А, вот, Антоний Октавиана по мордасам отлупил. Как в римском обществе решались межличностные конфликты? Мог ли один благородный муж дать в репу другому и какие могли быть для него последствия?
Тоже при просмотре этой серии подумал, а почему бы в Авентин просто не заслать пару когорт и всю шоблу там не перерезать. Остальных переселить куда-нибудь или заслать в местные исправительно-трудовые лагеря на реабилитация. Ох не доросло сознание сценаристов до таких вершин. Хотя сцена с переговорами тоже была прекрасна, тут двух мнений быть не может.
А вот страдания Варена понятны, но вот это "броситься на меч", "исполнил свой долг и вспорол живот" насколько практиковались в Риме? Ну ж то дух самураев и там витал? Как относились как самоубийцам в целом (бросали воронам или считалось спасением чести)?
Странный вопрос -- а как на самом деле произносится когномен Мецената? Он Maecenas, ае это дифтонг, а вот C -- это K или Ц?
p.S. Небольшой комментарий, не входящий в вопрос. В одной работе ( https://www.academia.edu/12772858 Observations_on_Some_Names_of_Sailors_Serving_in_the_Fleets_at_Misenum_and_Ravenna._Arctos_30_1996_?auto=download ) упоминается моряк Maecenius. То есть из Мисен, современных Мизен. Этот город назван в честь одного из спутников Одиссея. Есть ли связь Мецената с Мисеном?
> а почему бы в Авентин просто не заслать пару когорт и всю шоблу там не перерезать
По политическим соображениям. Это отсюда с дивана кажется, что мы двумя когортами принуждаем к миру потерявший берега преступный элемент. Творим закон и причиняем справедливость. А из окна инсулы это выглядит будто очередной тиран-самозванец с непонятными правами топит город в крови свободных граждан. Если в самом Риме с помощью человека-газеты как-то можно наладить агитацию и пропаганду в правильном ключе, то в провинциях таким косяком немедленно воспользуются твои партнёры по политическому процессу.
Поэтому, тайно оказать моральную и материальную поддержку самому отмороженному бандиту, чтобы он привёл остальных к ногтю - единственно правильный вариант.
Забегая вперед. Антоний ввел санкции против Октавиана, запретив отгрузки зерна в Рим. Однако капитан судна с зерном мог сказать в Александрии, что идет например в Афины, а на самом деле уйти в Рим. Ведь не проконтролируешь, куда корабль ушел. Почему тогда санкции Антония работали?
Может потому, что капитану потом обратно возвращаться и отвечать на неприятные вопросы? Ну, типа, почему ты мил друг, из Афин привез римский товарец? Ну и тому подобное.
Здравствуйте Клим Александрович и Дмитрий Юрьевич. Прям сердце возрадовалось когда Пуло вылил ведро дерьма на улицу, и я решил спросить про всякие античные мерзости. Мочу римляне собирали и использовали для стирки. Это понятно. Но Иосиф Флавий в Иудейских войнах говорит, что те кто работал на Асфальтовом озере (Мертвом море) использовал месячную кровь женщин для того чтобы отделить асфальтовые массы которые прилепились ко дну лодки. Неужели и месячные выделения шли в дело? Может Флавий здесь привирает? Не верю что даже месячную кровь собирали. Считаете ли вы это правдоподобным?
Клим Александрович, вы на минуте 44:40 говорите, что интересы различных групп завязались в чудовищный клубок и нужно быть очень образованным и понимать, что происходит.
Отсюда вопрос. Как в то время в империи обстояло с дОбычей информации о том, что именно, и где происходит?
Были ли у политиков свои агентурные сети (как в фильме у Цицерона), были ли обязательные государственные формы отчеты о происходящем на местах, городах, провинциях?
Здрасьте! Вот у нас наличествует Люций Варен. Был центурионом, потом стал магистратом, затем аж цельным сенатором! А потом стал смотрящим в Авентино... Мог ли теоретически человек проделать такой путь и мог ли сенатор стать смотрящим у бандитов?
Здравствуйте Клим Александрович, в массовой культуре образ римлян - это легионеры, построившиеся черепахой. Применяли ли они эту черепаху на самом деле так широко? Была ли она на самом деле так хороша?
> Мог ли теоретически человек проделать такой путь и мог ли сенатор стать смотрящим у бандитов?
