Вопрос Клим Санычу.
Давеча смотрел некий круглый стол на портале "история РФ" о "Великой Российской революции 1917 - 1922 годов". Приглашённые туда историки на голубом глазу "доказывали", что вполне себе научно рассматривать Февральскую и октябрьскую революции, как этапы одной революции. Такое понимание уже нашло своё место в образовательных стандартах и есть уже в школьных учебниках.
Понятно, что это конъюнктура, политический заказ на умаление значения Великой Октябрьской социалистической революции.
Но была ли дискуссия в среде историков? Есть ли сторонники настоящего исторического подхода в этом вопросе?
> Приглашённые туда историки на голубом глазу "доказывали", что вполне себе научно рассматривать Февральскую и октябрьскую революции, как этапы одной революции.
И чего такого? У нас в советской школьной программе и революцию 1905-го года рассматривали вместе с ними как этапы одной революции. Тут же важно не рассмотрение, а интерпретация оного.
>Напомню: в Москве рабочих расстреливали из пулемётов, установленных на колокольнях храмов с ведома иерархов РПЦ
Вот про такое бы кино снять. Православные-активисты , поди, тогда уже не поджогами угрожать будут, а взрывами. Интересно, хоть кто-нибудь за такое покаялся из представителей РПЦ?
>Напомню: в Москве рабочих расстреливали из пулемётов, установленных на колокольнях храмов с ведома иерархов РПЦ
"РАНЬШЕ
Известно: царь, урядник да поп
друзьями были от рожденья по гроб.
Урядник, как известно,
наблюдал за чистотой телесной.
Смотрел, чтоб мужик комолый
с голодухи не занялся крамолой,
чтобы водку дул,
чтобы шапку гнул.
Чуть что:
— Попрошу-с лечь… —
и пошел сечь!
Крестьянскую спину разукрасили влоск.
Аж в российских лесах не осталось розг.
А поп, как известно (урядник духовный),
наблюдал за крестьянской душой греховной.
Каркали с амвонов попы-во̀роны:
— Расти, мол, народ царелюбивый и покорный!
Этому же и в школе обучались дети:
«Законом божьим» назывались глупости эти.
Учил поп, чтоб исповедывались часто.
Крестьянин поисповедуется,
а поп —
в участок.
Закрывшись ряской, уряднику шепчет:
— Иванов накрамолил —
дуй его крепче! —
И шел по деревне гул
от сворачиваемых крестьянских скул.
Приведут деревню в надлежащий вид,
кончат драть ее —
поп опять с амвона голосит:
— Мир вам, братие! —
Даже в царство небесное провожая с воем,
покойничка вели под поповским конвоем.
Радовался царь.
Благодарен очень им —
то орденом пожалует,
то крестом раззолоченным.
В 1887 году министром финансов России стал Иван Алексеевич Вышнеградский. Новое поприще он начал с ревизии платежного баланса России.
Оказалось, что самой крупным каналом потерь были платежи по внешнему долгу - 170 миллионов рублей в год.
А на втором месте оказались средства, вывозимые из России российскими подданными, бывающими в Европе наездами или постоянно там живущими - 60 миллионов в год!
Это оказалось больше, чем Россия тратила валюты на перевооружение армии и флота!
На парижские фасоны, на театры и гостиницы, на услуги официантов и проституток Россия тратила валюты больше, чем на строительство боевых кораблей, на их ремонт и обслуживание, на заграничные походы, на стрельбы и маневры.
За время существования золотого – конвертируемого – рубля «лучшие люди» вывезли из страны два с лишним миллиарда этих самых золотых рублей. Много это или мало?
Это без малого столько, сколько вложили в Россию иностранцы. Угледобыча, металлургия, изрядная доля машиностроения – все это построено иностранцами, и все это им принадлежало. Иностранным инвесторам принадлежали в России целые отрасли и целые промышленные регионы – в частности, Донбасс. Виттевская индустриализация почти целиком была сделана на прямых иностранных инвестициях.
А лучшие русские люди пропили, проели, потратили на отели и на бордели почти столько, сколько стоила тогдашняя русская промышленность.
А компенсировалось все это акцизами и прочими платежами, которые высасывались из народа.
Огромное спасибо. Очень многое было известно ещё с пионерского детства, но размещалось в голове сумбурно и бессистемно. После Ваших, уважаемый Клим Александрович, роликов всё разложилось по полочкам.
