> а тогда - вообще ад, немыслимой отваги были граждане
Ну тут как посмотреть - дело привычки, скорее всего. Нынешние реалии с передвижением в самодвижущихся повозках со скоростью за 100 верст в час, наверняка вызвало бы культурный шок у этих бесстрашных людей. А для нас - обыденность.
В целом круто, конечно.
Глядя на фотку на которой запечатлён 135-и метровый крейсер "Олег" в Бискайском заливе, понимаю что у древних мореплавателей, пересекающих Атлантику на каравеллах длиной по 20 метров, были железные нервы. Фотка по ссылке:
Купить в военторге комок и с пластиковым шаромётом побегать по лесу, или, там, с мечом каким - это конечно круто, но вот ЭТО... Тут даже кожаных штанов не надо. После такого можно даже хер в форточку выкинуть, потому как даже без оного будешь себя всё одно Мужиком чувствовать!
Когда они еще команду через сайт набирали некоторое время назад, подумал - это ж лютый пиздец. Затея казалась не просто малореальной, а невыполнимой вообще. Однако-же, несмотря на то, что из-за своих титановых яиц эти граждане немного тяжелее всех остальных - плывут!
Пока Дмитрий Юрьевич занят и не озвучил продолжение "Невероятных приключений Орма в России", пришлось скачать книжицу и ознакомиться факультативно...
Но, все равно, буду ждать.
Вообще викинги убивали и грабили там, где им это позволяли местные. По теме есть неплохая книга профессора Сорбонны Режи Буайе " Викинги. История и цивилизация." Вышла в издательстве Евразия в Санкт- Петербурге в 2012 году, есть ли в сети не знаю, у меня печатный вариант.
Ну Бискайский залив суров, знаю не по наслышке, даже на современном судне около 150м длинной неуютно на душе. Шторма по 300 дней в году. Лично пересекал, вышли из Ирландии и только через 35 дней добрались до Гибралтара. Скорость (по спутнику) была 0.5 узла в течении нескольких дней и волны с 9ти этажный дом.
Ну а Северное море не менее приятное, особенно в осенне-зимний период. Предки были категорично суровы и выносливы. Даже при нынешнем уровне экипировки в таких водах сложно выжить. Так что исследователям - глубокое уважение!
Тяжела жизнь викинга: по пути туда не потонуть, местных ограбить и отбиться от преследователей, на обратном пути не потонуть с награбленным "лутом" и ранеными товарищами, отбиться от соседей-перехватчиков.
Мы тоже как-то ходили "вдоль берега" на гичках - конечно, не дракар, но все открыто(не яхта) и движков никаких, только весла и парус. Балтика мелководна, но даже на небольшой волне кидает только так - жалко не снял видео. Девчонкам было особенно весело - если не успеваешь на носу сходить в ведро вовремя, то тебя ловко подмывает волна. Заливало в целом так, что я потом устал черпать\качать и просто выставил трубку помпы наружу - пробегая по воде создавалось отрицательное давление и вода шла сама, иначе бы было выше пайолин.
За 5 дней где-то - Питер-Выборг, ночевали на берегу.
Давно слежу за этим проектом, завидую люто участникам и строителям.
Особая cоль в том, что, во-первых, Draken Harald Hårfagre построен не как реконструированная реплика кого-то из известных в настоящее время т.н. кораблей викингов (все предыдущие проекты были основаны именно на данных останков разных ладей), а по рассчитаной норвежскими корабелами модели, строившейся (математически) исходя из ряда параметров, в т.ч. исторических и литературных, ну а во-вторых, этот драккар - частная парусно-гребная лодка - т.е. проект был оплачен одним человеком, естественно с привлечением профессионалов и энтузиастов, не без того.
Вот это дядька, речь толкает при церемонии наречения:
https://youtu.be/eRiGPyewJpI?t=168
До попытки повторить путь викингов в Винланд Draken Harald Hårfagre был заметно красивее, без изуродованных нарощенных бортов и с вёслами, посмотрите сами у них на канале. Даже при том, что драккар построен с учётом современных норвежских требований к конструкции морских судов, суровые парни, исходя из опыта хождения на нём, решили не рисковать в Атлантике и перестраховались, плюс у них кильсон начал подгнивать от плесени после нескольких лет плескания в Северном море.
При всём уважении. Предки были сильно разные: удачливые, неудачливые и ещё те, кто учился на опыте и тех, и других. Скандинавы ценою тысяч жизней всего-то за каких-то 2-3 века поняли, что безопасный навигационный период в Северном море и Балтике довольно короткий, поэтому навигация в раннем средневековье в этом регоине была строго сезонной, с весны до поздней осени, а о тех vikingar skipar (корабли викингов по-древнеисландски), которые попадали в 9-балльный шторм, в этой саге больше ничего сказано не будет.