>
Практически тоже мог. Вот, к примеру, замечательный персонаж: "После удаления Цицерона в ссылку, Клодий приказал разграбить его именья и разрушить дом, который затем купил полуобгоревшим и воздвиг на его месте храм. Став во главе вооружённых народных отрядов, он, став радикальным популяром, смело нападал на правящую оптиматскую олигархию. Он даже нападал на триумвиров, оптимата Помпея и умеренного популяра Цезаря, и первый из них едва осмеливался показываться на площади и в сенате.
Это, кстати, прямо перед началом действия сериала происходит. "Радикальный популяр" - какой милый термин, надо принять на вооружение. ;)
Единственный реальный перегиб, как я понимаю, это введение Варена в сенат Республики, всё-таки он рылом не вышел и магистратура была слабенькая, не консул чай.
Аве, Климус Скарабеус! Разве филиппики - это гневные речи Цицерона против Антония, а не греческого оратора Демосфена против македонского царя Филиппа (папы Александра Великого)?
Добрый день. Извините, что забегаю вперед. Прочел в книге Жюля Верна "20 тысяч лье под водой", что в битве при Акциуме к триреме Антония присосались рыбы-прилипалы, резко снизив маневренность судна. Октавиан воспользовался этим и всех победил. Я пытался найти подтверждение в интернете, пишут, что о подобном писал Плиний, однако, у самого Плиния нашел только описание этих рыб. Насколько можно доверять такой легенде?
Клим Александрович, в обсуждении второй серии первого сезона вы говорили о греческом полисе на Таврике, где матрос заходил к гражданам с чёрного хода. Сейчас уже можете сказать, что это был за город?
Оснащались ли легионеры, вводимые в город для борьбы с массовыми беспорядками, спец. средствами, типа резинового гладиуса, или с майдаунами разбирались с помощью стандартного вооружения солдат?
Дим Юрич! Надо что делать: известно где уже скачать не получается, там застопорилось на 2й серии 2го сезона. Где брать продолжение - совсем непонятно ((
Это подмена понятий. Публий Клодий Пульхр был народным трибуном, который протащил закон о бесплатной раздаче хлеба и восстановлении тех самых квартальных коллегий. После этого в его распоряжении была многотысячная римская толпа, а не пара-тройка банд с Авентина. Все что мы знаем о Клодии прошло через призму оценки его злейшим врагом Цицероном. Отсюда у историков существуют следующие, зачастую полярные восприятия Клодия и его политики: а) циничный демагог б) последний вождь римской демократии в) полезное орудие для закулисной политики триумвиров и т. д. Ну или Клодий, как смесь всего выше перечисленного. К моменту трибуната Клодия, Рим лет так восемьдесят жил в условиях перманентной гражданской войны и подобная политика народного трибуна давно уже не выглядела чем-то ужасным. И конечно в его разборках с Цицероном и компанией, решалось не кто какой угол будет вететь, а фундаментальные вопросы управления государством.
> Единственный реальный перегиб, как я понимаю, это введение Варена в сенат Республики, всё-таки он рылом не вышел и магистратура была слабенькая, не консул чай.
Согласно Диону Кассию, Цезарь делел сенаторами не только солдат, но и сыновей вольноотпущенников. Русского перевода нет, есть английский: "Furthermore, he enrolled a vast number in the senate, making no distinction whether a man was a soldier or the son of a freedman, so that the sum of them grew to nine hundred" Dion Cass. XLIII. 47
Добрый день. Вы много говорили о манере боя римлян, в основном метание холодного оружия из-за больших щитов, изредка рукопашный бой. А как воевали римляне между собой? Насколько было актуально метание пилумов в римскую черепаху, например? Отличались ли способы войны против таких же римлян? Или так же, как и против варваров?
Клавдий, патриций по рождению, опустился в плебейское сословие и устраивал многотысячные разборки на улицах города.
Милоний, плебей, домогался консулата и устраивал многотысячные разборки на улицах города.
В конце концов приспешники одного зарезали другого. Или задушили.
Ах да, это были не бандиты, а великий римский народ, составной частью которого тот контингент с которым общался в кино Варрен видимо не является. Это были всё сплошь приличные люди, просиживающие туники на форуме в ожидании когда какой-нибудь Сулла, Помпей или Цезарь бросит им кусок из азиатских, испанских или галльских трофеев.
Я просто хотел продемонстрировать, что общество Рима было не столь однозначным и карьерные виражи могли быть самые разнообразные, в том числе и между сословиями. Хотя, избрание Варрена в Сенат мне лично кажется перебором.
