Как я думаю, чисто с точки зрения технологии, переводя сериал, немешало бы его сначала отсмотреть до конца, для того, чтобы отметить некую условную фразу в пятой серии, которая ссылается на фразу во второй - ну, чтобы их перевести одинаково (или с должной степенью узнаваемости, если в пятой серии фраза из второй как-то обыгрывается).
Как такое можно делать при поточном переводе "онлайн" - непонятно.
Чет ютуб стал заряжать рекламные ролики по 5 минут без шансов на перемотку. У всех так на ютубе, или я как-то испортил карму?
В крайний раз - рекламировали ликвидацию угольного разреза во главе с мчс. Угольный разрез должен исчезнуть, а мчс - остаться. Кто победил - непонятно, т.к. перезагрузил страницу, ждать конца такой ахинеи невозможно.
Ave, Клим Саныч, Дмитрий Юрьевич!✋ Хочу задать общий вопрос по сериалу "Рим". На каком языке общались между собой Цезарь и Клеопатра ? И хочу Вас поблагодарить за действительно крутой разбор серий сериала "Рим". Для себя все-время узнаю что-то новое и интересное. Жду с нетерпением разбора следующей серии!
Если в Риме рабы являются вещью, то от куда у них могут взяться деньги, для выкупа себя из рабства? И может ли хозяин просто забрать все бабло, и отправить раба дальше быть рабом?
> Если в Риме рабы являются вещью, то от куда у них могут взяться деньги, для выкупа себя из рабства? И может ли хозяин просто забрать все бабло, и отправить раба дальше быть рабом?
Не совсем понятно про рабов и убийство в доме и религию.
Он же вроде и не человек даже. Почему боги должны разозлиться? Допустим раб молится твоим же богам. Делает ли его равнее? А если это залетный какой-то раб и боги у него чужие. Какое дело богам правильного человека до какого-то язычника?
Я помню что Клим Саныч говорил, что римляне чужих богов встраивали в свою культуру, но тем не менее.
Вопрос насчёт Кассия.
По Данте, Люцифер в девятом кругу Ада в трёх пастях терзает трёх величайших предателей истории: Иуду, Брута и, собственно, Кассия.
С первыми двумя всё понятно. Но почему предательство Кассия, для средневекового автора, стоит с ними в одном ряду? Ведь Брут и Иуда, можно сказать, предали личное доверие, а разве Кассию Цезарь вообще доверял?
Добрый дкнь, Клим Саныч,
В начале сезона Атия, отправляя с раба с Актавием, обещает вколоть глаза его детей если с Актавием что-то случиться.
Получается рабы могли женить по разрешению хозяина?
Очень хотелось послушать поподробнее про философские труды Марка Туллия Цицерона -- о чем писал, к какому из популярных направлений принадлежал? (Нам на философии рассказывали, что он в основном переводил греков, из-за чего вынужден был обогатить латынь разными умными словами. А Клим Александрович вот обмолвился и о его оригинальных работах)
Клим Александрович, знаком ли с документальным произведением г-на Терри Джонса "Варвары", в котором автор с исконной британской иронией унд юмором срывает покровы с традиционного представления общественности об исконной государственности угнетаемых римской военщиной народов? Какого Ваше профессиональное мнение? Win или вариант на тему Задорного?
А вот стала Ирина вольноотпущенницей. Судя по сериалу, вольноотпущенники сильно поражены в правах "по старой памяти", и являются некоторым переходным состоянием из рабов в "не граждан" или даже плебеев. Какие права были у их детей, если оба родителя имели такой статус? Не забривали же детей назад в рабство? Светило ли таким потомкам гражданство?
> Не совсем понятно про рабов и убийство в доме и религию.
Пролитая кровь, неважно чья во многих культурах воспринимается как знак смерти, как скверна. Убийство делает убийцу не чистым еще и потому, что при нём совмещаются наш мир и потусторонний. Если что-то уходит туда - что-то может проскочить и оттуда, что-то весьма не чистое. Одно дело если всё происходит в бою, убийство врага, по приказу потомка Венеры и под присмотром Марса. Тогда убивать почётно и круто. И то, воинам следует совершить обряды очищения - принести жертвы, посетить бани, лупанарий... Другое дело в твоем доме, который ты со всей семьёй намаливал и ограждал от всякого зла, приносил жертвы всяким добрым богиням, чтобы завлечь удачу, а неудачу отвлечь, вот в этом вот доме, твой друг разбивает голову твоего раба о стену. Со всеми скажем так вытекающими... Даже если отбросить стоимость раба, даже если напомнить что это говорящая вещь, за добрый знак сиё действо не принял бы ни один самый отмороженный язычник. Что тут про религию не ясно?
