Если бы все культурные и спортивные мероприятия России на равных конкурировали с кинопрокатом, 86% рейтинга состояло бы из фильмов. Естественно, голливудских: среди десяти самых прибыльных лент в сезоне-2014/15 нет ни одной российской, среди топ-25 таких только две. Усилия министра культуры Владимира Мединского, выступающего за разнообразные санкции в адрес импортного кино, едва ли смогут изменить ситуацию. По этой причине мы исключили кинофильмы из общего рейтинга — бокс-офис кассовых лент хорошо известен, и они участвуют в собственном зачете.
Даже за пределами киноиндустрии первые места в рейтинге сохраняют международные проекты. Четыре позиции в первой пятерке занимают прямые переложения транснациональных продуктов — мюзиклы «Призрак оперы» (2) и «Красавица и чудовище» (5), телешоу «Голос» (3), российский этап «Формулы 1» (4). На первом месте — «Пусть говорят» — передача, которая выходит не по лицензии, но прямо наследует знаменитым американским образчикам жанра.
На «услуги по организации досуга», как называет развлечения Федеральная служба государственной статистики, средний житель России тратил в 2013 году около 1,5% потребительских расходов. По оценке PwC, в 2013 году рынок «развлечений и СМИ» достиг почти $28 млрд, из которых значительная часть пришлась, впрочем, на рекламные доходы медиа.
За потребительские расходы на развлечения борются крупные компании — издательства, продюсерские центры, театры и музеи — поставившие производство на поток. Но журнал РБК исследовал не производителей, а бренды — и выяснил, сколько денег собирают в кассе отдельные мероприятия. Перед вами наш первый рейтинг самых кассовых развлечений России.
В рейтинг вошли книги, выставки, концерты, фестивали, спортивные мероприятия, теле-программы и постановки, имевшие самый большой потребительский успех за последний сезон — с 31 мая 2014 по 31 мая 2015 года. Господдержка, спонсорские взносы и рекламные сборы не учитывались — даже несмотря на то, что для некоторых культурных институций они составляют большую часть годового дохода. Получившийся рейтинг отражает привлекательность развлечений для потребителей, а не их предпринимательский потенциал.
Важнейшее из искусств
Первый — и неудивительный — результат исследования состоит в том, что потребление развлечений, выраженное количеством и ценой проданных билетов, практически полностью состоит из походов в кино.
Если бы все культурные и спортивные мероприятия России на равных конкурировали с кинопрокатом, 86% рейтинга состояло бы из фильмов. Естественно, голливудских: среди десяти самых прибыльных лент в сезоне-2014/15 нет ни одной российской, среди топ-25 таких только две. Усилия министра культуры Владимира Мединского, выступающего за разнообразные санкции в адрес импортного кино, едва ли смогут изменить ситуацию. По этой причине мы исключили кинофильмы из общего рейтинга — бокс-офис кассовых лент хорошо известен, и они участвуют в собственном зачете.
Даже за пределами киноиндустрии первые места в рейтинге сохраняют международные проекты. Четыре позиции в первой пятерке занимают прямые переложения транснациональных продуктов — мюзиклы «Призрак оперы» (2) и «Красавица и чудовище» (5), телешоу «Голос» (3), российский этап «Формулы 1» (4). На первом месте — «Пусть говорят» — передача, которая выходит не по лицензии, но прямо наследует знаменитым американским образчикам жанра.
Главные города для развлечений — Москва и Санкт-Петербург, на две столицы приходится 87% (55 и 32%) потребления, поддающегося локализации. Важнейшие поставщики кассовых развлечений — это Мариинка (8 строчек в рейтинге), «Первый канал» (7), Издательство «Эксмо-АСТ» (6), Большой театр (5) и «Стейдж Энтертейнмент» (4) — русская «дочка» международной компании, продюсер мюзиклов и ледовых шоу.