Камрад, если отказаться от принципа историзма, то по меркам нынешнего законодательства вся Римская республика это одна большая ОПГ. Речь не об этом. Клодий, как до него народные трибуны Тиберий и Гай Гракхи, Сатурнин, Друз, Публий Сульпиций (да, их всех убили), был всего лишь рупором римской толпы в борьбе комиции vs сенат. Искренним или себе на уме это уже другой вопрос. Зная о ситуации, когда почтенные сенаторы пришли в народное собрание и забили насмерть народного трибуна и его сторонников, поведение Клодия кажется не таким уж вызывающим. А после восьмидесяти лет гражданских войн, подобное поведение народного трибуна, наверное, стало казаться чуть ли не нормой.
> Клавдий, патриций по рождению, опустился в плебейское сословие
Все сословные отличия (кроме парочки каких-то чисто патрицианских и ничего не значащих религиозных должностей и плебейского народного трибуната) в Римской республике закончились, примерно, за 350 лет до описываемых событий. Разделение носило не сословный, а имущественный характер (см. сенаторы, всадники).
> Ах да, это были не бандиты, а великий римский народ
Если мы говорим об "отрядах" Клодия (сформированных по свежепринятому закону о восстановлении квартальных коллегий), то основную их массу состовлял пролетариат. Вопрос о криминальном элементе в них открытый, но сам характер столкновений говорит о конфликте политических противников в виде драк и запугивания. Главного интереса криминала, такого как грабежи, нет (разграбление и сожжение дома Цицерона - разовая акция).
> Я просто хотел продемонстрировать, что общество Рима было не столь однозначным и карьерные виражи могли быть самые разнообразные, в том числе и между сословиями.
Все это относится к императорскому Риму. В республике и нормальные всадники, вроде Мария и Цицерона, карьеру делали далеко не всегда. Сословия, повторюсь, были уже не важны. А презрение со стороны нобилитета к "новым людям", это претензии жителя столицы к понаехавшему провинциалу. Тот же Клодий, когда деланно удивлялся встречая Цицерона "А ты что делаешь в Риме?", намекал на его провинциальность, а не худородность.
Вот такой вопрос: Варен в одной из сцен серии разбил статую Конкордии, а какое вообще наказание следовало в Древнем Риме за такие действия со священными статуями богов, правителей и иных важных персон? Имело ли при этом значение чья это статуя и при каких обстоятельствах ее разбили/осквернили?
Здравствуйте Клим Александрович
Октавиан занял 3млн, не могу понять что он собирался дальше делать и как отдавать бабло кредитору, если марк антоний отказывался наследство передать?
> Все сословные отличия (кроме парочки каких-то чисто патрицианских и ничего не значащих религиозных должностей и плебейского народного трибуната) в Римской республике закончились, примерно, за 350 лет до описываемых событий. Разделение носило не сословный, а имущественный характер (см. сенаторы, всадники).
Камрад, а тебя разведопросить по этому периоду нельзя? Интересно пишешь.
Замечу только, что это сводит на нет изначальный вопрос: о возможности взаимодействия сенатора и криминала, он получается некорректным.
Неужели и правда могло быть такое, чтобы какие-то бандюки вот так просто ворвались в дом такого уважаемого человека как Люций Лорен, Центуриона первого копья, магистрата, и приближенного самого Цезаря? И пока его нет дома, забрали его детей и вот так просто продали их в рабство?!
Вопрос: Хочется побольше узнать о домашних питомцах в Риме первого века до н.э., если об этом вообще что-то известно. Кому больше отдавали предпочтение римляне (песикам,кисикам или может птичкам) и был ли это удел только богатых?
Скажите пожалуйста, кажется еще в первых сериях сериала Цицерон упрекнул Антония в том, что тот носит плащ(военный) в приделах Рима.Насколько это плохо и плохо ли вообще и почему плащ именно красного цвета?
Вопрос об Октавиане.
Правда ли, что перед смертью Октавиан сказал"Хорошо ли я сыграл комедию жизни?". Как по вашему мнению в чем такой успех Октавиана? Был ли он гением или ему просто повезло?
В сериале совсем не показывают семью Брута, жену,детей. Складывается такое ощущение, что их род-Юниев состоит только из самого Марка да его мамы. Выглядят они как то сиротливо. А как обстояло на самом деле, что стало с родом Юниев после смерти Брута и Сервилии?
Скажите пожалуйста, а в данный период времени древнего Рима использовалось ли вскрытие животных перед битвой, чтобы узнать исход или предвидеть знамения ее исхода или это было уже не в "моде"(пережитки прошлых времен)?
