вождение. Весь процесс обучения снимают на камеру, включая вождение. Два водителя с "нольвторой" республики не прошли - при расчете остановочного пути не смогли 2+5+8 сосчитать. Уговоры не помогли. Один из инструкторов - бывший сотрудник ГиБДД.
Вот как раз экстремального там ничего нет. Чем выходить из заноса, лучше в него не попадать - и даже в управляемый не входить. Вот в чем там принцип: всегда иметь большой запас прочности. Классический пример защитного вождения - принцип "за выкатившимся на дорогу мячом выбежит ребенок". Видишь, что по дороге катится мяч - притормози, смотри в оба. Или, к примеру, не гони в максимально разрешенную скорость там, где много машин припарковано или тем более где остановился автобус - обязательно кто-нибудь выскочит! Едешь мимо примыкания с сугробами - уйди в левый ряд, пока кто-нибудь не выскочил, тебя из-за сугроба не заметив. Если машины запаркованы перпендикулярно движению - не гони вплотную к ним, тебя не заметят. В общем, вот это о чем.
Занятие первое - учимся складывать руки одна к другой.
Занятие второе - учимся размещать сложенную фигуру над головой.
Занятие третье - учим фразу "я в домике"!!!
Учился в ДОСААФ при тоталитарном совке на военного водителя(6 мес.). Классный мастер был шОфер сталинской закалки - автомобиль и ПДД знал от "А" до "Я". Прошло много лет, полжизни я отработал водителем 1го класса почти на всех советских грузовиках и ни разу(!) не был в ДТП. Секрет прост: правило трёх "Д" и правильный выбор скоростного режима и дистанции, в зависимости от состояния дорожного покрытия, погодных условий и освещённости. Эти азы мой мастер постоянно вбивал в голову - отложилось навсегда. Но когда я купил себе первый личный автомобиль(три года назад) и поехал попрактиковаться по городу(11 лет за рулём не сидел), то пришёл в тихий ужас, увидев то, что теперь называется ездой. Правила не соблюдает никто(абсолютно), ездить не умеют и при этом создают аварийную ситуацию на ровном месте, ну и т.д. и т.п. Теперь у меня прибавилось ещё одно правило - думать за себя и за того дядю, что, кстати, в ролике проскальзывает. Минус ровно один - очень сильно устаёшь. С утра до обеда максимум хватает без перерыва. Но ни одно защитное вождение и ни один супер-профессионализм не защитит вас от баку-такси, летящее вам в зад стоящей машины. Это я тоже понял.
Ну вот троечка моих ДТП: ехал прямо, в меня развернулись из правого ряда; оставил машину на парковке, возвращаюсь - люди говорят, что серебристый мерседес номер такой-то меня поцарапал и сбежал; еду себе прямо - бац, стекло разбилось. Ладно, в первом случан видно было, что водила не самый адекватный (зато перед разворотом из правого ряда через островок безопасности он мигнул поворотником), ладно, во втором случае можно было встать не у магазина, а в ста метрах от него, где никто не паркуется - но третьего ДТП как было избежать, ума не приложу!!!
> не уверен - не обгоняй, объезжай лося\пешехода сзади- азы, которые мне дали в обычной автошколе.
Как говорил один знакомый инструктор по вождению:
Объезжай женщину спереди, корову сзади, а тракторист всегда пьян.
Ну и про дистанцию и скоростной режим, не стоит забывать в любое время года.
Хотя для немалого количества водителей, такие знаки как "уступи дорогу" и "главная дорога", вообще ничего не говорят. Они просто не знают, что эти знаки означают(простите за слог). Типа - " фули не видишь что я на киа еду, куда прешь на своем хундае?".
Вообще, пора уже порекомендовать ГИБДД, отменить акцию "дебил приведи еще четырех дебилов и получи деньги отданные за твои права обратно". А то настоиграло уже.
> Выключать левый поворот при обгоне по встречке правила не требуют.
ПДД п. 8.2 Подача сигнала указателями поворота должна прекращаться немедленно после завершения маневра. При этом сигнал не должен вводить в заблужение других участников движения.
Когда Вы обязаны выключить левые указатели поворота, выполняя обгон?
Ответ: Сразу же после перестроения на левую полосу.
Комментарий: Сигнал должен быть прекращен сразу после завершения маневра (п. 8.2 ПДД). Как только Вами прекращен маневр, связанный с перестроением влево (п. 8.1 ПДД), указатель левого поворота необходимо выключить.
> Знаю, что кошкам сигналить нельзя, замрут на месте.
А котам?
> А лосей значит обруливать с хвоста. Запомним.
Помню, загнанный лось попал "под фары" (ночью), бежал по правой обочине, и было видно, что сильно устал, видать от охотников ушёл. Бежал тяжело, иногда падал на колени, но шёл, не уходя от зоны освещения. А рядом же поле и лесопосадка, дальше лес, но от света не уходил. Поставили машину под углом к посадке, по свету фар так и ушёл вглубь природы. Это был второй удивительный случай, когда я с лосями пересекался :)
уф, наверное, я неразборчивым почерком написал.