Не, ну насчёт Ирины и её убогонького жениха, там всё нормально. Копили на выкуп совместно, на двоих не хватало, а тут Пуллон её освободил и на выкуп одного уже хватает.
Как сказано в примечаниях к Плутарху, "Цицерон считал себя в философии последователем стоиков, но на самом деле взгляды его в этой области эклектичны".
Про венок вопрос. А вот про Цезаря писали, что он стал носить лавровый венок, чтобы скрыть лысину. А венок, он из настоящего лавра был или металлическая имитация? Так-то в кино Цезарь по причине густой шевелюры без венка обходится, а во время триумфа у него какой-то металлический на голове все же есть.
Клим Александрович, как обстояло у граждан Рима с культурным отдыхом? Были ли "регулярные" театры? выступали ли в городе "бродячие" труппы? Игры устраивались по поводам и праздникам или римлянин мог сказать: "Сегодня пятница, гоу в цирк, свежих галлов завезли!" ?
Клим Александрович, вы сказали, что Цезарь участвовал непосредственно в гуще событий боя. Делал ли он это по образу Марка Антония, показанному далее в сериале (наблюдал с конницей и ждал момента) или как-то иначе?
Здравствуйте! Посмотрел сериал Максимиллиан (3-х серийный) про сына императора Священной Римской Империи Фридриха Третьего.
Там выше крыши костюмов и оружия.
Прошу Клима Саныча разобрать достоверность в кадре.
Про человеческие жертвоприношения можно подробнее?
Читал, что в Риме, во времена описанные в сериале, человеческие жертвоприношения считались обычаем варварским и недопустимым. Дескать даже был обряд у римских жрецов, когда они шли кого-то завоёвывать, то они местным богам обещали сохранять все обряды и традиции, кроме человеческих жертвоприношений. А по сериалу получается, что ради триуфма, можно было и «гульнуть». Так ли оно было?
Доброго времени суток!
По ходу разбора серии, возник вопрос: а вот родственная связь Цезаря с Венерой - она как, давала какие-то льготы в римском обществе или еще какие бонусы от, например, жрецов этой самой Венеры? Или это был исключительно вопрос престижа и никакой материальной выгоды такое родство не несло?
Ну вот Боска, раб Цезаря, подворовывал маленько. Многие другие - тоже.
Да и вообще, если в обществе имеет хождение денежные знаки, то у любого разумного человека найдутся способы их завести у себя. Кто-то из рабов воровал, кому-то добрые хозяева сами могли давать копеечку в качестве поощрения и так далее.
Вопрос Климу Александровичу.
Как у легионеров обстояло дело с женитьбой? Если до армии женился, как Ворен, то понятно. А если нет - как быть солдатику? Уходили ради этого в отпуск? Разрешались ли свадьбы непосредственно в лагере?
Сальве, Уважаемые! Касательно диалога с оппозицией в исполнении Варена:
Здесь скорее ирония гораздо тоньше - Варен признает что он не из городской трибы именно по этому похож на галла, что бы зрителю стало ясно как политик Варен абсолютно не знает кому и что можно говорить.
> Если в Риме рабы являются вещью, то от куда у них могут взяться деньги, для выкупа себя из рабства? И может ли хозяин просто забрать все бабло, и отправить раба дальше быть рабом?
По закону частная собственность считалась неприкосновенной. Если хозяин не разрешал рабу иметь денег, то у раба их вообще не было. Но как только хозяин позволял рабу иметь деньги или сам ему давал хотя бы немного, то раб становился обладателем частной собственности и уже мог ее накапливать и эта собственность была защищена судом. То есть хозяин мог сделать все что угодно с рабом, но не с его собственностью.
Про красную морду лица.
На колеснице триумфатора едет как бы сам Юпитер, а главная статуя Юпитера величайшего и превосходного в одноименном храме из терракоты, одежда у нее конечно покрашена как положено, а лицо родного кирпичного цвета, вот и у олицетворяющего триумфатора аналогично.
- Что было такого страшного в расформировании, что весь легион ломанулся на холм за аквилой?