Если не учитывать кино, остальные развлечения относятся к самым разным жанрам. Больше всего в рейтинге балетов (13), затем — концертов и музыкальных фестивалей (5+4), семь телепередач (включая один сериал), по шесть — выставок и книг, по два мюзикла, цирковых и ледовых представления и, наконец, гонка, опера и спектакль.
Граждане России подтвердили свою репутацию культурных людей, половина строчек рейтинга — высокие развлечения, выставки, классические постановки и книги. Из шести книг, впрочем, первые три были написаны Э.Л. Джеймс: «Пятьдесят оттенков серого» и два сиквела.
№
Развлечение
Жанр
Место
Аудитория, тыс. чел.
Выручка, млн руб.
1 «Пусть говорят» Телепрограмма «Первый канал» 4 669 1 564
2 «Призрак оперы» Мюзикл Театр МДМ 505 1 158
Даты проведения (подсчета): 04.10.2014 — 31.05.2015
Мюзиклов в рейтинге только два, но средняя выручка у них больше, чем у любых других культурных мероприятий — 750 млн руб. В этом отношении Россия не отличается от всего остального мира: «Призрак оперы», который отметит в следующем году 30-летний юбилей, собрал за время проката $5,6 млрд, побив все голливудские рекорды. В Москве мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера собрал миллиард с лишним рублей — и уступил первое место только ток-шоу «Пусть говорят» (ради которого не нужно вставать с дивана). Запуском «Призрака оперы» в российской столице занималась компания «Стейдж Энтертейнмент». Она же в свое время ставила на отечественной сцене культовые западные мюзиклы «Кошки», Mamma Mia!, «Чикаго», «Красавица и чудовище» (№ 5) и «Звуки музыки», а сейчас работает над новым проектом под названием «Анастасия». Помимо мюзиклов «Стейдж Энтертейнмент» поставил еще два ледовых шоу, которые тоже вошли в рейтинг.
Даты проведения (подсчета): 10.10.2014 — 12.10.2014
Российский этап главной мировой гонки (о том, как устроен бизнес самого главного в мире чемпионата по автогонкам, можно прочитать здесь) занял первое место среди всех убыточных участников рейтинга и стал, в отсутствие олимпиад и чемпионатов мира по футболу, единственным спортивным мероприятием в списке. Компания Берни Экклстоуна (интервью с ним можно прочитать здесь), которой принадлежат права на гонку, получила в 2013 году чистую прибыль в полмиллиарда долларов, но национальные организаторы практически всегда работают в минус. На новых гран-при зарабатывают не организаторы гонок, а местная индустрия гостеприимства: отели, рестораны, магазины. В Сочи соревнования решено было проводить для того, чтобы задействовать олимпийское наследие после игр. Контракт на проведение Гран-при России подписан до 2020 года, но пока что кажется, что его продлят. На трибунах автодрома Сочи в прошлом октябре присутствовали все главные люди страны, и опыт был признан успешным.
5 «Красавица и Чудовище» Мюзикл Театр «Россия» 268 532
6 «Голос. Дети» Телепрограмма «Первый канал» 3 393 489
7 ID Цирковое представление 12 городов 250 400
8 «Человек и закон» Телепрограмма «Первый канал» 3 304 284
9 «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XIX века в собрании Эрмитажа» Выставка Государственный Эрмитаж 1 600 261
10 «Поле чудес» Телепрограмма «Первый канал» 3 391 250
11 «Центральное телевидение» Телепрограмма НТВ 3 195 234
12 «Нашествие» Фестиваль Большое Завидово, Тверская область 165 200
13 «Щелкунчик» Балет Большой театр 31 171
14 «Лебединое озеро» Балет Мариинский театр 37 163
Даты проведения (подсчета): Весь год
Классический балет — самый надежный способ собрать кассу. В рейтинг вошли сразу три «Щелкунчика» (в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске), два «Лебединых озера» и две «Жизели». Мариинский театр — абсолютный лидер рейтинга, представленный в нем 8 раз, а Петр Ильич Чайковский — самый плодовитый автор; каждое десятое кассовое мероприятие в России поставлено на его музыку. Зрители не являются для крупных театров основным источником дохода: спонсоры, попечители и государственный бюджет приносят больше. Тем не менее цены на билеты на классические постановки в главных театрах страны совсем не демократичные: когда сдавался этот номер журнала, самый дешевый проход на ближайший спектакль, оперу «Кармен» на исторической сцене Большого можно было купить за 3,5 тыс. руб. (балкон 2-го яруса). Но даже по таким ценам билетов не достать: раньше сентября доступных билетов в кассе не было.