P.S. Дмитрий Юрьевич, даже не знаю... Примите как оперативную информацию. На "Ю-тюбе" во время демонстрации ролика крутят рекламу, призывающую голосовать за А. Навального, который выступает в Тамбове возле памятника "Тамбовский крестьянин". На фоне лекции товарища Жукова эффект потрясающий. Альтернативно одаренные подростки будут в восторге.
С уважением.
> возникают люди, которые не отличают стоимость от цены
Ну у нас уже давно "возникли люди", что цифры от чисел не отличают, а это арифметика на секундочку.
Что уж тут говорить про такие элементы высшего пилотажа, как цена и стоимость, изморозь и изморось, гололед и гололедица или, не дай бог, "одеть" и "надеть".
Клим Саныч, про современное состояние и перспективы революционного движения будет отдельный выпуск, или в конце выпуска про события после революции будет небольшой эпилог?
«Мы облагали все, что нужно трудящимся: сахар, чай, хлопок, керосин, спички, табак, спирт, пиво, железо и т.д.; но в то же время колоссальные доходы лиц, развившихся в этой атмосфере бесправия, мы оставляли необложенными: у нас не было подоходного налога ... Не облагаем мы и спекулятивный прирост ценности, а спекуляция у нас шла вовсю.
Состоятельным лицам жилось у нас, как нигде: ничего они не платили, и за деньги можно было все... Народ платил, правительство собирало его деньги и крупную долю их клало в карманы состоятельных лиц, клало под разными формами – в виде казенных заказов, в виде ссуд…
… одни платили, другие получали, одни нищали, другие богатели… Вся наша история есть огромная организация такого обогащения части населения, ее кучки за счет массы..
Керосин из бакинской нефти мало того, что был подакцизным товаром, он внутри страны стоил в 11 раз дороже, чем для экспорта. И Россия, занимавшая первое место в мире по добыче нефти, сидела при лучине."
> И чего такого? У нас в советской школьной программе и революцию 1905-го года рассматривали вместе с ними как этапы одной революции. Тут же важно не рассмотрение, а интерпретация оного.
В советской школьной программе ВСЕГДА говорили про 3 революции.
И даже Ленинград через раз газывали "город трех революций".
> За время существования золотого – конвертируемого – рубля «лучшие люди» вывезли из страны два с лишним миллиарда этих самых золотых рублей. Много это или мало?
>
> Это без малого столько, сколько вложили в Россию иностранцы. Угледобыча, металлургия, изрядная доля машиностроения – все это построено иностранцами, и все это им принадлежало.
>
> А лучшие русские люди пропили, проели, потратили на отели и на бордели почти столько, сколько стоила тогдашняя русская промышленность.
Так и гапрашивается задача: найди хоть одно отличие от нашего времени.
Как-то трудно назвать Парижскую комунну социалистической революцией - одно из многочисленных выступлений французских рабочих, по сути самое успешное, но слишком короткое по времени и локализованное столицей и пригородами, победившее лишь в результате военного краха империи и тут же задавленное.
Чуть раньше он толковал о том что конечный успех "всей этой вашей революции" - итог деятельности неких ультраспецов генштаба Российской Империи, которые вовремя давали Сталину крайне мудрые советы
Он впроброс сыплет какими-то "фактами" которые ему кажутся очевидными
На первый взгляд производит впечатление крайне эрудированного человека, все выглядит разумным, но осадочек нехороший какой-то - как от Резуна
Если можно - то в двух словах еще о некоторых "рупорах" которые вроде бы дело говорят, но опять же "с осадочком". В порядке убывания приоритета (если возможно):
Армия переходит от воинской повинности к призыву на срочную службу, то есть её классовая сущность меняется, сам государственный аппарат всё больше бюрократизируется и усиливается, всё более отвечая буржуазным реалиям. Со временем его развитие приведёт к тому, что достаточно будет только сместить монарха, и мы получим буржуазную республику.
Похожие процессы протекают по всей Европе - в Турции, Германии, Австро-Венгрии, Италии.
Большое спасибо, как всегда познавательно.
Имею вопрос. Купечество как сословие какое место занимало в формировании класса буржуа на отечественной почве? Могло ли оно быть опорой трона в 19м в., и было ли вообще когда-нибудь.
> Чуть раньше он толковал о том что конечный успех "всей этой вашей революции" - итог деятельности неких ультраспецов генштаба Российской Империи, которые вовремя давали Сталину крайне мудрые советы
Он не так говорил.