- В чем была проблема для Тита Пуло и в самом деле пойти и записаться в легион, как предлагал ротный?
Осталось чувство незавершенности по разбору сцены убийства раба Титом Пулло.
А именно тот факт, что Клим Саныч считает поведение Пулло абсолютно не мотивированным:
"Ирина – свободная, он раб Ворена. Какой к чёртовой матери может быть вообще брак? Вот что? Я не понял, честно говоря. И зачем Пулло его в этом отношении так обул, Пулло ж не полный идиот, он должен был сказать – какой брак, вы что, дурачки, что ли?" - цитата из Клим Саныча.
Так-то сцена просто великолепна и абсолютно логична.
Тит Пулло только что сообщил Ирине об её освобождении, и находится на седьмом небе от счастья. Тут перед ним возникает хромой носатый дрыщ, который информирует Пулло о своем желании жениться на Ирине (понятно после того, как выкупится сам), тут дело не в этом.
Когда Пулло всё это услышал, на его лице отчетливо читается простая цепочка умозаключений:
- Это собирается жениться на МОЕЙ Ирине?!!!
- Да как оно посмело об этом подумать?!!!
- А может уже и не только "подумать"?!!!!
Когда он мысленно доходит до этой точки, планка падает, и им овладевает приступ не контролируемой ярости, Пулло просто размазывает дрыща по стене. Исходя из психотипа персонажа Тита Пулло, было бы странно, поступи он иначе.
Тут интересен другой вопрос, а именно та дичь, которую несет хромой дрыщ перед своей кончиной :
- Мы думали, что станем вольноотпущенниками Ворена после освобождения, но Ирина говорила, что только с Вашей фамилией она станет моей женой. (перевод от LostFilm)
- После освобождения мы хотели взять имя Ворена, но Ирина говорит, что должна стать моей женой под Вашим именем. (перевод от НТВ+)
Следует ли понимать это таким образм, что после освобождения, вольноотпущенник мог взять любое имя, какое ему заблагорассудится? В том числе, своего господина?
К примеру, отпусти Цезарь Поско, том мог бы поименовать себя Поско Юлий? Звучит как полный бред, или это неточность закадрового перевода?
Дмитрий Юрьевич добрый день! Клим Александрович, моё почтение! Вы рассказывали про Гая Кассия Лонгина. А это не тот Лонгин, что по легенде проткнул копьём умирающего на кресте известного Еврея и чьё копье (Копьё Лонгина) Адольф Алоизыч искал?
Клим Александрович, доброго дня! Тит Пуллон, желая участвовать в триумфе, заявляет: "сохранил почти все доспехи, только шлем потерял". В связи с этим вопрос: почему уже демобилизованный легионер хранит у себя военное имущество, которое, к слову, стоит не мало, да еще элементарно разбазаривает его? Мог ли легионер вообще что-либо присвоить себе из того, что выдавалось ему для несения службы?
> К примеру, отпусти Цезарь Поско, том мог бы поименовать себя Поско Юлий? Звучит как полный бред, или это неточность закадрового перевода?
>
>
Присоединяюсь, вопрос занятный! как я понял из правильного перевода, именно вступление в семью Пулло и имел в виду хромой. Вообще если я правильно помню из прочитанного, статус вольноотпущенника был близок к статусу совершеннолетних детей свободного, но без полных гражданских прав. Дети вольных уже были гражданами. Продавать римлян в рабство было нельзя, значит вольноотпущенником мог стать только очень толковый раб. выучивший латынь, освоивший ремесло и сумевший нажить денег. При том, что толковый раб и стоил очень много, возникает другой вопрос: грек-писарь вроде Поски вообще мог собрать за жизнь сумму, которую он стоил?
"Д.Ю. Итак. А сзади вот стоящий раб, говорят, ещё там на ухо шептал ему гадости всякие, чтобы он не охеревал, этот триумфатор, не возомнил о себе ничего." (с)
Галлов Цезарь покоряет, Никомед же Цезаря;
Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию, —
Никомед не торжествует, покоривший Цезаря.))
Аве!
Клим Саныч, какой статус был у вольноотпущенника, какие были у него права в сравнении с гражданином и с не гражданином но до этого рабом небывшим?
Отличный разбор, отличная серия. Вопрос конечно, к отдыхающему Скарабеусу - Russian civis просят уточнить: "а что во время указанных событий делал 5-й легион, частнонанятый Юлием?"