15 «Ледниковый период Live!» Ледовое шоу СК «Олимпийский» 154 155
16 КВН-2014. Высшая лига Концерт «Первый канал» 3 551 143
17 «Аладдин и Повелитель огня» Ледовое шоу ДС «Лужники» 151 138
18 «Высочайшего Двора служители». Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа» Выставка Государственный Эрмитаж 800 131
19 «Пятьдесят оттенков серого», Э. Л. Джеймс Книга Группа «Эксмо-АСТ» 400 125
20 Фотобиеннале-2014 Выставка Мультимедиа Арт Музей 498 110
Даты проведения (подсчета): 18.02.2014 — 25.05.2014
Среди музеев с большим отрывом лидирует Эрмитаж: за один год кассы Зимнего дворца и Главного штаба собирают около 1 млрд руб. (общий годовой бюджет музея в 6 раз больше). Кроме него, в рейтинг вошли Музеи Московского Кремля и ГМИИ им. А.С. Пушкина, очень популярный в этом сезоне «Бал роботов» (его показывали в Москве, Сочи и Краснодаре), а также Фотобиеннале в московском Мультимедиа Арт Музее. В 2015 году крупные музеи могут немного потерять в выручке: с 1 января Министерство культуры велит им пускать школьников бесплатно. Для музеев федерального подчинения это совсем не фатально: их содержание — самая затратная статья госпрограммы «Развитие культуры и туризма», музеи получают почти треть всех средств этой программы.
Фото: Жак-Анри Лартиг, «Биби в ресторане Eden Roc. Мыс Антиб, 1920», экспонат Фотобиеннале
21 «Дама с камелиями» Балет Большой театр 22 102
22 «Дон Кихот» Балет Мариинский театр 38 101
23 «Жизель» Балет Большой театр 21 95
24–25 «Индия. Драгоценности, покорившие мир» Выставка Музеи Московского Кремля 500 90
24–25 Quidam Цирковое представление ДС «Лужники», Ледовый дворец (Санкт-Петербург) 150 90
26 «Травиата» Опера Большой театр 31 86
27–28 «Бахчисарайский фонтан» Балет Мариинский театр 30 80
27–28 «Баядерка» Балет Мариинский театр 16 80
29 «Улыбка пересмешника» Телесериал «Первый канал» 4 321 77
30 «Бал роботов» Выставка Центр дизайна ARTPLAY 130 76
31 Park Live Фестиваль ВДНХ 30 75
32 «Лебединое озеро» Балет Большой театр 13 73
33 «Щелкунчик» Балет Мариинский театр 27 72
34 «Жизель» Балет Мариинский театр 25 68
35 «На пятьдесят оттенков темнее», Э.Л. Джеймс Книга Группа «Эксмо-АСТ» 200 66
36–37 Aerosmith Концерт СК «Олимпийский» 35 63
36–37 Black Sabbath Концерт СК «Олимпийский» 35 63
38 «Лондон Шоу» Спектакль Театр «Сатирикон» 24 61
39–40 Alfa Future People Фестиваль Большое Козино, Нижегородская область 30 60
39–40 Kubana Фестиваль Веселовка, Краснодарский край 30 60
41–42 Джастин Тимберлейк Концерт СК «Олимпийский» 35 58
41–42 «Анна Каренина» Балет Мариинский театр 22 58
43 Робби Уильямс Концерт СК «Олимпийский» 35 57
Даты проведения (подсчета): 12.04.2015
Среди концертов комфортное первое место удерживает «Нашествие» (№12 в этом рейтинге) — фестиваль русской рок-музыки, но вслед за ним идут одни иностранцы, вместе и по отдельности. Самая прибыльная концертная музыка была написана десятилетия назад: Aerosmith и Black Sabbath по-прежнему собирают стадионы — как правило, «Олимпийский», единственную в рейтинге площадку для таких представлений. Скорее всего, наиболее популярные российские музыканты вроде Григория Лепса и Филиппа Киркорова в течение года собирают большую кассу, чем любые заезжие звезды. Но каждое их отдельно взятое выступление не может сравниться с концертом Джастина Тимберлейка (№41–42) или Робби Уильямса.