Он говорил, что Октябрьское вооруженное восстание, ставшее отправной точкой для Великой Октябрьской социалистической революции, было задумано и разработано "спецами" Генштаба, которые решили использовать как марионеток для осуществления своей цели по спасению ИмперииЪ большевиков, как единственную из имеющихся в наличии политических сил, способных осуществить их Хитрый План.
А представь мое удивление, когда посреди ролика с Илиасом Меркури в рекламе мне сказали, что Навальный наш человек, а остальные все врут про него. Это не в первый раз, мне одно время подсовывали в качестве рекламы 2 часовой стрим на внезапно немецком! какой-то стрелялка. А были песни на арабском, хотя я и игровые стримы не смотрю и в арабском ни в зуб ногой (т.е. это не контекстная реклама).
> И чего такого? У нас в советской школьной программе и революцию 1905-го года рассматривали вместе с ними как этапы одной революции. Тут же важно не рассмотрение, а интерпретация оного.
Сразу возникает сакраментальный вопрос про возраст. Вот лично мне 46 годиков, на память не жалуюсь и прекрасно помню, что революция 1905 года, Февральская революция и ВОСР рассматривались как три разных революции, даже не просто разных, а разнородных.
Просто доканало уже обилие знакомых, у которых поголовно вся родня, оказывается, была преуспевающими крестьянами, почти что интеллигентами, пока не пришли большевики и не взяли все у них, да не поделили между местными алкашами.
Диву даешься просто! Ведь "бабушка рассказывала, что когда она была маленькая.."
Отправить бы их туда на пару месяцочков, эх..
Судя по трейлеру нас ждет очередной набор всяких анекдотов, слухов и баек про Ленина и его соратников. Федрилло судя по всему играет или чем он там занимается Парвуса и после того, как он в трейлере общается с Лениным и говорит ему, что мол его (Ленина) засылают в Россию, чтобы вершить революцию, я сразу понял, что нас ожидает очередная чернуха.
> Так и гапрашивается задача: найди хоть одно отличие от нашего времени.
Есть одно отличие: тогда было несоответствие феодальной надстройки капиталистическому базису.
Сейчас надстройка вроде капиталистическая. Насколько ей не соответствует базис, чтобы можно было говорить о революционной ситуации, это уже другой вопрос.
> Сейчас надстройка вроде капиталистическая. Насколько ей не соответствует базис, чтобы можно было говорить о революционной ситуации, это уже другой вопрос.
Ну если большинство согласно как рабы пахать без социалки и без просвета для своих потомков, ради фашистского будущего, то с базисом всё отлично.
Если есть желание добиться лучшей доли для себя и потомков, то базис уже не соответствует.
Дорогой Клим Саныч!
Хочу от чистого сердца поблагодарить за твои крайне познавательные ролики! Спасибо дорогой!
Я как-то в районе года назад интересовался насчет битвы 1237г., декабря месяца у стен Рязани. На предмет по детальнее разобрать именно про Рязанское княжество того времени и про осаду и битву в частности. А тут буквально через месяц на экраны выйдет кино "Легенда о Коловрате", как бы про это.
Считаю разбор по итогу неминуем.
И в свете таких грядущих событий безусловно крайне интересно ознакомиться с твоим мнением о тех событиях!
> Кому: ЧГКшник, #8 >
> > И чего такого? У нас в советской школьной программе и революцию 1905-го года рассматривали вместе с ними как этапы одной революции. Тут же важно не рассмотрение, а интерпретация оного.
>
> Сразу возникает сакраментальный вопрос про возраст. Вот лично мне 46 годиков, на память не жалуюсь и прекрасно помню, что революция 1905 года, Февральская революция и ВОСР рассматривались как три разных революции, даже не просто разных, а разнородных.
Мне вот тоже 46, историческое образование. Должен подтвердить - в советской науке это рассматривалось как три разных революции.
> Ну если большинство согласно как рабы пахать без социалки и без просвета для своих потомков, ради фашистского будущего, то с базисом всё отлично.
>
> Если есть желание добиться лучшей доли для себя и потомков, то базис уже не соответствует.
"Большинство согласно", "есть желание" - всё это к базису не особо близко. Базис - это про производственные отношения.
Что на сегодняшний день есть от социализма в производственных отношениях? Что в отношениях между людьми, складывающихся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления, уже сегодня находится в противоречии с капиталистической надстройкой?
Ты прослушала тот момент когда говорили, что это граждане добивались выполнения своих требований ?