Клим Александрович, может вопрос опоздал и неуместен слегка.
Что случилось бы, если бы галлы победили в Римско-Галльской войне? И не Цезарь вез на триумфе Верцингеторикса, а наоборот? Не было бы Римской империи? Ни западной, ни восточной?
про сцену с "женитьбой" рабов, не вопрос но комментарий =) :
колченогий говорит, что они копили денежку и собирались освободиться и пожениться, как накопят. И копить было еще долго, но после широкого жеста Тита Пуло денежка накопится гораздо быстрее, за что ему безграничное спасибо. А Пуло сорвало планку от, как щас модно говорить, "синдрома завышенных ожиданий" - он то себе уже напредставлял, что вот он щас Иренку то освободит, и заживут они душа в душу (он то точно для себя знает, что она его тоже любит). А оно вот как обернулось. Вот и разгневался =)
Уважаемый Клим Жуков, скажите пожалуйста, а были ли какие-либо прописанные нормативы чести в бою среди легионеров или быть может, просто, уставившееся постулаты на этот счёт (типа, не бей лежачего)? Сердечно благодарю за ответ.
Мог ли раб как-нибудь выукпиться у своего хозяина?
Это, кстати, может быть ответ на то как Елена собралась жениться - если они "много лет копили на свадьбу", может они уже давно накопили на выкуп одного, а тут Пуло и Елену отпуситл забесплатно.
Клим Саныч, посмотрел оба сезона и вот чего не понял: в кадре есть любые животные от улиток до слонов, а кошек и собак нет. В Риме не держали, что ли, собак и кошек?
> Клим Саныч, посмотрел оба сезона и вот чего не понял: в кадре есть любые животные от улиток до слонов, а кошек и собак нет. В Риме не держали, что ли, собак и кошек?
Держали и собак и кошек. Были уже выведены разные породы. В Риме кошкам запрещалось бродяжничать, если ловили кошку за пределом дома хозяина, то хозяина наказывали. Это потому, что кошка считалась божественным животным. Если повозка случайно давила на дороге кошку, то хозяина кошки наказывали за то, что допустил это.
>А Пуло сорвало планку от, как щас модно говорить, "синдрома завышенных ожиданий" - он то себе уже напредставлял, что вот он щас Иренку то освободит, и заживут они душа в душу (он то точно для себя знает, что она его тоже любит). А оно вот как обернулось. Вот и разгневался =)
Так-то оно так, но если честно, то хромой дрыщ сам подписал себе смертный приговор своим последним радостным высказыванием:
- Ведь в наших сердцах мы давно женаты!
Не искушенный в литературных изысках Тит Пулло мог интерпретировать этот "поэтический закидон" только самым простым способом, а именно, предположить что "носатое недоразумение" намекает ему на то, что уже давно втихаря шпилит Ирину.
Тут ему башку и сносит. Короче, обычный для Пулло взрыв неконтролируемой ярости, вызванный острым приступом ревности половозрелого самца орангутана, каковым Пулло, по природе своей, и является.
Уважаемый Клим Саныч, хотел узнать как обстояли дела с санитарией в Риме. Все знают о римских банях, что все любили купаться и регулярно это делали, но в то же время мы видим в фильмах и сериалах как римляне ходят в общественный туалет и подтираются какими то губками из общего ведра. Сомневаюсь, что губки и водичка в ведрах чистая ))) моющиеся регулярно люди побрезговали бы так использовать общественные мочала.
То же касается и отходов из домов. Говно текло по улицам так же как и в средние века?
Здравствуйте Уважаемые! Возможно безнадежно опоздал с вопросом, и тем не менее... Существует ли какая либо информация, о длительности участия в сражении подразделений легиона? Имеется ввиду - сколько времени легионеру приходилось сражаться, час, два, сутки (пока не станет потерями) хотя бы усредненно? Спасибо!
Кстати, хороший вопрос. Если раб это вещь, то накопления раба это накопления хозяина, как в копилке, или как забытые в зимней куртке? Тем более что позволить себе раба далеко не каждый гражданин мог, а накопить на выкуп это заплатить полную стоимость раба, это сколько же раб левака должен заработать?
Добрый день, Не могли бы, пожалуйста, уточнить, где во время боя в строю находились сигнифер и корницен. Если во время марша они шли впереди колонны, то во время битвы отходили в задние ряды или держались с правой стороны центурии?