Попробую еще раз выразить свою мысль более аккуратно.
Дядя говорит: «… многие, оказавшись на встречке во время обгона, не выключают сигнал левого поворота, как это положено, а продолжают ехать с ним»
Я утверждаю, что именно в правилах дорожного движения России такого положения нет.
Дядя трактует их так, как ему кажется правильным. А это опасно.
Билеты, ответы и комментарии тоже могут полагать что угодно, иногда при этом путая случаи обгона, маневра или перестроения.
Но, если водителю дорога жизнь, он не станет выключать левую поворотку до тех пор, пока не начнет уходить со встречки. Хотя бы только потому, что этим он привлекает внимание окружающих к своим действиям.
Кроме того, в случае опасности нужно сбросить скорость вплоть до полной остановки (ПДД), а не рулить на левую обочину.
Вывод: Дядя опасный человек.
Лось конечно крутой, но прямолинейный, а отсюда вполне себе предсказуемый. Вот мне бы было полезней узнать, как избежать таксоида, который рвет за кровным полтинничком не взирая на снег, лед, бордюры и березы. Было в жизни три аварии, все с участием и виноватостью таксистов. Два личных отечественных легковых автомобиля автомобиля сильно поломатые, третий был отечественный чугуниевый грузовик времен застоя года выпуска и его таксист не победил гыгыгы. Вот теперь на личном опыте теперь знаю, что не только дай дорогу дураку, но и таксо опасайся даже когда оно мирно спит на стоянке или едет за три машины сзади. Водителям тяжелой техники советского производства таксистами в принципе можно пренебречь.
А вообще, мужик дело говорит. Меня мой инструктор (очень толковый мужик) тоже учил не просто ехать, а все время оценивать и анализировать обстановку. Зеркала использовать не только перед маневром, а вообще постоянно с их помощью контролировать окружающее движение, чтобы все время понимать, что вокруг происходит. Много раз уже выручала такая привычка в условиях вождения в Москве.
Правильно люди пишут о "думать за того парня". Мои правила таковы: За рулём занимайся вождением и думай о нем. Держи в голове модель окружающего пространства и модель развития событий: где и кто относительно тебя со всех сторон, степень адекватности и модели поведения (например - как тебя обгонит большой черный жып сзади слева если спереди слева едет дачник). Все время сверяй и обновляй модель окружения. Музыка в машине - зло, поскольку управляет эмоциями. Всегда управляй умом а не эмоциями. Когда научишься все это делать на автомате - можно будет уже и бриться во время вождения.
За 7 лет один раз в ДТП - на радостях приехал по льду в отбойник, минус бампера.
По сабжу - только с опытгм.
Я вот занес, мне это действительно очень интересно, но вот ни звонка, ни паршивого имейлика от уважаемых организаторов сбора средств так и не пришло. И вроде как солидные люди, верю с охотой, но все равно вот как-то обиженным себя чувствую. Обделенным.
:)
Прошу прощения, но просмотр этого ролика напомнил известное высказывание Марка Твена: "Noise proves nothing. Often a hen who has merely laid an egg cackles as if she laid an asteroid".
Еще до появления youtube'ов и видеорегистраторов основы безопасной езды и слагаемые мастерства управления автомомбилем были известны и распространялись для всех желающих (и вдалбливались советской системой образования в головы водителей-профессионалов).
Вот пример хорошей популярной книжки по теме: Ваганов В.И., Пинт А.А. Самоучитель безопасной езды. М.: Знание, 1991. 240 с. (желающие могут найти ее в сети).
> Водителям тяжелой техники советского производства таксистами в принципе можно пренебречь.
Есть ещё такой вид, который может и тяжелую технику попортить - автобус большой вместимости. Автобусы иногда тоже плюют на ПДД и уступают ли им полосу при перестроении, гоняют как умалишённые, а ведь людей а не дрова везут.
> Помню, загнанный лось попал "под фары" (ночью), бежал по правой обочине, и было видно, что сильно устал, видать от охотников ушёл.
Охота на лося ночью? Вряд ли... скорее всего, лосю трудно было бежать по асфальту на своих широких, предназначенных скорее для хождения по болоту копытах (в ролике, кстати, это в одном моменте видно - лось чуть на дороге не растянулся).
Что же касается темы, то лично я не понимаю любителей держаться в 3-5 метрах за идущей впереди машиной. Ведь при резком торможении ты же ему в зад прилетишь! Половина ДТП, по-моему, так и происходит. Сам всегда держу разумную дистанцию от впереди идущего автомобиля (15-20 метров примерно, не меньше). Если кто-то лезет между нами - спокойно притормаживаю. Несколько раз подобная привычка уберегла от неприятностей.
Классная идея, вещь полезная.
Напомнило, как буквально с год назад тесть с тещею, возвращаясь с дачи повстречали сахатого под Дмитровом. Оба не успели увидеть животное ни до ни после - выскочил из леса и по видимому туда же ошарашеный умотал, только машина в хлам, вся в грязи и шерсти.