Что работодатель\феодал\кто угодно не делает что-то по дорброй воле, только в ответ на требования. А требования это как раз воля и согласие. Производственные отношения не самозараждаются как мухи.
> Что в отношениях между людьми, складывающихся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления, уже сегодня находится в противоречии с капиталистической надстройкой?
Очередная отличная серия цикла - спасибо!
Подумалось на фоне сегодняшнего государственного праздника: почему бы к монументу героям революции 1905 года регулярно не возлагать венки от государства и не вспоминать, какое позорное разъединение получилось тогда и задуматься, как оно славно восстанавливается сейчас. Ну да это риторический вопрос.
> Ты прослушала тот момент когда говорили, что это граждане добивались выполнения своих требований ?
Откуда у них появились эти требования? От определённых производственных отношений (капиталистических). Есть отношения - будут требования. И что, кстати, они требовали - смены строя? Нет, только улучшения условий труда. В эту игру и при нынешнем капитализме можно играть не меняя строй.
> Производственные отношения не самозараждаются как мухи.
Даже мухи и те не самозарождаются. Но у тебя получается, что сознание (воля и согласие) определяет бытие (производственные отношения).
> Социалка\медицина\образование\оплата труда.
Ладно, в социалке что-то от социализма пока осталось. Но в нынешней оплате труда что социалистического? Продаём, как положено при капитализме, способность к труду. Заработная плата - цена этого товара.
Ты знаешь, я ни разу в жизни не встречал простого человека. Все люди сложные. Вот мне любопытно, врачи, учителя-они кто? Простой народ или все-таки уже кости белеют. Мне это все цветовую дифференциацию штанов напоминает.
> Он говорил, что ... восстание, ... было задумано и разработано "
Вполне возможно, что и такое он говорил тоже.
А то, про что написал я - относится к периоду 37-38 годов. Это свежий ролик. Он мелькнул на ютубе на прошлой неделе, а теперь я его найти не могу, к сожалению. Там Фурсов рассказывает о том, как офицеры генштаба помогали Сталину уничтожать "разных троцкистов".
Беседа происходит в какой-то студии. Помимо Фурсова участвуют двое ведущих. Судя по их голосам - это некто Савельев и Кузичев. Примечательно вот что. Оба имеют прямое отношение к программе "Главрадио". Кузичев был там ведущим раньше. Савельев - сейчас. Помимо ведущего в программе в качестве спикеров выступают
Леонтьев (пресс-служба Роснефти)
Юрьев (ранее - член госдумы РФ, ныне - владелец газового бизнеса в США)
В текущем году программа перебралась на студию "Комсомольской Правды"
На мой взгляд, их дискурс имеет пересечение с Фурсовым
Собственно, мне хотелось бы узнать, насколько Фурсову можно доверять именно как историку
У тебя ошибка что ты не с той стороны смотришь. У тебя некие производственные отношения\бытиё, которое вот взялось откуда-то и "вдруг" стал не соответствовать чему-то.
Бытиё которое определяет сознание, определяет его через сподвигания индивидуума к мыслям а затем и действиям в определённом направлении. Сиречь сначала индивидуум видит, что окружающая действительность ему не нравится и он хочет её изменить, и дальше уже начинает думать над путями выхода из положения а после и действовать.
Или наоборот ему всё нравится и он сидит на жопе равно и дальше.
> У тебя ошибка что ты не с той стороны смотришь. У тебя некие производственные отношения\бытиё, которое вот взялось откуда-то и "вдруг" стал не соответствовать чему-то.
Что значит взялось откуда-то? Производственные отношения развиваются, потому что им это свойственно - развиваться. Как и надстройке свойственно соответствовать базису. Если она (надстройка) отстала в развитии, не соответствует базису и упорствует в этом - встречайте революционную ситуацию.
> Бытиё которое определяет сознание, определяет его через сподвигания индивидуума к мыслям а затем и действиям в определённом направлении. Сиречь сначала индивидуум видит, что окружающая действительность ему не нравится и он хочет её изменить, и дальше уже начинает думать над путями выхода из положения а после и действовать.
Вот опять "видит-не видит", "нравится-не нравится", субъективизм какой-то. Ну и индивидуум, конечно же - главная движущая сила истории!!!
Да, кстати о революционной ситуации. Людовику XVI и его министрам окружающая действительность не нравилась, они хотели её изменить и над путями выхода думали. А сделать ничего не смогли. С известным результатом. А это были индивидуумы - всем индивидуумам индивидуумы.