Не все ясно с офицерским составом легиона. Командир легиона - трибун. Боевые офицеры – центурионы. Вы бы не могли пояснить, кто были такие и чем занимались военные трибуны и трибун латиклавий в легионе имперского периода?
> Тоже при просмотре этой серии подумал, а почему бы в Авентин просто не заслать пару когорт и всю шоблу там не перерезать. Остальных переселить куда-нибудь или заслать в местные исправительно-трудовые лагеря на реабилитация. Ох не доросло сознание сценаристов до таких вершин. Хотя сцена с переговорами тоже была прекрасна, тут двух мнений быть не может.
Что-то увлёкся я темой Древнего Рима... С разгону пересмотрел фильм 2003 года "Римская империя. Август". В роли Августа (Октавиана, по нашему) в старости - Питер О'Тул.
Интересно, что фильм охватывает почти те же события, что и сериал "Рим", и многие действующие лица те же. Цезарь, Атия и Юлия, Октавиан конечно, Марк Антоний, Клеопатра, и многие другие...
Отсутствуют полностью и Пуло и Ворен.
Описывается история начиная с отъезда Октавиана к дяде, Цезарю, в действующую армию (с другом Агриппой).
И многие события так же показаны в фильме.
Так вот, убийства врагов Октавиана в Риме по этому фильму осуществлялись именно солдатами, легионерами. Приходит отделение - и убивает кого надо, по списку.
Камрад, Теодор Моммзен пишет гораздо интереснее! С него начинают, а дальше как пойдет.
> Замечу только, что это сводит на нет изначальный вопрос: о возможности взаимодействия сенатора и криминала, он получается некорректным.
Ну, ситуация показанная в фильме очень важна для дальнейшего сюжета, но резко идет в разрез с историей. Реалный, исторический Антоний, после смерти Цезаря всеми правдами и неправдами пихал своих сторонников в сенаторы (их называли "замогильные"). А в фильме он берет и отправляет своего готового сенатора Ворена рулить бандами, не найдя для этого кого попроще. Что интересно, всех этих "левых" сенаторов только спустя годы прорядил уже Октавиан, правда, оставив каждому все сенаторские привилегии.
> Кому: Jordan, #49 >
> > Правда ли, что перед смертью Октавиан сказал"Хорошо ли я сыграл комедию жизни?".
>
> "Коль хорошо сыграли мы - похлопайте и проводите добрым нас напутствием". Якобы из какой-то старинной пьесы.
Он сказал обе эти фразы. Вторая, не из пьесы, а традиционное обращение актеров к публике перед уходом со сцены.
Добрый день.
Вы сказали что 2 легиона перешли на сторону Окравиана. А как это происходило? Легион отказался выполнять приказы сената? Легион финансировался из казны, подчинялся сенату и если Антоний контролировал сенат, не мог ли он прекратить финансирование легиона или отдать приказ например о передислокации этих легионов в дальнюю провинцию?
Клим Саныч, часто римские солдаты рисуются с красными эллементами экипировки. То щит красный, то мантия то гребень, то "юбка".
Откуда инфа о такой доминирующей цветовой доминанте, ведь все выцвело.
И всегда ли раскраска была такая?
Что там с боевыми кабанами присутствуюшиме в ром тотал вар? Таки да?
Так как Клим Саныч ругается, что пишите много вопросов в один пост. Сообщение будет не одно.
В ответах на вопросы к первой серии второго сезона, Клим Саныч сказал, что римлянам было пофигу кто и во что верит, ходи на общественные праздники и делов.
Но что-то это не очень соотносится с тем, как вежливо на аренах принимали христиан. Если я правильно понимаю, то львам скармливали самых самых вообще злодеев.
От чего такая избирательная любовь? )
Или про остальных мы меньше знаем? (где мы, это не проф историки)
В Турции есть туристический центр Памуккале. Там же находился некогда город Иераполис с очень древней историей аж со 2 тысячелетия до н.э.
Помимо примечательного храма Апполона в котором был распят 12-ый апостол Филипп.
Там есть бассейн Клёпы. И что, до того, как город был разрушен землетрясением, на этом месте был бани, которые то и посещала та самая Клеопатра.
Возникает 2 вопроса:
-Во первых, правда ли, что Клепа там была?
-Во вторых, если первое верно, то на кой черт ее туда понесло?
Вопрос:
Давеча был в Риме, удивили утыканные по всему городу египетские обелиски.
Зачем римляне тянули их к себе в таком количестве?
Из каких стран и что именно также "забиралось" в Рим?