Прикольно. Но...нужно знать и чувствовать свою машину и думать башкой - очень хорошо думать, прогнозировать ситуацию, не переоценивать свои силы и не надеяться на авось. И будет все Ок.
Не волнуйся, камрад, всё чётко фиксируется. Должен быть e-mailик от Яндекс-Денег с чеком. Мог бы быть и SMS, если бы некоторые видные специалисты по анонимным действиям не указывали бы номера телефонов в стиле +1(231)231-23-12
Правило, бесспорно, важное. Однако, не менее важно предвидеть, кто, в каких условиях, и в какой момент проявит как тот, кому нужно давать дорогу. Быть может даже и неожиданно для себя - маятник словит на льду, например.
> ладно, во втором случае можно было встать не у магазина, а в ста метрах от него, где никто не паркуется
Большинство людей паркуется там, где удобней бежать в магазин. Там парковаться не надо - там самая толкучка и все нетерпеливые. Там машины царапают, бьют, там люди прыгают под колёса, там царапают краску бутылками и тележками, там сворачивают зеркала, там заботливые родители спасают ребёнка, которому внезапно приспичило и т.д. и т.п. Сам вся грязь, суета и неряшливость.
На парковке у магазина почти всегда есть укромный уголок, где чисто, аккуратно, откуда удобно выезжать, и где стоят чистые опрятные машины. Ровненько в ряд, как по линейке припаркованные. В таком уголке паркуются аккуратные водители, которые приезжают на пять минут раньше, потому что выехали на пять минут раньше. Там и надо парковаться. Аккуратно, как по линеечке.
Там скорость (в рамках разумной и контролируемой, естественно) не особо важна, на мой взгляд. Речь об анализе, выборе и реализации манёвра ухода с минимальными повреждениями, относительно возможных альтернатив. Само необходимое время (расстояние, измеряемое в секундах, на самом деле) в большой степени зависит от степени восприятия дороги, реакции, знания конкретного участка трассы, дорожных условий и технических особенностей ТС.
Полагаю, для кого-то 2 секунды может быть и достаточно. В абсолютном большинстве случаев - надо больше.
> Полагаю, для кого-то 2 секунды может быть и достаточно. В абсолютном большинстве случаев - надо больше.
На 36 км/ч держать дистанцию в 20 м? Тогда просто придется стоять, все влезать будут, никто такого не потерпит. Дистанция - дело хорошее, но на практике, увы, две секунды просто на улице не получится, будут лезть. На шоссе тоже: ну кто ж тебе даст дистанцию 60 м держать? Живо полезут!
Ага, вот только суммарные за жизнь затраты времени окажутся дороже ремонта машины по страховке. Это ж только кажется, что потерял две минуты - а за год эти две минуты превратятся в часы. А ведь царапают не каждый год! Ремонт же выглядит так: приезжаешь к ремонтнику, отдаешь ему машину, берешь у него напрокат - и уезжаешь. Через недельку-другую он тебе звонит, ты приезжаешь, машину забираешь. Денег не тратится, времени тратится меньше, чем теряется на вечной парковке в дальнем углу. Впрочем, если не по страховке чиниться, то тоже дешевле будет, чем несколько часов твоего времени. А самое смешное, когда много маленьких магазинов - тогда парковаться может оказаться нужным в километре, а то и не в одном.
Каждый сам выбирает, быть аккуратным и предусмотрительным, или неряшливым и будь что будет.
Это уж не говоря про то, что аккуратные люди аккуратны во всём, и в магазин приезжают со списком. Вследствие чего тратят в магазине меньше времени на полчаса, а денег - в три раза.
> Передайте Алексею Галкину что он сам не знает ПДД.
> Выключать левый поворот при обгоне по встречке правила не требуют.
Правила требуют включать сигнал поворота перед выполнением манёвра и выключать сразу после.
В случае обгона (определение: обгон - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу) выполняются два манёвра перестроения: 1) выезд из своей полосы на встречную и 2) возврат в свою полосу.
Поэтому, по Правилам ДД, положено выключать сигнал поворотника сразу после выезда на встречку.
Но многие не выключают, рассчитывая, что машина будет более заметна встречным и задним попутным, собирающимся выполнять обгон.
Причины разные могут быть. Например, человек ездит на немце, а сегодня едет по какой-то причине на японце. У них по-разному поворотники включаются/выключаются. Надо, конечно, аккуратно водить всегда, особенно "не свою" машину, но не всегда получается. Ошибаются все, полезно изучить и применять профилактические меры (для снижения кол-ва своих ошибок) и научиться распознавать чужие ошибки как можно раньше. Почему другие ошибаются не так важно, как уметь заранее заметить и предотвратить развитие ситуации в аварийную.
У меня инструктор специально даже не термин "сканирование" применял, а "сонирование". Скан, говорил, это статичный образ, фотография какого-то одного положения, без динамики. А при вождении надо, как на подлодке, - постоянно посылать от себя сигнал в окружающее пространство (вправо, влево, в заднее зеркало) и в реальном времени получать обратно к себе изменяющуся картинку творящегося вокруг.