44 «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» Выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина 191 56
45 «Пятьдесят оттенков свободы», Э.Л. Джеймс Книга Группа «Эксмо-АСТ» 175 55
46–48 «Конек-Горбунок» Балет Мариинский театр 19 49
46–48 «Обитель», Захар Прилепин Книга Группа «Эксмо-АСТ» 120 49
46–48 «Щелкунчик» Балет Новосибирский театр оперы и балета 58 49
49 «Русская канарейка. Блудный сын», Дина Рубина Книга Группа «Эксмо-АСТ» 122 47
50 «Бох и Шельма: повести (История Российского государства)», Борис Акунин Книга Группа «Эксмо-АСТ» 95 46
Методика
Выручка книжных изданий вычислялась исходя из предоставленных издательствами данных и разброса цен в магазинах. Концерты, выставки, фестивали и театральные постановки оценивались по числу зрителей, диапазону цен на билеты и распределению мест по ценовым категориям (когда данных по числу зрителей не было, учитывались средняя заполняемость, размер и устройство зрительных залов). Для этого мы пользовались широким набором средств, начиная с официальных цен на билеты, оценок конкурентов, организаторов и распространителей (как правило, анонимных) и заканчивая опубликованными отчетами, фотографиями и материалами в прессе. Поскольку издатели и антрепренеры почти никогда не разглашают данные о сборах, мы старались делать оценки максимально консервативными: какие-то культурные продукты и мероприятия могли собрать больше нашей оценки, но, скорее всего, никто не собрал меньше.
В рейтинг вошли только данные о кассовых сборах, отражающие прямой, потребительский успех мероприятий. Для многих музеев, театров и организаторов фестивалей билетная выручка составляет не единственный источник дохода — наряду с рекламными, спонсорскими и государственными средствами. Сведения о сборах, предоставленные организаторами, в случае, если были анонимными, учитывались со скидкой.
Оценивая сборы российского этапа «Формулы 1» в Сочи, мы не учитывали билеты в паддок-клуб, продающиеся международным организатором гонки и часто — по абонементной системе, на весь сезон сразу.
Единственным исключением стали телешоу, для которых приход рекламных средств напрямую связан с размером аудитории и свойствами площадки. По просьбе РБК компания «TNS Россия» составила рейтинг самых популярных телепередач года, а также посчитала количество GRP каждой программы (GRP — условные единицы при продаже телерекламы, число зрителей, которые увидели стандартный 30-секундный ролик). В рейтинг вошли регулярные телепрограммы, которые выходили в эфир не менее четырех раз. Новостные программы не учитывались. Оценивались данные за телесезон — сентябрь 2014 — май 2015 года, города больше 100 тыс. жителей, аудитория 4+. Специализирующаяся на медиа-аудите международная сеть Etat Control International (ECI) на основании рейтинга TNS рассчитала, сколько заработала на рекламе каждая программа.
В рейтинге не учитывались видеоигры. Футбольные и хоккейные матчи при расчетах учитывались как отдельные мероприятия, а не в совокупности (как, например, «сезон футбольного клуба «Спартак»).
Ёперный театр! Какой же отсталый! Из всего перечисленного раза полтора смотрел только "голос". По балетам не хожу, т.к. в наших провинциях балетов нету. И книжки я неправильные читаю.