Если есть желание к пониманию, то читай классиков. Причём не с Маркса начинай а с Ленина и Сталина, пишут более понятно и на разнообразные темы. Про логику тоже осмелюсь напомнить как и о не нужности додумывания за оппонента.
Как у Валентина Юрьевича с экономикой и с историей не знаю, но заметил я как-то в книжном его книжку "Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия". Для понимания содержания (хотя тут уже одно название прекрасно) приведу названия некоторых глав: "Дарвинизм - ворота в ад", "Эволюция и второй закон термодинамики" (это пример качества используемых аргументов против ТЭ), "Дарвинизм и сатанизм", "Дарвинизм как религия", "Дарвинизм - "вирус", разрушающий Христианство".
Если его исторические изыскания того же калибра, то есть основания "рупор" не слушать.
Моя бабушка рассказывала что её отец умер в поле во время сенокоса.
Простудился, а косить надо хочешь-нехочешь.
Вот и косил пока не умер.
А было это как раз в тот год, когда колхоз собирали, а он не пошёл.
Когда я указал бабушке, что если бы папа в колхоз пошёл, то был бы жив, она сильно удивилась: за все свои 80 лет жизни даже мысль в голову не пришла, что в колхозе он мог бы взять больничный и получить и медицинскую и материальную помощь.
> А что в твоем понимании белая кость? С какой должности/профессии цвет костей меняется?
Ты это не меня спрашивай, а тех, кто считает себя выше "быдла"/"хамов"/"анчоусов"/"совков"/"генетического мусора"/"лузеров"/"невписавшихся" и т. д.
Можешь спросить госпожу кандидата в кандидаты Собачку и ей подобных, кто возомнил сейчас и тех, кто мнил раньше себя "элитой"/"голубой кровью"/"белой костью"/"генофондом нации"/"дельфинами" и т. д.
Только есть у меня подозрение, что не от "профессии/должности" это зависит.
> Сразу возникает сакраментальный вопрос про возраст. Вот лично мне 46 годиков, на память не жалуюсь и прекрасно помню, что революция 1905 года, Февральская революция и ВОСР рассматривались как три разных революции, даже не просто разных, а разнородных.
>
> Мне вот тоже 46, историческое образование. Должен подтвердить - в советской науке это рассматривалось как три разных революции.
Не поверите, мне тоже 46 и воспоминания аналогичные. :)
Сегодня случайно увидел рекламу по ящику. Х.Ф Демон революции. В трейлере бегал актёр Миронов, изображая Ленина. Я аж замер. По гуглил режиссера, оказался Владимир Хотиненко.
Клим Саныч, чего ждать?
> Сегодня случайно увидел рекламу по ящику. Х.Ф Демон революции. В трейлере бегал актёр Миронов, изображая Ленина. Я аж замер. По гуглил режиссера, оказался Владимир Хотиненко.
> Клим Саныч, чего ждать?
Пересказ уже давно протухшей бредятины, про Парвуса, который на немецкие деньги нанял Ленина устроить в РКМП революцию.
> 1915 год. Европа охвачена огнем Первой мировой войны. В это время теоретик революции, политический эмигрант и авантюрист Александр Парвус проводит переговоры с министром иностранных дел Германии, Готлибом фон Яговом. Переговоры заканчиваются неожиданным успехом. Немецкое правительство выделяет лично Парвусу «немалые деньги», которые должны пойти на революцию в России. С этого начинается история, которая расскажет не только о жизни этого незаурядного человека и его роли в исторических событиях, завершившихся в октябре 1917 года.
> Столь же значимыми героями фильма станут Владимир Ильич Ленин, успевший благодаря усилиям Парвуса вовремя вернуться в Россию, чтобы возглавить революцию, а также агент императорской контрразведки Алексей Мезенцев, рискующий жизнью ради того, чтобы предотвратить неизбежный конец одной эпохи и начало новой.
> До революции — считаные месяцы. В России — хаотичные волнения, Ленин — в Европе. Перебраться в Россию нужно любым способом. Об этих эпизодах было не принято говорить почти все 100 лет после революции. Чтобы приоткрыть завесу, создатели фильма "Демон революции" собирали информацию по крупицам: изучали документы, фотографии, воспоминания. Ленин злодей или гений?..
Очередной эшелон помоев уже скоро на канале Россия 1.
Клим Александрович, раз в следующей лекции будет затронут рабочий вопрос, не осветите тему трудовой деятельности жён рабочих? Адепты России, которую мы потеряли нередко рассказывают. что жёны рабочих, в частности ткачей не работали, в то время, как при клятых коммунистах женщина была вынужденна идти на работу.