Суровые потомки суровых викингов с отмороженными и просоленными мозгами живут до сих пор. Есть такой дядька с титановыми яйцами: Рагнар Торсет (Ragnar Thorseth), который в 1991г. на варианте реплики карви (karfi - тип скандинавской ладьи) из Гокстада отплыл в Америку на празднование 500-летия её открытия европейцами, так же, как и парни на "Драконе Харальде Суровом", только суровее в два раза - "Гайа" был меньше и намного хуже оснащен во всех планах. Умудрились в этом походе выжать 17 узлов в Атлантике! До этого тот же Рагнар Торсет на Saga Siglar - реплике торгового скандинавского судна Скуллелев 1 - совершил кругосветное путешествие, при этом попав в ураган 40 м/с, выжив, сохранив команду и судно, и до кучи выжав из "торгаша" 14 узлов, а вот у викингов без современных знаний навигации в том урагане шансов выжить практически не было, т.ч. потомки им ничуть и ни в чём им до сих пор не уступают.
P.S. Хочу ещё до кучи позанудствовать в общеобразовательных целях. Всё подряд драккарами называть технически неграмотно, drakkar - это множественная форма слова dreki, т.е. дракон, в древнеисландском, которая стала термином единственного числа в современных языках, такой вот поворот 8) Драккаров в истории вождей викингов было сильно меньше тысячи, а то и сотни, т.к. драконами назвали только самые длинные langskipar, т.е. длинные ладьи, с 30 и более гребцами на борт. Вообще-то говоря [поправляя средним пальцем очки], Draken Harald Hårfagre после того, как вёсельные порты ему законопатили, перестал быть дреки, т.к. гребцов у него не стало, а без гребцов (читай без воинов), он перестал быть военным судном даже условно. Теперь это kaupskip - торговое судно, и дракон на форштевне ему больше не полагается!!!
Я не историк, но здравый смысл подсказывает, что викинги выходили в открытое море только при хорошей погоде. И таки-да, в основном плавали вдоль берега когда есть такая возможность.
Главная проблема даже не в волнах, а в том, что когда не видно неба, очень сложно ориентироваться. По сути дела приходится просто болтаться на волнах и надеятся, что когда все рассосется, они смогут определить свое местоположение.
Так что если вляпались в сильное волнение в плохую погоду, то это чрезвычайное проишествие, и не факт что многие возвращались, чтобы об этом рассказать.
Теоретически компас уже существовал, но врядли в то время это было массовое устройство, тем более у викингов.
> Купить в военторге комок и с пластиковым шаромётом побегать по лесу, или, там, с мечом каким - это конечно круто, но вот ЭТО... Тут даже кожаных штанов не надо. После такого можно даже хер в форточку выкинуть, потому как даже без оного будешь себя всё одно Мужиком чувствовать!
Правильный пластиковый шаромет + комок из военторга + всякий шмурдяк и обвес. Дело вообще веселое. К концу дня пробежек по лесу - ни рукой, ни ногой не пошевелить.
Работал в Северном море больше года. Катался по южной его части. Иммингем (рябом Гримсби) и до Роттердама или Куксхафэна. По наблюдениям летом и весной редко когда бывает колбасит. Больше всего поздней осенью и зимой - бывало кружили недалеко около порта, потому что из-за погоды пришвартоваться не было возможности. Ближе к Скандинавским странам, говорят, более неспокойно. Но у нас судно 187 метров плюс есть Finы. А на такой лодочке колбасить хорошо должно и в более или менее нормальную погоду. Суровые дядьки - интересно какой процент из всех судов у них успешно совершал переход, а какой тонул?
Насч Викингов, да и наших с вами предков-они плавали в основном вдоль берега, как учат нас учебники истории. Ибо во первых корабли были вот такого типа, а во вторых ориентирование затруднено. А эти ребята, что в кадре, молодцы, сильно им завидую. Жалко нет хоть неск сек съемки паруса полностью + верх мачты-на фоне неба. Ролик сильно бы выиграл.
> понимаю что у древних мореплавателей, пересекающих Атлантику на каравеллах длиной по 20 метров, были железные нервы.
В Уэльве видел реплики колумбовских каравелл. Как на этих скорлупках можно было плыть через Атлантику в неизвестность, не представляю от слова "совсем".
> Люто! Попытался представить всё это без непромокаемых шмоток, палаток и спутниковой навигации - чуть не рехнулся!
Если прочесть, например, у Гуревича про их непростую жизнь в целом, то поход в море на таких кораблях вполне в неё вписывается. Но выглядит очень круто, это да.
> В Уэльве видел реплики колумбовских каравелл. Как на этих скорлупках можно было плыть через Атлантику в неизвестность, не представляю от слова "совсем".
