-
В 1980 году нейтральное государство Швеция передало СССР построенный по советскому заказу гигантский плавучий док ПД-50. Предназначался док для обслуживания и ремонта советских тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.
Таких крейсеров СССР за свою историю заложил семь штук. Один — “Варяг” — был в 1992 году продан великими украми Китаю за символические 25 миллионов баксов, якобы для использования в качестве плавучего центра развлечений. Теперь этот центр развлечений бороздит южные моря в качестве одного из двух действующих китайских авианосцев и называется "Ляонин". Так начиналась серия великих перемог незалежной украинской нации. Крейсера “Киев” и “Минск” действительно стали в Китае увеселительными аттракционами. “Новороссийск” и “Ульяновск” превратились в металлолом. “Адмирал Горшков” продан Россией дружественной Индии и является флагманом индийских ВМС.
Единственный оставшийся в составе отечественного флота и доживший до наших дней авианесущий крейсер проекта 1143 называется “Адмирал Кузнецов” — по имени Николая Герасимовича Кузнецова, без которого советские авианосцы, возможно, не состоялись бы вообще. Сдан он был в 1991 году и с тех пор, понятное дело, устарел и поизносился. Поэтому в походе к берегам Сирии пару лет назад случилось много аварий и прочих злоключений технического характера, в том числе — крушение истребителя МиГ-29К при заходе на посадку.
Чуть больше года назад “Кузнецов” встал на ремонт на Мурманском судоремонтном заводе в населённом пункте Росляково. Планы были масштабные. Во-первых, замена всех котлов — ну, чтобы адские ч0рные дымы больше не застилали небо Средиземного моря. Установка цифрового радиотехнического комплекса управления полётами, чтобы летательные аппараты могли выполнять задачи в любое время суток и в любую погоду. Новые системы ПВО — в частности, “Панцирь-М” и “Полимент-Редут”. До 2021 года на ремонт крейсера планировалось потратить около 60 миллиардов рублей.
Значительная часть ремонтных работ должна была осуществляться в том самом шведском плавдоке по фамилии ПД-50. С 2010 года, кстати, это уже не государственный плавдок, а приватизированный. Именно в нём и находился крейсер в ночь с 29 на 30 октября. Циклопическое сооружение, внутри которого находился корабль, внезапно накренилось, уронив на палубу “Кузнецова” кран, и стало тонуть. Сообщается, что героические действия экипажа, оставшегося на судне во время ремонта, позволили предотвратить затопление крейсера за компанию с доком. Четверо работников дока получили переохлаждение в ледяной воде, один пропал без вести. Если бы не помощь моряков, наверняка ситуация была бы трагичнее.
Корабль, говорят, существенных повреждений не получил. И тут же сообщают, что в “Кузнецове” зияет пробоина габаритами в 20 квадратных метров — ну, примерно как комната средних размеров. Видимо, проходит по категории “мелкая царапина”.
Информация о причинах поступает противоречивая. Судоремонтники утверждают, что был перебой в подаче электроэнергии с берега, а на доке внезапно не оказалось автономных энергосистем. Поэтому откачивающие воду насосы выключились и произошло то, что произошло. Энергетики возражают, что никаких перебоев в помине не было.
Есть ли способы вытащить ПД-50 на поверхность — вопрос открытый, но очень может быть, что это нереально. Пишут, что он сильно ударился о грунт при затоплении, плюс лежит рядом с мега-ямой, глубина которой — около 100 метров. При попытке подъёма вполне может туда уползти.
Как звучит имя и фамилия гражданина, благодаря которому Россия в 2021 году не получит модернизированный авианосец, нам ещё предстоит узнать. Хотя, возможно, не стоит предавать имя виновного огласке, да и карать за такие мелкие огрехи не обязательно. Ну подумаешь, не предусмотрел, что электроснабжение дока может прерваться, и не обеспечил его резервными источниками энергии. Все мы люди, ошибиться может каждый! Если каждый раз кого-то приколачивать к позорному столбу, как система научится прощать? Не сталинские же времена на дворе, ёлы-палы.
|