А то недавно в заметках на Тупичке проскакивало, что и съём полкровати вполне обыденное явление было, да и у Реми_Мейснера хорошая статья, рассказывающая, что рабочему в РКМП нередко и жену привести некуда была http://remi-meisner.livejournal.com/95414.html
Ты, говоря о революционной ситуации, упомянул Кондеевскую крестьянскую республику, А Дмитрий Перетолчин только что вспомнил и Старо-Буянскую крестьянск.республику:
Млин.
(Страшно воет)
Не производственные отношения, а производительные силы. Они, в самом деле, развиваются объективно, в силу общего технического прогресса.
А вот общественные отношения, они имеют, да, и личностный фактор тоже.
> как-то в районе года назад интересовался насчет битвы 1237г., декабря месяца у стен Рязани. На предмет по детальнее разобрать именно про Рязанское княжество того времени и про осаду и битву в частности. А тут буквально через месяц на экраны выйдет кино "Легенда о Коловрате", как бы про это.
от всей души, товарищ!
Но, про Рязань... у меня спереди закончить разбор "Рима" (а то прокукарекали - надо отвечать, да и самому интересно).
А ещё спереди:
- Ливонская война (минимум 5 роликов)
- Русское средневековое вооружение (много роликов)
- Политэкономия марксизма для чайников (вообще хрен знает - много).
> Ты, говоря о революционной ситуации, упомянул Кондеевскую крестьянскую республику, А Дмитрий Перетолчин только что вспомнил и Старо-Буянскую крестьянск.республик
Нууууу... товарищ, я не могу всего озвучить - ролик не резиновый, к шажалению.
И это.
Мне мой учитель А.Н. Кирпичников году в 99 говорил:
- не надо писать всё, что знаешь. Если ты сразу напишешь, всё, кому ты потом будешь нужен!
> Клим Александрович, раз в следующей лекции будет затронут рабочий вопрос, не осветите тему трудовой деятельности жён рабочих? Адепты России, которую мы потеряли нередко рассказывают. что жёны рабочих, в частности ткачей не работали,
Только относительно высокооплачиваемых квалифицированных рабочих.
Женщины и дети низкооплачиваемых рабочих были вынуждены работать.
> в то время, как при клятых коммунистах женщина была вынужденна идти на работу.
Клятые коммунисты дали женщине возможность экономической самостоятельности и равноправие с мужчиной, в т.ч. и по доходу.
Все эти события прошлого штука конечно интерсная, однако хотелось бы узнать исходя из заявленного тезиса "что такое революция":
1. Есть ли такие несоответствия сегодня?
2. Если да, какой класс сегодня является прогрессивным и основой опорой для революции?
3. Почему не существует общедоступной современной теории о том, как должен выглядеть социализм будущего?
Клим Саныч, завязывай, пожалуйста, "десять десятых" говорить. Каждый раз вздрагивал. Или это у вас очередной смешной внутряк вроде белорусских гранатов?
Общий салют!
В ходе обучения на учителя истории пришёл к такому видению современной ситуации в родной стране.
Наши псевдолевые вроде КПРФ и других осколков КПСС, а также отщепов от КПРФ пытаются проводить параллели современности с событиями столетней давности, приурочивая свои мероприятия к конкретным датам - 1905, 1917 и т. д.
Но, как мне кажется, нужно искать параллели не в датах, а скорее в политических режимах. В частности, стремление укрепить положение страны с помощью максимального "закручивания гаек" в рамках существующей системы, не меняя сути системы, роднит современный режим с режимом Александра III. И, видимо, не случайно, когда Президента крайний раз спросили о наиболее симпатичном ему главе государства, он назвал именно Александра III.
А если мы вспомним, что такое бонапартистский режим, то таковым окажется и нынешний наш режим, и параллели с последней четвертью XIX в. станут ещё крепче.
Надо сказать, что с годами я не то, что не изменил своего мнения, но всё больше в нём укреплялся.
Хочу спросить у Клима Александровича и Бориса Витальевича, каково их мнение по поводу такого "исторического параллелизма".
Клим Александрович, есть вот какой вопрос. Вы упоминали, что монархия является препятствием для развития буржуазного капитализма (надеюсь, что я ничего не перепутал). Хотелось бы понять в общих чертах почему это так. Широкими мазками, как Вы любите говорить. =)