Надо понимать, что у кораблей колумбовских времён сильно круче развито парусное вооружение, корпус прочнее и навигация далеко вперёд шагнула по сравнению с варяжскими драккарами. Ну плюс по мелочи: прочность канатов, способы деревообработки, отсутствие орудий и т.д. По сути варяжское судно - это лодка, у которой даже палубы в 99% случаев нет. И вот сидят в ней такие викинги и плывут хер знает куда по пятьдесятхерзнаеткакой широте без секстанта и астролябии, согреваясь исключительно греблей и пиздюлями бугра, а Колумб спокойненько себе так по сороковой (а современники его - вокруг Африки или на Канары с Азорами). Это я не про то, что Колумб - лошок (и вообще сидел бы он лучше дома). И на современных судах надо иметь яйца, и Колумб тоже крут. Но вот эти викинги - они просто неимоверно запредельно катастрофически круты.
> Кстати, а как у граждан викингов было с детской смертностью? Как везде в Европе того времени или как-то отличались?
> Неизбежно возникавшая потребность в регулировании численности жителей Скандинавии удовлетворялась разрешенным языческими верованиями детоубийством. Новорожденного приносили отцу, и он решал, оставить ребенка в семье или нет. Если он не считал это возможным вследствие своей бедности, физических недостатков или слабости ребенка, младенца относили в лес или пустынную местность и оставляли на произвол судьбы. Особенно часто так поступали с девочками. Если же новорожденного окропили водой, и отец дал ему имя и взял на руки, — он считался членом семьи, рода, после чего выбрасывание его расценивалось бы как убийство. Мужчина имел право признавать или отвергать детей, рожденных вне брака, — от рабыни или наложницы; если он не признавал ребенка, его судьбой должна была распорядиться сама мать. В те времена в ходу было понятие gravgangsmenn — «люди, обреченные на могилу»: если вольноотпущенник не мог прокормить свое потомство, детей оставляли в открытой могиле; бывший господин вольноотпущенника должен был взять наиболее крепкого из этих несчастных, остальные погибали голодной смертью. Показательно, что, когда в 1000 г. исландцы согласились принять крещение, было оговорено сохранение старинного обычая выбрасывать новорожденных. Эти варварские обычаи легко осудить, однако их нельзя объяснить черствостью родительского сердца. Нужда ожесточает. Суровые климатические условия Исландии постоянно держали ее население под угрозой голода. Во время сильного голода, постигшего остров зимою 976 г., убивали стариков. Видимо, неспроста датчане в Западной Европе того времени прослыли обжорами: после скудного питания на родине они с жадностью набрасывались на пищу, которой были богаче жители более плодородных стран.
> В Уэльве видел реплики колумбовских каравелл. Как на этих скорлупках можно было плыть через Атлантику в неизвестность, не представляю от слова "совсем"
Вообще исследователи говорят, что Колумб не сунулся бы через Атлантику, если бы знал истинную окружность земли. Он использовал карту Тосканелли, по расчетам которого от Канар до Японии было "всего" около 5000 км. Но в любом случае, суть дела это не меняет.
Был - но, конечно, на гораздо более внушительной посудине - пароме. Погода была примерно как на видео, восторга, мягко говоря, не испытал - хоть и понимал что для современного парохода это не страшно, все равно - было тревожно. Сам привычки, естественно не имею - как сугубо сухопутный гражданин.
Имел ввиду следующее - в то время, люди живущие у моря и чья жизнь непосредственно с морем связана, особого выбора не имели - вот оно - море, в него надо ходить ( рыбу ловить, торговать, грабить), вот - корабли, которые умеют строить определенным образом, других нет. С малых лет людей окружали те кто в море ходил, про море рассказывал всякое, кто мог научить - поэтому люди были готовы к тому что их ждет, и собственно представить не могли, что может быть как-то по другому.
Как представишь во что они тогда были одеты - в музее корабля Васа есть описание, образцы шмоток, вообще оторопь берет.
Я на пароме в шторм попал раз, там на палубу вообще не пускали - сдувало нафик, а тут всё в отрытую.
> Но вот эти викинги - они просто неимоверно запредельно катастрофически круты.
Да я, камрад, кагбэ и не сравнивал. Просто даккар вживую я не видел, а Санта-Марию, Пинту и Нинью - видел. И поверь мне, никакие описания и технические характеристики не дадут такого же ощущения, как увиденное своими глазами. Знать про 20 метров в длину - это одно, а увидеть "шлюпку-переросток" самому - самсем другое.
Судя по сайту они насквозь через Канаду прошли, интересно им там канадцы на всякий случай какой нить Квебек не отдали на пару дней на разграбление по привычке?