Недавно прикупил на блошином ранке за 1000 (всего за тысячу) рублей собрание сочинений К.Симонова. Вот и читаю.
А название "оттенки серого" у меня почему-то вызывают ассоциации с книгой "25 уроков фотографии".
Тоже, блин, отстаю от культурного отдыха сограждан. Телевизор не смотрю, говно вроде "оттенков" не читаю, живу в провинции, а из всего перечисленного участвовал только в Park Live когда там кумиры юности Limp Bizkit выступали. Надо будет следующий визит в столицы как-то иначе разнообразить. Ну не Малахова же смотреть!!!
> А по какой причине? Трудности ведения статистики, просто не принимали во внимание или доля так незначительна что смысла нет?
>
Есть мнение, что именно потому, насколько ловко забарывают всех. В одни лишь танки заносят столько, что выручка исчисляется в десятках миллионов баксов в месяц
> 19 «Пятьдесят оттенков серого», Э. Л. Джеймс Книга Группа «Эксмо-АСТ» 400 125
> 35 «На пятьдесят оттенков темнее», Э.Л. Джеймс Книга Группа «Эксмо-АСТ» 200 66
> 45 «Пятьдесят оттенков свободы», Э.Л. Джеймс Книга Группа «Эксмо-АСТ» 175 55
— Это вы, что ли, самый дорогой? — спросил Т.
— Я-то нет, но я тут скорее редактор. А вот Гриша Овнюк кусается, как яхта Абрамовича. Потому что, если он будет в проекте, книгу купят сексуально фрустрированные одинокие женщины, а это по одной Москве полмиллиона голов. И Митенька недешев, потому что с ним книгу купит гламурно-офисный планктон и латентные геи. Они любят, когда их гневно топчут — это что-то психоаналитическое, мне объясняли. Планктона у нас было по Москве тысяч четыреста, сейчас осталось двести. Зато латентных геев с каждым днем все больше. Представьте, какая это сила — когда Гриша и Митенька в одной упряжке. Правда, с наложением позиций общие цифры меньше простой суммы, потому что значительная часть офисно-гламурного планктона одновременно является сексуально фрустрированными одинокими женщинами и латентными геями, но общий результат все равно впечатляет. Только со Львом Толстым даже Митеньке с Гришей кредита не отбить. С самого начала ясно было.
На Формуле-1 было круто. Самому не с чем сравнивать - это был первый мой приезд на гран-при, но многие утверждали, что организованно было лучше некоторых классических гран-при вроде Сильверстоуна или Спа. Единственным неприятным моментом было долгое ожидания посещения пит-лейна в четверг, но виной тому оказались немцы из Мерседеса, которым с опозданием подвезли оборудование, а они его неторопясь заносили в боксы. Причем, как сообщали, на просьбы организаторов немного потопиться, потому как заставляют ждать несколько тысяч человек, реагировали довольно нервно.
3 года назад официально оборот бабла в игровой индустрии превзошел увядающую киноиндустрию, но нашим , как обычно, никто не докладывал ,и вообще для детей это все
> 3 года назад официально оборот бабла в игровой индустрии превзошел увядающую киноиндустрию, но нашим , как обычно, никто не докладывал ,и вообще для детей это все
Я читал, что еще в 2005 году игровая индустрия обошла киноиндустрию. С тех пор разрыв только возрастал.
Странно,что сборы в Мариинке сравнимы с Большим театром. Цены в Мариинку в несколько раз меньше. А если абонемент взять, то цена падает вдвое. Так и ходим по абонементам. Всего 30 тысяч на двоих.
> Я читал, что еще в 2005 году игровая индустрия обошла киноиндустрию. С тех пор разрыв только возрастал.
в том году ток ящик анонсировали, консольщики как превалирующий сегмент потребителей контента ток зарождался, по настоящему дойной коровой стали ток к 2009-2010
Так вроде, как умеют деньги зарабатывать. Исторические фестивали проводят, военно-исторические реконструкции, зрителей собирают. Мало рекламируют только, такие мероприятия.