Самоубийство - вполне достойный выход для римлянина в безвыходной ситуации или в ситуации бесчестья. Тут они были солидарны с самураями. Можно почитать например о том, как покончил с собой Катон Утический. Сеппукку удалось только со 2-й попытки, но упрямый оптимат таки довел дело до конца.
Вот тоже интересно , может Антоний и разозлился из-за того что Октавиан на него потом стрелки мог перевести, мол рад бы долг отдать да не могу т.к. Антоний волю цезаря не торопится исполнить, прошло бы такое?
> Вот тоже интересно , может Антоний и разозлился из-за того что Октавиан на него потом стрелки мог перевести, мол рад бы долг отдать да не могу т.к. Антоний волю цезаря не торопится исполнить, прошло бы такое?
Именно так. Раздачу денег Цезарь обещал провести в своем завещании. Октавиан волю приемного отца честно выполнил. Теперь в получении наследства заинтересован не только он, но и его кредиторы, а симпатии простых римских граждан в вопросе получения наследства тоже на его стороне.
Клим Александрович, Вы можете немного рассказать о финансовой системе в Риме I века д.н.э? Как совершались крупные торговые операции? Существовали ли какие-нибудь ценные бумаги? Били ли банки? И какова была их роль?
«Я бы с удовольствием, но мой владыка Дис, и он заберёт меня, когда пожелает. А сейчас он хочет, чтобы я страдал здесь, на земле». – «Ошибаешься, центурион, не Дис твой владыка, а я, силой священной клятвы под знамёнами 13-го легиона». – «Так точно!»
Клим Жуков. Дис, кто не знает, это Аид, т.е. владыка подземного мира.
Здравствуйте, Клим Александрович и Дмитрий Юрьевич! В чем выражалась подделка вина? Это ведь не водка, чтобы влить вместо нее изопропанола, денатурата, метанола, плохоочищенной сивухи и проч.
> Почему Варен называет себя "Сын Аида"? Он же римлянин, должен называть себя "Сын Плутона".
Википедия пишет, что Дис Патер (Диспатер, бог подземного царства) и Оркус (бог смерти, от этрусков) впоследствии "растворились" в образе Плутона.
Дис, кстати, "в конечном итоге стал ассоциироваться со смертью и преступным миром, потому что богатство земли — драгоценные камни и драгоценные металлы — считалось в греко-римском обществе символикой разбойников. А Дис патер со временем стал конфликтовать с греческим богом Аидом."
В том, что Ворен упоминает в серии два имени - Дис и Гадес.
> Римский аналог Аида - Плутон.
Нет. Римский аналог Гадеса (Аида) - Орк и/или Дис (Дит, Диспатер). Плутоном Гадеса стали называть сами греки во времена классической Греции. По всей видимости, что бы лишний раз не произносить настоящее имя не самого приятного из богов. Соответственно, Плутон это заимствованое (и довольно поздно) римлянами греческое Πλούτων.
> Для меня это выглядит так, как если бы папский гвардеец превозносил Аллаха и Магомета веке так в шестнадцатом.
Ну, это все от незнания. Но можно ведь почитать "О природе богов" или "Метаморфозы" какие, и глядишь, такие мощные аналогии возникать и не будут.
Про то что римляне поклонялись божеству по имени Дис я не знал. Называть своим владыкой Диса Варен нверное мог.
Но насчёт Гадеса вопросы по прежнему остались.
Мы выяснили, что Плутон не исконно римское, а заимствованное у греков имя. Которое, видимо, являлось эвфемизмом имени Гадес. Если римляне заимствовали эвфемизм Плутон, то, соответственно, берут в оборот и имя которое он скрывает. Я не думаю, что сценаристы так глубоко капали, но контраст сцен, где Ворен спокойно объясняется с Антонием, упоминая такой же как и Плутон эвфемизм Дис и сцены со статуей Конкордии, где он орет что сын Гадеса, называя вслух табуированное имя подземного бога, внушает. Хотя, версия камрада Merlin`a объясняет все гораздо проще и лучше!
Клим Александрович,
Не по сериалу, но про Рим. В "Записках о галльской войне" Тит Лабиен упоминается как правая рука Цезаря чуть ли не в каждом сражении. Почему же после стольких лет совместной службы Лабиен принял сторону помпеянцев ? Что об этом говорят исторические документы и/или как считаете Вы ?
Какова была скорость распространения новостей и информации в то время, т.е. через сколько дней могло стать известно в Риме о событиях в Испании, Египте, Понте или Сирии?